Качество видео - это численные характеристики загруженного ролика и включает в себя следующие показатели:
Количество пользователей, которым понравилось видео.
Число комментариев, оставленных к ролику.
Сколько человек добавили видео в избранное или плейлист.
Количество поделившихся роликом.
Время загрузки видео.
Число просмотров.
Такими несложными оптимизациями можно добиться совершенно другого уровня охвата. Нужно помнить, что главная статья расходов в видеопродвижении - это непосредственно стоимость создания контента. Чтобы охватить максимальное количество клиентов нужно в равной степени уделять внимание рекламе и оптимизации под рекомендательную систему. Количество пользователей Youtube растет каждый год, как и время, проведенное в сервисе. Сейчас как никогда инвестиция в продвижение на этой платформе актуальна как малому, так и крупному бизнесу.
Список литературы / References
1. YouTube has 1.8 billion logged-in viewers each month. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.theverge. com/2018/5/3/17317274/youtube-1 -8-billion-logged-in-monthly-users-brandcast-2018/ (дата обращения 23.05.2019).
2. Top Sites in Russia. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.alexa.com/topsites/countries/RU. (дата обращения 23.05.2019).
3. The YouTube video recommendation system: Электронный ресурс] // Режим доступа: https://dl.acm.org/citation.cfm?id=1864770/ (дата обращения 03.06. 2019).
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ - ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Магрупов А.Ю. Email: [email protected]
Магрупов АзизЮлдашевич - научный соискатель, кафедра экономики труда и управления, Ташкентский филиал Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в работе рассматривается формирование человеческого капитала с целью инновационного развития Республики Узбекистан. Президентом Республики Узбекистан было разработано пять приоритетных инициатив, основанных на развитии человеческого капитала, которые включают в себя здоровье, навыки, знания и опыт населения. Инвестиции в людей в виде питания, охраны здоровья, качественного образования, создания рабочих мест и повышения профессиональной квалификации с раннего возраста помогают развивать человеческий капитал.
Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, человеческий капитал, образование, инициативы.
HUMAN CAPITAL IS THE MAIN FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN Magroupov A.Yu.
Magroupov Aziz Yuldashevich - Scientific Applicant, DEPARTMENT LABOR ECONOMICS AND MANAGEMENT, " TASHKENT BRANCH RUSSIAN ECONOMIC UNIVERSITY G. V. PLEKHANOV, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the paper discusses the formation of human capital for the purpose of innovative development of the Republic of Uzbekistan. The President of the Republic of Uzbekistan developed five
priority initiatives based on the development of human capital, which includes the health, skills, knowledge and experience of the population. Investing in people in the form of nutrition, health care, quality education, job creation and professional development from an early age helps to develop human capital.
Keywords: innovations, innovative development, human capital, education, initiatives.
УДК 331.108
Страны, обладающие богатым ресурсным потенциалом, часто находятся перед выбором: обеспечивать дальнейший рост экономики на основе использования природных ресурсов или перейти на новую ступень экономического развития на основе инноваций. Республика Узбекистан принадлежит к числу стран, предпринимающих перестроить экономику на инновационный тип развития. При этом важным становится вопрос о ключевых детерминантах роста экономики на основе инноваций.
На процессы инновационного развития страны благотворно влияет повышение эффективности государственного управления на основе внедрения принципов прозрачности и открытости деятельности государственных органов, элементов современного менеджмента в систему государственного управления, механизмов общественного контроля их работы.
Предложенная Президентом страны Ш. Мирзиёевым программа «Стратегия действий по пяти важнейшим направлениям государственного и экономического развития на 2017-2021 г.» определила стратегию перехода экономики республики на инновационный путь развития [1].
По общему определению, инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Инновационный процесс - это прогресс преобразования научного знания в инновацию, его можно представить как последовательную цель событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяются при практическом использовании. В отличие от других инновационный процесс не завершается внедрением, т.е. появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии.
Основа инновационного процесса - процесс создания и освоения новой техники и технологий. Техника - совокупность вещественных факторов производства, т.е. средств и предметов труда, в которых материализованы новые знания и умения человека. Инновационная деятельность - деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках. Инновационную деятельность, связанную с капитальными вложениями в инновации, называют инновационно-инвестиционной деятельностью.
В Узбекистане приняты законы «Об инновационной деятельности» и «О науке». В настоящее время эти законы готовятся к принятию в новой редакции, совершенствуется система управления научно-исследовательской системы, создано Министерство инновации и его подразделения в областных центрах. Вместе с этим переход экономики Узбекистана на инновационный путь развития связан с некоторыми проблемами.
Во-первых, не создана универсальная модель инновационной технологии, обеспечивающей ускоренный экономический рост.
Во-вторых, недостаточно проводятся теоретические исследования в области нанотехнологий, хотя на это имеются денежные ресурсы.
В-третьих, полностью нужно осуществить переход от экономики сырьевых ресурсов к экономике инноваций на базе использования новых инновационных идей.
В-четвертых, необходимо пересмотреть систему экспертизы инновационных новшеств с приглашением на эту работу зарубежных ученых и специалистов.
В большинстве случаев государство старается управлять инновациями, которые являются важным инструментом для улучшения тех или иных показателей. Но редко заходит речь о том, чтобы модернизировать саму власть, а ведь инновации в государственном управлении уже постепенно внедряются, и их необходимость уже трудно отрицать. Инновации, как постоянное явление, могут существовать только в подготовленной для них среде. Если пытаться управлять инновациями, ничего не меняя «вверху», нововведения долго не протянут - именно от
инициатив и опыта власти (в стране, концерне, небольшой фирме) зависит эффективность подчиненных.
Таким образом, недостаточно вводить инновации в сферах производства товаров, услуг. Необходимо также провести инновации, которые напрямую влияли бы на выработку новых решений - для этого нужны накопленные объемы знаний по инновациям, а также некоторая благоприятная среда для их распространения. В обыденном смысле это означает необходимость обучать и переобучать руководителей многих крупных компаний, а также сотрудников министерств, которые напрямую работают с инновационными проектами. В инновационных городках и других подобных проектах собраны участники, которые думают на одном языке - на языке свежих идей и решений. Если же руководители этих проектов не будут успевать за инициативой подчиненных, пострадает весь проект. При этом инновации в государственном управлении не отменяют его основную функцию - регулирование нововведений и проверку возникший идей на пригодность в реальных современных условиях.
Управление человеческим капиталом находится среди той практики управления и исследования, которое подвергается постоянному развитию в последние десятилетия. Стимулами к развитию этого аспекта являются следующие факторы:
• повышение уровня подготовки персонала на высоком уровне, что еще до недавнего времени казалось неактуальным;
• осведомленность организаций о влиянии человеческого капитала на ее работу и функциональность, независимо от размера предприятия;
• старт революции знания, где новая экономика двигается за счет продвижения новых знаний и человеческого капитала.
Формирование человеческого капитала принимает различные виды, формы и проходит через различные этапы жизненного цикла человека. Формирование человеческого капитала это непрерывный постоянный процесс, с помощью которого личность достигает своего наивысшего потенциала и стремления к интеграции и оптимизации сочетания текущих процессов, таких, как образование, поиск работы, трудоустройство, формирование навыков и развитие личности. А личность как известно формируется в школьные годы.
Процесс формирования человека или рабочей силы начинается в школе, продолжается в колледже, вузах, в курсах повышения квалификации, на стажировках и т.д. [2, 64].
У каждого ребенка в возрасте 3 - 4 лет формируется культура совершенно свободного доступа к любой информации. Развитие способностей у ребенка дает ему возможность свободно управлять своими талантами, вложить в его инструментарий как можно больше понятий, навыков, умений. На развитие ребенка влияют результаты его обучения, которые впоследствии могут повлиять на развитие рынка труда. Количество человеческого капитала, приобретенного в процессе обучения, зависит от врожденных способностей. Основным периодом формирования человеческого капитала является возраст с 13 до 23 лет. Это период гормонального взрыва, полового созревания, когда природа дает растущему организму прилив огромной энергии. Эту энергию необходимо преобразовывать (сублимировать) на стадионе, чтобы укрепить здоровье, на студенческой скамье и в театре, чтобы получить образование и культуру, научиться ставить и достигать цели в жизни, преодолевать препятствия. Человек может стать квалифицированным работником путем приобретения человеческого капитала, который характеризуется высоким содержанием знаний, способствует инновациям и развитию новых идей. Сформированный человеческий капитал обеспечивает человеку стабильный доход, статус в обществе, самодостаточность.
Общим элементом инноваций и человеческого капитала являются способности и деятельность человека. Способности определены наследственным фактором, и изменить их невозможно, деятельностью же возможно управлять.
Учитывая природу описанных элементов, предлагаем следующую структуру инновационных технологий управления человеческим капиталом, способную влиять на результат деятельности человека. Система инновационных технологий управления человеческим капиталом представлена на рисунке 1.
Подсистема управления
Объекты управления
Иле авали он-ные технологии управления человеческим капиталом
Механизм инновационных технологий
Результат использования инновационны х технологии
Управление регионом
Управление организацией
Управление человеческими ресурсами организацн
Человеческий капитал региона
Человеческий капитал организации
Интеллектуальный потенциал человека
Формирование
и развитие самообучающегося
Формирование
и развитие самообучающейся |
Инновационные кадровые
процессы, развивающие дивергентное мышление
■3
Горизонтальные коммуникации
между
Формализация и
распространение неявных |
Выявление и развитие людей с дивдэгенгным мышлением
Конкурентоспособность региона
Инновационное развитие организации
Инновационная активность
кадров
I
Рис. 2. Система инновационных технологий управления человеческим капиталом на мезоуровне
Предлагаемая система содержит комплекс инновационных технологий на уровне региона, организации и на уровне управления человеческим капиталом. На всех уровнях объектом управления является человеческий капитал. Инновационной формой на мезоуровне является самообучающийся регион. Впервые данное понятие использовал Р. Флорида в 1994-1996 годах. Региону отводилась ключевая роль, при этом главным было формирование нового типа региона к которому применимы критерии экономики знаний.
Важнейшим фактором обеспечения инновационного развития является наращивание качественного человеческого капитала. Однако в Узбекистане сохраняются проблемы, связанные с этим.
В связи с этим Президентом Республики Узбекистан было разработано пять приоритетных инициатив, основанныхна развитии человеческого капитала, которые включают в себя здоровье, навыки, знания и опыт населения. Инвестиции в людей в виде питания, охраны здоровья, качественного образования, создания рабочих мест и повышения профессиональной квалификации с раннего возраста, помогают развивать человеческий капитал.
В будущем экономический рост страны возможен от увеличения финансирования таких направлений экономики, как качество рабочей силы, человеческий капитал, здравоохранение, культура и инфраструктура. Развитие материальных, интеллектуальных и духовных возможностей человека, накопление человеческого капитала становится важной задачей государства. Основным приоритетом бюджетных расходов страны являются вложение инвестиций в человеческий капитал, а такими расходами являются образование, здравоохранение и культура.
Без человеческого капитала страна не сможет ни добиться устойчивого экономического роста, ни сформировать контингент работников, готовых занять требующие повышенной квалификации рабочие места будущего, ни эффективно конкурировать на мировой экономической арене.
Чтобы решить эти проблемы Президент Республики Узбекистана выдвинул приоритетные пять инициатив, которая, по сути, является Проектом развития человеческого капитала.
Формирование человеческого капитала может быть достигнуто путем использования политики государства в области здравоохранения и спорта, образования, культуры и искусства, современных информационных технологий, духовности и просветительству, а также профессиональной подготовки уязвимых слоев населения.
Таким образом, формирование человеческого капитала связано с инвестициями в человека и его развитие как творческого и продуктивного ресурсов.
Чем большим потенциалом обладает каждый член общества, тем выше интеллектуальный ресурс всей страны, тем динамичнее темпы роста экономики, тем значительнее возможности общества. Развитие человеческого потенциала в Республике Узбекистан предполагается в
реализации «Пяти приоритетных инициатив Президента Республики Узбекистан», которые включают в себя:
1. Первая инициатива предполагает привлечение в 2019-2020 годы в культуру и искусство 2 миллионов молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет. Механизм реализации первой инициативы заключается в создании дополнительных классов в детских школах музыки и искусства, кружков инструментального, вокального исполнения и изобразительного искусства, самодеятельных театральных групп и детских ансамблей в центрах культуры, где в музыке, танцах, живописи, прикладных искусствах, языке, кухне и одежде представлены национальные особенности народов Узбекистана.
2. Вторая инициатива предусматривает привлечение молодежи к занятию спортом. В связи с этим предложено в ближайшие два года построить в каждом районе малые спортивные залы с использованием легких конструкций и сендвич-панелей. Таким образом, в Республике Узбекистан осуществляется широкомасштабная работа, направленная на формирование здорового образа жизни, одного главного фактора развития человеческого капитала, создание для населения, особенно молодого поколения, соответствующих современным требованиям условий для регулярных занятий физической культурой и массовым спортом, укрепление у молодежи посредством спортивных соревнований, воли, веры в собственные силы и возможности, развитие мужества, чувства патриотизма и преданности Родине, системную организацию работ по отбору талантливых спортсменов из числа молодежи, а также дальнейшему развитию физической культуры и массового спорта.
3. Третья инициатива предполагает эффективное использование компьютерных технологий и интернета, для чего до 2020 года в Республике Узбекистан будут созданы бесплатные учебные центры по цифровым технологиям и около 19 тысяч объектов социальной сферы, которые будут обеспечены высокоскоростным доступом к интернету. Молодежь будет обучаться программированию, робототехнике, основам инновационного предпринимательства в сфере информационных технологий и электронной коммерции.
Вследствие этого в настоящий момент в Республике Узбекистан определены основные стратегические приоритеты в области ИКТ:
• создание современных национальных баз данных;
• внедрение компьютерных и информационных технологий в отраслях реальной экономики, в сфере управления, бизнеса, науки и образования;
• подготовка высококвалифицированных специалистов;
• развитие рынка информационных ресурсов и услуг;
• поэтапный переход к электронным формам обмена информацией;
• обеспечение высокоскоростного доступа к национальным и международным информационным системам;
• стимулирование развития отечественного производства программных продуктов и их экспорта;
• развитие технической инфраструктуры с учетом конвергенции информационно-коммуникационных сетей и услуг.
4. Четвертая инициатива предполагает разработку программы по повышению духовности молодежи и пропаганде читательской культуры. Важной задачей развитие человеческого капитала является накопление духовных возможностей человека, развитию читательской культуры у молодежи. Решено направить в каждый регион по 1 миллиону книг, в число которых войдут художественная, историческая, научно-познавательная литература. Запланированы реконструкция информационно-библиотечных центров и открытие народных библиотек в махаллинских сходах и школах по инициативе предпринимателей.
Согласно данным международного института маркетинговых исследований, 44% респондентов в Японии читают книги ежедневно или почти каждый день, либо хотя бы раз в неделю. По этому показателю Япония входит в 15 самых читающих наций на земле.
Именно поэтому, выдвинутые Президентом Республики Узбекистан пять важных инициатив по повышению духовности молодежи и содержательности досуга получают высокую оценку в Японии. Усилия Правительства Узбекистана по организации системной работы по повышению духовности молодежи и широкой пропаганде чтения книг оцениваются как весьма актуальные и своевременные.
Токийским региональным офисом всемирно известного издательства «World Scientific Publishing» проработан вопрос предоставления на безвозмездной основе 260 книг на английском языке. Предназначенные для студентов ВУЗов и учеников старших классов специализированных школ Республики Узбекистан книги посвящены таким предметам, как
математика, физика, экономика, информационно-коммуникационные технологии и другим актуальным направлениям научно-исследовательских и образовательных учреждений.
5. Пятая инициатива предусматривает развития человеческого потенциала, совершенствования и реализации возможностей женщин. Создание условий обеспечения занятости женщин на рынке труда является одним из основных источников формирования возможностей реализации человеческого потенциала и обеспечение женщин работой за счет создания в 2019-2020 годах на всей территории Республики Узбекистан швейно-трикотажных предприятий. Пятая инициатива предполагает организацию швейно-трикотажных предприятий в неиспользуемых зданиях, строительство малых цехов с применением легких конструкций. В профессиональных колледжах откроются учебные курсы по швейно-трикотажному делу, будет налажено обучение женщин профессиям.
Действительно, обеспечение занятости населения, особенно женщин в сельских местностях, маленьких и средних городах является приоритетной задачей для страны. Здесь можно утверждать, что задача занятости и обеспечения работой женщин тоже является очень особенной и своеобразной.
Конечной целью претворения в жизнь программ модернизации экономики Узбекистана является повышение благосостояния населения. Переход на инновационную экономику способствует большим переменам в социально-экономической жизни страны. Среди современных программных перемен отдельными задачами являются: совершенствование рынка труда, занятости населения, повышения занятости женщин, особенно женщин в сельской местности.
Внедрение 5 инициатив, прежде всего в регионах и школах, будет способствовать формированию широкого кругозора у молодежи, поможет стать им умными, высококультурными и физически здоровыми личностями, ни в чем не уступающим своим сверстникам во всем мире. Реализация этих мер позволит создать дополнительные рабочие места для выпускников школ, лицеев и колледжей. Это позволит более 5 миллионам школьников республики уверенно строить свое будущее, стать успешными людьми и внести свой вклад в развитие Республики Узбекистан.
Таким образом, в пяти инициативах изложена суть и принципы формирования и развития человеческого капитала.
Пять инициатив позволит развивать человеческий капитал, что обеспечит приоритет инвестициям в человеческий капитал, обладающим преобразовательным потенциалом. Задача в том, чтобы быстрыми темпами продвигаться по пути построения в стране общества, в котором все дети полноценно питаются, приходят в школу готовыми к учебе, могут рассчитывать на получение в школе реальных знаний и, повзрослев, способны выйти на рынок труда здоровыми, квалифицированными и производительными работниками.
Инновационной технологией на уровне управления человеческим капиталом является последовательность кадровых процессов, позволяющих реализовывать стратегию развития. Предлагается следующая последовательность кадровых процессов.
1. Ведущим процессом является обучение. Процесс подготовки руководящих кадров предваряет процесс обучения. Ведь реализация стратегии самообучения зависит от принятия ее руководящими кадрами.
2. Принятие стратегии менеджментом осуществляется через процесс осознания, которому предшествует обучение/самообучение. Обучение сотрудников стоит на особом месте по значимости кадровых процессов на пути управления человеческим капиталом.
Обучение выступает с одной стороны в качестве ключевого процесса, занимающего одно из первых мест, с другой - является частью других процессов технологии (набора, адаптации, ротации, кадрового планирования и иных.)
Особенностью предложенной технологии является ориентация методов управления на развитие дивергентного мышления. Ключевыми процессами являются: принятие стратегии самообучения топ-менеджментом организации и обучение. Наиболее эффективным инструментом управления признаны групповые методы.
Таким образом, предложенная система управления человеческим капиталом объединяет два уровня: мезо- и микроуровень. Рассматривать технологию управления человеческим капиталом считаем целесообразным во взаимосвязи, так как значимость и первостепенность роли региона и организации трудно разделимы. Предлагаемый подход - ориентир для формирования стратегии инновационного развития хозяйствующих субъектов Республики Узбекистан.
Список литературы / References
1. Указ Президента Республики Узбекистан «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». № УП-4947. 07.02.2017.
2. Abdurarhmanov K. Uzbekistan: Past, Present and Future. Seoul-Sunest, 2016. 253p.
3. Abdurarhmanov K., Zokirova N. Human Development: Textbook. Bremerhaven,2014. 428 p.
4. Управление человеческими ресурсами организации: учебник / коллектив авторов; под ред. Ю.Г. Одегова, М.В. Полевой, В.С. Половинко. Москва: КНОРУС, 2019. 584 с.