Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА'

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН - ЭТО НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЗДОРОВЬЕ / ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ТРУДЫ НАШИХ УЧЕНЫХ-ИСТОРИКОВ И ЭНЦИКЛОПЕДИКОВ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / КАК ИННОВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Убайдуллаев Г. З.

Цель исследования - изучить теоретико-методологические основы развития человеческого капитала и цифровой экономики в экономике Узбекистана. Теоретическое обоснование и разработка организационно-экономического механизма управления человеческим капиталом в развитии страны. Целью данной работы является выявление развития социально-экономических отношений, характеризующих взаимосвязь человеческого капитала как инновационного фактора социально-экономического развития. Основное внимание в исследовании уделяется концепциям и стратегиям социально-экономического развития страны, разрабатываемым государством, уделяя приоритетное внимание росту человеческого капитала и развитию цифровой экономики, формированию целевых программ решения проблем. Сопоставления и сходства в творчестве наших исторических учёных в развитии системы образования - главная цель в росте человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Убайдуллаев Г. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF HUMAN CAPITAL AS A FACTOR OF SOCIO-ECONOMIC AND INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION

The purpose of the study is to study the theoretical and methodological foundations for the development of human capital and the digital economy in the economy of Uzbekistan. Theoretical substantiation and development of the organizational and economic mechanism of human capital management in the development of the country. The purpose of this work is to identify the development of socio-economic relations that characterize the relationship of human capital as an innovative factor in socio-economic development. The study focuses on the concepts and strategies of the country's socio-economic development, developed by the state, giving priority attention to the growth of human capital and the development of the digital economy, the formation of targeted problem-solving programs. Comparisons and similarities in the work of our historical scientists in the development of the education system are the main goal in the growth of human capital.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА»

УДК 378

Убайдуллаев Г.З., кандидат экономических наук доцент кафедры «Информационные технологии Сервис»

Каршинский филиал Ташкентского университета информационных

технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ИННОВАЦИОННОГО

РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Аннотация: Цель исследования - изучить теоретико-методологические основы развития человеческого капитала и цифровой экономики в экономике Узбекистана. Теоретическое обоснование и разработка организационно -экономического механизма управления человеческим капиталом в развитии страны. Целью данной работы является выявление развития социально-экономических отношений, характеризующих взаимосвязь человеческого капитала как инновационного фактора социально -экономического развития. Основное внимание в исследовании уделяется концепциям и стратегиям социально-экономического развития страны, разрабатываемым государством, уделяя приоритетное внимание росту человеческого капитала и развитию цифровой экономики, формированию целевых программ решения проблем. Сопоставления и сходства в творчестве наших исторических учёных в развитии системы образования - главная цель в росте человеческого капитала.

Ключевые слова: Регион - это национальный человеческий капитал, система образования, здоровье, инвестиции в человеческий капитал, качество образования, труды наших ученых-историков и энциклопедиков, цифровая экономика, мировая экономика, социально -экономическое развитие человеческого капитала. как инновационные факторы.

Ubaydullaev G.Z., Candidate of Economic Sciences associate professor of the department of information technologies service Karshi branch of the Tashkent University of Information Technologies named

after Muhammad al-Khorazmiy

MANAGEMENT OF HUMAN CAPITAL AS A FACTOR OF SOCIOECONOMIC AND INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION

Annotation: The purpose of the study is to study the theoretical and methodological foundations for the development of human capital and the digital economy in the economy of Uzbekistan. Theoretical substantiation and development of the organizational and economic mechanism of human capital management in the development of the country. The purpose of this work is to identify the development of socio-economic relations that characterize the relationship of

human capital as an innovative factor in socio-economic development. The study focuses on the concepts and strategies of the country's socio-economic development, developed by the state, giving priority attention to the growth of human capital and the development of the digital economy, the formation of targeted problem-solving programs. Comparisons and similarities in the work of our historical scientists in the development of the education system are the main goal in the growth of human capital.

Keywords:The region is the national human capital, the education system, health, investment in human capital, the quality of education, the works of our historians and encyclopedias, the digital economy, the world economy, the socioeconomic development of human capital. as innovative factors.

Введение. Тот факт, что по инициативе нашего Президента 2020 год объявлен Годом науки, просвещения и развития цифровой экономики, вдохновил народ Узбекистана на новые идеи. Это связано с тем, что в названии года кроется научный потенциал, просвещение и образование, достижение высокого качества человеческого капитала, а также развитие цифровой экономики, верховенства закона, лежащего в основе инновационной экономики и информационного общества [1]. Таким образом, сфера образования и науки была определена как один из приоритетов стратегии действий по социально-экономическому развитию Узбекистана на 2017-2021 годы. Это, конечно, концепция человеческого капитала и информации, тесная связь между информационными технологиями, более того, сами информационные и коммуникационные технологии возникают на пересечении информационных категорий и человеческого капитала, поскольку поток информации охватывает все сферы жизни человека и играет все возрастающую роль в условиях глобализации мирового сообщества. В период модернизации экономики региона внедрение инноваций и современных информационных технологий в производственный процесс приводит к появлению новых наукоёмких секторов экономики в условиях самостоятельного развития человеческого капитала. Формирование и развитие инновационных отраслей современной экономики приводит к формированию характеристик человеческого капитала как фактора возникновения этих инновационных новых видов труда, то есть развитие масштабов и качества человеческого капитала является широким понятием. Это требует инициативы и разработки новых идей по повышению квалификации человеческих ресурсов [2].

Цель исследования. Совершенствование региональной социально -экономической политики на основе управления человеческим капиталом. Изучение теоретических и методологических основ использования человеческого капитала и развития цифровой экономики в экономике Узбекистана. Для проведения радикальных структурных реформ в экономике региона необходимо особое внимание уделить вопросам технического перевооружения и модернизации промышленных предприятий, внедрения

многопрофильных технологий и подготовки специалистов, способных работать на них. Разработка научных выводов и практических рекомендаций по перспективным направлениям с эффективным использованием современных знаний и цифровых экономических технологий в условиях формирования инновационной экономики.

Научная сущность. Национальный человеческий капитал Узбекистана является неотъемлемой частью национального богатства страны, которое включает в себя социально-политический капитал, национальные интеллектуальные приоритеты, национальные конкурентные преимущества и природный потенциал нации. Рост национального человеческого капитала измеряется его стоимостью. Развитие национального человеческого капитала измеряется его величиной, рассчитываемой по-разному - инвестиции, то есть инвестиции в образование, науку, просвещение, здоровье, физическую и культурную деятельность и так далее. Особенности национального человеческого капитала связаны с историческим развитием мировых цивилизаций и стран мира, также постепенно развиваются с использованием социально-экономической политики развивающихся стран. Модернизация и диверсификация производства для инновационного развития экономики Узбекистана, внедрение мощных технологий, применение результатов исследований и ноу-хау, а также использование рекомендаций зарубежных научных институтов и сотрудничество между реальным сектором экономики. Повышение эффективности человеческого капитала в развитии инновационной экономики в стране в основном приведет к повышению потенциала и качества кадров, внедрению современных технологий, экономической эффективности и качества жизни.

Об изучении исследования. Хотя формирование теории «человеческого капитала» восходит к середине двадцатого века, её корни уходят далеко в прошлое. Человеческий капитал - это набор знаний и навыков, используемых для удовлетворения различных потребностей человека и общества в целом. Народ Узбекистана - потомки очень могущественных учёных-энциклопедов. Заглянув в прошлое, наши учёные увидели человеческое совершенство, человеческое счастье в гармонии науки, образования, духовности и просвещения. Это означает, что генетика узбекского народа может стать прочной основой человеческого капитала. В общем, знания в области науки, образования, духовности, просвещения и экономики дошли до нас за тысячи лет. Великие ученые Имам Бухарий, Имам Термезий, Имам Мотуридий, Абдухалик Гиждуваний, Баховуддин Накшбандий и другие в создании первых основ науки, образования и экономического образования в Центральной Азии. Неоценим вклад таких мыслителей, как Абу Али ибн Сино, Абу Райхан Беруний, Муса ал -Хоразмий, Юсуф Хос Хожиб, Амир Темур, Мирзо Улугбек, Алишер Навоий, Захириддин Бобур в развитие науки, образования и экономическое развитие [3].

Первый период Возрождения породил знаменитых гениев, признанных всем миром в IX-XII веках. В частности, всемирно известные научные и

творческие открытия десятков великих учёных, таких как Мухаммад ал Хоразмий, Ахмад Фаргоний, Абу Райхан Беруний, Абу Али ибн Сино, Махмуд Замахшари, оказали несравненное влияние на развитие человечества. Научные открытия учёных имеют национальное и всемирное значение, а научно обоснованные учёния в их трудах очень важны не только для того периода, но и для развития будущих поколений и современного человечества. Одно из замечательных качеств наших учёных - это их знания во всех областях, неравное знание иностранных языков, и можно с уверенностью сказать, что не было мыслителей, которые говорили бы не более чем на четырёх или пяти языках.

Великий ученый Востока Абу Наср ал-Фаробий в своей работе по анализу философии Аристотеля и в своей книге «Город благородных людей» уделил большое внимание науке, просвещению и экономическим потребностям, что является одним из основных вопросов. Согласно его научному заключению, интеллигентные люди - это люди добродетельные, сообразительные, преданные полезному делу, умеющие открывать и изобретать новшества[3].

Абу Али ибн Сино изучает науку и приобретение знаний во взаимосвязи с духовностью и просветлением. Он продвигает идею о том, что наука никогда не стареет, путешествует по миру и пробуждает людей от невежества и незнания. В своих «Законах медицины» он призывал людей к просвещению и экономически и общественно полезному труду[3].

Абу Райхон Беруний понимает, что обучение - это удовольствие и счастье. «Весь мой разум, мое сердце, - писал он, - направлены на то, чтобы получать удовольствие от получения знаний». «Считаю это большим счастьем» . Побуждает людей учиться.

Работа Юсуфа Хос Хожиба «Кутадгу билиг» также играет особую роль в развитии экономической мысли на Востоке. В центре внимания произведения такие вопросы, как надлежащая оплата труда, вознаграждение за труд, его ценность, материальные блага, образование, род занятий, сильная социальная защита [3].

Второй ренессанс связан с именем Амира Темура. Действительно, период Тимуридов был периодом Восточного Возрождения, обеспечившего развитие науки, образования, культуры, духовности и просвещения. Большое значение имеют развитие науки, культуры, образования, экономических идей Амира Темура, его производственные и экономико-политические идеи, применяемые на практике. Работа Амира Темура «Устав Темура» обобщает экономические идеи организации, стабилизации, регулирования экономики, её устойчивого роста[3].

Научное наследие Алишера Навои настолько богато и разнообразно, что воплощает в себе множество ценных идей в науке, образовании, изучении языков, духовности и просвещении, а также в экономике. Его научные и экономические взгляды описаны в трудах "Махбуб -уль-кулуб" и "Хамса"[3].

Вклад наших великих ученых и мыслителей в образование, производительность труда и экономический рост в прошлом отражен в следующих концепциях, в частности[3]:

- мысли о внушении знаний, образования и экономических идей в Коране и хадисах в умах людей;

- взгляды Абу Насра ал-Фаробий и Абу Али ибн Сины на знания и потребности;

- взгляды Юсуфа Хос Хожиба на образование, труд и интересы;

- идеи Баховуддина Накшбандий о важности образования, социально -экономической науки и труда;

- взгляды Амира Темура на государственное управление, налоговую систему, занятость, инвестиции в образование и предпринимательство, социальную защиту и льготы, изложенные в «Уставе Темура»;

- творческая деятельность Мирзо Улугбека в науке, меры по денежной реформе и льготной налоговой системе;

- взгляды Алишера Навои на образование, повышение ценности труда, торговлю, жесткую экономию, прибыль, собственность, образование молодежи и другие практические меры;

- научные взгляды на экономическое развитие и творчество, разработанные Бобуром, меры в интересах народа на основе налоговой политики и государственности.

Огромное значение имеет вклад наших великих ученых и мыслителей, веками живших в Центральной Азии, в формирование науки, образования и экономики в мировом сообществе.

Методы исследования. В исследовании использованы методы систематического и научного анализа национальных ценностей, науки, просвещения, методы сравнения через описания современников и соратников, методы обеспечения гармонии социально-экономического, исторического развития, а также такие аналитические методы, как индукция и дедукция.

Основные результаты. Человеческий капитал (в самом широком смысле) - это фактор интенсивного производства в развитии общества и семьи, социально-экономическое развитие, в том числе квалифицированная, знающая часть рабочей силы, знания - интеллектуальные и управленческие средства труда, окружающая среда и трудовая деятельность.

Человеческий капитал (в коротком смысле) - это интеллект, здоровье, знания, качественная и производительная работа, долголетие и хорошее качество жизни. Формирование инновационной экономики в регионе, внедрение новых технологий, безусловно, будет зависеть от человеческого капитала, расходы на человеческий капитал приведут к развитию мировых цивилизаций и стран, повысят производительность труда и эффективность производства, а также создадут продуктивную занятость. Для стремительного инновационного развития современной экономики в стране большое внимание необходимо уделять модернизации и диверсификации производства, внедрению высокопроизводительных технологий и подготовке

специалистов, способных работать в них. Исходя из этой цели, решаются следующие задачи [4]:

- проведение комплексного исследования форм и методов повышения конкурентоспособности персонала на рынке труда;

- изучить опыт развитых стран по обучению и переподготовке с целью выявления возможностей для внедрения инновационной экономики в Узбекистане;

- оценка современной системы обучения;

- определение перспектив развития обучения;

- обоснование принципов совершенствования системы переподготовки и повышения квалификации;

- разработка мероприятий по совершенствованию управления системой обучения;

- повышение производительности труда приводит к увеличению доходов семьи.

Основа новой инновационной экономики - человеческий капитал, основная движущая сила социально-экономического развития современного общества. Научные результаты исследования, следующие [5]:

- разрабатывает научно обоснованную интерпретацию качества человеческого капитала, взамен инвестиций в образование, науку, знания и в процессе получения производственного опыта зарубежных стран, демонстрирует конкурентоспособность как производства, так и на рынке труда;

- изучить текущее состояние системы образования и оценить теоретико-методологические основы использования человеческого капитала и развития современной экономики при переходе к новой системе с использованием зарубежного опыта;

- определение идеи системы образования как ключевого регулятора методических подходов к формированию рынка квалифицированного труда, подготовки, переподготовки и повышения квалификации исходя из потребностей рынка труда с учетом изменения формы методов обучения;

- систематизация основных направлений современных зарубежных форм и методик обучения с учетом потребностей рынка труда Республики Узбекистан;

- разработка научных выводов и практических рекомендаций по перспективным направлениям с эффективным использованием современных знаний и цифровых экономических технологий при формировании инновационной экономики на основе переподготовки и повышения квалификации с учетом повышения конкурентоспособности рынка труда;

-создание новых подходов к повышению качества трудовых ресурсов;

- эффективное использование опыта стран с развитой информационной экономикой в материальных составляющих инновационной системы (центры трансфера технологий в ИТ-сервисах, технопарки, технополисы,

инновационные центры, кластеры, развитие высокотехнологичных направлений и др.);

- разработка экономических, организационных, социальных и правовых аспектов управления системой образования при развитии высокотехнологичных направлений из материальных составляющих инновационной системы в регионе, обеспечение их преемственности в их взаимодействии и других рыночных механизмах;

- разработка принципов новой макроэкономической политики для удовлетворения потребностей экономики региона.

- использование методов факторного анализа с использованием международных индексов и индикаторов для оценки эффективности национального человеческого капитала в стране.

Если посмотреть на анализ стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы, законодательства, решений и указов в сфере образования, принятых Президентом в последние годы, то можно увидеть, что принимаются конкретные меры по расширению доступа к качественному образованию:

- Утверждена Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года [6];

- ЗА последние три года в стране создано 47 новых высших учебных заведений, доведя их количество до 125, из которых 20 - высшие учебные заведения престижных зарубежных университетов и их филиалов;

- В сотрудничестве со 103 ведущими университетами 21 зарубежного государства начато обучение по 141 совместной образовательной программе, охват достиг 20%;

- Всего в образовательный процесс высших учебных заведений вовлечен 2401 иностранный специалист из зарубежных стран;

- 1497 профессорско-преподавательский состав были заграницей для повышения квалификации;

- Ориентация выпускников магистратуры на научную деятельность с увеличением количества выпускников до 35%;

- В 2020 году на основе государственно-частного партнерства будут созданы 10 негосударственных вузов;

- В Республике Узбекистан создано 68 академических лицеев, 340 профессиональных школ, 147 техникумов в соответствии с уровнями международной стандартной классификации образования (что демонстрирует четкое и конструктивное решение по реформированию системы профессиональной подготовки на основе международных стандартов);

- Утверждена Концепция развития системы дошкольного образования до 2030 года и принят Закон Республики Узбекистан «О дошкольном образовании и воспитании» [7];

- Принят новый закон «Об образовании» [8];

- Утверждена Концепция развития системы народного образования до 2030 года [9];

- Создано Агентство развития президента, творчества и специализированных школ;

- Охват детей от 3 до 7 лет дошкольным образованием увеличен до 85%;

- В 2019 году в регионах открылись 4 новые Президентские школы и 3 творческих школы;

- В 2020 году в регионах откроются еще 5 Президентских школ;

- 145 негосударственных средних школ будут открыты в 2019 году и 200 в 2020 году;

- В регионах создаются негосударственные высшие учебные заведения, то есть в сотрудничестве с Кореей в Фергане и Малайзией в Хорезме.

Эти показатели показывают, что уверенность в нашем будущем, прежде всего, реализация великих надежд на будущее в сердцах наших детей и их родителей.

Под руководством президента государство вложило значительные средства в развитие науки, образования, здравоохранения, духовности и культуры. Приток научно обоснованного зарубежного опыта и использование их методов формируют национальную систему образования, способную выдержать конкуренцию. Конкурентоспособность человеческих ресурсов определяется прежде всего способностью к инновациям и созданию новых знаний.

В своих выступлениях, посвященных 29-летию нашей независимости, Президент отметил, что впервые закладывается период нового Возрождения -Третьего Возрождения. Размышляя о первых шагах, сделанных в нашей стране к Третьему Возрождению, в первую очередь, думаю, следует обратить внимание на динамику его движения: 14 сентября 2017 года Указом Президента Ш.Мирзиёева созданы специализированная государственная школа-интернат имени Мирзо Улугбека и школа имени Мухаммада аль-Хорезми, специализирующаяся на углубленном обучении информационно -коммуникационным технологиям.

29 ноября 2017 года Указом Президента создано Министерство инновационного развития. Молодежная академия создана при Министерстве инновационного развития. В настоящее время действует Агентство развития Президента, творчества и специальных школ, созданное при Кабинете Министров. В результате агентская система позволит формировать в стране совершенно новые школы, создавать современные инновационные методы работы с талантливыми учениками [10]. Работа над президентскими школами и творческими школами продолжается. Отбор и воспитание талантов, правильное направление в науку послужит развитию человеческого капитала в нашей стране.

Это приведет к воспитанию достойных наследников наших великих предков, появлению на этой великой земле мыслителей и блестящих ученых.

По словам нашего президента: «В эпоху Возрождения - Третьего Возрождения, спустя годы, рождаются новые Абу Наср Фаруби, Абу Райхан Беруни, Ибн Сино, Мирзо Улугбек».

В целях планомерного реформирования науки, полного использования научного и инновационного потенциала, подготовки

высококвалифицированных, независимых кадров, способных конкурировать на рынке труда с современными знаниями, для модернизации научной инфраструктуры на новый уровень в соответствии с Указом Президента была утверждена «Концепция развития науки до 2030 года»[11].

В целях цифровой трансформации региона, государственной и экономической власти в регионах, повсеместного внедрения передовых технологий в реальный сектор экономики, реализации новых проектов в цифровой экономике утверждена Стратегия «Цифровой Узбекистан - 2030» [12].

К концу 2020 года уровень подключения школ к широкополосному Интернету достигнет 70%. В будущем все школы будут обеспечены 100% Интернетом за счет государственного бюджета [13].

Чтобы повысить интерес наших детей к (ИТ) технологиям и создать условия для их развития в зрелых профессионалов, Правительство откроет 14 школ, специализирующихся на информационных технологиях, в регионах в 2020 году, 82 в 2021 году, 64 в 2022 году и 45 в 2023 году [13] .

Развитие информационных технологий создает материальную основу для глобализации экономики. В 2015 году Узбекистан занял 122-е место из более чем 140 стран в рейтинге Международного глобального инновационного индекса, а в 2020 году Узбекистан занял 93 -е место из более чем 131 страны [13]. Под руководством глав нашего правительства реализуются срочные программы, отражающие позицию Республики Узбекистан в Глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума, то есть с участием государственных структур, отвечающих за улучшение позиций страны в международных рейтингах и отдельных показателях.

Глобализация означает, прежде всего, несравненное ускорение существующей социально-экономической жизни. достижений. Благодаря развитию и применению информационных технологий в нашей повседневной жизни появляется множество удобств. С развитием цифровых технологий человек может сэкономить много денег и времени, используя нужные ему услуги быстрее, покупая нужные ему продукты по дешевке через Интернет. Безусловно, развитие информационных и коммуникационных технологий, внедрение современных технологий в нашу жизнь создает множество положительных возможностей в жизни каждого человека.

Постановление Президента Республики Узбекистан от 28 апреля 2020 года «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства» ставит задачу к 2023 году удвоить долю цифровой экономики в ВВП и утроить объем услуг в этой сфере [14]. В настоящее время доля информационных технологий в валовом внутреннем продукте (ВВП) Узбекистана составляет 2,4%. В будущем планируется увеличить долю услуг информационно-коммуникационных технологий в национальном ВВП до 5%

в 2025 году и до 10% в 2030 году. Исследования экспертов Всемирного банка показывают, что увеличение числа пользователей высокоскоростного Интернета на 10% позволит национальной экономике ежегодно увеличивать ВВП на 0,5-1,5%. Темпы роста мировой цифровой экономики уже составляют почти 20 процентов в год. В частности, ожидается, что к 2025 году Соединенные Штаты заработают дополнительно 20 триллионов долларов за счет «оцифровки» промышленности. В Южной Корее внедрение «электронного правительства» и «электронного посредничества» приносит 10-15 миллиардов долларов в год. Это в 30-40 раз больше, чем стоимость цифровой экономики [15].

Преимущества в развитии цифровой экономики: -повышение производительности труда на производстве; -повышение конкурентоспособности предпринимателей; -снижение себестоимости продукции; -создание новых рабочих мест;

- появление новых современных профессий;

- преодоление бедности и устранение социального неравенства; -развитие науки;

Это лишь несколько преимуществ цифровой экономики. Развитие цифровой экономики положительно влияет на нашу повседневную жизнь дает множество дополнительных опций среднему пользователю и при обеспечении роста и развития рынка. Рынок ИТ-услуг создал спрос на профессионалов, обладающих глубокими знаниями своей специальности, способностью говорить на иностранных языках, а также удаленным сотрудничеством, творческим мышлением, профессиональной ответственностью и гибкостью.

Президент призвал молодежь повышать интерес к культуре и искусству, создавать для них необходимые условия для проявления своих способностей в спорте, организовывать эффективное использование компьютерных технологий и Интернета, особенно среди молодежи, для поднятия морального духа молодежи. Широкое распространение чтения среди женщин, пять важных инициатив по обеспечению занятости женщин, выдвинутых в 2019 году, также фактически являются одним из самых смелых шагов на пути к серьезной реформе страны и общества, и все они будут способствовать увеличению национального человеческого капитала.

Вывод. В заключение, сегодня общество Узбекистана стало страной, способной к большим переменам и реформам. Благодаря масштабным реформам, проводимым в системе образования нашей страны, подрастающему поколению созданы уникальные возможности для приобретения современных знаний и получения профессии. В рамках таких благородных усилий, направленных на воспитание сыновей и дочерей нашей страны как гармонично развитых людей, особое внимание уделяется воспитанию молодежи глубоко и на основе инновационных технологий. Самое главное, что наша молодежь выходит на первый план как инициаторы

таких реформ. Фундамент общественной и духовной активности нашей молодежи - воплощение Третьего Возрождения. Новое Возрождение послужит созданию большого богатства в нашей стране за счет сочетания науки, образования, духовных и просветительских знаний и идеологических ценностей, увеличит национальный человеческий капитал, улучшит жизнь наших людей и оставит наследие будущим поколениям.

Конечно, глобализация - это необратимый процесс, который происходит во всем мире. Основное внимание уделяется истории глобализации, достигнутой человеческим обществом в процессе глобализации, настоящему, достижениям и недостаткам, философским выводам, сделанным на долгом историческом пути. В этой связи наша история свидетельствует о том, что ученые, выросшие в нашей стране в области науки, религии и искусства, известны во всем мире. В то время как Абу Наср Фароби внес значительный вклад в развитие мировой философии, наши ученые, такие как Абу Райхан Беруни, Абу Али ибн Сино, Замахшари, Хорезми, Мирзо Улугбек, подняли мировую науку на новую высоту. Такие великие ученые, как Имам Бухара, Имам Термези, Имам Мотуриди, Абдухалик Гиждувани, Баховуддин Накшбанди, Бурханиддин Маргинони, Абул Муин Насафи, являются яркими звездами гордости всего мусульманского мира и возрождением идеологических ценностей нации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Величие государственного управления и военного искусства Амира Темура и Мирзо Бабура признано во всем мире.

Экономисты подсчитали, что при агрегировании индивидуальных инвестиций в человеческий капитал разница между инвестициями в человеческий капитал и доходом на душу населения в разных странах составляет от 10 до 30 процентов

Использованные источники:

1. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису от 24 января 2020 года. Народная речь, 25 января 2020 г.

2. Указ Президента Республики Узбекистан № ПФ-5953 от 2 марта 2020 года «О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017 -2021 годы в« Год науки, просвещения и цифровой экономики ».

3. Убайдуллаев "Методика экономического воспитания" учебник. Ташкент - «Наука и технологии» - 2020.

4. Убайдуллаев Г.З. "Совершение подготовки и переподготовки кадров -вайное условие существования рынка труда". Научно -просветительская ассоциация интеллигенции Узбекистана. Ташкент-1997 -с-31

5. Убайдуллаев Г.З. "Будущее немыслено без образования". Экономика и статистика. Социально-экономический журнал-Т.1998 № 4.

6. Указ Президента Республики Узбекистан № ПФ-5847 от 8 октября 2019 года об утверждении «Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года».

7. Закон Республики Узбекистан 12. Закон Республики Узбекистан «О дошкольном образовании и воспитании». № ORQ-595. 16.12.2019 г.

8. Закон Республики Узбекистан «Об образовании» № ЗРУ-637. 23.09.2020 г.

9. Указ Президента Республики Узбекистан № ПФ-5712 от 29 апреля 2019 года «Об утверждении Концепции развития системы народного образования до 2030 года».

10. А. Маврулов. «Третье Возрождение - основа достойного будущего». Газета Новый Узбекистан, 6 октября 2020 года, выпуск 190.

11. Указ Президента Республики Узбекистан № ПФ-6097 от 29 октября 2020 года «Об утверждении Концепции развития науки до 2030 года».

12. Указ Президента Республики Узбекистан № ПФ-6079 от 5 октября 2020 года «Об утверждении Стратегии« Цифровой Узбекистан - 2030 ».

13. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева «Учителя и тренеры - большая сила, опора и костяк в построении нового Узбекистана».

1 октября 2020 г., № 188.

14. Н. Джумаев «Без цифровой экономики у экономики страны нет будущего». Газета Новый Узбекистан, 30 сентября 2020 года, выпуск 187.

15. Абдурахманов К.Х. «Анализ современных инновационных подходов к управлению человеческим развитием». Научно-аналитический журнал «Наука и практика» Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. Т. 10, № 29, 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.