Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ ХЛЕБОБУЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕГИОНЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ ХЛЕБОБУЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕГИОНЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОРТИМЕНТ / АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА / БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игольникова И.В., Сидельникова А.И.

В данной статье проведен анализ теоретических положений управления ассортиментом хлебобулочной продукцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF A BAKERY PRODUCTS RANGE IN THE REGION: THE THEORETICAL ASPECTS

The article shows the analysis of theoretical positions of the product range control of bakery products.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ ХЛЕБОБУЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕГИОНЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

УДК 637.14

УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ ХЛЕБОБУЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕГИОНЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

И.В. Игольникова, А.И. Сидельникова Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

В данной статье проведен анализ теоретических положений управления ассортиментом хлебобулочной продукцией.

Ключевые слова: ассортимент, ассортиментная политика, Брянская область, потенциал.

На современном этапе социально-экономическое развитие экономики в РФ можно охарактеризовать как рост и усиление конкуренции. С одной стороны, рыночное противостояние приводит к повышению качества производимых товаров и оказываемых услуг, а также позволяет эффективно внедрять инновации за счет уже имеющегося в отрасли опыта и знания реальных потребностей своих покупателей.

Стратегической целью любого предприятия остается повышение конкурентоспособности. Для эффективного достижения цели следует сформировать и внедрить свою концепцию управления конкурентоспособностью. Новый подход к усилению конкурентных позиций основан на переходе к новым маркетинговым методам управления производством, а также на формировании принципиально новых организационных условий.

Достичь конкурентных позиций возможно, если постоянно отслеживать факторы конкурентоспособности. В случае с хлебопекарной промышленностью, уровень конкурентоспособности напрямую зависит от того, насколько продукция разнообразна, как она востребована местным населением, отвечает запросам по качеству. Следовательно, все это определяется эффективно выстроенной системой управления ассортиментом.

В настоящее время ассортимент хлебобулочных изделий в России можно охарактеризовать как разнообразный (около 900 наименований) и может быть представлен укрупненно: хлеб из пшеничной и ржаной муки; из смеси ржаной и пшеничной муки; булочные, сдобные, бараночные, сухарные и другие изделия. При таком разнообразии остается низким удельный вес лечебно-диетических изделий, а также продукции с повышенными пищевыми и биологическими профилактическими качествами.

Отличительной особенность хлебобулочной продукции можно считать ее легкую взаимозаменяемость в рамках вида и сорта. Это можно учитывать, поскольку имеет видовая и предметная конкуренция между производителями хлебобулочных изделий.

При управлении структурой ассортимента необходимо придерживаться ассортиментной концепции, а именно построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, что позволит более полно учитывать потребительские предпочтения определенных групп, а также минимизировать издержки за счет эффективного использования ресурсов.

Если рассматривать в разрезе отдельно взятого региона, то ассортимент хлебобулочных изделий формировался под влиянием традиций, условий жизни, возможностей и вкусов населения.

Формирование ассортимента можно представить в виде алгоритма:

-анализ пользующейся у потребителей продукции, выявление предпочтений в отношении качества, вкусовых характеристик, упаковки, сервису и т.д.;

-изучение существующих аналогов у конкурентов;

-сегментирование рынка и оценка потенциальных сегментов;

-разработка новинок или улучшение вкусовых характеристик существующей

продукции с учетом производственных возможностей предприятия;

-апробация рынка новинкой, анализ результатов;

- оценка оптимальности набора производимой продукции, разработка ассортиментной модели и стратегии реализации товаров.

В отношении ассортимента для более эффективного его продвижения на рынке можно осуществлять следующие решения: его расширение или углубление; урезание или ограничение; упорядочение.

Расширение будет происходить за счет включения дополнительных видов продукции или групп товаров.

Углубления ассортимента происходит за счет разновидностей продукции в рамках одной группы, что существенно не отличает ее от аналогичной в группе продукции.

Ограничение продукции предполагает некие действия производителя по уходу от дифференциации и расширения своего ассортимента, так как реализуемый в настоящий момент ассортимент позволяет обеспечивать платежеспособный спрос и необходимые финансовые показатели.

Второй причиной такой стратегии поведения могут быть ограничения производственных возможностей предприятия.

Упорядочение ассортимента связано с периодическим его пересмотром и стимулирование продаж отдельных групп, например, с помощью скидок.

В условиях рынка к формированию ассортиментной политики нужно подходить не только с учетом анализа ассортиментной структуры в данный момент, сколько с позиции ее улучшения исходя из выявления будущих потребностей покупателя и возможностей производства.

В настоящее время оценка ассортимента и его эффективной структуры проводится с помощью таких инструментов как:

- анализ рентабельности ассортиментной группы товаров;

- АВС - анализ;

- ранговый анализ.

Проанализируем структуру ассортимента хлебопекарных предприятий города Брянска и области в целях оценки ее оптимальности. Данная оценка даст представления насколько такой ассортимент можно считать доходным и конкурентоспособным.

Самым крупным местным производителем хлебобулочной продукции в области можно по праву считать ОАО «Бежицкий хлебокомбинат». Необходимо отметить, что предприятие ориентировано на производство широкого товарного ассортимента, в основном это хлебобулочные товары.

В Брянской области в настоящее время 20 крупных промышленных предприятий. В 8 предприятиях доля собственности Брянской области (акционерные общества и ГУП «Брянский хлебокомбинат №1»), кроме того хлебокомбинаты облпотребсоюза и ООО «Возрождение», хлебозавод Брянского ТПО Московского филиала ОАО «Железнодорожная Торговая Компания». Помимо крупных производителей в области активно развиваются мелкие хлебопекарни, которые производят ежедневно до 13 тонн хлеба. В область также реализуют свою продукцию белорусские предприятия и предприятия г. Железногорск, г. Курск.

Как следует из рисунка 1, численность предприятий ежегодно снижается. Кроме того, растет число мини пекарен. В Брянской области в данной промышленности 8 открытых акционерных обществ: «Хлебогор» с 8 филиалами, Брянский хлебокомбинат «Каравай», «Бежицкий хлебокомбинат», «Дятьково-хлеб», «Клинцовский хлебокомбинат», «Клетнянский хлебозавод», «Трубчевскхлеб», «Унечахлебокомбинат». Большинство предприятий относятся к группе финансово устойчивых, стабильно функционирующих.

Рис.1. - Динамика численности крупных и средних предприятий хлебопекарной

промышленности РФ

Наибольший удельный вес в общем объеме хлебобулочной продукции составляют хлеб и батон. Лидирующие продукции в области занимает ОАО «Бежицкий хлебокомбинат», его ассортимент более 170 наименований. Несмотря на то, что наблюдается снижение производства и потребления хлеба, большинство предприятий постоянно расширяет свой ассортимент. За последние 5 лет ассортимент предприятий области обновился более чем на 70 новых видов изделий. Преимущественно в области за последние десять лет появилось 1000 видов новой хлебобулочной продукции.

На рисунке 2 представлена схема формирования оптимальной ассортиментной политики предприятия, функционирующего на продовольственном рынке региона.

Маркетинговое исследование рынка

Анаши пм(щгоадмЕ[ТИмат

нрС.п1рнЯ1иЯ:

- анализ фактической структуры ассортимента:

-анализ ф апороь ассорти иютн ой политики;

- принятие решений по улучшению структуры ассортимента

-изучение потребительского спроса, -изучение тонарол иредирилшн-кинкуренюк.

- сравнение конкурентоспособности товаров предприятия и конкурентов;

- исследование ассорти мента представленного I розничных торгоаык точках н привлекательности розничной торговой сети;

- выявление ЙМОШНИЯ И внутренних фищдов влнлющих на форлшроыние ассортимент.

Оптимальная структура ассортимента ■> шах прибыли предприятия

составляют 80 - 90% и ооъеме сбыта составляют 10 - 20% а объеме сбыта.

Формирование оптимально ассортиментной политики й

включение а исключение ю

ассортимент (а) товаров

^ КОЕСКурС ИПКЛОЛПО! 1 ых: —не коЕскуршсошасооиы^:

♦рентабельны*; -с нюним уровнем

+ пользующихся рентабельности (шс

спросом. СреДН£йТ|ЩСЛСВМ О урйБНЯ].

Анализ изменения кипкурентосмсобяостн предприятия

положение предприятия на рынки улучшилась

Ра^рлби! |а| I о нар I и>11 стратегии предприятия е учетом ли утренник ограничений

Вну1 ре; I нис' 01 рай нчСннк:

- по производственной мощности'

- по дефициту оборотных средств:

- по выпуску отдельных видов продукции.

Рис. 2. - Этапы формирования ассортиментной политики предприятия, функционирующего на продовольственном рынке региона

В целях избегания негативных последствий на рынке следует постоянно отслеживать его состояние. При этом, на любом хлебопекарном предприятии оптимальная структура ассортимента должна предусматривать не только товары повышенного спроса и высокой конкурентоспособности, но и социально значимые товары, поскольку при исключении последних, могут пострадать интересы покупателя.

Для повышения эффективности управления структурой ассортимента хлебопекарного предприятия решаются следующие задачи:

-непрерывное наблюдение за реализацией хлебобулочной продукцией и оценка эффективности сбыта, оценка степени удовлетворения потребителей;

-изучение предпочтений и мнений потребителей о продукции, степень удовлетворения соотношением цены-качества;

-постоянный мониторинг конъюнктуры рынка,

-своевременно выявлять новинки конкурентов и отношение рынка к ним, анализировать улучшения по питательной ценности или с использованием новых компонентов;

-формировать оптимальные условия для эффективного внедрения собственных новинок;

-постоянно пересматривать содержание, время и формы проведения рекламных мероприятий и экономических мер по стимулированию и регулированию спроса.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что реализация основных положений, выводов и рекомендаций, представленных в статье позволит повысить конкурентоспособность хлебопекарных предприятий на основе выбора оптимальной ассортиментной политики как одного из конкурентных преимуществ.

Список литературы:

1. Игольникова И.В. Сидельникова А. И. Тенденции развития хлебопекарного производства в РФ и Брянской области Экономика и предпринимательство. 2017.- № 2-2 (792).

2. Чубенко Н.Т. Ассортимент хлеба. Оценка, действительность и задачи / Н. Т. Чубенко // Хлебопечение России. - 2013. - №6. - С. 15 - 18.

3. Фасхиев Х. А. Как оценить и управлять качеством и конкурентоспособностью товаров и услуг / Х. А. Фасхиев // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 3. - С. 67 -81.

Сведения об авторах

Сидельникова А. И. - магистрант 2 курса направления подготовки 38.04.01 Экономика направленность программы (профиль) Экономика и региональное управление заочной формы обучения,ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», тел. +79208653452

Игольникова И. В. - к.э.н., доцент кафедры экономики и управления, ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», Тел. +79192993847, е-mail: inna-gukova@mail.ru

UDK 637.14

MANAGEMENT OF A BAKERY PRODUCTS RANGE IN THE REGION: THE

THEORETICAL ASPECTS

I.V. Igolnikova, A.I. Sidelnikova

Bryansk state University named after academician I. G. Petrovsky

The article shows the analysis of theoretical positions of the product range control of bakery products. Keywords: product range, product range policy, Bryansk Oblast, potential.

References

1. Igolnikova I.V. Sidelnikova A. I. Tendentsii razvitiya hlebopekarnogo proizvodstva v RF i Bryanskoy oblasti Ekonomika i predprinimatelstvo. 2017.- № 2-2 (79-2).

2. Chubenko N.T. Assortiment hleba. Otsenka, deystvitelnost i zadachi / N. T. Chubenko // Hlebopechenie Rossii. - 2013. - №6. - S. 15 - 18.

3. Fashiev H. A. Kak otsenit i upravlyat kachestvom i konkurentosposobnostyu tovarov i uslug / H. A. Fashiev // Marketing v Rossii i za rubezhom. - 2014. - № 3. - S. 67 - 81.

About the authors

Sidelnikova AI - the 2nd year graduate student, 38.04.01 Economics orientation of the program (profile) Economics and regional management of the correspondence course of study, Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky, FSBEI HE tel. +79208653452

Igolnikova I. V. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Management, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, FSBEI HE ,Tel. +79192993847, e-mail: inna-gukova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.