Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНДЕНЦИИ / РАЗВИТИЕ / РЫНОК / ГОСТИНИЧНЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуржий А.В., Игольникова И.В.

В данной статье проведен анализ тенденций развития гостиничных услуг в РФ, рассмотрены предложения по стимулированию развития отельного бизнеса в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TENDENCIES OF HOTEL SERVICES MARKET DEVELOPMENT

In the article the analysis of tendencies of development of hotel services in the Russian Federation is carried out, offers on stimulation of development of hotel business in regions are considered.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ»

ЭКОНОМИКА

УДК 339.944.2

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ

А.В. Гуржий, И.В. Игольникова

ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»

В данной статье проведен анализ тенденций развития гостиничных услуг в РФ, рассмотрены предложения по стимулированию развития отельного бизнеса в регионах. Ключевые слова: тенденции, развитие, рынок, гостиничные услуги.

По данным 2016 года гостиничный бизнес вышел в лидеры по темпам развития и привлечения инвестиций в индустрию, а гостиничная отрасль продолжает оставаться одной из наиболее привлекательных сфер для ведения бизнеса В качестве основных причин можно считать:

-развитие внутреннего туризма в РФ. Как показал анализ проданных туров, в 2016 году большинство россиян предпочли российские курорты отдыху за рубежом, в следствии чего спрос на курорты возрос почти на 40% по сравнению с показателями предыдущих лет. При этом возрос и иностранных туристов к РФ. В 2016 году количество иностранных туристов в Россию возросло также в среднем на 40%, но это произошло в основном за счет роста числа туров в Москву и в Санкт-Петербург.

- рост деловой активности, и как следствие рост спроса на услуги гостиниц в отдельных регионах.

- влияние крупных иностранных гостиничных сетей.

Согласно расчетам EY, сейчас 55% качественного номерного фонда находятся в Москве и Санкт-Петербурге, 12% — в Сочи, 6% — в Подмосковье, 3% — в Екатеринбурге. В регионах как правило гостиницы и отели максимум 3 и 4 звезды.

Гостиничный рынок стал редким сегментом коммерческой недвижимости, которому удастся завершить 2016 год с показателями, превышающими докризисный уровень. С января по ноябрь загрузка столичных отелей выросла до рекордных 73%, а доходность на номер с начала года увеличилась на 15%.

Спрос на гостиничные услуги различается по регионам. По объективным причинам он выше в тех регионах, где более развиты туристские предложения и уровень деловой активности.

В Российской Федерации согласно «Системе классификации гостиниц и других средств размещения» к гостиницам разного номерного фонда предъявляются единые требования на всей территории страны и гарантирует однозначный регламент стандартизации гостиниц, поэтому только различия в законодательстве регионов могут создавать барьеры для развития предпринимательства в данной сфере или наоборот, стимулировать предпринимательскую активность.

В качестве основных тенденций развития данного рынка в РФ можно выделить:

1. Совместные крупные гостиничные проекты.

В качестве самого наглядного примера можно привести инновационный совместный проект компании LinkedIn и одной из крупнейших сетей Accor Hotels. Инновационность заключается в предоставлении дополнительных возможностей пользователям гостиничной сети через приложение Business Check. Достоинство данного приложения в том. что любой желающий турист может заранее определить место нахождение рабочих контактов в том же месте где и планирует бронировать гостиницу и связаться с ними напрямую, через электронную почту или модуль Inmail. Данное приложение адаптировано к 18 языкам.

Такое сотрудничество позволяет в результате обмена опыта увидеть свежие идеи и выйти на новую аудиторию.

Этот пример демонстрирует, что все больше крупных гостиниц ориентированы в первую очередь на привлечение деловых клиентов.

2. В настоящее время более четко выделяется тенденция выхода на рынок гостиничных услуг тех компаний, бизнес которых был до этого с этим рынком не связан вообще. Примером тому является международный фонд прямых инвестиций Hermes-Sojitz, который внедрил в Карелии проект курортного комплекса Scandic Regatta.

3. Развитие франчайзинга. Многие раскрученными торговые марки, например, в мире фэшен индустрии, Missoni, Armani, Versace, Moschino и другие модные дома открывают собственные отели по всему миру.

4. Усиление влияния крупных гостиничных операторов

В 2016 году возросло количество гостиниц международных сетей. В городе Москва в 2016 году открылся новый гостиничный комплекс Accor. Данный комплекс представлен 3 гостиницами: Ибис Москва Киевская, Адажио Москва Киевская, Новотель Москва Киевская с общим номерным фондом в 701 номер. Самыми крупными открытиями международных сетей в регионах можно считать презентацию гостиниц сети Марриотт в Краснодаре и в Воронеже. Также приурочено к чемпионату мира по футболу в РФ открытие еще 11 отелей под управлением международных брендов с общим номерным фондом 2566 номеров.

Также для отельного бизнеса характерно сейчас наличие сделок между мелким бизнесом и крупными участниками гостиничного рынка для сохранения и развития бизнеса.

5. Эксклюзивность и ориентация на роскошь

В экономической литературе гостиничный бизнес рассматривается как сфера деятельности, ориентированная на размещение и временное проживание. Отличительной особенностью бизнеса является то, что он результата синтеза материальных и нематериальных услуг. Материальные ресурсы в данном контексте - это сам номерной фонд, качество питания, а нематериальные услуги - это уровень сервиса и имидж гостиничных сетей.

На рынке гостиничных услуг интенсивная конкуренция, поэтому потребители услуг задают свои стандарты обслуживания. Требования клиентов растут, их выбор уже больше обусловлен нестандартной атмосферой и уникальными особенностями.

В сознании потребителей и в их приоритетах произошла трансформация, а, значит, желающие инвестировать в данный бизнес все больше рассматривают такой гостиничный формат, как бутик-отель. Это значит, клиент не рассматривает отель как просто место временной остановки, гостиница должна заменять ему дом, но и более того, должна соответствовать представлениям о нем.

В настоящее время на мировом рынке гостиничный бизнес развивается быстрыми темпами. Как уже отмечалось, в приоритетах крупных отельных операторов это развитие своих сетей за рубежом, поэтому число участников рынка возрастает ежегодно, переориентация внимания отелей не столько на клиентов с высокими доходами, сколько на среднего по достатку клиента. Все перечисленное и ряд иных внешних факторов формируют новые тенденции развития гостиничного бизнеса в регионах.

Практически ни в одном регионе РФ в структуре администраций и правительств нет органа государственной власти (законодательного и исполнительного), в функции которого бы входило регулирование и развитие гостиничного бизнеса. Это как правильно предусмотрено просто программами развития туризма или деловой привлекательности региона. Также стоит отметить, что низкой остается степень разработанности законодательных актов и нормативных документов гостиничной индустрии

Драйв-факторами развития данной сферы бизнеса, по-прежнему, как и 10-20 лет назад, остаются: уровень социально-экономического развития региона; уровень доходов населения; проводимые экономические и политические мероприятия; степень разработанности законодательных актов и нормативных документов гостиничной индустрии.

Многие руководители гостиниц считают, что высокие цены на услуги - это результат

неэффективного налогообложения их деятельности. В 2017 году, согласно изданию «Коммерсант», Советом Федерации было пересмотрено и сделаны предложения по снижению налогового обременения для гостиничного бизнеса. В частности, сенаторы предлагают снизить ставку НДС на гостиничные услуги с 18% до 10%. В настоящее время в Европе средний размер НДС для отелей составляет 10,3% при ставке этого налога 20% для других видов бизнеса. Изменение размера НДС может снизить среднюю стоимость гостиничных услуг, распространенный опыт: многие европейские страны в период кризиса использовали налоговые послабления для увеличения активности в гостиничной отрасли.

Таким образом, для рынка гостиничных услуг характерны такие проблемы, как:

- в регионах крупные гостиницы вынуждены постоянно обеспечивать рост конкурентоспособности в борьбе с международными брендами и малыми предприятиями сферы гостеприимства;

- в период санкций и ограниченности инвестиций из-за сложностей с финансированием наблюдается замедление строительства проектов многофункциональных комплексов;

- тенденции персонификации и индивидуализации обслуживания требуют от гостиниц постоянные инновации.

Все перечисленное обуславливает актуальность исследования управления рынком гостиничных услуг в регионах. Необходимо учесть, что эффективность управления организациями рынка гостиничных услуг будет зависеть от целостности, системности и универсальности их ресурсного обеспечения.

Список литературы

1. Игольникова И.В., Гуржий А.В. Состояние и тенденции развития рынка гостиничных услуг Брянской области //Экономика и предпринимательство. - 2017. -№ 2-1 (791), С. 1026-1035

2. Малюшенкова Е.Д. Аналитический обзор и классификация международных гостиничных рынков// Петербургский Экономический журнал, 2014 - № 4 С. 81-86

3. Сенаторы рекомендуют снизить НДС для гостиниц. Режим доступа: http://www.finmarket.ru/main/article/4568150 (дата обращения 21.02.2018).

4. Морозова М. А., Малюшенкова Е. Д. Формы и методы организации сетевого гостиничного бизнеса в Российской Федерации: Современные проблемы экономики и управления в сфере туризма: сборник научных трудов. Выпуск 3 / Редкол.:В. С. Боголюбов (науч. и отв. ред.), Л. В. Руглова (отв. ред.). СПб.: Изд-во Инфо-Да, 2014. 214 с.

Сведения об авторе

Гуржий Анна Викторовна - магистрант 2 курса направления подготовки 38.04.01 Экономика направленность программы (профиль) Экономика и региональное управление очной формы обучения ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского». Тел. +79208653452

Игольникова Инна Владимировна - к.э.н., доцент кафедры экономики и управления ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского». Тел. +79192993847 E-mail: inna-gukova@mail.ru

UDK 339.944.2

THE TENDENCIES OF HOTEL SERVICES MARKET DEVELOPMENT

A.V. Gurzhiy, I.V. Igolnikova

Bryansk state University named after academician I. G. Petrovsky

In the article the analysis of tendencies of development of hotel services in the Russian Federation is carried out, offers on stimulation of development of hotel business in regions are considered. Keywords: trends, development, market, hotel services.

References

1. Igolnikova I.V., Gurzhiy A.V. Sostoyanie i tendencii razvitiya rynka gostinichnykh uslug Bryanskoy oblasti //Ekonomika i predprinimatelstvo. - 2017. -№ 2-1 (79-1), S. 1026-1035

2. Malyushenkova E.D. Analiticheskiy obzor i klassifikaciya mezhdunarodnykh gostinichnykh rynkov// Peterburgskiy Ekonomicheskiy zhurnal, 2014 - № 4 S. 81-86

3. Senatory rekomenduyut snizit NDS dlya gostinicz. Rezhim dostupa: http://www.finmarket.ru/main/article/4568150 (data obrascheniya 21.02.2018).

4. Morozova M. A., Malyushenkova E. D. Formy i metody organizacii setevogo gostinich-nogo biznesa v Rossiyskoy Federacii: Sovremennye problemy ekonomiki i upravleniya v sfere tur-izma: sbornik nauchnykh trudov. Vypusk 3 / Redkol.:V. S. Bogolyubov (nauch. i otv. red.), L. V. Ruglova (otv. red.). SPb.: Izd-vo Info-Da, 2014. 214 s.

Author's information

Gurzhiy Anna Viktorovna - Master of 2 courses of training 38.04.01 Economics orientation of the program (profile) Economics and regional management of the full-time form of training FGBU VO «Bryansk State University named after academician IG. Petrovsky» Tel. +79208653452 Igolnikova Inna Vladimirovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Management, FGBOU VO «Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky» Tel. +79192993847 E-mail: inna-gukova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.