Научная статья на тему 'Роль управляющих компаний в развитии отечественного сетевого гостиничного бизнеса'

Роль управляющих компаний в развитии отечественного сетевого гостиничного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
512
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / ASSET MANAGEMENT COMPANY / СЕТЕВОЙ ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / HOTEL CHAINS BUSINESS / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ / ASSET MANAGE MENT COMPANIES ACTIVITIES / РАЗВИТИЕ СЕТЕВОГО БИЗНЕСА / CHAINS BUSINESS DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозова Марина Александровна, Малюшенкова Екатерина Дмитриевна

В статье анализируется определение управляющей компании и предла гается авторская трактовка этой категории, выявляется роль управ ляющих компаний в развитии сетевого гостиничного бизнеса. Для более точной оценки определения степени влияния управляющих компаний на уровень развития сетевого гостиничного бизнеса производится деталь ное изучение деятельности действующих российских управляющих ком паний. Определяется их функционал, а также степень влияния на образо вание новых гостиничных сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Морозова Марина Александровна, Малюшенкова Екатерина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ASSET MANAGEMENT COMPANIES IN THE DOMESTIC HOTEL CHAIN BUSINESS DEVELOPMENT

The authors analyse the definition of the asset management company and of fer their own interpretation of this category showing the role of the asset man agement companies in the hotel chains business development. For a more ac curate determination of the asset management companies degree of influence on the level of hotel chains business development the authors go in for a more detailed studying of the present day Russian asset management companies ac tivities. They define the companies functions as well as their influence on new hotel chains formation.

Текст научной работы на тему «Роль управляющих компаний в развитии отечественного сетевого гостиничного бизнеса»

роль управляющих компаний в развитии отечественного сетевого гостиничного бизнеса

THE ROLE OF ASSET MANAGEMENT COMPANiES

iN THE DOMESTiC HOTEL CHAiN BUSiNESS DEVELOPMENT

УДК 339.163.2

МОРОЗОВА Марина Александровна

директор института управления, экономики и медиакоммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, доктор экономических наук, профессор, marmor70@mail.ru

MOROZOVA Marina Alexandrovna

Director of the Institute of Management, Economics and Media-communications, Saint-Petersburg State University of Film and Television, Doctor of Economic Sciences, Professor, marmor70@mail.ru

МАЛЮШЕНКоВА Екатерина Дмитриевна

аспирантка Санкт-Петербургского государственного экономического университета, emalyushenkova@gmail.com

MALYUSHENKOVA Yekaterina Dmitrievna

Post-graduate student of Saint-Petersburg State University of Economics, emalyushenkova@ gmail.com

Аннотация.

В статье анализируется определение управляющей компании и предлагается авторская трактовка этой категории, выявляется роль управляющих компаний в развитии сетевого гостиничного бизнеса. Для более точной оценки определения степени влияния управляющих компаний на уровень развития сетевого гостиничного бизнеса производится детальное изучение деятельности действующих российских управляющих компаний. Определяется их функционал, а также степень влияния на образование новых гостиничных сетей.

Ключевые слова: управляющая компания, сетевой гостиничный бизнес, деятельность управляющих компаний, развитие сетевого бизнеса.

Abstract.

The authors analyse the definition of the asset management company and offer their own interpretation of this category showing the role of the asset management companies in the hotel chains business development. For a more accurate determination of the asset management companies degree of influence on the level of hotel chains business development the authors go in for a more

114

петербургский экономический журнал • № 2 • 2014

detailed studying of the present day Russian asset management companies activities. They define the companies functions as well as their influence on new hotel chains formation.

Key words: asset management company, hotel chains business, asset management companies activities, chains business development.

Изучая структуру ведения гостиничного бизнеса на современном этапе, исследователь в большинстве случаев сталкивается с таким явлением, как сетевой гостиничный бизнес. Это обусловлено процессами глобализации, причем как с точки зрения международного гостиничного рынка, так и в рамках одного государства.

Сетевая предпринимательская структура в гостиничном бизнесе - это совокупность взаимосвязанных между собой определенными интегративными отношениями хозяйствующих субъектов, целевыми установками которых является получение предпринимательского дохода, захват, удержание и потенциальное расширение доли целевого рынка путем вывода на рынок гостиничного продукта (продуктов), воспринимаемых в рамках определенного бренда или брендов [1]. На сегодняшний день данная форма является наиболее оптимальной для успешного ведения гостиничного бизнеса.

Рассматривая деятельность любого гостиничного предприятия с точки зрения его структурной и функциональной организации, исследователь выявляет два направления ведения бизнеса: самостоятельное руководство деятельностью предприятия и договор на управление. В данной статье речь пойдет о договоре на управление или договоре доверительного управления.

В соответствии со ст. 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имущества одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица. Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на

него к доверительному управляющему [2]. Таким образом, перенося данное определение на сферу гостиничной деятельности, можно сказать, что владелец недвижимого имущества, желающий использовать его в качестве средства размещения туристов и прочих лиц, но не имеющий возможности организовать деятельность гостиничного предприятия самостоятельно, в силу таких факторов, как отсутствие необходимых знаний, навыков и умений, а также любых других, передает данное недвижимое имущество в управление третьему лицу на ограниченный срок и на определенных условиях. Доверительный управляющий обязуется организовать предприятие размещения на базе данного объекта недвижимости, осуществить его выход на гостиничный рынок, а также осуществлять управление новым предприятием в интересах лица, являющегося владельцем данного недвижимого имущества. Договоры на управление варьируются по срокам и условиям, тем не менее суть всегда остается неизменной: управляющая сторона не является владельцем предприятия, а только осуществляет деятельность по организации его функционирования.

Из определения договора на управление, вытекает понятие управляющей компании, которое, необходимо заметить, несколько шире. Управляющие компании в гостиничном бизнесе - это операторы, руководящие отелями под различными брендами общей корпоративной сети, своими собственными отелями, а также независимыми отелями вне сети, которые не обладают собственным брендом. Таким образом, управляющая компания может являться как стороной, не владеющей предприятием, а только осуществляющей деятельность по организации его функционирования, так и полноправным

петербургский экономический журнал • № 2 • 2014

115

владельцем гостиницы и иного средства размещения, недвижимого имущества. Управляющая компания имеет право запатентовать собственный бренд и объединять гостиничные предприятия и иные средства размещения, принадлежащие разным владельцам, под одним именем, если данный пункт оговорен в договоре на управление. Важно заметить, что в таком случае концепция данных предприятий должна быть одинаковой или максимально схожей. В этой ситуации появляется понятие гостиничной сети, которая подразумевает следование общим стандартами, что исключает вариант выхода на рынок, например, хо-стела и крупного гостиничного предприятия высокого уровня под общим брендом. Тем не менее необходимо отметить, что управляющая компания вполне способна организовать деятельность одновременно нескольких предприятий разных категорий и концепций,

только в глазах гостя-потребителя, они будут позиционироваться по-разному.

Далее определим и исследуем основной функционал управляющих компаний.

Если говорить о реальном рынке (как международном, так и российском), то на нем существует огромное количество гостиничных управляющих компаний. Каждая предоставляет свой собственный, определенный спектр услуг, которые в большинстве своем схожи, но вариации, новаторские идеи и даже существенные различия присутствуют всегда. Для того, чтобы сформулировать и проанализировать основной функционал управляющих компаний, необходимо провести исследование рынка, изучить деятельность управляющих компаний, реально существующих и функционирующих на российском рынке. Основная информация о данных управляющих компаниях размещена в таблице.

Таблица

Управляющие компании на российском рынке

Название компании Сайт Количество отелей в управлении Специализация Направления

«Heliopark» www.heliopark.ru 11 3-5* Spa, курортные отели Россия, Украина, Германия

«Аэротель» www.airhotel.ru 2 3-4* Россия

«Аккорд менеджмент групп» www.accordmg.ru 750 номеров Россия

«Туррис» www.hotels-turris.ru 7 3* Пансионаты Россия, Финляндия

«Azimut hotels company» www.azimuthotels.com 22 3-4* Россия, Германия

«IFK Hotel Management» www.ifk-hm.ru 2 Все бренды Golden Tulip Hospitality Group на территории России

«ВашОтель» www.vashotel.ru 11 Россия (только Москва)

«Ро сЕвроОтель» www.roseurohotel.ru 20 Дачные отели, курортные отели Россия, СНГ, Балтия

«Интурист» www.intourist-hotels.ru 9 4-5* Россия

«ИС-Сервис» www.is-service.su 4 3-5* Россия

«Росинвест Отель» www.rosinvesthotel.ru 4 в управлении, более 20 проектных разработок Курортные отели (от проектов застройки до управления) Россия

116

петербургский экономический журнал • № 2 • 2014

Окончание таблицы

Название компании Сайт Количество отелей в управлении Специализация Направления

«Don-Plaza» www.don-plaza.ru 5 Конгресс-отели Россия

«Ателика» www.atelica.ru 17 3*, семейный отдых Россия, СНГ

«BS Hospitality Management» www.bshm.ru 1 Hilton Garden Inn Perm Россия

«Special Edition Hotel Management» Премиум-класс

При анализе данных таблицы становится очевидным, что сфера деятельности управляющих компаний, функционирующих на российском рынке, отличается, но не существенно. Это обусловлено тем, что владельцы малых средств размещения предпочитают организовывать работу своих предприятий самостоятельно даже при наличии нескольких объектов во владении. С другой стороны, ниша пятизвездочных отелей, бизнес- и люксовых отелей захвачена крупными международными компаниями, управляющими данными предприятиями самостоятельно. Тем не менее даже при присутствии российских управляющих компаний преимущественно на рынке гостиниц 3-4* их сфера деятельности обширна и разнообразна, обладает потенциалом для перспективного развития. Ниже приведены данные по функционалу наиболее крупных и известных управляющих компаний.

«НеНорагк»:

• Управление гостиничными объектами.

• Девелопмент гостиничной недвижимости.

• Строительство, оснащение, реконструкция.

• Экспертная оценка гостиничных объектов.

• Разработка концептуальных идей строительства отелей.

«Аккорд менеджмент групп»:

• Оценка готовности объекта к запуску.

• Разработка плана запуска объекта.

• Контроль исполнения графика запуска объекта.

• Открытие гостиницы.

• Управление финансово-хозяйственной деятельностью гостиницы.

• Управление персоналом гостиницы.

• Операционное управление.

• Маркетинг и продажи.

• Управление доходами.

«Туррис»:

• Услуги по управлению объектами отельного бизнеса.

• Консалтинговые услуги по проектированию.

• Строительство и реконструкция объектов отельного бизнеса.

«Azimut hotels company»:

• Адаптация гостиничного объекта к требованиям управляющей компании.

• Управление финансами.

• Управление персоналом.

• Управление качеством.

• Централизованные закупки.

• Автоматизация и стандартизация процессов.

• Строительство и управление отелями в собственности компании.

«ВашОтель»:

• Создание и апробация эффективной системы управления гостиничными проектами.

• Внедрение современных технологий на предприятии.

• Применение апробированных систем управления в новых проектах, как собственных, так и взятых в управление.

«РосЕвроОтель»:

• Управление гостиничной недвижимостью.

• Консалтинг.

петербургский экономический журнал • № 2 • 2014

117

• Бизнес-планирование.

• Разработка концепции гостиничного комплекса.

• Сопровождение проекта.

• Подготовка объекта к открытию.

«Интурист»:

• Централизованное управление сетью отелей под единым брендом.

• Внедрение и поддержание международных стандартов качества обслуживания.

• Маркетинг и реклама гостиниц (консалтинг).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Запуск новых гостиниц и управление действующими гостиницами.

• Бронирование гостиниц через Единый центр бронирования.

• Централизованный отдел продаж (Corporate Sales Office).

• Применение современных технологий управления номерным фондом.

• Планирование и разработка бюджета и бизнес-плана на стадии открытия.

• Тренинги для управляющих и сотрудников во всех областях функционирования отеля.

• Оценка систем и рекомендации по оптимизации объектов.

«Росинвест Отель»:

• Маркетинговые исследования гостиничного рынка.

• Разработка концепций гостиниц и бизнес-планирование.

• Проектное консультирование и сопровождение строительства.

• Управленческий консалтинг.

• Профессиональное управление гостиницами.

«Don-Plaza»:

• Консультации при проектировании и запуске объекта.

• Управленческий и финансовый консалтинг.

• Подбор и обучение персонала.

• Маркетинговые услуги.

• Управление продажами.

«BS Hospitality Management»:

• Управление отелями с франшизой от мирового гостиничного бренда.

• Управление отелем без бренда.

• Техническое сопровождение строительства и реконструкции отеля.

• Организация финансирования проектов в отельной сфере.

При анализе деятельности крупнейших российских управляющих компаний становится очевидным, что каждая предоставляет свой собственный, определенный спектр услуг, которые в большинстве своем схожи, но вариации, новаторские идеи и даже существенные различия присутствуют всегда. Тем не менее, авторами статьи была предпринята попытка выделить основные функции управляющей компании, основываясь на реально сложившейся ситуации на гостиничном рынке.

Самым оптимальным вариантом сотрудничества с управляющей компанией, является обращение к ней еще на этапе проектирования предприятия. Большинство управляющих компаний оказывают поддержку владельцам недвижимого имущества на самом первом этапе строительства гостиницы, до того, как начинается ее непосредственное функционирование. Такой подход сотрудничества с момента запуска проекта является одним из гарантов успешной работы предприятия в перспективе. Управляющая компания имеет возможность самостоятельно разработать концепцию предприятия, определить маркетинговую стратегию, а соответственно и заложить прочный фундамент дальнейшего успешного функционирования. Деятельность управляющей компании на данном этапе: техническое сопровождение проекта (планирование общественных зон и жилых комнат, подбор мебели, рекомендации по приобретению необходимого технического оборудования); рекомендации по приобретению программного обеспечения; заблаговременные подбор и обучение персонала (может осуществляться как по международным стандартам, так и по индивидуальному пожеланию заказчика); включение нового предприятия в международные системы бронирования и продаж; включение нового предприятия в какие-ли-

118

петербургский экономический журнал • № 2 • 2014

бо ассоциации средств размещения, при желании заказчика или явной необходимости данного мероприятия разработка индивидуальной системы лояльности.

Следующий этап - непосредственное управление гостиничным предприятием. Управление гостиничным предприятием может быть как следующим шагом в деятельности управляющей компании на пути организации функционирования нового гостиничного предприятия, так и начальным этапом - в случае, когда управляющая компания приходит уже на готовый объект для того, чтобы наладить его деятельность, повысить финансовые показатели, вывести из состояния застоя и пр. Управляющая компания может привести средство размещение к стандартам собственного бренда, если такой имеется и его концепция в той или иной мере соответствует концепции уже существующего предприятия. Другой вариант - разработка индивидуальной программы развития уже существующего гостиничного предприятия, которая выведет его на новый уровень. На этом этапе также возможна организация дополнительного набора и обучения персонала, включения предприятия в международные системы бронирования и продаж в какие-либо ассоциации средств размещения, разработка системы лояльности.

Еще одно направление - организация маркетинга и продаж управляющей компанией. Данное направление деятельности имеет место, когда владелец гостиничного предприятия желает заниматься управлением своей собственностью самостоятельно, но хочет иметь поддержку профессионалов при разработке маркетинговой стратегии, а также стратегии продаж. В этом случае речь пойдет не о заключении договора на управление на определенный срок, а лишь о временном сотрудничестве. Управляющая компания в таком случае обязуется наладить интернет-продажи, организовать необходимые встречи и мероприятия для заключения контрактов и договоров о сотрудничестве между средством размещения и потребителями данной услуги. Также возможна организа-

ция мероприятий для создания имиджа гостиницы, рекламы.

Говоря о кадровом менеджменте, необходимо отметить, что самой распространенной является организация обучения уже функционирующего персонала гостиницы управляющей компанией. Такая функция является одной из наиболее эффективных при попытке выхода отеля на новый уровень за счет улучшения качества сервиса.

Оказание консультационных услуг является одним из видов деятельности управляющей компании. Управляющие компании дают профессиональные рекомендации на любом этапе функционирования по направлениям: анализ целесообразности запуска проекта, его осуществимости; кадровый менеджмент; операционное управление; маркетинг; продажи.

Важно выделить такие компании, как «Azimut hotels company», «Интурист», «IFK Hotel Management», «Heliopark», которые помимо управления гостиничными объектами вне собственности, обладают также и собственными гостиничными объектами, объединенными общими стандартами и брендом, а соответственно являющихся полноценной гостиничной цепью.

Таким образом, говоря о роли управляющих компаний в развитии сетевого гостиничного бизнеса, необходимо отметить, что наличие данных компаний, вне зависимости от того, предоставляют ли они услуги полного цикла запуска и функционирования отеля или только консалтинговую поддержку в некоторых областях деятельности гостиничного предприятия, является своего рода пусковым механизмом образования новых гостиничных сетей и объединений. Из анализа деятельности существующих российских управляющих компаний можно сделать вывод, что наиболее преуспевающие, известные широкому кругу потребителей российские гостиничные сети являются предприятиями именно управляющих компаний, которые помимо консалтинга и управления по договору организовали функционирование и собственных гостиничных объектов.

петербургский экономический журнал • № 2 • 2014

119

Список литературы

1. Морозова М. А., Попков В. П. Методология устойчивого развития сетевых предпринимательских структур в национальном гостиничном бизнесе Российской Федерации. СПб.: Астерион, 2010. 269 с.

2. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 №14-ФЗ. Ч. 2. Ст. 1012.

3. Морозова М. А. Сетевой гостиничный бизнес: теория и практика. СПб.: СПбГИЭУ, 2009.

4. Ninemeier Jack D., Perdue Joe. Discovering Hospitality and Tourism. 2011. Upper Saddle River. New Jersey.

5. Официальный сайт управляющей компании «Heliopark». URL: www.heliopark.ru (дата обращения: 11.04.2014).

6. Официальный сайт управляющей компании «Аккорд». URL: www.accordmg.ru (дата обращения: 15.04.2014).

7. Официальный сайт управляющей компании «Туррис». URL: www.hotels-turris.ru (дата обращения: 15.04.2014).

8. Официальный сайт управляющей компании «Azimut». URL: www.azimuthotels. com (дата обращения: 08.04.2014).

9. Официальный сайт управляющей компании «Ваш отель». URL: www.vashotel.ru (дата обращения: 22.04.2014).

10. Официальный сайт управляющей компании «РосЕвроОтель». URL: www.ro-seurohotel.ru (дата обращения: 05.05.2014).

11. Официальный сайт управляющей компании «Intourist». URL: www.intourist-ho-tels.ru (дата обращения: 08.04.2014).

12. Официальный сайт управляющей компании «РосинвестОтель». URL: www.ros-investhotel.ru (дата обращения: 22.04.2014).

13. Официальный сайт управляющей компании «Don-Plaza». URL: www.don-plaza. ru (дата обращения: 15.04.2014).

14. Официальный сайт управляющей компании «BS Hospitality Management». URL: www.bshm.ru (дата обращения: 08.04.2014).

120

петербургский экономический журнал • № 2 • 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.