Научная статья на тему 'Управленческий инструментарий развития региональной сферы потребительских услуг'

Управленческий инструментарий развития региональной сферы потребительских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ / КОНЦЕПЦИЯ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ УСЛУГ / ИНФРАСТРУКТУРА / МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Радина Оксана Ивановна

Пути формирования рыночных отношений, обоснование форм и методов экономического и правового регулирования региональной сферы потребительских услуг необходимо отражать в документе «Концепция регулирования региональных потребительских рынков», дающем муниципальным и региональным органам управления долговременную стратегию и перспективу развития. Основным инструментом развития и регулирования сферы потребительских услуг может стать стандартизация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Радина Оксана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управленческий инструментарий развития региональной сферы потребительских услуг»

УДК 338.46 ББК 65.206 Р 15

О.И. Радина

Доктор экономических наук, профессор кафедры «Маркетинг и реклама» ЮжноРоссийского государственного университета экономики и сервиса, г. Шахты.

Тел.: (928) 180 72 73, e-mail: oksradina@yandex.ru.

Управленческий инструментарий развития региональной сферы потребительских

услуг

(Рецензирована)

Аннотация. Пути формирования рыночных отношений, обоснование форм и методов экономического и правового регулирования региональной сферы потребительских услуг необходимо отражать в документе «Концепция регулирования региональных потребительских рынков», дающем муниципальным и региональным органам управления долговременную стратегию и перспективу развития. Основным инструментом развития и регулирования сферы потребительских услуг может стать стандартизация.

Ключевые слова: потребительские услуги, концепция, стандартизация услуг,

инфраструктура, механизм регулирования, саморегулируемые организации.

O.I. Radina

Doctor of Economics, Professor of Marketing and Advertising Department of the Southern

Russian State University of Economy and Service, Shakhty. Ph.: (928) 180 72 73, e-mail:

oksradina@yandex.ru.

Administrative toolkit of development of regional sphere

of consumer services

Abstract. Ways of formation of market relations and a substantiation of forms and methods of economic and legal regulation of regional sphere of consumer services should be reflected in the document “The concept of regulation of the regional consumer markets”, giving the long-term strategy and development prospect to municipal and regional bodies of control. Standardization can become the basic tool of development and regulation of sphere of consumer services.

Keywords: consumer services, the concept, standardization of services, an infrastructure, the regulation mechanism, self-adjustable organizations.

В кризисных условиях возрастает внимание территориальных органов власти к регулированию развития сферы потребительских услуг, однако предпринятые в этом направлении усилия оказались недостаточно продуктивными, поскольку не опирались на соответствующую научную основу

Разработку такой основы целесообразно начать с региональной «Концепции регулирования и развития региональных потребительских рынков», представляющей собой перспективный документ, дающий муниципальным и региональным органам управления долговременную стратегию и указывающий возможные альтернативы. С ее помощью можно определить инструменты развития указанной сферы, обосновать систему форм и методов ее эффективного регулирования.

Подход к развитию сферы потребительских услуг должен базироваться на общих принципах, целях и задачах государственного регулирования экономики в Российской Федерации с учетом специфики сферы потребительских услуг того или иного субъекта Федерации, а также места и роли коммерческих и некоммерческих организаций в этом

процессе.

Опыт развития экономики развитых стран Западной Европы наглядно демонстрирует, что в условиях глобального перераспределения производительных сил на долю сферы потребительских услуг ложится функция локомотива экономического роста регионов [1].

Структура концепции может быть построена с учетом структуры аналогичных документов, касающихся развития других сфер экономики, например Концепций развития промышленности, туризма, сельского хозяйства и т.п. В качестве модельных документов могут послужить нормативные акты о регулировании субъектов малого бизнеса.

В целях практической реализации Концепции регулирования и развития сферы потребительских услуг целесообразно формирование комплексной программы развития отрасли в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития территориального образования и приоритетными направлениями деятельности в сфере потребительского рынка с учетом текущего состояния, краткосрочных и долгосрочных прогнозов.

Анализ основных программных мероприятий по развитию сферы потребительских услуг в регионах РФ позволил выделить ряд положительных моментов, которые можно использовать при разработке инструментов развития сферы потребительских услуг [2]:

1. Реализация комплекса институциональных преобразований: дальнейшее

проведение административной реформы, защита прав предпринимателей, ликвидация необоснованных административных барьеров, упорядочение контрольной деятельности, поддержка малого бизнеса, создание равных конкурентных возможностей для развития крупных, средних и малых предприятий.

2. Защита прав потребителей, обеспечение качества и безопасности услуг, усиление взаимодействия с общественными организациями потребителей.

3. Упорядочение размещения мелкорозничной сети, ликвидация несанкционированной торговли.

4. Сокращение числа рынков и преобразование их в современные торговые центры.

5. Развитие сети предприятий торговли и услуг, ориентированных на обслуживание малообеспеченных категорий граждан, совершенствование социального питания и бытового обслуживания населения.

6. Развитие сети предприятий потребительского рынка и услуг шаговой (пешеходной) доступности.

7. Совершенствование механизмов координации и развития оптовой и розничной торговли, укрепления региональных, межрегиональных и межгосударственных связей потребительского рынка.

8. Защита регионального алкогольного рынка, развитие системы контроля качества и товародвижения алкогольной продукции.

9. Противодействие терроризму на объектах потребительского рынка и услуг.

10. Развитие информационных технологий в сфере потребительского рынка и услуг, электронная торговля.

При разработке региональной Концепции и программы развития сферы потребительских услуг должны рассматриваться два уровня: региональный и

муниципальный. Приоритетным направлением планирования в данном случае должно стать планирование «сверху вниз», поскольку органы исполнительной власти, занимающиеся контролем сферы потребительских услуг, на обоих уровнях заняты реализацией схожих функций. В такой ситуации, когда многие функции фактически полностью дублируются, делая поправку лишь на масштаб деятельности, целесообразно именно нисходящее планирование.

Участниками реализации подобных программ, помимо самих субъектов сферы потребительских услуг, являются органы исполнительной власти региона, научноисследовательские и учебные учреждения, информационно-консультационные службы, общественные и другие организации, СМИ. Для осуществления взаимодействия между

участниками, а также обеспечения общего руководства программами, в качестве

государственного заказчика-координатора на региональном уровне выступает министерство (управление, департамент) потребительского рынка, на муниципальном - администрация муниципального округа.

Координационные советы (рабочие группы) по развитию сферы потребительских услуг создаются в составе руководителей всех участвующих и заинтересованных в реализации Программ министерств, ведомств, комитетов, общественных и других организаций. Они осуществляют рассмотрение и разработку мероприятий по реализации Программ и совершенствованию законодательных и иных нормативных актов в области развития данной сферы и малого предпринимательства в целом, подготавливают предложения для исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающие эффективность выполнения программных мероприятий.

Правовая база участия экономических субъектов в непосредственном обсуждении вопросов государственной и общественной жизни достаточно многообразна. Ее составляют нормативные правовые акты об образовании и статусе совещательных, координационных, консультационных органов при органах публичной власти (например, Постановление Правительства РФ «О Совете по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации»). К правовой базе о непосредственном участии экономических субъектов в принятии публично-властных решений относятся нормы, регулирующие процедурные аспекты деятельности органов публичной власти, в том числе связанной с нормотворчеством. Речь идет о положениях об исполнительных органах и регламентах законодательных органов всех уровней власти.

Координационные и консультационные органы при органах публичной власти функционируют в ряде регионов России. Использование подобного положительного опыта позволит субъектам сферы потребительских услуг излагать собственный взгляд на решаемые проблемы и формировать адекватные складывающимся экономическим условиям инструменты.

Учитывая особую роль информации в развитии сферы потребительских услуг, в отдельный блок мероприятий по развитию данной сферы необходимо выделить информационно-аналитические процедуры, включающие совокупность мероприятий, способствующих развитию отдельных направлений деятельности или субъектов сферы потребительских услуг. Принимая во внимание тот факт, что эффективность функционирования хозяйствующих субъектов сферы потребительских услуг во многом зависит от доступности и качества информации, следует отметить особую важность информационно-аналитической поддержки рыночных субъектов, которая, по мнению Г.М. Зинчука [3], может осуществляться по трем основным направлениям:

1) оперативное доведение до хозяйствующих субъектов правовой информации;

2) организация повышения квалификации руководящих работников и специалистов;

3) предоставление прогнозной информации о конъюнктурных колебаниях сферы потребительских услуг.

Каждое из выделенных направлений также неоднородно по содержанию и представляет собой целую совокупность мер.

Большое значение имеет блок оперативного доведения до хозяйствующих субъектов правовой информации. Постоянно происходящие изменения нормативно-правовых актов, регулирующих различные направления деятельности организаций сферы потребительских услуг, нередко требуют дополнительных разъяснений по их применению на практике. В связи с этим специализированными консультационными службами при территориальных управлениях сферой потребительских услуг должно осуществляться своевременное разъяснение и доведение правовой информации, сведений о государственных приоритетах до хозяйствующих субъектов соответствующей территории.

Эффективным инструментом развития сферы потребительских услуг может стать стандартизация. Определение стандарта на услугу дано в ГОСТ Р1.12-9 «Стандартизация и

смежные виды деятельности. Термины и определения». В частности, этот стандарт устанавливает требования, которым должна удовлетворять услуга или группа однородных услуг с тем, чтобы обеспечить соответствие услуг их назначению. Стандарты могут быть разработаны на материальные и социальные услуги. Однако в ФЗ РФ «О техническом регулировании» под стандартом уже понимается документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процесса производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Соответственно в ГОСТ Р1.0 - 2004 «Стандартизация в РФ. Основные положения» стандарты на услуги устанавливают требования и методы их контроля для однородных услуг или для конкретной услуги в части ее состава, содержания и формы деятельности по оказанию помощи, принесения пользы потребителю услуги, а также требования к факторам, оказывающим существенное влияние на качество услуг [4].

В настоящее время разработан проект Федерального закона «О стандартах государственных услуг». Данный проект предлагает рассматривать стандарт государственной услуги как «обязательные для исполнения правила, устанавливающие в интересах получателя государственной услуги требования к оказанию государственной услуги, включающие характеристики процесса, формы, содержания и результата оказания данной государственной услуги»[5].

Согласно данному проекту, стандарт государственной услуги содержит:

- описание получателей государственной услуги, включая описание льготных категорий получателей государственной услуги;

- требования к месту расположения органа, оказывающего государственную услугу, с учетом его транспортной и пешеходной доступности;

- режим работы органа, оказывающего государственную услугу, порядок доступа и обращений в орган, оказывающий государственную услугу, в том числе получения бланков обращений (заявлений) и регистрации обращений (заявлений);

- очередность предоставления государственной услуги (совершения действий и принятия решений) в случае превышения спроса на государственную услугу над возможностью ее предоставления без ожидания, в том числе сроки и условия ожидания оказания государственной услуги;

- требования к информационному обеспечению получателей государственной услуги при обращении за ее получением и в ходе оказания государственной услуги;

- исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения государственной услуги;

- состав и последовательность действий получателя государственной услуги и органа, оказывающего государственную услугу, исчерпывающее описание последствий этих действий (решений);

- требования к сроку оказания государственной услуги, а также к срокам на совершение действий, принятие решений в процессе оказания государственной услуги;

- исчерпывающий перечень оснований для отказа в оказании государственной услуги;

- исчерпывающее описание результата, который должен получить получатель государственной услуги;

- требования к должностным лицам, непосредственно обеспечивающим оказание государственной услуги, включая требования к их служебному поведению и квалификации;

- особенности предоставления государственной услуги лицам, являющимся престарелыми и инвалидами, исходя из исключения необходимости их личной явки в орган, оказывающий государственную услугу;

- порядок подачи, регистрации и рассмотрения жалоб на недостаточные доступность и качество государственной услуги, на несоблюдение стандарта государственной услуги;

- порядок исправления возможных недостатков оказанной государственной услуги;

- порядок контроля за оказанием государственной услуги со стороны вышестоящих должностных лиц (органов государственной власти);

- иные элементы, необходимые для защиты прав получателей государственных

услуг.

Необходимо отметить, что для потребительских услуг применение данного стандарта в полном объеме нецелесообразно, да и невозможно в силу специфики конкурентных отношений в данной сфере и свободы выбора как потребителей, так и производителей услуг. Анализ проекта рассматриваемого закона позволяет сделать вывод, что подобные стандарты должны разрабатываться не столько органами государственного регулирования, сколько соответствующими профессиональными сообществами. Решение об использовании стандартов потребительских услуг должно означать необходимость их соблюдения. В качестве аналогии можно привести стандарты Международной организации по стандартизации (ISO).

Особую роль в развитии сферы потребительских услуг играет формирование соответствующей инфраструктуры. А.М. Тамаева полагает, что именно наличие развитой инфраструктуры потребительского рынка является одним из главных факторов обеспечения гибкого реагирования на сигналы потребности и спроса. Она выступает реальной предпосылкой формирования слитных экономических отношений, создающих гармоничную цепочку в воспроизводственном цикле «производство-обмен-потребление-производство» [6].

В процессе формирования оптимальной действенной инфраструктуры потребительского рынка большое значение имеет сочетание государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью активного участия государственных органов в формировании инфраструктуры потребительского рынка является создание соответствующих условий, обеспечивающих нормальное функционирование потребительского рынка. Формы и механизмы государственного регулирования формирования инфраструктуры потребительского рынка носят динамичный и достаточно гибкий характер, их реализация осуществляется соответствующими государственными органами (рис. 1).

Управление развитием региональной сферы потребительских услуг ▼

Разработка концепции регулирования и развития о о оир-б - -

^ Разработка комплексной программы развития

1. Создание координационных советов (рабочих групп) по

2. Совершенствование организационной структуры

3. Совершенствование взаимодействия с объединениями предпринимателей и общественными организациями

4. Развитие информационно-методического обеспечения функционирования организаций сферы потребительских

5. Стандартизация процедур взаимодействия с субъектами

_____rz_____________

Рисунок 1. Структура управления развитием региональной сферы

потребительских услуг

Сочетание подобных мер позволит предприятиям сферы потребительских услуг функционировать более эффективно в более благоприятных условиях, что, на наш взгляд, должно сформировать предпосылки для развития механизмов саморегулирования.

Предложенные мероприятия взаимосвязаны с мероприятиями, указанными при разработке концепции интенсификации развития саморегулируемых организаций в сфере потребительских услуг.

Примечания:

1. Васильева С.В. Формы представительства интересов экономических субъектов в деятельности публичных органов власти: правовой аспект // Право и экономика. 2005. № 8.

2. Потребительский рынок товаров и услуг Смоленской области. Современное состояние и перспективы. URL: Режим доступа: admin.smolensk.ru/~smol_business/4.rtf

3. Зинчук Г.М. Система государственного регулирования продовольственного рынка // Studium. 2008. № 3.

4. Нестеров А.В. О стандартизации // Компетентность. 2006. № 3. С. 2-8.

5. Проект концепции ФЗ РФ «О стандартах государственных услуг». URL: http://www.csr.ru/_upload/editor_files/file0061.doc

6. Тамаева А.М. Анализ факторов, влияющих на уровень управляемости

организаций // Региональная экономика и управление: электр. науч. журнал. 2007. № 4 (12). Ц^: http://region.mcnip.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.