УДК 332.01
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СФЕРЫ УСЛУГ В ПРОБЛЕМНЫХ РЕГИОНАХ РФ
С.Р. Кривко
Выявлены стратегии развития сферы услуг в проблемных регионах; определены принципы управления развитием сферы услуг в проблемных регионах РФ (субсидиарности, сбалансированности, селективности, фрактальности, трансверсальности); раскрыты сущность, содержание и механизм государственного регулирования развития сферы услуг в регионах РФ; установлены закономерности государственного регулирования сферы услуг в регионах.
Ключевые слова: стратегии развития сферы услуг; проблемные регионы; принципы управления развитием сферы услуг в проблемных регионах; субсидиарность; селективность; механизм государственного регулирования развития сферы услуг в регионах РФ; закономерности государственного регулирования сферы услуг в регионах.
Усиление социально-экономической неоднородности регионов представляет серьезную угрозу не только социально-экономическому развитию России, но и территориальной целостности Российской Федерации, ее экономической и национальной безопасности. Установлено, что проблемный регион - это территория, которая для решения своих социально-экономических проблем нуждается в поддержке государства. Выяснено, что существование проблемных регионов обусловлено историко-географическими, бюджетно-налоговыми, федеративно-
субсидиарными предпосылками.
Стратегии развития регионов представляют собой долгосрочные программы системно-структурного преобразования территорий, обеспечивающие комплексное развитие и повышение конкурентоспособности экономики регионов, посредством формирования благоприятного инновационного и инвестиционного климата, а также сбалансированное пространственное развитие Российской Федерации.
Стратегия развития сферы услуг в проблемных регионах - долгосрочная программа перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, обеспечивающему сокращение межрегиональной дифференциации в уровне и качестве жизни населения, создание равных возможностей граждан и содействие развитию человеческого потенциала: улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды; развитие способностей каждого человека, ускоренное развитие человеческого потенциала; повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики; развитие конкурентных рынков услуг; повышение
эффективности политико-правовых институтов, оказывающих социальные услуги населению [1].
В условиях усиления самостоятельности территорий в РФ стратегии развития сферы услуг в проблемных регионах ориентированы как на действенную поддержку людей, так и на создание условий для того, чтобы каждый человек мог самостоятельно формировать стабильные, благополучные социальные позиции для себя и своей семьи.
Управление развитием сферы услуг в проблемных регионах РФ опирается на совокупность принципов: 1) субсидиарности, определяющей критерии разграничения предметов ведения и компетенций между федерацией и ее субъектами и позволяющей последним в конкретноисторических условиях эффективно решать задачи по обеспечению комплексного развития и повышению конкурентоспособности экономики регионов, а также законодательно установленного минимально допустимого уровня жизни граждан; 2) сбалансированности, предусматривающей государственное регулирование сокращения межрегиональной дифференциации в уровне и качестве жизни населения посредством специально разработанных программных мер системного характера; 3) селективности, направленной на повышение эффективности избирательного воздействия государства по созданию в регионах условий усиления самостоятельности территорий, обеспечивающих качество социальной среды, рост конкурентоспособности человеческого капитала и его социальных секторов экономики, формирование рынков услуг; 4) фрактальности, обуславливающей координацию инфраструктурных инвестиций в сферу услуг с учетом приоритетов развития и ресурсных ограничений; 5) трансверсальности, обеспечивающей интеграцию традиций и инноваций в процессе развития сферы услуг для преодоления инфраструктурных и институциональных ограничений, создания равных возможностей граждан и содействия развитию человеческого потенциала, проведения целенаправленной работы по развитию федеративных отношений, а также реформирования систем государственного управления и местного самоуправления.
Совокупность данных принципов обеспечивает системную целостность государственного регулирования и селективной поддержки развития сферы услуг посредством формирования сбалансированных социально ориентированных региональных экономических пространств как системы постоянно развивающихся экономических связей, ориентированных на обеспечение достойных условий жизни граждан, комплексное развитие и повышение конкурентоспособности региональной экономики.
Особенности сбалансированных социально ориентированных региональных экономических пространств составляют: 1) неоднородность структуры, обусловленная территориальной спецификой; 2) совпадение социально-экономических интересов всех субъектов хозяйствования независимо от величины их потенциала и направленность на создание
эффективной региональной экономической интеграции, основанной на взаимном интересе и равноправном партнерстве; 3) самостоятельность и устойчивость товаропроизводителей как главных субъектов экономической деятельности; 4) оптимизация содержания регионального разделения труда и усиление территориального взаимодействия межотраслевых предприятий; 5) формирование регионального процесса воспроизводства как сети социально-экономических и производственно-технологических связей и отношений и развитие конкурентных преимуществ региона как совокупности природных, социально-экономических, научно-
образовательных, технических, информационных, культурных и институциональных условий определяющих долгосрочные перспективы производства товаров и услуг; 6) развитие и размещение предприятий по выпуску товаров повседневного спроса, для которых территория может стать емким рынком; 7) маневрирование топливно-энергетическими ресурсами, запасами, тарифами; 8) развитие транспортной инфраструктуры; 9) формирование конкурентных рынков услуг; 10) создание рав-
ных возможностей граждан и содействие развитию человеческого потенциала; 11) формирование и использование научно-
образовательного потенциала для эффективных инвестиций в инновационные процессы технического перевооружения предприятий; 12) создание новых рабочих мест и сохранение уже функционирующих; 13)
возможность централизованного перераспределения средств вследствие отсутствия жесткой зависимости между имеющимися в регионе ресурсами воспроизводства и его результатами, а также первичными доходами и уровнем потребления.
Установлено, что сущность государственного регулирования развития сферы услуг в регионах РФ составляют целеоринтированная система мер государственного управления, направленная на сокращение дифференциации уровня и качества жизни населения на территории России и обеспечивающая высокие стандарты личной безопасности; переход к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам; доступность услуг здравоохранения требуемого качества; доступ к культурным благам; выход на современные стандарты жилищных условий; создание эффективной пенсионной системы на основе страхования и накопления; установление минимального размера оплаты труда на уровне восстановительного потребительского бюджета.
Содержание государственного регулирования развития сферы услуг в регионах РФ направленно на согласование интересов федеральных, региональных и муниципальных органов управления, различных субъектов собственности, национально-территориальных общностей и всех граждан России с целью сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии и качестве жизни.
Цель государственного регулирования развития сферы услуг в регионах РФ - создание условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики. Задачи - разработка долгосрочной программы системно-структурного преобразования территорий с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений; формирование в регионах благоприятного инновационного и инвестиционного климата; урегулирование финансовых взаимоотношений между федеральными, региональными, муниципальными органами власти по поводу аккумулирования, перераспределения и использования финансовых ресурсов в сфере услуг; создание многоуровневой бюджетной системы.
Выявлено, что объекты государственного регулирования развития сферы услуг в регионах РФ многочисленны и качественно различны: ресурсы; социальная инфраструктура; занятость; денежное обращение; социальное обеспечение; система подготовки и переподготовки кадров; окружающая среда; человеческий потенциал; человеческий капитал; рынок услуг. Субъекты государственного регулирования сферы услуг в регионах РФ - это органы государственной власти и местного самоуправления; стейкхолдеры; население.
Определены и научно обоснованы принципы государственного регулирования сферы услуг в регионах: стратегирования, предполагающего определение целей, направлений, действий обеспечения устойчивого развития сферы услуг в регионах на долгосрочный период; партисипативно-сти, опосредующей развитие частно-государственного партнерства с целью сокращения дифференциации в уровне и качестве жизни населения в регионах; фискального федерализма, направленного на урегулирование финансовых взаимоотношений между федеральными, региональными, муниципальными органами власти по поводу аккумулирования, перераспределения и использования финансовых ресурсов в сфере услуг и обуславливающего многоуровневость бюджетной системы.
Формы государственного регулирования сферы услуг в регионах -дополнительная финансовая поддержка; система ФЦП и прочих инструментов целевого финансирования из средств федерального бюджета; бюджетные инвестиции и инвестиционные проекты; содействие развитию социальной сферы региона; размещение государственных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд. Исходя из способов воздействия на объект регулирования предложены следующие методы государственного регулирования: административно-правовые, финансово-экономические, программно-целевые, информационно-
коммуникативные.
Выявлены и описаны инструменты государственного регулирования развития сферы услуг в регионах РФ: выделение региональной
составляющей при разработке общероссийских прогнозов и программ; согласование бюджетной, денежной, структурной, региональной и социальной политики; разграничение предметов ведения и компетенций между федерацией и ее субъектами, позволяющих последним в конкретноисторических условиях эффективно решать задачи по обеспечению комплексного развития и повышению конкурентоспособности экономики регионов, а также законодательно установленного минимально допустимого уровня жизни граждан; разработка системы стандартизации качества услуг; программно-целевое управление общественными финансами; создание эффективной системы налогообложения недвижимости как одного из важнейших источников доходов региональных и местных бюджетов; частно-государственное партнерство; избирательное воздействие государства на создание в регионах условий усиления самостоятельности территорий по обеспечению качества социальной среды; рост конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики; повышение сбалансированности обязательств региональных и муниципальных властей и их финансовых возможностей; формирование рынков услуг; реформирование бюджетно-страховой модели социальной политики. Необходимое условие государственного регулирования развития сферы услуг в регионах РФ - комплексное (нормативно-правовое, финансово-экономическое, информационно-
аналитическое, организационно-административное) обеспечение [2].
Качественное отличие предлагаемого механизма государственного регулирования сферы услуг в регионах РФ состоит в ориентации на региональные рынки услуг, улучшение качества жизни граждан, удовлетворение потребностей населения в общественных благах.
Выяснено, что сущность, содержание и механизм государственного регулирования развития сферы услуг обусловлены следующими закономерностями:
- формирование механизма государственного регулирования сферы услуг в регионах оптимизируется при условии направленности государственной региональной политики на сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни;
- эффективность государственного регулирования сферы услуг в регионах повышается при условии учета приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений;
- интеграция целей, задач, принципов, субъектов, объектов, форм, методов, инструментов государственного регулирования сферы услуг в регионах усиливается при условии определения полномочий и ответственности всех субъектов государственного регулирования исходя из разграничения предметов ведения и компетенций;
- синергетический эффект государственного регулирования сферы услуг в регионах возрастает при условии создания эффективной системы налогообложения и консолидации ресурсов муниципальных, региональных и федеральных органов власти;
- социальная ориентированность механизма государственного регулирования сферы услуг повышается при условии его прозрачности и создания системы оценки качества;
- качественно новый уровень развития сферы услуг в регионах достигается при условии приоритетности выполнения целей и второстепен-ности самого механизма государственного регулирования;
- качество услуг и условия жизни граждан поднимаются при условии согласования бюджетной, региональной и социальной политики с целью создания необходимой инфраструктуры;
- межрегиональная дифференциация в уровне и качестве жизни населения сокращается при условии формирования экономических рычагов стимулирования государственно-частного партнерства;
- развитие человеческого потенциала оптимизируется при условии обеспечения законодательно установленного минимально допустимого уровня жизни;
- конкурентоспособность человеческого капитала повышается при условии поддержки обеспечивающих его социальных секторов экономики;
- развитие конкурентных рынков услуг усиливается при условии их комплексного обеспечения и разработки системы стандартизации качества услуг;
- эффективность политико-правовых институтов, оказывающих социальные услуги населению, усиливается при условии повышения роли гражданского общества.
Список литературы
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р // Собрание законодательства РФ. 24.11.2008. № 47. 5489 с.
2. Кривко С.Р. Экономический механизм государственного регулирования развития сферы услуг в регионах РФ // Общество: политика, экономика, право. 2012. № 3.- С. 71-76.
Кривко Сергей Ростиславович, канд. техн. наук, доц., директор филиала, [email protected]. Россия, Смоленск, филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиза»
THEORETICAL BASES OF MANAGEMENT OF SERVICES SECTOR DEVELOPMENT IN PROBLEM REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION
S.R. Krivko
In article strategy of development of a services sector in problem regions are revealed; the principles of management by services sector development in problem regions of the Russian Federation (subsidiarity, balance, selectivity, fractality, transversality) are defined; the essence, the contents and the mechanism of state regulation of development of a services sector in regions of the Russian Federation are opened; consistent patterns of state regulation of a services sector in regions are determined.
Key words: strategy of development of a services sector; problem regions; the principles of management of services sector development in problem regions; subsidiarity; selectivity; the mechanism of state regulation of development of a services sector in regions of the Russian Federation; regularities of state regulation of a services sector in regions.
Krivko Sergey Rostislavovich, сand.tech.Sci., дос. the branch director, [email protected], Russia, Smolensk, FGBOU VPO branch "Russian State University of Tourism and Service"
УДК 332.01
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ОСОБЕННОСТИ СЕЛЕКТИВНОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В СФЕРЕ УСЛУГ
С. Р. Кривко
Важным механизмом развития сферы услуг в регионах является транспарентная социально-селективная политика государства направленная на рост человеческого капитала. Институциональная составляющая сферы услуг может характеризоваться многоуровневостью, двойственностью, фрагментарностью. Селективная поддержка развития сферы услуг проблемных регионов РФ направлена на обеспечение достойных условий жизни граждан посредством создания сбалансированной системы специальных институтов и формирования у них устойчивых конкурентных преимуществ.
Ключевые слова: региональная экономика, селективная политика, селективная поддержка, социальные институты.
Выяснено, что в научной литературе имеют место три основных подхода к сущности селективной политики:
1) отождествляется с региональной экономической политикой государства и направлена на создание общих предпосылок регионального развития. Меры этой политики не имеют избирательного назначения и должны равно-