Научная статья на тему 'Государственный и негосударственный секторы экономики: формы и механизмы взаимодействия в сфере предоставления социальных услуг'

Государственный и негосударственный секторы экономики: формы и механизмы взаимодействия в сфере предоставления социальных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5620
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / THE NONCOMMERCIAL ORGANIZATION / SOCIAL AND ECONOMIC POLICY / SOCIAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перко Марина Вячеславовна

Проанализированы подходы к классификации форм и механизмов взаимодействия государственного сектора экономики и негосударственных некоммерческих организаций. Результаты анализа позволили предложить классификацию, расширяющую классификации, предложенные ранее другими исследователями, учитывающую современные тенденции практического взаимодействия данных секторов экономики и необходимую для формирования эффективного механизма взаимодействия с негосударственными некоммерческими организациями. Описан механизм сочетания «баланса интересов» государственного и негосударственного секторов экономики, а также институциональные механизмы оказания социальных услуг с привлечением негосударственных некоммерческих организаций. Ввиду значимости в сфере предоставления социальных услуг и слабой изученности в научной литературе механизма целевых потребительских субсидий предлагается алгоритм формирования и реализации данного механизма на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Перко Марина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND NONSTATE SECTORS OF ECONOMY: FORMS AND MECHANISMS OF INTERACTION IN SPHERE OF GRANTING OF SOCIAL SERVICES

The analysis of approaches to classification of forms and mechanisms of interaction of public sector of economy and the nonstate noncommercial organizations is carried out. The results of the analysis has allowed to offer classification expanding classifications offered earlier by other researchers, which consider modern trends of practical interaction of the given sectors of economy and necessary for formation of the effective mechanism of interaction with the non-state noncommercial organizations. The mechanism of combination of «interest balance» of state and non-state sectors of economy and also institutional mechanisms of rendering of social services with attraction of the non-state noncommercial organizations are described. Due to the importance in sphere of granting of social services and a weak level of scrutiny in the scientific literature of the mechanism of target consumer grants the algorithm of formation and realization of the given mechanism at regional level is offered.

Текст научной работы на тему «Государственный и негосударственный секторы экономики: формы и механизмы взаимодействия в сфере предоставления социальных услуг»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

УДК 332.146

ББК 65.292.5:65.207.2-21

М. В. Перко

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОРЫ ЭКОНОМИКИ: ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

M. V. Perko

STATE AND NONSTATE SECTORS OF ECONOMY: FORMS AND MECHANISMS OF INTERACTION IN SPHERE OF GRANTING OF SOCIAL SERVICES

Проанализированы подходы к классификации форм и механизмов взаимодействия государственного сектора экономики и негосударственных некоммерческих организаций. Результаты анализа позволили предложить классификацию, расширяющую классификации, предложенные ранее другими исследователями, учитывающую современные тенденции практического взаимодействия данных секторов экономики и необходимую для формирования эффективного механизма взаимодействия с негосударственными некоммерческими организациями. Описан механизм сочетания «баланса интересов» государственного и негосударственного секторов экономики, а также институциональные механизмы оказания социальных услуг с привлечением негосударственных некоммерческих организаций. Ввиду значимости в сфере предоставления социальных услуг и слабой изученности в научной литературе механизма целевых потребительских субсидий предлагается алгоритм формирования и реализации данного механизма на региональном уровне.

Ключевые слова: некоммерческая организация, социально-экономическая политика, социальные услуги.

The analysis of approaches to classification of forms and mechanisms of interaction of public sector of economy and the nonstate noncommercial organizations is carried out. The results of the analysis has allowed to offer classification expanding classifications offered earlier by other researchers, which consider modern trends of practical interaction of the given sectors of economy and necessary for formation of the effective mechanism of interaction with the non-state noncommercial organizations.

The mechanism of combination of «interest balance» of state and non-state sectors of economy and also institutional mechanisms of rendering of social services with attraction of the non-state noncommercial organizations are described. Due to the importance in sphere of granting of social services and a weak level of scrutiny in the scientific literature of the mechanism of target consumer grants the algorithm of formation and realization of the given mechanism at regional level is offered.

Key words: the noncommercial organization, social and economic policy, social services.

Введение

Значение негосударственных некоммерческих организаций (НКО) при решении социально-экономических задач, ввиду их приближенности к потребностям конкретного человека и способности более чутко реагировать на них, уже ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается экономической практикой государств, где развитый третий сектор экономики не только способствует снижению нагрузки на государство, но и приводит к снижению государственных расходов в тех сферах деятельности, где успешно работают некоммерческие организации.

В настоящее время тенденции развития третьего сектора экономики позволяют привлекать негосударственные некоммерческие организации к оказанию услуг в социальной сфере. В этой связи возникает необходимость повышения эффективности взаимодействия государственного и негосударственного секторов экономики для решения социальных задач государства. Главное - правильно выбрать механизм, в том числе форму взаимодействия НКО с органами власти, которые позволят грамотно использовать потенциал некоммерческих организаций.

Цель исследования заключалась в том, чтобы на основе изучения специфики взаимодействия государственного и негосударственного секторов экономики определить пути повышения эффективности их взаимодействия в региональной экономике.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— определить «баланс интересов» государственного и негосударственного секторов экономики;

— проанализировать подходы к классификации механизмов и форм взаимодействия государственного и негосударственного секторов экономики и, в случае необходимости, выработать предложения по их актуализации;

— рассмотреть особенности механизма целевых потребительских субсидий, дающего НКО возможность доступа к бюджетному финансированию, и разработать алгоритм его формирования и реализации;

— сформировать институциональные механизмы оказания социальных услуг с привлечением негосударственных некоммерческих организаций.

Научная новизна исследований определяется предлагаемой нами классификацией форм взаимодействия государственного и негосударственного секторов экономики, которая расширяет предложенные ранее классификации других исследователей, учитывает современные тенденции их практического взаимодействия и важна для формирования эффективного механизма взаимодействия с НКО, способствующего повышению их конкурентоспособности. Нами описан также механизм сочетания «баланса интересов» государственного и негосударственного секторов экономики и предложены институциональные механизмы оказания социальных услуг с привлечением негосударственных некоммерческих организаций. Кроме того, предлагается алгоритм формирования и реализации регионального механизма целевых потребительских субсидий ввиду его значимости в сфере предоставления социальных услуг и слабой изученности в научной литературе.

Механизм сочетания «баланса интересов» государственного и негосударственного секторов экономики

О взаимовыгодности сотрудничества между государственным и негосударственным секторами экономики в своих исследованиях упоминают разные авторы [1, 2]. Анализ практики сотрудничества между органами государственной власти и некоммерческими организациями позволяет разработать механизм сочетания «баланса интересов», который выражается:

1) для органов государственной власти:

— в получении новых идей, проектов, разработанных некоммерческими организациями;

— в получении помощи добровольцев некоммерческих организаций;

— в привлечении дополнительного финансирования в отдельные сферы деятельности, решение задач которых возложено на государство;

— в получении консультационной и методической помощи в вопросах, в которых в большей степени компетентны некоммерческие организации;

— в получении необходимой информации, в том числе аналитической, от некоммерческих организаций;

— в получении образовательных программ для государственных (муниципальных) служащих;

2) для некоммерческой организации:

— в получении имущественной поддержки от органов государственной власти;

— в получении финансовой поддержки (гранты, государственный социальный заказ и др.)

— в получении необходимой информации от органов государственной власти;

— в обучении сотрудников организации;

— в получении методической помощи от органов государственной власти;

— в содействии в доведении предложений и проектов некоммерческих организаций в органы государственной или муниципальной власти.

Как показывает практика, участие некоммерческих организаций в реализации целевых социальных программ является самой широкой формой участия в реализации региональной социальной политики.

В процессе взаимодействия с организациями третьего сектора экономики органы государственной власти оказывают влияние на осуществление деятельности некоммерческими организациями, используя определенные механизмы и тем самым способствуя формированию наиболее благоприятного климата для их развития и повышения их конкурентоспособности в сфере предоставления социальных услуг.

Теоретико-методологические подходы к вопросам взаимодействия государственного и негосударственного секторов экономики

Формы взаимодействия государственного и негосударственного секторов экономики. В литературе существуют различные классификационные группы, отражающие специфику взаимодействия государственного и негосударственного секторов экономики.

В широком понимании понятие форм взаимодействия следует рассматривать как способ существования и выражения содержания. Данный подход дает возможность рассматривать формы взаимодействия как способ организации и осуществления взаимодействующими субъектами совместной деятельности по решению стоящих перед ними задач.

Обобщенная классификация форм взаимодействия государственного и негосударственного секторов экономики встречается в работе Я. С. Ясницкой [2]. Она предлагает разделить их на экономические и неэкономические.

К экономическим формам относятся:

— целевое финансирование деятельности некоммерческих организаций из бюджетов различных уровней;

— социальный заказ или государственный заказ в социальной сфере;

— государственный или муниципальный грант;

— фонды местного сообщества;

— конкурсы социальных проектов, проводимые коммерческими организациями;

— предоставление налоговых и иных льгот участникам благотворительной деятельности, создание благоприятного налогового режима для коммерческих организаций, принимающих участие в решении социальных вопросов.

Неэкономические формы взаимодействия включают в себя:

— проведение совместных мероприятий;

— общественные или общественно-экспертные советы;

— круглые столы с участием представителей различных секторов, которые проводятся для обсуждения различных проблем, с вынесением рекомендательного решения;

— общественные палаты.

К недостаткам данной классификации необходимо отнести узость классификационного признака, предложенного в [2].

Интересной, на наш взгляд, представляется типология межсекторных форм взаимодействия на основе признаков, определяющих социально-экономический эффект в решении общегосударственных задач, предложенная О. Е. Пазыной:

— институциональные (осуществляются на всех уровнях власти и представлены координационными и консультативными органами, экспертными и совещательными структурами при органах государственной власти РФ, субъектов Федерации и органах местного самоуправления);

— технологические (характеризуются совместными усилиями в решении определенных социально-экономических задач на конкретной территории, чаще всего муниципального уровня и уровня субъекта РФ);

— экономические (формы поддержки государством некоммерческих предприятий, которые осуществляются с помощью налогового, бюджетного и кредитного регулирования) [3].

В то же время разработанная О. Е. Пазыной классификация, на наш взгляд, нуждается в корректировке и включении еще одной формы взаимодействия - комбинированной. Необходимость ее включения в состав классификации обусловлена практикой применения межсекторного взаимодействия на территории Российской Федерации, а именно возможности применения двух форм взаимодействия одновременно (например, технологической и экономической).

Важность изучения подходов к классификации форм взаимодействия государственного сектора экономики и негосударственных организаций обусловлена необходимостью более эффективной работы органов государственной власти с НКО на всех этапах взаимодействия. В этой связи целесообразно классифицировать формы взаимодействия государственного и негосударственного секторов экономики еще по ряду признаков.

Так, наличие в процессе взаимодействия поддержки государства дает возможность разделить формы на следующие группы:

— с прямой государственной поддержкой (субсидии, гранты, государственный социальный заказ и др.);

— с косвенной государственной поддержкой (пользование государственным имуществом, освобождение от уплаты ряда налогов и др.).

Одним из неотъемлемых, на наш взгляд, является признак характера решаемых некоммерческими организациями и органами власти задач при взаимодействии. С учетом данного критерия взаимодействие субъектов осуществляется в следующих формах:

— процедурно-организационных;

— институционально-технологических.

Процедурно-организационные формы взаимодействия представлены совокупностью отношений, возникающих между органами власти и некоммерческими организациями в процессе создания (государственной регистрации), ведения деятельности (представление в Министерство юстиции РФ документов, содержащих отчет о деятельности некоммерческой организации, о персональном составе руководящих органов, а также документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства), реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, т. е. при решении организационных вопросов.

Например, некоммерческой организации, находящейся на территории Калининградской области, для решения такой организационной задачи, как государственная регистрация необходимо обратиться в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области и представить предусмотренные действующим законодательством документы.

Необходимо отметить: в связи с тем, что в рамках действующего законодательства существование некоммерческих организаций возможно и без регистрации юридического лица, данная форма взаимодействия характерна только для официально зарегистрированных НКО.

Институционально-технологические формы взаимодействия характеризуются отношениями, возникающими между органами власти и некоммерческими организациями в процессе осуществления деятельности по решению социально-экономических задач конкретной территории (например, субъекта РФ, муниципального образования). Данные формы взаимодействия направлены на улучшение практики реализации социально-экономической политики, в частности региональной, с применением наиболее актуальных и современных механизмов взаимодействия.

К данным формам взаимодействия относятся отношения некоммерческих организаций и органов власти в рамках реализации целевых программ, в том числе отраслевых, проектов и программ некоммерческих организаций с использованием таких механизмов, как государственный социальный заказ, государственный (муниципальный) грант и др.

По своему составу институционально-технологические формы взаимодействия можно классифицировать на простые (с использованием одного механизма взаимодействия) и сложные (с использованием двух и более механизмов).

С учетом предложенных нами классификационных признаков в табл. 1 дана обобщенная классификация форм взаимодействия государственного и негосударственного секторов экономики.

Таблица 1

Классификация форм взаимодействия государственного и негосударственного секторов экономики

Признак классификации Форма взаимодействия

Наличие государственной поддержки С прямой государственной поддержкой. С косвенной государственной поддержкой

Наличие экономической составляющей Экономические. Неэкономические

Социально-экономический эффект в решении общегосударственных задач Институциональные. Технологические. Экономические. Комбинированные

Характер решаемых некоммерческими организациями задач при взаимодействии с органами власти Процедурно-организационные. Институционально-технологические (простые и сложные)

Механизмы взаимодействия государственного сектора экономики и негосударственных некоммерческих организаций

В сфере предоставления социальных услуг большое значение имеют механизмы, с помощью которых органы власти оказывают воздействие на осуществление деятельности некоммерческими организациями.

В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова под механизмом понимается система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности [4].

В. Н. Якимец предлагает понимать под механизмом взаимодействия «НКО - власть» разработанную сообща совокупность правил, способов, технологий и документации по организации, обеспечению ресурсами и реализации совместных работ (проектов, акций) общественного сектора и власти, которая встроена в схему функционирования социальной сферы на данной территории, направлена на решение социально-значимой проблемы с учетом действующих нормативных и правовых актов и воспроизводима в будущем без участия создателей» [5].

Существуют разные подходы к классификации механизмов взаимодействия государственного и негосударственного секторов экономики.

В работе [5], посвященной социальному партнерству в России, выделены 5 групп механизмов взаимодействия:

— конкурсные механизмы (государственный и муниципальный социальный заказ, муниципальный грант, конкурс социальных проектов и др.);

— социально-технологические (передача органам власти социальной инновационной технологии, автором которой, как правило, является общественная организация);

— организационно-структурные (создание совместными усилиями специальных структур для решения социально-значимых задач, как правило, при финансовой поддержке со стороны органов власти и (или) бизнеса);

— процедурные, определяющие правила взаимодействия при решении определенных задач (соглашения, общественные парламенты и др.);

— комплексные или комбинированные - совмещающие в себе признаки, как минимум, двух вышеназванных способов взаимодействия (например, фонды развития местного сообщества, объединяющие черты конкурсных, социально-технологических и организационноструктурных механизмов) [6].

Н. Л. Хананашвили в «Авторской концепции системы взаимодействия органов власти Российской Федерации с негосударственными некоммерческими организациями» выделил три инструментальные группы, являющиеся функциональной основой системы взаимодействия:

— процедурные элементы (программно-целевой подход, экспертная и оценочная деятельность, конкурсы, неналоговые побудительные механизмы для бизнеса и НКО, переговорные площадки, договоры о партнерстве, другие процедуры общественного участия);

— экономико-правовые механизмы (грант, социальный заказ, налоговые механизмы побуждения социально ответственного бизнеса к занятию благотворительной деятельностью, меценатством и к поддержке общественной инициативы);

— организационные формы (фонды местного сообщества, ярмарки социальных проектов, общественные (экспертные, консультационные советы), научно-исследовательские центры («фабрики мысли», центры публичной политики), другие общественные, государственнообщественные и общественно-государственные структуры) [7].

Сравнивая приведенные классификации, мы видим, что организационно-структурные группы механизмов в классификации, предложенной В. Н. Якимцом, соответствуют организационным формам, предложенным Н. Л. Хананашвили, процедурные группы предлагают оба автора. Экономико-правовые механизмы, упомянутые во второй классификации, включают конкурсные механизмы, предложенные В. Н. Якимцом. Вместе с тем классификация этого автора содержит еще и такие группы, как социально-технологические и комплексные (комбинированные) механизмы, что, на наш взгляд, наиболее полно отражает все стороны отношений, возникающих при взаимодействии государственного и негосударственного секторов экономики.

Следует отметить, что ни в одной из классификационных групп не упоминается механизм целевых потребительских субсидий, методической разработкой и продвижением которого в России впервые стал заниматься фонд «Институт экономики города».

В статье, посвященной механизмам доступа НКО к бюджетному финансированию государственных и муниципальных услуг в социальной сфере, К. Ч. Чагин говорит о появлении практики использования механизма целевых потребительских субсидий в отдельных регионах России и описывает основные этапы по формированию данного механизма [8]. Использование данного механизма реализует принцип «деньги следуют за потребителем» и предполагает направление средств соответствующего бюджета непосредственно потребителям на получение конкретных услуг. Оплата оказанных услуг поставщику (в данном случае им может быть и некоммерческая организация) осуществляется распорядителем бюджетных средств после ее оказания потребителю. Эти положительные стороны, на наш взгляд, являются предпосылкой широкого использования данного механизма в сфере предоставления социальных услуг и более широкому вовлечению негосударственных некоммерческих организаций в процесс их оказания населению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тем не менее анализ источников показывает, что данный механизм изучен слабо. В имеющихся исследованиях не уделено внимания важным, на наш взгляд, элементам механизма (процессу его формирования, в частности выбора услуг, оказание которых будет осуществляться с использованием данного механизма; регулированию органами государственной власти стоимости оказываемой услуги; осуществлению контроля качества оказываемых услуг), что делает необходимым углубленное изучение сопутствующих нерассмотренных вопросов и их научное описание. Указанный пробел предлагается восполнить представленным на рисунке алгоритмом формирования и реализации данного механизма целевых потребительских субсидий на региональном уровне.

Конкретные цели и задачи региональных органов государственной власти в сфере предоставления социальных услуг, которые определяются в соответствии с приоритетами, определенными на федеральном (Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ, Стратегия социально-экономического развития РФ) и на региональном (Послание Губернатора субъекта РФ представительному органу власти субъекта РФ, Стратегия социально-экономического развития субъекта РФ) уровнях, определяют выбор тех услуг, оказание которых может осуществляться с использованием механизма целевых потребительских субсидий.

Обращаясь в органы социальной защиты населения, человек, которому, например, требуются сестринский уход и бытовое обслуживание на дому, получает информацию о том, в каком объеме этому лицу должна быть оказана помощь в соответствии с законодательством. В соответствии со своими потребностями лицо, нуждающееся в помощи, получает ваучер, эквивалентный стоимости оказываемых услуг в течение месяца, который содержит перечень необходимых услуг. Клиент получает также перечень поставщиков, оказывающих данные медицинские и социально-бытовые услуги, в соответствии с которым и выбирает поставщика.

Стоимость единицы оказываемой услуги регулируется соглашением между поставщиком и соответствующим органом государственной власти в части фиксации верхнего предела стоимости. В целях недопущения оказания услуг стоимостью значительно ниже установленной государством, что не может не сказаться на качестве оказываемых услуг, необходимо установить предел 10 % снижения от установленного государством значения. Данная мера будет способствовать не только эффективному оказанию услуг, но и развитию конкуренции между поставщиками.

В целях контроля качества оказываемых услуг необходимо предусмотреть «обратную связь» с получателями услуг. Так, например, информация о перечне поставщиков конкретной услуги должна содержать и сведения о том, куда необходимо обращаться в случае наличия каких-либо претензий к поставщику. Наличие жалоб получателей должно послужить сигналом для проведения соответствующих проверок уполномоченным на это органом (в случае наличия жалоб на негосударственные некоммерческие организации указанные полномочия могут быть возложены на профильный орган исполнительной власти региона, осуществляющий полномочия в сфере взаимодействия с некоммерческими организациями). В зависимости от характера поступивших жалоб и их количества распорядитель бюджетных средств применяет практику частичной оплаты оказанных услуг либо, в случае многократного нарушения требований, предъявляемых к процессу оказания услуг, внесения организации в реестр недобросовестных поставщиков.

Применение механизма целевых потребительских субсидий в сфере предоставления социальных услуг потребует корректировки условий включения недобросовестных поставщиков в реестр, а именно включения сведений о тех поставщиках, которые уклонились от оказания услуги или неоднократно существенно нарушили требования к оказываемым услугам, а также о поставщиках, с которыми соглашения по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими соглашений.

Выбор услуг, оказание которых будет осуществляться с использованием механизма целевых потребительских субсидий

Определение (корректировка) требований к услуге

Определение требований к поставщикам услуг

Коммерческие Г осударственные Негосударственная

организации некоммерческие организации некоммерческая организация

3

Заключение соглашения между распорядителем бюджетных средств и поставщиком социальных услуг

Предоставление заказчиком (распорядителем бюджетных средств) поставщику необходимой информации и других ресурсов (в случае необходимости)

Оказание услуги *

Предоставление ваучеров распорядителю бюджетных средств Несоответствие требованиям/Наличие жалоб4_

Соответствие требованиям/Отсутствие жалоб

Реестр недобросовестных поставщиков

Алгоритм формирования и реализации регионального механизма целевых потребительских субсидий в сфере предоставления социальных услуг

Хочется отметить, что внесение сведений в реестр недобросовестных поставщиков означает для него запрет на участие в соответствующих отборах поставщиков на оказание социальных услуг на 2 года.

Институциональные механизмы оказания социальных услуг с привлечением негосударственных некоммерческих организаций

Как показывает практика, в последние десятилетия в сфере предоставления социальных услуг наметился курс на применение контрактных отношений между государственным и негосударственным секторами.

Процесс заключения контрактов с поставщиками товаров, работ, услуг, в приобретении которых нуждается государство, является одной из важных составных частей экономической деятельности. В контрактных отношениях, наряду с частными и государственными предприятиями, государственными некоммерческими организациями, могут принимать участие и негосударственные НКО. Выбор типа организации при заключении контракта на оказание социальных услуг в первую очередь зависит от задач, решаемых государством при финансировании тех или иных мероприятий.

Заключение государственного контракта с частными предприятиями целесообразно в случае возможности четкого определения требований к количественным и качественным характеристикам поставляемых товаров и оказываемых услуг.

Особенностью заключения контрактов с государственными предприятиями является то, что в распоряжении заказчика появляются дополнительные рычаги воздействия на поставщика, не оговоренные условиями контракта. В этой связи целесообразно развивать такие отношения в зонах провалов рынка, там, где велика неопределенность и не всегда удается точно и заранее прописать в контрактах все необходимые условия [2].

Одним из преимуществ заключения контрактов с государственными некоммерческими организациями является появление у органов государственной власти возможности воздействия на процесс реализации контракта. Это положительно влияет на результаты исполнения в том случае, когда параметры результата не всегда возможно заранее четко определить. Примером могут служить контракты на производство инновационных видов продукции, например вооружения.

Заключение контрактов с негосударственными некоммерческими организациями, на наш взгляд, также имеет свои преимущества. Организации третьего сектора экономики накопили большой опыт предоставления социальных услуг населению Российской Федерации. Обладая низкими административными издержками, способностью оперативно реагировать на потребности граждан, новые социальные вызовы и проблемы, они способны зачастую оказывать услуги, наиболее отвечающие всем необходимым требованиям. В этой связи целесообразно прибегать к их помощи в тех областях, где необходимо настроиться на конкретные нужды отдельных специфических групп населения, например в противодействии СПИДу и решении проблем ВИЧ-инфицированных людей и людей больных СПИДом.

Анализ механизмов взаимодействия органов государственной власти и некоммерческих организаций, а также анализ механизмов оказания социальных услуг, предложенных Я. С. Яс-ницкой [2], позволил сформулировать институциональные механизмы оказания социальных услуг с привлечением негосударственных НКО (табл. 2).

Таблица 2

Институциональные механизмы оказания социальных услуг с привлечением негосударственных некоммерческих организаций

Механизм Суть механизма

Контрактация Привлечение органами власти некоммерческих организаций к поставке товаров и оказанию услуг потребителю

Целевое финансирование Разновидность контрактации, при которой государственный орган финансирует негосударственную некоммерческую организацию, оказывающую социальные услуги, в рамках целевых социальных программ

Государственный социальный заказ Государственный орган на конкурсной основе выбирает лучшего исполнителя, в том числе некоммерческую организацию, для реализации мероприятий целевых социальных программ и (или) оказания услуг в социальной сфере

Грант Государственный орган, как правило, субсидирует социально значимые программы или проекты негосударственных некоммерческих организаций. Обязательным условием получения гранта является социальная значимость проекта, инновационный характер, а зачастую и возможность привлечения внебюджетных источников финансирования

Продолжение табл. 2

Механизм Суть механизма

Целевые потребительские субсидии Круг поставщиков, в том числе и некоммерческих организаций, имеющих право предоставлять услуги, устанавливается распорядителем бюджетных средств на основе квалификационного отбора. Бюджетные средства направляются непосредственно потребителям для использования средств субсидии на конкретные цели

Добровольная услуга Оказание услуги негосударственной некоммерческой организацией, которая организует или производит услуги

Самообслуживание Производителем и организатором предоставления услуг является потребитель

Заключение

В результате исследования нами предложена классификация форм взаимодействия государственного и негосударственного секторов экономики, которая расширяет предложенные ранее классификации других исследователей и важна для формирования эффективного механизма взаимодействия между секторами. Нами описан также механизм сочетания «баланса интересов» государственного и негосударственного секторов экономики и предложены институциональные механизмы оказания социальных услуг с привлечением негосударственных некоммерческих организаций. Кроме того, предложен алгоритм формирования и реализации регионального механизма целевых потребительских субсидий ввиду его значимости в сфере предоставления социальных услуг и слабой изученности в научной литературе. Данный алгоритм описывает предпосылки формирования данного механизма, в том числе выбора услуг, оказание которых будет осуществляться с использованием данного механизма, отражает этапы регулирования органами государственной власти стоимости оказываемой услуги, а также осуществления контроля качества оказываемых услуг. Все вышеперечисленное создает условия для повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти и негосударственных некоммерческих организаций в региональной экономике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мерсиянова И. В. Коммуникативное пространство органов власти и общественности на муниципальном уровне // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2008. - № 3. - С. 197-211.

2. Ясницкая Я. С. Система управления общественным сектором экономики региона в сфере предоставления социально значимых благ: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Казань, 2009. - 201 с.

3. Пазына О. Е. Теоретико-методологические аспекты управления некоммерческими организациями в условиях рыночной экономики: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Саратов, 2006. - 239 с.

4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - М.: Азбуковник, 1999. - С. 354.

5. Коновалова А. Н., Якимец В. Н. Гражданское общество в реформируемой России. - М.: ГУУ, 2002. - С. 62.

6. Якимец В. Н. Социальное партнерство в России: исследования, механизмы, опыт // Социальное партнерство. Российский опыт. Год 2000. - СПб.: Интерлэнт, 2001. - С. 30-72.

7. Хананашвили Н. Л. Авторская концепция системы взаимодействия органов власти Российской Федерации с негосударственными некоммерческими организациями // Государственная власть и местное самоуправление. - № 10. - М.: Юрист, 2006. - С. 3-14.

8. Чагин К. Г. Механизмы доступа НКО к бюджетному финансированию государственных и муниципальных услуг в социальной сфере: муниципальный/государственный заказ и целевые потребительские субсидии // Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества в регионах и муниципалитетах. Практика межсекторного взаимодействия: практ. пособие / под ред. А. Е. Шадрина. - М.: Агентство социальной информации, 2010. - С. 280-311.

Статья поступила в редакцию 22.01.2012

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Перко Марина Вячеславовна - Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота, Калининград; аспирант кафедры «Менеджмент»; m_private@mail.ru.

Perco Marina Vyacheslavovna - Baltic State Fishery Academy, Kaliningrad; Postgraduate Student of the Department "Management"; m_private@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.