Научная статья на тему 'Управленческие практики формирования и развития конкурентной среды территории'

Управленческие практики формирования и развития конкурентной среды территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
548
621
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / COMPETITIVE ENVIRONMENT / КОНКУРЕНТНАЯ ПОЛИТИКА / COMPETITION POLICY / ТЕОРИЯ ПРАКТИК / THEORY PRACTICIAN / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ADMINISTRATIVE DECISIONS / ПРИВАТИЗАЦИЯ / PRIVATIZATION / ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / BUSINESS SUPPORT / ЗАКОН О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ / LAW ON PROTECTION OF THE COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заикин Николай Николаевич

В статье предпринята попытка выявления факторов и особенностей процесса формирования и развития конкурентной среды территории на примере соответствующих управленческих практик пяти зарубежных стран. Исследование базируется на методологии практик и совокупности методов, использующихся этим научным направлением [2]. В данном контексте работа опирается на метод описания управленческих практик государственных органов в области приватизации, поддержки предпринимательства, административных процедур в Норвегии, Китае, Франции, Германии, Словении. Помимо этого, в работе выявлены ключевые проблемы процесса формирования и развития конкурентной среды в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative Practicians of Formation and Development of the Competitive Environment of the Territory

In article an attempt of identification of factors and features of process of formation and development of the competitive environment of the territory on the example of corresponding administrative the practician of five foreign countries is made. Research is based on theory methodology the practician and sets of the methods which are used this scientific direction. In this context work leans on a method of the description administrative the practician of government bodies in the field of privatization, support of business, administrative procedures in Norway, China, France, Germany, Slovenia. In addition, in work key problems of process of formation and development of the competitive environment in Russia are revealed. Scientific novelty consists in research of processes of formation of the competitive environment of Russia and five foreign states on the basis of theory methodology the practician in the context of the description of conditions and specifics of the made administrative decisions in the sphere of formation and development of the competitive environment.

Текст научной работы на тему «Управленческие практики формирования и развития конкурентной среды территории»

КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ

УДК: 338.22

Управленческие практики формирования и развития конкурентной среды территории

В статье предпринята попытка выявления факторов и особенностей процесса формирования и развития конкурентной среды территории на примере соответствующих управленческих практик пяти зарубежных стран. Исследование базируется на методологии практик и совокупности методов, использующихся этим научным направлением [2]. В данном контексте работа опирается на метод описания управленческих практик государственных органов в области приватизации, поддержки предпринимательства, административных процедур в Норвегии, Китае, Франции, Германии, Словении. Помимо этого, в работе выявлены ключевые проблемы процесса формирования и развития конкурентной среды в России.

Ключевые слова: конкурентная среда, конкурентная политика, теория практик, управленческие решения, приватизация, поддержка предпринимательства, закон о защите конкуренции.

Актуальность изучения управленческих практик в процессе формирования и развития конкурентной среды территорий объективирована условиями развития современной экономики и экономической политики.

Государства с моделью рыночной экономики, ориентированные на реализацию политики невмешательства [12], пришли к необходимости создания новой среды, параметры которой могут выступать триггерами стабильного развития экономических агентов. Следовательно, экономическая среда, генерирующая возможности перспективного развития, должна функционировать так, чтобы одновременно увеличивать потенциал свободного роста хозяйствующих субъектов и обеспечивать конкурентоспособность стратегических отраслей, приносящих доходы в бюджет территории.

Подчеркнем, что изучение процесса формирования и функционирования конкурентной среды, кроме сказанного выше, с одной стороны, обусловлено наличием перспективных теоретических исследований [10], с другой стороны, политической практикой, стремящейся найти релевантные современной рыночной конъюнктуре драйверы роста и развития экономики [8].

© Заикин Н.Н., 2014

Н.Н. Заикин

149

Формирование и развитие конкурентной среды территории

В этой статье мы предпримем попытку рассмотреть управленческие практики, определяющие содержание конкурентной среды и процессов, связанных с их институционализацией, с позиций систематизации различных подходов, связанных с формированием конкурентной политики государства (отечественный и зарубежный опыт).

Конкурентная среда в России формировалась под воздействием совокупности социально-экономических и социально-политических факторов, характеризующихся попыткой органов государственной власти интегрировать рыночные институты в административно-командную систему и параллельно обеспечить демократизацию общественно-политической жизни в стране: поскольку функционирование конкурентной среды возможно лишь при определенных политических системах, которые не препятствуют и/или способствуют формированию и развитию рыночных отношений.

Становление конкурентной среды в России проходило проблемно, в первую очередь, по причине нестабильной политической обстановки и существенных стратегических ошибок, допущенных реформаторами при создании рыночных институтов и их интеграции сначала в советскую, а позже в российскую экономику. Основными проблемами рациональнооправданного перехода от административно-командной экономики к рыночной были: во-первых, отсутствие опыта регулирования процессов подобных «шоковой терапии»; во-вторых, высокий уровень социальной напряженности, стимулируемый политической дестабилизацией в стране и регионах. Вместе с тем отсутствовали институциональные механизмы, мотивирующие предприятия к созидательной деятельности и инвестированию [8]. Во многом, вследствие названных проблем произошло развитие коррупционных схем, блокирующих принятие и реализацию рациональных социально-экономических и политических решений.

Все это в конечном итоге замедлило процесс выхода экономики из кризиса, в котором страна оказалась еще в конце 1980-х годов.

Условно процесс формирования конкурентной среды в России можно разделить на несколько этапов:

1. Реформы периода «перестройки» (конец 1980-х — 1991-х годов).

2. Формирование первых российских рыночных институтов, в том числе института защиты конкуренции (1991—1993 годы).

3. Принятие конституции и создание базовой институциональной платформы поддержки конкуренции (декабрь 1993—1999 годы).

4. Стабилизация экономической и политической обстановки: совершенствование механизмов регулирования конкурентных процессов — (1999 — конец 2000-х годов).

5. Антикризисное регулирование экономики, либерализация антимонопольной политики (конец 2000-х — настоящее время).

Первый этап характеризуется встраиванием элементов рыночной экономики в модель советской административно-командной экономической

150

Формирование и развитие конкурентной среды территории

системы. Ключевыми признаками данного этапа являются создание первых частнопредпринимательских структур в форме кооперативов, расширение самостоятельности предприятий [8, С. 6], а также появление первых нормативно-правовых актов в сфере антимонопольной политики, таких как, например, Закон РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках...» [4, С. 190].

На данном этапе отраслевые рынки еще не являлись конкурентными, поскольку большинство предприятий находились в государственной собственности.

Для запуска процессов внутриотраслевой конкуренции государство (на втором и третьем этапах создания конкурентной среды) использовало инструмент приватизации государственного имущества сначала путем передачи в частные руки крупных металлургических и нефтедобывающих предприятий [8], а затем объектов других отраслей.

Одним из результатов проведенной приватизации стало появление ряда монополий в отраслях нефтедобывающей, металлургической, перерабатывающей промышленности и др. Параллельно с этими процессами произошло резкое снижение спроса на продукцию оборонных отраслей, ряда секторов тяжелой промышленности и машиностроения, что в свою очередь привело к массовой ликвидации предприятий.

Помимо этого на третьем этапе был принят ряд базовых нормативноправовых актов, создавших единое экономическое пространство (Конституция Российской Федерации), закрепивших систему правоотношений в сфере рекламы (Федеральный Закон от 18 июля 1995 года № 108-ФЗ «О рекламе»), включивших в институциональное поле субъекты естественных монополий (Федеральный закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях») [4, С. 190—191].

На четвертом этапе происходит смена политического руководства страны, которое в свою очередь, определяет иной вектор социальноэкономического развития. Высший государственный менеджмент в качестве первоочередных задач ставит обеспечение макроэкономической стабильности, выстраивание вертикали власти и ее централизации. «Вследствие смены экономических парадигм развития рынков, модернизируются критерии нормы и стандарты конкурентного регулирования, меняются механизмы и методы их применения» [5, С. 88].

Помимо этого, на данном этапе совершенствуется механизмы антимонопольного регулирования: институционализируется новый порядок функционирования рынка государственных закупок (Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов.»), унифицируется система правоотношений в сфере рекламы (Федеральный Закон от 21 июля 2014 года № 38-ФЗ «О рекламе»), повышается эффективность государственного регулирования в сфере защиты конкуренции (Федеральный Закон от 27 июня 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

151

Формирование и развитие конкурентной среды территории

Пятый этап характеризуется проведением антикризисной политики государства, связанной с поддержкой реального сектора экономики, субъектов малого и среднего предпринимательства, крупных инфраструктурных проектов, либерализацией антимонопольной законодательства.

Подчеркнем, затянувшийся переход к новому технологическому укладу в современной России, требует институциональной трансформации практики и модели функционирования экономических и социальных систем, «необходимым условием обеспечения таких изменений являются инвестиции в инфраструктуру и человеческий капитал» [7].

Вместе с тем достижение экономического развития, также как и повышение темпов экономического роста, возможно только при условии реализации потенциалов инвестиций и эффективно-функционирующих институтов (формальных и неформальных) в пространстве рациональноорганизованной конкурентной среды.

Далее автором будет осуществлена попытка рассмотрения управленческих практик формирования и развития конкурентной среды пяти зарубежных стран: Германии, Китая, Норвегии, Словении и Франции.

Германия представляет интерес для исследования, так как является экономически развитым государством со стабильным вектором социально-экономического развития. Норвегия — государство со схожей структурой сырьевой направленности экономики (нефте-газовая ориентация). Словения столкнулась со схожими с Россией проблемами при формировании новых экономических институтов. Также обосновано изучение опыта Китая, как государства, экономика которого показывает высокие темпы экономического роста в долгосрочном периоде. Франция, в свою очередь, служит примером государства, которое реализовало масштабную реформу по либерализации экономической среды после проведения национализации.

Исследование проведено на основе рассмотрения практик, связанных с приватизацией, регистрацией предприятий (на основе данных рейтинга «Doing business»), поддержкой предпринимательства и др.

Германия

Процесс формирования конкурентной среды Германии был сфокусирован на решении задачи гармонизации институциональных экономических практик воссоединившихся ФРГ и ГДР. Фактически руководством объединенной Германии осуществлялось конвертация административнокомандной экономической системы ГДР в формат рыночной.

В ходе приватизации в Германии одна часть предприятий бывшей ГДР была продана частным компаниям, другая часть — иностранным инвесторам. Строгий экономический расчет и индивидуальный подход сопровождал каждую сделку [3].

В процессе выстраивания институтов и инструментов рыночной экономики была сформирована система поддержки предпринимательства.

152

Формирование и развитие конкурентной среды территории

В частности были реализованы конкурсы по получению грантов и финансовой помощи для производителей высокотехнологичных производств в землях, технологическое и информационное консультирование, поддержка инвестициями в уставной капитал; льготными кредитами без процентов [14, C. 329] и др.

Система административных процедур по регистрации предприятий также претерпела существенные изменения, и по данным доклада «Doing business»-2014 занимает в среднем 14,5 дней [17].

Условия, в которых оказалась Германия в начале 1990-х годов, во многом определили формирование базовых параметров германской модели конкурентной среды.

Франция

Во Франции в конце 80-х годов XX века к власти пришли социалисты, которые провели масштабную национализацию предприятий производственной, торговой и банковской сфер. Реформаторы преследовали цель формирования системы «национальных чемпионов», которые, по их мнению, должны были стать «локомотивами» экономического развития страны. Однако, внедрение национализации как триггера экономического развития на практике дало обратный эффект. Во-первых, произошло снижение производительности труда и падение прибыли предприятий, во-вторых, выросла безработица. Глубокий экономический кризис, спровоцировал смену высшего государственного менеджмента. Пришедшие к управлению государством либералы были вынуждены провести структурные реформы с целью преодоления кризисных явлений.

Одним из первых шагов новой власти стало проведение приватизации имущества национализированных компаний. Причем нижний предел цены по продаже объектов устанавливала «Комиссия по приватизации», но окончательную стоимость каждого предприятия определял министр экономики и финансов [18].

В итоге, 20% капитала получили иностранные инвесторы, персонал предприятий мог выкупать не более 10%, остальные акции были распределены между так называемым «ядром» — инвесторами, получившими исключительное право на покупку акций приватизируемых компаний. В дальнейшем, по мнению правительства, именно инвесторы, «получившие исключительное право» должны были обеспечивать развитие предприятий. При этом «ядро» не было формально закреплено [18].

Таким образом, в рассматриваемый период экономическая политика Франции была, в сущности, ориентирована на формирование конкурентной среды в частном секторе, выраженная в институционализации направления поддержки предпринимательства, в первую очередь, финансовой и образовательной. Финансовая поддержка предпринимателей осуществлялась Министерством в отношении мелких и средних предприятий. Информационная поддержка, в том числе, образовательные программы по

153

Формирование и развитие конкурентной среды территории

менеджменту (которые обязательны для предпринимателей) проводило Агентство по созданию предприятий [19].

При этом для регистрации организаций необходимо пройти 5 процедур, реализация которых в среднем занимала 6,5 дней [17].

Словения

Перед органами власти Словении после провозглашения независимости (1991 год) встала задача формирования национальных институтов рыночной экономики.

Данная задача была решена двумя последовательными шагами:

1) государство создало условия для функционирования свободного конкурентного рынка, на котором хозяйствующие субъекты смогли беспрепятственно осуществлять свою деятельность;

2) под созданные условия была сформирована институциональная инфраструктура, предполагающая содействие процессу демонополизации экономики и развитию малого и среднего предпринимательства, для обеспечения эффективного функционирования рыночной экономики.

Другими словами, институционализация конкурентной среды осуществлялась на основе поэтапного внедрения принципов, обеспечивающих эффективное функционирование рыночной экономики.

Формирование нормативной базы конкурентной среды изначально было ориентировано на создание конкурентных условий для деятельности национальных предприятий, на организацию и выстраивание конкурентных правил функционирования иностранных компаний.

Поддержка бизнеса, в свою очередь, была основана преимущественно на предоставлении налоговых льгот по трем основным видам налогов (подоходный, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий) [15].

«Однако решающим шагом в направлении трансформации существующей экономической системы стала реализация закона о преобразовании собственности предприятий. В соответствии с установленной законом процедурой предлагалась комбинация различных методов приватизации» [15, С. 231—232]. Большая часть собственности общественных предприятий (40%) продавалась по льготным ценам в виде акций работникам предприятий, а также другим словенским гражданам на коммерческих условиях, 20% акций распределялись при помощи бесплатных сертификатов для работников компаний; 20% было отдано специальным инвестиционным фондам, 10% Пенсионному фонду, 10% — фонду реституции национального имущества [15, С. 232].

Таким образом, создание конкурентной среды в Словении, начатое принятием закона о защите конкуренции (1993 год) было предопределено стратегией вхождения в единое экономическое пространство Европейского Союза, которое позволило за относительно короткий период времени (с 1993 по 2004 годы) сформировать институциональные основания конкурентной среды в парадигме европейской рыночной экономической системы.

154

Формирование и развитие конкурентной среды территории

Норвегия

Процесс формирования конкурентной среды Норвегии (с 1971 года), в сравнении с рассматриваемыми выше странами, в некотором смысле можно назвать уникальным. Его отличительной особенностью является акцентированная политика протекционизма, выраженная в значительном присутствии государственных предприятий в стратегически важных отраслях, высоких ставках налогов и таможенных пошлин, существенно ограничивающих импорт.

К примеру, развитие значительной доли государственного сектора было возможно благодаря высокой степени мобилизации и политики защиты от внешней конкуренции. Так, правительство Норвегии чаще всего являлось держателем минимум трети пакета акций, обеспечивающих контроль над деятельностью предприятий (в том числе с правом наложения вето) в таких отраслях как инфраструктура, электрические сети, культура, добыча полезных ископаемых, лесная промышленность и здравоохранение [11].

Наряду с этим активно развивался традиционно обширный общественный сектор: в медицине, образовании, коммунальных услугах и т.п. При этом в конце 70-х годов XX века бизнес-сообщество Норвегии выразило намерение располагать долей в прибыльных государственных компаниях, что нашло отклик в экономической стратегии консервативного правительства К. Виллока и выразилось в начале процесса приватизации государственного имущества, которая не имела сформулированной программы. В первую очередь в частные руки были переданы несколько относительно мелких государственных предприятий, затем были реализованы акции крупных металлургических и транспортных концернов.

Параллельно процессу приватизации в Норвегии формировалась система практик по развитию конкурентной среды, среди которых были: поддержка предпринимательства, снижение административных барьеров, принятие законов о защите конкуренции и др.

Так, самой распространенной формой поддержки бизнеса в Норвегии стало обучение будущих предпринимателей, а также их переподготовка и повышение квалификации. Выполнение этой функции во многом осуществляется институтом исследований и консалтинга VINN. Техническая поддержка исследовательских инновационных центров и организаций, бизнес инкубаторов и технопарков, в свою очередь, осуществляется «Национальным институтом технологий» [11].

Также как и в экономиках анализируемых в данной статье стран, в Норвегии существовали свои административные барьеры, по своему влияющие на развитие бизнеса, они сформировались в рамках государственной политики ограничения на участие в экономике иностранного капитала, гендерного «квотирования» в руководстве предприятиями, жесткого экологического и социального законодательства [1].

155

Формирование и развитие конкурентной среды территории

Для регистрации предприятия в Норвегии необходимо пройти 5 процедур, среднее время на регистрацию предприятия составляет 7 дней [17].

Таким образом, государство в Норвегии не перестало быть «монополистом» и «протекционистом», но открыло «шлюзы» для развития частного предпринимательства и иностранного инвестирования в определенных рамках. Это сформировало эксклюзивную модель конкурентной среды Норвегии, в которой бизнес, имея ограниченную долю в акционерном капитале предприятий, является активным представителем на рынке и оказывает влияние на конкурентные процессы.

Китай

Конкурентная среда Китая формировалась в рамках рыночной социально-ориентированной экономической модели социализма с китайской спецификой, которая характеризовалась развитой системой государственного индикативного макропланирования и макрорегулирования. При этом важным элементом данной экономической модели стало государственное регулирование процесса создания институтов и структур рынка, финансовой и банковской систем, создании базовых (институциональных) основ рыночной инфраструктуры, защищающей и поддерживающей честную конкуренцию [13].

По этой причине инструменты формирования конкурентной среды, успешно применяемые в западных странах (приватизация, поддержка предпринимательства, снижение административных барьеров), прошли через переформатирование и адаптацию к модели китайской экономики, в которой были интегрированы как рыночные институты, так и элементы административно-командной системы.

Триггером развития конкурентной среды в Китае стал процесс приватизации, начавшийся с приватизации мелких и средних предприятий государственного сектора. Позже частным инвесторам было разрешено приобретать акции крупных промышленных предприятий. Четких инструкций и нормативных актов практически не существовало, каждое предприятие, акции, которого было решено реализовать на рынке, продавалось по индивидуальной схеме [16].

Поддержка предпринимательства сформировалась вокруг системы гарантирования кредитов, ключевым субъектом которой выступает Китайский народный банк. Для Китая характерна кредитная поддержка, которая осуществляется отделами Китайского народного банка. Кредитный гарантийный фонд Китая, обеспечивает гарантирование кредитов для членов фонда — предпринимателей. Льготные кредиты и субсидии гарантийным компаниям, основанным местными органами власти, предоставляет тот же Китайский народный банк [9].

Число регистрационных процедур в Китае одно из самых больших среди экономически развитых стран: необходимо пройти 13 процедур, среднее время на прохождение которых составит 33 дня [17].

156

Формирование и развитие конкурентной среды территории

На основе изучения материалов и данных по формированию конкурентной среды зарубежных стран, а также рассмотрения модели становления конкурентной среды в России можно сделать некоторые выводы:

1. Российская модель конкурентной среды складывалась в условиях макроэкономической и политической нестабильности, возникшей по причине распада СССР и отсутствия опыта «жизни» в рыночной экономике, что не позволило провести быструю перестройку важнейших систем государства.

2. Этап созидательного развития конкурентной среды в России, начался только с начала 2000-х годов, до этого периода в стране формировался ряд базовых условий функционирования конкурентных отношений: институционально были закреплены принципы регулирования конкуренции на товарных и финансовых рынках, формы контроля за субъектами естественных монополий и др.

3. Модели формирования конкурентной среды в изучаемых странах имеют ряд схожих параметров и форм: приватизация, конструирование системы административных процедур, поддержка предпринимательства и др. Однако существует специфика институциональных форм их реализации, например, высокая доля присутствия государства в стратегических отраслях Норвегии, строгие индивидуальные экономические расчеты процесса приватизации в Германии, высоко конкурентные отраслевые рынки Китая с низким уровнем внутреннего потребления и др.

В качестве дальнейших направлений исследования могут рассматриваться определение ключевых параметров, форм и методов практик развития и оценки конкурентной среды в России, а также исследование корреляции между показателями состояния конкурентной среды и параметрами социально-экономического развития регионов [6].

Литература

1. Виноградов В.А., Можаева Л.Г. Приватизация в странах Северной Европы // Сборник обзоров. Сер. «Проблемы общественной трансфор-мациив странах Восточной Европы и России» РАН ИНИОН, Центр науч.-информ. исслед. глобал. и регион. пробл.; Отв. ред. Веселовский

С.Я. М., 2001.

2. Волков В., Хархордин О. Теория практик / В. Волков, О. Хархор-дин. Санкт-Петербург.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. 298 с.

3. Зимаков А.В. Политика содействия конкуренции в ФРГ: теория и практика [Текст]*: дис. ... канд. эк. наук: 08.00.14 / А.В. Зимаков М., 2000. 178 с.

4. Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Нац. экономика» /

157

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирование и развитие конкурентной среды территории

И.В. Князева. 5-е изд., перераб. М.: Издательство «Омега-Л», 2011. 505 с.

5. Князева И.В. Лукашенко О.А. Модернизация теории и практики антимонопольного регулирования на современном этапе: принципы и тенденции (международный опыт) // Современная конкуренция, 2010. № 3. С. 88-96.

6. Князева И.В., Чирихин С.Н., Бондаренко И.В. Эмпирические методы оценки состояния конкурентной среды в Российской Федерации: характеристика и методологический комментарий // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2014. № 3. С. 53-71.

7. Мау В.А. Качественный рост с опорой на институты // Эксперт. 2014. № 21.

8. Мау В.А. От перестройки к радикальным реформам: к двадцатилетию посткоммунистических преобразований // Экономическая политика. 2012. № 1. С. 5-20.

9. Мещерякова А.А. Кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства в России и Китае // Трансграничье в изменяющемся мире, 2010. № 1. С. 99-110.

10. Ойкен В. Основные принципы экономической политики / В. Ойкен. Москва.: Прогресс, 1995. 496 с.

11. Орешко К.С. Факторы роста малого и среднего бизнеса в Скандинавии (Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция) // Российский внешнеэкономический вестник. 2007. № 7. С. 33-44.

12. Розанова Н.М. Экономические основы конкурентной политики // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. Т. 1. С. 141-149.

13. Романенко М. Социально-экономические основы перехода Китая от директивно-планового развития к модели построения социализма с рыночной экономикой. ООО Макс Пресс. Москва. 2010. 272 с.

14. Тараруева А.А. Зарубежный опыт региональной поддержки малых предприятий // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2011. № 10. С. 324-331.

15. Формирование конкурентной среды в странах Центральной и Юговосточной Европы / отв. ред. И.С. Синицына. М.: ИЭ РАН. 2008. 308 с.

16. Ching Feng Privatization and its discontents in Chinese factories // China quart. L., 2006. no. 185. pp. 42-60.

17. Doing business [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russian. doingbusiness.org/.

18. Dumez H., Jeunemaitr A. Privatization in France: 1983-1993 // Privatization in Western Europe: pressures, problems and paradoxes. — L., 1994. pp. 183104.

19. Estay Ch. Setting up businesses in France and the USA: A cross cultural analysis // Europ. management. Oxford, 2004. Vol. 22, no. 4. pp. 452-463.

158

Формирование и развитие конкурентной среды территории

References

1. Vinogradov V.A., Mozhayeva L.G. Privatization in the Nordic countries. Sbornik obzorov. Ser. «Problemy obshhestvennoj transformaciiv stranah Vostochnoj Evropy i Rossii» RAN INION, Centr nauch.-inform. issled. global. i region. probl.; Otv. red. Veselovskij S.Ja. Moskva, 2001. (in Russian).

2. Volkov V., Kharkhordin O. Theory Practice / V. Volkov, O. Kharkhordin. Saint Petersburg.: Publ. European University in St. Petersburg, 2008. 298 p. (in Russian).

3. Zimakov A.V. Policies to promote competition in the Federal Republic of Germany: Theory and Practice [Text]*: Dis. ... Candidate. eq. sciences: 08.00.14 / A.V. Zimakov. M., 2000. 178 p. (in Russian).

4. Knyazeva I.V. Antitrust Policy in Russia: studies. aid for students enrolled in “Nat. economy” / I.V. Knyazev. 5-th ed., Rev. M.: Publisher “Omega-L”, 2011. 505 p. (in Russian).

5. Knyazeva I.V., Lukashenko O.A. Modernization theory and practice of antitrust regulation at the present stage: principles and trends (international experience). Sovremennaja konkurencija [Modern competition], 2010. № 3. pp. 88— 96 (in Russian).

6. Knyazeva IV., Chirikhin S.N., Bondarenko I.V. Empirical methods for assessing the competitive environment in the Russian Federation: characterization and methodological comment. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Prak-tika [ETAP: Economic Theory, Analysis, and Practice]. 2014. № 3. pp. 53— 71 (in Russian).

7. Mau V.A. Qualitative growth relying on institutions. Jekspert [Expert], 2014. № 21 (in Russian).

8. Mau V.A. From the conversion to radical reforms: the twentieth post-communist transformations // Jekonomicheskaja politika [Economic Policy], 2012. № 1. pp. 5—20 (in Russian).

9. Meshcheriakova A.A. Lending to small and medium-sized businesses in Russia and China // Transgraniche v izmenjajushhemsja mire [Transboundary in a changing world], 2010. № 1. pp. 99—110 (in Russian).

10. Eucken V. Basic principles of economic policy / V. Eucken. Moscow.: Progress, 1995. 496 p. (in Russian).

11. Oreshko K.S. Growth factors for small and medium-sized businesses in the Nordic countries (Denmark, Finland, Norway, Sweden). Rossijskij vneshne-jekonomicheskij vestnik [Russian foreign Gazette], 2007. № 7. pp. 33—44 (in Russian).

12. Rozanova N.M. Economic foundations of competition policy // Jekonomi-cheskij vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta [Economic Herald of Rostov State University], 2003. T. 1, pp. 141—149 (in Russian).

13. Romanenko M. Socioeconomic fundamentals of China's transition from directive-planned development model of building socialism with market economic. LLC Max Press. Moscow, 2010. 272 p. (in Russian).

159

Формирование и развитие конкурентной среды территории

14. Tararueva A.A. Foreign experience of regional support for small businesses. Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta [Bulletin of the Russian State University for the Humanities], 2011. № 10. pp. 324—331 (in Russian).

15. Formation of the competitive environment in the countries of Central and South-Eastern Europe / otv. red. I.S. Sinicyna. M.: IJe RAN, 2008. 308 p. (in Russian).

16. Ching Feng Privatization and its discontents in Chinese factories. China quart. L., 2006. no. 185. pp. 42—60.

17. Doing business Available at: http://russian.doingbusiness.org/ (accessed 12 September 2014)

18. Dumez H., Jeunemaitr A. Privatization in France: 1983—1993 // Privatization in Western Europe: pressures, problems and paradoxes. L., 1994. pp. 183—104.

19. Estay Ch. Setting up businesses in France and the USA: A cross cultural analysis. Europ. management. Oxford, 2004. Vol. 22, no. 4. pp. 452—463.

160

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.