Научная статья на тему 'Управленческие отношения в механизме административно-правового регулирования'

Управленческие отношения в механизме административно-правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
878
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бокова М.Н.

В статье рассматривается правовая сущность механизма административно-правового регулирования, его предмет, основные присущие ему характеристики и особенности. Анализируются формы проявления административно-правового регулирования, средства и методы регулирования, тенденции развития механизма правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бокова М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT RELATIONS IN THE MECHANISM OF ADMINISTRATIVE-LEGAL REGULATION

The article deals with the legal essence of the mechanism of administrative and legal regulation, its subject, the main characteristics and features. The forms of administrative and legal regulation, means and methods of regulation, trends in the development of the mechanism of legal regulation are analyzed.

Текст научной работы на тему «Управленческие отношения в механизме административно-правового регулирования»

- обеспечить повышение прямого отечественного и иностранного инвестирования;

- стимулировать тенденцию социально-экономического прогрессивного развития регионов базирования кластеров.

Создание и развитие кластеров даёт возможность реализовать конкурентные (сравнительные) преимущества локаций, поскольку территориально связанные организации определённой отрасли и предприятия, обеспечивающие их деятельность, прямо влияют на развитие регионов. При создании стратегий и проектов социально-экономического развития субъектов России важно учитывать перспективы развития кластеров.

Список литературы

1. Богославец Д. М. Эволюция понятия «кластер» различных научных школ / Д. М. Богославец // Транспортное дело России. - 2015. - № 2. - С. 101103.

2. Кудряшов В. С. Методика формирования промышленных кластеров /

B. С. Кудряшов // Петербургский экономический журнал. - 2015. - № 2. -

C. 49-54.

3. Кудряшов В. С. Анализ теоретических положений по формированию логистического кластера в целях развития транспортного комплекса России кластеров / В. С. Кудряшов // Дизайн. Материалы. Технология. - 2014. -№ 1 (31). - С. 83-86.

4. Барсуков Д. П. Механизм взаимосвязанного управления кластером на основе определения полномочий его участников в рамках договорных отношений кластеров / Д. П. Барсуков, В. С. Кудряшов // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). - 2014. - Т. 18. № 4. - С. 4043

5. Кудряшов В. С., Тетерева Е. В. Прямые иностранные инвестиции в Российской Федерации (на примере банковской сферы) / В. С. Кудрящов, Е. В. Тетерева // Инвестиции в России. - 2016. - № 2 (253). - С. 16-21.

Бокова М. Н.

Студент 3 курса Института права и национальной безопасности Тамбовского Государственного Университета имени Г. Р. Державина г. Тамбов, Россия

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В МЕХАНИЗМЕ

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация: В статье рассматривается правовая сущность механизма административно-правового регулирования, его предмет, основные присущие ему характеристики и особенности. Анализируются формы проявления административно-правового регулирования, средства и методы регулирования, тенденции развития механизма правового регулирования.

Ключевые слова: административно-правовое регулирование, правовой механизм, управленческие отношения, публичное право, механизм правового регулирования.

Bokova M. N.

3rd year student Institute of law and national security Tambov state University name Of G. R. Derzhavin Tambov, Russia

MANAGEMENT RELATIONS IN THE MECHANISM OF ADMINISTRATIVE-LEGAL REGULATION

Abstract. The article deals with the legal essence of the mechanism of administrative and legal regulation, its subject, the main characteristics and features. The forms of administrative and legal regulation, means and methods of regulation, trends in the development of the mechanism of legal regulation are analyzed.

Keywords: administrative and legal regulation, legal mechanism, management relations, public law, mechanism of legal regulation.

В самом общем смысле правовое регулирование следует рассматривать как подчинение установленному порядку, упорядочение тех или иных действий.

«Административно-правовое регулирование в качестве разновидности государственного регулирования есть механизм императивно-нормативного упорядочения организации и деятельности субъектов и объектов управления и формирования устойчивого правового порядка их функционирования», - говорит Ю. А. Тихомиров [6, с. 547].

Вообще правовое регулирование стоит рассматривать в качестве воздействия на публичные отношения через правовые средства. Особые управленческие общественные отношения представляют собой предмет административно-правового регулирования, который, в

свою очередь, непосредственно связан с действием всего механизма административно-правового регулирования.

В советской административистике в качестве особенностей административно-правового регулирования отмечались следующие положения:

1) административно-правовое регулирование представляется неотделимым от государственного управления, которое, однако, хоть и представлялось, как более широкое понятие, на практике нередко рассматривалось тождественным административно-правовому регулированию;

2) предмет административно-правового регулирования напрямую определялся в зависимости от той области, в которой он применялся;

3) административно-правовое регулирование всецело было направлено отвечать интересам органов государственного управления [2, с. 72].

Современные исследователи в большинстве своем считают, что предмету административно-правового регулирования общественных отношений свойственны определенные управленческие установки [4, с. 13].

Кроме того, Д. Н. Бахрах рассматривает общественные отношения, входящие в предмет административного права, как две отдельные части, а именно «внутриаппаратные, закрепляющие систему органов исполнительной власти, организацию службы, компетенцию органов и служащих, их взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы в государственных и муниципальных органах; взаимоотношения административной власти с гражданами, государственными и негосударственными организациями» [1, с. 245].

В. А. Юсупов отмечает, что «существенной особенностью современного административно-правового регулирования

общественных отношений является то, что на первый план выдвигаются не интересы государства, а права и свободы гражданина и человека» [8, с. 12].

Отдельно обратим внимание, что административно-правовое регулирование может существовать в разных формах, что подразумевается его пластичностью и подвижностью в условиях происходящих изменений в объектах управления. Очевидно, что административно-правовое регулирование может выступать как составной элемент всего государственно-правового регулирования в

случаях, когда закон является общей юридической базой [3, с. 14]. Вместе с тем, оно может осуществляться Президентом или отдельными органами исполнительной власти согласно соответствующим указам или постановлениям, приказам и положениям.

Отдельные средства административно-правового регулирования не стоит рассматривать как схожие по назначению и содержанию. Так, их возможно, в зависимости от поставленной задачи, разделить на жесткие, ориентирующие и поддерживающие, в связи с чем возникает проблема их верного применения.

К подобным средствам следует отнести:

1) нормативное регулирование основ деятельности;

2) официальное признание, удостоверение статуса субъектов права предпринимательства и осуществляемых ими видов деятельности;

3) определение порядка ведения хозяйственной и иной деятельности;

4) установление нормативных требований к содержанию и качеству видов деятельности;

5) организация поддержки объектов управления;

6) введение запретов и санкций за отступления от нормативов.

Следует обратить внимание на программно-ориентирующие

средства регулирования, к которым относятся, в том числе, концепции развития отраслей, государственной политики и перестройки управления. Строгая структура свойственна федеральным целевым программам, которые включают в себя такие разделы как: проблема и необходимость ее решения; цели и задачи; сроки и этапы; система мероприятий; ресурсное обеспечение; механизм реализации; контроль над реализацией; оценка социально- экономической эффективности.

Вместе с тем, А. П. Шергин полагает, что «для административно -правового регулирования весьма существенным является метод нормативов; нормативный метод как количественный измеритель может быть выражен в экспортно-импортных квотах, нормах расходования средств, нормативах обеспеченности, в технико-юридических требованиях, стандартах. В них содержатся императивы, способствующие ритмичной деятельности объектов управления» [7, с. 12].

Отметим, что сегодня существенное внимание уделяется функциям и методам косвенного воздействия на развитие сфер государственной жизни. К таким следует отнести прогнозирование, стимулирование, информационное обслуживание, кадровое обеспечение и методическую помощь.

Следует уточнить, что А. А. Савостин считает, что существует «тенденция к сужению круга непосредственно управляемых объектов; происходит переход от прямого управления отраслями, сферами, предприятиями, организациями к управлению общественными процессами. Функции собственно управленческие более строго отграничиваются от других функций» [5, с. 29].

Таким образом, проведя анализ управленческих отношений в механизме административно-правового регулирования, мы можем отметить некоторые тенденции, это: преобладание нормативных

методов в административном механизме, уменьшение количества непосредственно управляемых объектов, регулирование вспомогательных сфер государственной жизни. При этом нельзя не подчеркнуть отличительные черты административно-правового механизма, которые оказывают непосредственное влияние на проявление управленческих отношений в рассматриваемом механизме, а именно: разделение на средств административно-правового механизма в зависимости от их содержания и назначения на жесткие, ориентирующие и поддерживающие; предмету административно-правового регулирования общественных отношений присущи определенные управленческие установки, при этом на первый план выдвигаются не интересы государства, а права и свободы гражданина и человека.

Список литературы

1. Бахрах Д. Н. Административное право: учебник / Д. Н. Бахрах. - М., 1993. - 301 с.

2. Веремеенко И. И. Концепция предмета советского административного права и необходимость ее коррекции / И. И. Веремеенко // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2008. - № 2. -С.67-74.

3. Колесников Ю. А. Административно-правовое регулирование страховой деятельности в Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Ю. А. Колесников - М., 2006. - 41с.

4. Попов Л. Л. Размышления об административном праве // Административное право и административный процесс: актуальные проблемы / отв. ред. Л. Л. Попов и М. С. Студеникина. - М., 2010. - С. 14-19.

5. Савостин А. А. Методы административно-правового регулирования общественных отношений: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / А. А. Савостин. -М., 2006. - 45с.

6. Тихомиров Ю. А. Административное право и процесс: полный курс / Ю. А. Тихомиров. - Издание г-на Тихомирова М. Ю., 2005. - 1115 с.

7. Шергин А. П. Понятие и содержание механизма административно-правового регулирования / А. П. Шергин // Научный портал МВД России. -2009. - № 1 (5). - С. 12-17.

8. Юсупов В. А. Административное право и современность/ В. А. Юсупов // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. - М., 2003. - С. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.