УДК 34 ББК 67
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПОЛИЦИИ
БОРИС АНДРЕЕВИЧ БЫКОВ,
адъюнкт заочной формы обучения Академии управления МВД России
E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В статье обоснована необходимость проведения и обозначены приоритетные направления административно-правовых исследований в сфере совершенствования деятельности полиции по обеспечению экономической безопасности и противодействия коррупции. Кроме того, автором определено предметное поле административно-правовых исследований в данной сфер и проведено его отграничение от смежных наук.
Ключевые слова: административное право, экономическая безопасность, коррупция, исследование, полиция, государственное управление.
Abstract. The article is about the necessity of carrying out and designated priority areas of administrative and legal research in the field of police work on the improvement of economic security and anti-corruption. The same time, the author determined the subject field of administrative and legal research in this field and conducted its delimitation of the related sciences.
Keywords: administrative law, economic security, corruption, investigation, the police, public administration.
Гарантированная Конституцией Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, иных законных интересов на территории страны неизбежно диктует государству в лице его органов необходимость определения основных направлений государственного развития и мер, связанных с их обеспечением. Стратегия национальной безопасности, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» обоснованно указывает на взаимосвязь и взаимозависимость национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны (п. 5). Особая роль стабильного и поэтапного развития экономики подчеркивается в 7, 9, 13, 24, 25 и др. пунктах Стратегии. Экономический рост страны воспринимается в Стратегии в качестве стратегического национального приори-
тета обеспечивающего достижение национальных интересов.
Вместе с тем, следует констатировать, что до настоящего времени экономический рост страны существенно затормаживается не только из-за деструктивных внешнеполитических и внешнеэкономических процессов последнего времени, но и из-за внутренних факторов касающихся состояния правопорядка в сфере экономики. Статистические сведения в данной области показывают, что в стране имеет место огромное количество совершаемых ежедневно правонарушений и преступлений экономической направленности, в том числе, коррупционного характера, что не может не отражаться негативно на динамике экономического роста. Особенно данная угрожающая ситуация проявляется в инновационных сферах усиления гражданской и деловой активности, за-
трагивает вновь открывающиеся сферы бизнеса, производства товаров и услуг, развивающихся финансовых, банковских, кредитно-денежных отношениях.
Только в период январь-июль 2016 г. «правоохранительными органами выявлено 78,2 тыс. преступлений экономической направленности. Удельный вес этих преступлений, в общем числе зарегистрированных составил 5,8%, а материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным уголовным делам) составил 234,2 млрд руб. Подразделениями органов внутренних дел выявлено 67,1 тыс. преступлений экономической направленности, что составляет почти 86% от общего массива»1.
Несмотря на общую динамику падения количества зарегистрированных преступлений экономической направленности, проявляющуюся в последние годы (за исключением 2015 г., в котором отмечен прирост на 3,7%), их количество остается недопустимо высоким. Вместе с тем, обращает на себя внимание тот, факт, что при падении общего уровня зарегистрированных преступлений данной категории, причиняемый ими ущерб ежегодно растет. Только за первое полугодие 2016 г. он составил около 234,2 млрд рублей.
Данные тенденции свидетельствуют о том, что экономическая преступность, как и любое системное явление реагирует на изменения внешней среды, в частности правоохранительное давление государства, и, в связи с этим приобретает иные по качеству черты: преступления становятся более продуманными, скрытыми, трудно выявляемыми, и что немаловажно — более «выгодными», поскольку все более явная угроза государственного преследования приводит к «удорожанию» криминальных схем.
Как справедливо замечает, на основании проведенных ВНИИ МВД России исследований, А.П. Алегин: «Правоприменительная практика свидетельствует о том, что многие экономические преступления совершаются компетентными преступниками, сочетающими экономические, юридические, технические знания, с целью как получения стабильного дохода, так и уклонения от ответствен-ности»2.
В подобных условиях необходима выработка своевременных мер государственного воздействия
на лиц, совершающих противоправные деяния в рассматриваемой области. При этом научная проработка механизмов административно-правового регулирования в сфере обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции, а также проработка мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений экономической и коррупционной направленности, а также повышение эффективности охранительного механизма правопорядка будет являться прямым решением задачи обозначенной в п. 47 Стратегии, обосновывающем необходимость совершенствования структуры и деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Представленные рассуждения дают основания утверждать, что в качестве средства правового воздействия на состояние общественных отношений в сфере обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции, в том числе способного реализовать задачи, поставленные в Стратегии, наиболее востребованным является сектор административного законодательства. Это позволяет и одновременно обязывает предпринимать усилия по его проработке в рамках административно-правовой науки.
Экстраполируя рассматриваемые общественные отношения в административно-правовом контексте, следует отметить, что вопрос о предмете административного права достаточно долгое время был одним из наиболее спорных в административно-правовой науке. Широчайший спектр общественных отношений, которые она изначально в себя включала, не позволял ученым-административистам представить достаточно лаконичную и одновременно емкую формулировку способную однозначно отграничить его от предмета иных юридических и даже общественно-политических наук. Следствием этого явилось существование значительного количества определений предмета административного права, различающихся той или иной степенью полноты. Наиболее ранние из них связывали рассматриваемое понятие с самой сущностью исполнительной власти. В частности, М.М. Сперанский указывал на то, что «Существо исполнительной власти требует по всей необходимости единства. Поэтому нет сомнения, что в России вся исполнительная власть
должна принадлежать власти державной»3. Держав-ность здесь, скорее всего, должна восприниматься в качестве могущественной незыблемой государственной силы обладающей верховной властью и подтверждаемой аппаратом принуждения, что вполне ложится в контекст административно-управленческих отношений.
В наши дни, профессор Д.Н. Бахрах в предмет административного права включает:
• «внутриаппаратные отношения, связанные с организацией исполнительной власти, организацией службы, компетенцией органов и служащих, с формами и методами внутриаппаратной работы в государственных и муниципальных органах;
• взаимоотношения административной власти с гражданами, государственными и негосударственными организациями»4.
Профессор Ю.А. Тихомиров представляет более широкую трактовку и включает в предмет административного права «организацию и функционирование государственного управления, регулирование функционально-юридических режимов, обеспечение юрисдикционно-охранительной деятельности и участие в данных сферах граждан»5.
Профессора Л.В. Коваль, И.И. Веремеенко, В.Е. Севрюгин и А.П. Шергин6 в своих научных изысканиях отмечали важнейшую для нашего исследования особенность содержания предмета административного права, которая заключается в дуализме входящих в его состав правоотношений. Указанное проявляется в наличии в предмете административного права не только управленческих отношений (с которыми многие исследователи ранее ассоциировали предмет административного права), но и правоотношений, связанных с совершением правонарушений или дисциплинарных проступков, составляющих так называемое административно-деликтное право.
На основании изложенных суждений можно сделать вывод, что совокупность общественных отношений, связанных с выполнениеморганами внутренних делцелого ряда исполнительно-распорядительных функций в сфере экономической безопасности и противодействии коррупции является частью предмета административного права. При этом проведение административно-правовых ис-
следований в указанной области диктует насущную необходимость добиться четкой определенности с объектом и предметом каждого конкретного исследования.
Философское осмысление категорий объекта и предмета, позволяет выявить их различие, соотносимое с такими понятиями как статика и динамика объективной реальности. Их различие можно также обозначить в виде различия между описанием внешней стороны явления и его внутренней структурой.
В настоящее время — в период проведения административной реформы и коренного реформирования деятельности полиции (начатого еще в 2011 г.) наиболее актуальными для рассмотрения в административно-правовом контексте представляются такие вопросы как: теоретические, административно-правовые и организационные проблемы деятельности ОВД в сфере обеспечения экономической безопасности и противодействии коррупции; особенности организационного построения ОВД; совершенствование административно-правовых норм в рассматриваемой сфере, а также совершенствование иных элементов механизма административно-правового регулирования, выработка системы оценки эффективности деятельности ОВД в сфере обеспечения экономической безопасности, взаимодействие их с иными элементами системы обеспечения безопасности и др.
Следует подчеркнуть, что исходя из положений ст. 9 (Общественное доверие и поддержка граждан) Федерального закона № 3-ФЗ от 7 февраля 2011 г. «О полиции», особое внимание исследователей должно быть приковано к рассмотрению вопросов правового обеспечения деятельности подразделений полиции в рамках обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции, целевых и компетенционных элементов их правового статуса, внутренней организационной работы, а также их правоприменительной деятельности, в которой проявляется активная роль государства и всех его органов в обеспечении действия правовых норм и реализации прав и законных интересов граждан в экономической сфере. Отдельным актуальным звеном такого рода исследований могут стать вопросы формирования сектора административно-деликтно-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
го законодательства и вопросов реализации административной ответственности в сфере экономической безопасности и деятельности ОВД на этом направлении, поскольку в настоящее время превентивный потенциал законодательства об административной ответственности в данной области реализован не в полном объеме.
Определяя обеспечение экономической безопасности и противодействие коррупции в качестве,несомненно, актуального направления всевозможных административно-правовых исследований, необходимо, на наш взгляд, провести разграничение объектно-предметной области от возможного рассмотрения в рамках иных наук, в частности науки государственного управления. Действительно, связь административного права и науки государственного управления в вопросах организации деятельности службы ОВД настолько сильна, что на первый взгляд может произойти смешение этих специализаций. Дабы не допустить этого подчеркнем, что в рамках административно-правовых исследований должен осуществляться анализ юридического аспекта управленческой деятельности, в то время как рассмотрение проблематики в рамках науки государственного управления предполагало бы рассмотрение структурных, социологических характеристик управления, его содержание, принципы, методы и стили.
Как весьма точно описал известный специалист в области государственного управления профессор Н.И. Захаров объектом данных вопросов, с точки зрения науки управления, являлись бы: «состояние общественного мнения, организационное поведение, корпоративные аспекты, коммуникативные отношения в системе власть-народ, руководитель-подчиненный, специфика управленческой среды и иные вопросы в рассматриваемой области связанной с обеспечением ОВД экономической безопасности и противодействия коррупции7, что кардинально отличалось бы от целей и задач, поставленных в рамках административно-правовой науки. При этом, по его мнению, предметом науки государственного управления в отличие от административного права «являются связи, механизмы, функции, тенденции, принципы, закономерности развития и функционирования управленческих отношений в государстве и обществе»8, что также
позволяет провести четкую границу между подобным подходом и рассмотрением заявленной проблематики в рамках административно-правового исследования.
Литература
1. Алегин А.П.Использование гласных источников информации в борьбе с преступностью в сфере экономики: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2007. С. 4.
2. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник. Часть Общая. М.: БЕК, 1993. С. 3.
3. Государственное и муниципальное управление. Учебник // Под ред. проф. Н.И. Захарова. М.: ИНФРА-М., 2014.
4. Данные официального сайта МВД России, раздел «Статистика» https://xn--b1aew.xn--p1ai/ &Ыег/101762/кет/8306504
5. Коваль Л.В. Административно-деликтное отношение. Киев, 1979; Веремеенко И.И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. М.: ВНИИ МВД СССР, 1981; Севрюгин В.Е. Теоретические проблемы административного проступка: Автореф. дис.. докт. юрид. наук. М., 1994; Шергин А.П. Проблемы административно-деликтного права // Гос. и право. 1994. № 8—9.
6. Сперанский М.М. Проекты и записки. М.-Л.,1961. С. 171.
7. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М.: 1998. С. 79.
1 Данные официального сайта МВД России, раздел «Статистика» https://xn--b1aew.xn--p1ai/folder/101762/item/8306504
2 Алегин А.П. Использование гласных источников информации в борьбе с преступностью в сфере экономики: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2007. С. 4.
3 Сперанский М.М. Проекты и записки. М.-Л.,1961. С. 171.
4 Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник. Часть Общая. М.: БЕК, 1993. С. 3.
5 Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М.: 1998. С. 79.
6 Коваль Л.В. Административно-деликтное отношение. Киев, 1979; Веремеенко И.И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. М.: ВНИИ МВД СССР, 1981; Севрюгин В.Е. Теоретические проблемы административного проступка: Автореф. дис.. докт. юрид. наук. М., 1994; Шергин А.П. Проблемы административно-де-ликтного права // Гос. и право. 1994. № 8—9.
7 Государственное и муниципальное управление. Учебник // Под ред. проф. Н.И. Захарова. М.: ИНФРА-М., 2014.
8 Там же.