Костюк Иван Иванович
начальник Отдела МВД России по Темрюкскому району (e-mail: [email protected])
О некоторых аспектах административно-правового регулирования
информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел
В статье исследуются проблемы административно-правового регулирования информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел. Определяются субъекты и объекты административно-правового регулирования, раскрывается его механизм.
Ключевые слова: административно-правовое регулирование, информация, механизм правового регулирования, цель.
I.I. Kostyuk, Chief of the Department of the Ministry of the Interior of Russia by Temryuk District; e-mail: [email protected]
About some aspects of the administrative and legal regulation of information support activities of bodies of internal affairs
In the article problems of administrative and legal regulation of information support activities of bodies of internal affairs are investigated. Subjects and objects of administrative and legal regulation are defined, its mechanism is revealed.
Key words: administrative and legal regulation, information, mechanism of legal regulation, target.
В процессе своего функционирования-государство постоянно посредством правовых норм должно устанавливать общие правила поведения физических и юридических лиц, осуществляя корректировку законодательства с учетом изменения определенных социальных условий. Таким образом осуществляется основа правового регулирования общественных отношений. Разновидность государственного регулирования определяется в зависимости от сферы общественных отношений, в которых государство осуществляет правовое регулирование. В сфере государственного управления осуществляется административно-правовое регулирование. Следует отметить, что административно-правовое регулирование как феномен, обусловливающий реализацию правовых норм в сфере государственного управления, неотделимо от механизма административно-правового регулирования. Иными словами, издание административно-правовых норм еще не гарантирует их воздействие на общественные отношения и не обеспечивает само по себе претворение их в жизнь. В теории права сформировалось понятие механизма правового регулирования, которое раскрывает сущность
воздействия правовых норм на управленческие отношения.
Административно-правовое регулирование, его механизм есть форма юридического опосредствования отношений, в которых одна сторона выступает в роли управляющего, а другая - управляемого. Такого рода отношения всегда предполагают известное подчинение воли управляемых единой управляющей воле, выразителем которой является тот или иной субъект исполнительной власти. Следовательно, административно-правовое регулирование рассчитано преимущественно на такие общественные отношения, в которых исключается юридическое равенство их участников.
Административно-правовое регулирование осуществляется путем:
а) упорядочения, закрепления, совершенствования существующих общественных отношений;
б) конструирования новых общественных отношений, соответствующих требованиям объективных законов развития общества, положениям Конституции РФ;
в) охраны урегулированных нормами административного и других отраслей права общественных отношений;
189
г) вытеснения из сферы государственного управления общественных отношений, не соответствующих интересам граждан, общества и государства [1, с. 1-2].
Административное право как наука должно концентрироваться на изучении правового регулирования в сфере государственного управления. Государственное управление - это целенаправленная организующая, подзаконная, исполнительно-распорядительная и регулирующая деятельность системы органов государственной исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления (обусловленные функциями государства) на основе и во исполнение законов в различных отраслях и сферах социально-культурного, хозяйственного и административно-политического строительства [2, с. 30-31].
Поскольку информационное обеспечение деятельности органов внутренних дел носит системный характер, на наш взгляд, следует исследовать информацию как объект правового регулирования во взаимодействии с другими элементами этой системы - субъектами правоотношений, а также соотношение субъективных прав и объективных обязанностей. Правовым каркасом, объединяющим все элементы правовой системы, является механизм правового регулирования, поэтому следует раскрыть данное понятие более подробно.
Как полагает Ю.А. Тихомиров, «информационные отношения как предмет правового регулирования включают в себя субъекты информационно-правовых отношений, правовой режим получения, передачи,хранения и использования информации, юридические режимы информации разного содержания, пользование бланками и базами данных, информационные правоотношения, ответственность» [3, с. 339-340].
В.В. Лазарев, С.В. Липень отмечают, что правовое регулирование всегда направлено на достижение определенного результата в социальной сфере и неотделимо от понятия механизма правового регулирования [4, с. 370].
Такой же точки зрения придерживается и С.С. Алексеев, который пишет, что правовое регулирование - это не просто несколько иной словесный вариант выражения «право-регулятор», а особая категория, основательная и «теоретически насыщенная», возглавляющая специфический понятийный ряд. В него, этот понятийный ряд, входят еще такие понятия, как «механизм правового регулирования», «тип регулирования», «правовой режим», «метод регулирования», другие динамические структуры.
Отличительная черта правового регулирования состоит в том, что оно имеет свой специфический механизм. Наиболее общим образом механизм правового регулирования может быть определен как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения [5, с. 263].
С точки зрения функционирования механизм правового регулирования - это процесс, имеющий определенные стадии.
1. Стадия регламентации общественных отношений, формирования и общего действия права. На этой стадии осуществляется правотворческая деятельность компетентных государственных органов, формулируются и закрепляются в нормативных актах правовые нормы.
2. Стадия возникновения у адресатов правовых норм субъективных прав и обязанностей. Здесь происходит переход от общего к конкретному, от общих предписаний к конкретной модели поведения. Необходимое условие возникновения прав и обязанностей, т.е. правоотношений - наличие юридических фактов (фактического состава).
3. Стадия реализации субъективных прав и обязанностей в правомерном поведении субъектов права. Правовое регулирование достигает своей цели, упорядочивая общественные отношения.
Указанным выше стадиям соответствуют следующие элементы механизма правового регулирования.
1. Важная роль отводится нормам права, они должны указать общее правило, масштаб поведения. Правовыми нормами определяется круг субъектов, их правовое положение, взаимные права и обязанности, меры ответственности за противоправное поведение. Правовая норма является моделью правоотношений. В гипотезе указаны юридические факты, которые необходимы для возникновения субъективных прав и обязанностей, содержащихся в диспозиции или санкции.
2. Юридические факты «включают» весь механизм правового регулирования. Юридическими фактами могут являться и акты применения права. На основе правовых норм и при наличии юридических фактов возникает правовое отношение: связь между субъектами права, содержание которой составляют взаимные субъективные права и обязанности.
3. Акты реализации прав и обязанностей -фактическое поведение участников правовых
190
отношений в виде соблюдения, исполнения и использования права. Здесь заканчивается действие механизма правового регулирования, достигается упорядоченность общественных отношений, т.е. устанавливается правопорядок [4, с. 369-370].
При анализе структурного строения механизма правового регулирования необходимо отметить, что данный механизм не есть какая-то искусственная, застывшая конструкция, случайный набор правовых инструментов. Напротив, главная отличительная черта механизма правового регулирования - это его функциональная, динамическая сущность. Механизм правового регулирования есть механизм поэтапного «развертывания» объективного права вовне, в область реальных общественных отношений. В правовой системе общества он играет роль своеобразного постоянно действующего «привода», «регулятивной цепи», связывающей право (должное) и жизнь (сущее), идеальные модели и реальные процессы и явления. Каждое звено данной цепи занимает в ней свое особенное место, выполняет специфические задачи и функции и в то же время, включаясь в общую систему, способствует достижению целей механизма в целом.
Довольно разноплановые по своей природе и функциям юридические средства, объединяясь в механизм правового регулирования, образуют целостный организм, единую, внутренне согласованную, непротиворечивую комбинацию элементов, назначение которой заключается в постоянном действии, в непрерывном «прокручивании» правовой энергии [6, с. 98].
Главным содержательным признаком механизма правового регулирования, объясняющим его сущность и значение, является то, что он гарантирует практическую реализацию поставленных законодателем целей, достижение запланированного в праве результата и в конечном счете обеспечивает практическую реализацию интересов субъектов правовых отношений. Механизм правового регулирования специфический - юридический канал, соединяющий интересы субъектов с ценностями и обеспечивающий доведение процесса управления до определенного логического результата [7, с. 57].
Важную роль в обеспечении существования и эффективной работы механизма правового регулирования играет юридическая цель. В механизме правового регулирования цель может выступать либо как цель механизма в целом, либо как цель каждого отдельного его элемента (нормы права, правоотношения, акта реализации прав и т.п.).
Значение целей в механизме правового регулирования наиболее выпукло видится при
анализе тех функций, которые данные феномены выполняют в процессе правового регулирования: коммуникативной, мотивационной, оценивающей, прогностической, побудительной и регулятивной [7, с. 95].
Целью правового регулирования в сфере информационного обеспечения деятельности в органах внутренних дел является правовое обеспечение функционирования информационных потоков, генерирующих деятельность этого органа исполнительной власти, что является предметом административного права. М.Ю. Тихомиров отмечает, что «именно административное право регулирует организацию и деятельность специального аппарата - органов власти, собственно управленческую деятельность. И в то же время административное право в функциональном смысле охватывает и управление обществом, и управление государством, поскольку его нормы создают правовые режимы функционального назначения. В орбиту этих режимов технологически единообразной деятельности неизбежно включается широкий круг субъектов права. Иначе невозможно обеспечить постоянное, оперативное и специализированное осуществление и охрану публичных интересов» [8, с. 38].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что информационное обеспечение деятельности в органах внутренних дел должно быть подвергнуто административно-правовому регулированию для установления правоотношений, связанных с формированием, передачей, обработкой, использованием, хранением информационных ресурсов в органах внутренних дел.
В действующем законодательстве отмечается, что правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:
1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;
5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем,
191
их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;
7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.
1. Бахрах Д.Н. Административно право. Часть общая: учеб. М., 1993.
2. БахрахД.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М., 2004.
3. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995.
4. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учеб. для вузов. М., 1998.
5. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2002.
6. Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов, 2003.
7. Малько А.В. Механизм правового регулирования // Правоведение. 1996. № 3.
8. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. М., 2005.
1. Bachrach D.N. Administrative law. General Part: textbook. M., 1993.
2. Bachrach D.N., Rossinsky B.V., Starilov Yu.N. Administrative law. M., 2004.
3. Tikhomirov Yu.A. Public law. M., 1995.
4. Lazarev V.V., Lipen S.V. State and right theory: textbook for higher education institutions. M, 1998.
5. Alekseev S.S. Ascent to the law. Searches and solutions. M., 2002.
6. Malko A.V., Shundikov K.V. The purposes and means in law and legal policy. Saratov, 2003.
7. Malko A.V. Mechanism of administrative and legal regulation // Jurisprudence. 1996. № 3.
8. Tikhomirov Yu.A. Administrative law and process: full course. M., 2005.
192