Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИЗНЕС-СТРУКТУР'

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИЗНЕС-СТРУКТУР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ / ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ПРЕДПРИЯТИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбова И. Н., Михалев И. И., Суханов Д. А.

В статье рассматривается сущность цифровизации в непосредственной взаимосвязи с инновационной деятельностью, а также их совместное влияние на современный менеджмент. Раскрывается значимость и роль инноваций в сфере современного менеджмента, которые необходимы для эффективного функционирования предприятий и компаний в условиях «цифровой экономики». Исследуются изменения в инновационной среде при реализации концепции цифровой трансформации и аспекты эффективности управленческих инноваций с учетом их влияния на результативность работы предприятий. Выявлены факторы, препятствующие развитию инноваций в менеджменте. Обоснована необходимость взаимосвязи цифровизации и инноваций непосредственно в менеджменте. Приведены практические примеры взаимного успешного влияния цифровизации и инноваций в менеджменте. Рассмотрены направления влияния роли инноваций в менеджменте на конкурентоспособность компаний. Предложены основные пути управленческих инноваций в условиях цифровизации, которые могут быть использованы в различных подсистемах предприятия в зависимости от необходимости решения проблем, сопровождающиеся качественными изменениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горбова И. Н., Михалев И. И., Суханов Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT INNOVATIONS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION ACTIVITIES OF BUSINESS STRUCTURES

The article considers the essence of digitalization in direct correlation with innovation activities, as well as their joint impact on modern management. It reveals the importance and role of innovation in modern management, which are necessary for the effective functioning of enterprises and companies in the "digital economy". The changes in the innovation environment when implementing the concept of digital transformation and aspects of the effectiveness of managerial innovations, taking into account their impact on the performance of enterprises are investigated. The factors that hinder the development of innovations in management are identified. The necessity of interconnecting digitalization and innovation directly in management is substantiated. Practical examples of successful mutual influence of digitalization and innovations in management were given. The directions of influence of the role of innovations in management on the competitiveness of companies are considered. The basic ways of managerial innovations in the conditions of digitalization, which can be used in various subsystems of the enterprise, depending on the need to solve problems, accompanied by qualitative changes, are proposed

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИЗНЕС-СТРУКТУР»

EDN: TUEUAR

И.Н. Горбова - к.э.н., доцент кафедры менеджмента и управления персоналом, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, [email protected],

I.N. Gorbova - candidate of economic sciences, associate professor Department of Management and Personnel Management, Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA,

И.И. Михалев - аспирант кафедры менеджмента и управления персоналом, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, [email protected],

I.I. Mikhalev - graduate student Department of Management and Personnel Management, Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA;

Д.А. Суханов - аспирант кафедры менеджмента и управления персоналом, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, [email protected],

D.A. Sukhanov - graduate student Department of Management and Personnel Management, Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИЗНЕС-СТРУКТУР MANAGEMENT INNOVATIONS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION ACTIVITIES OF BUSINESS STRUCTURES

Аннотация. В статье рассматривается сущность цифровизации в непосредственной взаимосвязи с инновационной деятельностью, а также их совместное влияние на современный менеджмент. Раскрывается значимость и роль инноваций в сфере современного менеджмента, которые необходимы для эффективного функционирования предприятий и компаний в условиях «цифровой экономики». Исследуются изменения в инновационной среде при реализации концепции цифровой трансформации и аспекты эффективности управленческих инноваций с учетом их влияния на результативность работы предприятий. Выявлены факторы, препятствующие развитию инноваций в менеджменте. Обоснована необходимость взаимосвязи цифровизации и инноваций непосредственно в менеджменте. Приведены практические примеры взаимного успешного влияния цифровиза-ции и инноваций в менеджменте. Рассмотрены направления влияния роли инноваций в менеджменте на конкурентоспособность компаний. Предложены основные пути управленческих инноваций в условиях цифровиза-ции, которые могут быть использованы в различных подсистемах предприятия в зависимости от необходимости решения проблем, сопровождающиеся качественными изменениями.

Abstract. The article considers the essence of digitalization in direct correlation with innovation activities, as well as their joint impact on modern management. It reveals the importance and role of innovation in modern management, which are necessary for the effective functioning of enterprises and companies in the "digital economy". The changes in the innovation environment when implementing the concept of digital transformation and aspects of the effectiveness of managerial innovations, taking into account their impact on the performance of enterprises are investigated. The factors that hinder the development of innovations in management are identified. The necessity of interconnecting digitalization and innovation directly in management is substantiated. Practical examples of successful mutual influence of digitalization and innovations in management were given. The directions of influence of the role of innovations in management on the competitiveness of companies are considered. The basic ways of managerial innovations in the conditions of digitalization, which can be used in various subsystems of the enterprise, depending on the need to solve problems, accompanied by qualitative changes, are proposed

Ключевые слова: цифровизация, менеджмент, инновации, управленческие инновации, предприятия, конкуренция.

Keywords: digitalization, management, innovation, managerial innovation, enterprises, competition.

В современных условиях экономического развития, представить работу предприятий невозможно без использования цифровизации и инновационной деятельности. Главным критерием успешной управленческой деятельности, в том числе фактором конкурентоспособности предприятий, является внедрение инноваций во взаимосвязи с цифровизацией. Использование циф-ровизации и инновационных аспектов в менеджменте создает условия и предпосылки на предприятии для конкурентоспособности и конфигурации на рынке в современных условиях.

Инновации на предприятии существуют в двух направлениях, это технологические инновации и управленческие инновации. Совмещение обоих направлений показывает результативность функционирования компаний, но именно управленческие инновации дают ту основу, благодаря которой компании стабильно и динамично развиваются.

В свою очередь, цифровое пространство сегментировано по видам цифровых технологий и дифференцировано по характеру их целевых функций при сохранении взаимосвязи и взаимообусловленности. Многообразие форм и направлений цифровой трансформации предопределило широту подходов к исследованию современных трендов цифровизации.

В целом для российского бизнес-сообщества характерно внедрение цифровых технологий преимущественно в сферу управленческой деятельности, реализуемое с разной степенью охвата управленческих функций и обеспечивающих их технических процедур. Основанная на цифровых технологиях информационная инфраструктура как неотъемлемый компонент системы управления предприятием все более усложняется и становится способной замещать все большее число работников среднего звена и персонала, выполняющего рутинные операции. При этом технический потенциал информационной инфраструктуры должен соответствовать информационным запросам на уровне операционного и стратегического менеджмента [2].

В начале 2020 года на все сферы деятельности оказало мощное и негативное влияние возникновение вируса COVID-19. В результате чего пострадала практически вся сфера предпринимательской деятельности, как в малом, так и в среднем и крупном бизнесе. В ходе приспособления всех стран к новым условиям ведения какой-либо деятельности, приносящей доход, возникли также и новые тренды, и способы получения дохода, где обладатели бизнеса смогли адаптировать свою деятельность, в том числе и посредством развития инноваций и цифровизации в сфере современного менеджмента. Экономика так же претерпела изменения, с каждым днем изобретают новые методы управления персоналом, повышается эффективность производства, осваиваются новые виды товаров и услуг, высвобождение ресурсов на предприятии, появление новой техники.

В России инновационная активность предприятий так же имеет место, на 2020 год отношение числа предприятий, осуществляющих инновации, к общему числу предприятий в стране, которые обследовали за определенный промежуток времени, равен 10,8 %. Наибольший уровень занимает Приволжский федеральный округ - 15,5 %. [9]

Любая компания или предприятие требует управления, без него невозможно качественное функционирование и развитие самой организации, а также само их существование.

В прошлом существовало общее мнение, что рыночный успех придет автоматически, если компании смогут разрабатывать продукты, превосходящие существующие решения. Однако бесчисленные примеры неудачных технологических продуктов ясно показывают, что компании все еще борются за то, чтобы внедрить свои инновации на рынке.

Нововведения и усовершенствования должны проходить постоянно, системно, подчиняться одной логике и вектору направления. Если на предприятии возникают «неразрешенные проблемы» в управлении, значит традиционные принципы управления уже не работают, необходим поиск и формирование новых принципов, бросающие вызов «устаревшим».

Темпы внедрения цифровизации и инноваций в менеджменте должны увеличиваться, так как качественные особенности, внутренняя эффективность и конкурентоспособность управленческих решений с использованием цифрового инновационного инструментария повысит эффективность функционирования предприятия.

Инновации в настоящее время являются тем средством, которое позволяет организации выживать, адаптироваться к изменениям конкурентной среды, развиваться [6].

Цифровизация инноваций в сфере современного менеджмента, может быть определена как совокупность действий, направленных на оптимизацию и модернизацию того, что уже существует или ликвидацию устаревшего. Применимо к системам управления, как переход от «старых» принципов управления к новым инновационным принципам. Происходит деле-

ние на этапы, к первому относится подготовительный этап, он устанавливает, что же все-таки «устарело», находит «неразрешимую проблему» в системе управления. Второй этап представляет внедрение управленческих инноваций, проявляется он в виде каких-либо новых принципов или «системы взглядов и понятий», которые можно применить к решению представленной проблемы:

- создание пошаговой системы с результатами того, какой должна стать система управления;

- использование креативных идей менеджмента, которые родились внутри предприятия и создание максимально благоприятной среды для предложений сотрудников;

- свободному формированию инновационных идей и их оглашения, при этом получая поддержку со стороны компании;

- следует развивать корпоративную культуру, при которой все члены команды будут находиться в постоянном диалоге;

- использование опыта, внешних примеров, экспертов.

Организация инновационной деятельности в сфере менеджмента предполагает непрерывный, циклический процесс определения целей инновационного развития предприятия и создание действенного механизма по их реализации.

Стоит отметить, что роль инноваций в сфере современного менеджмента на западных предприятиях стала более заметна и значима в связи с пандемией коронавирусной инфекции. Так, важную роль в формировании и использовании управленческих инноваций в западных компаниях принадлежит agile-менеджменту. Это форма управления, которая ориентирована на адаптивность и гибкость. Компания, придерживающаяся системы agile-менеджмент, состоит из множества небольших, полностью взаимосвязанных внутренних и/или внешних единиц.

Следует отметить, что те организации, которые последовательно внедряют управленческие инновации, достигают более высокой производительности и высоких экономических показателей.

На уровне цифровой инновационной деятельности стоит отметить такие компании как, Netflix и Ruhan.

Отечественные компании использующие в своей управленческой деятельности инновационные аспекты и цифровизацию занимают лидирующие позиции на российском рынке. Примером применения инноваций в менеджменте компании служит ПАО «Газпром», которая применяет не только технологические и цифровые инновации, но и инновации в управлении.

ПАО «Газпром» крупнейшая газовая компания, добывающая и экспортирующая газ по всему миру. Благодаря технологическим и управленческим инновациям она занимает лидирующие позиции в своей отрасли [3].

Управленческие инновации должны обеспечивать ориентированность деятельности каждого сотрудника на конечный результат, что максимально позволит влиять на качество выпускаемой продукции, которое в настоящее время является непременным условием конкурентоспособности отечественных предприятий с учетом цифровой трансформации.

Компании не могут занять лидирующие позиции, потому что им не хватает эффективного управления инновационной деятельностью предприятия, непонимания как использовать цифровизацию на благо компании, отсутствие информации как работают инновации. Новое всегда вызывает страх, так как неизвестно, какие последствия то или иное внедрение принесет компании.

Несмотря на необходимость инновационного развития менеджмента существуют факторы связанные с консерватизмом на предприятиях, которые препятствуют развитию данного процесса: отсутствие информации об эффективных инновациях в сфере менеджмента, слабое внедрение российских информационных продуктов, неиспользование цифрового процесса, влияние на скорость внедрения и продвижения разного инновационного продукта. В связи с этим, компаниям важно понимать, какие меры они могут предпринять для преодоления барьеров.

Современные предприятия в Российской Федерации реализуют на практике определенные мероприятия в сфере менеджмента с помощью инноваций, целью которых является рост уровня конкурентоспособности. Сюда можно отнести: обеспечение технических и качественных критериев деятельности предприятия в современных условиях; постоянное проведение анализа внешней и внутренней среды предприятия, а также оценка имеющихся проблем предприятий и направлений по их устранению; разработка инноваций управленческого характера; изменение стиля руководства с целью адаптации к меняющимся условиям рынка; определение и будущее осуществление возможных сфер будущего развития предприятия.

Разработка новых инновационных методов, технологий и направлений использования инноваций в современном менеджменте имеет широкий спектр, и стоит в начале пути, поэтому его роль еще до конца не изучена, но как показывает практика в настоящее время, инновации в менеджменте несут положительный эффект на предприятиях.

Реализация инструментария цифровой трансформации производственных систем организации и управления предприятий при их масштабировании от участка, цеха до предприятия в целом позволяет перейти к новой корпоративной культуре упреждающего (проактив-ного) управления с анализом качества управления в реальном масштабе времени. Это позволит существенно упростить технологию контроля для руководителей всех уровней. При этом центр внимания руководителей, можно полагать, сместится в область совершенствования самих процессов системного планирования и изыскания путей повышения эффективности производственных процессов, выбора значимых контрольных точек и их документально-инструментального подтверждения, верификации и оценки валидности ключевых технологических процессов.

Сегодня при резком наращивании сложности организационно-технических процессов представленный вариант цифровой трансформации сетевого планирования в организации и управлении предприятием позволит перейти от сложных по структуре и составу сетевых планов к агрегированным (системным) данным и их упрощенным визуально-графическим формам представления с преимущественно цветовым кодированием. Тем самым, развитие традиционных схем сетевого планирования с их дополнением данными прогнозирования ожидаемой успешности реализации производственных планов позволит одновременно повысить их роль и значение, стать еще более эффективным инструментом интеллектуализации управления, его «цифровой прозрачности», повышая уровень и значимость плановой дисциплины [1].

В своей статье Дрогобыцкий А.И. на тему инновационного развития организационного менеджмента считает: «И поскольку мы находимся в самом начале развития новой экономики - экономики, основанной на знаниях - теоретиков ожидает еще много открытий на этом пути, а практиков - много трансформаций структуры и содержания управления деловой активностью» [4].

Соответственно, цифровизация и инновации в менеджменте являются необходимым условием в целях развития экономики не только предприятий, но и страны, в связи с тем, что в условиях COVID-19 предприятия столкнулись с непростыми временами и применяемое раннее управление стало неэффективным.

Протасова Л.Г. отмечает: «По нашему мнению, инновации в менеджменте являются необходимым условием развития новой индустриализации в России. Новые технологии в менеджменте есть - это Всеобщее управление качеством (ВУК). Это принципиально новый подход к менеджменту, направленный на достижение долгосрочного успеха! Новый менеджмент для тех, кто нацелен по процветание и конкурентоспособность!» [7].

Таким образом, компании могут формулировать свои решения в отношении определенных направлений, которые могут положительно повлиять на принятие инноваций с учетом цифровизации.

Появление сочетания цифровизации и инноваций в сфере управления является своеобразным вызовом для руководителей компаний, так как пандемия коронавирусной инфекции внесло существенное «торможение». Но внедрение таких направлений в менеджменте

оправдано, так как ориентация на дистанционную работу дала компаниям широкий спектр для развития информационных технологий.

На рисунке 1 представлены основные направления инноваций в сфере менеджмента. Данная диаграмма демонстрирует процентное соотношение использования и проведения инноваций в сфере менеджмента на отечественных предприятиях. Максимально используются инновации в менеджменте связанные с формированием новой организационной структурой, но тем не менее все показатели не превышают 80 %, составлено по данным Росстата [9].

Рисунок 1 - Основные направления использования управленческих инноваций в сфере менеджмента отечественных предприятий

Развитие цифровизации и инноваций в сфере современного менеджмента предприятий дает спектр использования системы автоматизированного документооборота, управления, планирования и контроля всех видов автоматизированных систем, с использованием цифровых технологий.

Стоит сделать вывод, что российские компании в настоящее время заинтересованы в комплексном внедрении инноваций в менеджмент предприятия и корректировкой определенных элементов в практику реализации управленческих функций.

Внедрение цифровых технологий на предприятии позволяют организовывать работу онлайн, тем самым минимизируя затраченное рабочее время, позволяют увеличивать объёмы обрабатываемой информации, облегчают логистику, оптимизируют внутренние и внешние процессы предприятия. Однако не стоит забывать об определенных рисках при внедрении цифровых технологий, которые не должны стать препятствием на пути к цифровизации бизнеса [8].

По мнению Ирикова В.А.: «В связи с угрозой возникновения неприемлемого сценария развития кризиса с отрицательным темпом роста страны в 2022 году (при мировом темпе роста около 3 %, Китая 4-5 %) требуется максимально использовать все доступные дополнительные и нестандартные для сложившейся практики возможности. Конкурентоспособное развитие может быть только инновационным» [5].

Соответственно, управляющее лицо обязано обладать следующим перечнем качеств:

1) необходимо наличие авторитета, благодаря которому все поручения и планы будут приниматься персоналом организации предельно ясно и выполняться в установленные сроки;

2) умение оценки возможностей персонала позволяет повысить качество выполняемых задач, а также особо усердных работников необходимо поощрять соответствующими вознаграждениями;

3) навык правильного распределения обязанностей позволяет закрепить за определёнными должностями обязанности для стабильного контроля процесса работы, а также даёт возможность предпринимателю полноценно анализировать и подводить итоги достигнутых результатов;

4) чтобы производительность труда сотрудников организации была на положительном уровне, необходимо мотивировать персонал определёнными вознаграждениями, например,

премии или повышения в должности, поскольку такого вида мотивация позволяет работникам более качественно осмыслять важность выполнения той или иной задачи.

Цифровизации и инновации в сфере современного менеджмента на сегодняшний день это новое знание, новые идеи и научный подход, который помогает современному предприятию адаптироваться к процессам глобализации, цифровизации экономических процессов, а также помогает предоставлять своим клиентам качественно новые возможности по приобретению товаров, их использованию и получению.

Для эффективного управления предприятием необходимо следующее: особый интерес к финансовой составляющей, которая отвечает за инновационную деятельность; создание условий, способствующих внедрению инноваций; обучение и найм новых кадров для эффективной работы с нововведениями в компании; поддержка и развитие инициативы, творческой активности среди персонала; использование диверсификации и хеджирования для снижения рисков, обновление технологических процессов.

Таким образом, в заключение стоит указать на то, что отличительным и неотъемлемым свойством развития цифровизации и инноваций в менеджменте является их новизна, которая должна с помощью определенных шагов и решений повышать интерес покупателей к новому продукту или услуге предприятия, а также делать предприятие стабильным и конкурентоспособным.

Соответственно, цифровизация и инновации бизнеса очень важный и нужный процесс в сфере современного менеджмента, что позволит предприятиям стать лидером на рынке. Благодаря цифровизации и инновациям в управленческом звене выявляются и используются новые методы конкурентной борьбы, привлечения клиентов, роста прибыли на предприятии, модернизации стиля управления, быстрота передачи информации и применение новых технологий в работе компании.

Источники:

1. Алексеев А.В. Цифровая трансформация сетевого планирования в организации и управлении предприятием// Первая отраслевая научно-практическая конференция. «Производственные технологии в судостроении - вопросы информатизации» (ПТС ВИ-2021). Труды конференции. АО «Центр технологии судостроения и судоремонта». НТФ «Судотехнология»; АО «ЦТСС». - 2021. - С. 8-11.

2. Бородушко И.В. Тенденции цифровой трансформации в современной России//Путеводитель предпринимателя. - 2021. - Т.14. № 1. - С. 11-20.

3. Бояринова Я.Р., Петушкова Г.А. Технологические и управленческие инновации в устойчивом развитии ПАО «Газпром»//Социально-экономическое развитие России: проблемы, тенденции, перспективы. Сборник научных статей участников 20-й Международной научно-практической конференции в рамках III Московского академического экономического форума. Курск. - 2021. - С. 38-41.

4. Дрогобыцкий А.И. Инновационное развитие организационного менеджмента// Транспортное дело России. - 2013. - № 6-2. - С. 139-141.

5. Ириков В.А. Использования имеющихся инноваций в управлении достаточно для прорывного развития и перелома спада//Управление развитием крупномасштабных систем MLSD'2020. Труды тринадцатой международной конференции. Под общей редакцией С.Н. Васильева, А.Д. Цвиркуна. - 2020. - С. 37-45.

6. Полянин А.В., Головина Т.А. Концепция управления инновационной деятельностью промышленных систем на основе технологии цифрового двойника // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2021. -Т.14. № 5. - С. 7-23.

7. Протасова Л.Г. Инновации в менеджменте - необходимое условие развития новой индустриализации// Новая индустриализация России: экономика - наука - человек - природопользование. Сборник научных трудов VI Уральских научных чтений профессоров и докторантов. - 2019. - С. 24-30.

8. Соловьёва Л.В., Метелица Н.С. Цифровизация процессов управления: стартовые условия и приоритеты. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Курск, 2022. С. 572-575.

9. [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/statistic. References:

1. Alekseev A.V. Digital transformation of network planning in the organization and management of the enterprise// First industry scientific-practical conference. "Production technologies in shipbuilding - issues of informatization" (PTS VI-2021). Proceedings of the conference. JSC "Shipbuilding and Ship-repair Technology Center". STF "Sudotehnologia"; "STSS" JSC. - 2021. - С. 8-11.

2. Borodushko I.V. Trends of digital transformation in modern Russia // Entrepreneur's Guide. - 2021. - Т.14. № 1. - С. 11-20.

3. Boyarinova Y.R., Petushkova G.A. Technological and managerial innovations in the sustainable development of PJSC Gazprom // Socio-economic development of Russia: problems, trends, prospects. Collection of scientific articles by participants of the 20th International scientific-practical conference in the framework of the III Moscow Academic Economic Forum. Kursk. - 2021. - С. 38-41.

4. Drogobitsky A.I. Innovative development of organizational management // Transport business of Russia. -2013. - № 6-2. - С. 139-141.

5. Irikov V.A. The use of available innovations in management is enough for breakthrough development and turning point of recession // Management of development of large-scale systems MLSD'2020. Proceedings of the thirteenth international conference. Edited by S.N. Vasiliev, A.D. Tsvirkun. - 2020. - С. 37-45.

6. Polyanin A.V., Golovina T.A The concept of innovation management of industrial systems based on digital twin technology // Scientific and Technical Bulletin of St. Petersburg State Polytechnic University. Economics. - 2021. - Т.14. № 5. - С. 7-23.

7. Protasova L.G. Innovations in management - a necessary condition for the development of new industrialization // New industrialization of Russia: economy - science - people - nature management. Collection of scientific papers of the VI Ural scientific readings of professors and doctoral students. - 2019. - С. 24-30.

8. Solov'eva L.V., Metelitsa N.S. Digitalization of management processes: starting conditions and priorities. Collection of materials of the international scientific-practical conference. Kursk, 2022. С. 572-575.

9. [Electronic resource] URL: https://rosstat.gov.ru/statistic.

EDN: TQJQTM

В.А. Кашин - канд.истор.н., профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени героя Советского Союза А.К. Серова, Краснодар, Россия, [email protected],

V.A. Kashin - candidate of historical sciences, professor of the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines, associate professor, Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots named after Hero of the Soviet Union A.K. Serov, Krasnodar, Russia;

Е.Л. Куршнева - канд.истор.н., доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени героя Советского Союза А.К. Серова, Краснодар, Россия, [email protected],

E.L. Kurshneva - candidate of historical sciences, associate professor of the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines, Associate Professor, Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots named after Hero of the Soviet Union A.K. Serov, Krasnodar, Russia.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОСНОВА СТРУКТУРНЫХ СДВИГОВ В ЭКОНОМИКЕ TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT AS THE BASIS FOR STRUCTURAL SHIFTS IN THE ECONOMY

Аннотация. Данная статья посвящена актуальным вопросам рассмотрения необходимости структурных сдвигов в экономике с помощью технологических детерминант инновационного развития. Происхождения источников структурных сдвигов ведущих экономических систем претерпевают изменения, связанные с традиционными производственными технологиями. Рассмотрены современные определения категории «технология», а так же классификация отраслей обрабатывающей промышленности согласно уровню технологичности по методике ОЭСР. Так же в представленной статье обозначен технологический уклад , который возникает в рамках предыдущего, характеризующегося совокупностью материальных условий, источников энергии, инфраструктурных объектов. При этом отмечены основные ключевые предпосылки осуществления структурных сдвигов российской экономики, коими являются: деформированная структура экономики, зависимость макроэкономической стабильности от мировых цен на энергоресурсы, уязвимость экономики от внешних шоков, низкий уровень производительности труда, «нерациональное освоение» доходов от продажи сырьевых ресурсов. Рассмотрена роль государства в современных условиях, которая выстраивается между субъектами экономических отношений на основе принципа сетевого взаимодействия. Рассматривается государственное регулирование воспроизводственных процессов, которое нивелирует рыночные механизмы и обеспечивает необходимое соотношение между элементами структуры экономики. Для реализации новой промышленной политики важным является наличие работающих инструментов и механизмов, а так же взаимосвязи с бизнес - структурами, так же необходимым условием является анализ и оценка реализации программ развития в целях определения наибо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.