УДК 334.02
DOI: 10.17586/2310-1172-2022-15-4-84-96 Научная статья
Принципы эффективного управления и структура инновационной среды предприятия
Канд. экон. наук Гурьянов П.А. [email protected] Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова 198035, Россия, Санкт-Петербург, ул. Двинская, дом 5/7
Статья посвящена анализу эффективной разработки и построения системы управления инновациями на предприятии. В первом разделе работы описана сущность инновационного менеджмента, подробно рассмотрены общие и специальные функции инновационного менеджмента, основные задачи и современные тренды. Во втором разделе описаны основные этапы построения системы управления инновациями на предприятии, проанализированы основные типы организационных структур предприятий, внедривших инновационный менеджмент. Также более подробно рассмотрена функция планирования в системе инновационного менеджмента. В третьем разделе представлена практическая информация о построении комплексной системы инновационного менеджмента. На графических изображениях представлены различные подходы к построению системы инновационного менеджмента на предприятии - процессный подход и построение трехмерной модели в рамках проектного подхода. Инновационный менеджмент сегодня - это объективная необходимость любого коммерческого предприятия, действующего на современном рынке. Сегодня инновации предприятия - это его конкурентные преимущества, позволяющие занять прочную позицию на рынке. Различают два подхода внедрения инноваций - внутрикорпоративный и открытый. Некоторые предприятия сочетают оба подхода. В большей степени современные инновационные технологии связаны с цифровизацией и повсеместного распространения коммуникации при помощи сети Интернет. Есть большое количество современных технологий, благодаря которым коммерческие предприятия могут продвигать свои услуги. Это и блокчейн, и искусственный интеллект, и чат-боты, и другие новации. Основное назначения цифровых технологий - автоматизация и робототизация некоторых процессов производства, сокращение расходов и издержек. Организациям, внедряющим инновационный менеджмент, следует выбрать, каким способом будет реализован инновационный менеджмент на предприятии и как будет изменена структура предприятия. Некоторые предприятия выделяют инновационное управление в отдельное структурное подразделение, другие предприятия внедряют инновационное управление в рамках линейно-функционального или матричного взаимодействия, третьи предприятия предпочитают сочетать в себе оба типа управления. Так или иначе методы внедрения системы инновационного менеджмента, изменение структуры предприятия будут зависеть от индивидуальных особенностей организации, отрасли деятельности, целей и задач компании. В качестве готовой системы управления инновациями автором была предложена комплексная система, которая сочетает в себе стадии управленческого цикла, виды инноваций и нормативно-правовые акты. Ключевые слова: инновационный менеджмент, система, функции, цифровизация, процессный подход, проектный подход.
Scientific article
Principles of efficient management and structure of the enterprise innovation
environment
Ph.D. Gurianov P.A. [email protected] Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping 98035, Russia, St. Petersburg, Dvinskaya St. 5/7
The article is devoted to the analysis of the effective development and construction of an innovation management system in an enterprise. The first section of the work describes the essence of innovation management, discusses in detail the general and special functions of innovation management, the main tasks and modern trends. The second
section describes the main stages of building an innovation management system in an enterprise, analyzes the main types of organizational structures of enterprises that have implemented innovation management. The planning function in the innovation management system is also considered in more detail. The third section provides practical information on building a comprehensive innovation management system. The graphic images present various approaches to building an innovation management system in an enterprise - a process approach and building a three-dimensional model within the framework of a project approach. Innovation management today is an objective necessity for any commercial enterprise operating in the modern market. Today, an enterprise's innovations are its competitive advantages, allowing it to take a strong position in the market. There are two approaches to innovation -intra-corporate and open. Some businesses combine both approaches. To a greater extent, modern innovative technologies are associated with digitalization and the widespread dissemination of communication using the Internet. There are a large number of modern technologies through which commercial enterprises can promote their services. This includes blockchain, artificial intelligence, chat bots and other innovations. The main purpose of digital technologies is the automation and robotization of some production processes, reducing costs and expenses. Organizations implementing innovation management should choose how innovation management will be implemented in the enterprise and how the structure of the enterprise will be changed. Some enterprises single out innovation management as a separate structural unit, other enterprises implement innovation management within the framework of linear-functional or matrix interaction, and third enterprises prefer to combine both types of management. One way or another, the methods of introducing an innovation management system, changing the structure of an enterprise will depend on the individual characteristics of the organization, industry, goals and objectives of the company. As a ready-made innovation management system, the author proposed a complex system that combines the stages of the management cycle, types of innovations and legal acts.
Keywords: innovation management, system, functions, digitalization, process approach, project approach.
1. Инновационный менеджмент - его сущность, функции, задачи и тренды
Научно-технический прогресс в России развивается от года к году, внедряется цифровая экономика, развивается сеть Интернет, формируется усовершенствованный подход к ведению бизнеса. Сегодня классический менеджмент, классическое производство не способны удовлетворить потребности клиентов. Для этой цели требуется развитие таких инновационных решений, которые бы позволяли производить высокотехнологичные товары и позволяли бы реализовать инновационные решения.
Современная экономическая среда создает условия сильной конкуренции между крупными предприятиями и другими организации данной отрасли. Борьба за лидерство в отрасли превращается в борьбу за инновационное развитие. [1-3]
Каждое предприятие, функционирующее на современном рынке, так или иначе сталкивается с необходимостью внедрения инноваций в свое производство. Сегодня основной задачей инновационного развития предприятия является грамотное применение технических новшеств и современных технологий. Инновационное развитие помогает не только укрепить свои позиции на рынке, но и лучше удовлетворить потребности своих клиентов.
Для эффективного управления развитием инноваций на предприятии следует применять инновационный менеджмент. [4] Инновационный менеджмент понятие для российского менеджмента достаточно новое. Данное понятие появилось в конце 20 века в период активного роста производства товаров и развития технической базы по производству товаров. Инновационный менеджмент - это сфера управленческой деятельности, которая направлена на достижение инновационных целей предприятия при помощи эффективного управления различными ресурсами предприятия: финансовыми, материальными, трудовыми. К основным целям инновационного развития предприятия следует отнести внедрение и развитие научно-технических и производственных новшеств, а также модернизация и усовершенствование производимой продукции, снятие с линии производства устаревшей продукции [5].
Рассмотрим основные принципы инновационного менеджмента:
1. Ориентация на потребителя.
Данный принцип означает, что продукты, производимые предприятием, должны входить в сферу интересов потребителей с учетом их финансовых возможностей. Инновации должны быть нацелены на формирование потребностей клиентов или на удовлетворение уже существующих потребностей.
2. Выстраивание партнерских взаимоотношений с сотрудниками.
Этот принцип подразумевает вовлечение сотрудников компании в инновационные процессы. Сотрудники, вовлекаемые в инновационные процессы, должны обладать определенными навыками, знаниями и умениями в области инноваций, чтобы получать от них наибольшую отдачу. Именно поэтому предприятиям, ведущим инновационную деятельность следует особое внимание уделять персоналу предприятия. [6-10]
3. Инновационное лидерство.
Данный принцип подразумевает, что лидер компании должен хорошо разбираться в современных инновациях. Он должен понимать направление основных тенденций, современных технологий должен обладать способностями сформировать видение компании, разработать стратегию инновационного развития компании и план его реализации. Также лидер должен уметь вовлекать персонал в инновационные процессы и стойко противостоять неожиданным изменениям в момент реализации планов инновационного развития.
4. Применение системного подхода.
Системный подход подразумевает рассмотрение инновационного менеджмента как системы взаимосвязанных процессов и действий. Системный подход позволяет сформировать лояльность потребителей к бренду и производимой продукции.
5. Применение проектного подхода.
Для инновационных компаний всё более характерен переход от процессного подхода к проектному. Одной из особенностей реализации инновационного продукта является отсутствие реальных потребителей на момент производства. Так как одной из задач инноваций является удовлетворение потребностей потребителей, то производство инновационного продукта наиболее эффективно можно осуществить при помощи применения проектного подхода.
6. Поиск возможностей.
Предприятию следует постоянно осуществлять поиск новых нереализованных возможностей, который осуществляется через анализ прогнозных значений, построение гипотез и опору неполную или не всегда достоверную информацию. Инновационные компании становятся первооткрывателями именно из-за поиска новых возможностей.
7. Непрерывность.
Принцип непрерывности подразумевает постоянное совершенствование продукции компании, технологий производства и улучшения в целом инновационной деятельности предприятия. Потенциальные потребители обращают внимание на новые успешные реализуемые проекты и улучшения товара.
8. Стратегическое партнерство.
Стратегическое партнерство подразумевает взаимовыгодное сотрудничество с поставщиками и контрагентами и иными партнерами, заинтересованными в деятельности компании. Взаимовыгодное сотрудничество позволяет компании завоевывать место на рынке и реализовывать более масштабные инновационные проекты, чем, если бы это делалось в одиночку [11].
Основные функции инновационного менеджмента представлены на рис. 1.
-► Прогнозирование
-> Планирование
Функции инновационного менеджмента -► -► Организация
-» Регулирование и координация
- Стимулирование
> Контроль
Рис. 1. Функции инновационного менеджмента
Современная экономическая среда характеризуется значительной турбулентностью, что объясняется пандемией коронавируса 2019-2022 годов, падением курса рубля, санкциями и другими экономическими и политическими явлениями. Современным предприятиям для того, чтобы оставаться в информационной среде, нужно прикладывать значительные усилия. Именно внедрение инновационных решений позволит современным российским предприятиям продолжать конкурентную борьбу и успешно реализовывать свою стратегию продвижения товаров на рынок.
Инновация - это новшество, позволяющее повышать эффективность бизнес-процессов и повышать качество производимой продукции. Существует значительное количество к внедрению инноваций на предприятии. Двумя основными подходами являются: внутрикорпоративный и открытый подход. Предприятия сами выбирают способ внедрения инноваций, а некоторые из них успешно сочетают два метода.
Внутрикорпоративные инновации нацелены в первую очередь на оптимизацию внутренних бизнес-процессов. Такой вид инноваций применяется многими крупными зарубежными компаниями, такими как: Гугл, Амазон и другими. Новые идеи представляют руководству сотрудники компании, а бизнес-процессы устроены таким образом, что позволяют воплощать в жизнь новые идеи. [12]
Открытые инновации - это такой подход, который позволяет задействовать не только внутренние резервы компании, но внешние ресурсы. Компании привлекают внешних специалистов, которые представляют собственные идеи, помогают их реализовать контролируют процесс внедрения инноваций, дают указания, делают поправки и замечания. Открытые инновации имеют ряд преимуществ перед другими подходами, но также не лишены и некоторых недостатков (рисунок 2) [13].
Модель открытых инноваций предусматривает поиск новых технологий и трудовых ресурсов на рынке. Путем синтеза информации выделяются ключевые проблемы в деятельности организации и предпринимаются меры, не позволяющие снизить рост выручки организации или увеличение затрат. В тоже время модель открытых инноваций достаточно гибкая, что позволяет быстро адаптироваться и повышать показатели деятельности организации.
Гибкость инновационных процессов позволяет не только быстро адаптироваться к текущей ситуации, но и значительно улучшить показатели деятельности. Решение актуальных проблем деятельности организации позволяет не только эффективно функционировать организациям, но и повышать продуктивность и производительность предприятия.
Преимущества и недостатки
модели открытых инноваций /
Преимущества:
1 . Снижение затрат на проведение
исследований и разработок;
2 . Потенциал для повышения
эффективности;
3 . Взаимодействие с клиентами на
начальном этапе разработки;
4 . Повышение эффективности
маркетинговых исследований и ориентация на потребителя
5 . Эффект синергии между внутренними
и внешними инновациями
6 . Потенциал для вирусного маркетинга
Рис. 2. Преимущества и недостатки модели открытых инноваций
Сегодня главной задачей менеджеров компании является быстрая адаптация к новым технологиям производства, внедрение новых технологий не только в процесс производства, но и в процесс управления. Инновационные технологии, позволяющие эффективно управлять деятельностью организации, на сегодняшний день развиты достаточно широко. Так, в табл. 1 представлены основные технологии в области управления инновациями.
Недостатки:
1. Возможность раскрытия секретной информации организации
2. Потеря конкурентного преимущества организации в результате выявления интеллектуальной собственности;
3. Повышенная сложность управления инновациями и контроля проекта;
4. Изменение инновационной стратегии предприятия для максимизации отдачи от внешних инноваций
Таблица 1
Инновационные технологии процессов управления деятельностью предприятия
Инновационные технологии Описание
Блокчейн Технология, которая кодирует информацию при помощи связанных блоков. Предназначена для хранения большого объема информации.
Искусственный интеллект Позволяет улучшать подбор и найм персонала за счет использования электронной системы, в основе которой лежит перечень электронных требований к кандидату на определенную должность.
Виртуальная реальность Позволяет прогнозировать поведение работников в тех или иных ситуациях, при помощи цифровых симуляций.
Интернет вещей Предоставляет возможность руководству компании, а также HR-специалистам инструменты для оценки состояния работников и социокультурного климата в организации.
Программные роботы Позволяют автоматизировать кадровые процессы и сокращают временные и финансовые издержки.
Чат-боты Назначение чат-ботов - замена службы поддержки на более функциональный сервис, работающий круглосуточно.
Кроме перечисленных в табл. 1 инновационных технологий, есть также и другие цифровые инновационные технологии, которые позволяют бизнесу работать эффективнее:
1. Реализация товаров посредством сети Интернет. Продажа товаров может проводиться на различных онлайн-площадках, на сайте организации, в социальных сетях, а также на сайтах различных маркетплейсов. Эта технология позволяет значительно экономить издержки предприятия, усовершенствовать сервис и качество продукции.
2. Модернизация существующей финансовой системы предприятия. В качестве основных путей трансформации финансовой системы предприятия можно предложить следующие направления совершенствования:
- использование электронных расчетов и платежей с клиентами, поставщиками и контрагентами;
- увеличение доли электронных расчетов в структуре финансовых операций;
- использование криптовалют в международных финансовых операциях;
- сотрудничество с мировыми биржами криптовалют;
- развитие и использование услуг электронного страхования.
3. Цифровизация деятельности предприятия. Цифровизация отдельных бизнес-процессов позволяет автоматизировать деятельность предприятия, снизить себестоимость продукции, исключить влияние человеческого фактора на производство. Интернет создает большое количество коммуникационных информационных каналов, через которые компании могут общаться с потребителями, позиционировать свой товар должным образом. Искусственный интеллект повышает оперативность процессов, укоряет процесс принятия решения и передачи информации.
4. Развитие цифровых технологий позволяет совершенствовать маркетинговую деятельность предприятия. Современный инновационный маркетинг располагает следующими инструментами:
- SEO повышает трафик и увеличивает конверсию рекламных предложений;
- SMM позволяет продвигать товар, приводит живую аудиторию при минимальных затратах;
- Контент-маркетинг помогает завоевать доверие потребителей; увеличивает узнаваемость бренда и торговой марки.
Таким образом, анализируя сущность инновационного менеджмента, его функций, задач и трендов, следует заключить, что внедрение инноваций в деятельность предприятия позволяет создавать прочную основу для дальнейшего развития бизнеса [14-18]. Речь не только о промышленных предприятиях, но и сельскохозяйственных.
2. Построение и функционирование системы управления развитием инновационной деятельности
компании
Выбор системы управления развитием инновационной деятельности предприятия зависит от сферы деятельности предприятия, особенностей функционирования и других факторов. Выбор системы зависит также и
от понимания руководством фирмы роли и назначения инноваций в деятельности предприятия и оказывает влияние на организационную структуру предприятия (рис. 3).
Рис. 3. Основные подходы к построению системы управления инновациями в организации
Так, выделяют два основных подхода к формированию системы управления развитием инновационной деятельности предприятия: сведение всех процессов на предприятии в один непрерывный инновационный процесс или выделение в организации отдельного объекта управления инновационным развитием, как структурной единицы. Также эффективность выбранной инновационной стратегии зависит от взаимосвязи данных организационных структур.
Процесс управления инновационной деятельностью характеризуется следующими последовательными этапами:
- процесс подготовки;
- процесс сбора информации;
- обработка собранной информации;
- передача полученной информации (аналитической ъ, научной, технической и т.д.);
- выработка и принятие управленческих решений;
- доведение информации до участников процесса;
- исполнение принятого управленческого решения;
- контроль исполнения решения;
- оценка полученных результатов.
Интересным также представляется вопрос выбора типа организационной структуры инновационной компании. Универсальных решений в данном случае не существует, но есть основные критерии, которые необходимо учитывать при выборе типа организационной структуры:
- готовность предприятия к переменам;
- перспективы развития долгосрочной технологической политики компании;
- возникновение благоприятной среды для развития идей и ресурсной базы для их реализации;
- уровень восприятия состояния внешней среды и скорость её реагирования;
- состояние внешних и внутренних коммуникаций в организации;
- наличие условий для разрешения внутриорганизационных конфликтов и противоречий.
Таким образом, исходя из целей и задач, стоящих перед компанией, отраслевых и специфических особенностей деятельности, выделяют три типа организационной структуры (рис. 4) [19].
Смешанный тип - создание отдельного инновационного подразделения, которое тесно взаимодейсвтует с другими подразделениями и координирует их работу
Выделение отдельных инновационных подразделений в структуре
При отсутствии специализированных инновационных подразделений, инновационный процесс происходит в рамках линейно-функциональных и матричных взаимодействий
Рис. 4. Типы организационной структуры для управления инновационной деятельностью
Все инновационные мероприятия, проводимые на предприятии, основаны на нововведениях в экономическом, производственном и сбытовом секторе и оказывают влияние в первую очередь на эти сферы деятельности предприятия.
Проанализировав различные типы организационных структур, представленных на рисунке 4, следует отметить, что создание новой организационной формы инновационного менеджмента представляет совокупность следующих процессов:
- создание новых подразделений компании, занимающихся инновациями; создание и формулировка компетенций этих подразделений;
- распределение должностных обязанностей, ответственности за деятельность подразделения, а также организация взаимосвязей между подразделениями.
Наиболее значимым элементом системы управления инновациями на предприятии является планирование. Планирование выступает как самостоятельная подсистема, которая включает всю совокупность правил, инструментов, процессов и информации, и других элементов. Планирование в инновационном менеджменте предполагает планирование и достижение значений расчетных показателей, которые определяются, исходя из целей и задач организации. В рамках интегрированной системы инновационного развития предприятия подсистема планирования выполняет 7 функций (рис. 5).
Целевая ориентация всех участников
3
%
а
н ь
о я
К <D
о
5 К *
О
я <D
и я
й <D
«
о а к а о 1- о я
£ я о
я к
я я
я а CQ
я о
я я
и и
я к
>,
е
Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития
Координация деятельности всех участников инновации
Подготовка управленческих решений
Создание объективной базы для эффективного контроля
Информационное обеспечение участников инновационного процесса
Мотивация участников
Рис. 5. Функция интегрированной системы инновационного менеджмента компании
Итак, основным элементом, формирующим специфику инновационного менеджмента предприятия, является вид его деятельности, а также другие особенности ведения финансово-хозяйственной деятельности. Для успешного развития инновационных технологий в компании руководству компании следует ставить на первое место возможности компании и реальные факты. [20-22]
Единой стратегии инновационного развития для всех организаций не существует и быть не может. В связи с чем, следует заключить, что для каждого субъекта инновационного развития следует выбирать свою, индивидуальную стратегию.
3. Разработка комплексной модели системы инновационного менеджмента предприятия
Одним из наиболее важных этапов проектирования системы управления инновационным развитием предприятия является выстраивание порядка реализации отдельных шагов для достижения поставленной цели. На рисунке 6 представлен процесс инновационной деятельности.
Рис. 6. Инновационная деятельность как процесс
На рис. 6 детально представлена схема превращения идеи в продукт при помощи процессного подхода. Поэтапная реализация данной схемы позволит эффективно организовать инновационную деятельность. Однако сегодня все же более применимым подходом организации инновационной деятельности является проектный подход.
Проектный подход предполагает создание проекта, в рамках которого создаются новые продукты, технологии, программное и методическое обеспечение и различные нововведения. Признаками инновационного проекта являются:
- создание в результате реализации проекта нового востребованного продукта или услуги;
- тиражируемость продукции или услуг;
- окупаемость проекта и экономическая целесообразность.
На рис. 7 представим предприятие как социально-экономическую систему и взаимосвязь основных функциональных блоков организации, реализующих инновационное управление.
Рис. 7. Взаимосвязь основных функциональных блоков предприятия, реализующих методологию управления
его инновационным развитием
Управление инновационным развитием предприятия включает также общие и специальные функции управления, которые реализуются подсистемами организации. На рисунке 8 представим общие и специальные функции управления.
Следует заметить, что одной из важных общих функций, представленных на рисунке 8, автором отмечено прогнозирование. Важность прогнозирования позволяет исследовать перспективные направления деятельности. Также следует отметить функцию регулирования, которая позволяет координировать весь процесс и устанавливать эффективные взаимосвязи между участниками процесса.
Рис. 8. Функции в системе интегрированного инновационного менеджмента
Функция контроля же включает не только контроль инновационного процесса на предприятии, но и аналитическую работу в определении готовности каждого этапа инновационного процесса.
Специальные функции связаны с общими и регламентируются различными стандартами по этапам готовности инновационного проекта, правовыми актами Президента и Правительства, ГОСТами, нормативно-правовыми актами в области стандартизации.
Инновационный менеджмент относится к сложных технологическим и экономическим системам предприятия. Инновационный менеджмент на предприятии имеет многофакторную модель, которая состоит из многоуровневых комплексов мероприятий, позволяющих системе функционировать эффективно.
Наиболее показательным способом графического изображения нашей модели является не двумерное изображение, а трехмерная модель блочного вида. Трехмерная модель позволяет проводить анализ не только по отдельным блокам, но и по взаимосвязи с другими блоками. На рис. 9 представлена модель такого типа, которая включает все виды функций, разные виды инноваций, реализуемых через нормативно-правовые документы.
Рис. 9. Блочная СИМ модель предприятия
На рис. 9 по оси Х представлены стадии управленческого цикла. По оси Y - виды инноваций, по оси Z-нормативно-правовые акты. Трехмерная модель позволяет соотносить и анализировать все эти элементы во взаимосвязи [22].
Результативностью данной трехмерной модели будет является синергетическая оценка взаимосвязи всех элементов на отдельных участках построения системы.
Итак, рассматривая процесс построения системы инновационного менеджмента организации, следует отметить, что это технически сложный процесс, который задействует практически все подразделения организации. Стандартной системы для всех предприятий быть не может, так как организация и построение системы инновационного менеджмента на предприятии зависит от множества различных факторов - от сферы деятельности предприятия, его особенностей, целей и задач инновационного развития, выпускаемой продукции или услуг и других немаловажных факторов.
1. Гурьянов П.А. Интеллектуальный капитал как основа инновационного развития экономического потенциала России // Роль интеллектуального капитала в экономической, социальной и правовой культуре общества XXI века: сборник научных трудов участников международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2016. С. 633-637.
2. Гурьянов П.А. Кредитование малого и среднего бизнеса в России // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2009. № 2. (29). С. 418-421.
3. Клейнер Г.Б. Системная перезагрузка российской экономики: ключевые направления и перспективы // Научные труды Вольного экономического общества России, 2020. Т. 223. № 3. С. 111-122.
4. Дмитриев Н.Д. Формирование инновационных кадров с целью построения экономики знаний // Моделирование и конструирование в образовательной среде. М., 2020. С. 123-126.
5. Инновационный менеджмент - его роль и функции на сегодня. Основные виды и методы. - [Электронный ресурс]. - URL: https://promdevelop.ru/rabota/innovatsionnyjmenedzhment/ (Дата обращения 24.02.2022)
6. Амирова, Э. Ф., Шакирзянова А.Р. Проблемы формирования и использования человеческого капитала в современных условиях // Пути и методы адаптации экономики региона и предприятий в условиях пандемии и связанных с ней кризисных явлений: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов и практиков, Калуга. 2020. С. 20-24.
7. Гурьянов П.А. Экономика знаний для подготовки кадрового потенциала для малого предпринимательства в России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-5. С. 875-878.
8. Новгородов П.А. Интеллектуальный капитал: понятие, сущность, структура // Вестник Удмуртского университета. Сер. Экономика и право. 2017. Т. 27. № 2. C. 38-49.
9. Трофимова Н.Н. Ключевые проблемы современного корпоративного управления предприятиями реального сектора экономики // Стратегии бизнеса. 2020. Т. 8. № 3. С. 70-74.
10. Трофимова Н.Н. Необходимость стимулирования инновационной активности предприятий для развития наукоемких производств // Актуальные проблемы экономики и управления. 2016. № 4 (12). С. 98-101.
11. Принципы инновационного менеджмента - [Электронный ресурс] -URL: https://spravochnick.ru/innovacionnyy_menedzhment/principy_innovacionnogo_menedzhmenta/ (дата обращения 25.02.2022)
12. Дмитриев Н.Д. Управление интеллектуальным капиталом предприятия: ориентация на получение сверхприбыли // Наука, технологии, общество - НТ0-2021. Сборник научных статей по материалам Всероссийской научной конференции. Красноярск. 2021 С. 139-146.
13. Открытые инновации - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hse.ru/news/27368841.html (Дата обращения 24.02.2022)
14. Неведров В. Д. Инновационный менеджмент как фактор развития бизнеса /Экономика и бизнес: теория и практика vol. 6-2 (76), 2021 С. 116-122.
15. Амирова Э.Ф., Золкин А.Л., Чистяков М.С. Особенности монополистической конкуренции в российской экономике в эпоху цифрового развития технологий производства // Управление, экономика и право: проблемы, исследования, результаты. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза. 2021. С. 38-45.
16. Гурьянов П.А., Евсюков В.Г. Проблемы инновационного развития добывающих предприятий Российской Федерации // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 19 С. 25-33.
17. Казаченко С.И. Инвестиции в основной капитал как фактор формирования добавленной стоимости на примере кемеровской области // Проблемы горного дела. Донецк. 2020. С. 126-130.
Литература
18. Казаченко С.И. Этапы формирования кооперационных взаимосвязей и их особенности // Проблемы геологии и освоения недр. Труды XXIV Международного симпозиума имени академика М.А. Усова студентов и молодых учёных, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Томск. 2020. С. 600-601.
19. Адаменко А.А., Солодкин В. С. Петров Д. В. К вопросу о построении и функционировании системы управления развитием инновационной деятельности компании /Естественно-гуманитарные исследования, № 36 (4), 2021 - С. 8-12.
20. Ильченко С. В., Дмитриев Н. Д., Роков А. И. Интеллектуальный капитал как один из факторов развития социально-корпоративных технологий // Вестник университета. 2020. № 6. С. 159-166.
21. Рахмеева И.И., Лысенко А.Н. Неформальные институты развития инновационной экономики и неоиндустриального общества в регионе // Акселерация инноваций - институты и технологии. Сборник статей научного делового форума. Уфа. 2020. С. 69-72.
22. Рожкова Н.К., Рожкова Д.Ю., Блинова У.Ю. // Государственное регулирование экономики: политико-экономические аспекты. Сборник научных трудов по материалам 6-й Международной научно-практической конференции. М. 2021. С. 12-16.
23. Хадиева А.Г.Разработка комплексной модели системы инновационного менеджмента предприятия // Вестник экономики, права и социологии, 2020, № 3, - С. 47-51
References
1. Gurianov P.A. Intellectual capital as the basis for the innovative development of the economic potential of Russia // The role of intellectual capital in the economic, social and legal culture of the society of the XXI century: a collection of scientific papers of participants in the international scientific and practical conference. St. Petersburg, 2016, pp. 633-637.
2. Gurianov P.A. Lending to small and medium-sized businesses in Russia // Bulletin of INGECON. Series: Economy. 2009. No. 2. (29). pp. 418-421.
3. Kleiner G.B. Systemic reboot of the Russian economy: key directions and prospects // Scientific works of the Free Economic Society of Russia, 2020. V. 223. No. 3. P. 111-122.
4. Dmitriev N.D. Formation of innovative personnel with the aim of building a knowledge economy // Modeling and designing in the educational environment. M., 2020. S. 123-126.
5. Innovation management - its role and functions today. Main types and methods. - [Electronic resource]. - URL: https: //promdevelop.ru/rabota/innovatsionnyj management/ (Accessed 24.02.2022)
6. Amirova, E.F., Shakirzyanova A.R. Problems of the formation and use of human capital in modern conditions // Ways and methods of adapting the economy of the region and enterprises in the context of a pandemic and related crisis phenomena: Collection of scientific articles based on the materials of the international scientific and practical conference of teachers, graduate students, students and practitioners, Kaluga. 2020. S. 20-24.
7. Gurianov P.A. Economics of knowledge for the training of human resources for small business in Russia // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2015. No. 12-5. pp. 875-878.
8. Novgorodov P.A. Intellectual capital: concept, essence, structure // Bulletin of the Udmurt University. Ser. Economy and law. 2017. V. 27. No. 2. C. 38-49.
9. Trofimova N.N. Key problems of modern corporate management of enterprises in the real sector of the economy // Business Strategies. 2020. V. 8. No. 3. S. 70-74.
10. Trofimova N.N. The need to stimulate the innovative activity of enterprises for the development of high-tech industries // Actual problems of economics and management. 2016. No. 4 (12). pp. 98-101.
11. Principles of innovation management - [Electronic resource] - URL: https://spravochnick.ru/innovacionnyy_management/principy_innovacionnogo_managementa/ (accessed 25.02.2022)
12. Dmitriev N.D. Management of the intellectual capital of an enterprise: focus on obtaining superprofits // Science, technology, society - NT0-2021. Collection of scientific articles based on materials of the All-Russian scientific conference. Krasnoyarsk. 2021 pp. 139-146.
13. Open innovations - [Electronic resource]. - URL: http://www.hse.ru/news/27368841.html (Accessed 02/24/2022)
14. Nevedrov VD Innovation management as a factor in business development // Economics and business: theory and practice vol. 6-2 (76), 2021 pp. 116-122.
15. Amirova E.F., Zolkin A.L., Chistyakov M.S. Features of monopolistic competition in the Russian economy in the era of digital development of production technologies // Management, economics and law: problems, research, results. Collection of articles of the International scientific-practical conference. Penza. 2021. S. 38-45.
16. Gurianov P.A., Evsyukov V.G. Problems of Innovative Development of Extractive Enterprises in the Russian Federation // Economic Analysis: Theory and Practice. 2014. No. 19, pp. 25-33.
17. Kazachenko S.I. Investments in fixed capital as a factor in the formation of added value on the example of the Kemerovo region // Problems of mining. Donetsk. 2020. S. 126-130.
18. Kazachenko S.I. Stages of formation of cooperative relationships and their features // Problems of Geology and Mineral Development. Proceedings of the XXIV International Symposium named after Academician M.A. Usov of students and young scientists, dedicated to the 75th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War. Tomsk. 2020. S. 600-601.
19. Adamenko A.A., Solodkin V.S. Petrov D.V. On the issue of building and functioning of the management system for the development of innovative activities of the company // Natural and humanitarian research, No. 36 (4), 2021 - P.
20. Ilchenko S. V., Dmitriev N. D., Rokov A. I. Intellectual capital as one of the factors in the development of social and corporate technologies // University Bulletin. 2020. No. 6. S. 159-166.
21. Rakhmeeva I.I., Lysenko A.N. Informal institutions for the development of an innovative economy and neo-industrial society in the region // Acceleration of innovations - institutions and technologies. Collection of articles of the scientific business forum. Ufa. 2020. S. 69-72.
22. Rozhkova N.K., Rozhkova D.Yu., Blinova U.Yu. // State regulation of the economy: political and economic aspects. Collection of scientific papers based on the materials of the 6th International Scientific and Practical Conference. M.
23. Khadieva A. T. Development of an integrated model of the system of innovative management of an enterprise //
Bulletin of Economics, Law and Sociology, 2020, No. 3, - P. 47-51
8-12.
2021. S. 12-16.
Статья поступила в редакцию 13.10.2022 Принята к публикации 22.11.2022
Received 13.10.2022 Accepted for publication 22.11.2022