Научная статья на тему 'Роль и значение инноваций в функционировании предприятий'

Роль и значение инноваций в функционировании предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2819
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ / СВОЙСТВА ИННОВАЦИЙ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЦЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА / ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА / ИННОВАЦИОННАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ВОСПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД / МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ДЕЛОВОЙ ПОДХОД / INNOVATION / INNOVATION CLASSIFICATION / PROPERTIES / INNOVATIVE CAPACITY / INNOVATIVE CAPACITY GOALS / OBJECTIVES OF INNOVATION CAPACITY / INNOVATIVE SUSCEPTIBILITY / SYSTEM APPROACH / REPRODUCTIVE AND DEVELOPMENTAL APPROACH / THE MARKETING APPROACH / COMPREHENSIVE APPROACH / PROCESS APPROACH / INTEGRATION APPROACH / BUSINESS APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузин Александр Анатольевич

В статье выявлена роль инновационной деятельности предприятии при построении современной экономической среды. Рассмотрены основные классификационные признаки и свойства инноваций, цели и задачи инновационного потенциала предприятий, виды инновационной восприимчивости предприятий. Отмечена необходимость управления инновационными процессами на предприятии, в связи с чем, рассмотрены и проанализированы основные научные подходы к управлению, среди которых системный, комплексный, деловой и другие подходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND SIGNIFICANCE OF INNOVATION IN THE OPERATION OF BUSINESS

The role of innovation activities of enterprises in the construction of a modern economic environment is identified in the article. The author has considered the main classification features and properties of the innovation, goals and objectives of the innovative capacity of enterprises and types of innovative susceptibility of enterprises. The necessity of management of innovation processes in an enterprise is marked out. For this reason, the main scientific approaches of management such as system, comprehensive, business and the others are considered and analyzed.

Текст научной работы на тему «Роль и значение инноваций в функционировании предприятий»

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИИ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

УДК 330

Александр Анатольевич Кузин,

соискатель кафедры инновационной экономики ГОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан» Эл. почта: a.kouzine@gmail.com

В статье выявлена роль инновационной деятельности предприятии при построении современной экономической среды. Рассмотрены основные классификационные признаки и свойства инноваций, цели и задачи инновационного потенциала предприятий, виды инновационной восприимчивости предприятий. Отмечена необходимость управления инновационными процессами на предприятии, в связи с чем, рассмотрены и проанализированы основные научные подходы к управлению, среди которых системный, комплексный, деловой и другие подходы.

Ключевые слова: инновация, классификация инноваций, свойства инноваций, инновационный потенциал, цели инновационного потенциала, задачи инновационного потенциала, инновационная восприимчивость, системный подход, воспроизводственно-эволюционный подход, маркетинговый подход, комплексный подход, процессный подход, интеграционный подход, деловой подход.

Alexander A. Kuzin,

Doctoral candidate, the Department of Innovation Economy,

Bashkir Academy of Public Service and Management under the President of the Republic of Bashkortostan», E-mail: a.kouzine@gmail.com

THE ROLE AND SIGNIFICANCE OF INNOVATION IN THE OPERATION OF BUSINESS

The role of innovation activities of enterprises in the construction of a modern economic environment is identified in the article. The author has considered the main classification features and properties of the innovation, goals and objectives of the innovative capacity of enterprises and types of innovative susceptibility of enterprises. The necessity of management of innovation processes in an enterprise is marked out. For this reason, the main scientific approaches of management such as system, comprehensive, business and the others are considered and analyzed.

Keywords: innovation, innovation classification, properties, innovative capacity, innovative capacity goals, objectives of innovation capacity, innovative susceptibility, system approach, reproductive and developmental approach, the marketing approach, comprehensive approach, process approach, integration approach, business approach.

1. Введение

Повышение эффективности производственного процесса на российских предприятиях достигается преимущественно за счет развития инновационных процессов, которые получают реализацию в виде новых технологий, новых видов конкурентоспособной продукции. Развитие технических и организационных решений, совершенствование основных принципов управления создают условия для обновления процессов воспроизводства на предприятиях и дают дополнительный импульс для их последующего экономического роста.

Инновации включают в свой состав не только технические или технологические разработки, но и любые положительные модификации во всех сферах научно-производственной деятельности. Систематическое обновление техники и технологий делает инновационный процесс основным условием производства конкурентоспособной продукции, завоевания и сохранения позиций предприятий на рынке и повышения производительности, а также эффективности предприятия.

2. Сущность и основные особенности инновационной деятельности

Использование инноваций позволяет предприятию эффективно функционировать в рыночных условиях, повышая финансовые результаты их деятельности.

В соответствии с концептуальными основами теории предпринимательства Й. Шумпетера, инновация - это изменение производственной функции, включающая производство новой продукции, технологический прогресс, совершенствование методов производства. Инновации представляют собой внедренные в производство или в сферу услуг новшества в форме объектов, технологий, продуктов, являющихся результатом научных исследований, изобретений и открытий и качественно отличающихся от своих аналогов (или не имеющих аналогов) [2].

Существуют различные классификации инноваций [5], которые систематизированы в определенные группы, что является важным при выборе стратегии инновационного развития предприятия. Соответственно, инновации разделены по следующим классификационным признакам: глубина вносимых изменений, место инноваций в системе предприятия и эффективность внедрения (табл. 1).

Таблица 1. Инновации в производственной системе предприятия

Признак Виды инноваций Характеристика

Глубина Радикальные Инновации, приводящие к

вносимых изменениям всей производственной

изменении системы предприятия

Улучшающие Инновации, приводящие к

изменениям в определенных

подсистемах и элементах

производственной системы

предприятия

Место Внутренние Технологические Инновации, связанные с изменениями

инновации в в технологических объектах и

системе процессах

предприятия Организационно-управленческие Инновации, связанные с изменением организационных и управленческих аспектов функционирования производственной системы предприятия

Внешние Маркетинговые Инновации, связанные с изменением процессов продвижения и сбыта выпускаемой продукции

Эффектив- Экологическая Инновации, направленные на

ность снижение степени негативного

внедрения воздействия предприятия на внешнюю среду

Экономическая Инновации, способствующие росту

экономических показателей

предприятия

Социальная Инновации, направленные на

обеспечение конкурентных

преимуществ предприятия за счет

развития организационных

компетенций

Экономика, Статистика и Информатика^^ 39 №2, 2012

IT"

Улучшение качества производственной системы в результате внедрения инноваций происходит в том случае, если они полностью включены в производственный процесс. Для этого необходимо оптимальное сочетание следующих свойств инноваций [3]:

- объект инноваций;

- размах (или уровень) инноваций;

- сочетание свойств целостности и обособленности инноваций и процесса их внедрения;

- степень радикальности инноваций;

- степень видоизменения инноваций;

- форма восприятия инноваций.

Возможность эффективного внедрения инноваций определяется показателями инновационного потенциала предприятия. Инновационный потенциал -это мера готовности предприятия выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели посредством реализации инновационного проекта или программы инновационных преобразова-ний и внедрения инновации [1].

Наличие инновационного потенциала является условием, при котором возможно эффективное развитие хозяйственного субъекта. Инновационный потенциал предприятия рассматривается в динамике процессов экономики, в зависимости от состояния различных рыночных структур.

Целями инновационного потенциала предприятия являются [6]:

- разработка рекомендаций по формированию стратегии инновационного развития предприятия;

- определение слабых сторон в организации инновационных процессов на предприятиях и выработка рекомендаций по их устранению;

- подготовка информации для принятия решения о поддержке инвестиционными структурами или органами власти крупных инвестиционных проектов и программ машиностроительного предприятия.

К задачам инновационного потенциала предприятия относятся:

- определение уровня инновационной восприимчивости предприятия;

- определение уровня инновационной активности предприятия;

- оценка конкурентоспособности предприятия.

Уровень инновационной восприимчивости предприятия [6] определяется по следующим направлениям (рис. 1):

- общесистемная восприимчивость.

К общесистемным факторам, влияющим на восприятие инноваций, относятся: диверсификация производства, стандартизация и коммуникационные свойства. Указанные параметры производственной системы предприятия способствуют инновации, если она получила признание;

- восприимчивость технологической системы. Основными факторами здесь являются параметры целостности и обособленности технологической системы, наукоемкость продукции, изменчивость технологии в жизненном цикле спроса и научно-технический уровень системы. В данном случае признание инновации проявляется в том, что технологическая система открыта для инноваций, осуществляемых на тех или иных участках. Приводя к повышению эффективности технологической системы, инновации не требуют существенной модификации других участков системы;

- восприимчивость организации к инновациям. В этом случае указанное системное свойство определяется рядом структурно-организационных (масштаб, структура, состояние системы развития), социальных (форма собственности, уровень социального развития, социальная защищенность) и экономических параметров организации (конкурентоспособность, тип реакции на изменения внешней среды, структура капитала), а также параметрами ее системы управления (тип системы, комплексность механизма управления, техническая политика и культура организации, предпринимательские стратегии). Признание инновации организацией носит характер прогрессивного восприятия: организация всеми способами содействует процессу внедрения;

- восприимчивость персонала. Данный параметр производственной системы предприятия характеризуется такими факторами, как мотивация труда, мотивация инженерного творчества, хозяйственная мотивация, квалификация. Признание инновации персоналом

означает его поддержку.

Характер восприятия одних и тех же инноваций отдельными частями производственной системы может быть различным, поэтому одной из важнейших задач управления развитием инновационного потенциала предприятия является создание условий, обеспечивающих признание инновации как можно большим числом составляющих (параметров) производственной системы.

Следовательно, потенциал предприятия является важным критерием его эффективного функционирования. Через развитие потенциала идет развитие организации и ее подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы. Развитие предприятия в данном случае рассматривается как реакция на изменения нестабильной внешней среды и потому носит стратегический характер.

Поиск и внедрение инноваций в производственный процесс является актуальной задачей современных предприятий. Инновационная деятельность является сложной и многогранной в условиях нестабильной внешней среды, поэтому необходим скоординированный и своевременный контроль со стороны руководящего состава предприятий. Существуют различные подходы к построению системы управления инновационными процессами, анализ которых позволяет сформировать адекватную современным условиям хозяйствования структуру управления предприятием.

3. Научные подходы к управлению инновационными процессами на предприятиях

Необходимость обеспечения качественного управления инновационными процессами в рамках предприятий обусловлена задачей повышения их конкурентоспособности в инновационной среде. Существуют различные научные подходы к управлению, среди которых можно выделить системный, воспроизводственно-эволюционный, маркетинговый, комплексный, про-

Рис. 1. Основные направления инновационной восприимчивости предприятия

№2, 2012

40

цессный, интеграционный, деловой и другие подходы.

Системный подход представляет собой методологию исследования объектов как систем. Предприятие в рамках данного подхода рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой.

Воспроизводственно-эволюционный подход ориентирован на постоянное возобновление производства объекта для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Основными составляющими элементами [8] данного подхода являются следующие:

1) применение опережающей базы сравнения при планировании частных показателей качества и ресурсоемкос-ти обновляемого объекта, базы, отвечающей достижениям научно-технического прогресса в данной области на момент приобретения объекта потребителем, базы, удовлетворяющей требованиям потребителей не к моменту планирования или разработки объекта, а к моменту приобретения объекта потребителем;

2) трактовка закона экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта;

3) рассмотрение во взаимосвязи воспроизводственного цикла выпускаемой, проектируемой и перспективной моделей объекта в координатах времени и программы выпуска;

4) обеспечение по возможности пропорционального по качеству и количеству развития элементов внешней среды системы инновационного менеджмента (макросреды, инфраструктуры региона, микросреды фирмы).

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы системы менеджмента при решении любых задач на потребителя. Например, выбор стратегии фирмы должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозирования

будущих стратегических потребностей в данном виде товара или услуг, стратегической сегментации рынка, прогнозировании жизненных циклов будущих товаров, анализе конкурентоспособности своих товаров и товаров конкурентов, прогнозировании их конкурентных преимуществ, прогнозировании механизма действия закона конкуренции. Выполнение перечисленных функций стратегического маркетинга является наисложнейшей проблемой стратегического менеджмента.

Маркетинговый подход следует применять при решении любой задачи в любом подразделении фирмы. При применении маркетингового подхода приоритетами выбора критериев менеджмента [4] являются следующие:

1) повышение качества объекта (выхода системы) в соответствии с нуждами потребителей;

2) экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества объекта, качества сервиса и других факторов;

3) экономия ресурсов в производстве объекта за счет реализации фактора масштаба, научнотехнического прогресса, совершенствования системы менеджмента.

В условиях централизованно-плановой системы хозяйствования приоритетами альтернативного производственного подхода были следующие: 1) снижение себестоимости продукции (иногда выгоднее было повышать себестоимость); 2) повышение качества продукции; затраты у потребителя продукции не регламентировались и не управлялись.

При применении комплексного подхода учитываются технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические и другие аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет полностью решена.

Процессный подход рассматривает функции менеджмента как взаимосвязанные. Процесс управления является цепью непрерывных взаимосвязанных действий по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации, регулированию. Рассмотрим краткое содержание функций менеджмента. Процесс начинается со стратегического маркетинга.

Стратегический маркетинг — комплекс работ по формированию нормативов конкурентоспобности товаров и

фирмы на основе страте гической сегментации рынка, прогнозирования стратегий повышения качества товаров, ресурсосбережения и комплексного развития производства, нацеленных на сохранение или достижение конкурентных преимуществ фирмы и стабильное получение достаточной прибыли.

Нормативы конкурентоспособности товаров материализуются в сфере производства, а реализуются в прибыли на стадии тактического маркетинга как комплекса работ по тактической сегментации рынка, рекламе и стимулированию сбыта товара. Функции тактического маркетинга выполняются на стадии производства [9].

Планирование — функция менеджмента, комплекс работ по: анализу ситуаций и факторов внешней среды; прогнозированию, оптимизации и оценке альтернативных вариантов достижения целей; выбору наилучшего варианта плана. Планы могут быть проблемными, локальными или комплексными, стратегическими, тактическими и оперативными. Стратегические планы как конкретные, обязательные к выполнению документы разрабатываются на основе стратегий соответствующего направления.

Организация процессов - функция менеджмента, комплекс управленческих и производственных процессов по реализации планов. Процессы могут быть основными, вспомогательными и обслуживающими. Основными принципами рациональной организации процессов являются: пропорциональность, непрерывность, параллельность, прямоточность, ритмичность, специализация, универсализация и др.

Учет — функция менеджмента по фиксации времени, расхода ресурсов, каких-либо параметров системы менеджмента на различных видах носителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контроль — функция менеджмента по обеспечению выполнения программ, планов, письменных или устных задании, документов, реализующих управленческие решения.

Мотивация — функция менеджмента, процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей фирмы и (или) личных целей.

Регулирование — функция менеджмента по изучению изменений факторов внешней среды, оказывающих влияние на качество управленческого решения и эффективность инновационного менеджмента, принятию мер по доведению (совершенствованию) пара-

метров входа системы или процессов в ней до новых требований выхода (требований потребителей).

Координация — центральная функция менеджмента по установлению связей, организации взаимодействия и согласованности работы компонентов системы, оперативной диспетчеризации выполнения планов и заданий. Это одна из наиболее сложных функций, выполняемых, как правило, менеджерами. Координация может осуществляться по выполнению любых функций, любых работ, между любыми компонентами системы или внешней среды.

Рассматриваемый подход базируется на следующих основных положениях [7], среди которых: определении процессного и системного подходов применительно к организации; определении процесса (бизнес-процесса) организации; понимании шагов, необходимых для внедрения процессного подхода в организации; определении сети (системы) взаимосвязанных процессов организации.

Интеграционный подход [9] к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей: а) между отдельными подсистемами и компонентами системы инновационного менеджмента; б) между стадиями жизненного цикла объекта управления (стратегический маркетинг, НИОКР, организационно-технологическая подготовка производства, производство и т. д.); в) между уровнями управления по вертикали (страна, регион, город, фирма, ее подразделения); г) между субъектами управления по горизонтали.

Термин интеграция означает углубление сотрудничества субъектов управления, их объединение, углубление взаимодействия и взаимосвязей между компонентами системы управления. В данном случае интеграция между отдельными подсистемами и компонентами системы менеджмента обеспечивается углублением и конкретизацией взаимосвязей между ними, количественным выражением этих взаимосвязей. Например, управляющая подсистема задает службам и подразделениям фирмы конкретные показатели их функционирования по качеству, количеству, затратам ресурсов, срокам и др., на основе выполнения которых достигаются поставленные цели.

Интеграция по стадиям жизненного цикла объекта управления обеспечивается формированием единой согласованной информационной систе-

мы управления, включающей показатели качества, количества, затрат и т. д. по стадиям стратегического маркетинга, НИОКР, организационно-технологической подготовки производства, собственно производства, внедрения у потребителя, эксплуатации, утилизации. Согласованность перечисленных показателей по стадиям жизненного цикла объектов дает возможность обеспечить оперативность управления и рациональность структуры ресурсоемкое.

Интеграция по вертикали достигается на основе объединения юридически самостоятельных мелких фирм для обеспечения новых конкурентных преимуществ за счет создания мощных научно-исследовательских баз, новых информационных технологий, сложного оборудования и т. д. Кроме того, на базе унифицированных информационных технологий и автоматизированных систем управления следует развивать связи по вертикали между федеральными, муниципальными органами управления и фирмами в области рыночной, производственной, социальной инфраструктуры, научно-технического прогресса и т. п. Подобная интеграция позволяет ускорить ввод в действие и контроль выполнения новых нормативно-правовых актов, внедрение последних достижений НТП и т. д.

Интеграция дает фирме дополнительные возможности повысить качество выпускаемой продукции, улучшить взаимодействие элементов управления в результате расширения сотрудничества по горизонтали независимых организаций, учреждений, фирм, выполняющих различные услуги, по принципу взаимопомощи.

Применение интеграционного подхода к менеджменту открывает огромные возможности в нахождении новых конкурентных преимуществ фирмы, в совершенствовании систем менеджмента.

Деловой подход является наиболее комплексным (после системного) и сложным, так как у каждого индивидуальное воспитание и образование.

К объективным факторам [9], определяющим полноту и глубину применения делового подхода, относятся: конкурентоспособность внешней среды; силу конкуренции на данном рынке; качество систем управления; качество коммуникаций; качество правового и методического обеспечения процесса разработки и реализации управленческого решения; систему учета, контроля

и мотивации качественного решения; систему ценностей, организационную культуру и миссию организации и др.

К субъективным факторам, определяющим полноту и глубину применения делового подхода [8], относятся следующие: уровень культуры и национальные традиции; системность и логичность мышления человека; деловые качества работника; уровень автоматизации, информационного обеспечения и организации управления; систему мотивации и ответственности; темперамент человека; характер, способности, целенаправленность, эмоциональность человека и другие параметры психологического портрета личности.

Исходя из перечисленных факторов можно сделать вывод, что деловой подход - это широкое понятие, определяющее качество, эффективность и перспективность деятельности человека, его культуру, профессионализм, обязательность и другие положительные качества.

Таким образом, существуют различные подходы к управлению инновационной деятельностью предприятия, которые дополняют друг друга. Наиболее перспективными подходами являются системный и деловой подходы, которые позволяют более детально рассмотреть процесс управления инновационным развитием предприятия в условиях нестабильной внешней среды.

4. Заключение

На современном этапе экономического развития значительно увеличилась роль инноваций, что предопределяет активизацию инновационной деятельности предприятий, обеспечивающей укрепление их конкурентоспособности на основе повышения эффективности производства и улучшения качества продукции и услуг. Данная тенденция обуславливает совершенствование системы управления производственным процессом предприятий, учитывающей интенсивность осуществляемых инновационных процессов, временной промежуток создания инноваций, а также функциональный состав участников инновационной деятельности.

Выбор руководящим составом предприятия того или иного подхода к формированию сбалансированной системы управления инновационным процессом основывается на задаче обеспечения роста инновационной активности в целях повышения конкурентоспособности предприятия. Поэтому необходимо формирование системы управ-

№2, 2012

42

ления инновационным развитием на основе организационных преобразований, обеспечивающих активизацию инновационной деятельности, которая является главным условием повышения эффективности производства и укрепления конкурентоспособности предприятий Российской Федерации.

Литература

1. Баранчеев В.П. Инновационный менеджмент. - М.: «Финстатинформ», 2000.

2. Бережной И.В. Инновационный сектор экономического развития региона // Вторая международная научная конференция «Инновационное развитие экономики России: ресурсное обеспечение». - М., 2009.

3. Дорошенко Ю.А. Управление формированием и развитием инновационного потенциала предприятия // Вторая международная научная конференция «Инновационное развитие экономики России: ресурсное обеспечение». - М., 2009

4. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/Под ред. Л. Н. Ого-левой. - М.: ИНФРА-М, 2001.

5. Инновационный менеджмент: концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Ань-шина, А.А. Дагаева. - 3-е изд., перераб., доп. — М.: Дело, 2007.

6. Колосова Т.В. Системный подход к развитию инфраструктурных элементов инновационной деятельности предприятия // Транспортное дело России. - № 1. - 2009.

7. Медынский, В. Г. Теория управления: Учебник / В. Г. Медынский. -М.: Инфра-М, 2008.

8. Морозов, Ю. П. Теория управления: Учебное пособие для вузов / Ю. П. Морозов. - М.: Юнити-Дана, 2007.

9. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник, 4-е изд. — СПб.: Питер, 2003.

References

1. Barancheev V.P. Innovation Management. - M.: "Finstatinform", 2000.

2. Berezhnaya I.V. Innovative sector of the regional economic development / / The second international conference on "Innovative development of Russian economy: resource provision." - M., 2009.

3. Doroshenko, Y. Management of the formation and development of innovative capacity of the enterprise / / The second international conference on "Innovative development of Russian economy: resource provision." - M., 2009

4. Innovation Management: Textbook / Ed. L.N. Ogolevoy. - Moscow: INFRA-M 2001.

5. Innovation management: concepts, strategies and mechanisms for multi-level innovation development: Textbook. manual / ed. VM. Anshina, A.A. Dagae-va. - 3rd ed. Rev., Ext. - Moscow: Delo,

2007.

6. Kolosova T.V. A systematic approach to the development of infrastructure elements of the innovation activities of the enterprise / / transport business in Russia. - № 1. - 2009.

7. Medyn, VG. Control Theory: A Textbook / V.G. Medyn. - Moscow: Infra-M,

2008.

8. Morozov, P. Control Theory: A manual for schools / P. Morozov. - Moscow: Unity-Dana, 2007.

9. Fatkhutdinov R.A. Innovation Management. Textbook, 4th ed. - St. Petersburg. Peter, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.