Научная статья на тему 'Управленческие инновации по совершенствованию системы менеджмента качества предприятий электроэнергетики'

Управленческие инновации по совершенствованию системы менеджмента качества предприятий электроэнергетики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черников Алексей Леонидович

Определено место инноваций по совершенствованию систем менеджмента качества в потоке инноваций (модели ТАМО). Показано, что с учетом интеграционной роли инноваций в области управления качеством, повышение эффективности инновационной деятельности электроэнергетических предприятий может быть связано с внедрением интегрированных систем менеджмента качества, обеспечивающих взаимодействие всех участников цепи производства и доставки электроэнергии конечному потребителю: генерирующих, сетевых и ремонтных предприятий электроэнергетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управленческие инновации по совершенствованию системы менеджмента качества предприятий электроэнергетики»

ИННОВАЦИИ № 7 (105), 2007

Управленческие инновации по совершенствованию системы менеджмента качества предприятий электроэнергетики

А. Л. Черников,

ст. экономист, ЗАО «Компания Нодес» (г. Белгород)

Определено место инноваций по совершенствованию систем менеджмента качества в потоке инноваций (модели ТАМО). Показано, что с учетом интеграционной роли инноваций в области управления качеством, повышение эффективности инновационной деятельности электроэнергетических предприятий может быть связано с внедрением интегрированных систем менеджмента качества, обеспечивающих взаимодействие всех участников цепи производства и доставки электроэнергии конечному потребителю: генерирующих, сетевых и ремонтных предприятий электроэнергетики.

Йальнейшее развитие российской экономики, обеспечение необходимых темпов экономического роста невозможно без повышения эф-ности функционирования электроэнергетической отрасли. Если среднегодовой темп роста потребления электроэнергии за 2000-2005 гг. составил примерно 1,7%, то в 2006 г. среднегодовой темп прироста превысил уже 4,2% и прогнозируется его дальнейшее увеличение. Правительство РФ на заседании 30 ноября 2006 г. официально утвердило прогноз, согласно которому среднегодовой темп прироста электропотребления до 2011 г. составит 5%. В данных условиях перед электроэнергетической отраслью стоит задача увеличения предложения электроэнергии. Однако ее решение осложняется рядом проблем, одни из которых накапливались в российской электроэнергетике в течение последних полутора десятков лет, а другие обусловлены спецификой современных экономических процессов.

Одной из основных проблем является быстрое старение основных фондов, коэффициент износа которых составляет более 50% и продолжает увеличиваться. Кроме того, имеет место неравномерный рост энергопотребления в различных регионах России, что при практически неизменной структуре генерирующих мощностей в ряде случаев усугубляет дефицит электроэнергии во время пиков энергопотребления. Аналогичная ситуация наблюдается в электрических сетях. Более 9 тыс. км ЛЭП напряжением 110-220 кВ и подстанций мощностью 8,5 млн кВ • А уже полностью амортизированы. К 2010 г. требуется реконструкция 20 тыс. км ЛЭП напряжением 110 кВ и выше [1].

Имеет место также моральный износ оборудования. Например, средний технический уровень установленного оборудования в ОАО «Белгородэнерго» по многим позициям соответствует оборудованию,

The place of innovations in perfectioning ofsystems of quality management is determined in the flow of different innovations. It is shown that on behalf of the integrative role of innovations in the domain of quality management — the increase of efficiency of innovative activities on enterprises producing electric power can be connected due to the introduction of integral quality management systems, providing interaction of all the participants of the chain-production and delivery of electric power to the final consumer: generating, electricity transferring and repairing enterprises in the sphere of electricity production.

которое эксплуатировалось в развитых странах около 10-15 лет назад.

Подтверждением неспособности электроэнергетики обеспечить в полной мере потребности развивающейся экономики России является значительный объем неудовлетворенных заявок на техническое присоединение к электрическим сетям, который оценивается в 10 ГВт. Доля удовлетворенных заявок на техническое присоединение к сетям постоянно снижается: 32% — в 2004 г., 21% — в 2005 г., около 16% — в 2006 г. В значительной части случаев трудности подключения к электрическим сетям сдерживает развитие малых и средних предприятий промышленности, что негативно сказывается на экономике целых регионов.

Одним из основных подходов к повышению экономической эффективности электроэнергетических предприятий является активизация инновационной деятельности. При этом предполагается развитие всех составляющих «потока инноваций», соответствующего модели ТАМО, предложенной в работах Ф. Янсена: технологических, продуктовых, маркетинговых и организационно-управленческих инноваций [2]. В тоже время, мировая практика показывает, что в современных условиях задача формирования долгосрочных конкурентных преимуществ на основе использования сильных сторон и повышения адаптационной способности компании решается посредством использования инструментария стратегического менеджмента качества и инновационных решений по созданию комплексных систем менеджмента качества (СМК) [3].

Говоря об инновациях по совершенствованию СМК, следуют отметить, что они в полной мере могут быть отнесены к каждой из перечисленных выше групп инноваций (по Ф. Янсену). На рис. 1 показано

место инноваций по совершенствованию СМК в общем потоке инноваций (модель ТАМО).

Действительно, инновации по совершенствованию СМК непосредственно касаются реализации новых производственных технологий и проведения исследований, качества новых образцов продукции, маркетинговых, логистических и организационноуправленческих технологий.

Следует отметить, что функционирование электроэнергетической отрасли имеет специфические особенности, которые необходимо учитывать при организации инновационной деятельности по разработке систем менеджмента качества. Во-первых, специфической является роль электроэнергетики в экономике, что определяет и особенности ее регулирования. С одной стороны, электроэнергетика является стратегической отраслью промышленности, поэтому определенные отношения в данной сфере регулируются федеральными законами. С другой стороны, в настоящее время базовым принципом функционирования электроэнергетики является переход к рыночным отношениям.

Во-вторых, специфическими являются сами бизнес-процессы в электроэнергетической отрасли. Специфика бизнес-процессов в электроэнергетике связана с характерными особенностями энергетического производства, к которым относят:

> технологическое единство и совпадение во времени процессов генерации, передачи, распределения и потребления энергии;

> одновременность протекания процессов производства, передачи и потребления энергии и невозможность складирования электрической энергии вызывает жесткую зависимость режима и объема производства энергии от режима и объема ее потребления;

> нарушения и сбои в работе энергосистемы несут значительный материальный ущерб потребителям, а также серьезные социальные последствия;

> особая важность для населения и всей экономики страны в целом обеспечения надежного энергоснабжения;

> крайне высокий потенциальный уровень опасности объектов электроэнергетики для населения и окружающей природы (особенно АЭС) в случае возможных техногенных и прочих катастроф. Учитывая интеграционную роль инноваций в

области управления качеством, повышение эффективности всей инновационной деятельности электроэнергетических предприятий может быть связано с внедрением интегрированных систем менеджмента качества, обеспечивающих взаимодействие всех участников цепи производства и доставки электроэнергии (генерирующих, сетевых, ремонтных предприятий и т. д.) конечному потребителю.

Рассмотрим пример возможной интеграции СМК генерирующий, сетевых и ремонтных предприятий электроэнергетики, которые в ходе реструктуризации отрасли обрели самостоятельность.

Ремонтные предприятия электроэнергетики занимают особое место в обеспечения функционирования данной отрасли. Несмотря на то, что доля их

Технологи- Продукто- Маркетинго- Организаци-

ческие инно- —^ вые иннова- —^ вые и логис- —^ онно-управ-

вации ции тические ленческие

инновации инновации

Инновации в области СМК <

Рис. 1. Место инноваций по совершенствованию СМК в общем потоке инноваций

основных фондов в общей структуре фондов данной отрасли невелика (около 2%), именно данные предприятия выполняют функции поддержания производственных мощностей в работоспособном состоянии, обеспечивающем необходимое качество производимой электроэнергии, а в случае возникновения критических ситуаций — восстановления режима нормального функционирования генерирующих и сбытовых структур.

В настоящее время для энергоремонтных предприятий характерны проблемы, присущие большинству предприятий данной отрасли — высокая степень износа основных фондов, необходимость модернизации производственной базы, повышения качества менеджмента в организации, что приводит в итоге к низкому качеству выполнения ремонтных работ и работ, связанных с обслуживанием электроэнергетического оборудования.

Для решения проблем электроэнергетической отрасли СМК энергоремонтных предприятий должны быть интегрированы с СМК генерирующих и сетевых предприятий, что позволит обеспечить протекание производственных процессов в требуемом режиме, минимизировать риски, связанные с возникновением аварий, вредных для экологии выбросов, отклонений от установленных режимов энергопотребления.

Для создания, обеспечения и улучшения качества продукции деятельности предприятию необходимо определить, организовать и управлять сетью процессов с целью обеспечения их качества, то есть общее руководство качеством достигается через управление процессами в организации. Процессный подход, являющий одним из базовых принципов концепции стандарта ИСО 9001:2001, означает, что каждый процесс является одним из элементов системы менеджмента качества.

Системы менеджмента качества предприятий изоморфны (подобны), соответственно, перечни процессов тоже изоморфны, причем существенная часть процессов СМК является обязательной и одинаковой для всех предприятий, внедряющих СМК: определение процессов на предприятии, описание взаимодей-

Рис. 2. Интеграция СМК предприятий электроэнергетики

ИННОВАЦИИ № 7 (105), 2007

ствия процессов, определение параметров процессов, определение требований к качеству продукции, обеспечение ресурсами, процессы производства, процессы управления, процессы контроля, измерения, организации СМК [4]. Для обеспечения эффективности системы менеджмента качества необходимо выделить эти процессы, а также соответствующие им систему ответственности, полномочий, ресурсы, параметры их результативности, что позволит в итоге повысить уровень конкурентоспособности предприятий на основе инновационного развития. В частности, целесообразно выделять следующие процессы СМК: процессы управления, вспомогательные процессы — обеспечения ресурсами, основные процессы — производства, процессы контроля.

Очевидно, что модернизация производственной базы, повышение квалификации управленческого и производственного персонала генерирующих и сетевых предприятий должны сопровождаться адекватным совершенствованием и ростом параметров результативности бизнес-процессов энергоремонтных предприятий. В противном случае возникающий дисбаланс не позволит создать и эффективно использовать предлагаемую интегрированную СМК, ориентированную на потребителя.

На рис. 2 показана взаимосвязь СМК ремонтных, генерирующих и сетевых электроэнергетических

предприятий и формирование на их основе интегрированной СМК, позволяющей учитывать условия функционирования формируемого конкурентного рынка электроэнергии.

Основой для интеграции СМК является тесная взаимообусловленность результатов основных процессов энергоремонтных предприятий и основных и вспомогательных процессов генерирующих и сетевых предприятий электроэнергетики, что позволит формировать требуемые параметры их конкурентоспособности.

Как представляется, создание интегрированной СМК указанного типа позволит синхронизировать потоки инноваций ремонтных, генерирующих и сетевых предприятий. Следует отметить, что решение указанной задачи с учетом специфики электроэнергетической отрасли должно осуществляться с учетом нескольких международных стандартов: 1БО 9001-2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001); 1Б014001-2004 (ГОСТ Р ИСО 14001-98, готовится к выпуску новая версия стандарта); 0Н8АБ18001-99 (ГОСТ Р 12.0.006-2002) и др.

Литература

1. Промышленность России 2006: Стат. сб. М.: Росстат, 2007.

2. Ф. Янсен. Эпоха инноваций. М.: ИНФРА-М, 2002.

3. В. К. Паули. Менеджмент качества и энергетическая безопасность России//Стандарты и качество, № 2, 2007.

4. М. Cвиткин. Интегрированные системы менеджмента//Стан-дарты и качество, № 2, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.