Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ'

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная служба / специалист социальной работы / управленческие функции / контроль / решение проблем / social service / social work specialist / management functions / control / problem solving

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазанюк Елена Федоровна

В статье рассматриваются управленческие функции в системе деятельности специалиста социальной работы и их воздействие на эффективность решения социальных проблем. Рассмотрено управление как процесс достижения целей по улучшению работы системы социальной защиты населения. Описаны виды социальной поддержки людей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Контроль рассматривается как управленческая деятельность, ставящая задачу выявить количественную и качественную оценку и учет результатов работы учреждения соцзащиты. Анализируются проблемные моменты социальной работы и предлагаются возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазанюк Елена Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with managerial functions in the system of activity of a social work specialist and their impact on the effectiveness of solving social problems. Management is considered as a process of achieving goals to improve the work of the social protection system of the population. The types of social support for people in difficult life situations are described. Control is considered as a management activity that aims to identify quantitative and qualitative assessment and accounting of the results of the work of the social protection institution. The problematic aspects of social work are analyzed and possible solutions are proposed.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Игры.

Для детей подойдет игра с геометрическими фигурами. Необходимо предложить им найти то же самое или найти лишнее.

Здесь можно открыть ассоциацию, изображающую фигуру, поразмышлять вместе с ребенком на тему «Как она может выглядеть».

Очень важны также речевые игры, особенно сопоставительные: «летом жарко, зимой холодно» и т.д.

Технологии играют более важную роль в современном мире, чем когда-либо прежде. Такие инструменты иногда считаются неблагоприятными для развития детей, и при правильном использовании они действительно могут творить чудеса. Важно хорошо проанализировать влияние технологий и дать правильное руководство, особенно с точки зрения социально-психологического развития детей.

Преимущество использования компьютерных технологий заключается в смещении акцента с устных методов обучения на методы исследования и творческую деятельность. Поэтому меняется и роль воспитателей в образовательном процессе. Он перестал быть источником информации, но стал партнером и помощником.

Использование компьютерных технологий помогает:

- привлечь пассивных слушателей к активной деятельности;

- сделать занятие более наглядным и насыщенным;

- активировать когнитивное внимание;

- применять методы обучения, основанные на учете возрастных особенностей личности и дифференциации обучения;

-удалите негативные факторы, такие как "боязнь ответа";

- активизировать мыслительный процесс (анализ, синтез, сравнение и т.д.).

Воспитатели, владеющие компьютерными технологиями, применяют их при внедрении или завершении новых предметов, наблюдении, участии в проектах, тестировании, самопроверке, образовательных играх, подготовке учебных материалов, развлекательных мероприятиях.

Выводы. Логическое мышление - способность рассуждать и делать выводы - можно и нужно развивать у детей с раннего возраста. Умение логически мыслить, анализировать и делать выводы пригодится как в детстве, так и во взрослой жизни. Развитие логического мышления и фантазии приводит к тому, что человек начинает мыслить нестандартно.

Аннотация. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития логических способностей ребенка. Логическое мышление - процесс, который помогает человеку усваивать и преобразовывать получаемую информацию. Кроме того, оно помогает применять информацию с наибольшей пользой и отдачей. Научить дошкольника мыслить логически означает вооружить его необходимыми инструментами для успешного обучения в школе. Необходимо научить его рационально и продуманно вести себя в любой ситуации, находить выход из трудного положения, целесообразно вести себя в социуме и природе. Задачи логического развития в каждом возрасте свои. Эти задачи углубляются и расширяются по мере того, как ребёнок взрослеет и его мышление становится более сложным.

Ключевые слова: логическое мышление, дошкольный возраст, всестороннее развитие личности.

Annotation. Preschool age is extremely important for the development of a child's logical abilities. Logical thinking is a process that helps a person to assimilate and transform the information received. In addition, it helps to apply information with the greatest benefit and impact. To teach a preschooler to think logically means to equip him with the necessary tools for successful schooling. It is necessary to teach him to behave rationally and thoughtfully in any situation, to find a way out of a difficult situation, it is advisable to behave in society and nature. The tasks of logical development at each age are different. These tasks deepen and expand as the child matures and his thinking becomes more complex.

Keywords: logical thinking, preschool age, comprehensive personality development.

Литература:

1. Шинкарёва, H.A. Педагогические условия и особенности развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Шинкарёва, Т.В. Дробязгина // АНИ: педагогика и психология. - 2018. - №3 (24). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/pedagogicheskie-usloviya-i-osobennosti-razvitiya-logicheskogo-myshleniya-detey-starshegO" doshkolnogo-vozrasta

УДК 371

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Мазанюк Елена Федоровна кандидат педагогических наук, доцент Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Социальная сфера отличается сложностью и многообразием форм ее развития. На современном этапе не возникает сомнений в актуальности представленной темы. Сотруднику социальной службы в своей профессиональной деятельности необходимо грамотно вникать в широкий круг задач и проблем, непосредственно обусловленных множеством управленческих вопросов: в закономерности и правовую основу формирования системы социальной поддержки в общих чертах, в технологии руководства социальной службой и ее подразделений, в приемы администрирования и взаимодействия с потребителями. Управление в социальной службе в качестве наиболее существенной технологии социальной работы выполняет особенную, репрезентирующую роль в деятельности специалиста на любом уровне его деятельности.

Социальная работа как форма профессиональной активности должна совмещать интересы общества и человека, гарантировать людям общечеловеческие ценности, человеколюбие, справедливость, достоинство человеческой личности. Она непосредственно связана с государственной социальной политикой, воплощенной в социальных программах, осуществляется практически и упорядочивает общественные отношения в соответствии с потребностями основных групп населения.

Реализуется она в системе социальной защиты населения, результативность которой обусловлена профессиональной и управленческой подготовкой сотрудников, структурой учреждения, его функционированием, а также сводом правил, норм, моделей поведения, ценностей организации, представленных как совокупность конкретных ценностей. В сегодняшних социально-экономических условиях в связи с обновлением целей социальной помощи и социальной работы происходит

модернизация управленческих функций. Происходит переориентация с адресной социальной помощи и поддержки незащищенных социальных групп и восстановления их личностного потенциала на регулирование деятельности государственных и муниципальных служб, общественных и благотворительных организаций.

В настоящее время внимание акцентируется на выяснении потребностей и запросов людей из т.н. групп риска и выбор форм работы с ними. Суть социальной работы сводится к решению комплекса их проблем. Углубляющаяся область социальных проблем и стремление к гуманизации общества усиливают роль социальной работы, причисляют ее к наиболее значительным, ответственным и в то же время сложным направлениям деятельности.

Стратегия социальной политики заключается в нацеленности не на устранение последствий, а преимущественно на предупреждение факторов, влияющих на возникновение социальных проблем. В данном аспекте социальная работа в качестве механизма осуществления социальной политики должна одновременно предупреждать возникновение проблем и помогать социально неблагополучным членам общества.

Изложение основного материала исследования. Администрирование организацией в наше быстро меняющееся время - довольно сложная процедура. Руководитель должен уметь комбинировать знание реальности, фактов и важность многочисленных вариантов, обязывающих принимать вариативные профессионально-оправданные решения. Деятельность специалиста социальной службы творческая, а содержание инноваций - совокупный процесс разработки, передачи и применения новых практических средств для удовлетворения потребностей потребителей, изменяющихся с течением времени.

Управление находится на пересечении общественных, естественных и технических наук. Его изучают представители многих научных дисциплин, каждая из них имеет собственный взгляд на социальное управление. Проблемы становления социально-управленческих знаний были исследованы в работах B.C. Агапова, А.Б. Бакурадзе, A.M. Баскакова, И.Д. Ладанова, Л.И. Уманского, K.M. Ушакова, В.М. Шепеля. Исследованием процесса формирования управленческих навыков занимались С.Н. Митин, В.П. Окулич-Казарина, М.И. Рожков, Ф.В. Шарипов.

Координационно-управленческая деятельность существенно влияет на результативность социальной работы. Она дает возможность диагностировать административные социальные системы, разрабатывать и осуществлять меры, нацеленные на их оптимизацию, и как следствие находить решение сложных проблем по предоставлению населению социальной защиты [1].

Социальная работа реализуется в рамках социальных структур, создающихся для конкретных общественных целей -для содействия людям, затрудняющимся самостоятельно решать свои жизненные проблемы.

По организационно-правовым формам социальные службы могут быть государственными, коммерческими, смешанными, благотворительными, религиозными и общественными.

Управленческие функции в разных типах организаций отличаются своеобразием, но для них характерны общие черты. Содержание и специфика управления в системе социальной работы обусловлены уровнем осуществления администрирования и конкретным процессом или явлением помощи. Однако все они опираются на правовые положения международных законодательных актов, к которым присоединилась РФ. Основные принципы политики социальной защиты населения формируются на государственном уровне. На основе федерального законодательства субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления утверждают стандарты и нормативы социального обслуживания.

Разновидности социальной помощи:

1) оказание материальной помощи;

2) обслуживание на дому;

3) поддержка в условиях стационара;

4) предоставление временного жилища;

5) дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания;

6) консультирование;

7) социальный патронат семей, детей;

8) социальная реабилитация и адаптация и др.

Управление социальной службой представляет собой систему гибкого руководства, ориентированного на администрирование общественного статуса всех участников социума и предоставление им достойного существования. В администрировании все должно происходить обоснованно, определяясь замысловатым переплетением множества факторов внешней и внутренней среды [4].

Широко распространен принципиальный взгляд на общие черты управленческой деятельности, заключающийся в том, что процесс руководства применим к любой организации и состоит в осуществлении функций, присущих любому руководителю. На данном этапе в научной литературе принято рассматривать управление как претворение в жизнь функций. Оно представляет собой следующий процесс: деятельность по достижению целей является не единичным действием, а циклом непрестанных скоординированных операций, каждая из которых важна доя общего успеха. Поэтому всякая управленческая функция также включает ряд взаимосвязанных действий.

Непременное требование изучения функций управления заключается в их классификации. Известный ученый А. Файоль, основатель классической школы управления, составил первую обстоятельную классификацию управленческих функций. Она основана на временном факторе, а функции в его типологии были представлены как ступенчатые этапы. Он считает, что администрирование включает предвидение, организацию, руководство, координирование и контроль. Предвидеть значит предусматривать, предугадывать, анализировать перспективу и намечать программу действий. Организовывать означает формировать материальный и общественный организм учреждения. Руководить значит вынуждать действовать команду. Координировать означает собирать, сосредоточивать, концентрировать все действия и усилия. Контролировать значит следить за происходящим в соответствии с заведенным распорядком и предписаниями.

На данный момент эти этапы представлены в форме целой системы функций трехзвенного управления:

- предварительное управление (целеполагание, прогнозирование, планирование);

- оперативное управление (организация, координация, руководство, мотивация);

- заключительное управление (контроль, учет, анализ).

Функции социального управления, осуществляемые в каждом управленческом процессе параллельно или ступенчато, довольно разнообразны. Можно выделить наиболее сложные для социальной службы управленческие функции:

1. Диагностическая функция. На первом этапе требуется диагностика окружающей социальной действительности или ее обособленной части, установление ее происхождения и оснований появления проблемы, требующей разрешения, определение степени ее решаемости. По мнению античных авторов, должно возникнуть стремление к действию и переустройству [6].

2. Аналитическая функция. Полученные в результате исследования данные подлежат оценке, в ходе которой будут выявлены объективные признаки и субъективные представления о проблеме, дескрипция ее деталей, пространственных и

временных рамок. Реальную ситуацию необходимо сопоставить с требующейся и обозначить круг вовлеченных в нее лиц. Специалист социальной работы должен определить свое место в данных обстоятельствах.

3. Формулирование проблемы. Исчерпывающий многогранный анализ позволяет осмыслить и сформулировать как уже существующие, так и перспективные проблемы, обусловленные не только ликвидацией сложностей и исправлением изъянов, но и претворением в жизнь позитивных шансов, допустимых в данной ситуации. Стоит признать, что лица, ответственные за принятие решения в системе социального управления, довольно часто довольствуются половинчатыми решениями взамен радикального урегулирования вопроса. Чаще всего это объясняется нехваткой средств доя серьезного переустройства, неготовностью нарушать устойчивость управленческих процессов (к примеру, в связи с выборами) или недоступностью целостной картины проблемы.

4. Функция постановки генеральной цели. Исходя из вышесказанного, к ключевым функциям социального управления относят целеполагание. Это начальный момент управления, когда определяются цели управления на определенный период и создаются механизмы их достижения. Конкретные цели управления социальной работой вырабатываются на основании изучения потребностей в социальной защите всех групп населения.

Процесс руководства социальной работой будет целостным, безостановочным и действенным, если он будет проходить при кооперации первоочередных и долговременных, тактических и стратегических целей. Стратегической целью может выступать абсолютное удовлетворение запросов всех слоев населения в социальной защите на основе инновационных научных достижений. К тактическим целям в данный момент относится удовлетворение потребностей наиболее незащищенных слоев населения с учетом экономической ситуации. Вопреки популярному противоречию между первоочередными и долговременными целями закон кооперации конкретных целей утверждает, что стратегическая цель не может быть достигнута в ущерб тактической. В свою очередь выдвижение на первый план текущих целей во вред стратегическим замедляет развитие социальной работы.

Прогнозирование социальной работы заключается в создании аргументированного соображения, предположения о моделях, характере, размерах и охвате ее в перспективе, о ее вероятных вариациях и периоде решения социальных проблем. Прогнозирование может быть поисковым и нормативным. Первое предсказывает вероятное предстоящее развитие социальной работы. Второе заключается в определении потенциальных подходов к путям развития социальной работы и необходимых для решения задач ресурсов. Качество прогнозирования обусловлено используемыми методами получения мониторинговых оценок. Количественные методы отличаются высокой достоверностью. Наибольшую эффективность показывают качественные методы массовых и специализированных экспертных оценок.

Основываясь на отображенном прогнозе, определяются цели в образе желаемых результатов, которых требуется достигнуть для решения сформулированной задачи. Цели делятся на конкретные и символические. В любом случае их характеризует адекватность (предметность, осуществимость, уместность реальности), а также аргументированность и мотивация. Они должны побуждать людей к деятельности, к преодолению трудностей.

К одной из ключевых задач руководства относится определение целей, для реализации которых создается, работает и совершенствуется организация. Целевая опция выявляется в установлении миссии учреждения, отражающей ее идеологию и ценности. Как правило, она уточняет положение предприятия, провозглашает основания и закономерности его работы, определяетсущественныехарактеристики организации [2].

Предметные задачи управления социальной службой разрабатываются на основании мониторинга потребностей общественных групп в социальной защите. К примеру, ключевая задача центра помощи семье и детям - содействие осуществлению права на защиту и поддержку государства и общества, создание благоприятных условий для развития семьи, повышение качества социально-экономических условий жизни. К наиболее значительным направлениям деятельности данного центра относится медиация между семьями и организациями, занимающимися решением социальных вопросов. Особое внимание здесь уделяется ответственности за безопасную сохранность конфиденциальной информации.

Цели часто определяют конечный желаемый результат деятельности организации с присущими ему свойствами:

- конкретной нацеленностью на фиксированный временной промежуток;

- определенность и измеримость;

- логичность и согласование с иными ресурсами;

- адресность и регулирование [3].

Стоящие перед учреждением соцзащиты задачи порой осуществляются не в соответствии с задуманным. Сотрудники не всегда признают переданные им полномочия и обязательства. Данный факт требует контроля, по мнению многих, ограничивающего свободу действий. Наблюдение и регулирование требуются для достижения целей работы организации. Их необходимо считать процессом, устанавливающим стандарты, улучшение полученных в действительности результатов и выполнение исправлений в случае отличия достигнутых результатов от назначенных эталонов.

Процедура контроля включает 3 ступени: создание моделей и параметров их выполнения, сверка с ними фактических результатов и принятие соответствующих мер по коррекции. Действенно организованный контроль непременно должен обладать стратегической направленностью, нацеливаться на позитивные результаты, соответствовать моменту. Эта функция контроля должна обладать простотой, что принципиально значимо в наше время, построения работы социальных служб на принципе доверия людям, вызывающем потребность в сокращении контрольных функций, напрямую осуществляемых специалистами [5].

Функция реализации целевой рациональности, предполагающая укрепление в обществе непоколебимой уверенности в том, что жизнь человека является не бессмысленной и беспорядочной комбинацией казуальных событий, а в ней проявляются закономерные принципы социального развития, которые вопреки возникающим сложностям неизбежно приведут к поэтапному исправлению ситуации. Значение данной функции трудно переоценить. Без нее существенно ослабевает невосприимчивость общества к возможным рискам, снижаются внутренние ресурсы и резервы саморазвития.

Учитывая тот факт, что состояние преобразуемого социального объекта не может быть безупречным, не требующим последующего совершенствования, то после завершения одной выполненной программы, следует провести мониторинг полученных результатов и степени улучшения ситуации. Окончание одного этапа может стать началом следующего этапа социального планирования, в рамках которого будут осуществляться задачи, вытекающие из прежнего проекта, или иные, обусловленные данной ситуацией. Улучшение ситуации приобретает циклическое движение, набирает новый виток повышения уровня жизни. Решения, созданные с использованием данной технологии, обычно более основательные и обоснованные, чем те, которые сформированы с применением традиционных способов или с использованием отдельных звеньев новой программы. Такие управленческие решения отличают свежесть, нетривиальность, использование вариантов, привлечение оптимальных средств, плодотворные результаты.

Выводы. Управление социальной работой направлено на регламентирование социального положения всех членов общества и на обеспечение их достойного, цивилизованного существования. Действенность социальной работы, а, следовательно, повышение благосостояния и жизненного уровня граждан, нуждающихся в социальной защите, напрямую

зависят от организации и управления в системе социальных служб. Организационно-управленческие действия - ключевой элемент деятельности профессионала на всех уровнях его функционирования.

Аннотация. В статье рассматриваются управленческие функции в системе деятельности специалиста социальной работы и их воздействие на эффективность решения социальных проблем. Рассмотрено управление как процесс достижения целей по улучшению работы системы социальной защиты населения. Описаны виды социальной поддержки людей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Контроль рассматривается как управленческая деятельность, ставящая задачу выявить количественную и качественную оценку и учет результатов работы учреждения соцзащиты. Анализируются проблемные моменты социальной работы и предлагаются возможные пути их решения.

Ключевые слова: социальная служба, специалист социальной работы, управленческие функции, контроль, решение проблем.

Annotation. The article deals with managerial functions in the system of activity of a social work specialist and their impact on the effectiveness of solving social problems. Management is considered as a process of achieving goals to improve the work of the social protection system of the population. The types of social support for people in difficult life situations are described. Control is considered as a management activity that aims to identify quantitative and qualitative assessment and accounting of the results of the work of the social protection institution. The problematic aspects of social work are analyzed and possible solutions are proposed.

Keywords: social service, social work specialist, management functions, control, problem solving.

Литература:

1. Болдина, M.A. Сущность организационно-управленческой деятельности в социальной работе / М.А. Болдина,

B.Н. Островерхова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. -2017,- Т. 16,- № 2. - С. 45-49

2. Бурцева, И.В. Управление в социальной работе: учеб. пособие / И.В. Бурцева. - Ставрополь, 2013. - 193 с.

3. Гончарова, Л. Адресный подход будет усилен / Л. Гончарова // Вопросы социального обеспечения. - 2009. -№4.-

C. 10-14

4. Иванов, С.Ю. Социальное управление в организациях: учебное пособие / С.Ю. Иванов, Д.В. Иванова. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2017. - 120 с.

5. Шипунова, Т.В. Эволюция и проблемы менеджмента социальной работы / Т.В. Шипунова // Управленческое консультирование. - 2009. - № 2,- С. 153-170

6. Эмиров, Н.Д. Системная модель инновационного управления социальной сферой / Н.Д. Эмиров, А.Е. Эмирова. -М.: Проспект, 2016. - 144 с.

УДК 371

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Макаренко Юлия Владимировна кандидат педагогических наук, доцент Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. В контексте перехода к новой педагогической системе становится актуальным вопрос о проектировании как инструменте инновационного развития социальных и образовательных структур. Модернизация образовательной системы в России связывается с введением государственных стандартов школьного обучения и применением концепции инновационного развития страны, которая определяет ценностные и целевые ориентиры работы учителей и устанавливает профессиональные требования к педагогической деятельности. В связи с этим возрастает потребность в высококвалифицированных педагогах, способных создавать условия для развития своих обучающихся и проводить системные изменения в профессиональной педагогической деятельности. Для достижения новых высот в образовании необходимы инновационные гуманитарные подходы, современные педагогические и административные инструменты. Огромным потенциалом обладают проектно-ориентированные технологии. Проектное образование представляет собой уникальную педагогическую систему, которая отличается от традиционных подходов особым типом контента - проектным контентом, особой активностью обучающихся - проектной деятельностью, и особым образовательным результатом - развитием проектных навыков. В начале организации проектного образования педагог должен четко понимать, как принципы данной методики в целом, так и ее ключевые особенности на различных этапах педагогической деятельности. Поэтому проблема развития проектной деятельности педагогов как нового аспекта педагогической компетентности, определяющего качество и результативность профессионально-педагогической работы в условиях систематических изменений, является крайне актуальной.

Изложение основного материала исследования. На основе системно-деятельностного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов к обучению, большинство ученых считают, что можно выделить новый вид деятельности -проектную. Н.В. Матяш и Е.С. Полат определяют ее как интегрированный вид деятельности [6, 7]. Они предполагают различные методы и формы обучения для интеграции урочной и внешкольной деятельности. Успешная реализация проектной деятельности требует сочетания различных компонентов, но ученые считают, что наиболее важным элементом являются ценности. Именно они служат ориентиром и направляют процесс проектирования. В процессе обучения важны различные формы деятельности: учебная, игровая, творческая и познавательная. Успешное развитие проектной деятельности требует позитивной мотивации. Это мнение разделяют ученые, такие как Г.Б. Голуб, В.В. Сериков и И.С. Фишман [2, 11, 13]. Проектная деятельность подразумевает добровольное участие в создании проекта, что способствует интересу и высокой эмоциональной окраске учебного процесса. Взаимодействие между участниками способствует повышению профессионального уровня педагога и творческому развитию его личности. Это невозможно без сочетания духовности, этики и глубоких теоретических знаний. Ученые считают, что успешная проектная деятельность должна основываться на высоком уровне взаимодействия между всеми участниками. Это подразумевает создание благоприятной атмосферы, уважение к каждому участнику как к значимому и необходимому субъекту, а также понимание важности личного вклада каждого в общий успех. Проектирование ориентировано на создание моделей предполагаемых (будущих) процессов и событий (в отличие от моделирования, которое также может охватывать и прошлый опыт с целью его более тщательного понимания). Только таким образом можно достичь положительного результата в реализации проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.