Научная статья на тему 'Сущность организационно-управленческой деятельности в социальной работе'

Сущность организационно-управленческой деятельности в социальной работе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4261
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА / УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ЦЕЛИ / КОНТРОЛЬ / ORGANIZATION / SOCIAL SERVICE / MANAGEMENT / ADMINISTRATIVE FUNCTIONS / PURPOSES / CONTROL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Болдина Марина Александровна, Островерхова Вера Николаевна

В данной статье рассматривается влияние организационно-управленческой деятельности на эффективность социальной работы. Раскрыты понятия «организация», «социальная служба», рассмотрено управление как процесс по достижению целей. Выявлено, что цели это конкретная миссия организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Описаны управленческие функции. Контроль рассматривается как управленческая деятельность, задачей которого является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Болдина Марина Александровна, Островерхова Вера Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE OF ORGANIZATIONAL AND ADMINISTRATIVE ACTIVITY IN SOCIAL WORK

In this article authors considered influence of organizational and administrative activity on efficiency of social work, revealed concepts «organization», «social service», considered management as process on achievement of the objectives, revealed that the purposes are a concrete mission of the organization in a form available to management of process of their realization, described administrative functions, considered control as administrative activity which task is quantitative and quality standard and the accounting of results of work of the organization.

Текст научной работы на тему «Сущность организационно-управленческой деятельности в социальной работе»

УДК 364(075.8) doi: 10.20310/1810-231X-2017-16-2-45-49

СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Болдина Марина Александровна, Островерхова Вера Николаевна

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов, e-mail: marina_boldina@mail.ru

В данной статье рассматривается влияние организационно-управленческой деятельности на эффективность социальной работы. Раскрыты понятия «организация», «социальная служба», рассмотрено управление как процесс по достижению целей. Выявлено, что цели - это конкретная миссия организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Описаны управленческие функции. Контроль рассматривается как управленческая деятельность, задачей которого является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации.

Ключевые слова: организация, социальная служба, управление, управленческие функции, цели, контроль

Управление организацией в настоящее динамичное время представляет собой определенную сложность. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимость многочисленных вариаций, заставляющих принимать вариативные, профессионально-обоснованные решения. Деятельность специалиста социальной сферы инновационна, а содержание нововведений -комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества [1, ^ 238].

Организационно-управленческая деятельность оказывает значительное влияние на эффективность социальной работы. Она позволяет проводить диагностику социальных систем управления, разработку и реализацию мер, направленных на их совершенствование, что в конечном итоге и позволяет решать сложные задачи по обеспечению социальной защиты и поддержке населения [2, а 69].

Социальная работа осуществляется в рамках организационных структур, которые в дальнейшем рассмотрим как социальные организации. Социальные организации создаются для определенных общественных целей; в данном случае - для оказания помощи людям, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить [2, ^ 73].

Раскроем сущность значений понятия «организация». С позиции О. В. Заяц, организация (с латинского - сообщаю стройный

вид, устраиваю) - это разновидность социальных систем, объединение людей, совместно реализующих некоторую общую цель и действующих на основе определенных принципов и правил. Организации - это государственные учреждения, фирмы, общественные организации. Организация - это элемент общественной системы, самая распространенная форма человеческой общности, первичная ячейка социума. Она не может существовать без общества, и общество не может существовать без организаций, которые оно создает ради своего существования. Но, являясь самостоятельной подсистемой общества, организация имеет свои характеристики, интересы, ценности, предлагает обществу продукты своей деятельности, свои услуги и предъявляет обществу определенные требования [3, с. 59].

В 30-40 гг. ХХ в. Ч. Барнардом дано следующее определение организации: это группа людей, состоящая из двух или более людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Р. Дафт, специалист по организационной теории, предложил следующее определение: организация - это социальная целостность, которая направлена на некоторую цель, построена как специально структурированная и координированная система, предназначенная для некоторой деятельности, и связана с окружающей средой.

Организации создаются людьми и их взаимоотношениями друг с другом. Организация существует, когда люди взаимодейст-

вуют для того, чтобы достичь цели. Современные тенденции в теории управления подчеркивают важность человеческих ресурсов, и большинство новых подходов основано на предоставлении работникам более широких возможностей, чтобы побудить их учиться и вкладывать свои силы в общее дело, поскольку все они трудятся вместе для достижения общей цели.

Как известно, социальная работа является достаточно новым направлением практической деятельности. В системе социальной защиты населения к середине 90-х гг. в России сложился такой вид организации, как социальная служба. Создаются социальные службы следующих организационно-правовых форм: государственные, коммерческие, смешанные, благотворительные, религиозные и общественные.

В целом ими выполняются следующие социальные услуги:

1) материальная помощь;

2) помощь на дому;

3) постоянное обслуживание в условиях стационара;

4) предоставление временного приюта;

5) организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания;

6) консультативная помощь;

7) социальный патронаж семей, детей;

8) социальная реабилитация и адаптация и др. [3, с. 60].

Существуют различные типы социальных служб: центр социального обслуживания населения, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, центр социальной помощи семье и детям, дом-интернат для ветеранов, детский дом, центр реабилитации детей с ограниченными возможностями, центр срочной социальной помощи, реабилитационный центр для лиц без определенного места жительства, социальный приют, кризисный центр, центр экстренной психологической помощи и другие. В дальнейшем, рассматривая различные аспекты организации, управления и администрирования в социальной работе, мы будем иметь в виду под организацией социальную службу.

Итак, организация будет существовать, если люди будут взаимодействовать для выполнения определенных действий, необходимых для достижения поставленной цели или целей.

К социальным объектам термин «организация» употребляется в различных смыс-

лах. Так, во-первых, организацию можно рассматривать как социальный институт с определенным статусом и как стационарный объект. В таком ракурсе можно, например, представить социальную службу, включающую в себя три важнейшие институциональные составляющие: правовой статус, организационную структуру и функции. В 90-е гг. в Российской Федерации сложились такие виды социальных служб, как государственные, коммерческие, смешанные, службы, работающие при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях. Организация может, с одной стороны, проявляться в определенных организационных формах (министерство, департамент, центр и др.), а с другой - в характере специализированной деятельности (благотворительная, финансовая и прочие).

Второе значение понятия «организация» используется в смысле совокупности действий, включающей в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию, систематизацию, объединение и другие для достижения целей, выполнения задач. Здесь организация рассматривается как процесс, связанный с сознательным воздействием на объект и с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление».

Третье значение «организации» отражает уровень (качество) взаимодействия, взаимосвязи, то есть речь идет об определенной структуре, строении и типе связей как способов соединения частей в целое, специфическое для каждого рода объектов. Именно это значение подразумевается в понятиях «формальная» и «неформальная» организация, политическая организация и другие. В дальнейшем понятие «организация» будет употребляться во всех трех значениях [4].

Организации возникают тогда, когда достижение каких-либо общих целей признается возможным только при достижении индивидуальных целей или, когда достижение индивидуальных целей возможно лишь путем достижения общих целей.

Если кратко дать определение организации, то ее надо рассматривать как группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленных целей. Таким образом, определяющим признаком организации является цель; кол-

лективное целедостижение образуют два производственных признака - иерархия и управление. Приведенное выше определение справедливо не просто для организации, а для формальной организации. В качестве таковой могут выступать Центры социального обслуживания населения, центры дневного пребывания пенсионеров, детские дома и прочие. К признакам формализации организаций можно отнести:

- административно-правовые атрибуты, определяющие статус и компетенцию организации (юридическая ответственность, правовое положение работника и др.);

- экономические, плановые, стоимостные и другие показатели;

- социокультурные, включающие принятые в данной среде нормы поведения и взаимоотношений [5].

Таким образом, формализация здесь выступает в виде сознательно задаваемых постоянных образцов поведения (статус, режим, связи и т. д.) и в качестве элементов организованности.

Существуют также неформальные организации, которые складываются незапро-граммированно, из спонтанно возникающих связей. К ним относят институт семьи, неформальные отношения между людьми. В соответствии с общепринятой практикой, говоря о неформальных организациях, мы так и будем их называть.

Управление социальной работой предстает как система гибкого управления в обществе, направленной на регулирование социального положения всех участников общественной жизни и обеспечение им достойного цивилизованного существования [6].

Управление организациями - это адаптация. Ничто в управлении не происходит немотивированно, все имеет причину, все определяется сложным хитросплетением влияния многих переменных, внешней и внутренней среды организации. Именно поэтому управлять хорошо трудно.

При выделении общих черт управленческой деятельности широкое распространение получила точка зрения, что существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять любой руководитель. В настоящее время в управленческой литературе существует тенденция рассматривать управление как реализацию функций [7].

Управление рассматривается как процесс, так как работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий.

Впервые общие функции выделил и так интерпретировал А. Файоль (1841-1925). Управлять - это значит предвидеть, организовывать, руководить, координировать и контролировать. Предвидеть - значит исследовать будущее и набрасывать программу действий. Организовывать - значит создавать двойной организм предприятия, материальный и социальный. Руководить - значит заставлять функционировать личный состав. Координировать - значит связывать, объединять, гармонизировать все акты и все усилия. Контролировать - значит наблюдать за тем, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и приказам.

Рассмотрим подробнее некоторые из вышеперечисленных функций управления, наиболее проблемные для социальной работы. Одной из главных задач управления является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Целевая функция начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования. В ней обычно детализируется статус предприятия, декларируется принцип его работы, дается определение самых важных характеристик организации.

Конкретные цели управления социальной работы формируются на основе анализа потребностей всех слоев общества в социальной защите. Так, центр помощи семье и детям считает своей основной целью способствование реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействие развитию и укреплению семьи как социального института, улучшение социально-экономических условий жизни. Среди важнейших направлений деятельности этого центра отмечается посредничество между семьями, отдельными гражданами, организациями, действующими в интересах семьи

и детей; особо выделяется ответственность персонала за сохранение конфиденциальности полученной информации.

Миссия образует фундамент для установления целей организации в целом. Цели -это конкретная миссия организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Или же цели можно определить как желаемый результат, которого стремится достичь организация, это конечные состояния организации. Для них характерны следующие черты и свойства:

- четкая ориентация на определенный интервал времени;

- конкретность и измеримость;

- непротиворечивость и согласованность с другими целями ресурсами;

- адресность и контролируемость.

Контроль - это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. В ней выделяют два основных направления:

- контроль за выполнением работ, намеченных планом;

- меры по коррекции всех значительных отклонений от плана.

Цели, поставленные перед организациями, не всегда выполняются так, как было задумано. Люди не всегда принимают делегированные им права и обязанности. И здесь не обойтись без контроля. Слова «контроль» и «власть» рождают, прежде всего, отрицательные эмоции, потому что это связано с ограничениями для людей. Но главное, во имя чего вводится контроль - это достижение организацией своих целей. Контроль следует рассматривать как процесс, состоящий из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

В процедуре контроля есть три этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. Эффективно поставленный контроль обязательно должен иметь стратегическую направленность, ориентироваться на результаты, быть своевременным и достаточно простым. Последнее требование особенно важно в современных условиях, когда организации стремятся строить свою работу

на принципе доверия к людям, а это приводит к необходимости и возможности существенного сокращения контрольных функций, выполняемых непосредственно менеджерами [8].

Подведем итог. Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленных целей. Определяющим признаком организации является цель. Коллективное целе-достижение образует два производственных признака - иерархия и управление. Субъект и объект управления в любой социальной организации взаимодействуют между собой по каналам прямой и обратной связи. По прямому каналу связи осуществляется управленческое воздействие от субъекта к объекту управления. По каналу обратной связи от объекта к субъекту управления передается информация о результатах деятельности и состоянии объекта управления. Субъект и объект управления и существующие между ними разнообразные связи составляют систему социального управления.

Цели, поставленные перед организациями, не всегда выполняются так, как было задумано, и здесь не обойтись без контроля. Контроль - это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Управление социальной работой предстает как система гибкого управления в обществе, направленной на регулирование социального положения всех участников общественной жизни и обеспечение им достойного цивилизованного существования. Организационно-управленческая деятельность оказывает значительное влияние на эффективность социальной работы. Она позволяет проводить диагностику социальных систем управления, разработку и реализацию мер, направленных на их совершенствование, что в конечном итоге и позволяет решать сложные задачи по обеспечению социальной защиты и поддержки населения.

Литература

1. Болдина М. А. Контекстный подход как базовый в выборе методов обучения специалиста нового типа // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 9. С. 237-243.

2. Виханский О. С. Стратегическое управление. М., 2001.

3. Заяц О. В. Организация, администрирование и управление в социальной работе. Владивосток, 2004.

4. Гончарова Л. Адресный подход будет усилен // Вопросы социального обеспечения. 2009. № 4. С. 10-14.

5. Зайцева Н. М. Первые шаги // Социальная работа. 2007. № 3. С. 40-42.

6. Шабанов В. А. Система социальной защиты в действии // Социальная работа. 2008. № 1. С. 5-9.

7. Холостова Е. И. Социальная работа. М., 2004.

8. Холостова Е. И. Технологии социальной работы. М., 2001.

References

1. Boldina M. А. Kontekstnyj podkhod kak bazovyj v vybore metodov obucheniya spetsialista novogo tipa [Contextual approach as basic in the choice of methods of training of the expert of new type] //

Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. 2011. № 9. S. 237-243.

2. Vikhanskij O. S. Strategicheskoye upravleniye [Strategic management]. M., 2001.

3. Zayats O. V. Organizatsiya, administrirovaniye i upravleniye v sotsial'noj rabote [The organization, administration and management in social work]. Vladivostok, 2004.

4. Goncharova L. Adresnyj podkhod budet usilen [Address approach will be strengthened] // Voprosy sotsial'nogo obespecheniya. 2009. № 4. S. 10-14.

5. Zajtseva N. M. Pervye shagi [First steps] // Sotsial'naya rabota. 2007. № 3. S. 40-42.

6. Shabanov V. A. Sistema sotsial'noj zashchity v dejstvii [System of social protection in operation] // Sotsial'naya rabota. 2008. № 1. S. 5-9.

7. Kholostova E. I. Sotsial'naya rabota [Social work]. M., 2004.

8. Kholostova E. I. Tekhnologii sotsial'noj raboty [Technologies of social work]. M., 2001.

* * *

ESSENCE OF ORGANIZATIONAL AND ADMINISTRATIVE ACTIVITY IN SOCIAL WORK

Boldina Marina Aleksandrovna, Ostroverkhova Vera Nikolaevna

Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov, e-mail: marina_boldina@mail.ru

In this article authors considered influence of organizational and administrative activity on efficiency of social work, revealed concepts «organization», «social service», considered management as process on achievement of the objectives, revealed that the purposes are a concrete mission of the organization in a form available to management of process of their realization, described administrative functions, considered control as administrative activity which task is quantitative and quality standard and the accounting of results of work of the organization.

Key words: organization, social service, management, administrative functions, purposes, control

Об авторах:

Болдина Марина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического и социального образования Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

Островерхова Вера Николаевна, магистрант 1 курса направления подготовки «Социальная работа» Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

About the authors:

Boldina Marina Aleksandrovna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Psychology and Pedagogical and Social Formation Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin

Ostroverkhova Vera Nikolaevna, Applicant for Master's Degree, Direction of Education «Social work», Tambov State University named after G. R. Derzhavin

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.