€ГОШ;Ш;ШЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ >&ЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙ^^
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОУСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
С. А. Мохначев, зав. кафедрой менеджмента Удмуртского филиала Московской финансово-промышленной академии, член-корреспондент Инженерной академии Удмуртской Республики
В статье рассматриваются проблемы управления высшими учебными заведениями. Раскрывается структура управленческих решений по повышению конкурентоустойчивости вуза на рынке образова-
тельных услуг.
Для характеристики деятельности субъектов образовательного бизнеса в современных условиях целесообразно использовать понятие конкурентоустойчивости вуза. Решение задачи выявления и систематизации управленческих решений (УР) по повышению конкурен-тоустойчивости регионального вуза на рынке образовательных услуг приобретает особую актуальность, поскольку в настоящее время в региональных вузах, за редким исключением, практически не отработана процедура принятия решений в области стратегического менеджмента.
Конкурентоустойчивость вуза можно определить как распределенную во времени конкурентоспособность, т. е. комплексную характеристику вуза за определенный период времени в условиях конкретного рынка, отражающую превосходство над конкурентами по ряду определяющих показателей — финансовоэкономических, маркетинговых, материально-технических, кадровых и социально-политических, а также способность вуза к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды1.
В данном определении сделан акцент на таких признаках, отражающих сущностное содержание понятия «конкуренто-устойчивость вуза», как превосходство над конкурентами по ряду определяющих показателей; функционирование в бескризисном режиме; способность своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды.
С целью обеспечения высокой конкурентоустойчивости вуза на рынке образовательных услуг при разработке стратегии своего развития и соответственно детализирующих ее управленческих решений региональные вузы должны учитывать требования и приоритеты своих контрагентов и повышать конкурентоспособность образовательных услуг путем достижения максимального соответствия их параметров требованиям потребителей.
В ходе исследования на основе изучения теории и практики конкурентоспособности региональных вузов установлено, что перечень требований контрагентов в значительной степени совпадает и включает в себя:
— качество предоставляемых услуг;
— имидж учебного заведения, а в некоторых случаях и самой услуги;
— ассортимент предоставляемых услуг в плане широты и глубины;
— цену услуг, в том числе систему скидок;
— предоставляемый сервис, т. е. материальное обеспечение учебного и научного процесса, систему культурнобытовых объектов, общежитий и т. д.
Для повышения конкурентоустойчивости вуза на рынке образовательных услуг необходимо реализовать комплекс УР, нацеленных прежде всего на наиболее приоритетные для потребителей цели. Из теории потребления известно, что их приоритеты в значительной степени зависят, с одной стороны, от уровня технологической сложности продукта или © С. А. Мохначев, 2007
№ 3/4, 2007
услуги, а с другой — от социально-экономического положения потребителей в данном регионе. Чем выше значения этих факторов, тем в большей степени вместо цены актуализируются требования вначале качества, а затем — сервиса и имиджа. Аналогично действует и уровень квалификации потребителей. Поскольку образовательные услуги, несомненно, являются одними из наиболее сложных, к ним это относится в полной мере.
В условиях рынка образовательный бизнес представляет собой риск по определению, и главная задача управленцев — сделать этот риск управляемым. Вузу необходимо выработать свои инструменты анализа ситуации и принятия
эффективных решений. Одним из таких инструментов служит модификация матрицы приоритетов потребителей для рынка образовательных услуг2. В ней в качестве осей выступают «уровень социально-экономического развития региона» и «рыночная востребованность услуги».
С помощью указанной матрицы управленческие решения, используемые региональными вузами для решения задачи повышения их конкурентоустойчи-вости на рынке образовательных услуг, можно структурировать в зависимости от того, удовлетворению какого требования потребителей они в первую очередь служат (таблица).
Структура управленческих решений по повышению конкурентоустойчивости регионального вуза на рынке образовательных услуг
Требования
контрагентов
Вариант управленческого решения
1
Качество
Имидж
Расширение «базы» абитуриентов за счет олимпиад, базовых школ, подготовительных курсов и т. д.;
некоммерческие места на подготовительных курсах для наиболее сильных школьников;
система рейтингования студентов, влияющая на стипендии и различные возможности роста;
привлечение практиков и преподавателей других вузов на основе внешнего совместительства и договорной основе к научно-преподавательской деятельности; «технология СПК» (взаимодействие со спонсорами + взаимодействие с зарубежными партнерами + организация контроля качества программы); менеджмент качества (процессный подход, моделирование бизнес-процессов, документирование процедур); образовательный стандарт вуза;
национальная и международная общественно-профессиональная аккредитация программ;
непрерывная самооценка, аттестация и самоаттестация структурных подразделений;
ориентация на внешние критерии оценки;
стратегическое партнерство с ведущими зарубежными вузами, совместная реализация образовательных программ и научных исследований;
обратная связь от рынка рабочей силы (попечительский совет, Ассоциация выпускников);
обучение персонала в области качества;
анонимная оценка студентами качества преподавания;
интеграция образовательной и научно-исследовательской деятельности;
система мотивации преподавателей, ориентированная на качество преподавания и
профессиональный рост
Активная РЯ-политика;
активная политика сотрудничества с органами государственной власти и с региональными властными структурами;
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Окончание таблицы
международные образовательные программы и их международное признание;
стратегическое партнерство с ведущими зарубежными вузами;
тесная связь и работа с бизнесом, в том числе с потенциальными работодателями;
выбор имиджевых программ обучения, умение отказаться от приносящих доход/
выгоды, но непрофильных программ;
наличие и активное развитие научного потенциала;
деятельность Центра развития карьеры;
материальное поощрение преподавателей, защитивших докторские или кандидатские диссертации, а также публикующихся в престижных научных изданиях Ассортимент услуг Развитие широты и глубины ассортимента образовательных услуг в целом;
многоуровневый характер подготовки абитуриентов (программы 3-, 2-летнего и одногодичного обучения, короткие подготовительные курсы); система непрерывного образования; глобализация содержания образовательных программ Цена Система льгот в зависимости от успешности обучения для коммерческих студен-
тов;
формы оплаты образовательных услуг (накопительное страхование образования, ценные бумаги в форме образовательных векселей и т. д.)
Сервис Богатая инфраструктура базовых и вспомогательных процессов университета;
развитие издательской деятельности;
реконструкция зданий вуза в престижных районах города; строительство новых зданий (учебных, библиотеки, общежитий и т. д.); стандарт содержания зданий
Предлагаемая структура УР не претендует на полноту, однако она в достаточной мере иллюстрирует те возможности, которые региональные вузы могут использовать для повышения своей конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Лазарев В. А. Конкурентоспособность вуза как объект управления : моногр. / В. А. Лазарев, С. А. Мохначев. Екатеринбург, 2003. С. 71—72.
2 См.: Титова Н. Л. Повышение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг / Н. Л. Титова // Материалы VI Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и наращивание институтов», 6 апр. 2005 г. М., 2005.
Поступила 07.09.06.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. В. Золотарева, зав. кафедрой управления школой Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, руководитель научно-исследовательской лаборатории проблем дополнительного образования детей Ярославской области, доцент
В статье затронуты проблемы управления процессом интеграции общего и дополнительного образования. Указанные проблемы раскрываются на трех уровнях управления: целевом, социально-психологическом и технологическом, что позволяет эффективно выстроить логику продвижения от целей интеграции к ее результату. Новизна авторского подхода состоит в том, что интеграция общего и дополнительного образования рассматривается как один из механизмов модернизации общего образования за счет использования потенциала дополнительного образования детей.
Обращаясь к анализу задач модер- зависеть от возможностей социума пре-
низации образования в России, можно доставлять ребенку спектр образова-
сказать, что качество образования будет тельных услуг. В свою очередь, качество
© А. В. Золотарева, 2007