Научная статья на тему 'Управленческие аспекты конкурентоустойчивости регионального вуза на рынке образовательных услуг'

Управленческие аспекты конкурентоустойчивости регионального вуза на рынке образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мохначев С. А.

В статье рассматриваются проблемы управления высшими учебными заведениями. Раскрывается структура управленческих решений по повышению конкурентоустойчивости вуза на рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management Aspects of Competitiveness of the Regional Institution of Higher Education on Educational Service Market

Close consideration of the problems of higher education management is given in the article. It discloses the structure of management solutions for rising of competitiveness of institution of higher education on educational service market.

Текст научной работы на тему «Управленческие аспекты конкурентоустойчивости регионального вуза на рынке образовательных услуг»

€ГОШ;Ш;ШЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ >&ЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙ^^

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОУСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

С. А. Мохначев, зав. кафедрой менеджмента Удмуртского филиала Московской финансово-промышленной академии, член-корреспондент Инженерной академии Удмуртской Республики

В статье рассматриваются проблемы управления высшими учебными заведениями. Раскрывается структура управленческих решений по повышению конкурентоустойчивости вуза на рынке образова-

тельных услуг.

Для характеристики деятельности субъектов образовательного бизнеса в современных условиях целесообразно использовать понятие конкурентоустойчивости вуза. Решение задачи выявления и систематизации управленческих решений (УР) по повышению конкурен-тоустойчивости регионального вуза на рынке образовательных услуг приобретает особую актуальность, поскольку в настоящее время в региональных вузах, за редким исключением, практически не отработана процедура принятия решений в области стратегического менеджмента.

Конкурентоустойчивость вуза можно определить как распределенную во времени конкурентоспособность, т. е. комплексную характеристику вуза за определенный период времени в условиях конкретного рынка, отражающую превосходство над конкурентами по ряду определяющих показателей — финансовоэкономических, маркетинговых, материально-технических, кадровых и социально-политических, а также способность вуза к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды1.

В данном определении сделан акцент на таких признаках, отражающих сущностное содержание понятия «конкуренто-устойчивость вуза», как превосходство над конкурентами по ряду определяющих показателей; функционирование в бескризисном режиме; способность своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды.

С целью обеспечения высокой конкурентоустойчивости вуза на рынке образовательных услуг при разработке стратегии своего развития и соответственно детализирующих ее управленческих решений региональные вузы должны учитывать требования и приоритеты своих контрагентов и повышать конкурентоспособность образовательных услуг путем достижения максимального соответствия их параметров требованиям потребителей.

В ходе исследования на основе изучения теории и практики конкурентоспособности региональных вузов установлено, что перечень требований контрагентов в значительной степени совпадает и включает в себя:

— качество предоставляемых услуг;

— имидж учебного заведения, а в некоторых случаях и самой услуги;

— ассортимент предоставляемых услуг в плане широты и глубины;

— цену услуг, в том числе систему скидок;

— предоставляемый сервис, т. е. материальное обеспечение учебного и научного процесса, систему культурнобытовых объектов, общежитий и т. д.

Для повышения конкурентоустойчивости вуза на рынке образовательных услуг необходимо реализовать комплекс УР, нацеленных прежде всего на наиболее приоритетные для потребителей цели. Из теории потребления известно, что их приоритеты в значительной степени зависят, с одной стороны, от уровня технологической сложности продукта или © С. А. Мохначев, 2007

№ 3/4, 2007

услуги, а с другой — от социально-экономического положения потребителей в данном регионе. Чем выше значения этих факторов, тем в большей степени вместо цены актуализируются требования вначале качества, а затем — сервиса и имиджа. Аналогично действует и уровень квалификации потребителей. Поскольку образовательные услуги, несомненно, являются одними из наиболее сложных, к ним это относится в полной мере.

В условиях рынка образовательный бизнес представляет собой риск по определению, и главная задача управленцев — сделать этот риск управляемым. Вузу необходимо выработать свои инструменты анализа ситуации и принятия

эффективных решений. Одним из таких инструментов служит модификация матрицы приоритетов потребителей для рынка образовательных услуг2. В ней в качестве осей выступают «уровень социально-экономического развития региона» и «рыночная востребованность услуги».

С помощью указанной матрицы управленческие решения, используемые региональными вузами для решения задачи повышения их конкурентоустойчи-вости на рынке образовательных услуг, можно структурировать в зависимости от того, удовлетворению какого требования потребителей они в первую очередь служат (таблица).

Структура управленческих решений по повышению конкурентоустойчивости регионального вуза на рынке образовательных услуг

Требования

контрагентов

Вариант управленческого решения

1

Качество

Имидж

Расширение «базы» абитуриентов за счет олимпиад, базовых школ, подготовительных курсов и т. д.;

некоммерческие места на подготовительных курсах для наиболее сильных школьников;

система рейтингования студентов, влияющая на стипендии и различные возможности роста;

привлечение практиков и преподавателей других вузов на основе внешнего совместительства и договорной основе к научно-преподавательской деятельности; «технология СПК» (взаимодействие со спонсорами + взаимодействие с зарубежными партнерами + организация контроля качества программы); менеджмент качества (процессный подход, моделирование бизнес-процессов, документирование процедур); образовательный стандарт вуза;

национальная и международная общественно-профессиональная аккредитация программ;

непрерывная самооценка, аттестация и самоаттестация структурных подразделений;

ориентация на внешние критерии оценки;

стратегическое партнерство с ведущими зарубежными вузами, совместная реализация образовательных программ и научных исследований;

обратная связь от рынка рабочей силы (попечительский совет, Ассоциация выпускников);

обучение персонала в области качества;

анонимная оценка студентами качества преподавания;

интеграция образовательной и научно-исследовательской деятельности;

система мотивации преподавателей, ориентированная на качество преподавания и

профессиональный рост

Активная РЯ-политика;

активная политика сотрудничества с органами государственной власти и с региональными властными структурами;

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Окончание таблицы

международные образовательные программы и их международное признание;

стратегическое партнерство с ведущими зарубежными вузами;

тесная связь и работа с бизнесом, в том числе с потенциальными работодателями;

выбор имиджевых программ обучения, умение отказаться от приносящих доход/

выгоды, но непрофильных программ;

наличие и активное развитие научного потенциала;

деятельность Центра развития карьеры;

материальное поощрение преподавателей, защитивших докторские или кандидатские диссертации, а также публикующихся в престижных научных изданиях Ассортимент услуг Развитие широты и глубины ассортимента образовательных услуг в целом;

многоуровневый характер подготовки абитуриентов (программы 3-, 2-летнего и одногодичного обучения, короткие подготовительные курсы); система непрерывного образования; глобализация содержания образовательных программ Цена Система льгот в зависимости от успешности обучения для коммерческих студен-

тов;

формы оплаты образовательных услуг (накопительное страхование образования, ценные бумаги в форме образовательных векселей и т. д.)

Сервис Богатая инфраструктура базовых и вспомогательных процессов университета;

развитие издательской деятельности;

реконструкция зданий вуза в престижных районах города; строительство новых зданий (учебных, библиотеки, общежитий и т. д.); стандарт содержания зданий

Предлагаемая структура УР не претендует на полноту, однако она в достаточной мере иллюстрирует те возможности, которые региональные вузы могут использовать для повышения своей конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Лазарев В. А. Конкурентоспособность вуза как объект управления : моногр. / В. А. Лазарев, С. А. Мохначев. Екатеринбург, 2003. С. 71—72.

2 См.: Титова Н. Л. Повышение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг / Н. Л. Титова // Материалы VI Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и наращивание институтов», 6 апр. 2005 г. М., 2005.

Поступила 07.09.06.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. В. Золотарева, зав. кафедрой управления школой Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, руководитель научно-исследовательской лаборатории проблем дополнительного образования детей Ярославской области, доцент

В статье затронуты проблемы управления процессом интеграции общего и дополнительного образования. Указанные проблемы раскрываются на трех уровнях управления: целевом, социально-психологическом и технологическом, что позволяет эффективно выстроить логику продвижения от целей интеграции к ее результату. Новизна авторского подхода состоит в том, что интеграция общего и дополнительного образования рассматривается как один из механизмов модернизации общего образования за счет использования потенциала дополнительного образования детей.

Обращаясь к анализу задач модер- зависеть от возможностей социума пре-

низации образования в России, можно доставлять ребенку спектр образова-

сказать, что качество образования будет тельных услуг. В свою очередь, качество

© А. В. Золотарева, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.