Научная статья на тему 'Особенности управления конкурентоспособностью высшего учебного заведения'

Особенности управления конкурентоспособностью высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мохначев С. А.

В статье рассматриваются проблемы управления высшим учебным заведением, содержание категории «конкурентоустойчивости вуза», раскрывается структура бизнес-функций по повышению конкурентоустойчивости вуза на рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Management Competitiveness of Higher Educational Institution

The article considers problems of higher educational institutions administration. The author considers the content of a category «long less competitiveness of high school». The content of structure business functions for enhancing higher educational institution long less competitiveness in the market educational services.

Текст научной работы на тему «Особенности управления конкурентоспособностью высшего учебного заведения»

УДК 338: 378

С. А. Мохначев

Удмуртский филиал Московской финансово-промышленной академии ул. Ленина, 101, Ижевск,426072,Россия E-mail: msa_ufmfpa@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

В статье рассматриваются проблемы управления высшим учебным заведением, содержание категории «конку-рентоустойчивости вуза», раскрывается структура бизнес-функций по повышению конкурентоустойчивости вуза на рынке образовательных услуг.

В последние годы проблемой управления конкурентоспособностью вуза активно занимаются ученые различных научных направлений. Актуальность научных работ по этой тематике продиктована происходящими в стране социально-экономическими преобразованиями, развитием сектора негосударственных высших учебных заведений в сфере отечественного высшего образования, вхождением России в единое образовательное пространство.

Анализ литературных источников позволил выявить отсутствие единого подхода к определению понятия «конкурентоспособность вуза», однако терминология, единообразное понимание смысла важны не только с научной точки зрения, но и для получения практического результата.

В конце XX в. Н. И. Пащенко определил конкурентоспособность вуза как «его настоящие и потенциальные способности (возможности) по оказанию соответствующего уровня образовательных услуг, удовлетворяющих потребности общества при подготовке высококвалифицированных специалистов, а также потребности по разработке, созданию и реализации научно-методической и научно-технической продукции как в настоящее время, так и в будущем» [1. С. 89].

Однако в условиях демократизации общественной жизни особую социально-политическую значимость приобретает задача удовлетворения интересов, прежде всего, личности. Данная концепция получила отражение в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», где в ч. 2 ст. 8 закреплено, что одной из основных задач высшего учебного заведения является удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования. Вышеприведенное определение конкурентоспособности вуза указывает только на приоритетность общесоциальных интересов.

Более того, в данном определении автор также не учитывает сравнительные преимущества вуза по качеству, цене оказываемых услуг, его имиджевые, финансовые и другие показатели. Способность оказывать образовательные услуги (создавать и реализовывать услуги) еще не означает, что вуз будет способен противостоять реальным конкурентам и обеспечивать достаточный уровень конкурентоспособности своих образовательных программ.

По определению И. Б. Романовой, «конкурентоспособность - это свойство высшего учебного заведения, определяющее долю релевантного рынка образовательных услуг, принадлежащих данному вузу, и возможность препятствовать перераспределению рынка в пользу других субъектов» [2. С. 61]. В этом определении учитывается релятивизм категории «конкурентоспособность» и ее динамический характер. Можно утверждать, что конкурентоспособность является ведущим показателем хозяйственно-экономической деятельности вуза, определяющим его настоящее и перспективное состояние на выбранных им сегментах рынка.

^БЫ 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2007. Том 7, выпуск 3 © С. А. Мохначев, 2007

Р. А. Фатхутдинов отмечает, что конкурентоспособность вуза - это «его способность: 1) готовить специалистов, выдерживающих конкурентную борьбу на конкретном внешнем или внутреннем рынке труда; 2) разрабатывать конкурентоспособные новшества в этой области; 3) вести эффективную воспроизводственную политику во всех сферах своей деятельности» [3. С. 37].

В работе «Конкурентоспособность вуза как объект управления» нами предлагается рассматривать конкурентоспособность высшего учебного заведения как комплексную характеристику вуза за определенный период времени в условиях конкретного рынка, отражающую превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей - финансово-экономических, маркетинговых, материально-технических, кадровых и социально-политических, а также способность вуза к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды [4. С. 71].

В данном определении сделан акцент на следующих признаках, отражающих сущностное содержание понятия «конкурентоспособность вуза»:

- превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей;

- функционирование вуза в бескризисном режиме;

- способность своевременной адаптации вуза к изменяющимся условиям внешней среды.

Данная трактовка, на наш взгляд, наиболее полно раскрывает сущность понятия конкурентоспособности.

Вместе с тем в современной экономической науке происходит кардинальное переосмысление категории конкурентоспособности организации, связанное с трансформацией современной системы хозяйствования в грядущую стадию экономического развития общества - экономику знаний.

Принципиально важным для дальнейшего формирования концептуальных взглядов на развитие конкурентоспособности является выделение Г. Б. Клейнером [5. С. 32] в экономике знаний ряда особенностей, среди которых в контексте данной статьи значимыми являются следующие:

- сочетание соперничества и сотрудничества между агентами на рынке знаний (если в экономике материальных благ важна конкурентоспособность производителей, то в экономике знаний - способность к сотрудничеству, т. е. конкордоспособность);

- вместо конкуренции предприятий и корпоративных конфликтов - «коокуренция» и «кон-кооперация».

Сочетание конкуренции и кооперации, сочетание сотрудничества и соперничества - это принципиально новый момент, на который Г. Б. Клейнер хотел бы обратить внимание, поясняя при этом, что конкуренция - лишь одна сторона медали. «Да, конкуренция важна, но не всеобъемлюща. Без кооперации, так же как и без конкуренции, невозможно существование современной экономики вообще и экономики знаний тем более» [Там же].

С этих позиций, на наш взгляд, целесообразно при оценке экономического долголетия субъектов рыночных отношений применять понятие конкурентоустойчивости организации. Вуз как субъект хозяйствования стремится не просто стать конкурентоспособным, но и достичь состояния ее устойчивости, т. е. оценивается динамический и долгосрочный аспект его способности к конкуренции. Исследователями отмечается [6. С. 20], что «в стратегической перспективе с учетом макроэкономических, политических, социальных и экологических аспектов, конкурентоспособность поднимается до стратегической устойчивости». Перенос акцентов развития вуза на стратегические горизонты отражает значение устойчивости как динамической характеристики современного вуза. Она в этом контексте предполагает достижение устойчивости управляемости системой хозяйственно-экономической деятельности вуза, качества реакции структуры на изменения внешней среды с целью недопущения развала системы хозяйственно-экономической деятельности вуза, выхода параметров ее функционирования за первоначально определенные рамки в пространстве и во времени. Поэтому конкурентоустойчивость вуза складывается в результате реализации способности вуза создавать, развивать и сохранять в стратегическом периоде конкурентные преимущества, т. е. как распределенная во времени конкурентоспособность.

С учетом специфики новых условий деятельности вуза нами предлагается конкретизировать содержание понятия «конкурентоустойчивость вуза» следующим образом: конкуренто-устойчивость вуза - его реальная и потенциальная способность в течение длительного време-

ни превосходить соперников, постоянно совершенствуя, развивая ключевые бизнес-процессы в соответствии с разработанной стратегией и тенденциями конкретного сегмента рынка, опираясь на эффективное использование имеющихся ресурсов с учетом изменяющихся требований внешней среды (предпочтений потребителей, изменений в законодательстве и т. п.) и долгосрочное сотрудничество с партнерами.

Процессы партнерского сотрудничества требуют особого внимания управленцев, так как благодаря им реализуются долгосрочные и взаимовыгодные отношения двух и более партнеров, признающих общие цели и ценности и готовых совместно действовать для их достижения, выделяя для этого необходимые ресурсы и создавая (используя) общие стержневые компетенции. Есть все основания утверждать, что возрастающая роль указанных процессов для любого вуза, их новизна, сложность и разнообразие создают реальную основу для их агрегирования на уровне особого вида деятельности. Это означает формирование новых бизнес-процессов, ориентированных на создание ценностей для постоянных партнеров, оказание им особых услуг на взаимовыгодных условиях.

Формы партнерства могут быть весьма разнообразными в зависимости от конкретных целей и задач, которые партнеры ставят перед собой. Участниками партнерства могут быть как юридические, так и физические лица, официально подтвердившие свою заинтересованность в одной или нескольких формах сотрудничества.

Опыт Московской финансово-промышленной академии (МФПА) воплощен в моделях и горизонтальной и вертикальной интеграции. В системе высшего профессионального образования целесообразность партнерских отношений между вузами продиктована тем, что отнюдь не каждому вузу экономически выгодно, к примеру, держать собственную полиграфическую базу или разрабатывать в одиночку электронные учебные курсы. В итоге взаимодействия один выступает заказчиком, а другой - исполнителем работ (полиграфических, по формированию общего учебно-методического ресурса и т. п.).

В развитии наиболее распространенной модели вертикальной интеграции «школа - вуз», на основе которой школы и вузы реализуют множество образовательных программ: от подготовки в вуз до углубленного изучения ряда специальных дисциплин на базе школы с последующим обучением в вузе по индивидуальному плану, МФПА проведена колоссальная работа по выверке дидактических единиц образовательных программ различного образовательного уровня [7]. В результате этого профильное обучение в школе прекрасно дополняется параллельным освоением программы среднего профессионального образования (разумеется, не в полном объеме), во всяком случае если речь идет о социально-экономическом профиле.

Кроме этого, реализуемая МФПА идея ресурсного центра или сетевой организации таковых превосходно распространяется на все уровни образования. Особую актуальность приобретает идея ресурсного центра в сфере обучения с использованием новых информационных образовательных технологий (e-learning), поскольку разработка электронных учебных курсов - воистину дорогое удовольствие. И обмен курсами, и разработка «общих» курсов силами межвузовских авторских коллективов способны существенно снизить издержки на формирование контента образовательной программы.

В перспективе необходимо формировать стратегические альянсы, включающие партнерство школ, различных вузов, работодателей и местных органов государственной власти и управления. Последние должны отвечать за государственные приоритеты в части подготовки специалистов. Указанные отношения существенно отличаются от обычных рыночных отношений, при которых вуз, продавая образовательные услуги, должен подстраиваться под текущие запросы, предпочтения и интересы клиентов, не всегда представляющих себе перспективные тенденции рынка труда.

В настоящее время во многих вузах практически не сформированы подсистемы стратегического менеджмента, поэтому решение задачи выявления и систематизации бизнес-функций по повышению конкурентоустойчивости вуза на рынке образовательных услуг приобретает особую актуальность.

Для увеличения конкурентоустойчивости вуза на рынке образовательных услуг необходимо реализовывать комплекс бизнес-функций, нацеленных, прежде всего, на наиболее приоритетные для потребителей цели.

В ходе исследования на основе изучения теории и практики конкурентоспособности отечественных вузов установлено [8. С. 21], что перечень требований контрагентов в значительной степени совпадает:

- качество предоставляемых услуг;

- имидж учебного заведения, а в некоторых случаях и самой услуги;

- ассортимент предоставляемых услуг (как в смысле широты, так и в смысле глубины);

- цена услуг, включая систему скидок;

- предоставляемый сервис, т. е. материальное обеспечение учебного и научного процесса, система культурно-бытовых объектов, общежитий и т. д.

Следовательно, структуру бизнес-функций современного вуза можно представить как совокупность шести блоков: блок бизнес-функций обеспечения ассортимента услуг; качества; имиджа; сервиса; блок бизнес-функций ценообразования; партнерского сотрудничества. В рамках данной статьи приведем возможные элементы последнего блока:

- поиск потенциальных партнеров;

- реализация совместных программ и проектов;

- сопровождение карьерного роста выпускников;

- оказание корпоративных партнерских услуг;

- привлечение спонсорской поддержки;

- управление стратегическим партнерством.

Предлагаемая структура бизнес-функций, реализованная в системе стратегического менеджмента МФПА, не претендует на полноту, однако она в достаточной мере иллюстрирует те возможности, которые могут использовать современные вузы для повышения своей конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современных российских условиях возможен переход к управлению конкурентоустойчивостью вуза.

Список литературы

1. Пащенко Н. И. Конкурентоспособность вузов и стратегии их деятельности в условиях региональной конкуренции: Дис. ... канд. экон. наук. Уфа, 1999. 141 с.

2. Романова И. Б. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения. Ульяновск, 2005. 140 с.

3. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 37-38.

4. Лазарев В. А., Мохначев С. А. Конкурентоспособность вуза как объект управления: Мо-ногр. Екатеринбург: Изд. дом «Пригородные вести», 2003. 160 с.

5. Клейнер Г. Микроэкономика знаний и мифы современной теории // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 32-37.

6. Бараненко С. П., Шеметов В. В. Стратегическая устойчивость предприятия. М.: ЗАО «Центрполиграф», 2004. 493 с.

7. Лукашенко М. «Коокуренция» на рынке образовательных услуг // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 47-56.

8. Мохначев С. А., Любимов И. С. Управленческие решения по повышению конкурентоус-тойчивости регионального вуза на рынке образовательных услуг // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. 2006. № 7. С. 20-22.

Материал поступил в редколлегию 07.07.2007

S. A. Mokhnachev

Peculiarities of Management Competitiveness of Higher Educational Institution

The article considers problems of higher educational institutions administration. The author considers the content of a category «long less competitiveness of high school». The content of structure business functions for enhancing higher educational institution long less competitiveness in the market educational services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.