Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
298
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Аншба Ясмина Муратовна

В статье рассматривается актуальный вопрос формирования культуры управления на базе активно внедряемых в повседневную жизнь цифровых технологий. Автор приводит ряд определений понятия «управленческая культура», анализирует культуру управления в государственной и муниципальной службе, выявляет роль цифровизации в процессах становления управленческой культуры. Выявляются основные направления развития управленческой деятельности в рамках применения цифровых технологий во многих сферах жизни. В процессе цифровизация упрощаются такие вопросы, как открытость и прозрачность работы структур, измерение уровня качества государственного управления, а также возможность взаимодействия с государственными органами власти. Цифровые технологии в социальном управлении реализуются в моделях «умного регулирования» (smart regulation), которые включает регуляторные и охранительные функции государства, внедряемые в практику современного менеджмента. Говорить об уровне результативности в контексте цифровых трансформаций и преобразований можно только при условии, когда внедрение цифровых технологий в работу государственных и муниципальных структур можно оценить по уровню их результативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGERIAL CULTURE IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

The article deals with the topical issue of the formation of a management culture based on actively implemented digital technologies in everyday life. The author gives a number of definitions of the concept of «managerial culture», analyzes the management culture in the state and municipal service, identifies the role of digitalization in the processes of formation of managerial culture. The main directions of development of management activities within the framework of the use of digital technologies in many spheres of life are identified. In the process of digitalization, issues such as openness and transparency of the work of structures, measuring the level of quality of public administration, as well as the possibility of interaction with public authorities are simplified. Digital technologies in social management are implemented in «smart regulation» models, which include regulatory and protective functions of the state, implemented in the practice of modern management. It is possible to talk about the level of effectiveness in the context of digital transformations and transformations only if the introduction of digital technologies into the work of state and municipal structures can be assessed by the level of their effectiveness.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

■ ■ ■ Управленческая культура в условиях цифровизации Аншба Я. М.

Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. Москва, Российская Федерация.

Аннотация. В статье рассматривается актуальный вопрос формирования культуры управления на базе активно внедряемых в повседневную жизнь цифровых технологий. Автор приводит ряд определений понятия «управленческая культура», анализирует культуру управления в государственной и муниципальной службе, выявляет роль цифровизации в процессах становления управленческой культуры. Выявляются основные направления развития управленческой деятельности в рамках применения цифровых технологий во многих сферах жизни. В процессе цифровизация упрощаются такие вопросы, как открытость и прозрачность работы структур, измерение уровня качества государственного управления, а также возможность взаимодействия с государственными органами власти. Цифровые технологии в социальном управлении реализуются в моделях «умного регулирования» (smart regulation), которые включает регуляторные и охранительные функции государства, внедряемые в практику современного менеджмента. Говорить об уровне результативности в контексте цифровых трансформаций и преобразований можно только при условии, когда внедрение цифровых технологий в работу государственных и муниципальных структур можно оценить по уровню их результативности.

Ключевые слова: управленческая культура, организационная культура, социальное управление, культура, социальное взаимодействие, управление, цифровизация.

Для цитирования: Аншба Я. М. Управленческая культура в условиях цифровизации // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 7. №1. 2022. С.74-87.

Сведения об авторе: Аншба Ясмина Муратовна. Аналитик второй категории, Правительство Москвы «Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы». Адрес: 125009, г. Москва, Никитский пер., д. 5, стр. 6. E-mail: yanshba@mail.ru

Статья поступила в редакцию: 23.01.2022. Принята к печати: 26.03.2022. Введение

Все что нас окружает, вся человеческая деятельность является ничем иным, как процессом управления. Именно благодаря управлению получается координировать и развивать. Именно он является определенным двигателем процесса. Поскольку любое управление - это результат общественного процесса, то в широком смысле оно обладает своим определенным культурным содержанием [Павлова: 1059].

Все, что человечество уже знает и узнает, откладывает свой отпечаток на все, что делает организация: на принцип ее работы, на принцип ее развития, куда двигаться, что и как делать. Процесс управления не является исключением. «Использование достижений мировой культуры и ее национального своеобразия, ориентация на Истину, Добро и Красоту, духовность и общечеловеческие ценности становятся характеристиками самих организаций, факторами управления ими» [Васьков:. 11].

В современном мире любая управленческая деятельность выполняется в соответствии с культурными ценностями социума, страны, общества [Волгин, Охотский, Попов, Шарков]. Благодаря правильной управленческой культуре повышается уровень цивилизованности и соответствующего взаимодействия на предприятии и в обществе. То, в каком состоянии находится управленческая деятельность организации, отражает прогресс человечества и роль культуры в человеческой жизни [Павлова: 1059].

Интеграция управленческой культуры в общественные отношения

Термин «управленческая культура» имеет множество определений. Из-за большого количества аспектов данного понятия, выделить что-то одно невозможно.

К. Шольтс отмечал, что управленческая культура представляет собой неявное, невидимое и неформальное сознание организации, которое управляет поведением людей и в свою очередь само формируется под воздействием их поведения [Дудаев: 352].

Говоря о выросшей популярности понятий «корпоративная» и «организационная культура», можно упомянуть мнение Э. Шейна, который говорил о том, что данные виды культуры помогают организации разобраться во внутренних и внешних механизмах работы предприятия. Управленческая культура также интегрирована в обычную жизнь общества [Шейн: 181].

У любого бизнеса возникают вопросы по культурному управлению. Как утверждал исследователь Э. Шейн эти вопросы звучат так: «Как справиться с агрессией внешней среды?» и «Как справиться с разрушениями внутри организации?». Также научный деятель утверждал, что культура управления должна отвечать на эти вопросы.

Для того, чтобы предприятие работало бесперебойно, оно должно быть единым организм внутри и как единый организм активно бороться с внешними угрозами [Киреева]. Чтобы организация могла называться единым организмом, есть несколько требований:

1. Эффективные деловые отношения между сотрудниками.

2. Все сотрудники должны принимать участие в принятии решений по преодолению проблем.

3. Все сотрудники должны привносить свой вклад в поиск эффективных способов работы организации.

По мнению Э. Шейна, управленческая культура - это комплекс базовых предположений, изобретенный, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции. Необходимо, чтобы этот комплекс функционировал достаточно долго, подтвердил свою состоятельность, и потому он должен передаваться новым членам организации как «правильный» образ мышления и чувств в отношении упомянутых проблем.

Таким образом, управленческая культура - это совокупность ценностей, убеждений, отношений, общих для всех сотрудников данной организации, предопределяющих нормы их поведения. Они могут не быть четко выражены, но при отсутствии прямых инструкций определяют способ действия и взаимодействия людей и в значительной мере влияют на ход выполнения работы и на характер жизнедеятельности организации.

Управленческая культура - это основной компонент в достижении управленческих целей, повышении эффективности организации и управлении инновациями. Главная цель управленческой культуры - обеспечение внешней адаптации и внутренней интеграции организации за счет совершенствования управления персоналом.

Управленческая культура может, как помогать организации, создавая обстановку, способствующую повышению производительности и внедрению новых знаний и технологий, так и работать против организации, создавая барьеры, препятствующие выработке и реализации управленческой стратегии. Эти барьеры включают сопротивление любым изменениям и неэффективные коммуникации.

Культура управления затрагивает многие предметные научные области познания: политику, экономику, социологию, педагогику, культурологию, философию, психологию и др. Это говорит о том, что данный термин довольно распространен и многогранен в изучении.

Вопрос культуры управления в рамках государственного и муниципального управления является таким же актуальным. Более того, он рассматривается исследователями в рамках отдельной научной категории.

Факторами, влияющими на формирование и становление управленческой культуры в государственной и муниципальной службе, становятся общественное мнение, менталитет и национальный вопрос. Должностные лица, работающие в органах государственного управления, относятся к отдельной категории сотрудников. Именно они становятся «лицом» государственных органов и всего государственного аппарата, основной задачей которого становится верное и постоянное функционирование государства, а также выполнение определенных задач и функций, стоящих перед ним. Можно сделать вывод о том, что данные сотрудники обязаны соответствовать ряду определенных гражданско-

правовых характеристик, которые, в свою очередь, должны определять само государство и отдельные органы государственной власти. Отдельно стоит отметить тот факт, что государственным служащим разрешено пользоваться некоторыми государственными ресурсами, позволяющими действовать в рамках интересов государства. Это могут быть человеческие, экономические, правовые, военные, организационные и иные виды ресурсов [Колмыкова: 78].

История и стратегия цифровизации управления

С долей условности началом цифровизации в управлении можно считать собственно появление счета, когда первые знаки и символы стали использоваться для решения утилитарных задач первобытного общества. С тех времен и до сегодняшних дней человек опирался на расчеты, исчисления, которыми оперировал исходя из решаемых задач выживания и развития общины, племени, государства: использование расчетов применялось как в учете результатов охоты, земледелия, трофеев так и в сложных астрономических вычислениях движения небесных тел, строительстве, расчетах маршрутов географических путей, и так далее. Применение счета, точных вычислений и расчетов как начальной модели цифровых технологий в управленческой деятельности оказало значительное влияние на процесс организации и развития социальной структуры [Шарков, Комарова].

Целенаправленное и осознанное субъектом воздействие на объект представляется сущностью управления, которое в рамках этой статьи будет определено как «функция организмов различной природы (биологических, социальных, технических), которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы или сознательно поставленную цель». Традиционно управление подразумевает три направления воздействия, когда в качестве объекта принимается:

1) неживая природа (технические системы);

2) биологические системы;

3) социальные системы (общество) [Ануфриев: 85].

Очевидно, что в управленческой деятельности инструментарий не только применяется для решения определенных задач, но и сам оказывает влияние на процесс управления. То есть, характеристики инструмента и условия его применения способны оказывать влияние на совокупность (систему, под которой мы упрощённо понимаем субъект, объект, их целенаправленное взаимодействие).

Поскольку культура определенной организации задает ее собственную стратегию развития, стоит предположить, что с изменением самой стратегии в организации поменяется собственная культура. Особенно важной организационная культура становится в моменты, когда экономика движется по максимально непредсказуемой и тяжелой

траектории движения, что является высшей точкой в уровнях дестабилизации любой - глобальной, национальной или иной - экономики.

По мнению Слепцовой Е.В., понять ценность организационной культуры в этот период возможно по следующим факторам:

- Компании, у которых хорошо развита организационная культура, сотрудничают с опытными работниками, благодаря чему держат низкий показатель текучести кадров;

- Работа внутри коллектива: делается все возможное, чтобы сотрудникам было комфортно работать, не было тревожности, нервозов и конфликтов;

- Положительный имидж компании для клиентов и партнеров [Слепцова: 48].

Основные факторы цифровизации

Вопрос мировой цифровизации очень актуален на сегодняшний день. В России вопрос внедрения цифровых технологий в управленческую и организационную культуру изучается мало, чем обусловлено малое количество публикаций на данную тематику. Современное научное сообщество провело ряд исследований, касающихся аспектов, влияющих на переформирование управленческо-организационной культуры. Среди них были выделены основные факторы:

1. Влияние внешней среды. Быстрая изменчивость является наиболее точный описательной характеристикой для внешней среды, так как в информационном обществе любая входящая информация имеет свойство быстро устаревать, что, в свою очередь, заставляет, активно искать информацию по всем (политическим, экономическим, культурным, социальным, демографическим и т.д.) факторам внешней среды. Именно поэтому культура организации должна подстраиваться под условия внешней среды, становясь гибкой и адаптивной к любым условиям, возникающим извне. Стратегии развития любой организации напрямую зависят от управленческой культуры точно так же, как организационная культура изменяется в соответствии с изменениями, касающимися стратегии развития организации. Но необходимо сказать о том, что стратегии, направленные на активное развитие компаний, меняются гораздо чаще, чем общая организационно-управленческая культура, которую невозможно решить единственным решением руководства организации. Обновленные порядки и правила, применяемые в организациях, внедряются целенаправленно, но постепенно. От реакции сотрудников компании зависит, приживутся ли новые правила в компании, поскольку решения сотрудников также являются неотъемлемой частью организационной и управленческой культуры любой организации. [Киреева, Шарков]. По результатам научных исследований можно проследить следующую тенденцию: руководители компаний вводят изменения в компанию постепенно и наблюдают за реакцией. В результате

ведется учет коллективной реакции на изменения, рассматриваются реакции каждого отдельного члена коллектива. Данные изменения принято называть устойчивостью [Руденко: 154]. Можно сделать вывод о том, что устойчивость и адаптивность как неотъемлемые параметры организационной культуры могут вступать в определенные противоречия друг с другом.

2. Ценностное целеполагание. Каждая компания обладает собственной стратегией развития, формулирует ключевую миссию организации, а также ставит перед собой ряд целей и задач, необходимых для выполнения. Современные организации сталкиваются с проблемой принятия внедряемых изменений и инноваций, которая напрямую исходит от сотрудников компании. В этом случае применяются известные многим приемы убеждения, которые, в свою очередь, позволяют объединить сотрудников в определенный круг единомышленников. Миссия и стратегия организации должны быть четко и грамотно простроены и сформулированы, чтобы каждый сотрудник компании знал конечную поставленную цель.

3. Мотивация для сотрудников. Для грамотного выстраивания мотивации каждого отдельного сотрудника применяются различные методики:

— происходит периодическое стимулирование сотрудников премиальными выплатами. В условиях цифровизации появились новые профессии (фриланс, аутсорсинг и др.), которые вознаграждаются не всегда справедливо, поскольку частичная или полная удаленная работа влияют на рабочий график, определенный рабочий функционал, а также потерю определенной доли знаний и навыков, необходимых для применения на работе. Одной из ведущих проблем является полное отсутствие каких-либо социальных гарантий;

— налаживаются взаимоотношения внутри коллектива, взаимодействие разделяется на официальное и неформальное. Применение дистанционных технологий и удаленной работы негативно влияет на выстраивание определенного «климата» в компании, поскольку появляются уходящие и приходящие сотрудники, а также те, кто постоянно работают в удаленном формате. Традиционные методы мотивации в данном случае теряют свою актуальность и эффективность;

— дается возможность профессионального и карьерного роста внутри организации. В период развития пандемии, вызванной Соу1ё-19, большое количество компаний сократили подобную возможность внутри себя, тем самым застопорив процесс развития и переформирования персонала. Непонимание дальнейших перспектив и неопределенность в векторе дальнейшего развития организации позволяют работодателям смело отказываться от расходов, запланированных на обучение сотрудников [Слепцова: 47].

Цифровизация как фактор социализации

В социальном управлении субъект-объектные отношения носят особенный характер, поскольку в качестве объекта выступает личность, гражданин, социальная группа, общество в целом. Структурное сопряжение субъектов коммуникации системы возникает на основе опыта участвующих в коммуникации субъектов и само является таким опытом (практикой) [Кириллина: 174]. Положительное отношение объекта к управленческому воздействию может быть поддержано объектом -социумом, что способно вызвать синергетический эффект. Если же внешнее воздействие воспринимается отрицательно, то ответной реакцией будет сопротивление и предпосылки к конфликтам, которые регулируются компромиссами, коммуникациями и выработкой таких управленческих решений, которые могут и должны отражать интересы обеих сторон.

Выделим существенную особенность: наличие и способность объекта иметь и выражать собственные интересы переводят субъект-объектные отношения в субъект-субъектные. Используемые в таких отношениях инструменты и технологии оказывают влияние на содержание и перспективы субъект-субъектных отношений, что в полной мере относится и к цифровым технологиям [Назарова: 55].

В последние годы наблюдается тенденция активного внедрения цифровых технологий в современную социальную жизнь. В свою очередь, это оказывает сильное влияние на увеличение дистанции между разными поколениями. И это влияет не только на семейные и межличностные отношения, но также и на рабочие, отраслевые и межинституциональные взаимодействия отдельных субъектов общества. На сегодняшний день любые сайты и онлайн-платформы, создаваемые на базе социальных сетей, являются своеобразными сервисами, предназначаемыми для социального взаимодействия людей. Поскольку в интернете существует большое количество разнообразных способов и площадок для обмена актуальной информацией, можно говорить о формировании так называемой кибернетической власти или просто кибервласти. Она формируется путем создания сложной системы ресурсов, которые крутятся вокруг создания и обмена информацией в информационном пространстве, а также поддержка контроля цифровой информации. Кибернетическая власть постепенно трансформируется во властную гегемонию, т.е. власть, берущая под контроль все киберпространство.

Помимо психологии и социологии исследователи из многочисленных смежных наук изучают актуальный вопрос формирования образа мысли и системы современных коммуникаций. Ведущие социологи предполагают, что для гуманистических преобразований в современном обществе необходима методологическая основа в формате цифрового переворота. Это, в свою очередь, позволит комплексно изучить социальные аспекты всех возможных преобразований.

Одним из наиболее значимых факторов социализации единиц современного общества становится глобальная отрасль с цифровизацией, которая внедряется в политические, экономические и социальные процессы. Если молодежь воспринимает все изменения и преобразования как естественные переформирования в обществе, то старшему поколению сложно воспринимать все более новые цифровые технологии, внедряемые в нашу повседневную жизнь [Шарков, Назарова, Жуков: 53].

Цифровая трансформация государственного и муниципального управления

Необходимо сформулировать ключевые цифровые преобразования, формирующиеся на государственном уровне на территории Российской Федерации. К ним, прежде всего, относятся [Халин: 51]:

— расширение экономического пространства;

— формирование единого экономического пространства;

— поддержание корректного функционирования актуальных экономических зон;

— поддержка активного формирования новых интернет-технологий;

— рост вычислительной мощности процессоров;

— расширение зоны использования и применения мобильных устройств;

— внедрение в повседневную жизнь социальных сетей и платформ, работающих на их основе (онлайн-сервисы, веб-сайты и т.д.);

— создание цифровых стартапов, создающих высокий уровень конкуренции традиционным предприятиям;

— применение цифровой информации в целях преобразования и улучшения цифрового пространства в рамках мировой экономики.

Уровень государственного и муниципального управления в современном обществе, прежде всего, зависит от скорости перехода к цифровому правительству. Прежде всего, уделяется большое внимание уровню производительности и эффективности на начальном уровне цифровизации в решении государственных вопросов. Также при оценивании результативности работы правительства увеличивается роль адаптации определенного набора государственных услуг, реализуемых в цифровом пространстве ввиду запроса общества или отдельных индивидов [ОЭСР: 22].

Зарубежные исследователи, активно изучая вопрос цифровой трансформации общества, делают вывод о том, что данный процесс необходим в современности для реализации определенных государственных инициатив по цифровизации [Lmdgren, Veenstra: 133]. Результативность цифровизации измеряется либо в характеристиках общественно-значимых результатов, либо в составе получаемых

результатов. Также не стоит забывать о субъективных оценках результативности, которые фиксируются благодаря использованию категории общественной ценности.

Существует классификация преобразования государственных и муниципальных структур в рамках внедрения цифровизации и цифровой трансформации. Благодаря глубокому анализу экспертами ОЭСР были выделены три основных этапа:

- происходит активное внедрение цифровых технологий в традиционные сферы государственного управления с целью повышения уровня эффективности выполняемых задач, а также в целях управления необходимыми данными информацией;

- в рамках улучшения работы государственного управления происходит внедрение так называемого электронного правительства, основанного на постоянном использовании интернет-технологий и внедрении основных механизмов цифровизации;

- в процессе использования внедренных в государственные структуры цифровых технологий происходит получение обратной связи в контексте предоставления государством определенного набора услуг и процедур. В рамках работы цифрового правительства определяются основные вектора развития цифровой и интернет-работы правительственных структур [ОЭСР: 41].

Цифровые технологии в социальном управлении

Цифровые возможности сбора, анализа, трансляции обработки информации, цифровая форма представления объектов, формирование виртуального пространства и его отражение в динамике в заданном направлении предоставляют невероятные возможности для цивилизации. Возможности представления объектов в 3D исполнении позволяют решать сверхсложные задачи в любых сферах - от проектирования и технологии создания новых машин, механизмов, зданий и т.д., до диагностики, замены, ремонта или устранения угрозы катастроф и аварий. А с разработками в области искусственного интеллекта диапазон таких задач расширяется безгранично. Стали обычным явлением применение цифровых технологий в решении задач обеспечения безопасности на объектах, несущих повышенную опасность (химическую, экологическую, радиационную и др.). Современное проектирование в авиации, космонавтике, приборостроении, строительстве и любых других областях производства невозможно без применения цифровых технологий, их использование в метеорологии, материаловедении, экологии и др. позволяет на основе анализа массива полученных данных прогнозировать развитие исследуемых процессов.

Цифровые технологии в социальном управлении реализуются в моделях «умного регулирования» (smart regulation), которые включает регуляторные и охранительные функции государства, внедряемые в

практику современного менеджмента [Gunningham, Grabosky: 17]. Однако наряду с возможностями, цифровые технологии несут серьезные риски. Особенное значение эти риски приобретают в социальном управлении, когда речь идет о безопасности и сохранении собственно человека, как личности, носителя индивидуальности во всем ее сложном и противоречивом многообразии. Поскольку обладание индивидуальными данными позволяет манипулировать поведением и выборами личности. Понимание нарождающихся угроз порождает новые, повышенные требования к субъекту управления, к организации управленческой деятельности, безопасности работы в цифровом пространстве, к особенностям разработки и реализации цифровых технологий [Шарков, Юдина].

Заключение

Теоретические разработки цифровизации экономического и социального пространства одного из основоположников данного направления Д. Тапскотта [Тапскотт: 69] в концентрированном виде представлены в его концепции. Кратко ключевые представления в терминах цифрового будущего выглядят следующим образом:

- личность, эффективно пользующаяся данной ей возможностью (то есть человек, который развивается, используя доступные ему технологии);

- коллектив какой-либо компании, работающий на основе компьютерных технологий;

- определенная группа людей компании, решающая какую-либо внутреннюю проблему организации (должны знать внутреннюю информационную структуру);

- компания, которая может с помощью компьютерной сети связываться с другими организациями;

-цифровое сообщество.

Взаимодействие и взаимопроникновение всех элементов формируют новую организационную структуру и новое содержание собственно управленческого процесса. Сложность и актуальность проблематики цифровизации рассматривает в своих трудах С.А. Кравченко [Кравченко: 400] с точки зрения национальной безопасности, исходящих от киберугроз, функционирования социальных сетей, распространения цифрового надзора и внедрения искусственного интеллекта в средства насилия.

Источники

Ануфриев Е.А. (1999). Понятие «социальное» и предмет социального управления // Проблемы социального управления: сб. ст и материалов [Конференция]. Москва: РАГС.

Васьков, М. А. (2010). Теоретико-методологические подходы к анализу управленческой культуры//Россия реформирующаяся: Ежегодник-2010 / Рос. акад.

наук, Ин-т социологии; ред. кол.: М. К. Горшков (отв. ред.) и др. М.: Новый хронограф. С. 61-75.

Волгин НА., Охотский Е.В., Попов Ю.Н., Шарков Ф.И. (2012). Основы социального государства. Москва/ Сер. Высшее профессиональное образование.

Дудаев Г.С-Х. (2014). Компетентностный подход и понятие «управленческая компетентность» в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов государственного управления // Фундаментальные исследования. № 6-2. С. 350-354.

Киреева О. Ф. (2014). Коммуникационный консалтинг во внешней и внутренней среде организации // Управление ассортиментом, качеством и конкурентоспособностью в глобальной экономике: Сборник статей V Международной заочной научно-практической конференции (26 мая 2014 г.), Чебоксары. Чебоксары: ЧКИ РУК. С. 2831. - EDN UFSQCN.

Киреева, О.Ф., Ф. И. Шарков (2021). Новые цифровые технологии в профессиональной коммуникации // Коммуникология: электронный научный журнал. 2021. Т. 6. № 2. С. 45-64. - EDN YMNAJE.

Кириллина Н.В. (2020). Источники неопределенности и применение итеративного подхода в управлении интерактивной коммуникацией в сети // Коммуникология. Том 8. No4. C. 172-179.

Колмыкова М. А. (2019). Управленческая культура: многообразие теоретических подходов / М. А. Колмыкова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. № 12. С. 75-78.

Кравченко С.А. (2019). Социология в движении: востребованность гуманистического цифрового поворота (на англ. яз.). Sociology on the Move: The Demand for Humanistic Digital Turn // Вестник Российского университета дружбы народов. Т. 19. No 3. С. 397-405.

Назарова Е.А. (2020). Методологические основы цифровой трансформации повседневности // Социологический альманах, материалы XII Орловских чтений. Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС. С. 53-56.

Павлова, Е. В. (2015). Управленческая культура: понятие, сущность, основные черты / Е. В. Павлова // Молодой ученый. № 10 (90). С. 1059-1061.

Руденко Д.С. (2018). Особенности организационной культуры в условиях развития цифровой экономики // Вестник Челябинского государственного университета. Экономические науки. № 12 (422). С. 153-156.

Слепцова, Е. В. (2021). Трансформация организационной культуры в условиях цифровой экономики / Е. В. Слепцова // Общество: политика, экономика, право. № 11(100). С. 46-50.

Стэндинг Г. (2014). Прекариат: новый опасный класс. М. 328 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тапскотт Д. (1999). Электронно-цифровое общество / пер. с англ. И. Дубинский. Киев: INT Пресс.

Халин В. Г. (2018). Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски / В. Г. Халин, Г. В. Чернова // Управленческое консультирование. №10. С. 46-62.

Шарков Ф.И., Комарова Л.В. (2014). Коммуникация: деловое общение, коммуникативные техники и технологии//Коммуникология. Т. 6. № 4. С. 13-26.

Шарков Ф.И., Назарова Е.А., Жуков А.В. (2020). Цифровая грамотность населения и сетевые коммуникации: социологическое измерение// Коммуникология. Том 8. №3. С. 52-62.

Шарков Ф.И., Юдина Е.Н. (2013). Регулирование отношений в современном медиапространстве//Коммуникология. Т. 1. № 1. С. 36-43.

Шейн Э. X. (2002). Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. СПб: Питер. 336 с.

Gunningham N., Grabosky P., Sinclair D. (1998). Smart Regulation: Designing Environmental Policy. Oxford: Oxford University Press.

Lindgren I., Veenstra A.F. (2018). Digital government transformation: a case illustrating public e-service development as part of public sector transformation//dgo '18 Proceedings of the 19th Annual International Conference on Digital Government Research.

OECD. Digital Government Strategies for Transforming Public Services in the Welfare Areas. OECD Publishing, Paris. 2016.

■ ■ ■ Managerial culture in the context of digitalization Anshba Ya. M.

The complex of urban planning policy and construction of the city of Moscow. Moscow, Russian Federation.

Abstract. The article deals with the topical issue of the formation of a management culture based on actively implemented digital technologies in everyday life. The author gives a number of definitions of the concept of «managerial culture», analyzes the management culture in the state and municipal service, identifies the role of digitalization in the processes of formation of managerial culture. The main directions of development of management activities within the framework of the use of digital technologies in many spheres of life are identified. In the process of digitalization, issues such as openness and transparency of the work of structures, measuring the level of quality of public administration, as well as the possibility of interaction with public authorities are simplified. Digital technologies in social management are implemented in «smart regulation» models, which include regulatory and protective functions of the state, implemented in the practice of modern management. It is possible to talk about the level of effectiveness in the context of digital transformations and transformations only if the introduction of digital technologies into the work of state and municipal structures can be assessed by the level of their effectiveness.

Keywords: managerial culture, organizational culture, social management, culture, social interaction, management, digitalization.

For citation: Anshba Ya. M. Managerial culture in the conditions of Digitalization. In: Communicology: electronic scientific journal. Vol. 7. No. 1. 2022, pp. 74-87.

Inf. about the author: Anshba Yasmina Muratovna. Analyst of the second category, Moscow Government «Complex of urban planning policy and construction of the city of Moscow». Address: 125009. Moscow. Nikitsky lane. 5. P. 6. E-mail: yanshba@mail.ru

Received: 01.23. 2022. Accepted: 03.26. 2022. References

Anufriev E.A. (1999). The concept of «social» and the subject of social management. In:Problems of social management: collection of articles and materials [Conference]. Moscow: RAGS. (In Rus).

Dudaev G.S. (2014). Competence approach and the concept of «managerial competence» in the process of professional training of future specialists of public administration. (In Rus). Fundamental research. № 6-2, pp. 350-354. (In Rus).

Gunningham N., Grabosky P., Sinclair D. (1998). Smart Regulation: Designing Environmental Policy. Oxford: Oxford University Press.

Khalin V. G. (2018). Digitalization and its impact on the Russian economy and society: advantages, challenges, threats and risks / V. G. Khalin, G. V. Chernova/ Managerial consulting. No. 10, pp. 46-62. (In Rus).

Kireeva O. F. (2014). Communication consulting in the external and internal environment of the organization. In: Assortment management, quality and competitiveness in the global economy: Collection of articles of the V International Correspondence Scientific and Practical Conference (May 26, 2014), Cheboksary. Cheboksary: CHKI RUK. pp. 28-31. -EDN UFSQCN.

Kireeva, O.F., F. I. Sharkov (2021). New digital technologies in professional communication. In: Communicology: electronic scientific journal. 2021. Vol. 6. No. 2. pp. 45-64. - EDN YMNAJE.

Kirillina N.V. (2020). Sources of uncertainty and the use of an iterative approach in the management of interactive communication in the network. In:. Communicology. Vol. 8. No4, pp. 172-179. (In Rus).

Kolmykova M. A. (2019). Managerial culture: diversity of theoretical approaches / M. A. Kolmykova. (In Rus). Humanities, socio-economic and social sciences. No. 12, pp. 7578. (In Rus).

Kravchenko S.A. (2019). Sociology in Motion: the demand for a Humanistic digital turn (in English). Sociology on the Move: The Demand for Humanistic Digital Turn (In Rus). Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Vol. 19. No 3, pp. 397-405. (In Rus).

Lindgren I., Veenstra A. F. (2018). Digital government transformation: a case illustrating public e-service development as part of public sector transformation//dgo '18 Proceedings of the 19th Annual International Conference on Digital Government Research.

Nazarova E.A. (2020). Methodological foundations of digital transformation of everyday life. In: Sociological Almanac, materials of the XII Oryol readings. Central Russian Institute of Management - branch of RANEPA, pp. 53-56. (In Rus).

OECD Digital Government Strategies for Transforming Public Services in the Welfare Areas. OECD Publishing, Paris. 2016. (In Rus).

Pavlova E. V. (2015). Managerial culture: concept, essence, main features / E. V. Pavlova. In: Young scientist. № 10 (90), pp. 1059-1061. (In Rus).

Rudenko D.S. (2018). Features of organizational culture in the context of the development of the digital economy. In: Bulletin of Chelyabinsk State University. Economic sciences. No. 12 (422), pp. 153-156. (In Rus).

Shane E. X. (2002). Organizational culture and leadership / Translated from English. edited by V. A. Spivak. St. Petersburg: Peter. 336 p. (In Rus).

Sharkov F.I., Komarova L.V. (2014). Communication: business communication, communication techniques and technologies. In: Communicology. Vol. 6. No. 4, pp. 13-26.

Sharkov F.I., Nazarova E.A., Zhukov A.V. Digital literacy of the population and network communications: a sociological dimension. Communicology. 2020, pp. 52-62. (In Rus).

Sharkov F.I., Yudina E.N. (2013). Regulation of relations in the modern media space. In: Communication. Vol. 1. No. 1, pp. 36-43.

Sleptsova E. V. (2021). Transformation of organizational culture in the digital economy / E. V. Sleptsova. IN: Society: politics, economics, law. № 11(100), pp. 46-50. (In Rus).

Standing G. (2014). Precariat: a new dangerous class. M. 328 p. (In Rus). Tapscott D. (1999). Electronic Digital Society / Trans. from the English. I. Dubinsky. Kiev: INT Press. (In Rus).

Vaskov M. A. (2010). Theoretical and methodological approaches to the analysis of managerial culture. In: Reforming Russia: Yearbook-2010 / Russian Academy of Sciences, Institute of Sociology; ed. Col.: M. K. Gorshkov (ed.), etc. M.: New Chronograph, pp. 61-75. (In Rus).

Volgin N.A., Okhotsky E.V., Popov Yu.N., Sharkov F.I. (2012). Fundamentals of the welfare state. Moscow/ Ser. Higher professional education.

■ ■ ■ Механизмы взаимодействия органов власти и общества: на примере Московской городской программы «Умный город-2030»

Махадилов Ш.Ф.

АО «Газпром-Медиа Холдинг». Москва, Российская Федерация.

Аннотация. Обеспечение устойчивого развития городской среды, ее модернизации и адаптации к современным стандартам качества жизни, соблюдение сбалансированного развития всех элементов города, невозможно эффективной системы государственного управления: оптимизации механизмов и инструментов реализации стратегии развития. Сегодня многие города мира уже вполне закономерно стремятся приобрести неофициальный статус «умного города». «Умный город» - «в первую очередь, цифровой город, объединяющий в себе инфраструктуру широкополосной связи, гибкую, ориентированную на сервис вычислительную инфраструктуру, основанную на открытых отраслевых стандартах, и инновационные услуги для удовлетворения потребностей правительств и их сотрудников, граждан и предприятий. Концепция «Умный город» включает в себя также такую составляющую как «городское управление», что подразумевает реализацию программы «Открытое правительство»: большее вовлечение граждан в принятие управленческих решений, а также увеличение прозрачности деятельности органов муниципальной власти. В этой связи автору представляется целесообразным рассмотреть понятие «открытое правительство», накопленный мировой опыт реализации таких программ в мире, а также предпосылки развития рассматриваемых программ в Российской Федерации. Стратегия развития г. Москвы «Умный город - 2030» определяет приоритеты, цели и задачи государственного управления и развития в сфере цифровых технологий в столице до 2030 г. В рассматриваемой стратегии, согласно оценке разработчиков, учтены основные цели устойчивого развития, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 2015 г.

Стратегия развития Москвы «Умный город - 2030» рассчитана на долгосрочную перспективу и направлена на создание инновационного города на основе цифровых технологий, с целью «повышения уровня жизни, эффективности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.