Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С НАСЕЛЕНИЕМ: НА ПРИМЕРЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОСКВЫ'

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С НАСЕЛЕНИЕМ: НА ПРИМЕРЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОСКВЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
179
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / НАСЕЛЕНИЕ / ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Теркакиева Хава Ахметовна

Национальные цели и стратегические задачи любого государства формируются на основе национальных интересов, ресурсных возможностей и положения государства на мировой арене. Коммуникационный фактор, в свою очередь, играет важнейшую роль в развитии всех сфер деятельности государства. В условиях активной цифровизации общества повышается роль PR в государственном и муниципальном управлении, заключающаяся в том, что применение новых цифровых и конвергентных медиа резко повышает охват населения и, соответственно, эффективность государственного и муниципального управления. Ныне в Российской Федерации остро стоит вопрос обеспечения устойчивого естественного роста численности населения и повышения продолжительности жизни, что отрицательно отражается на имидже государства на международной арене, снижая уровень конкуренто- и обороноспособности страны. Многие государственные проекты, реализуемые в области демографии, не получают качественного PR-сопровождения, в результате чего степень информированности населения о тех или иных возможностях сильно снижается. В каждом значимом социально-управленческом проекте должна уточняться целевая аудитория из числа различных групп населения, поскольку она включает в себя как аспект повышения уровня рождаемости, так и вопрос формирования здорового образа жизни и снижения уровня смертности. В связи с этим государству необходимо постоянное использование наиболее эффективных и актуальных PR-технологий в реализации национальных целей и стратегических задач в области демографии. В статье рассмотрена государственная политика в этой сфере, направленная на население Москвы. Одним из отрицательных факторов государственного PR в области демографии является отсутствие единой координирующей системы. Демографическая политика осуществляется различными ведомствами, финансируется из множества источников, относящимся к проектам, не объединенным с точки зрения как технологий, так и концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Теркакиева Хава Ахметовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES OF INTERACTION OF AUTHORITIES WITH THE POPULATION: ON THE EXAMPLE OF DEMOGRAPHIC DEVELOPMENT OF MOSCOW

National goals and strategic objectives of any state are formed on the basis of national interests, resource capabilities and the position of the state on the world stage. The communication factor, in turn, plays a crucial role in the development of all spheres of state activity. In the conditions of active digitalization of society, the role of PR in state and municipal management is increasing, which consists in the fact that the use of new digital and convergent media dramatically increases the coverage of the population and, accordingly, the efficiency of state and municipal management. Currently, the issue of ensuring sustainable natural population growth and increasing life expectancy is acute in the Russian Federation, which negatively affects the image of the state in the international arena, reducing the level of competitiveness and defense capability of the country. Many state projects implemented in the field of demography do not receive high-quality PR support, as a result of which the degree of awareness of the population about certain opportunities is greatly reduced. In each significant social and managerial project, the target audience from among various population groups should be clarified, since it includes both the aspect of increasing the birth rate and the issue of forming a healthy lifestyle and reducing the mortality rate. In this regard, the state needs to constantly use the most effective and relevant PR technologies in the implementation of national goals and strategic objectives in the field of demography. The article examines the state policy in this area aimed at the population of Moscow. One of the negative factors of state PR in the field of demography is the lack of a unified coordinating system. Demographic policy is implemented by various departments, financed from a variety of sources related to projects that are not unified in terms of both technology and concept

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С НАСЕЛЕНИЕМ: НА ПРИМЕРЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОСКВЫ»

■ ■ ■ Информационно-коммуникационные технологии взаимодействия органов власти с населением: на примере демографического развития Москвы

Теркакиева Х. А.

Институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация.

Аннотация. Национальные цели и стратегические задачи любого государства формируются на основе национальных интересов, ресурсных возможностей и положения государства на мировой арене. Коммуникационный фактор, в свою очередь, играет важнейшую роль в развитии всех сфер деятельности государства. В условиях активной цифровизации общества повышается роль PR в государственном и муниципальном управлении, заключающаяся в том, что применение новых цифровых и конвергентных медиа резко повышает охват населения и, соответственно, эффективность государственного и муниципального управления. Ныне в Российской Федерации остро стоит вопрос обеспечения устойчивого естественного роста численности населения и повышения продолжительности жизни, что отрицательно отражается на имидже государства на международной арене, снижая уровень конкуренто- и обороноспособности страны. Многие государственные проекты, реализуемые в области демографии, не получают качественного PR-сопровождения, в результате чего степень информированности населения о тех или иных возможностях сильно снижается. В каждом значимом социально-управленческом проекте должна уточняться целевая аудитория из числа различных групп населения, поскольку она включает в себя как аспект повышения уровня рождаемости, так и вопрос формирования здорового образа жизни и снижения уровня смертности.

В связи с этим государству необходимо постоянное использование наиболее эффективных и актуальных PR-технологий в реализации национальных целей и стратегических задач в области демографии. В статье рассмотрена государственная политика в этой сфере, направленная на население Москвы. Одним из отрицательных факторов государственного PR в области демографии является отсутствие единой координирующей системы. Демографическая политика осуществляется различными ведомствами, финансируется из множества источников, относящимся к проектам, не объединенным с точки зрения как технологий, так и концепции.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, органы власти, население, демографическое развитие

Для цитирования: Теркакиева Х.А. Информационно-коммуникационные технологии взаимодействия органов власти с населением: на примере демографического развития Москвы // Коммуникология: электронный научный журнал. 2021. Том 6. № 4. С.53-69.

Сведения об авторе: Теркакиева Хава Ахметовна, магистрант программы «Общественные связи и медиаполитика» по направлению «Государственное и

муниципальное управление» (ГМУ) Института государственной службы и

управления РАНХиГС. Адрес: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, дом 82.

E-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию: 21.10.2021. Принята к печати: 22.12.2021.

Введение

В настоящее время связи с общественностью играют важнейшую роль в формировании имиджа власти и является неотъемлемой частью современных политических, социальных и экономических отношений. Эффективное государственное управление на сегодняшний день требует новой модели поведения из-за достаточно высокого уровня недоверия граждан к органам власти. Public relations в этом случае помогают системе государственного управления стать более открытой для населения, добиться поддержки граждан. А основной задачей PR в государственных и муниципальных учреждениях является управление общественными отношениями [Шарков, Назарова, Жуков].

Коммуникационный фактор, в свою очередь, играет важнейшую роль в развитии всех сфер деятельности государства. В условиях активной цифровизации общества повышается роль PR в государственном и муниципальном управлении, заключающаяся в том, что применение новых цифровых и конвергентных медиа резко повышает охват населения и, соответственно, эффективность государственного и муниципального управления.

PR в государственном управлении, реализуемый в сфере демографии, как правило, сводится к распространению социальной рекламы, а также реализации различных по частоте и длительности проектов и программ. Реализация государственной демографической политики должна осуществляться всевозможными способами, выбор которых зависит от особенностей конкретного региона и поставленных целей. Успешное достижение стратегических целей в области демографии возможно только с помощью совокупности мер, направленных на формирование семейных ценностей и здорового образа жизни.

Информационно-коммуникационные процессы в обществе

В условиях постиндустриального общества происходит активное развитие информационных и коммуникационных процессов. Ф.И. Шарков отмечает, что понятие «коммуникация» имеет три основные интерпретации: во-первых, коммуникация представляется как средство связи любых объектов материального и духовного мира, т.е. как определенная структура; во-вторых - это общение, в процессе которого люди обмениваются информацией, а в третьих, под коммуникацией подразумевают передачу и массовый обмен информацией с целью воздействия на общество и его составные компоненты [Шарков].

В.В. Силкин считает, что коммуникация — это основное и связующее звено в осуществлении управления, а коммуникативный процесс является фактором возникновения, развития и работы всех систем в обществе, обеспечивая связь между индивидами и социальными группами, накопление и передачу социального опыта от поколения к поколению, организацию общественного труда, передачу культурных ценностей. С помощью коммуникации осуществляется управленческая деятельность, поэтому она является социальным механизмом, участвуем в возникновении и реализации власти в социуме [Силкин].

Таким образом, общая модель коммуникации представляет собой передачу сообщения от отправителя к получателю, а основными ее элементами также являются канал и средства коммуникации, целевая аудитория и интересы участников [Якупов].

Коммуникация занимает важнейшее место в жизни каждого индивида, поскольку пронизывает все сферы жизни социума, общественных групп и отдельных членов общества. Коммуникацию можно без преувеличения считать фундаментальной основой существования общества.

В.И. Даль приводит определение коммуникации в широком смысле: «жен., франц. сообщение, пути, дороги, средства связи местоимений» [Коммуникация...]. Однако, в данном исследовании мы будем рассматривать коммуникацию с позиций междисциплинарного научного направления «Коммуникология».

Несмотря на то, что сфера коммуникаций занимала особое место в вопросе социализации на протяжении всей истории существования социума, с этой точки зрения сфера коммуникаций стала рассматриваться только в двадцатом веке, базируясь при этом на разнообразных направлениях психологии, лингвистики и социологии.

Многие социологи выделяют свои определения феномена коммуникации. К примеру, исследователи Ф. И. Шарков и Л.В. Комарова считают, что коммуникация — это «способ деятельности, процесса взаимодействия людей, в процессе которого происходит обмен информацией (сведениями)» [Шарков, Комарова]. А.Н. Аверин также рассматривает коммуникацию как «обмен информацией, ее передачу» [Аверин].

Л.Е. Уколова выделяет три аспекта коммуникации в современной культуре, которые необходимо учитывать в процессе РЯ-деятельности. Первый аспект заключается в том, что благодаря развитию информационных технологий развивается новая информационная цивилизация, порождающая новый «социум культуры». Труд в больших коллективах становится индивидуально-всеобщим и обращается к индивидуальным запросам человека, к необходимым ему коммуникациям.

Второй аспект предполагает, что на сегодняшний день сознание и коммуникативное поведение индивида определяются не столько стабильными условиями, сколько скоростью трансформации бытия. Таким образом, человек оказывается в ситуации выбора, а его сознание самодетерминируется, внося смысл в коммуникацию.

В качестве третьего аспекта исследователь выделяет утверждение о том, что индивидуальное существование индивида остается беспредметным, если абстрагироваться от того, что на протяжении истории культуры человек формирует представление о самом себе, о других индивидах и социуме в общем не только через самосознание или общение с другими индивидами, но и через внешнюю коммуникацию с «трансцендентным Универсумом», «иным миром» [Уколова: 91-98].

В последнее время сформировалась тенденция к увеличению числа рекламных кампаний с участием медийных лиц, что обусловлено их высоким потенциалом влияния, так как аудитория воспринимает медийных лиц в качестве образцов для подражания. В теории рекламы данное явление называется «тестемониум», в основе которого лежит стремление к слиянию бренда лица, обладающего особым символическим капиталом, и бренда товара или услуги [Шарков, Гостенина].

Сущность PR-деятельности, основные виды и функции

Жизнь современного человека невозможно представить без непрерывного получения информации и налаживания коммуникации с другими членами общества. Социум стал зависим от информации, транслируемой лидерами мнений, управляющих всей ситуацией в мире политики, социальной сферы, спорта, науки и образования, финансов, международных отношений и других сферах общественной жизни. Именно поэтому работа PR-специалистов, политтехнологов, специалистов по рекламе и маркетингу и других профессионалов, связанных с областью коммуникаций, остается востребованной уже много лет. В стремительно развивающемся и меняющемся мире обществу важно оперативно получать актуальную и достоверную информацию, чтобы каждый имел возможность оценить ситуацию и сформировать свое мнение на тот или иной счет. Передача информации и работа с источниками, влияние на общественное мнение, а также лоббирование интересов предприятий, социальных институтов и общественных деятелей составляет основу PR-деятельности. Именно поэтому на сегодняшний день актуально изучение сущности, методов, форм и средств public relations.

Исследователь Ф.И. Шарков характеризует «паблик рилейшнз» как «науку и искусство, коммуникативную деятельность, направленные на формирование и поддержание гармоничных и доброжелательных отношений между субъектом (личность, организация, учреждение, партия, регион) и общественностью на основе информации» [Шарков 2013].

A. Н. Чумиков и М. П. Бочаров, в свою очередь, рассматривают РЯ как «систему информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, предполагающих создание и распространение посланий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации данного проекта» [Чумиков, Бочаров: 97].

Функции политической коммуникации

Известные ученые Ф.И. Шарков, В.В. Силкин под политической коммуникацией понимают «процесс информационного обмена между политическими акторами, осуществляемый в ходе их формальных и неформальных взаимодействий» [Шарков, Силкин 2018: 130].

Поскольку данное исследование посвящено РЯ в сфере государственного управления, рассмотрим основные функции политической коммуникации.

Социализирующая функция политической коммуникации заключается в том, что в процессе коммуникации происходит усвоение социально-политические нормы и ценности государства, повышение уровня политической компетентности населения.

Информирование как функция политической коммуникации предполагает транслирование информации о протекающих в социуме политических процессах, распространение информации об идейно -политических ценностях в государстве.

Регулирующая функция коммуникации — это взаимное согласование деятельности коммуникаторов — органов власти с одной стороны и населения с другой.

Мобилизационная функция призвана обеспечивать легитимность существующего общественного устройства, получение поддержки и благосклонности общества по поводу тех или иных управленческих решений.

Интегрирующая функция заключается в том, что в результате коммуникации учитываются интересы всех участников.

Помимо перечисленных, политическая коммуникация может выполнять иные специфические функции в зависимости от конкретных условий, в которых происходят коммуникативные процессы: к примеру, функцию критики со стороны общества, функцию формирования общественного мнения, структурообразующую функцию и другие.

B.В. Силкин и Ф.И. Шарков выделяют два вида политической коммуникации: вертикальный, при котором коммуникация устанавливается между институциональными компонентами или социальными акторами, находящихся на разных ступенях иерархии, и

горизонтальный, когда связь реализуется между равноправными акторами [Шарков, Силкин 2018: 131].

Главными целями PR-подразделения в любом учреждении (как государственном, так и коммерческом) являются организация и осуществление информационной и имиджевой политики. На двух указанных целях базируется миссия public relations в органах государственной власти — продвижение государственной политики.

Таким образом, сущность PR заключается в долговременном взаимодействии с целевой аудиторией с целью формирования позитивного имиджа субъекта, а также позиционировании субъекта перед целевой аудиторией. Для достижения цели по формированию благоприятного имиджа необходимы охват широкой аудитории, использование достоверных сведений и ориентированность на долгосрочную перспективу.

Социальные сети во взаимодействии органов власти и общества

Сложные процессы, протекающие в государстве и на международной арене (к примеру, применение жестких мер при решении мировых конфликтов, ведение бескомпромиссных дискуссий при обсуждении насущных проблем), стимулируют представителей государственных структур использовать пропагандистские методы воздействия на общество, что приводит к сокращению количества PR-инструментов.

На сегодняшний день важнейшую роль во взаимодействии органов власти и общества играют социальные сети, поскольку они являются одним из основных источников получения информации для граждан. Это связано с рядом причин:

1. Социальные сети, в отличие, например, от прессы или телевидения, при публикации материала не требуют большого количества действий и применения специального оборудования. В связи с этим информация, транслируемая с помощью социальных сетей, достигает получателя в кратчайшие сроки.

2. Подписываясь на различные сообщества, каналы и группы в социальных сетях, пользователь сам выбирает темы и способы подачи информации, которые ему близки. В результате лента новостей пользователя состоит из материалов, которые практически полностью отвечают его потребностям, а это означает, что информация с большой вероятностью успешно дойдет до адресата.

3. Пользователи подписываются на сообщества и каналы, которые им интересны, поэтому можно считать, что подписчики являются целевой аудиторией канала. Это означает высокий уровень лояльности к источнику информации, а также простоту получения статистических данных, т.к. у большинства пользователей указаны пол, возраст, местоположение, уровень образования, семейное положение и другая необходимая информация.

4. Благодаря тому, что все источники можно собрать в одном месте, у человека пропадает необходимость в переключении между несколькими изданиями, веб-сайтами или радиостанциями, что существенно экономит время.

Исследователи А.А. Старцев и Н.В. Гришанин уверены, что сайты и социальные сети позволяют налаживать эффективный диалог между государственными органами и социумом за счет того, что должностные лица напрямую взаимодействуют с целевой аудиторией, оперативно получая обратную связь, помогающую успешно осуществлять рабочие функции. Интернет, в свою очередь, является некой коммуникационной площадкой, где хранится и структурируется неограниченное количество материалов, большинство из которых доступно каждому пользователю [Старцев, Гришанин].

Основным преимуществом использования Интернета в качестве канала реализации государственного РЯ является то, что благодаря возможности зайти на страницу политика или общественного деятеля, написать ему сообщение или комментарий, представители власти становятся более открытыми для общественности. Это оказывает большое влияние на мнение людей об их открытости и вселяет больше доверия, чем человек с телеэкрана в официальных программах.

Сложившаяся на сегодняшний день ситуация требует высокой степени мобильности, способности резко и эффективно менять стратегию, учитывая все существующие нюансы меняющегося общественного мнения. Множество рискогенных ситуаций, возникших в последние годы (таких, как введение пенсионной реформы и проект реновации московских жилых домов), свидетельствуют о необходимости ведения PR-подразделениями органов государственной власти серьезной аналитической работы, умении заранее просчитывать последствия принимаемых решений и, в случае необходимости, оперативно преобразовывать коммуникационную стратегию. Таким образом, усложнение социальной, экономической и политической систем в современной России ставит непростые профессиональные задачи перед органами государственной власти в целом, и PR-структурами этих органов в особенности.

Особенности РЯ-сопровождения государственных программ в области демографического развития Москвы

В рамках реализации демографической политики существует множество как федеральных, так и региональных программ по поддержке молодых семей и женщин в декретном отпуске, формированию здорового образа жизни и т.д. В различных регионах, в зависимости от состава населения (социальный статус превалирующей части граждан, культурные особенности, вероисповедание), а также от конкретных целей, поставленных перед осуществлением демографической политики,

инструменты и технологии подготовки рекламных и PR-кампаний могут быть совершенно разными.

Основная цель данной программы - улучшение демографической ситуации в стране благодаря тому, что люди начинают обращать внимание на собственное здоровье, имея возможность на безвозмездной основе в кратчайшие сроки пройти осмотр у основных врачей и в случае необходимости получить квалифицированную медицинскую помощь.

Отмечая особенности информационно-коммуникативного сопровождения данного проектов, осуществляемых Правительством Москвы, отметим, что на Официальном сайте Мэра Москвы (mos.ru) существует отдельный раздел, посвященный прохождению диспансеризации, где опубликована вся необходимая информация в формате «вопрос-ответ» [Как пройти...]. Таким образом, любой человек, узнавший о существовании такой программы, может оперативно получить ответы на возникающие вопросы.

Проанализировав с помощью информационно-аналитической системы «Медиалогия» публикации за год по запросу «диспансеризация в поликлинике» в федеральных СМИ, а также СМИ Москвы и Московской области, было выяснено, что на данную тему выходили недостаточно часто - около 500 сообщений за год. В целом, продвижению программы по провождению диспансеризации уделяется достаточное внимание, поскольку возможность за короткое время пройти всех необходимых врачей бесплатно позволяет вовремя обратить внимание на существующие проблемы со здоровьем.

Еще одна программа, привлекающая внимание к вопросу необходимости прохождения диспансеризации - «Здоровая Москва» рассчитан на все группы населения и реализуется на безвозмездной основе. Летом в парках и зонах отдыха Москвы были установлены шатры, где каждый желающий мог получить консультации медицинских специалистов и сдать набор анализов, подобранный в зависимости от его возраста и врожденных и приобретенных заболеваний. Также у станций метро, МЦК и железнодорожных станций, в Центрах госуслуг «Мои документы», в торговых центрах были запущены мобильные пункты вакцинации от гриппа. Проект «Здоровая Москва» ориентирован как на проверку здоровья населения Москвы, так и на стимулирование москвичей к здоровому образу жизни. Ежедневно в парках Москвы проводятся лекции, спортивные мероприятия, мастер-классы, тренировки и консультации психологов по различным вопросам (общение, конфликты, семья и дети, отношения и т.д.). Перечисленные услуги оказывает ГБУЗ «Городская поликлиника №64 Департамента здравоохранения города Москвы». У проекта есть собственный официальный сайт [Здоровая Москва], где указана вся необходимая информация - описание программы, новости, контактная информация, список оказываемых услуг. Проведение данной программы получило широкую огласку в средствах массовой

информации (телевидение, радио, пресса, Интернет-издания). К примеру, по запросу «Здоровая Москва» информационно-аналитическая система «Медиалогия» находит свыше 15 тыс. сообщений в СМИ за год. При этом, поскольку павильоны заработали в начале июня, в это время количество публикаций резко возрастает и достигает пика в сентябре. Активность в СМИ начинается в апреле, в это время публикуются различные анонсы и новости о запуске проекта. Проект «Здоровая Москва» стал одним из самых значимых в сфере демографии и здравоохранения в Москве.

МЕДИАЛОГИЯ ^ МЕДИАЛОГИЯ

< 20000 40000-70000 »120000 Дс ходы

S

Возраст

«» и • г* K-J9 «-«0 >i0

Данные по доходам i

Диапазон доходов

<20000 20000 - 40000 40000-70000 70000 -120000 >120000

у 24,1% аудитории

Данные по возрасту

у 74,1% авторов

46,9« 26,7% 22,5% 5,7% 1,7%

Возраст %

<18 3,8%

18-24 13,0%

25-39 49,4%

40-60 27,0%

Пол

3S.5 [35.5%)

Данные по полу

Пол авторов

Женщины Мужчины

у 99,6% авторов

64,5% 35,5%

Рисунок 1. Анализ социально-демографических показателей аудитории проекта «Здоровая Москва (рассмотрен период с 21 по 23 января 2020 года) / Analysis of socio-demographic indicators of the audience of the Healthy Moscow project (the period from January 21 to January 23, 2020 is considered)

Как государство в целом, так и Правительство Москвы, в частности, заинтересованы в формировании здорового образа жизни граждан, поскольку этот фактор является основополагающим в процессе реализации демографической политики. Так, Правительством Москвы запущена программа, направленная на оздоровление детского населения города, школьников от 7 до 14 лет - «Московская смена». Основная концепция программы - формирование у детей и их родителей привычки к организации активного отдыха. В рамках этой программы дети во время летних каникул имеют возможность посетить летние смены:

1. Образовательную - в школах Москвы.

2. Физкультурно-оздоровительную - в спортивных школах.

3. Социальную - в организациях социального обслуживания.

В рамках образовательной смены организуют викторины, акции, дискуссии, игры, творческие конкурсы. Также в данную программу включены профориентационные игры, позволяющие родителям школьников выявить сферы деятельности, в направлении которых необходимо планировать дальнейшее развитие ребенка.

Социальная смена включает спортивно-оздоровительные, культурно-познавательные, гражданско-патриотические, а также экологические мероприятия на различную тематику. К примеру, тематика июня -«Вперед к Победе!», предполагающая организацию мероприятий, посвященных государственным праздникам, например, Дню защиты детей, Дню России. Мероприятия, проводимые в июле, объединяет общая тема «Родные просторы». Сюда включены краеведческие мероприятия, экологические акции, походы, экскурсии по городу. Тема августа, «Мир искусства», предполагает мероприятия, приуроченные к Году театра: фестивали, конкурсы актерского мастерства, встречи с актерами, создание видеороликов.

У проекта нет официального сайта, но есть группы в социальных сетях, где публикуются новости и администраторы сообщества отвечают на вопросы и комментарии пользователей. Также есть отдельная страница на Официальном сайте Мэра Москвы [Как записать.], где в формате «вопрос-ответ» указана необходимая информация. Проанализировав публикации по запросу «Московская смена» через «Медиалогию» за 2019 год, мы выявили, что в средствах массовой информации было опубликовано 7072 сообщения, преимущественно в районных изданиях. Почти половина публикаций приходится на июнь - начало работы проекта, и количество уменьшается вдвое уже в июле. На наш взгляд, проекту уделено недостаточно внимания, поскольку в начале и конце года материалов о проекте было очень мало - несколько публикаций в месяц. Результаты анализа комментариев и постов в социальных сетях еще раз это доказывают - за период с 1 по 15 января 2020 года словосочетание «Московская смена» фигурирует всего в 6 сообщениях. Таким образом, на наш взгляд, у проекта слабое информационное сопровождение в период, когда его активная деятельность приостановлена (с осени по весну).

Для москвичей старшего возраста также предусмотрена программа по оздоровлению. Проект «Московское долголетие» для женщин от 55 и мужчин от 60 лет. В программу входят: бесплатные спортивные занятия (гимнастика, скандинавская ходьба, бассейн и т.д.), творческие кружки (пение, рисование, танцы, кулинария, вязание), лекции диетологов и других врачей, изучение иностранных языков и компьютерной грамотности. Для доступности занятий всем желающим кружки разных направлений организованы в разных районах Москвы. Основные задачи в рамках данного проекта - обеспечить горожанам старшего возраста возможность вести активный и здоровый образ жизни, а также создать для них максимум направлений для самореализации. Программа «Московское

долголетие» вышла в финал конкурса World Smart City Award как одна из самых инновационных и успешных, созданных для удобства горожан. Проект получает широкую информационную поддержку не только посредством рекламы, но и в средствах массовой информации: организаторы регулярно планируют различные масштабные события. В июле был установлен рекорд, ставший свадебным подарком супружеской паре, познакомившейся на одном из мероприятий проекта: 59 участниц танцевального направления поздравили молодоженов, устроив крупнейший свадебный танцевальный флешмоб в фате. На самом масштабном мероприятии «Московского долголетия» - десятичасовом танцевальном марафоне - 3778 участников старшего возраста исполнили танец «зумба», что также стало мировым рекордом. 25 июля к марафону в онлайн-режиме присоединялись жители Владимира, Тамбова, Воронежа, Курска, Ульяновска, Ижевска, Архангельска и Майкопа. В парке «Садовники» 21 августа участники проекта провели самую массовую зарядку с флажками. 535 горожан под музыку с помощью семафорной азбуки составили сообщение «Я люблю "Московское долголетие"». Также второй год подряд организовывается конкурс «Леди Москва», в котором принимают участие модели старшего возраста. Перечисленные события наряду с другими инфоповодами, касающимися «Московского долголетия» получают огласку в СМИ и социальных сетях. По данным «Медиалогии» за 2019 год, данный проект сам самым популярным из всех рассмотренных нами: за год было опубликовано 50401 материал, посвященный «Московскому долголетию». Если рассматривать динамику количества сообщений, можем прийти к заключению, что информационное сопровождение проекта реализуется успешно -публикаций достаточно в каждом месяце, нет резких «скачков». Проанализируем статистику в социальных сетях за период с 1 по 15 января 2020 года. За это время пользователями написано 8 тыс. постов и комментариев, из них 604 с позитивной эмоциональной окраской и только 11 с негативной. В основном о проекте пишут в социальной сети «Вконтакте», но также публикации есть в «Facebook», «Telegram» и «YouTube». Таким образом, «Московское долголетие» наряду со «Здоровой Москвой», стал одним из наиболее успешных проектов в сфере демографии и здравоохранения в 2019 году.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стимулируя рождение ребенка в семьях, государство реализует программу по поддержке и адаптации на работе женщин, вышедших из декретного отпуска. Таким образом, семьи, задумывающиеся о появлении ребенка, могут рассчитывать на помощь государства и знают, что женщина не останется безработной после декретного отпуска. Марафон «Как найти работу мечты» [Мама в поиске.] стартовал в центре занятости «Моя карьера» в Москве и проходил 8 недель, в течение которых специалисты по кадрам на лекциях и вебинарах рассказали о том, как иметь стабильный заработок, воспитывая ребенка, как вернуться на прежнее место работы

или организовать поиски нового. Также участницы марафона имели возможность пройти тестирования по профориентации и получить рекомендации экспертов, в какой сфере строить карьеру будет наиболее эффективно. Помимо слушания лекций, участницам необходимо было выполнять домашние задания: составление резюме, подготовка самопрезентации и т.д. Таким образом, женщина, планирующая выйти из декретного отпуска, будет подготовлена к тому, чтобы включиться в рабочие процессы за минимальный срок.

Центр занятости населения «Моя работа» совместно с общественной организацией поддержки материнства и детства «Совет матерей» заявили о предстоящей реализации информирования женщин, находящихся в декретном отпуске, о возможности прохождения бесплатного обучения по одной специальности из существующего перечня (всего 44 образовательные программы) [Проект «Мама на работе»]. Мать, имеющая ребенка возрастом до 3 лет, может получить дополнительное образование в одной из сфер, к примеру, дизайн и верстка сайтов, компьютерное моделирование, менеджмент в области рекламы и PR, торговля, предпринимательская деятельность. Это поможет женщинам восстановить утраченные во время декретного отпуска рабочие навыки или сменить деятельность, если прежняя работа стала неактуальной.

Заключение

Национальные цели и стратегические задачи любого государства формируются на основе национальных интересов, ресурсных возможностей и положения государства на мировой арене. Демографический фактор, в свою очередь, играет важнейшую роль в развитии всех сфер деятельности государства, поскольку устойчивое демографическое развитие обеспечивает воспроизводство человеческих ресурсов. Человеческий ресурс играет важнейшую роль в развитии всех сфер деятельности государства.

На сегодняшний день в Российской Федерации остро стоит вопрос обеспечения устойчивого естественного роста численности населения и повышения продолжительности жизни. Из-за ухудшения демографической ситуации в стране в последние годы в Указе Президента от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в список национальных целей в первую очередь было включено обеспечение устойчивого прироста численности населения.

Следующей целью является повышение продолжительности жизни населения, поскольку в данный момент стремительно изменяется возрастная структура общества в сторону старения. Этот фактор ведет к негативным последствиям в социально-экономической сфере, поскольку количество трудоспособных граждан сокращается, и это отрицательно

отражается на имидже государства на международной арене, снижая уровень конкуренто- и обороноспособности.

В связи с этим государству необходимо постоянное использование наиболее эффективных и актуальных PR-технологий в реализации национальных целей и стратегических задач в области демографии. Нами была рассмотрена государственная политика в этой сфере, направленная на население Москвы. В результате мы выявили, что лишь некоторые из существующих демографических программ получают широкое освещение в средствах массовой информации и рекламируются. Большая часть проектов существует уже давно, однако, если проанализировать посты и комментарии в социальных сетях на эту тему, выясняется, что они не пользуются спросом у населения. На наш взгляд, это связано прежде всего с недостаточным информированием граждан о существующих правах и возможностях.

Одним из отрицательных факторов государственного PR в области демографии является отсутствие единой координирующей системы. Демографическая политика осуществляется различными ведомствами, финансируется из множества источников, относящимся к проектам, не объединенным с точки зрения как технологий, так и концепции.

Социальная реклама, в свою очередь, являясь довольно эффективным инструментом продвижения государственной демографической политики, должна быть емкой и запоминающейся, а к созданию сюжетов необходимо привлекать профессиональных художников, фотографов и специалистов по рекламе. Также существенной проблемой является выбор недостаточно эффективных локаций для ее распространения и слишком маленький объем всей размещаемой социальной рекламы в общем объеме рекламы, в том числе коммерческой (всего 5 процентов).

Поскольку сфера демографии включает не только вопрос рождаемости, но и аспект повышения продолжительности жизни и формирования здорового образа жизни, целевой аудиторией государственных программ и социальной рекламы являются люди всех возрастов. И если для молодого населения наиболее эффективной площадкой для распространения информации являются социальные сети (страницы лидеров общественного мнения, различные блоги), то для более зрелых людей будет уместным использование традиционных средств массовой коммуникации (телевидение, радио, пресса, наружная реклама).

Подводя итог исследования, мы приходим к заключению, что нынешние усилия государства в данной сфере сводятся, как правило, к разовым PR-кампаниям и распространению социальной рекламы. Решить же сформулированные стратегические задачи в сфере демографии можно только на основе совокупности мер, направленных на формирование семейных ценностей и здорового образа жизни.

Источники

Аверин А.Н. (2015). Философский анализ коммуникации // Коммуникология. №2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/filosofskiy-analiz-kommunikatsii (дата обращения: 16.09.2019).

Здоровая Москва URL: http://zdorovayamoskva.mosgorzdrav.ru/ (дата обращения: 15.01.2020).

Как записать ребенка на программу активного отдыха «Московская смена» // Mos.ru URL: https://www.mos.ru/otvet-semya-i-deti/kak-zapisat-rebenka-na-programmu-aktivnogo-otdyha-moskovskaya-smena/ (дата обращения: 15.01.2019).

Как пройти диспансеризацию взрослому // Mos.ru URL: https://www.mos.ru/otvet-zdorovie/kak-proyti-dispanserizaciyu/ (дата обращения: 15.01.2020).

Коммуникация // Толковый словарь Даля онлайн URL: https://slovardalja.net/word.php?wordid=13643 (дата обращения: 16.09.2019).

Мама в поиске работы: в центре «Моя карьера» стартует образовательный марафон // Mos.ru URL: https://www.mos.ru/news/item/62008073/ (дата обращения: 25.01.2019).

Проект «Мама на работе» получит широкое информационное освещение // Mos.ru URL: https://www.mos.ru/news/item/61805073/ (дата обращения: 25.01.2019).

Силкин, В.В. (2017). Информационно-коммуникативные управленческие процессы в политическом пространстве общества // Коммуникология. Том 5. № 6. С.15-30.

Старцев А.А., Гришанин, Н.В. (2018). Социальные сети в процессе коммуникации между властью и обществом // Коммуникология. Том 6. № 5. С. 108-119.

Тоффлер Э. (2004). Третья волна. М.: Изд-во «ACT». 262 с. ISBN 5-237-00960-3

Уколова, Л.Е. (2014). Проблемы развития коммуникаций в современной культуре и связях с общестенностью // Коммуникология. Том 4. № 2. С.91-98.

Чумиков А.Н., Бочаров М.П. (2006). Связи с общественностью: теория и практика / М: Дело. С.97.

Шарков Ф.И., Силкин В.В. (2017). Коммуникология: теория и практика массовой информации Учебник / Ф.И. Шарков, В.В. Силкин. Под общ. ред. Ф.И. Шаркова. М.: Дашков и Ко, 160 с.

Шарков Ф.И. (2016). Визуализация политического медиапространства//Полис. Политические исследования. № 5. С. 97-107.

Шарков Ф.И. (2013). Паблик рилейшнз: Учебник / Ф. И. Шарков. 5-е изд. М.: Дашков и К. С.19.

Шарков Ф.И., Гостенина В.И. (2006). Технологии рекламы. Учеб. пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности 350700. Реклама (ДС.Р.03) / Москва, Сер. ИМК / Междунар. акад. бизнеса и упр.

Шарков Ф.И., Комарова, Л.В. (2014). Коммуникация: деловое общение, коммуникативные техники и технологии // Коммуникология. Том 6. № 4. С.13-26.

Шарков Ф.И., Назарова Е.А., Жуков А.В. (2020). Цифровая грамотность населения и сетевые коммуникации: социологическое измерение // Коммуникология. Т. 8. № 3. С. 52-62.

Шарков Ф.И., Силкин В.В. (2018). Теория и практика массовой информации как фундаментальное направление коммуникологии: Монография / Ф.И. Шарков, В.В. Силкин. Под общ. ред. Ф.И. Шаркова.

Якупо П.В. (2016). Коммуникация: определение понятия, виды коммуникации и ее барьеры // Вестник университета. №10. С. 261-266.

Center A. H., Jackson, P., Smith, S., & Stansberry, F. (2014). Public relations practices: Managerial case studies and problems (8th ed.). Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall.

Wilcox D. L., Cameron, G. T., & Reber, B. H. (2014). Public relations: Strategies and tactics (11th ed.). Boston, MA: Allyn & Bacon.

■ ■ ■ Information and communication technologies of interaction of authorities with the population: on the example of demographic development of Moscow

Terkakieva H. A.

Institute of Public Administration and Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russian Federation.

Abstract. National goals and strategic objectives of any state are formed on the basis of national interests, resource capabilities and the position of the state on the world stage. The communication factor, in turn, plays a crucial role in the development of all spheres of state activity. In the conditions of active digitalization of society, the role of PR in state and municipal management is increasing, which consists in the fact that the use of new digital and convergent media dramatically increases the coverage of the population and, accordingly, the efficiency of state and municipal management. Currently, the issue of ensuring sustainable natural population growth and increasing life expectancy is acute in the Russian Federation, which negatively affects the image of the state in the international arena, reducing the level of competitiveness and defense capability of the country. Many state projects implemented in the field of demography do not receive high-quality PR support, as a result of which the degree of awareness of the population about certain opportunities is greatly reduced. In each significant social and managerial project, the target audience from among various population groups should be clarified, since it includes both the aspect of increasing the birth rate and the issue of forming a healthy lifestyle and reducing the mortality rate.

In this regard, the state needs to constantly use the most effective and relevant PR technologies in the implementation of national goals and strategic objectives in the field of demography. The article examines the state policy in this area aimed at the population of Moscow. One of the negative factors of state PR in the field of demography is the lack of a unified coordinating system. Demographic policy is implemented by various departments, financed from a variety of sources related to projects that are not unified in terms of both technology and concept.

Keywords: information and communication technologies, authorities, population, demographic development

For citation: Terkakieva H.A. Information and communication technologies of interaction of authorities with the population: on the example of demographic development of Moscow // Communicologiya: Electronic Scientific Journal. 2021. Vol. 6. No 4. C.53-69.

Inf. about the author: Terkakieva Hava Akhmetovna, master's student of the program «Public Relations and Media Policy» in the direction of «State and Municipal Administration» (GMU) of the Institute of Public Service and Management of the RANEPA. Address: 82 Vernadsky Avenue, Moscow, 119571. E-mail: [email protected]

Received: 21.10. 2021. Accepted: 22.12.2021.

References

Averin A.N. (2015). Philosophical analysis of communications In: Communicology. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskiy-analiz-kommunikatsii (accessed: 09/16/2019). (In Rus).

Center A. H., Jackson, P., Smith, S., & Stansberry, F. (2014). Public relations practices: Managerial case studies and problems (8th ed.). Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall.

Chumikov A.N., Bocharov M.P. (2006). Public relations: theory and practice / M: Delo. P.97. (In Rus).

Communication. In: Dahl's Explanatory Dictionary online URL: https://slovardalja.net/word.php?wordid=13643 (date of application: 09/16/2019). (In Rus).

Healthy Moscow URL: http://zdorovayamoskva.mosgorzdrav.ru / (accessed: 15.01.2020). (In Rus).

How to enroll a child in an active recreation program "Moscow shift" // Mos.ru URL: https://www.mos.ru/otvet-semya-i-deti/kak-zapisat-rebenka-na-programmu-aktivnogo-otdyha-moskovskaya-smena / (accessed: 15.01.2019). (In Rus).

How to undergo medical examination for an adult // Mos.ru URL: https://www.mos.ru/otvet-zdorovie/kak-proyti-dispanserizaciyu / (accessed: 15.01.2020). (In Rus).

Mom in search of a job: an educational marathon starts in the center «My Career». In: Mos.ru URL: https://www.mos.ru/news/item/62008073 / (accessed: 25.01.2019). (In Rus).

Sharkov F.I., Silkin V.V. (2017). Communicology: theory and practice of mass media Textbook / F.I. Sharkov, V.V. Silkin. Under the general editorship of F.I. Sharkov. M.: Dashkov and Co., 160 p. (In Rus).

Sharkov F.I. (2013). Public Relations: Textbook / F. I. Sharkov. 5th ed. M.: Dashkov and K. P.19. (In Rus).

Sharkov F.I. (2016). Visualization of the political media spacero In: Policy. Political Studies. No. 5, pp. 97-107. (In Rus).

Sharkov F.I., Gostenina V.I. (2006). Advertising technologies. Textbook for university students studying in the specialty 350700. Advertising (DS.R.03) / Moscow, Ser. IMC / International. acad. business and upr. (In Rus).

Sharkov F.I., Komarova, L.V. (2014). Communication: business communication, communication techniques and technologies. In: Communicology. Vol. 6. No. 4. pp. 13-26. (In Rus).

Sharkov F.I., Nazarova E.A., Zhukov A.V. (2020). Digital literacy of the population and network communications: a sociological dimension. In: Communicology. Vol. 8. No. 3. pp. 52-62. (In Rus).

Sharkov F.I., Silkin V.V. (2018). Theory and practice of mass information as a fundamental direction of communication: Monograph / F.I. Sharkov, V.V. Silkin. Under the general editorship of F.I. Sharkov. (In Rus).

Silkin V.V. (2017). Information and communication management processes in the political space of society. In: Communicology. Vol. 5. No. 6. pp.15-30. (In Rus).

Startsev A.A., Grishanin, N.V. (2018). Social networks in the process of communication between government and society. In: Communicology. Vol. 6. No. 5. pp. 108119. (In Rus).

The project «Mom at work» will receive wide information coverage. In: Mos.ru URL: https://www.mos.ru/news/item/61805073 / (accessed: 25.01.2019). (In Rus).

Toffler E. (2004). The third wave. M.: Publishing house «ACT». 262 p. ISBN 5-23700960-3. (In Rus).

Ukolova L.E. (2014). Problems of development of communications in modern culture and relations with sociality // Communicologiya. Vol. 4. No. 2, pp. 91-98. (In Rus).

Wilcox D. L., Cameron, G. T., & Reber, B. H. (2014). Public relations: Strategies and tactics (11th ed.). Boston, MA: Allyn & Bacon.

Yakupo P.V. (2016). Communication: definition of the concept, types of communication and its barriers. In: Bulletin of the University. No. 10, pp. 261-266. (In Rus).

■ ■ ■ Формирование имиджа руководителя: вопросы теории и коммуникативные технологии

Замятина В. Д.

ManpowerGroup Russia & CIS, Москва, Российская Федерация.

Аннотация. Люди все время старались достичь совершенства. Способность сформировать требуемый образ, вызвать у окружающих уверенность в собственной привлекательности, а также в наличии особой, неповторимой индивидуальности - это самое настоящее искусство, воспитываемое иногда на протяжении достаточно длительного периода времени.

Имидж представляет собой способность человека к тому, чтобы управлять внешним обликом и регулировать впечатление о себе со стороны окружающих. Следует помнить о том, что в течение первых пяти секунд формируется первоначальное представление о новом человеке. Так что важно подумать, что можно сделать, чтобы хорошо выглядеть, и чтобы в первые секунды у окружающих сложилось правильное впечатление о человеке. Руководитель организации - это не просто администратор, это ещё и «лицо фирмы», человек, по которому другие будут судить об успешности, качеству работы всего коллектива. Создание позитивного и авторитетного имиджа -задача каждого управленца.

Цель данного исследования - проанализировать тенденции развития имиджа руководителя. Задачи исследования раскрывают следующие моменты: определить понятие «имидж руководителя»; обозначить проблемы создания и продвижения имиджа; представить особенности тенденций развития имиджа руководителя.

Ключевые слова: имидж, организация, руководитель, продвижение, тенденции, развитие, стиль, характеристика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.