Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА: НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ «УМНЫЙ ГОРОД-2030»'

МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА: НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ «УМНЫЙ ГОРОД-2030» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
407
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ОБЩЕСТВО / «УМНЫЙ ГОРОД» / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ «УМНОГО ГОРОДА»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Махадилов Шамиль Файзуллаевич

Обеспечение устойчивого развития городской среды, ее модернизации и адаптации к современным стандартам качества жизни, соблюдение сбалансированного развития всех элементов города, невозможно эффективной системы государственного управления: оптимизации механизмов и инструментов реализации стратегии развития. Сегодня многие города мира уже вполне закономерно стремятся приобрести неофициальный статус «умного города». «Умный город» - «в первую очередь, цифровой город, объединяющий в себе инфраструктуру широкополосной связи, гибкую, ориентированную на сервис вычислительную инфраструктуру, основанную на открытых отраслевых стандартах, и инновационные услуги для удовлетворения потребностей правительств и их сотрудников, граждан и предприятий. Концепция «Умный город» включает в себя также такую составляющую как «городское управление», что подразумевает реализацию программы «Открытое правительство»: большее вовлечение граждан в принятие управленческих решений, а также увеличение прозрачности деятельности органов муниципальной власти. В этой связи автору представляется целесообразным рассмотреть понятие «открытое правительство», накопленный мировой опыт реализации таких программ в мире, а также предпосылки развития рассматриваемых программ в Российской Федерации. Стратегия развития г. Москвы «Умный город - 2030» определяет приоритеты, цели и задачи государственного управления и развития в сфере цифровых технологий в столице до 2030 г. В рассматриваемой стратегии, согласно оценке разработчиков, учтены основные цели устойчивого развития, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 2015 г. Стратегия развития Москвы «Умный город - 2030» рассчитана на долгосрочную перспективу и направлена на создание инновационного города на основе цифровых технологий, с целью «повышения уровня жизни, эффективности деятельности и услуг в городе, … конкурентоспособности при обеспечении удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений в экономических, социальных, культурных и природоохранных аспектах» . Основные положения рассматриваемой Стратегии предполагают переход от отдельных пилотных проектов цифровизации в отдельных сегментах инфраструктуры к комплексному развитию на основе высокотехнологичного интеллектуального анализа большего объема данных, на основе единообразных технологических платформ и, как предполагается, активной обратной связи от конечных пользователей - населения и бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF INTERACTION BETWEEN AUTHORITIES AND SOCIETY: ON THE EXAMPLE OF THE MOSCOW CITY PROGRAM «SMART CITY-2030»

Ensuring the sustainable development of the urban environment, its modernization and adaptation to modern standards of quality of life, compliance with the balanced development of all elements of the city, the creation of an effective public administration system: optimization of mechanisms and tools for the implementation of the development strategy. Today, many cities of the world are already quite naturally striving to acquire the unofficial status of a "smart city". Smart City is, «first of all, a digital city that combines broadband infrastructure, flexible, service-oriented computing infrastructure based on open industry standards, and innovative services to meet the needs of governments and their employees, citizens and businesses. The concept of "Smart City" also includes such a component as "urban governance», which implies the implementation of the "Open Government" program: greater involvement of citizens in making managerial decisions, as well as increasing the transparency of the activities of municipal authorities. In this regard, it seems appropriate to the author to consider the concept of «open government», the accumulated world experience in implementing such programs in the world, as well as the prerequisites for the development of the programs in question in the Russian Federation. Development strategy of Moscow's Smart City 2030 defines priorities, goals and objectives of public administration and development in the field of digital technologies in the capital until 2030. According to the developers, the strategy under consideration takes into account the main Sustainable Development Goals adopted by the UN General Assembly in 2015. Moscow's Smart City 2030 development strategy is designed for a long-term perspective and is aimed at creating an innovative city based on digital technologies, with the aim of «improving the standard of living, efficiency of activities and services in the city, ... competitiveness while meeting the needs of present and future generations in economic, social, cultural and environmental aspects». The main provisions of the Strategy under consideration suggest a transition from individual pilot digitalization projects in certain infrastructure segments to integrated development based on high-tech intellectual analysis of a larger volume of data, on the basis of uniform technological platforms and, as expected, active feedback from end users - the public and business.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА: НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ «УМНЫЙ ГОРОД-2030»»

Sleptsova E. V. (2021). Transformation of organizational culture in the digital economy / E. V. Sleptsova. IN: Society: politics, economics, law. № 11(100), pp. 46-50. (In Rus).

Standing G. (2014). Precariat: a new dangerous class. M. 328 p. (In Rus). Tapscott D. (1999). Electronic Digital Society / Trans. from the English. I. Dubinsky. Kiev: INT Press. (In Rus).

Vaskov M. A. (2010). Theoretical and methodological approaches to the analysis of managerial culture. In: Reforming Russia: Yearbook-2010 / Russian Academy of Sciences, Institute of Sociology; ed. Col.: M. K. Gorshkov (ed.), etc. M.: New Chronograph, pp. 61-75. (In Rus).

Volgin N.A., Okhotsky E.V., Popov Yu.N., Sharkov F.I. (2012). Fundamentals of the welfare state. Moscow/ Ser. Higher professional education.

■ ■ ■ Механизмы взаимодействия органов власти и общества: на примере Московской городской программы «Умный город-2030»

Махадилов Ш.Ф.

АО «Газпром-Медиа Холдинг». Москва, Российская Федерация.

Аннотация. Обеспечение устойчивого развития городской среды, ее модернизации и адаптации к современным стандартам качества жизни, соблюдение сбалансированного развития всех элементов города, невозможно эффективной системы государственного управления: оптимизации механизмов и инструментов реализации стратегии развития. Сегодня многие города мира уже вполне закономерно стремятся приобрести неофициальный статус «умного города». «Умный город» - «в первую очередь, цифровой город, объединяющий в себе инфраструктуру широкополосной связи, гибкую, ориентированную на сервис вычислительную инфраструктуру, основанную на открытых отраслевых стандартах, и инновационные услуги для удовлетворения потребностей правительств и их сотрудников, граждан и предприятий. Концепция «Умный город» включает в себя также такую составляющую как «городское управление», что подразумевает реализацию программы «Открытое правительство»: большее вовлечение граждан в принятие управленческих решений, а также увеличение прозрачности деятельности органов муниципальной власти. В этой связи автору представляется целесообразным рассмотреть понятие «открытое правительство», накопленный мировой опыт реализации таких программ в мире, а также предпосылки развития рассматриваемых программ в Российской Федерации. Стратегия развития г. Москвы «Умный город - 2030» определяет приоритеты, цели и задачи государственного управления и развития в сфере цифровых технологий в столице до 2030 г. В рассматриваемой стратегии, согласно оценке разработчиков, учтены основные цели устойчивого развития, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 2015 г.

Стратегия развития Москвы «Умный город - 2030» рассчитана на долгосрочную перспективу и направлена на создание инновационного города на основе цифровых технологий, с целью «повышения уровня жизни, эффективности

деятельности и услуг в городе, ... конкурентоспособности при обеспечении удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений в экономических, социальных, культурных и природоохранных аспектах» . Основные положения рассматриваемой Стратегии предполагают переход от отдельных пилотных проектов цифровизации в отдельных сегментах инфраструктуры к комплексному развитию на основе высокотехнологичного интеллектуального анализа большего объема данных, на основе единообразных технологических платформ и, как предполагается, активной обратной связи от конечных пользователей - населения и бизнеса.

Ключевые слова: органы власти, общество, «умный город», стратегия развития «Умного города»

Для цитирования: Махадилов Ш.Ф. Механизмы взаимодействия органов власти и общества: на примере Московской городской программы «Умный город-2030» // Коммуникология: электронный научный журнал. 2021. С. 87-97.

Сведения об авторе: Махадилов Шамиль Файзуллаевич. Административный директор ООО «МКТБ-ИНВЕСТ» (АО «Газпром-Медиа Холдинг»). Адрес: 117587, Москва, Варшавское шоссе, дом №125, строение 1, секция 10. E-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию: 28.01. 2022. Принята к печати: 24.03.2022. Введение

От уровня качества городской среды зависит привлекательность города, его экономика и дальнейшее развитие. Это особенно справедливо для столичных городов и иных крупных мегаполисов. В целях улучшения условий жизни и повышения уровня комфорта в ряде современных мировых мегаполисах внедряются элементы концепции «умный город», подразумевающей инновационный и рациональный подход к формированию жизненного пространства, его использованию и управлению. В современных условиях инновационного развития экономики, перехода к новому технологическому укладу и цифровизации российской экономики, повышения требований к уровню и качеству жизни возникает объективная необходимость модернизации, адаптации и внедрения новых механизмов управления городской средой, удовлетворяющих текущим и перспективным требованиям. При этом развитие городской среды крупных мегаполисов помимо использования высоких информационно-коммуникационных технологий и повсеместной цифровизации, также должно включать в себя оптимизацию использования природных ресурсов - развитие зеленой экономики мегаполиса, формирования социальной среды, обеспечение оптимальных условий трудовой деятельности и пр. Обеспечение устойчивого развития городской среды, ее модернизации и адаптации к современным стандартам качества жизни, соблюдение сбалансированного развития всех элементов

города, невозможно эффективной системы государственного управления: оптимизации механизмов и инструментов реализации стратегии развития.

Развитие городов с применением инноваций получило в современной научной литературе название «smart city» или «умный город». Термин «smart city» («умный город») впервые начал использовать в зарубежных странах в середине 1990-х годов ХХ века, с связи с бурным развитием информационно-телекоммуникационных технологий и ростом их влияния на организацию и планирование городской среды. Несмотря на то, что термин «Умный город» появился достаточно недавно, уже успел претерпеть немало изменений в определении и понимании его сущности и содержания. В настоящее время подходы к толкованию термина «умный город» в трудах отечественных и зарубежных авторов расходятся и видоизменяются. В своих научных работах Н. Б. Беляева и Е. Д. Мингалеева дают следующее толкование термина «умный город» - «в первую очередь, цифровой город, объединяющий в себе инфраструктуру широкополосной связи, гибкую, ориентированную на сервис вычислительную инфраструктуру, основанную на открытых отраслевых стандартах, и инновационные услуги для удовлетворения потребностей правительств и их сотрудников, граждан и предприятий» [Беляева, Мингалеева]. В широком смысле концепция «умный город» предполагает определенный комплекс мероприятий, направленный на создание и развитие высокотехнологичной и комфортной среды [Гарифуллин].

Основные компоненты «умных городов

На основе изученной научной литературы и мирового опыта построения «умных городов» автор выделил их основные компоненты (рис. 1).

Рис. 1. Основные компоненты «умных городов»1

1 Составлено автором по материалам: Абламейко М., Абламейко С. «Умный город»: от теории к практике. // Наука и инновации. - 2018. - Июнь. - №6 (184). - С. 28-34.

Как показано на рисунке 1, «умный город» охватывает все сферы жизнедеятельности:

- государственное управление;

- транспортную и информационную мобильность;

- коммунальные и досуговые системы;

- систему здравоохранения и образования;

- обеспечение безопасности жизнедеятельности;

- экономику города, в том числе и производство;

- поддержание экологической безопасности;

- развитие жилищной сферы.

Подходы к созданию «умных городов» в мире

Следует отметить, что концепция «умных городов» в той или иной степени различные страны мира реализуют уже около двадцати лет и некоторые города демонстрируют значительные результаты. Проведенный автором настоящей выпускной квалификационной работы анализ опыта мировых стран, внедрившим или находящихся в процессе внедрения концепции «умный город», позволил выделить два основных подхода к реализации (рис. 2).

Рис. 2. Подходы к созданию «умных городов» в мире

Концепция «Умный город» включает в себя также такую составляющую как «городское управление», что подразумевает реализацию программы «Открытое правительство»: большее вовлечение граждан в принятие управленческих решений, а также увеличение прозрачности деятельности органов муниципальной власти. В этой связи

автору представляется целесообразным рассмотреть понятие «открытое правительство», накопленный мировой опыт реализации таких программ в мире, а также предпосылки развития рассматриваемых программ в Российской Федерации.

Итак, «открытое государственное управление» является новой парадигмой государственного управления. Как уже отмечалось ранее, эффективность государственного управления во многом зависит от ее гибкости и способности своевременно и четко реагировать на изменения внешний среды, ее вызовы и пр. К результативным и успешным реформам в части государственного управления в последние годы относят такие, которые позволяют не просто улучшить некоторые отдельно взятые функции и/или процессы, а выстраивается качественно новая система взаимодействий субъекта и объекта управления. Построение принципиально новой системы госуправления возможно лишь с использованием принципов сетевого взаимодействия, иными словами -«масштабными коллективными усилиями по производству и обмену информацией, знаниями и культурой». В условиях всемирной цифровизации и увеличения роли ИКТ во всех аспектах социально-экономической, политической, промышленной и пр. «жизни» страны, эффективный обмен и производство информации приобретает все большее значение. В последнее время государственные органы власти, их сотрудники и пр. все больше и больше взаимодействуют в глобальной сети коммуникаций.

Государственная программа города Москвы «Развитие городской среды»

Рассматривая элементы структуры городской среды г. Москвы нельзя обойти вниманием такой важный показатель как качество городской среды. Именно этот показатель в последние годы приобретает все большее значение как в мире, так и в России.

Обеспечение высокого уровня качества городской среды целиком и полностью зависит от деятельности органов местного самоуправления. В соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.09.2013 г. № 371 «Об утверждении методики оценки качества городской среды проживания» качество городской среды российских городов оценивается на основании 41 показателя, объединенных в более крупные блоки Москва - лидирует.

В Москве действует государственная программа города Москвы «Развитие городской среды», целями которой являются:

- создание инфраструктуры высокого уровня комфортности городской среды для организации отдыха и туризма в городе Москве;

- устойчивое развитие парков (садов) культуры и отдыха, повышение их социальной, экологической значимости;

- развитие инфраструктуры территорий музеев-усадеб и музеев-заповедников в целях улучшения качества и количества услуг, оказываемых населению города;

- повышение уровня благоустройства озелененных территорий;

- повышение заинтересованности инвесторов в развитии городской среды;

- создание условий для организации современного и комфортного отдыха населения города Москвы по месту постоянного и временного жительства.

- приведение улиц, городских общественных пространств в формат, отвечающий современным требованиям и тенденциям развития;

- поддержание особо охраняемых природных территорий в надлежащем состоянии, пригодном для отдыха и туризма.

Стратегия развития Москвы «Умный город - 2030»

Значение Москвы для экономики России и объективное отставание города от ведущих мировых лидеров обусловили принятие в 2018 г. стратегии развития Москвы «Умный город - 2030». Приведенные выше предпосылки, это далеко не исчерпывающий перечень, объективная необходимость улучшения городской среды и повышения качества жизни в городе назревала уже много лет.

Следует отметить, что Стратегии «Умный город» предшествовала государственная программа «Информационный город», позволившая создать надежную базу для разработки и реализации дальнейшей стратегии. Основными результатами данной программы стали:

- централизация всех городских систем ИТ в Москве;

- внедрение электронной системы государственных услуг;

- платформы Интернета вещей и пр.

Стратегия развития г. Москвы «Умный город - 2030» определяет приоритеты, цели и задачи государственного управления и развития в сфере цифровых технологий в столице до 2030 г. В рассматриваемой стратегии, согласно оценке разработчиков, учтены основные цели устойчивого развития, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 2015 г.

При разработке и формировании Стратегии г. Москвы учитывалось мнение москвичей, отраслевых экспертов, крупнейших 1Т-компаний мира, уже имеющие опыт создания «умных городов», а также отечественные телекоммуникационные компании, государственные концерны и т.д.

Стратегия «Умный город - 2030» рассчитана на долгосрочную перспективу и направлена на создание инновационного города на основе цифровых технологий, с целью «повышения уровня жизни, эффективности деятельности и услуг в городе, ... конкурентоспособности при обеспечении удовлетворения потребностей настоящего и будущих

поколений в экономических, социальных, культурных и природоохранных аспектах»1.

Основные положения рассматриваемой Стратегии предполагают переход от отдельных пилотных проектов цифровизации в отдельных сегментах инфраструктуры к комплексному развитию на основе высокотехнологичного интеллектуального анализа большего объема данных, на основе единообразных технологических платформ и, как предполагается, активной обратной связи от конечных пользователей -населения и бизнеса.

Рис. 3. Ключевые направления развития города, согласно Стратегии

В социальной сфере Стратегия развития Москвы, как «умного города» направлена на решение таких вопросов, как:

- упрощение процессов предоставления и оказания социальных услуг (включая субсидии) для всех категорий граждан;

- ужесточение контроля за своевременностью и качеством предоставления услуг;

- содействие в занятости трудоспособного населения;

- расширение сферы применения цифрового идентификатора для предоставления социальной поддержки жителям города.

Выводы

Автором статьи предлагается собственное толкование термина «Умное управление», включающий в себя комплексный подход к выбору и использованию методов, инструментов и мероприятий, обеспечивающих

1 Стратегия Москвы «Умный город - 2030». - [Электронный документ]. - Режим доступа: https://ict.moscow/docs/Strategy_Smart_City_v5.pdf (дата обращения 28.01.2022).

при помощи цифровых технологий и искусственного интеллекта, органичное взаимодействие органов исполнительной власти и иных заинтересованных сторон с целью выработки и принятия значимых экономических, экологических, социальных, политических решений, направленных на максимальное удовлетворение потребностей современного общества.

Смена системы управления автоматически предполагает изменение приоритетов, уточнение целей, актуализацию задач, установление показателей целевых показателей, корректировку ряда положений нынешней Стратегии развития г. Москвы «Умный город - 2030». В частности, популяризация «зеленого» транспорта должна быть основана на создании объективных условий, стимулирующих его использования, а не создания невыносимых условий использования личного автотранспорта, которые приводят лишь к неприятию большей части нововведений.

«Умный город», как уже неоднократно отмечалось, предполагает создание принципиально новой городской среды, а, следовательно, и новой концепции градостроительства. В связи, при строительстве новых жилых кварталов, следует максимально учитывать функции «умный зданий» (оснастка зданий системами сбора дождевой воды, которая может использоваться для технических и гигиенических нужд) и «зеленых зданий», а также риски распространения инфекций (Covid-19), риски пожаров.

5. Анализ стратегии «Умный город - 2030» выявил ряд существенных недостатков. Прежде всего, большая часть предложенных направлений развития городской среды направлена исключительно на предоставление услуг органов исполнительной власти в режиме онлайн. Главным принципом развития Цифрового Правительства города, является главенство цифровых документов над бумажными. Действия органов исполнительной власти представляют собой «точечные мероприятия», зачастую несогласованные. Отсутствуют четкие целевые показатели Стратегии, тем самым создавая еще больший дисбаланс ее реализации.

Подавляющее большинство предполагаемых мероприятий включают в себя роботизацию и цифровизацию процессов мониторинга и контроля за ситуацией в г. Москве, роботизацию и переход на безлюдное управление, посредством технологий искусственного интеллекта.

«Умная» модель развития предполагает постоянные инновационные преобразования на всех уровнях управления в разных сферах городской жизни. Автором были предложены основных мероприятия по повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти.

Эффективная реализация Стратегии г. Москва «Умный город -2030» возможна только при корреляции трех составляющих: вовлеченность населения, включая бизнес сообщество, грамотное управление и перераспределение ресурсов, доступность информационно-коммуникационных технологий.

Источники

Багян, Г. А., Лукащук В. И. (2020). Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации // Modern Science. № 5-1. С. 450-454.

Беляева Н. Б., Мингалеева Е. Д. (2019). Концепция умного города и ее реализация в Северной Европе и России // Известия Санкт-Петербургского Государственного Экономического Университета. № 5. С. 95-98.

Борисова Е. К. (2020). Понятие государственного управления // Материалы научной конференции «International scientific review of the problems and prospects of modern science and education». Boston, 2020 года. С. 77-78.

Василенко И. А. (2019). Москва - «умный город»: основные направления и перспективы смарт-стратегии развития столицы // Власть. № 3. С. 91-95.

Васильева В. М., Колеснева Е. А., Иншаков И. А. (2021). Государственная политика и управление: учебник и практикум для вузов. М.: Издательство Юрайт. 441 с.

Макаренко К. В., Логиновская В. О. (2019). «Умный город»: стандарты, проблемы, перспективы развития. // Вестник ЮУрГУ. Т. 19. № 3. С. 165-171.

Медведев В. М. (2020). Нормативно-методические аспекты подготовки кадров в сфере управления городской средой // Известия Санкт-Петербургского Государственного Экономического Университета. № 1 (121). С. 152-155.

Меньшикова Г. А., Пруель Н. А. (2020). Основы государственного и муниципального управления (Public Administration): учебник и практикум для вузов. М.: Издательство Юрайт, 340 с.

Михайлова Е. В. (2019). Опыт правительства Москвы в применении смарт-технологий для модернизации городского управления // Власть. № 2. С. 62-65.

Осейчук В. И. (2022). Теория государственного управления: учебник и практикум для вузов. М.: Издательство Юрайт. 342 с.

Пивкина Н. Ю. (2019). Умные города как новый стандарт качества жизни населения. // Вестник Финансового университета. № 4. С. 120-125.

Попов Е. В., Веретенникова А. Ю. (2019). Институциональное обеспечение долевой экономики в развитии городской среды/ Journal of Institutional Studies. Т. 11. № 2. С. 44-59.

Шарков Ф.И., Комарова Л.В. Коммуникация: деловое общение, коммуникативные техники и технологии // Коммуникология. 2014. Т. 6. № 4. С. 13-26.

Шарков Ф.И., Юдина Е.Н. (2013). Регулирование отношений в современном медиапространстве//Коммуникология. Т. 1. № 1. С. 36-43.

Шобин Ли. (2019). Проблемные аспекты формирования в России «Умных городов» // Вопросы регулирования экономики. № 2 (10). С. 113-120.

Albino V., Berardi U., Dangelico R.M. (2015). Smart Cities: Definitions, Dimensions, Performance, and Initiatives. In:Journal of Urban Technology. 22(1).

Bibri S.E., Krogstie J. (2017). Smart Sustainable Cities of the Future: An Extensive Interdisciplinary Literature Review. In: Sustainable Cities and Society. Vol. 31. P. 184.

Peris-Ortiz M., Bennett D., Perez-Bustamante Yabar D. (2017). Sustainable Smart Cities: Creating Spaces for Technological, Social and Business Development. Zürich: Springer International Publishing 219 p.

■ ■ ■ Mechanisms of interaction between authorities and society: on the example of the Moscow City program «Smart City-2030»

Mahadilov Sh.F.

LLC «Soffione», Moscow, Russian Federation.

Abstract. Ensuring the sustainable development of the urban environment, its modernization and adaptation to modern standards of quality of life, compliance with the balanced development of all elements of the city, the creation of an effective public administration system: optimization of mechanisms and tools for the implementation of the development strategy. Today, many cities of the world are already quite naturally striving to acquire the unofficial status of a "smart city". Smart City is, «first of all, a digital city that combines broadband infrastructure, flexible, service-oriented computing infrastructure based on open industry standards, and innovative services to meet the needs of governments and their employees, citizens and businesses. The concept of "Smart City" also includes such a component as "urban governance», which implies the implementation of the "Open Government" program: greater involvement of citizens in making managerial decisions, as well as increasing the transparency of the activities of municipal authorities. In this regard, it seems appropriate to the author to consider the concept of «open government», the accumulated world experience in implementing such programs in the world, as well as the prerequisites for the development of the programs in question in the Russian Federation. Development strategy of Moscow's Smart City 2030 defines priorities, goals and objectives of public administration and development in the field of digital technologies in the capital until 2030. According to the developers, the strategy under consideration takes into account the main Sustainable Development Goals adopted by the UN General Assembly in 2015.

Moscow's Smart City 2030 development strategy is designed for a long-term perspective and is aimed at creating an innovative city based on digital technologies, with the aim of «improving the standard of living, efficiency of activities and services in the city, ... competitiveness while meeting the needs of present and future generations in economic, social, cultural and environmental aspects». The main provisions of the Strategy under consideration suggest a transition from individual pilot digitalization projects in certain infrastructure segments to integrated development based on high-tech intellectual analysis of a larger volume of data, on the basis of uniform technological platforms and, as expected, active feedback from end users - the public and business.

Keywords: authorities, society, smart city, Smart City development strategy

For citation: Makhadilov Sh.F. Mechanisms of interaction between authorities and society: on the example of the Moscow City Program «Smart City-2030». In: Communicology: Electronic Scientific Journal. 2021, pp. 87-97.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Inf. about the author: Mahadilov Shamil Fayzullaeviya, administration director «MKTB-Invest» (Gasprom-Media-Holding). Address: 117587, Moscow/ Varshavskoe shosse, 125, str 1, sec. 10. E-mail: [email protected]

Received: 28.01. 2022. Accepted: 03.24.2022. References

Albino V., Berardi U., Dangelico RM. (2015). Smart Cities: Definitions, Dimensions, Performance, and Initiatives. In:Journal of Urban Technology. 22 (1).

Bagyan, G. A., Lukashchuk V. I. (2020). Ways of solving actual problems of public administration in the Russian Federation. In: Modern Science. No. 5-1, pp. 450-454. (In Rus.).

Belyaeva N. B., Mingaleeva E. D. (2019). The concept of a smart city and its implementation in Northern Europe and Russia. In: Izvestiya of St. Petersburg State University of Economics. No. 5, pp. 95-98. (In Rus.).

Bibri S.E., Krogstie J. (2017). Smart Sustainable Cities of the Future: An Extensive Interdisciplinary Literature Review. In: Sustainable Cities and Society. Vol. 31. P. 184.

Borisova E. K. (2020). The concept of public administration. In: Materials of the scientific conference «International scientific review of the problems and prospects of modern science and education». Bosto, pp. 77-78. (In Rus.).

Makarenko K. V., Loginovskaya V. O. (2019). «Smart City»: standards, problems, development prospects. In: Bulletin of SUSU. Vol. 19. No. 3, pp. 165-171. (In Rus.).

Medvedev V. M. (2020). Normative and methodological aspects of personnel training in the field of urban environment management. In: Izvestiya of St. Petersburg State University of Economics. No. 1 (121), pp. 152-155. (In Rus.).

Menshikova G. A., Pruel N. A. (2020). Fundamentals of state and municipal administration (Public Administration): textbook and workshop for universities. Moscow: Yurayt Publishing House. 340 p. (In Rus.).

Mikhailova E. V. (2019). The experience of the Moscow government in the application of smart technologies for the modernization of urban management. In: Power. No. 2. pp. 62-65.

Oseychuk V. I. (2022). Theory of public administration: textbook and workshop for universities. Moscow: Yurayt Publishing House. 342 p. (In Rus.).

Peris-Ortiz M., Bennett D., Pérez-Bustamante Yábar D. (2017). Sustainable Smart Cities: Creating Spaces for Technological, Social and Business Development. Zürich: Springer International Publishing 219 p.

Pivkina N. Y. (2019). Smart cities as a new standard of quality of life for the population. In: Bulletin of the Financial University. No. 4, pp. 120-125. (In Rus.).

Popov E. V., Veretennikova A. Yu. (2019). Institutional support of the shared economy in the development of the urban environment. In: Journal of Institutional Studies. Vol. 11. No. 2, pp. 44-59. (In Rus.).

Sharkov F.I., Komarova L.V. (2014). Communication: business communication, communication techniques and technologie. In: Communicology. Vol. 6. No. 4, pp. 13-26. (In Rus.).

Sharkov F.I., Yudina E.N. (2013). Regulation of relations in the modern media space. In: Communicology. Vol. 1. No. 1, pp. 36-43. (In Rus.).

Shobin Lee. (2019). Problematic aspects of the formation of «Smart cities» in Russia. In: Issues of economic regulation. No. 2 (10), pp. 113-120. (In Rus.).

Vasilenko I. A. (2019). Moscow - «smart city»: the main directions and prospects of the smart strategy for the development of the capital. In: Power. No. 3, pp. 91-95. (In Rus.).

Vasilyeva V. M., Kolesneva E. A., Inshakov I. A. (2021). State policy and management: textbook and workshop for universities. Moscow: Yurayt Publishing House, 441 p. (In Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.