Т.А. Евстратова,
канд. соц. наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и социальной инженерии, Российский государственный социальный университет, Москва.
T. A. Evstratova,
candidate of sociological Sciences, associate Professor at the state, municipal management and social engineering, Russian state social University, Moscow.
E-mail: [email protected]
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Management culture as an essential element in the development of local self-
government.
Аннотация: в статье рассматривается формирование управленческой культуры в контексте происходящих перемен в нашей стране и необходимость повышения эффективности управленческой работы, что позволит преодолению кризиса управления и развитию нашего общества.
Annotation: the article discusses the formation of the managerial culture in the context of the changes taking place in our country and the need to improve the efficiency of administrative work that will enable the crisis management and the development of our society.
Ключевые слова: организационная культура, управленческая культура, муниципальное управление, местное самоуправление.
Key words: organizational culture, management culture, municipal management, local self-government.
Люди - носители культуры. В организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу [10]. Система местного самоуправления - одна из демократических основ системы управления обществом, то есть важнейшая структурная составляющая устройства власти, и одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. В свою очередь, муниципальное управление - это одна из форм децентрализованного управления, предполагающая известную самостоятельность и автономность муниципальных систем [1]. Социально-экономические трансформации российского общества, его управленческих практик, реформирование системы муниципального управления [15] актуализируют поиск инновационновых механизмов развития местного самоуправления, совершенствования управленческой культуры муниципалитетов. Современным муниципальным образованиям присущ ряд проблем, таких как финансовая необеспеченность местных бюджетов, высокий уровень зависимости от региональных властей,
низкие темпы развития социальной инфраструктуры [17]. В настоящее время одним из основных элементов устойчивого развития муниципального образования становится интеграция общества в решение социально-экономических проблем [22, 23]. Таким образом, в современных условиях именно кадровый потенциал местных сообществ является одним из наиболее значимых факторов развития муниципальных образований.
Ключевыми фигурами в процессе формирования организационной и управленческой культуры являются глава муниципального образования и глава администрации муниципального образования [7].
Под управленческой культурой применительно к администрации муниципального образования следует понимать оргструктуру администрации, отношения между муниципальными служащими, главой администрации внутри коллектива, традиции, исторические особенности данного муниципального образования. Важное место в культуре занимает мотивация [2].
Установлено, что, работая совместно с коллективом, глава администрациидо 45 % своего рабочего времени использует на работус подчиненными сотрудниками. Основными параметрами определения культуры в администрации муниципального образования являются [5]:
- отношение членов организации ко всему новому, к переменам;
- принятие или непринятие деловых рисков;
- ориентация на решение вопросов местного значения;
- уровень централизации подготовки и принятия управленческих решений;
- социально-допустимое расстояние между главой администрациии муниципальными служащими;
- уровень регламентации и формализациидеятельности;
- стиль руководства главы администрации;
- принципы оценки деятельности муниципальных служащих;
- осознание себя и своего места в организации;
- элементы внешнего вида;
- способы взаимоотношений между муниципальными служащими;
- способы коммуникации;
- этика и мотивация муниципальных служащих;
- особенности обучения
Применительно к организационной культуре в администрациив соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» можно добавить следующие параметры[5]:
- доброжелательное отношение к людям;
- соблюдение этики муниципального служащего.
Сегодня речь должна идти о серьезном повышении роли управленческой культуры в жизни российского общества[19]. Отсутствие в стране современной системы исследований теории и практики современного управления и обучения
управленческим знаниям во многом обуславливает низкий уровень управленческой культуры в обществе, способствует деградации правового, финансово-экономического управления, являющихся эффективными только при системном подходе к явлениям общественной жизни [13, 18]. России необходим быстрый рост сферы управления и самоуправления, которые недавно стали приоритетными ресурсами развития всей жизни в стране, нужна иная система отбораи формирования кадров управления, которая призвана привлечь к управлению делами местных сообществ наиболее творческий человеческий капитал [12]. Данные исследований позволяют диагностировать острую потребность в привлечении и закреплении на муниципальной службе высококвалифицированных управленческих кадров, в создания благоприятных условий для их профессионального развития [16].
Наше общество стоит перед острейшей проблемой - происходит накопление интеллектуального потенциала, увеличиваются возможности его использования в управленческой деятельности, однако уровень управления падает, в связи с этим формирование управленческой культуры приобретает особую актуальность [6].
Таким образом, можно выделить элементы управленческой культуры любого уровня:
- управленческие знания - теория и методология социального управления [8], соответствующие имеющимся в обществе чувствам, настроениям и сознанию;
- общественные отношения: это, прежде всего управленческие, организационные, которые материализуют знания, нормы, образцы в процесс социализации личности и передают ей нормы и ценности общества, делая их устойчивым элементом культуры человека (и управленческой культуры);
- управленческая деятельность всех субъектов управления, которая носит творческий характер и позволяет переводить знания, ценности общества в устойчивые связи и мотивировать к инновационно-управленческой деятельности.
В муниципальном управлении личностные качества человека имеют особое значение, т.к. управленческое воздействие на этом уровне носит интеллектуальный и мотивационный характер. Именно поведение человека в организации особого типа (чем и является местное сообщество), представляется значимой проблемой муниципального управления, муниципальной кадровой политики [14]. Пока данному уровню управления присущи и нерациональность, и нечеткость разделения полномочий, прав и ответственности между федеральным и муниципальным уровнями управления, отсутствие финансовой базы, неотлаженность организационных структур, отстраненность населения от процесса принятия решений, однако это не освобождает местное сообщество от ответственности перед населением, от необходимости развития местной территории [11].
В современных рыночных условиях, где постоянны только перемены, традиционные иерархически-бюрократические формы управленческой
культуры во многих случаях не отвечают возросшим требованиям относительно способности субъектов управления к быстрым изменениям. Поэтому появляется необходимость радикального обновления организационных форм, органов местного самоуправления в рамках концепции муниципального менеджмента [3]. В этом помогает создание, развитие и использование кадрового резерва [21].
Особенность такой реформы состоит в том, что она направлена в сторону усиления работы по вовлечению населения в процессы местного самоуправления, непосредственного участия граждан в решении вопросов социально-экономического развития муниципальных образований. Она содержит существенное продвижение в сторону укрепления начал гражданского общества и дальнейшего развития Российской Федерации как демократического федеративного государства. В данных условиях становится очевидным, что становление и развитие муниципального менеджмента - это логическое завершение процесса перехода от традиционного управления на местном уровне к территориальному менеджменту [4]. Управленческая культура должна способствовать гибкому регулированию социально-экономических процессов на уровне муниципальных образований в изменяющихся рыночных условиях, повысить конкурентные преимущества и инвестиционную привлекательность муниципального образования.
Список литературы:
1. Боровская М.А. Генезис муниципальной собственности и становление систем муниципального управ-ления. М.: Изд-е РАГС, 2012. С. 5.
2. Виниченко М.В. Совершенствование мотивации персонала в условиях экономического кризиса. Социальная политика и социология. 2012. № 5. С. 97.
3. Евстратова Т. А. Высокое качество жизни населения - основная функция местного самоуправления. Материалы Ивановских чтений.2013, № 3, с.68-69.
4. Жогова С.С. Субъективная организационная культура как основа формирования культуры управления муниципальным образованием // Актуальные вопросы современной науки. 2010. № 12. С. 187-188.
5. Социальное управление: теория и методология: Учеб. пособие в 2-х частях/А.Г. Гладышев, А.В. Иванов, В.Н. Иванов и др. Под ред. В.Н. Иванова. Академия наук социал. технологий и мест. самоуправления. Ч II - 2-е изд. - М.: Муниципальный мир, 2004, с. 262-266.
6. Уржа О.А.Интеграция интересов социальных групп и слоев как основа эффективного социального управления / Материалы Ивановских чтений. - 2015. - № 4. - С. 257-262.
7. Шейн Э.Г. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ.. СПб.: Питер, 2006. С. 12.
8. Шалашникова В.Ю. Вопросы и ответы. Самоуправление. 2014. № 6. С. 29-30.
9. Макушкин С.А., Кириллов А.В. Оценка эффективности процесса адаптации персонала организации. // Курс лекций электронного контента /
Москва, 2015.
10. Дуплий Е.В. Проблемы управления документами: мировые тенденции и отечественная практика. // В книге: Стратегии социального развития современного общества: российские и мировые тренды Сборник материалов XIV Международного социального конгресса. 2015. С. 155-157.
11. Фролова Е.В. Модернизация социальной инфраструктуры муниципальных образований в Российской Федерации. автореферат дис. ... доктора социологических наук: 22.00.08 / Институт социально-политических исследований Российской академии наук. Москва, 2014
12. Фролова Е.В. Социальная инфраструктура современных российских муниципальных образований: состояние и ресурсы модернизации. Социологические исследования. 2014. № 12 (368). С. 51-58.
13. Фролова Е.В. Факторы развития инфраструктуры муниципальных образований в условиях региональной дифференциации. - Ученые записки Российского государственного социального университета. 2012. № 6. С. 16-24.
14. Масликов В.А. О методологии социокультурного исследования. // Материалы Ивановских чтений. 2015. № 5. С. 363-376.
15. Kataeva V.I., Kaurova O.V., Koludarova S.V., Sulyagina J.O., Fomicheva T.V., Kryukova E.M. Barries of inequality in social institutions of Russia. Biosciences Biotechnology Research Asia. 2015. Т. 12. № 3. С. 2813-2820.
16. Козырев М.С. О теоретических проблемах государственного и муниципального управления. Социальная политика и социология. 2015. Т. 14. № 1 (107). С. 34-40.
17. Ветрова Е.А. Основы государственного и муниципального управления / Е.А. Ветрова. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2015. - 168 с.
18. Медведева Н.В. Социальное партнерство: условия реализации и перспективы развития на муниципальном уровне. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №12-2. С.277-280.
19. Медведева Н.В. Содержание и особенности социального партнерства в системе муниципального управления. Материалы Ивановских чтений. 2013. №3. С.141-145
20. Кириллов А.В. Технологии управления персоналом и конъюнктура. //Социальная политика и социология. 2014. № 4 (105). С. 173-184.
21. Чижанькова И.В., Бондалетова Н.Ф. Договорные отношения по аренде недвижимости: государственной формы собственности. Материалы Ивановских чтений. 2015. № 5. С. 331-344.