Научная статья на тему 'Методы корпоративного управления'

Методы корпоративного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
730
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евстратова Т.А.

В статье рассматривается формирование управленческой культуры в контексте происходящих перемен в нашей стране и необходимость повышения эффективности управленческой работы, что позволит преодолению кризиса управления и развитию нашего общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Евстратова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы корпоративного управления»

Евстратова Т.А.,

канд. соц. наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления, Российский государственный социальный университет,

Москва.

Evstratova T. A.,

candidate of sociological Sciences, associate Professor, Department of management and administration, Russian state social University, Moscow.

E-mail: doroshenkot@yandex. ru

МЕТОДЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Methods of corporate governance.

Аннотация: в статье рассматривается формирование управленческой культуры в контексте происходящих перемен в нашей стране и необходимость повышения эффективности управленческой работы, что позволит преодолению кризиса управления и развитию нашего общества.

Ключевые слова: организационная культура, управленческая культура, муниципальное управление, местное самоуправление.

Annotation: the article discusses the formation of the managerial culture in the context of the changes taking place in our country and the need to improve the efficiency of administrative work that will enable the crisis management and the development of our society.

Key words: organizational culture, management culture, municipal management, local self-government.

Сегодня стратегическая власть во многих странах перестала быть привилегией центра, стала достоянием всех субъектов управления, гражданских институтов, социальных организаций, регионов, районов, городов, местных сообществ и даже отдельных фирм, промышленных предприятий. Появился многочисленный слой профессиональных управляющих- менеджеров, в своей практики широко использующих методы стратегического планирования и концептуального мышления, которые лежат в основе применения и разработки инновационных социально-экономических технологий.

Зарубежный опыт позволяет выделить шесть основных стратегических направлений изменения местных сообществ: мобилизация, социальное просвещение, социальное действие, гражданское участие, общественная защита, развитие местных услуг. Вопрос выбора направления развития конкретного сообщества в соответствии с имеющимися экономическими и социальными ресурсами приобретает все большее значение. Не только в развитых, но и в развивающихся странах в ходе политических и экономических перемен многие общественные обязанности сместились на локальный уровень, а международные и неправительственные организации

проводят политику, все больше ориентирующуюся на местные сообщества

[3].

Необходима не только сильная социальная политика центра, но и муниципальные социальные и экономические политики, реализовывать которые должна не только местная власть (органы местного самоуправления), но и муниципальный менеджмент, малое муниципальное предпринимательство.

Одним из важнейших механизмов достижения главной цели -повышения качества жизни - становится функция управленческой координации, предусматривающая кооперацию и интеграцию деятельности местного самоуправления, населения, муниципальных менеджеров, предпринимателей [2].

Фактически, к известным механизмам общественной координации -иерархии, рынку и культуре добавляется «гетерархия», т.е. сознание взаимозависимости и налаживание партнерских отношений.

Муниципальное образование должно решать местные проблемы своими силами и средствами, и нести ответственность за свои решения. Органы местного самоуправления должны владеть и управлять муниципальной собственностью, в том числе самостоятельно распоряжаться местными финансами - это необходимые экономические условия для осуществления их властных полномочий. Так формируются инкорпоративные интересы. Концептуальная идея организации местного самоуправления - сочетание инициативы «снизу» с финансово-правовым обеспечением «сверху» - дополняется новой концепцией корпоратизма местного самоуправления [5].

Необходимые инновационные изменения в области организации и управления должны базироваться на основных принципах: простота, автономия, управление через культуру.

По мнению французского социолога М. Крозье, содержание этих принципов состоит в следующем.

Принцип простоты организаций - лучший ответ на сложность человеческих отношений. Он предполагает сокращения ступенек иерархической лестницы, промежуточных структур и элементов власти и может реализоваться только при наличии достаточно развитых человеческих духовных сил и способностей.

Принцип автономии означает, что если в организации следует опираться на способность личности, то член организации должен иметь свободу действия и быть ответственным. Организационные отношения с клиентом становятся центральным звеном в деятельности организации, успех зависит от того, в какой мере принципиальное решение учитывает интересы клиента. В условиях свободы действий и ответственности члена организации создается возможность возрождения ремесла как индивидуального мастерства (в отличие от стандартизированных операций, существующих при рационалистическом подходе к организации).

Принцип управления через культуру предполагает переход от сложных сочетаний горизонтальных и вертикальных структур к простым организациям, состоящим из автономных самоуправляющихся общностей.

М. Крозье отмечает: «Способность современных организаций к инновациям зависит, прежде всего, от наличия таких правил игры, которые вознаграждают кооперативную, конструктивную и новаторскую деятельность, вместо того чтобы стремиться к сохранению равновесия, гармонии и консервации существующих отношений. Никакая формальная демократия и никакие правовые обязанности не помогут создать климат, благоприятствующий инновации, если не осуществляются глубокие изменения в правилах политической игры в рамках данного организационного целого» [4].

Необходимо создание новой корпоративной культуры. И здесь незаменима роль бизнеса, который по роду своей деятельности вынужден постоянно повышать качество управления.

Бизнес, являющийся наиболее быстро развивающимся институтом, может оказать помощь становлению местного самоуправления во многих вопросах, в том числе и в освоении современных управленческих технологий. Другими словами, развитый управленческий корпуса бизнеса -стратегический резерв местного самоуправления.

С одной стороны, бизнес по роду своей деятельности заинтересован в работе с социумом - это его потребители. С другой, ряд приемов корпоративного управления, отработанный для компаний, может быть с успехом использован в муниципальном самоуправлении.

В качестве примера приведем развитие института независимых директоров в бизнесе - вовлечение представителей социальных групп в муниципальное управление.

Ряд исследований показывает, что уровень критического анализа выше в тех коллективах, где находят выражение взгляды меньшинства. Наличие точки зрения меньшинства улучшает качество процесса принятия решений независимо от того, побеждает ли эта точка зрения в конечном счете.

Часто получение выгод от наличия разнообразных точек зрения требует должного управления и подготовки. Известно исследование Гарри Триандиса (Harry Triandis), который сравнивал для гомогенных(однотипных) групп и групп диверсифицированных (разнотипных) показатели двух типов: с подготовкой и без подготовки. Он обнаружил, что разнотипные группы без подготовки показывают более низкие результаты, чем гомогенные группы; в то время как разнотипные группы с подготовкой показывают результаты, в шесть раз превосходящие средние результаты гомогенных групп. Эти выводы были подтверждены и другими исследователями [1].

Принцип диверсификации распространяется и на кадровую политику бизнеса. Честное и равное отношение к людям безотносительно к их расе,

полу или убеждениям является фундаментальным моральным принципом. Это также является очевидным элементом корпоративной социальной ответственности. При должном менеджменте диверсификация может помочь разбудить творческую активность и подстегнуть инновации, она может помочь компании быть более конкурентоспособной. Не менее важно и то, что она упрощает компании наем и удержание персонала.

Помимо традиционно используемых индикаторов измерения производственных показателей персонала, используется группа индикаторов, характеризующих диверсификацию на уровне персонала, менеджмента и совета директоров. Эти индикаторы следующие:

- процент нанятых сотрудников, представляющих разнотипные группы (этот процент часто сопоставляют с процентом уже работающих сотрудников, представляющих те же группы);

- процент всего состава рабочей силы с разбивкой на сотрудников технического уровня, управляющего звена и высшего руководства;

- уровень удержания и продвижения сотрудников, представляющих разнотипные группы, в сравнении со средними показателями сотрудников, занимающих похожие позиции;

- процент членов Совета Директоров, представляющих разнотипные группы.

Аналогичные индикаторы могут быть разработаны с привязкой к конкретному муниципальному органу власти с учетом всех его особенностей - демографической структуры и социальной базы, основных направлений хозяйственной деятельности местного бизнеса, уровня развития корпоративной культуры, местных обычаев делового оборота.

Список литературы:

1. Гладышев А. Г. Правовое и организационное обеспечение комплексного развития местного сообщества: на опыте Одинцовского района Московской области, диссертация доктора юридических наук: 12.00.14, 23.00.02, Москва, 2001. С. 312.

2. Скобелев В. Эффективность местного самоуправления и методы корпоративного управления // Самоуправление. 2010. № 3. С. 8-12.

3. Спиридонова В.И. Бюрократия и реформа (анализ концепции М. Крозье), М.: ИФ РАН, 1997. С. 202.

4. Уржа О.А. Роль социологии управления в решении вопросов государственного и муниципального управления. В сборнике: Качество жизни человека в нестабильном мире Материалы выступлений XV Международного социального конгресса. 2016. С. 125-133.

References:

1. Gladyshev A. G. Pravovoe i organizacionnoe obespechenie kompleksnogo razvitija mestnogo soobshhestva: na opyte Odincovskogo rajona Moskovskoj oblasti, dissertacija doktora juridicheskih nauk: 12.00.14, 23.00.02, Moskva, 2001. S. 312.

2. Skobelev V. Jeffektivnost' mestnogo samoupravlenija i metody korporativnogo upravlenija //Samoupravlenie. 2010. № 3. S. 8-12.

4. Spiridonova V.I. Bjurokratija i reforma (analiz koncepcii M. Kroz'e), M.: IF RAN, 1997. S. 202.

5. Urzha O.A. Rol' sociologii upravlenija v reshenii voprosov gosudarstvennogo i municipal'nogo upravlenija. V sbornike: Kachestvo zhizni cheloveka v nestabil'nom mire Materialy vystuplenij XV Mezhdunarodnogo social'nogo kongressa. 2016. S. 125-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.