Научная статья на тему 'Управленческая деятельность руководителя как психолого-педагогический феномен'

Управленческая деятельность руководителя как психолого-педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
324
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MANAGEMENT ACTIVITY / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ИНФОРМА ЦИЯ / MANAGEMENT INFORMATION / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / MANAGERIAL DECISION / МЫШЛЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ / EXECUTIVE'S WAY OF THINKING / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБ ЩЕНИЕ / MANAGEMENT COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Заставенко Валерий Александрович

В статье исследуются психолого-педагогические аспекты управленческой деятельности руководителя. С научных позиций осуществляется анализ деятельности руководителя как субъекта управления и психологических противоречий, которые могут возникать на всех ее этапах. Предлагаются пути разрешения, возникающих проблем и трудностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT ACTIVITY OF THE EXECUTIVE AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PHENOMENON

This article examines the psychological and pedagogical aspects of the Executive’s management activity. It analyses Executive’s activities as a subject of management as well as psychological conflicts arising at all stages from the scientific point of view. Solutions of arising problems and difficulties are considered.

Текст научной работы на тему «Управленческая деятельность руководителя как психолого-педагогический феномен»

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ

КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

MANAGEMENT ACTIVITY OF THE EXECUTIVE

AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PHENOMENON

УДК 005

^ЗАСТАВЕНКО Валерий Александрович

доцент кафедры гуманитарных наук Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, кандидат педагогических наук, [email protected]

ZASTAVENKO Valeriy Aleksandrovich

Associate Professor of the Department of Humanities, Saint-Petersburg State University of Film and Television, Candidate of Pedagogical Sciences, [email protected]

Аннотация.

В статье исследуются психолого-педагогические аспекты управленческой : деятельности руководителя. С научных позиций осуществляется анализ деятельности руководителя как субъекта управления и психологических: противоречий, которые могут возникать на всех ее этапах. Предлагаются пути разрешения, возникающих проблем и трудностей.

: Ключевые слова: управленческая деятельность, управленческая информация, управленческое решение, мышление руководителя, управленческое об: щение.

Abstract.

: This article examines the psychological and pedagogical aspects of the Executive's management activity. It analyses Executive's activities as a subject of management as well as psychological conflicts arising at all stages from the scientific point of view. Solutions of arising problems and difficulties are considered.

: Key words: management activity, management information, managerial decision, Executive's way of thinking, management communication.

Управленческая деятельность руководителя представляет собой сложное и многообразное явление, в котором тесно переплетаются различные отрасли научного знания и общественной практики. В современном российском менеджменте сложилось представление об управлении как преимущественно экономической сфере деятельности. Не оспаривая по существу эту позицию, хотелось бы

отметить, что эффективное управление невозможно без использования достижений теории и практики других наук.

Один из видных теоретиков менеджмента П. Друкер, характеризуя современный российский менеджмент, отмечал, что предприятия и менеджмент в США 50 лет назад были такими же, как в России [3, с. 11]. И речь идет не только о состоянии экономики и задачах,

42

петербургский экономический журнал • № 1 • 2014

которые приходилось и приходится решать государству и руководителям предприятий. К сожалению, технократизм в процессе подготовки и принятия управленческих решений, присущий тем временам, стал отличительным признаком нынешнего российского менеджмента. Тому есть много причин. Одна из них заключается в недооценке психолого-педагогической составляющей управленческой деятельности многими, если не большинством, современных руководителей и организаторов бизнеса в России. В основном системы управления в хозяйствующих организациях представляют собой эклектическую смесь различных, порой не связанных между собой, представлений о способах организации деятельности работников, воплощенных в совокупность требований и правил. Смысл этих систем заключается в создании организационных условий и стимулов, позволяющих максимально использовать трудовой потенциал работников для получения прибыли. При этом участники управленческой деятельности рассматриваются только как субъекты социального взаимодействия, выполняющие профессиональные задачи. Однако современные теории менеджмента исходят из того, что центральное место в системе управления занимает человек в совокупности своих индивидуально-психологических особенностей, интересов и отношений. Следовательно, успех управления достигается в том случае, если руководитель будет опираться не только на знания и опыт в сфере экономики, организации бизнеса и производственной деятельности, но и на знания психологии как собственной, так и работника, и профессиональной группы, эффективно применять методы психолого-педагогического воздействия в процессе управленческой деятельности.

В самом общем виде процесс управления представляется как совокупность действий субъекта управления, ориентированных на изменение существующего состояния организации или ее части в направлении достижения целей и обеспечения баланса организации с внешней средой. Деятельность руководителя включает две взаимосвязанные стороны: технологическую, связанную с функциони-

рованием материально-технических систем, и человеческую, отражающую совокупность межличностных и групповых отношений, коммуникаций и взаимодействий. При этом необходимо учитывать, что центральным звеном управленческой деятельности выступает человек как единственная сила, способная привести в действие неодушевленные материально-технические устройства и системы. Поэтому, по сути, управление это, прежде всего, психолого-педагогический процесс, так как предполагает воздействие одних людей на других в целях организации совместной деятельности. Причем данное воздействие оказывается не просто на людей как субъектов природы и общества, а на их психику. Цель управленческого воздействия заключается в том, чтобы изменить содержание психики участников управленческого процесса в интересах его организатора. В таком случае предметом управленческой деятельности выступают люди, личности, группы людей в совокупности их индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей. Необходимо учитывать и тот факт, что в управлении субъект и объект управленческого взаимодействия идентичны с точки зрения структуры и психологических детерминант, регулирующих их поведение и деятельность. Это означает, что успешность управленческой деятельности обусловливает знание психологических и психических механизмов, регулирующих поведение и деятельность участников управленческого процесса, закономерностей развития психики человека и психологии профессиональной группы, умение руководителя учитывать и опираться на эти явления при реализации поставленных целей и решении возникающих задач.

В психологии сложилось преставление о том, что основными структурными компонентами деятельности являются такие психологические явления, как мотивация и цель, система ценностей, психические процессы, индивидные свойства личности, а также механизмы контроля и самоконтроля, коррекции, регуляции и саморегуляции и т. д. А. В. Карпов отмечает одну из особенностей управленческой деятельности, которая заключается в

петербургский экономический журнал • № 1 • 2014

43

том, что в ней «субъект и объект являются не только идентичными по своим основным психологическим особенностям. Кроме того, руководитель имеет дело одновременно со многими субъектами, между которыми складываются закономерные социально-психологические отношения» [2. с. 359-364]. Это важно в связи с тем, что управленческая деятельность синтетична по своей сути. Она одновременно объединяет в себе индивидуальную и совместную деятельность руководителя. Индивидуальная управленческая деятельность предполагает наличие мотивации, целеполагания, информационную основу, анализ полученной информации и принятие решения, а также контроль и коррекцию. Совместная деятельность в управлении связана с необходимостью учета использования этих же компонентов, но уже в сознании управляемых субъектов. Кроме того, она включает психологические механизмы перцепции и коммуникации.

Управленческая деятельность руководителя может исследоваться с позиции различных подходов. Одним из наиболее распространенных в управленческой психологии является функциональный подход. Функциональный подход корнями уходит в традицию классической школы управления, предложенной А. Файолем [3, с. 45]. Современные представления о функциях менеджмента, конечно, более обширны и разнообразны. Однако, по сути, они мало, чем отличаются от того, что было предложено в начале прошлого века.

В интересах исследования психологической составляющей управленческой деятельности руководителя важно понять следующее. Данный вид деятельности представляет собой сложную систему и процесс, включающий три основных блока: подбор и восприятие информации, необходимой для принятия управленческого решения; анализ полученной информации и принятие на основе ее управленческого решения; реализация принятого управленческого решения и его коррекция в соответствии с результатами контроля. Каждый из перечисленных блоков, наряду с обширным объемом экономической и технической составляющей, содержит не меньший, а

в некоторых случаях и больший массив психологических знаний и умений, позволяющих принять эффективное решение и обеспечить его реализацию.

Подбор и последующая обработка информации составляют информационную основу как принятия управленческого решения, так и всей управленческой деятельности в целом. От уровня организации сбора, обработки и передачи информации зависит эффективность управления. Различают внешнюю, входную информацию, первичную (исходную), которая возникает в ходе производства, и вторичную как результат обработки исходной информации. Идеально информация должна быть полной, своевременной, достоверной, взвешенной и опережающей. На практике она может быть недостаточной или перегруженной, поспешной или запоздалой, искаженной или плохо проверенной. Это обусловлено следующими основными группами причин: во-первых, особенностями информационного пространства руководителя; во-вторых, наличием барьеров восприятия. Среди барьеров восприятия выделяют коммуникативные и барьеры социальной перцепции. Кроме того, на процесс восприятия руководителя влияет еще целый ряд факторов, обусловленных его индивидными качествами. К их числу относятся темпераментные характеристики, характер, а также характерологические, возрастные, этнические и ген-дерные особенности. В зависимости от них руководитель по-разному осуществляет отбор информации и формирует информационную основу управленческой деятельности. Он может быть импульсивным или наоборот неторопливым и даже медлительным, может быть педантичным или поверхностно рассматривать информационный материал, выбирая самое важное, и т. д. На процесс формирования и, в конечном итоге, содержание информационной основы управленческой деятельности руководителя значительное влияние оказывает склонность личности руководителя к какому-либо виду мышления -наглядно-действенному, наглядно-образному и словесно-логическому. Существуют и другие способы выделения видов мышления

44

петербургский экономический журнал • № 1 • 2014

(теоретическое и практическое; логическое и интуитивное и т.д.). Все указанные психологические факторы объективно влияют на процесс формирования информационной основы управленческого решения и, в конечном итоге, на эффективность управленческой деятельности в целом.

Руководителю важно не только иметь представление об основах психологии в управлении, но и обладать такими качествами, как рефлексия и самоконтроль. При этом необходимо учитывать, что данные качества проявляются на всех этапах управленческой деятельности. Под рефлексией в психологии понимается психологическое явление, заключающееся в способности человека к самоотражению своей психики. Это процесс «мышления о мышлении», который позволяет руководителю учитывать в процессе восприятия информации особенности собственной психики [2]. В психологии рефлексия рассматривается и в контексте общения, коммуникации, позволяет обеспечить понимание себя и другого. В этом случае рефлексия означает рассуждение за другого путем постановки себя на его место. С точки зрения формирования информационной основы управленческой деятельности рефлексия внутреннего мира другого помогает руководителю понять мотивацию, психическое состояние, индивидные особенности участников коммуникационного процесса и тем самым предупредить возникновение информационных искажений. Самоконтроль как психическое явление позволяет обеспечить сличение параметров собственных действий с эталоном поведения.

Рефлексия и самоконтроль особенно важны для руководителя в процессе анализа полученной информации и при принятии на ее основе управленческого решения. Выработка и принятие управленческого решения выступает ключевой функцией руководителя и в наибольшей степени определяет эффективность его управленческой деятельности. Принятие управленческого решения есть процесс разрешения сложившейся проблемной ситуации путем выбора альтернативы, позволяющей добиться эффективной реализации целей

и задач организации. Одним из критериев, который позволяет оценить принятое управленческое решение, является его качество. Основными показателями качества управленческого решения выступают: обоснованность, своевременность, реалистичность, эффективность и оптимальность. Качество управленческого решения определяется целым рядом факторов, среди которых ведущее место занимают факторы, обусловленные содержанием психики руководителя. К ним можно отнести мотивацию, социальный и профессиональный опыт, возможности психических познавательных процессов, волевые и эмоциональные характеристики, темпераментные, характерологические и другие индивидные особенности руководителя. Каждый из перечисленных компонентов в различной степени влияет на характер и процесс принятия управленческого решения. Однако ведущую роль в этом процессе играют управленческая мотивация, мышление и интеллект руководителя, профессиональные знания и опыт, а также волевые качества.

Теоретические исследования и анализ практики российского предпринимательства свидетельствуют, что мотивация выступает ведущим регулятором управленческой деятельности руководителя в целом и процесса принятия управленческого решения в частности. В самом общем виде управленческая мотивация представляет собой процесс определения целей и совокупность побуждений руководителя к поиску, выработке и принятию тех или иных способов их достижения.

В отечественной и зарубежной психологии известны различные классификации мотивов управленческого поведения и принятия решения руководителем. Среди них наиболее значимым является разделение мотивов руководителя, основанное на ценностях и установках, а также выделение мотивов, в основе которых лежит либо достижение успеха, либо избегание неудач (Т. Элерс, А. Мехрабиан) [1; 5; 7].

Важную роль в процессе принятия управленческого решения играет мышление и интеллект руководителя. Более того, принятие управленческого решения - это та сфера управ-

ПЕтербургский экономический журнал • № 1 • 2014

45

ленческой деятельности, в которой значение мышления проявляется по-особенному. От способности руководителя к выявлению причинно-следственных связей, возникающих в социальных системах, в поведении людей, и пониманию закономерностей, определяющих поведение организации в ее внутренней и внешней среде, зависит возможность выбора наиболее оптимального способа реализации управленческих целей. Мышление руководителя как процесс осуществляется в системе мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, классификации, конкретизации и абстрагирования. Развитость мыслительных операций у руководителя во многом определяет качество принимаемых им управленческих решений. Наряду с этим выделяется специфическая особенность мышления руководителя, которая особенно выпукло проявляется в процессе принятия управленческого решения. Такой особенностью выступает практическая направленность мышления. Она заключается в том, что «весь процесс мышления осуществляется «в» и «для» решения конкретных практических задач» [2, с. 286]. Возможности и особенности мышления проявляются в его качествах: широте и глубине, самостоятельности, оперативности мышления и его критичности. Качества мышления личности руководителя имеют природную основу, обусловленную его психофизиологическими особенностями, но наряду с этим могут развиваться в зависимости от осуществляемой деятельности, социальной ситуации, в которой она реализуется и усилий по саморазвитию, самообучению и самовоспитанию. Каждый из перечисленных факторов не обязательно представляет собой детерминанту, конечным результатом которой является развитие у руководителя тех или иных качеств мышления. Под влиянием других личностных и социальных факторов и условий характеристики мышления руководителя могут иметь различный вектор изменений. Однако обязательным условием развития качеств мышления является способность к рефлексии, самоанализу и стремление к самосовершенствованию.

Реализация принятого управленческого решения представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на воплощение принятого решения в жизнь. Среди них обычно выделяют следующие: мероприятия по разработке плана выполнения решения; мероприятия по доведению замысла принятого решения до исполнителей и постановке задач, связанных с его реализацией; меры по мотивации исполнителей; организация взаимодействия; контроль выполнения и корректировка решения и хода его исполнения в случае существенных отклонений от целевых параметров. В процессе реализации управленческого решения психологическая составляющая деятельности руководителя проявляется не только и не столько в восприятии влияний внешней среды, в интеллектуально-мыслительных процессах, связанных с разрешением организационных проблем и задач, а в организации управленческого общения.

В психологии под управленческим общением обычно понимают диалектическое взаимодействие и взаимоотношения между участниками управленческого процесса, обусловленные потребностями производственных отношений. Управленческое общение пронизывает все этапы деятельности руководителя по реализации принятого решения. Успешная реализация принятого решения возможна лишь на основе эффективного управленческого общения. Эффективное управленческое общение предполагает, что результаты трудового поведения исполнителей, а в целом и результат реализации принятого решения, не просто совпадают с поставленной целью и задачами, а достигаются с наименьшими затратами временного, финансового, материального и энергетического ресурсов. Причем достигается это за счет инициативы, добросовестности и сознательной дисциплины исполнителей управленческого решения.

Организовывая управленческое общение с сотрудниками, руководитель обязан исходить из того, что главным условием успеха реализации принятого управленческого решения будет деятельность исполнителей. Это означает, что ведущими умениями и навыками руководителями должны быть: а) умения

46

петербургский экономический журнал • № 1 • 2014

и навыки доведения информации, необходимой для реализации принятого решения, до исполнителей; б) умения и навыки мотивации исполнителей на добросовестное исполнение поставленных задач; в) умения, связанные с оказанием помощи исполнителям в ходе работы; г) умения и навыки организации контроля исполнения поставленной задачи.

Организация эффективного управленческого общения предполагает, что руководитель строит взаимодействие с другими участниками управленческого процесса, опираясь на знания психологии людей, закономерностей и механизмов, детерминирующих их социальное и трудовое поведение и деятельность, социально-психологических закономерностей, регулирующих отношения и взаимодействие в профессиональных группах. Кроме того, значительную роль в построении эффективного управленческого общения играет уровень коммуникативной компетентности руководителя. Коммуникативная компетентность руководителя представлена определенным уровнем личного и профессионального опыта, общих и специальных знаний, позволяющих успешно устанавливать и поддерживать необходимые коммуникации

с различными субъектами социального и организационного взаимодействия. Коммуникативная компетентность формируется на основе определенных способностей человека и является результатом его личностного и профессионального развития. Руководитель, обладающий высоким уровнем коммуникативной компетентности, способен выстраивать наиболее оптимальное информационное пространство в организации, постоянно регулировать процессы, протекающие в нем и осуществлять эффективные коммуникации в любой складывающейся ситуации социального взаимодействия. В то же время недостаточные коммуникативные знания и умения не позволяют руководителю создавать пространство, в котором осуществляется оптимальное и эффективное распространение необходимой информации.

Таким образом, даже общий обзор управленческой деятельности руководителя позволяет сделать вывод о том, что ее успешность может быть достигнута лишь в случае, если на всех ее этапах учитываются закономерности функционирования психики личности всех субъектов управленческого процесса, психологии профессиональной группы.

Список литературы

1. Герчиков В. И. Управление персоналом: работник - самый эффективный ресурс компании. М.: ИНФРА-М, 2008. 280 с.

2. Карпов А. В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 2005. 584 с.

3. Кравченко А. И. История менеджмента. М.: Академический проект, 2001. 352 с.

4. Красовский Ю. Д. Организационное поведение. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 511 с.

5. Немов Р. С. Психология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 608 с.

6. Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. Л., 1988. 191 с.

7. Розанова В. А. Психология управления. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. 251 с.

8. Евенко В. В., Суркова Ю. В. Психологические аспекты внедрения процессного подхода в управление // Психология в экономике и управлении. 2011. № 2. С. 55-58.

9. Куимов Д. К. Проблема управления в социальной психологии // Психология, социология и педагогика. Февраль 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http:// psychology.snauka.ru/2013/02/1742 (дата обращения: 20.02.2014).

петербургский экономический журнал • № 1 • 2014

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.