УДК 316.6
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ НА УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
© Н.В. Ларина1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Социально-психологическая компетентность руководителя является важной составляющей процесса управления организацией. В своей продуктивной развернутой форме она в большей мере базируется на специфике взаимодействия руководителя с подчиненными как на обстоятельстве межличностного взаимодействия, чем на его особенностях личности. Компетенция руководителя проявляется в понимании и адекватном восприятии своих подчиненных, в глубине его психологического включения в коммуникативную деятельность, в отношениях и обращении с окружающими. Установлено, что социально-психологическую компетентность руководителя следует рассматривать как психологический феномен, который играет ключевую роль в решении проблемы оптимизации совместной деятельности в рамках как психологии управления и социальной педагогики, так и социальной психологии.
Библиогр. 11 назв.
Ключевые слова: социально-психологическая компетенция; руководитель; руководство; предприятие; организация; межличностное взаимодействие; коммуникативная деятельность; социальная психология.
EFFECTS OF CHIEF EXECUTIVE'S SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE ON COMPANY MANAGEMENT N.V. Larina
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
Socio-psychological competence of a chief executive is an important component of company management. Its efficient extensive form is based on the specific interaction of the executive with his subordinates, which is considered as the feature of interpersonal interaction rather than his personality trait. Executive's competence is shown in understanding and adequate perception of his subordinates, in the depth of his psychological inclusion in communicative activities, in his relationship with the others and treatment of people surrounding him. The article underlines that socio- psychological competence of the executive should be regarded as a psychological phenomenon that plays a key role in solving the optimization problem of joint activities within psychology management, social pedagogy and social psychology. 11 sources.
Key words: socio-psychological competence; chief executive; management; enterprise; organization; interpersonal interaction; communicative activities; social psychology.
Для успешной деятельности современного предприятия его руководителю необходимо не только решать производственные вопросы, но и умело влиять на социально-психологический климат в коллективе. Для этого необходимо развивать умения и навыки, связанные с социально-психологической компетенцией руководителя. При этом социально-психологическую компетенцию руководителя следует рассматривать как психологический феномен, который играет ключевую роль в решении проблемы оптимизации процесса управления предприятием, так как руководство - это совокупность методов социально-психологического воздействия, используемых для интеграции и дифференциации групповой деятельности и общения людей с целью достижения максимального эффекта в совместной деятельности.
Социально-психологическая компетентность руководителя в ее продуктивной развернутой форме в большей мере базируется на специфике взаимодействия руководителя с подчиненными как обстоятель-
ства межличностного взаимодействия, чем на особенностях его личности. Компетенция руководителя проявляется в понимании и адекватном восприятии своих подчиненных, в глубине его психологического включения в коммуникативную деятельность, в отношениях и обращении с окружающими.
Среди служебных функций руководителей можно выделить ряд функций, предполагающих личностное взаимодействие с подчиненными: обеспечение координации действий коллектива по выполнению конкретных задач структурного подразделения и предприятия в целом; изучение подчиненных и коллектива; регулирование социальных процессов в коллективе, поддержание здоровых взаимоотношений. Успешность выполнения руководителем данных функциональных обязанностей находится в прямой зависимости от его подготовленности к управленческой деятельности, в том числе и от уровня его социально-психологической компетентности.
В теоретической модели социально-
1Ларина Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, тел.: 89G2175G686, e-mail: truba29@mail.ru
Larina Natalya, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Department of Economics and Management, tel.: 89G2175G686, e-mail: truba29@mail.ru
психологической компетенции руководителя можно выделить три компонента: деятельностно-процессуальный, структурно-личностный и функционально-личностный. При этом нужно учитывать две отмеченные системы - систему личностных качеств и систему деятельности, ограниченную рамками «руководитель - коллектив - подчиненные». Нужно отметить, что моделируя социально-психологическую компетентность руководителя, необходимо учитывать и систему личных качеств, и связи руководителя во второй системе.
Если говорится, что социально-психологическая компетентность руководителя детерминирована его деятельностью, то для учета этой детерминации нужно в структуре социально-психологической компетенции выделить каждый компонент во взаимосвязи с другими. Один из них мы обозначили как деятель-ностно-процессуальный. Здесь субъект системы рассматривается в социально-психологических процессах, порождаемых его общением в ходе совместной деятельности, и выявляется характер связей, необходимых для организации эффективного взаимодействия с подчиненными. Безусловно, рассмотреть все социально-психологические процессы и связи невозможно в силу их множественности. Из множества социально-психологических процессов и связей, необходимых для организации эффективного взаимодействия с подчиненными, нужно выделить главные:
- процесс руководства;
- процесс лидерства руководителя;
- процесс диагностики и воздействия на социальные процессы в коллективе;
- процесс познания руководителем подчиненного и взаимодействия с ним;
- коммуникативный процесс.
Лидерство руководителя рассматривается как процесс личностного влияния руководителя в процессе его общения с подчиненными, направленный на достижение стоящих перед коллективом задач и планов. В психолого-педагогической литературе по проблемам управления отмечается, что руководителю любого звена необходимо обладать лидерскими качествами, выраженными, в том числе, в способности устанавливать положительные контакты с подчиненными [11].
Процесс диагностики и влияния руководителя на социально-психологические явления и социально-психологический климат в коллективе представляет собой воздействие на них с целью создания оптимальных условий для эффективной совместной деятельности. Для того чтобы эффективно руководить коллективом, руководитель должен уметь влиять на социальные процессы в нем, и для этого ему необходимо иметь четкое представление о тех социально-психологических явлениях объекта, через воздействие на которые и осуществляется руководство, включаются исполнительные звенья управляемой подсистемы.
Процесс познания руководителем подчиненного и взаимодействия с ним охватывает восприятие, понимание и оценку руководителем личности подчиненного в интересах взаимодействия с ним. Восприятие и
понимание руководителем подчиненного выступают составными частями процесса его всестороннего познания. В то же время глубокое познание руководителем подчиненных является фундаментом для его восприятия и понимания в конкретной ситуации общения и организации взаимодействия. Оно позволяет не допустить ошибки в определении и фиксации отношения к подчиненному.
Коммуникативный процесс представляет собой процесс общения руководителя с подчиненным в условиях совместной деятельности. Специфика вытекает из особенностей самой деятельности и из личных особенностей субъекта, формирующихся, развивающихся и самоопределяющихся вследствие сознательно и целенаправленно осуществляемой коммуникативной деятельности. Когда поставлена задача - выяснить особенности коммуникативной деятельности руководителя, то здесь принято опираться на результаты сравнительно-сопоставительного анализа, который возможен в том случае, если выделен опорный критерий. Это необходимо, поскольку виды деятельности и общения можно различать по множеству признаков: по их форме, по способам осуществления, эмоциональной напряженности, временной и пространственной характеристикам, по физиологическим механизмам и т.д. [4]. Таким образом, общение руководителя - это коммуникативная деятельность особого рода, особая форма реализации определенных целей и задач, вытекающая из должностных инструкций и других служебных документов. Поэтому, учитывая все особенности деятельности руководителя и подчиненного ему коллектива, мы можем определить его общение как служебно-личностное взаимодействие и воздействие (влияние).
В социальной психологии совокупность методов социально-психологического воздействия с целью достижения максимального эффекта в совместной деятельности обозначается как владение приемами прямого управленческого воздействия. Воздействие составляет неотъемлемую часть социально-психологической компетенции руководителя. В прямом управленческом воздействии можно выделить следующие взаимосвязанные функции:
- информационную (в распоряжение подчиненных предоставляется достаточный объем сведений и данных для успешного выполнения поставленной задачи);
- мотивационную (учет мотивов деятельности подчиненных и воздействие на эти мотивы);
- функцию стимулирования (побуждения к деятельности с помощью поощрения или наказания);
- функцию обеспечения (предоставление подчиненным определенных полномочий и прав);
- контрольно-корректировочную (соотнесение деятельности подчиненных с поставленной задачей, внесение корректив в их действия).
Социально-психологическая компетенция руководителя предприятия неотделима от понятия модели его профессиональной деятельности. Создание оптимальной модели профессиональной деятельности руководителя организации как социально-ориентированного процесса ценностного взаимодей-
ствия в рамках социально-психологической развивающейся системы «руководитель - коллектив - подчиненный» предполагает осознание и исследование этих трех взаимосвязанных субъектов, образующих в своей совокупности в соответствии с современными взглядами единый деятельностный континуум, который требует своеобразного персонализованного исследования.
Во-первых, предлагается рассматривать как целостный социальный феномен, в котором выделяется приоритетность социальности профессионального взаимодействия. Здесь необходимо раскрыть вопросы субстанционального, структурного и функционального толкования управленческой деятельность руководителя.
Во-вторых, требуется всесторонне учитывать фактор опредмечивания новых социальных потребностей, ведущих к дальнейшей специализации управленческой деятельности руководителя. Здесь можно говорить о профессиональной специфике, которая пронизывает всю систему деятельности, охватывая ее орудийную и процессуальную стороны во всех формах их взаимосвязанного материального внешнего и идеального внутреннего социально-психологического существования.
В-третьих, необходимо обосновывать позицию субъектности управленца, раскрывающую социально-психологическую специфику его роли и всей деятельности как актуализированного объективными условиями существования, профессионального взаимодействия руководителя с подчиненными. Здесь происходит опосредование взаимосвязей и взаимодействий за счет возникновения субъект-субъектных отношений и соответствующей организации среды действования через решение многообразных психологических задач, фиксирующихся в явлениях управление, руководство, взаимоотношения и т.п.
Основы модельной структуры управленческой деятельности руководителя можно рассматривать с точки зрения системно-целостного освещения психических процессов, так как системный подход есть конкретное проявление диалектического метода в тех ситуациях, когда предметом познания оказываются реальные целостные объекты. Это правомерно, поскольку установлено, что вся природа простирается перед нами как некоторая система связей и процессов, что человек в природных измерениях находится на пересечении многих разнопорядковых систем: социальной, психологической и физической [5]. Отмечено, что, с одной стороны, этот факт определяет многообразие психических явлений, а с другой - их мно-гослойность (многоуровневость) и интегративность, многоаспектность и полифункциональность. Понятие системы, принципиальное для подобного рода рассуждений, является продуктом ряда абстракций различных реальных связей и свойств явлений, прежде всего, социально-психологических, таких как их развитие, функционирование и строение. В них совокупность рассматриваемых компонентов взаимосвязана и взаимодействует как целое с условиями своего существования и способна к изменению своего внутреннего
строения [6].
Конкретизируя принципиальные положения, следует отметить, что системный подход как внутренне детерминированная стратегия описания сложных форм действительности должна соответствовать ряду требований, предъявляемых к социально-психологическому облику руководителя. Актуальными являются следующие:
1. Требование психологической адекватности описания деятельности на любом из ее иерархических уровней, которые раскрывают управленческую деятельность руководителя через понятия субъекта (человека, индивида, личности и т.д.), морфологии (строения, структуры), мотивационной опосредованности действий (структура целей, потребностей), функций, динамики и разнообразия деятельностей человека с необходимым психологическим содержанием и допустимым расширением понятийных объемов. Здесь психологическое содержание неизбежно охватывает не только психику субъектов деятельности в ее социальной обусловленности, но и те социальные аспекты, которые детерминируют психические процессы и явления [1; 2; 7; 10].
2. В современных условиях становится все более очевидным вывод о возможной полноте психологического отображения реальной деятельности через рассмотрение общих единичных и частных особенностей руководителя в целостном контексте его жизнедеятельности и диалектической связи с окружающей реальностью. Тогда, согласно данному положению, системное описание управленческой деятельности современного руководителя должно охватывать и раскрывать следующие аспекты:
- морфологию управленческой деятельности руководителя - через выделение и объективизацию соответствующих операций, актов, действий, а также их порядка и последовательности;
- мотивацию и деятельностные функции управленца - через описание потребностей в деятельности и побуждений к ней, направленности, мотивов, целей, результатов и субъективно-объективных возможностей во всех компонентах труда;
- динамику управленческой деятельности руководителя - через раскрытие процессов ее регулирования и оптимизации при реализации определенной цели;
- разнообразие управленческой деятельности руководителя - через описание характера материальной, духовной и познавательной областей применения, качества реализации цели, степени целенаправленности и творчества [7; 10; 11].
3. Конструктивность описания управленческой деятельности руководителя как некоторый образ деятельности объекта, синтезированный элементным составом, последовательно раскрывающий причину, способ и сущность нормативной активности ее субъекта в характерной терминологии: система, элемент, структура, связь, модель, компонент, молярная единица, понятийное пространство, каузальная связь, факторы и т.д. [1; 2; 7; 10; 11].
Социально-психологическая компетенция руково-
дителя и его управленческая деятельность как система может рассматриваться с точки зрения многоуров-невости. Это позволяет характеризовать объект наиболее полно:
- на макроуровне учитывается надиндивидуаль-ное существование управленческой деятельности руководителя как подсистемы в составе более крупных социальных систем, а именно в рамках целостного выполняемого труда, что позволяет описывать объект посредством моделирования;
- на мезоуровне управленческая деятельность руководителя представляется как дифференцированное целое, включающее индивидуальные особенности факта существования этой деятельности;
- на микроуровне определяются способности руководителя как индивида, субъекта управленческой деятельности, личности и индивидуальности [4; 8; 9; 11].
В целом социально-психологическая компетенция руководителя и модель его управленческой деятельности предстает как устойчивая система характерных подходов, способов и приемов, отражающая индивидуальность руководителя в реализации им управляющих функций, которая формируется и развивается под влиянием внешних и внутренних факторов. Руководитель должен обладать следующими качествами
[9]:
- адаптивностью (способность адекватно приспосабливаться к ситуации);
- гибкостью (применение того или иного типа стилей в зависимости от ситуации);
- социальной ориентированностью (кроме экономических показателей каждый руководитель несет определенную меру социальной ответственности перед людьми, обществом);
- нновационностью (поиск и овладение новыми способами деятельности);
- прогностичностью (предвидение и предупреждение негативного воздействия на деятельность персонала).
С учетом отмеченных качеств может быть предложена теоретическая модель социально-психологической компетентности руководителя предприятия. Она расценивается, во-первых, как инструмент диагностики личного уровня компетентности управляющих кадров, во-вторых, как ориентир для подготовки руководителей в различных системах труда, в-третьих, как условие для самосовершенствования руководителей в управленческой деятельности.
При определении структуры теоретической модели руководства предприятием должны учитываться результаты исследований Б.Ф. Ломова, представленные в работе [5]. Это позволит выделить следующие компоненты теоретической модели:
- семиотический аспект, суть которого заключается в определении четкого содержания понятий, измеряемых признаков и способов объединения диагностической информации в целостную знаковую систему;
- логический аспект, суть которого - в опоре на такую логику диагностического мышления, которая позволяет, опираясь на ряд закономерностей, разработать средство восстановления того единичного, что
было исключено в теоретической части исследования;
- технический аспект, суть которого - в подборе методик, методов и процедур, адекватных семиотическому анализу.
Для формирования у руководителя активных навыков социально-психологической компетенции используются психотренинговые упражнения и дискуссии. Практические занятия организуются так, чтобы обучаемые включались в коммуникативную деятельность. Это могут быть групповые дискуссии по реальным служебным ситуациям взаимодействия руководителя с подчиненными и игры, имитирующие ситуации из практики конкретной организации [3].
Невербальная техника способствует расширению социально-перцептивной сферы обучаемого, ведет к оптимизации навыков взаимодействия на уровне личной дистанции. При этом можно наблюдать, как меняется точность самовосприятия руководителя и восприятие подчиненных. Чаще всего поведенческие изменения наблюдаются по следующим параметрам: повышение уверенности в себе, большая раскованность и общительность, самостоятельность в поведении, проявление внимания к подчиненным, желание выслушать подчиненных. Изменение этих показателей говорит о том, что у руководителя меняется уровень развития социально-психологической компетенции.
Поскольку эффективность методов активного обучения (социально-психологический тренинг) доказана на практике, можно сказать, что в процессе тренингов происходит диагностика уровней сформированно-сти коммуникативных способностей руководителей, их социально-психологической компетентности. Диагностика уровней сформированности показывает, что среди управленческого состава остается большая часть руководителей, которые игнорируют социально-психологические аспекты руководящей деятельности, делая упор на административные меры, поэтому необходимо уделять этому особое внимание. Причем соблюдение основных условий, предложенных в данной статье, влияющих на совершенствование социально-психологической компетентности, дает возможность руководителям более продуктивно задействовать свой творческий потенциал в интересах успешного решения современных задач управления организацией.
Одним из способов достижения определенного уровня социально-психологической компетенции можно считать задействование современных эффективных психотехнологий и тренингов, что дает возможность руководителю наиболее полно раскрыть свой творческий потенциал, удовлетворить социальные ожидания подчиненных, более гибко и полноценно управлять коллективом.
Таким образом, социально-психологическая компетентность руководителя является важной составляющей процесса управления организацией, и ее следует рассматривать как психологический феномен, который играет ключевую роль в решении проблемы оптимизации совместной деятельности в рамках как психологии управления и социальной педагогики, так и социальной психологии.
Статья поступила 20.12.2013 г.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 336 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. 384 с.
3. Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. 284 с.
4. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1998. 382 с.
5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 448 с.
6. Маерс Д. Социальная психология / пер. с англ. СПб.: Питер, 2002. 794 с.
7. Надольная А.А., Панько А.Г. Социальное самочувствие в аспектах социальной консолидации: о некоторых социологических и социально-психологических концепциях // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 2 (61). С. 249-253.
8. Пономарева М.А. Психологическая компетентность руководителя. М.: Форум, 2012. 208 с.
9. Секач М.Ф. Психологическая устойчивость руководителя. М.: Квант, 1997. 280 с.
10. Сухов А.Н., Деркач А.А. Социальная психология: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2001. 600 с.
11. Шепель В.М. Управленческая психология. М.: Экономика, 1994. 248 с.
УДК 16+159
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР УБЕЖДАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
© В.П. Любушкина1
Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 664035, Россия, г. Иркутск, ул. Шевцова, 1.
Рассматривается материал, касающийся роли логики и психологии убеждающего воздействия в судебном процессе. Анализируются подходы к определению понятия аргументация, раскрываются его черты, взаимосвязь логического и коммуникативного аспектов. В работе находит подтверждение мысль о том, что в формировании убеждений людей, включенных в процесс общения в ходе судебного разбирательства, немаловажное значение имеют законы убеждающего воздействия. Ил.1. Библиогр. 9 назв.
Ключевые слова: аргументация; убеждение; доказательство; психология убеждающего воздействия речи государственного обвинителя.
LOGICS AND PSYCHOLOGY INTERACTION AS AN IMPORTANT FACTOR OF PERSUADING IN JUDICIAL
PROCEEDING
V.P. Lyubushkina
Irkutsk Institute of Law, Branch of the Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, 1 Shevtsova St., Irkutsk, 664035, Russia.
The article deals with the role of logics and psychology of persuasion in judicial proceedings. It analyzes approaches to the definition of the concept of argumentation, describes its features and relationships of logical and communicative aspects. The article proves the idea that the laws of persuasive effect are of great importance in forming the opinions of people involved in communication during judicial proceedings. 1 figure. 9 sources.
Key words: argumentation; persuasion; proof; psychology of persuasive effect of prosecuting attorney speech.
Одной из значимых проблем судопроизводства, которым в последнее время посвящается все больше исследований, является проблема аргументации. Начав развиваться в рамках теории ораторского искусства (риторики), ее теория постепенно складывалась на стыке целого ряда наук и потому традиционное определение аргументации можно считать не отвечающим современным тенденциям развития этого направления. Так, определение аргументации, данное в логическом словаре, сводит аргументацию к логическому процессу и по существу выражает лишь один ее аспект - логический (доказательство).
За пределы научного предмета логики выходит сейчас множество определений. Так, например, армянская школа утверждает, что аргументация - способ рассуждения, в процессе которого выдвигается некоторое положение в качестве доказываемого тезиса. Такая трактовка выходит за пределы логического и входит в область речевого аспекта и при этом не отвечает требованию достаточности. А далее эта же школа уточняет, что аргументация имеет предметную область применения (а не исследования), под которой понимается та сфера духовной, мыслительной деятельности человека, в которой только и возможно (и
1Любушкина Валентина Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общегуманитарных и социально -экономических дисциплин, тел.: 89149325215, e-mail: vderevskova@mail.ru
Lyubushkina Valentina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines, tel.: 89149325215, e-mail: vderevskova@mail.ru