Научная статья на тему 'УПОТРЕБЛЕНИИ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ФЕРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ (КЛИНИКО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)'

УПОТРЕБЛЕНИИ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ФЕРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ (КЛИНИКО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОАКТИВНОЕ ВЕЩЕСТВО / ПСИХИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕ / СИНДРОМ ЗАВИСИМОСТИ / БОЛЬШОЙ НАРКОМАНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ / PSYCHOACTIVE SUBSTANCE / MENTAL HEALTH / ADDICTION SYNDROME / MAJOR DRUG ADDICTION SYNDROME

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нурматова И.А., Муминов Р.К.

Формирование зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) - одна из важных проблем в большинстве стран мира, которая в настоящее время приобрела значение государственной важности, что обусловлено, во-первых, стремительным ростом числа вовлеченных в употребление психоактивных веществ, а, во-вторых, теми проблемами, которые являются следствием асоциального поведения: совершение преступлений, развитие всевозможных заболеваний, вызванных употреблением психоактивных веществ, распространение ВИЧ, СПИДа. В течение последних лет в мире отмечается стабильно высокий уровень учтенной распространенности употребления психоактивных веществ с систематизацией и формированием зависимости у молодежи. Кроме того, наблюдается «омолаживание» контингента, употребляющего ПАВ, знакомство с токсико-маническими веществами происходит уже в возрасте 11-12 лет со стиранием половых различий. Особый вклад вносит сам подростковый возраст, который, являясь критическим периодом развития, в силу своих физиологических и социопсихологических особенностей приводит к дезадаптивному поведению и употреблению ПАВ. Данные официальной статистики свидетельствуют о менее напряженной наркологической ситуации среди подростков в северных регионах в сравнении с общероссийскими показателями, но при этом проблема вовлечения молодежи в употребление ПАВ остается острой и актуальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT USE OF PSYCHOACTIVE SUBSTANCES IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE FERGANA REGION (CLINICAL AND EPIDEMIOLOGICAL AND PREVENTIVE ASPECTS)

The formation of dependence on psychoactive substances (surfactants) is one of the important problems in most countries of the world, which has now acquired the importance of state importance, which is due, firstly, to the rapid increase in the number of psychoactive substances involved in the use, and, secondly, to those problems that are the result of antisocial behavior: crime, the development of all kinds of diseases caused by the use of psychoactive substances, the spread of HIV, AIDS. Over the past few years, a steadily high level of recorded prevalence of the use of psychoactive substances has been noted in the world with the systematization and formation of dependence among young people. In addition, there is a "rejuvenation" of the contingent that uses surfactants, acquaintance with toxic-manic substances occurs already at the age of 11-12 years with the erasure of gender differences. A special contribution is made by adolescence itself, which, being a critical period of development, due to its physiological and sociopsychological characteristics leads to maladaptive behavior and the use of surfactants. Official statistics show a less stressful narcological situation among adolescents in the northern regions in comparison with all-Russian indicators, but the problem of involving young people in the use of surfactants remains acute and relevant.

Текст научной работы на тему «УПОТРЕБЛЕНИИ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ФЕРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ (КЛИНИКО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)»

УДК 004.02:004.5:004.9

Нурматова И.А.

Муминов Р.К.

кафедра внутренних болезней и сестринское дело №2

Ферганский филиал Ташкентской медицинской академии Андижанский государственный медицинский институт

УПОТРЕБЛЕНИИ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ФЕРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ (КЛИНИКО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)

Аннотация: Формирование зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) - одна из важных проблем в большинстве стран мира, которая в настоящее время приобрела значение государственной важности, что обусловлено, во-первых, стремительным ростом числа вовлеченных в употребление психоактивных веществ, а, во-вторых, теми проблемами, которые являются следствием асоциального поведения: совершение преступлений, развитие всевозможных заболеваний, вызванных употреблением психоактивных веществ, распространение ВИЧ, СПИДа.

В течение последних лет в мире отмечается стабильно высокий уровень учтенной распространенности употребления психоактивных веществ с систематизацией и формированием зависимости у молодежи. Кроме того, наблюдается «омолаживание» контингента, употребляющего ПАВ, знакомство с токсико-маническими веществами происходит уже в возрасте 11-12 лет со стиранием половых различий. Особый вклад вносит сам подростковый возраст, который, являясь критическим периодом развития, в силу своих физиологических и социопсихологических особенностей приводит к дезадаптивному поведению и употреблению ПАВ.

Данные официальной статистики свидетельствуют о менее напряженной наркологической ситуации среди подростков в северных регионах в сравнении с общероссийскими показателями, но при этом проблема вовлечения молодежи в употребление ПАВ остается острой и актуальной.

Ключевые слова: психоактивное вещество, психические здоровье, синдром зависимости, большой наркоманический синдром.

Nurmatova I.A.

Muminov R.K

department of internal medicine and nursing №2 Ferghana branch of the Tashkent Medical Academy

Andijan State Medical Institute

ABOUT USE OF PSYCHOACTIVE SUBSTANCES IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE FERGANA REGION (CLINICAL AND EPIDEMIOLOGICAL AND PREVENTIVE ASPECTS)

Annotation: The formation of dependence on psychoactive substances (surfactants) is one of the important problems in most countries of the world, which has now acquired the importance of state importance, which is due, firstly, to the rapid increase in the number of psychoactive substances involved in the use, and, secondly, to those problems that are the result of antisocial behavior: crime, the development of all kinds of diseases caused by the use of psychoactive substances, the spread of HIV, AIDS.

Over the past few years, a steadily high level of recorded prevalence of the use of psychoactive substances has been noted in the world with the systematization and formation of dependence among young people. In addition, there is a "rejuvenation" of the contingent that uses surfactants, acquaintance with toxic-manic substances occurs already at the age of 11-12 years with the erasure of gender differences. A special contribution is made by adolescence itself, which, being a critical period of development, due to its physiological and sociopsychological characteristics leads to maladaptive behavior and the use of surfactants.

Official statistics show a less stressful narcological situation among adolescents in the northern regions in comparison with all-Russian indicators, but the problem of involving young people in the use of surfactants remains acute and relevant.

Key words: psychoactive substance, mental health, addiction syndrome, major drug addiction syndrome.

Актуальность. В последние десятилетия прошлого века в нашей стране произошел ряд серьезных преобразований во всех областях жизни. Далеко не все социальные и возрастные группы населения оказались готовы к новым условиям жизни [2,4]. Произошли быстрые и резкие перемены во многих государственных организациях и системах, ранее призванных помогать адаптироваться молодым людям в обществе, сдерживать и контролировать уровень преступности, алкоголизма и наркомании среди молодежи.

Социальные и психологические проблемы, возникающие у молодежи, имеющей плохое как психическое, так и соматическое здоровье, в будущем могут явиться причиной для возникновения криминогенных проблем. Происходит разрыв и деформация связей с ближайшим позитивным

социальным окружением, появляется реальная угроза возникновения

СОЦИаЛЬНОЙ изоляции [1,5,7].

В последние два десятилетия специалисты, занимающиеся изучением проблем подростков и молодежи, отмечают рост числа наркоманий и токсикомании, увеличение количества потребителей алкоголя в этой возрастной группе [3,6].

Цель исследования. Изучение распространенности употребления психоактивных веществ и алкоголя студентами государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования для разработки и внедрения научно обоснованных эффективных антинаркотических психопрофилактических и психогигиенических программ среди этого контингента населения.

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования

Ферганской области. Всего обследовано 85 студентов' 45 студентов медицинского колледжа и 40 студентов профессионально-педагогического колледжа. В исследуемой группе - 133 мужчины (17,3%) и 635 женщин (82,7%) Средний возраст обследуемых составил 17,8 ± 1,5 лет.

Материалы исследования также могут быть использованы при преподавании курсов наркологии в учреждениях высшего и среднего профессионального образования медицинского профиля и включены в программы валеологической направленности в общеобразовательных учреждениях.

В работе использовались клинико-психопатологический, клинико-катамнестичес-кий, клинико-эпидемиологический, экспериментально психологический, статистический методы

Результаты исследования. Сведения, полученные в ходе настоящего исследования, позволили выделить среди обследованных в большинстве случаев до-нозологические формы употребления спиртных напитков. Абсолютные абстиненты (лица, совершенно не употребляющие алкоголя в течение, по крайней мере, года) и относительные абстиненты, которые употребляли алкоголь крайне редко (2-3 раза в год) в небольших количествах (до 100 мл вина или других спиртных напитков с низким процентом содержанием алкоголя), чаще под давлением окружающих составили 2,3%.

Сравнение количества абстинентов между студентами медицинских и немедицинских специальностей показало, что среди юношей студентов немедицинских специальностей абстинентов, как абсолютных, так и относительных, вообще не было; хотя девушек-абстинентов немедицинских специальностей было больше, чем среди девушек-медиков

Случайное употребление алкоголя встречалось у 37,8% студентов Студенты этой группы употребляли алкоголь редко (от нескольких раз в год до 1-2 раз в месяц). Данная форма достоверно чаще встречалась у студентов медицинских специальностей (р<0,05), в 1,9 раза чаще у девушек в

сравнении с юношами (р<0,001) Большинство студентов этой группы не испытывало эйфоризирующего эффекта после употребления спиртного, регулярности в приеме спиртного не было

Лица, умеренно употребляющие спиртные напитки, составляли практически половину всех студентов (46,2%). Они равномерно представлены в обоих колледжах (46,6% и 44,1%), а также практически одинаково распределены по полу. При употреблении алкогольных напитков почти треть студентов из этой группы отмечали получаемое удовольствие, хотя в целом эйфоризирующее действие алкоголя было выражено умеренно Периодичность эпизодов употребления алкоголя отсутствовала. Чаще спиртное употребляли 1-4 раза в месяц В большинстве случаев острая алкогольная интоксикация была легкой степени тяжести. Повышение дозы принимаемого спиртного отмечали 30% юношей и 4,6% девушек.

Систематическое употребление алкоголя с периодичностью 1 -2 раза в неделю наблюдалось в 12,5% наблюдений. Юношей в этой группе было в 2,2 раза больше, чем девушек (соответственно 22,6% и 10,4%) (р<0,001). Количество студентов немедицинских специальностей (20.2%) превышало количество студентов медиков (11,2%) в 1,8 раза (р<0,05). Число девушек медицинских специальностей, систематически употребляющих алкоголь (9,6%) достоверно меньше удельного веса юношей -медиков (21,6%) в 2,25 раз (р<0,01). Существенных различий между числом юношей и девушек немедицинских специальностей (22,4% и 17,2% соответственно) в данной группе не выявлено. Данные формы употребления алкоголя можно расценить как состояния, относящееся по МКБ 10 к рубрике Р 10.1., т.е. употребление алкоголя с вредными последствиями. Для лиц этой группы в сравнении с предыдущей группой характерно учащение выпивок и расширение поводов для приема спиртного.

1,2% обследованных студентов употребляли алкоголь 2-3 раза в неделю, причем в этой группе юношей было значительно больше, чем девушек (соответственно 3,7% и 0,6%). Студентов нсмедицинских специальностей с данной частотой приема спиртного было в 13,8 раз больше, чем студентов-медиков (р<0,05). В ходе исследования было выявлено, что у студентов этой группы исчез рвотный рефлекс, они отмечали появление потребности в опохмелении В этом случае можно было говорить о формировании синдрома зависимости от алкоголя и отнести это состояние по МКБ-10 к рубрике Р 10.2.

Проведенный анализ «партнеров», с которыми обследуемые принимали спиртное, показал, что подавляющее число опрошенных (88,0%) склонны употреблять алкоголь с друзьями; менее часто «партнерами» по выпивке становились родители и родственники (47,3%), товарищи по учебе (27,3%).

При изучении причин употребления алкоголя оказалось, что наиболее часто студенты принимали алкоголь, стремясь поддержать компанию (69,7%), для снятия психоэмоционального напряжения (69,3%). В 38,2% случаев причиной употребления алкоголя было стремление облегчить

контакты с людьми, в 35,8% - утрата значимого близкого Для улучшения физического состояния спиртное принимали 20,1%, стремясь уйти от семейных проблем - 5,5% опрошенных студентов.

Изучение спектра употребляемого студентами медицинских специальностей спиртного показало, что они употребляли пиво - 84,2%, сухое вино, шампанское - 79,2%, водку, коньяк - 52,5%, крепленное вино -31,7%, домашние спиртные напитки - 19,8%, другие алкогольные напитки -8,4%. Рейтинг употребляемых студентами немедицинских специальностей спиртных напитков выглядит несколько иначе: пиво - 88,3%, водка, коньяк -60,3%, крепленое вино - 52,8%, сухое вино, шампанское - 45,4 %, домашние спиртные напитки -34,1%, другие алкогольные напитки - 2,7%. Приоритетному положению пива способствовали в определенной мере повсеместная реклама пива и распространенное мнение о практически полной его безвредности.

Проведенное исследование показало, что 31,9% обследованных студентов употребляли ПАВ, причем юноши это делали в 2,9 раза чаще, чем девушки.

Употребление ПАВ было более распространено среди студентов немедицинских специальностей, чем среди студентов медиков (соответственно 44,9% и 29,7%, р<0,01) Среди студентов, употребляющих ПАВ, юноши встречались значительно чаще, чем девушки (соответственно 69,2% и 24,1%, р <0,001).

Начало употребления ПАВ приходилось на возраст 15 -16 лет (52,3%).

Изучение группы студентов, употребляющих ПАВ показало, что большинство из них (71,4%) употребляли ПАВ однократно (61,9% юношей и 77,1% девушек). 16,3% обследованных студентов (18,5% юношей и 15,1% девушек) употребляли ПАВ не чаще 1 раза в месяц. С частотой от 1 раза в месяц до I раза в неделю наркотики употребляли 12,3% студентов (19,6% юношей и 7,8% девушек). Эти случаи можно было квалифицировать согласно МКБ-10 как употребление наркотических средств с вредными последствиями (Р 12.1 ) В этой группе были преимущественно студенты немедицинских специальностей (соответственно 26,6% и 8,7% (р<0,01). Случаев формирования зависимости от наркотических средств выявлено не было.

Изучение причин, способствовавших употреблению наркотиков, показало, что в 52,7% случаев ПАВ принимали из любопытства, в 43,3% случаев для снятия эмоционального напряжения. От скуки и безделья ПАВ принимали 35,9% опрошенных, причем, у юношей этот фактор присутствовал достоверно чаще, чем у девушек (р< 0,05). В 13,1% случаев причиной приема ПАВ было желание не отстать от компании, в 12,6% случаев - проблемы в семье, в этих ситуациях девушки принимали ПАВ достоверно чаще (р< 0,05). В ) 1,4% случаев студенты принимали ПАВ с целью поиска фантастических видений, в 11% случаев - при разлуке с эмоционально значимым лицом, в 9,8% случаев - под влиянием старшего по возрасту.

Проведенное нами исследование показало, что к факторам риска, способствующим употреблению студентами алкоголя и ПАВ, можно отнести следующие: типы акцентуаций характера: циклоидный (55,1%) и неустойчивый (30,2%), а также высокий уровень личностной тревожности, встречающийся у 68,5% обследованных студентов.

В ходе исследования изучались микросоциальные факторы, являвшиеся факторами риска. Анализ показал, что к ним можно отнести неполные семьи, дисфункциональные, асоциальные семьи, а также неправильные типы воспитания: условия противоречивого воспитания, жестких взаимоотношений, потворствующей гипопротекции и гиперпротекции.

Анализ данных о злоупотреблении алкоголем в семьях обследуемых показал, что среди употреблявших ПАВ пьющие матери (9,4%) и отцы (26,1%) встречались достоверно чаще (р<0,001), чем среди студентов, не употребляющих алкоголь и ПАВ. Таким образом, выявлено сочетанное взаимодействие микросоциальных и наследственных факторов на употребление алкоголя и ПАВ, что совпадает с мнением большинства авторов

Полученные данные о распространенности употребления ПАВ и алкоголя студентами образовательных учреждений среднего профессионального образования, изучение факторов риска, характера употребления и спектра принимаемых ПАВ и алкоголя, позволяют определить основные направления профилактической антинаркотической работы среди студентов образовательных учреждений разного профиля.

Кроме того, сведения о распространенности употребления студентами ПАВ и алкоголя представляют собой информационную базу, которая может быть использована в образовательных учреждениях среднего профессионального образования для планирования и разработки мероприятий антинаркотической направленности, разработки и модификации действующих превентивных антинаркотических и антиалкогольных программ различных уровней.

Вывод. Результаты работы могут быть внедрены в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования для получения данных о распространенности употребления студентами ПАВ и алкоголя и обоснования проводимых мероприятий, направленных на формирование устойчивых антинаркотических и антиалкогольных установок и уменьшение уровня распространенности употребления ПАВ и алкоголя в студенческой среде

Результаты исследования могут быть использованы в работе наркологических больниц, диспансеров, стационаров и кабинетов, социально психологических и медико-профилактических центров.

Использованные источники: 1. Алехин А.Н. Клинико-психологические аспекты алкоголизации подростков / А.Н. Алехин, А.В. Локтева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 11-15.

2. Вальздорф Е.В. Влияние семьи на склонность к употреблению спиртных напитков, токсических и наркотических веществ у подростков // Тюменский медицинский журнал. - 2010. - № 1. - С. 15.

3. Копытов А.В. Роль семейной среды в формировании алкогольной зависимости у подростков и молодых людей мужского пола // Вестник Витебского государственного медицинского университета. - 2012. - Т. 11. -№ 2. - С. 151-157.

4. Комаров Г.А. Стигмы здоровья населения в переходный период к рыночному развитию в Российской Федерации (синдром хронической усталости и наркомания). / Г.А. Комаров, Г.Ф. Кузьменок, С.Г. Комаров // Общественное здоровье, управление здравоохранением и подготовка кадров:Матер. Всерос. науч. конф., посвящ.85-лет. каф.обществ, здоровья и здравоохр. ММА им. И.М. Сеченова. - М., 2007. - С. 104 - 107.

5. Кузьменок Г.Ф. О проблеме распространенности алкоголизма и наркомании среди школьников и студентов/Г.Ф.Кузьменок // Окружающая среда, здоровье, здравоохранение. Матер, межинстит. науч. конф., посвящ. 60-лет. образования в МГМСУ кафедры общей гигиены. - М., 2006. - С. 4142.

6. Михайлова Ю.В. Наркотизация детей, подростков и молодежи России / Ю.В. Михайлова, А.Ю. Абрамов, И.С. Цыбульская и др. // Социальные аспекты здоровья населения. - 2014. - № 3 (37). - URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/572/30/lang,ru/ (дата обращения 30.10.2016).

7. Нашкенова А.М. Макросоциальные факторы риска развития алкоголизма / А.М. Нашкенова, О. Закарья, К. Жапар и др. // Вестник Казахского национального медицинского университета. - 2015. - № 2. - С. 190-193.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.