Научная статья на тему 'Факторы риска употребления психоактивных веществ студентами медицинского вуза'

Факторы риска употребления психоактивных веществ студентами медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
336
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / PSYCHOACTIVE SUBSTANCES / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / MEDICAL STUDENTS / ФАКТОРЫ РИСКА / RISK FACTORS / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сергеев Артем Рубенович

Представлены результаты анкетирования студентов Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. По результатам опроса оценена частота потребления студентами психоактивных веществ и проведено сравнение полученных результатов с данными литературных источников. Определены факторы риска употребления психоактивных веществ молодыми людьми и предложены меры профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сергеев Артем Рубенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK FACTORS OF PSYCHOACTIVE SUBSTANCE USE BY MEDICAL STUDENTS

The results of the survey of students of First MGMU named after I. M. Sechenov. According to the survey, the frequency of consumption of psychoactive substances by students was assessed and the results were compared with the literature data. There are risk factors of drug use by young people presented and preventive measures proposed.

Текст научной работы на тему «Факторы риска употребления психоактивных веществ студентами медицинского вуза»

ФАКТОРЫ РИСКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

А.Р. Сергеев1

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

Представлены результаты анкетирования студентов Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. По результатам опроса оценена частота потребления студентами психоактивных веществ и проведено сравнение полученных результатов с данными литературных источников. Определены факторы риска употребления психоактивных веществ молодыми людьми и предложены меры профилактики.

Ключевые слова: психоактивные вещества, студенты-медики, факторы риска, профилактика

По масштабам своего распространения, величине экономических, экологических, демографических и нравственных потерь употребление психоактивных веществ (ПАВ) представляет серьезную угрозу стабильности и развитию общества, здоровью и благополучию нации.

В России сложилась неблагополучная ситуация с потреблением ПАВ среди подрастающего поколения, ее можно оценить как самую неблагоприятную на протяжении последнего столетия. Она характеризуется высокими показателями распространенности, большими по численности группами риска, положительной динамикой дальнейшего роста и особенностью, никогда ранее не наблюдавшейся, — более высоким уровнем употребления ПАВ среди девушек [1].

Алкоголизация является актуальной проблемой в студенческой медицинской среде. Она отражается на здоровье учащихся, сопровождается рискованным сексуальным поведением, значительно ухудшает их успеваемость [2, 3]. Нередко именно во время учебы в вузе формируются питейные традиции и соответствующая модель поведения, приводящие к развитию алкогольной

1 Сергеев Артем Рубенович, — ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения; 119991, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2; тел.: (499) 248-60-24; e-mail: art.sergeev@mail.ru.

зависимости. В массовом сознании и бытовой культуре молодежи, в том числе и студенческой, нередко формируется устойчивый социально-психологический стереотип, согласно которому потребление некоторых ПАВ рассматривается как допустимый и модно-образцовый стандарт поведения, проявление привычного образа жизни, традиция или обязательный ритуал [4].

Медицинские вузы выделяются среди других учебных заведений довольно напряженной учебной нагрузкой студентов, большим количеством стрессов, особенными индивидуально-психологическими характеристиками контингента учащихся. По мнению ряда ученых, получение высшего образования сопровождается тремя критическими периодами, которые приходятся на первый, третий и пятый курсы обучения. На первом курсе происходит адаптация студентов к порядкам вузов и новым социальным условиям, на третьем-четвертом — переоценка ценностей, переосмысление выбора специальности, а на пятом-шестом курсах кризис связан с будущим трудоустройством, перспективами работы и профессионального роста в рамках выбранной профессии [5]. Под влиянием этих обстоятельств, а также других значимых факторов некоторые студенты-медики начинают интенсивно алкого-лизироваться, что способно привести к формированию зависимости [6].

У студентов медицинских вузов кроме ухудшающих здоровье факторов, действующих на студентов всех учебных заведений, имеются специфические негативные факторы — длительные переезды в течение учебного дня, психоэмоциональное перенапряжение.

Неслучайно, что показатель частоты больных алкоголизмом среди врачей может не только соответствовать таковой в общей популяции, но даже значительно ее превышать [7, 8].

Студенты-медики, которые по роду своей деятельности должны выступать в обществе как промоутеры — лидеры здоровья, а их поведение должно быть направлено на минимизацию негативных явлений, связанных с распространением ПАВ среди населения, иногда сами подают отрицательный пример [9].

От 25 до 90,9% и более студентов-медиков употребляют алкогольные напитки [7]. Несмотря на различия, связанные с религиозной принадлежностью, страной проживания, социо- и кросс-культуральными особенностями, в целом наблюдается непрерывный рост потребления алкоголя в мире в студенческой среде [10]. Статистически значимыми факторами алкоголизации студентов-медиков являлись: ранняя проба алкоголя, мужской пол, отсутствие собственной семьи, использование других ПАВ, курение, недооценка риска алкоголизации, импульсивное поведение, наличие депрессии и патологического гемблинга [11]. Среди других причин рассматривались: самостоятельное проживание, негармоничные отношения с родителями, стресс, антисоциальные проблемы [3], алкогольная зависимость среди близких родственников студента [2].

По данным некоторых авторов, риск травмироваться у молодых людей, употребляющих ПАВ, в 1,71 раза, а у девушек — в 1,73 раза выше, чем у неупотребляющих ПАВ. Привычки себя травмировать, бессмысленно рисковать, участвовать в драках, управлять автомобилем в нетрезвом состоянии особенно характерны для молодых людей, потребляющих алкоголь и наркотики [12—14].

Таким образом, потребления ПАВ среди учащихся медицинских вузов и других образовательных организаций это значимая проблема.

Целью данного исследования являлась разработка мероприятий по предупреждению потреблений ПАВ студентами-медиками на основе изучения распространенности и факторов их потребления.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Проведено анкетирование 880 студентов ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (282 юноши, 598 девушек). Среди респондентов были студенты первого, третьего и последнего курсов лечебного (458 чел.), медико-профилактического (149 чел.) и стоматологического факультетов (273 чел.). На первом курсе обучалось 310 чел. (108 юношей и 202 девушки), на третьем курсе — 320 чел. (92 и 228 чел. соответственно), на пятом/шестом курсе — 250 чел. (82 и 168 чел. соответственно).

Статистическая обработка проводилась с помощью описательной статистики (расчета относительных величин и ошибки репрезентативности), критерия %-квадрат для относительных величин, коэффициента ранговой корреляции r Спирмана. Достоверными считались результаты при уровне значимости p < 0,05.

Математическая обработка данных проводилась с использованием компьютерной программы «SPSS 19».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

66,6 ± 1,6% респондентов сообщили, что потребляли алкоголь в течение последних 6 мес. Из них примерно у половины (51,2%) случаи потребления были единичными за это время. 42,7% студентов отметили, что выпивали несколько раз в месяц, 5,8% — несколько раз в неделю и 0,3% — ежедневно (рис. 1).

При сравнении показателей потребления алкоголя с данными других работ можно сделать вывод, что студенты-медики в Москве употребляют алкоголь реже, чем их коллеги из других регионов. К примеру, студенты медицинских факультетов Чувашского государственного университета потребляли алкоголь в 78% случаев [7]. Такие же показатели потребления алкоголя отражены в работе С.А. Корякина по результатам опроса студентов Самары [15]. Этот факт позволяет сделать вывод о территориальных осо-

■ Ежедневно

□ Несколько раз в неделю

□ Несколько раз в месяц

Е) Единичные случаи за все полгода

Рис. 1. Структура кратности потребления алкоголя в группе выпивающих респондентов (%)

14,9

16,0

20,9

24,6

□ Пиво

□ Шампанское

□ Алкогольные коктейли (промышленные)

Ш Вино

ЕЗ Крепкие гнапитки

Коктейли на основе крепких напитков

Рис. 2. Распределение по видам потребляемого

алкоголя в группе выпивающих респондентов (%)

бенностях потребления ПАВ молодежью нашей страны.

По видам потребляемого алкоголя преобладает вино (24,6%) и крепкие напитки (20,9%). Далее следует шампанское, пиво и коктейли на основе крепких напитков — 17,8, 16,0, 14,9% соответственно (рис. 2).

Если проводить сравнение с данными, полученными при анкетировании студентов технических вузов Костромской области, то предпочтения в приеме алкоголя среди молодых людей выглядят иначе [16]. Студенты Костромы, потребляющие алкоголь, больше отдавали предпочтение пиву (38,3%), чем крепким алкогольным напиткам (15,5%). По потреблению слабоалкогольных напитков, таких как вино, шампанское и коктейли промышленного производства, различия незначительны в обеих группах (около 50% респондентов среди употребляющих алкоголь молодых людей). Можно предположить, что в данном случае различия в предпочтениях разных видов алкоголя обусловлены финансовыми причинами. Пиво является более доступным напитком для молодежи Костромы, нежели крепкие виды спиртного.

Если проводить сравнение по потреблению алкоголя в зависимости от курса обучения, то будет видна динамика увеличения частоты пьющих студентов с возрастом. Если среди первокурсников алкоголь употребляли 60,0% студентов, то уже на третьем и последних курсах эти показатели составляли 67,2 и 74,0% соответственно (X2 = 12,273, p < 0,01). С каждым последующим годом обучения становится больше студентов, потребляющих алкоголь.

Сравнение частоты потребления алкоголя по полу не показало существенных различий. Среди юношей частота потребляющих алкоголь составила 64,2%, среди девушек чуть больше — 67,7% (х2 = 1,080, p > 0,05). Однако если сравнивать группы потребляющих алкоголь молодых людей и девушек по кратности потребления, то различия будут существенны. Среди юношей, потребляющих алкоголь, больше половины (55,8%) выпивали с периодичностью несколько раз в месяц и чаще, а среди девушек таковых было на 10% меньше (х2 = 5,130, p < 0,05) (рис. 3).

Также наблюдаются различия в видах потребляемого алкоголя в зависимости от пола респондента. Если молодые люди больше отдают предпочтение пиву и крепкому алкоголю, то девушки выбирают вино и шампанское (табл. 1).

Такая же закономерность характерна и для других регионов. К примеру, у студентов-медиков Чувашского государственного университета среди алкогольных напитков независимо от пола, курса и факультета большей популярностью пользовалось вино (в том числе шампанское). Его чаще употребляли девушки, а юноши чаще потребляли пиво и крепкое спиртное [7].

Наблюдаются различия и в показателях употребления алкоголя в зависимости от факультета. Студенты стоматологического факультета достоверно реже употребляли алкоголь (58,2%)

Таблица 1

Частота потребления алкогольных напитков среди студентов разного пола (на 100 опрошенных)

Пол Вид напитка

пиво шампанское коктейли (пром. произ-во) вино крепкие напитки коктейли на основе креп. алкоголя

абс. р ± т, % абс. р ± т, % абс. р ± т, % абс. р ± т, % абс. р ± т, % абс. р ± т, %

Юноши Девушки Оба пола 93 123 216 51,4*±3,7 30,4±2,3 36,9±2,0 58 181 239 32,0±3,5 44,7*±2,5 40,8±2,0 30 47 77 16,6±2,8 11,6±1,6 13,1±1,4 75 255 330 41,4±3,7 63,0*±2,4 56,3±2,0 115 165 280 63,5*±3,6 40,7±2,4 47,8±2,1 60 139 199 33,1±3,5 34,3±2,4 34,0±2,0

Примечание.* Достоверные различия по полу (р < 0,01).

55,8

Ш Юноши ЕЗ Девушки

Единичные случаи

Несколько раз в месяц и чаще

Рис. 3. Кратность потребления алкоголя в группах пьющих студентов в зависимости от пола (на 100 опрошенных)

70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

□ лечебный □ мед-проф Еэстомат

59,7

44,2 47,7 49,0

45,2

6,8 5,8 3,8

0,3 1,0 0,0

36,5

Ежедневно Несколько раз Несколько раз Единичные в неделю в месяц случаи

Рис. 4. Кратность потребления алкоголя в группах потребляющих алкогольные напитки студентов, в зависимости от факультета (на 100 опрошенных)

в сравнении со студентами лечебного и медико-профилактического факультетов, где показатели потребления были соответственно — 70,5 и 69,8% (х2 = 12,428, р < 0,01). Среди студентов-стоматологов, потребляющих спиртное, 36,5% выпивали несколько раз в месяц, а среди студентов лечебного и медико-профилактического факультетов таких лиц было почти на 10% больше (рис. 4).

Следовательно, среди стоматологов не только меньше доля потребляющих спиртное, но и реже сами случаи потребления, чем среди их коллег с других факультетов. Это может быть связано с тем, что среди студентов стоматологического факультета значительная доля приходится на жителей Северо-Кавказского федерального округа.

В ходе исследования было определено влияние факторов учебного процесса на здоровье студентов. 69,5 ± 1,5% респондентов отметили, что их не устраивает учебное расписание. Среди причин недовольства расписанием респондентам были предложены следующие варианты ответов:

расписание в целом перегружено, неравномерное распределение зачетов по семестру, большие перерывы между занятиями в течение дня и другие причины (рис. 5).

40,7 ± 1,6% респондентов отметили, что имеют хронические заболевания. При этом выяснилось, что среди респондентов, не удовлетворенных расписанием, на 10% больше лиц, имеющих какую-либо хроническую патологию, чем в группе студентов, которых расписание устраивает (X2 = 8,918, р < 0,05).

Не обнаружено связи между удовлетворенностью расписанием и потреблением алкоголя студентами. Однако в группе не удовлетворенных расписанием на 6% больше курящих, чем в группе студентов, которых учебное расписание устраивает (х2 = 3,886, р < 0,05).

Дальнейшее рассмотрение этой проблемы позволило установить связь отношения к расписанию студентов не только с частотой хронических заболеваний, но и с наличием у студентов некоторых патологических симптомов (табл. 2). Такие симптомы, как частые ощущения усталости, головные боли, утомляемость, частые ОРВИ, достоверно чаще встречались среди студентов, отметивших, что не удовлетворены учебным расписанием по каким-либо причинам, чем среди тех, кого расписание устраивало.

Респонденты, которые жаловались на частые ощущения усталости, на 5% чаще употребляли алкоголь, чем студенты, которых данный симптом не беспокоил (х2 = 3,891, р < 0,05). Студенты, отмечавшие повышенную утомляемость, на 8% чаще употребляли алкоголь, чем респонденты, не отметившие этот симптом (х2 = 6,455, р < 0,05).

Таким образом, установлено влияние учебного процесса на показатели здоровья студентов и

10,5

□ Расписание перегружено

Неравномерное распределение зачетов по семестру

ЕЯ Большие перерывы между занятиями

Другое

Рис. 5. Причины, по которым студенты не удовлетворены учебным расписанием (%)

%

на потребление ими некоторых видов ПАВ (табака), что может в дальнейшем явиться предпосылкой употребления ими других видов ПАВ, в частности алкоголя и наркотиков.

Студенты, отметившие наличие у себя каких-либо хронических заболеваний, более чем на 15% чаще употребляли алкоголь и в 1,5 раза чаще курили, чем их сверстники, не имеющие хронической патологии (х2 = 26,832 и 16,009 соответственно, р < 0,01).

Среди семейных факторов, влияющих на потребление алкоголя студентами, необходимо выделить проживание с родителями. В группе студентов, проживавших отдельно от родителей достоверно больше потребляющих спиртное, чем в группе учащихся, которые жили с родителями, 73,2 и 62,7% соответственно (х2 = 10,176, р < 0,01).

Студенты, у которых в семье имелись лица, злоупотребляющие ПАВ, почти на 20% чаще выпивали, чем учащиеся, в семье которые отсутствовали такие лица (х2 = 20,261, р < 0,01).

Оказывают влияние на потребление ПАВ и условия проживания. Студенты, живущие в общежитиях, достоверно чаще потребляли алкоголь (76,2%), чем студенты, живущие в отдельных квартирах (65,8%) или собственном доме (52,6%) (х2 = 11,230, р = 0,01).

Студенты, отметившие в анкете, что вынуждены себя финансово ограничивать в каких-либо аспектах (таких как питание вне дома, желаемая техника, развлечения с друзьями и т.д.) на 17% чаще выпивали, чем их сверстники, которые указали, что не испытывали финансовых трудностей и никак себя не ограничивали в деньгах (х2 = 22,508, р < 0,01).

По результатам анкетирования, респонденты, не пропускавшие или редко пропускавшие

ЕЗ Не пропускали/редко пропускали

Часто пропускали

%

90,0 80,0 70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

Рис. 6. Частота употребления алкоголя студентами в зависимости от кратности пропусков занятий в вузе (на 100 опрошенных)

занятия (1—2 раза) в течение последних 3 месяцев, на 20% реже употребляли алкогольные напитки, чем в группе часто пропускавших занятия студентов (3 и более раз в течение последних 3 мес.) (х2 = 41,321, р < 0,01) (рис. 6).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также была установлена прямая корреляционная связь между частотой пропусков и потреблением алкоголя (г = +0,24, р < 0,01).

Достоверно чаще употребляли спиртное респонденты, отметившие, что имеют трудности в общении с одногруппниками. Так, среди студентов, находящихся в хороших отношениях с группой, частота потребляющих алкоголь составила 65,5%, тогда как доля таковых среди студентов, не имеющих взаимопонимания с коллегами — 77,9% (х2 = 4,870, р < 0,05).

Молодые люди, отметившие, что считают ошибочным свой выбор университета и профессии, чаще выпивают (74,8%), чем коллеги, не пожалевшие о том, что связали свою жизнь с медициной (65,3%) и, следовательно, обучающиеся с большим интересом (х2 = 4,158, р < 0,05).

Таблица 2

Частота симптомов нарушения здоровья в группах студентов в зависимости от удовлетворенности учебным расписанием (на 100 опрошенных)

Удовлетворенность расписанием Симптомы

частые ощущения усталости повышенная утомляемость частые головные боли частые ОРВИ

абс. Р ± т, % абс. Р ± т, % абс. Р ± т, % абс. Р ± т, %

Не удовлетворены расписанием 424 69,3**± 1,9 357 58,3**±2,0 201 32,8* ±1,9 128 20,9**±1,6

Удовлетворены расписанием 154 57,5±3,0 124 46,3±3,0 70 26,1 ±2,7 34 12,7±2,0

Обе группы 578 65,7± 1,6 481 54,7± 1,7 271 30,8±1,6 162 18,4±1,3

Примечание. ** Достоверные различия между группами по удовлетворенности расписанием (р < 0,01); * — достоверные различия между группами по удовлетворенности расписанием (р < 0,05).

К важной группе факторов риска потребления ПАВ можно отнести способы проведения досуга и свободного времени учащимися. Обнаружена прямая связь между ежедневным временем пользования Интернетом и потреблением спиртного студентами (г = +0,11, p < 0,01) (рис. 7).

Данная закономерность объясняется низкой заинтересованностью учебой и формирующимся на фоне этого бездельем у студентов. Это подтверждается обратной связью между временем ежедневной подготовки к учебным занятиям и потреблением алкоголя учащимися (г = —0,19, p < 0,01), а также фактом того, что студенты, посещающие научные кружки на 7% реже выпивают, чем их сверстники, не посещающие данные мероприятия (х2 = 3,864, p < 0,05).

Молодые люди, совмещающие учебу с работой, на 10% чаще выпивают, чем студенты, которые нигде не работают (х2 = 8,741, p < 0,01). Можно полагать, что этот фактор связан не только с финансовыми ограничениями, рассмотренными выше, но и с физическими и эмоциональными перегрузками, которые испытывают студенты, вынужденные совмещать тяжелую учебу в вузе с работой.

Как и ожидалось, курение является фактором риска потребления других ПАВ, в том числе алкоголя. Курящие студенты в 1,5 раза чаще употребляли спиртное, чем некурящие (х2 = 69,281, p < 0,01).

В группе потреблявших спиртное студентов 9% лиц, которые пробовали наркотические средства, тогда как в группе непьющих студентов не было тех, кто потреблял наркотики (х2 = 28,295, p < 0,01).

6 ± 0,8% респондентов указали, что принимали наркотические средства. Среди потребляемых студентами наркотиков наибольшая доля приходится на марихуану и гашиш — 78%. На такие виды ПАВ, как экстази, транквилизаторы, амфетамины и грибы приходится 3,4; 8,5; 5,1 и 5,1% соответственно (рис. 8).

Таким образом, результаты анонимного опроса студентов согласуются с данными, полученными при проведении аналогичных исследований в вузах различных регионов нашей страны. Несмотря на высокую долю учащихся высших учебных заведений, не употребляющих табак, алкоголь и другие ПАВ, среди студентов присутствуют лица, эпизодически употребляющие ПАВ. Полученные результаты требуют усиления мер

0 Меньше часа 0 1-2 часа □ Более 2-х часов

%

80,0 70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0

Рис. 7. Частота употребления алкоголя студентами в зависимости от длительности ежедневного пользования сетью Интернет (на 100 опрошенных)

□ Марихуана/гашиш ЕЗ Экстази

□ Транквилизаторы ЕЗ Амфетамины

0 Грибы

Рис. 8. Структура по видам потребляемых наркотиков (%)

первичной профилактики и ранней диагностики случаев употребления ПАВ в вузах.

В данном исследовании акцент ставился на три основных блока факторов риска потребления ПАВ студентами: семейные факторы, учебные и социальные. Выявленные факторы представлены в табл. 3.

Поскольку специфика обучения медицинским специальностям зачастую ставит нелегкие задачи перед студентами, основной упор мы сделали на факторы, связанные с учебным процессом.

Высокие учебные нагрузки, усугубленные нерациональным расписанием, частыми переездами в течение дня, сниженным интересом к учебе и неблагополучной атмосферой в коллективе студента, могут способствовать снижению академической успеваемости и появлению неблагоприятных симптомов. Это в свою очередь может стать причиной использования алкоголя и других ПАВ в качестве средств адаптации, что по принципу

Таблица 3

Факторы риска употребления ПАВ студентами

порочного круга приводит к еще большему ухудшению показателей здоровья студентов.

Таким образом, с учетом вышесказанного, встает задача по созданию условий, которые позволят устранить неблагоприятные факторы учебной среды, действующие на студентов-медиков, без ущерба качеству образования. Необходимо по возможности скорректировать учебное расписание, повысив удовлетворенность студентов распорядком их учебного дня и учебных циклов.

Также необходимо взять во внимание проблемы психологической дезадаптации студентов, утративших или изначально не имеющих интерес к медицинской специальности, имеющих сложности взаимоотношений с одногруппниками (студенты групп риска по потреблению ПАВ). Это требует более пристального внимания к студентам со стороны преподавателей и деканата. Чем раньше эти студенты будут взяты под контроль, тем больше вероятность предотвратить возможные проблемы с их здоровьем.

Необходим более пристальный контроль посещаемости студентами учебных занятий. Прогулы занятий по результатам исследования зачастую связаны с потреблением алкоголя и других ПАВ.

Неблагоприятная ситуация по потреблению ПАВ среди студентов, проживающих в общежитиях, обязывает усилить меры контроля со стороны представителей администрации общежитий за соблюдением правил поведения и проживания иногородних и иностранных студентов в жилых корпусах.

Только комплексный подход к проблеме потребления ПАВ студентами, затрагивающий как социальные (в том числе учебные) так и семей-

ные аспекты, позволит снизить воздействие неблагоприятных факторов на здоровье и образ

жизни студентов-медиков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нефедовская Л.В. Состояние и проблемы здоровья студенческой молодежи. М.: Литтерра, 2007. 192 с.

2. Carvalho K., Sant'Anna M., Coates V., Omar H. Medical students: abuse of psychoactive substances and sexuality aspects // Int. J. Adolesc. Med. Health. 2008. Vol. 20. №3. P. 321—328.

3. Shvangwa P., Joshi D., Lal R. Alcohols and other substance use/abuse among junior doctors and medical students in a teaching institute // JNMA J. Nepal Med. Assoc. 2007. Vol. 46. №4. P. 215—223.

4. Шпаков А.А., Кулак А., Кулак П., Шпаков А.И., Кра-евска-Кулак Э. Распространенность и потребление психоактивных веществ среди студентов-медиков. Результаты сравнительного трансграничного исследования / А.А. Шпаков [и др.] // Здоровье и окружающая среда: сб. науч. тр. вып. 17. — Минск, 2011. С. 64—70.

5. Эльгарова Л.В. Роль профилактических программ в системе охраны здоровья студентов // Медицина труда и промышленная экология. 2007. № 10. С. 17—23.

6. Голенков А.В., Андреева А.П. Скрининг злоупотребляющих алкоголем студентов в медицинском вузе // Наркология. 2010. № 2. С. 71—74.

7. Голенков А.В., Андреева А.П., Булыгина И.Е. Частотно-количественные показатели и мотивы потребления алкогольных напитков студентами-медиками // Наркология. 2009. № 10 С. 25—29.

8. Kenna G., Wood M. The prevalence of alcohol, cigarette and illicit drug use and problems among dentists // J. Am. Dent. Assoc. 2005. Vol. 136, № 9. P. 1023—1032.

9. Вагнер Э.Ф. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков: пути преодоления: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 476 с.

10. Reddy P., Resnicow K., Omardien R., Kambaran N., Prevalence and correlates of substance use among high school students in South Africa and the United States // Am. J. Public Health. 2007. Vol. 97. № 10. P. 1859—1864.

11. Shah A., Bazargan-Hejazi S., Lindstrom R., Wolf K. Prevalence of at-risk drinking among a national sample of medical students // Subst. Abus. 2009. Vol. 30. № 2. P. 141 — 149.

12. Копытов А.В. Клиническая и социальная агрессия у лиц подросткового и молодого возраста с алкогольной зависимостью // Наркология. 2012. № 5. С. 57—62.

13. Стракуве С., Заборкис А. Связь факторов образа жизни и несчастных случаев среди учащихся Литвы // Медицина (Каунас). 2005. № 1. С. 69—75.

14. McCabe S.E., Cranford J.A., Morales M., Young A. Simultaneous and concurrent polydrug use of alcohol and prescription drugs: prevalence, correlates, and consequences // J. Stud. Alcohol. 2006. Vol. 67. № 4. P. 529—537.

15. Корякин С.А., Быков В.Д., Буклешева М.С., Кведер Л.В., Кремнева Т.В. Результаты социологического опроса студентов по изучению распространенности немедицинского потребления психоактивных веществ // Вопросы управления качеством медицинской помощи. 2007. № 1—2 (7—8). С. 71—87.

16. Почитаева И.П., Голубева А.П., Сергеев А.Р. Особенности алкоголизма и наркотизации молодежи // Роль здравоохранения в охране общественного здоровья: Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 2012, выпуск 3. С. 112—116.

Семейные факторы риска

— Проживание отдельно от родителей

— Наличие в семье лиц, злоупотребляющих ПАВ

Факторы, связанные с учебным процессом

— Прогулы

— Отсутствие интереса к учебе

— Неудовлетворенность учебным расписанием

Социальные факторы риска и здоровье

— Проживание в общежитии

— Необходимость финансово себя ограничивать в чем-либо

— Трудности в общении с одногруппниками

— Совмещение учебы с работой

— Наличие хронических заболеваний и патологических симптомов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.