УДК 94(4)+94(55); ББК 63.3(5); Б01 https://doi.org/10.21638/spbul9.2022.109
А. К. Шагинян
УПОМИНАНИЯ О ДРЕВНИХ СЛАВЯНАХ (АС-САКАЛИБА) У «ОТЦА МУСУЛЬМАНСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ»
АТ-ТАБАРИ (839-923)
Введение
В эпоху раннего ислама под влиянием официальной историографии Сасанидского Ирана (227-651), а также письменных памятников Христианского Востока на средне-арамейском (сирийском), древнеармянском (грабар) и среднегреческом (византийском) языках начал складываться аналогичный жанр в арабской литературе. Из сочинений первых двух столетий ислама (УП—УШ вв.), посвященных, главным образом, завоеваниям отдельных стран и регионов Византийской империи и Сасанидского Ирана, до нас дошли лишь несколько искаженных переписчиками IX и Х вв. пассажей. Это наследие плеяды летописцев арабского и иранского происхождения, заложивших основу «Золотого века» (до 1258 г.) в исламской литературе, которая систематически
© А. К. Шагинян, 2022
ссылается на рассказы ветеранов так называемых «священных войн» (■%?-!! [ал-джихад]), направленных против главных врагов Исламского халифата — христианской Византии, зороастрийского Ирана и языческой Хазарии. Некоторые взялись за исторические хроники, передающие события по тематике, по годам (по мусульманскому летоисчислению — хиджре) или по хронологии правления халифов. Труды пятерых авторов, творивших в IX в. — 'Ибн А'тсама ал-Куфи (ум. в 820-е гг.), Халифы ибн Хаййата (ум. в 854 г.), ад-Динавари (ум. в 895 г.), ал-Баладзури (ум. в 892 г.) и ал-Иа'куби (ум. в 897 г.) — дошли до нас целикома11.
В начале X столетия за перо взялся 'Абу Джа'фар Мухаммад ибн Джарир ибн Иазид ибн Катсир ибн Галиб ат-Табари (225-310 гг. х. / 839-923) — иранец родом из Табаристана (совр. прикаспийская обл. Мазендеран в Исламской Республике Иран). Он известен как составитель двадцати томов богословских комментариев к Корану (jljij]! JjjU jbJl | Джами' ал-байан 'ан та'вйл 'ай ал-Кур'ан], или же ц£jf^' [Тафсйр ат-Табарй]), а также двух десятков трудов по исламскому законоведению. Однако в историю ислама ат-Табари вошел как «отец мусульманской историографии», завершив в 302 г. х. (914/915 г.) обширную «Историю пророков и царей» (J^jil ¿yj^ iiijLJlj [Та'рйх^ар-русул ва-л-мулук]). Это была первая в исламе книга, охватывающая всеобщую историю со времен сотворения мира. Она является одним из важнейших источников по истории стран и народов Азии и Африки — как в доисламскую эпоху, так и в эпоху раннего ислама. В то же время в ней можно обнаружить немало исто-рико-географических и этнографических материалов о народах смежных регионов Юго-Восточной Европы, пребывающих в составе Византийской империи и Хазарского каганата; в их числе упоминания о древних славянах.
Ценность «Истории ат-Табари» заключается в том, что ее автор, ссылаясь на первоисточники, добросовестно сохранил для потомков имена всех своих предшественников. В результате мы можем не только сличать сведения из его рассказов с данными ара-боязычных и иноязычных писателей, но и распоряжаться уникальными материалами из потерянных целиком или частично исторических хроник. Для доисламского периода ат-Табари так же, как и перечисленные выше летописцы IX в., привлек арабскую переработанную версию из «Книги владык» (Xwadäy-nämag) далеких предшественников из числа собственных земляков, которые при Сасанидах творили на вымершем в эпоху ислама среднеперсидском языке пехлеви (pahlawlk, pahlawänlg).
Таким образом, перед нами источник, имеющий в ряде случаев уникальное значение2, сверх того — крупнейшее произведение «Золотого века». Дошедшая до нас арабская версия издавалась в Лейдене (E.J.Brill) с 1879 по 1901 г. группой авторитетнейших арабистов Европы под руководством Михаэла Яна де Гуэ (1836-1909). Она насчитывает
1 На основе древнегреческой космографии и географии, сасанидской географии иранец 'Ибн Хурдадзбих (ум. в 912/3 г.) заложил ок. 885 г. аналогичный жанр литературы на арабском языке. До нас дошли географические трактаты многих мусульманских путешественников 1Х-Х вв., среди которых ал-'Истахри (ум. в 934 г.), ал-Мас'уди (ум. в 956/7 г.), ал-Мукаддаси (ум. ок. 1000 г.) и др.
2 Уже в 963 г. визирь «таджикского» (персидского) эмирата Саманидов (819-999) 'Абу 'Али Мухаммад Бал'ами подготовил обработанную на фарси (цт"-^ [фарей]) версию с сокращениями «Истории пророков и царей» ат-Табари, которая стала древнейшим памятником историографического жанра на новоперсидском языке.
три серии из 15 томов (включая том с указателями) и около 8 тыс. стр.а Из этого классического издания мы извлекли все материалы, касающиеся древних славян Восточных Балкан и Малой Азии. Тексты переведены на русский язык и снабжены подробными текстологическими примечаниями (обозначены латинскими буквами) и научными комментариями (обозначены арабскими цифрами).
Переводы с текстологическими примечаниями
(сер. I. стр. 201) <.. .>.
Повествование о Бевараспеь (ui^Ijjjj [Бйварасб]0)3,
он же Аждахак (jUjjVl [ал-Аздахак]'1)
<...>.
(сер. I. стр. 217) <.. .>.
Что касается Иафета (<^äb | Иафис |с), сына Ноя (с У [Нух]'), то родились у него Гомер [Джамирр), (сер. I. стр. 218) Магог [Мав'удж]11), Мадай (ls^j* [Мавадй]1),
Иаван (j'jj [Иаванр), Фувал (JWjj [Субал]к), Мешех [Машидж]1) и Фирас (u^ji [Тйраш]111). Сыновья Гомера стали царями персов р [фарис]11), а потомками Фираса
а Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari / Cum aliis ed. M. de Goeje. Series I—III. Lugduni Batavomm, 1879-1901. — Еще одно издание текста вышло в Каире в 11 томах под редакцией М. 'Абу ал-Фадла 'Ибрахима (1905-1981): at-Tabarl Abi! Ja'far Muhammad ibn Jarlr. Ta'rïkh ar-Rusul wa-l-Mulük / Ed. by Muhammad Abu al-Fadl Ibrahim: In 11 vols. Cairo, 1960-1969.
b Здесь и далее др.-иран. и. собств. из мифологии воспроизведены нами с нов.-перс. яз. фарси.
с Ср.-перс. Bevar Asp (букв.: «обладатель десяти тысяч всадников»), d Ср.-перс. Azdahäg, от авест. Azi-Dahäka. е Др.-евр. лз^ [Yäpet], др.-греч. 'Мф£0. f Др.-евр. ni [Nôah], др.-греч. Nös. g Др.-евр. "та [Gömer], др.-греч. Гацер. h Др.-евр. тп [Mägög], др.-греч. Мауюу.
1 Др.-евр. "7Ç [Mäday], др.-греч. Maôai. ' Др.-евр. M [Yäwän], др.-греч. Icróav.
k Также: Jj^j [Тубал] (см.: ал-Йа'кубй. Т. 1. С. 203), от др.-евр. "73Л [Tu'bäl], др.-греч. ©oßsX/ ©CÛÔÉX.
I Др.-евр. [Mesek], др.-греч. Mooóx. 111 Др.-евр. отл [Tiras], др.-греч. ©ipaç.
II Также: ^já [фуре], в ед. ч. р [фарией].
3 Беварасп, он же Аждахак — злой дух в паниранском зороастризме, а также в др.-арм. язычестве (Uchjuiliuil] [Azdahak]). Согласно др.-иран. нар. эпосу «Сказание о Рустаме» (перс, f^j jü-b [Дастан-и Ростам]), зафиксированному в шедевре мировой литературы — эпической поэме «Шах-наме» (перс. 4-JjfcLï [Шах наме] — букв.: «Книга о царях») легендарного Фирдоуси (перс, ojs [Фердоусй], 935-1020 гг.), Феридун (о нем см. сноску 6), победивший этого чудовищного дракона Заххака (перс. [Даххак]), затворил его
в пещеру высочайшей горы Ирана Дамаванда (5609 м) (Skjœrve Р. О., Khaleghi-Motlagh Dj., Russell J. R. Azdahä // Encyclopedia Iranica. Vol. III. Fasc. 2. 1987. P. 191-205).
являются турки (^и! [ат-турк]а, точнее тюрки) и хазары [ал-хазар]ь)4. В то же
время потомками Мешеха являются Ашбан [ал-'Ашбан]), а потомками Магога —
Гог (^^й^ [Йа'джудж]) и Магог (^^й-* [Ма'джудж])с, которые занимают восточные {окраины} земель"1 турок (тюрок) и хазар. Наконец, потомками Иавана являются славяне (Я^илЛ [ас-сакалиба]е) и {волжские} булгары (Ойо* [Бурджан]')5. Ашбан же — те, что прежде жили на земле Малой Азии8 ^^ ['ард ар-Рум]11)6 <...>.
a Собр., в ед. ч. i^j^I [ат-туркй].
b Собр., также: jjl^JI [ал-хазар] (см.: Xaлйфa бинXaüüäm. С. 260). c Др.-евр. rám rá [Gög û-Mâgôg].
d В тексте сущ. в ед. ч.: ^j! ['ард]. щ
e В ед. ч. ^/fr^I [ас-саклабй]. g
f Др.^юрк. bulgar. e
g Др.-греч. MiKpá Acia, лam. Asia Minor, др.-йрм. ЦпшЬ&ЬшЦ Ыи^ш [Aranjnak Asia], она же L Анатолия (др.-греч. AvaToXrç — букв.: «восток», лam. Anatolia). S
h Досл.: «Земля Ромейская», от др.-греч. 'Pœ^avia. о
4 Хазары (nam. Chazari, Caziri, Gazari, др.-йрм. ^шфрр [Xazirk'], ср.-греч. Xó^apoi, др.-евр. H олто [Kuzarim], mm. ЙШЩШ [Tûjué Hésà], ЙМ^ШШ [Tûjué Kesà bù], др.-рус. Козаре) — к тюркский кочевой народ. В связи с этим в арабо-мусульманской литературе хазары нередко s обозначаются просто как am-myрк, в ед. ч. am-шуркй. Этимология этнонима хaзaр остается спорной. Впервые упоминаются в V в. н.э. у «отца древнеармянской историографии» Мовсэса Хоренаци (ок. 410-490, Xоренaци. С. 1843, 1948-1949; Aшxaрhaцoйц. С.2170, 2186) в сев.-вост. предгорьях Б. Кавказа, омывающихся Каспийскими морем. Отсюда и раннеисламское наименование Каспия — море Xaзaрское (jj^JI j^j [бахр ал-Хазар], см.: Xaлйфa бин Xaüüäm.
С. 456). С 552 г. ареал расселения хазар оказался в составе обширного Тюркского каганата ^р.шюрк. Türk xanlïqï, mm. ЙМ^Э [Tûjué hánguó]), а с 603 г. — Зап.-Тюркского каганата. И только после ослабления последнего хазары ок. 630 г. добились создания на Сев. Кавказе и Сев. Предкавказье собственного каганата, который растянулся от берегов Каспия до Черного и Азовского морей. Хазары регулярно осуществляли набеги на страны Юж. Кавказа и Армянского нагорья, а после их включения в состав Исламского халифата (ájaXuVI aí^JI [ал-Хилафа-т ал-'Исламййа]) до 737 г. шли арабо-хазарские войны (Aрmaмонов М. И. История хазар. Л., 1962. С. 114-232; Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990). После падения каганата в 969 г., в котором иудаизм, по свидетельству араб. путешественника ал-Мас'уди (ум. в 956/7 г.), стал, по крайней мере, государевой религией со времен халифа Харуна ар-Рашида (786-809) (aл-Мaс 'удй. Т.2. С. 8), хазары подверглись ассимиляции, растворяясь в среде прочих тюркских кочевых народов Евразии.
5 Булгары (др.-греч. BoúXyapoi, лam. Bulgares) — тюркоязычное племя, которое с IV в. кочевало в степях Сев. Предкавказья — от Сев. Причерноморья до Каспия. Одна часть из них (т. н. «протоболгары») в VII в. мигрировала в Подунавье, приняв участие в этногенезе юж. славян болгар (отсюда этноним последних) (о них см. сноску 12), а другая часть в VIII в. — в Среднее Поволжье и Прикамье, составив основное население тюркоязычного ханства Волжская Булгария под верховной властью Хазарского каганата.
Заметим, что ал-Йа'куби (aл-Йa'кyбй. Т. 1. С. 203-204) Булгарию (ал-Бурджан) считает самым северным среди многочисленных «царств» в направлении Севера (Jb^JI [аш-Шимал]) — начиная на юге от Армянского (t>jVI [ал-'Арман]) — которые у него (в том числе Хазария) объединены под понятием aл-Джaрбй (yjj^JI, от сир. [Garbiâ'] — букв.: «Север»)
6 Малая Азия — обширный п-ов на крайнем западе Передней Азии, длиной с запада на
восток свыше 1000 км, шириной с севера на юг до 600 км. Омывается на севере Черным
(cер. I, стр. 223) ...
Рассказывал мне {умерший в 270 г. х.а} 'Имран ибн Баккар ал-Кала'и, говоря: рассказывал нам 'Абу ал-Йаман, говоря: рассказывал нам 'Исма'ил ибн 'Аййаш, который со слов Йахйи ибн Са'ида, говорил:
«Слышал я, как Са'ид ибн ал-Мусаййиб говорил: "Родил Ной трех {сыновей}; родились у каждого из них {также} трое: Сим (^ [Сам]ь), Хам (^ [Хам])с и Иафет. И произвел Сим потомство арабов [ал-'араб]"1), персов и ромеев [ар-рум]е),
и у всех у них есть добро. И произвел Иафет потомство турок (тюрок), славян, а также {народов} Гога и Магога, и нет ни у кого из тех добра. Наконец, произвел Хам потомство коптов [ал-кубт/ал-кибт]'), суданцев {^1} [{'ахл} ас-Судан]7) и берберов [ал-барбар]8)"». <...>.
(cер. I, стр. 229) <...>.
Говорят, что {богатырь} Феридун (си^!^' [Афрйзун]11)8 был первым, кто укротил слонов и сел верхом на них. Говорят также, что разделил он Землю между тремя
морем, на западе — проливами Босфор и Дарданеллы, Мраморным и Эгейским морями, и на юге — Средиземным. На востоке граничит с Армянским нагорьем. Крупнейшая река — Кызылырмак (тур. Kizilumak, др.-греч. АХи<;) (дл. 1151 км., площадь бассейна 77 тыс. кв. км), которая берет начало в горах Армянского нагорья и, протекая практически по центр. р-нам п-ова, впадает в Черное море. На п-ове возвышается одноименное нагорье площадью ок. 400 тыс. кв. км, внутренняя часть которого занимает Анатолийское плоскогорье. Высочайшая гора этого плоскогорья, которое с севера ограничено Понтийским хребтом (ок. 1000 км), а с юга — Зап. (Анатолийским) Тавром (ок. 600 км) — Эрджияс (3864 м). После арабского завоевания стран Вост. Присредиземноморья в VII в., когда за Византийской империей (BaciXeia Pra^airav) на Востоке сохранялись лишь владения в Малой Азии, в арабо-мусульманской литературе данный п-ов стал именоваться 'ард ар-Рум. Малая Азия, которая в Новейшее время зачастую именуется Анатолией (тур. Anadolu), целиком пребывает в составе Турецкой Республики (Turkiye Cumhuriyeti). a Соответствует периоду по юлианскому календарю с 11 июля 883 г. по 28 июня 884 г. b Др.-евр. [Sem], др.-греч. Е^Д. c Др.-евр. an [Ham], др.-греч. Хад. d В ед. ч. ¿u^l [ал-'арабй].
e Собр., в ед. ч. ¿>jjJl [ар-румй], от ср.-греч. 'Рюдаюг, лат. Romei.
f Также: ¿.Lai ['акбат], в ед. ч. ¿Li [кибтй] (БарановХ.К. Большой арабско-русский словарь: В 2 т. М., 2008. Т. 2. С. 618), от др.-греч. Aiyraxio<; (букв.: «египтянин»). g Собр., от др.-греч. PapPapoQ лат. Barbari (букв.: «варвары»). h Ср.-перс. Fredon, от авест. ©raetaona.
7 Судан (ас-Судан) — араб. наименование страны (jbjUl j^j [билад ас-Судан] — букв.: «страна черных») в Сев-зап. Африке, южнее Египта, которая на востоке омывается Красным морем. Этимология связана с тем, что арабские завоеватели и переселенцы в сев. части совр. Республики Судан (jbjiJl ajjj^^. [Джумхурййа-т ас-Судан]), ист. Нубии (араб. [Нуба]), столкнулись с чернокожим населением Африканского континента.
8 Феридун — мифический богатырь из др.-иран. нар. эпоса «Сказание о Рустаме».
своими сыновьями — Туром [Тудж]а)9, Салмом [Сарм]ь) и Эраджом ['Йрадж]с). В результате царствовал Тур в землях1 тюрок, хазар и китайцев [ас-
сйн]), которые обозначались Син-Буга (1* [Сйн Буга]). И присоединил он к той {Син-Буге} также области, которые соприкасались с ней. Что касается второго сына этого {Феридуна}, Салма, то царствовал последний над ромеями, славянами, булгарами и всем тем, что находилось в пределах этих {народов}. <...>.
(сер. I, стр. 813)<...>.
{Цари Персидские6 из дома Сасана'}
<...>.
(сер. I, стр. 892) <...>.
Далее царствовал {в Персии} Хосров Ануширван (ûIjjA^ ^j^S [Кисра 'Ану-ширван]% 531-579)10
a Авест. Türiya-. b Авест. Sairima.
c Ср.-перс. Eric, от авест. Airiia-ca (букв.: «арий»).
d В тексте: сущ. [нахийа] (букв.: «сторона», в значении субрегиона, части света). e В каирском издании наличествует заголовок: ^j^l 0е j^l j^»
(Повествование с сообщением о царях Персии и величественные их цари) (ат-Табарй / Изд. M. 'Абу ал-Фадл 'Ибрахим. Т. 2. С. 37). f Араб. ¿М^ [Сасан].
g Ср.-перс. Husröy (Husraw) Anösag-ruwän. Эпитет переводится как «с бессмертной душой», а и. собств., производное от авест. Haosrauuah, — «имеющий добрую славу».
9 К и. собств. Тур восходит иран. топоним Туран (ср.-перс. Türän), которым в др.-иран. мифологии, сасанидской офиц. историографии, документах и религиозной литературе, а позднее и в арабо-мусульманских литературных памятниках обозначался обширный регион за Верхней Амударьей (др.-греч. лат. Öxus), то есть Средняя Азия, где обитали многочисленные кочевые племена и оседлые народы, являвшиеся носителями вост.-иран. языков. К и. собств. Тур восходит также этноним тур, который встречается в своде священных книг зороастризма — Авесте (ср.-перс. Aßastäy, Apastäk), в двух формах *tüiriiän3m и *tura. После завоевания Среднеазиатского Междуречья Тюркским каганатом в 565-567 гг. в сопредельном Сасанидском Иране (Eränsahr) топоним Туран стали употреблять в значении Туркестан («Страна тюрок»), так как сюда с северо-востока массово хлынули первые тюркские племена (Yarshater E. Iran iii: Traditional history // Encyclopedia Iranica. Vol. XIII. Fasc. 3. 2004. P. 299-307; Bosworth C. E. Central Asia iv: In the Islamic Period up to the Mongols // Encyclopedia Iranica. Vol. V Fasc. 2. 1990. P. 169-172).
10 Хосров I Ануширван (др.-арм. fonupn^ UbnL2 СпшшЬ / UünL2pnn^ü / иЬ^рп^шЬ [Xosrov Anows Orowan / Anowsarowan / Anowsarvan], ср.-греч. Хосро^) — шахиншах Эрана и Анэрана (ср.-перс. wuzurg sähänsäh Erän ud Anerän) из дома Сасана (ср.-перс. §э§эп). сын Кавада I (др.-арм. кшьшш [Kawat], ср.-греч. KaßaSn^, 488-496 и 498-531). Известен в историографии, как величайший реформатор эпохи Сасанидов (227-651), проводивший преобразования в военной, административной, денежной, налоговой и иных сферах (Rubin Z. Kosrow I: ii. Reforms // Encyclopedia Iranica. 2009. URL: http://www.iranicaonline.org/articles/ kosrow-i-ii-reforms (дата посещения — 08.09.2021)). Вел войны с Византией за Лазику (др.-греч. Ла^гк^, лат. Lazika, др.-арм. bq/h/p [Eg/e/r], др.-груз., асомтаврули 1ТЛЫ
<...>.
(сер. I, стр. 900). Говорил {умерший в 204 г. х.а Хишам ибн Мухаммад ал-Калби}ь, что {шахиншах} Ануширван осуществил поход против {волжских} булгар (Бурджан)11, а вернувшись выстроил «Величайшие врата» (^^Ь [ал-Баб ва-л-'Абваб]) {Дербентские}12. <...>
(сер. II, стр. 1314) <...>.
Далее наступил девяносто восьмой год {хиджры}
(= 25 августа 716 г. — 13 августа 717 г.)
Повествование с сообщением о том, что из событий происходило в сем {году}
(сер. II, стр. 1317).
<...>.
В том же году {хиджры} был покорен «Город славян» (ЯДа^Л Я^лл [Мадйна-т ас-сакалиба]°)Л 13.
[Ëgrisi]) с целью выхода к черноморским портам и за Сирию (лат. Syria, ср.-греч. Eupía) с целью выхода к средиземноморским портам. В 532 г. заключил с Византией «Вечный мир», который продлился всего восемь лет, а в 562 г. — «Пятидесятилетний мир», который был нарушен уже через 10 лет.
a Соответствует периоду по юлианскому календарю с 28 июня 819 г. по 16 июня 820 г. b См.: ат-Табарй. Сер. I. С. 899.
c Также: «Крепость славян» (aJüi^I ¿^а [Хисн ас-сакалиба] (см.: ат-Табарй. Сер. III. С. 709).
d Ср. ал-Йа'кубй. Та'рйх. Т. 2. С. 359, 360.
11 Поход Хосрова Ануширвана (о нем см. сноску 8) против волжских булгар (о них см. сноску 3) не подтверждается синхронными иноязычными источниками; да и поход шахиншаха так далеко на север кажется маловероятным. Очевидно, мы имеем дело с анахронизмом.
12 Дербент (др.-арм. 2прщ| щшhш^ [Coray pahak] — букв.: «порог Чорай», ср.-греч. Тфир) — центр одноименного прикаспийского округа. Впервые название Дербент мы обнаруживаем в др.-арм. географическом трактате «Asxarhac'oyc'» (Т-шрршЬц [Дарбанд]), где автор (предположительно, Мовсэс Хоренаци) сам толкует этимологию (пехлевийского) названия, как «закрытые или же связанные врата», локализуя его на месте Чорай пахака (Ашхарhацойц. C. 2150 и 2170). Основоположники арабоязычной литературы IX в. ал-Баладзури и ал-Йа'куби приписывают основание ал-Баба/Баб ал-Абваба (букв.: «величайшие врата»), то есть Дербентской цитадели, персидскому шахиншаху Кисре (Хосрову) Ануширвану (о нем см. сноску 8) (ал-Балазурй. С. 194-195; ал-Йа'кубй. Т. 1. С. 203-204). Дербент являлся сев. форпостом Сасанидского Ирана, в адм. границах марзпанства Албания-Аран (ср.-перс. Аран), а в арабскую эпоху стал сев. форпостом халифата, в адм. границах вилайета Арминийа (араб. ^jjj^ji ['Армйнийа). Дербент — совр. город на крайнем юге РФ, в Республике Дагестан, один из вариантов наименования которого на одном из 14 местных языков (лакском) — Чурул (Kettenhofen E. Darband // Encyclopedia Iranica. Vol. VII. Fasc. 1. 1994. P. 13-19; Dunlop D.M. Bab al-Abwab // Encyclopaedia of Islam. Vol. 1: A-B. 1960. P. 835b).
13 «Город славян» (Мадйна-т ас-сакалиба) — идентификации не подлежит, и попытки его идентификации археологически нам не известны. Известно только, что М. Канар предлагал отождествить его с совр. крепостью Анаша (Anasa), что в Турецкой Республике (Canard M. Histoire de la dynastie des H'amdanides de Jazira et de Syrie. T. 1. Algiers, 1951. P. 284). На наш
Говорил {умерший в 207 г. х.а} Мухаммад ибн 'Умар {ал-Вакиди}: «Был совершен против болгарь (Бурджан)14 набег в 98-м году {хиджры} во главе Масламы ибн 'Абд ал-Малика. Но так как в распоряжении последнего находилось незначительное число людей, снабдил его {халиф} Сулайман ибн 'Абд ал-Малик (715717) отрядом (¿лл [джам']) во главе Мас'ады или 'Амра ибн Кайса. Несмотря на это, строили против них славяне (ас-сакалиба) козни, но затем обратил Аллах их в бегство после того, как убили они Шарахила ибн 'Абдус». <...>.
(сер. II, стр. 1335) <...>.
взгляд, судя по контексту ат-Табари, данный топоним следует локализовать на арабской границе Византийской империи, в окрестностях крепостей Тебасы (о ней см. сноску 20) (см.: ат-Табарй. Сер. III. С. 709) и Лулон (о ней см. сноску 32) (см.: там же. С. 1915), которые локализуются в ист. Каппадокии (др.-греч. KannaSoKia, др.-арм. О-шй^рр [Gamirk']), у сев. подножья Центр. (Киликийского) Тавра (др.-греч. Opn Taupou, лат. Taurus), что в пределах византийской фемы Анатолик (о ней см. сноску 21). Здесь же располагались т. н. «врата Киликийские» (совр. Кюлек-Богазы (Gülek Bogazi)) (Акопян Т.Х., Мелик-Бахшян Ст. Т., Барсегян О. Х. Гуглаки лер'нанцк' // Словарь топонимов Армении и прилегающих областей. Т. 1. Ереван, 1986. С. 970) — узкий (от 10-20 м до 2 км) и длинный (ок. 70 км) горный перевал на макс. высоте 1000 м, который в рассматриваемый период связывал две малоазиатские области — Киликию (др.-греч. KiXraa, др.-арм. подвластную Арабскому халифату,
и Каппадокию, подвластную Византийской империи. По свидетельству античных авторов, подобная ширина «врат Киликийских» позволяла войскам пересечь его только длинной вереницей. Следовательно, Константинополь основал этот город-крепость, заселив славянами, в качестве форпоста прямо на выходе из стратегического перевала, откуда арабы-мусульмане вступали в малоазиатские владения Византии в ходе своих ежегодных летних походов. О славянских поселенцах на арабо-византийской границе подробно см.: Мишин Д. Е. Сакалиба (славяне) в исламском мире в раннее средневековье. М., 2002. С. 101-136. a Соответствует периоду по юлианскому календарю с 27 мая 822 г. по 15 мая 823 г. b Ст.-слав. блъгаринъ.
c Отец авторитетного историка и правоведа 'Амира ибн Шарахила аш-Ша'би (см.: Juynboll G. H.A. al-Sha'bi // Encyclopaedia of Islam. Vol. IX: San-Sze. 1997. P. 162-163).
14 Болгары (Бурджан) — судя по контексту, когда в качестве синонима термину «Бурджан» предлагается летописцем «ас-сакалиба», речь тут идет уже не о булгарах или же прото-болгарах (о них см. сноску 3), а о государствообразующем народе Дунайской Болгарии или же Первого Болгарского царства (ст.-болгар. Црьство Блгарское, ст.-слав. Блъгарьско цЪсарьствиге, 681-1018 гг.) с первой столицей в Плиске (ст.-слав. Пльсковъ). Сверх того, ат-Табари пишет об этом набеге после подробного повествования под тем же 98 г. х. о походе Масламы ибн 'Абд ал-Малика против Константинополя (о нем см. сноску 29). Речь идет о второй и последней осаде арабами-мусульманами византийской столицы 717-718 гг., когда на помощь по призыву императора Льва III Исавра (ср.-греч. Лешу Г о "IcaupoQ 717-741, он же «Лев из Армении» J t> uj^j ['Илйун мин 'Армйнийа]) у ат-Табари (ат-Табарй. Сер. II. С. 1315)), как повествуют византийские авторы, со стороны Фракии (ср.-греч. ©ракп, лат. Thracia) подоспели болгарские отряды во главе со 2-м ханом Тервелем (ср.-греч. TepßeXnQ 700-721) (Никифор. С. 371-373; Феофан. С. 289-292). Наконец, 'Ибн Хурдадзбих в «Книге путей и стран» (¿ll^llj ¿ll^ll [Китаб ал-масалик ва-л-мамалик]), характеризуя географическое положение вост. балканского региона Фракии (43iljj' [Тракййа]), говорит, что настоящая область расположена за Константинополем со стороны Болгарии (ал-Бурджан) ('ИбнХурдйзбих. С. 109).
В том же году {хиджры} был покорен «Город славян». И в том же {году} совершал Дауд ибн Сулайман ибн 'Абд ал-Малик поход в землю Ромейскую, заняв «Женскую крепость» [Хисн ал-Мар'а-т]а)15, расположенную за {городом} Малатией
(Ял^^л [Малатйа]ь)16.
<...>.
(сер. II, стр. 1876)
Далее наступил сто двадцать седьмой год {хиджры} (= 13 октября 744 г. — 2 октября 745 г.)
<...>.
(сер. II, стр. 1908) <...>.
В сем году, а я имею в виду 127-й год {хиджры}, {заявил} Сулайман ибн Хишам ибн 'Абд ал-Малик о свержении {халифа} Марвана ибн Мухаммада (744-750), замыслив {гражданскую} войну.
a У Халифы ибн Хаййата: [Хисн ал-Мирра] (букв.: «Крепость силы» (Халифа бин
Хайййт. С. 144).
b Также: [Малатайа] (см.: ал-Балйзурй. С. 184 и сл.), др.-греч. MeXixnvq, лат. Melitene, др.-арм. Uhifrrnfrüt [Melitine].
15 «Женская крепость» (Хисн ал-Мар'а-т) — как ат-Табари, так и ал-Йа'куби (ал-Йа'кубй. Т.2. С. 361), локализуют данное укрепление в р-не гор. Малатии (о нем см. сноску 14), на правом берегу Верхнего Евфрата. С подобным нарицательным названием в исламском мире известно бесчисленное количество крепостей и замков. И такое презрение со стороны мусульман объясняется тем, что данной крепости или замку так и не пришлось за всю свою историю выполнять оборонительные функции — подвергаться осаде со стороны вражеских сил.
16 Малатия (ист. Мелитена) — гор. в ист. малоармянских землях, доставшихся Римской империи в 72 г. н. э., к западу от долины Верхнего Евфрата. Считается столицей первого в истории Древнеармянского царства, упоминаемого в ветхозаветной «Книге пророка Иезекииля» — в др.-евр. форме «Дом Тогармы» (лаизл Л'З [Bet Tögarmäh]) и в др.-греч. «Дом Форгамы» (01ко^ тои ©еруаца) (Иез. 27:14; 38:6). Этот изначальный ареал расселения про-тоармян и р-н складывания др.-арм. этноса известен в письменных памятниках Древнего Востока как Мелид (хет. Malidiya, аккад. Meliddu, урарт. Melitea) (Шагинян А. К. Армения, Азербайджан и Южный Кавказ в древности и средние века: Учебник. СПб., 2012. С. 8-14 и 31-36). В византийскую эпоху Мелитена изначально была центром провинции Армения II (лат. Armenia II, ср.-греч. Ap^evia В'), но после адм. реформ императора Юстиниана I (лат. Flavius Petrus Sabbatius Iu^inianus, ср.-греч. ФХо$ю<; Петров Eaßßouo<; 'IoucTmavoQ 527-565) 536 г. она стала центром провинции Армения III (лат. Armenia III, ср.-греч. Ap^evia Г'), а после адм. реформ императора Маврикия (лат. Flavius Mauricius Tiberius, ср.-греч. Маиртао<; Tißepio^, 582-602) 591 г. — центром провинции Армения I (лат. Armenia I, ср.-греч. Ap^evia A'). Мелитена — совр. турецкий город, населенный преимущественно курдами Малатия (тур. Malatya, курд. Meleti), который является адм. центром одноименного ила Турецкой Республики (Шагинян А. К. Армения и страны Южного Кавказа в условиях византийско-иранской и арабской власти. СПб., 2011. С. 46, 50 и 68-69; Акопян Т.Х., Мелик-Бахшян Ст. Т., Барсегян О.Х. Малат'иа // Словарь топонимов Армении и прилегающих областей. Т. 3. Ереван, 1991 С. 635-637; Foss C.F.W. Melitene (MeXvrnv^, mod. Malatya) // Oxford Dictionary of Byzantium. Vol. 2. P. 1336).
Повествование о восстании Сулаймана ибн Хишама против Марвана ибн Му-хаммада
Рассказывал мне {умерший в 279 г. х.а} 'Ахмад ибн Зухайр {ибн Харб}ь, говоря: рассказывал нам 'Абд ал-Ваххаб ибн 'Ибрахим, говоря: рассказывал мне 'Абу Хашим Мухаллад ибн Мухаммад ибн Салих — {вольноотпущенник халифа 'Усмана ибн 'Аффана (644-656)}°, говоря:
«<...>. (сер. II, стр. 1909) <...>. Сконцентрировались вокруг Сулаймана примерно семьдесят тысяч {вооруженных} сирийцев (^ш! ['ахл аш-Ша'м])... разбив лагерь в деревне Бану-Зуфар [Банй Зуфар]1), называемой Хусаф [Хусаф]), что на
земле Киннасрина [Киннасрйн]е)17.
И когда приблизился Марван к нему, выдвинул {Сулайман} вперед ас-Саксаки во главе примерно семи тысяч {мужей}, а Марван направил {в авангард} 'Ису ибн Муслима с аналогичным примерно количеством {воинов}. Столкнулись они в местности, что между двумя лагерями, и стали биться в жестоком бою. Вышли навстречу ас-Саксаки и 'Иса — оба храбрые всадники, нанося друг другу удары до тех пор, пока не сломались их копья, после чего достали они мечи. И ударил ас-Саксаки в нос лошади противника своего, да так, что уздечка ее упала ему прямо на грудь, и поскакала лошадь его вместе с ней.
(сер. II, стр. 1910) Однако, мешала ас-Саксаки {та уздечка}, поэтому отрубил он ее дубиной и сбросил. Затем он, спешившись, взял его ('Ису) в плен. Но тем временем появился всадник из числа конников Антакии (Я£1к)) ['Антакийа]')18.
a Соответствует периоду по юлианскому календарю с 3 апреля 892 г. по 22 марта 893 г. b См.: ат-Табарй. Сер. II. С. 1737-1738. c См.: Там же. С. 1890. d В им. п. jsj [Бану Зуфар].
e Др.-греч. ХоХки; KolA-n? Eupio;, лат. Chalcis ad Belum.
f Др.-греч. Ävxioxeia ^ ¿ni Opovxou, Ävxioxeia ^ Meyo&n, лат. Antiochia ad Orontem.
17 Киннасрин (бывш. Халкида, сир. ^Чид [Qinnasrln] — букв.: «гнездо орлов») — эллинистический полис, центр обл. Халкидики (др.-греч. xoxki5ik^, лат. Chalcidene), который был основан диадохом — основателем державы Селевкидов (др.-греч. BaoiAeia xöv EeAeuKiStöv, 312-83 и 68-64 до н. э.), Селевком I Никатором (др.-греч. ЕеАеико? A' NiKaxrap, 312-281 до н. э.). В 83 г. до н. э. Халкида вместе со всеми владениями Селевкидов на добровольных началах вошла в состав Армянской империи Тиграна II Великого (др.-греч. Tiypavn? о Меуо?, лат. Tigranes Magnus, др.-арм. З^ршЬ Utö [Tigran Мё^, 95-55 до н. э.), который уступил ее Риму по миру в Арташате (др.-греч. Äpxa^axa, лат. Neronia, др.-арм. Цршш2шш [Artasat]) 66 г. до н. э. В византийскую эпоху Халкида входила в состав провинции Сирия I (лат. Syria I, ср.-греч. Eupia A'), что на зап. берегу р. Калос (ср.-греч. KaAtö?, араб. ¿¿js [Кувайк]). Араб. завоеватели предпочли употребить сир. наименование Киннасрйн. Лежит в руинах в пределах мухафазата Халеб (араб. [Халаб]) Сирийской Арабской Республики (AjjjiJl AijJl Ajjj^Jl [ал-Джумхурййа-т ал-'Арабййа-т ас-Сурййа]).
18 Антакия (бывш. Антиохия, сир. «^п^^, [Antiokia], др.-арм. U^q / Utöü Uürnng [Avag / Mecn Antok']) — основана в 300 г. до н. э. на левом берегу Оронта (др.-греч. Opovxn?) селевкидским царем Селевком I Никатором (312-281 до н. э.) в качестве столицы. В 83 г. до н. э. Антиохия вместе со всеми владениями Селевкидов (312-83 и 68-64 до н. э.) на добровольных началах вошла в состав Армянской империи Тиграна II Великого (95-55 до н. э.), который уступил ее Риму по миру в Арташате 66 г. до н. э. Антиохия стала центром сначала римской провинции Сирия, а после 198 г. н. э. — провинции Келесирия (лат. Crele Syria, др.-греч. ^ KoiAn Eupia). По своей величине она была четвертым городом в Римской
Звали его Силсак (jl^ [Силсак]3)19 — полководец {из числа} славянь; он и задержал ас-Саксаки.
Несмотря на это, обратился авангард Марвана в бегство, и когда дошла весть до него, находился он в пути. Продолжал {халиф} поход, изнуренный от приготовлений, но не слезал он даже {с коня}, пока не настиг Сулаймана. Мобилизовав {войска}, набросился {халиф} на него с боем. В результате обратился Сулайман в бегство вместе со всеми, кто был при нем. <...>.
(сер. III, стр. 707) <...>.
Далее наступил сто девяностый год {хиджры}
(= 27 ноября 805 г. — 16 ноября 806 г.)
<...>.
(сер. III, стр. 709) <...>.
Встал {военачальник} 'Абд Аллах ибн Малик перед {крепостью} «Дзу ал-Кила'» ^ [З_й ал-Кила']с)20, направив Дауда ибн 'Ису ибн Мусу странствовать по земле Ромейской во главе семидесяти тысяч {воинов}. Покорил Шурахил ибн Ма'н ибн За'ида «Крепость славян» (Хисн ас-сакалиба1)21 и {крепость} Тебасу [Даба-
империи. В византийскую эпоху Антиохия, которая по величине уступала лишь столице — Константинополю (о нем см. сноску 29), с 415 г. стала центром провинции Сирия I. В арабскую эпоху, после 786 г., Антиохия под арабским названием 'Антйкийа стала центром пограничной с Византией обл. 'Авасим (^>lj«Jl [ал-'Авасим]). С 1071 по 1086 гг. Антиохия оказалась в границах Армянского царства Филарета Варажнуни (др.-арм. Ф^шрщпи ЧшpшdünLÜfr [P'ilartos Varaznuni], ср.-греч. Фйарето<; Bpaxa^iOQ лат. Philaretus Brachamius), а в эпоху крестовых походов, с 1098 по 1268 гг., она являлась столицей одноименного княжества. Античная Антиохия — сегодня турецкий гор. Антакья (Antakya) — центр бывш. сирийской авт. провинции Хатай (фр. и тур. Hatay, араб. [Хатай]), которая была аннексирована Турецкой Республикой 29 июня 1939 г. (Mango M.M. Antioch (ÄvTioxeia) // Oxford Dictionary of Byzantium. Vol. 1. P. 113-116).
a Огласовка фатха, обозначающая звук «а», в 1-м слоге — условная.
b В тексте: jjli [ка'ид ас-сакалиба] (букв.: «военачальник славян»).
c В им. п. jj [Зу ал-Кила']. Ал-Баладзури утверждает, что на самом деле следует читать
jj [Зу ал-Кила'] (ал-Балйзурй. С. 170) (букв.: «обладатель крепостей»). d Также: «Город славян» (ЯАа^И аъ^ [Мадйна-т ас-сакалиба] (см.: ат-Табарй. Сер. II. С. 1317).
19 Силсак — полководец славянского происхождения родом из Антакии (о ней см. сноску 16). В «Книге завоеваний стран» (jl4Jl ^jiä [Китаб футух ал-булдан]) рассказывается о том, как Марван ибн Мухаммад разместил славян (сакалиба) в пограничной обл. 'Авасим (см.: ал-Балйзурй. С. 150), столицей которой как раз являлась Антакия. Не исключено, что они были из числа тех 20 тыс. славянских семейств, которых Марван, по утверждению летописца, пленил в ходе похода, совершенного в страну Хазарскую, будучи наместником халифа (ал-Балйзурй. С. 207-208).
20 «Дзу ал-Кула'» — судя по контексту ал-Баладзури, византийская крепость в окрестностях сирийского гор. Антакия (о нем см. сноску 16) и киликийского Тарса (о нем см. сноску 40) (ал-Балйзурй. С. 170), т. е. наст. топоним следует локализовать в Равнинной Киликии, на границе с Сирией.
21 «Крепость славян» (Хисн ас-сакалиба) — см. сноску 11 «Город славян».
са]а)22 {в феме Анатоликь23}, а Йазид ибн Махлад {ал-Хубайри}° — «Крепость ивы» и {город} Малакопею (^к^ [Малакубййа1)24 {в феме Армениак625}. <...>.
(сер. III, стр. 733) <...>.
Далее наступил сто девяносто третий год {хиджры} (= 25 октября 808 г. — 14 октября 809 г.)
<...>.
(сер. III, стр. 775) <...>.
Был убит в сем году {хиджры} Никифор [Никфур]0 (802-811)26 — царь ромеев, в ходе войны против болгар (Бурджан). Правление его длилось, как передают,
a Лат. Thebasa.
b Араб. ¿-^^[ан-Штулик] (ат-Табарй. Сер. III. С. 2103), ^jMUl ['амал ан-Натулус] ('ИбнХурдазбих. С. 107), от ср.-греч. ©e^a ÄvamXtK&v. c См.: ат-Табарй. Сер. III. С. 712. d Ср.-греч. MaAaKonea.
e Араб. jljj^j'Vl [ал-'Арминийак] (ат-Табарй. Сер. III. С. 1239, 1242), J ['Арминийакус] (ал-Балазурй. С. 194 и сл.), jl^jVl ['амал ал-'Арминийак] ('ИбнХурдазбих. С. 108), от ср.-греч. ©e^a Äp^eviaKöv. f Ср.-греч. NiK^opo? A'.
22 Тебаса — византийская крепость в феме Анатолик (о ней см. сноску 21), в ист. Каппадокии, у сев. подножья Центр. (Киликийского) Тавра, к западу от гор. Гераклея (ср.-греч. 'HpaKAeia Kußicxpa, HpaKAeia).
23 Анатолик (ср.-греч. 9e^a ÄvaxoXiKöv) — вторая в византийской истории после Армениака (о нем см. сноску 23) фема, учрежденная в 669 г. из бывш. провинций в Каппадокии с центром в Аморее (ср.-греч. Ä^opiov, лат. Amorium) (Foss C. F. W. Anatolikon (ÄvaxoAiKov) // Oxford Dictionary of Byzantium. Vol. 1. P. 89-90).
24 Малакопея — гор. в византийской феме Армениак (о ней см. сноску 23), в ист. Каппадокии, к северу от гор. Тианы (ср.-греч. Tuava, лат. Tyana). Малакопея — совр. тур. гор. Деринкую (Derinkuyu — букв.: «глубокий колодец») в иле Невшехир (Nev§ehir). Деринкую славится пещерным поселением — восьмиярусным подземным городом, основанным не позднее I тыс. до н. э.
25 Армениак — в 667 г. имперские власти на границе с Арабским халифатом сформировали в основном из великоармянских и малоармянских земель первую в византийской истории подобную военно-адм. единицу (фему). Термин исходит от названия Армянской страны. Однако в состав данной обширной фемы со столицей в Амасии (ср.-греч. Ä^aceia, др.-арм. Цйши^ш) вошли также смежные с армянскими землями Византии области Понта (лат. Pontus, ср.-греч. növxo?) и Каппадокии (Foss C. F. W. Armeniakon (Äp^eviaKov) // Oxford Dictionary of Byzantium. Vol. 1. P. 177).
26 Никифор — император Византийский, который после свержения императрицы Ирины (ср.-греч. Eip^vn, 797-802) основал короткоживущую династию из трех представителей, правящую до 813 г.
семь лет, а после него воцарился Ставракий (jljM ['Истабрак]3)27, сын Никифора, который был {сильно} ранен {в той же войне}. В результате он прожил всего два месяца и скончался. Поэтому воцарился Михаил, сын Георгия (^^-jj^ о? [Мйха'йл бин Джурджись]), {он же Михаил I Рангаве (811-813)28} — зять того {Ставракия} со стороны сестры.
<...>.
(сер. III, стр. 903) <...>.
Далее наступил сто девяносто восьмой год {хиджры}
(= 1 сентября 813 г. — 21 августа 814 г.)
<...>.
(сер. III, стр. 950) <...>.
Повествование с сообщением некоторых {данных} из биографии свергнутого {халифа} Мухаммада ибн Харуна {ал-'Амина} (809—813)
Повествование со слов Хумайда ибн Са'идас, который говорил: «После того как воцарился Мухаммад, а {брат его} ал-Мамун вступил с ним в переписку, присягая ему на верность, отыскал он евнухов (jb'^l [ал-хисйан]1) и выкупил их, дорого заплатив за них. Возложил он на них {обязанности — проследить} за покоямие своими и днем, и ночью, начальника трапезной своей, приказаний и запрещений. Распределил тех, {кто из числа славян} в отряд [ал-фард]), именуемый «ал-Джарадия» [ал-Джарадййа]®)29,
a Ср-греч. ETaupaKio^.
b Также: ^¿^jj^ [Джурджйш] ('Ибн ал-'Асйр. Т. 5. С. 137). c Неизвестный науке повествователь. d В ед. ч. ¡^»Jl [ал-хасйй].
e В тексте сущ. в ед. ч.: ''j^- [халва] (букв.: «уединенное место»). f В тексте: ^ljAj [та'ам ва-шараб] (букв.: «еда и питье»). g Возможно, от араб. ^^^ал-джарад] (букв.: «саранча», собр.).
27 Ставракий — император Византийский, сын Никифора (о нем см. сноску 24) и его соправитель до 26 июля 811 г. Единолично правил после гибели отца в ходе неудачного похода на Первое Болгарское царство (681-1018 гг., о нем см. сноску 12 «Болгары (Бурджан)»), где он сам был тяжело ранен, и до своего свержения 2 октября того же 811 года.
28 Михаил I Рангаве (ср.-греч. Mi^aqX 'Payyaße) — император Византийский, который приходился зятем императору Никифору (о нем см. сноску 24). Узурпировал верховную власть у тяжело раненного на войне с болгарами (о них см. сноску 12) Ставракия (о нем см. сноску 25) — своего шурина. На самом деле отца Михаила звали не Георгий, как уверяет нас ат-Табари, а Феофилакт (ср.-греч. 0eo9"uXaKTO<;). Михаил во время нашествия болгар против Константинополя (о нем см. сноску 29) отрекся от престола, а императором был провозглашен главнокомандующий армией Лев V Армянин (ср.-греч. Aerav о ¿^ Äp^evia^, др.-арм. LhLnü -mj^qü [Lewon Haykazn], 813-820). Михаил скончался в 844 г. (Hollingsworth P.A. Michael I Rangabe ('Payyaße) // Oxford Dictionary of Byzantium. Vol. 2. P. 1362).
29 Ал-Джарадия — в пользу того, что данный отряд состоял из числа пленных славян, говорят строки поэмы, которую цитирует наш летописец: «Где же {отряды} славян "ал-Джарадия" и абиссинцев?» (^^'Vlj ^iä^Jl ^ljaJl ¿¡i ['Айна ал-Джарадййа-т ас-сакалиб ва-л-'ахбаш]) (ат-Табарй. Сер. III. С. 874).
а других — из числа абиссинцев (jLA^Jl [ал-хубшан]")30 в отряд, именуемый «ал-Гурабия» >Jl [ал-Гурабййа]ь). {сер. III, стр. 951) В то же время отказал он свободным женщинам и рабыням, дабы выставили их вон... <...»>.
(сер. III, стр. 1448) <...>.
Далее наступил двести сорок шестой год {хиджры} (= 28 марта 860 г. — 16 марта 861 г.)
Повествование с сообщением о том, что из событий происходило в сем {году} (сер. III, стр. 1449) <...>.
Было передано со слов Насра ибн ал-'Азхара аш-Ши'и — гонца {халифа} ал-Мутаваккила (847-861) к царю ромеев по делу выкупа {пленных}, который говорил: «Когда отправился я в Константинополь [ал-Кустантйнййа]с)31, явился
' Собр., также: [ал-хабаш]; 4-ipJl [ал-хабаша]. ь Возможно, от араб. м1>[ал-гураб] (букв.: «ворона»). 0 Лат. Constantinopolis, др.-греч. Kravaiaviivoimo^iç.
30 Абиссинцы — собр. наименование предков совр. этносов амхара (№46- [атага]), тиграй-тигринъя (■'/■"/С.')' [tigriñña]) и тигре (:l-"l¿, [tigre]), которые относятся к юж. подгруппе семит, групы афразийской языковой семьи. Первые два этноса, исповедующие христианство монофи-зитского толка, населяют Федеративную Демократическую Республику Эфиопия (амх. Vh.-I-V'k? ¿,.e„¿'Ací! -ЧТЫАЛ'Ч] ¿T-flA.h [ye'Itiyoppya Fëdëralawî Dëmokirasîyawî Rîpebilîk]), a тигре, исповедующий суннитский ислам — Государство Эритрея (араб. IjjjJ -Цу [Даула-т 'Иритриййа]).
31 Константинополь — основан императором Римским Константином I Великим (лат. Flavius Valerius Aurelius Conslantinus. 306-337) в 330 г. на месте др.-греч. колонии Византий (Bucáviiov). выстроенной в VII в. до н. э. на мысе, омывающемся с севера водами залива Золотой Рог (др.-греч. XpDaÓKXpac. лат. Sinus Ceratinus), с востока— пролива Босфор (др.-греч. Воалорос ©pmcioç, лат. Bosfor, ср.-греч. Bôoqjopoç), a с юга — Мраморного моря. С перенесением столицы империи 11 мая 330 г. Константин переименовал Византий в Новый Рим (лат. Nova Roma), после — в Константинополь, обнес город с зап. стороны мощными крепостными стенами, которые были перестроены при императоре Феодосии II (лат. Flavius Theodosiiis Junior, 402^-50) — те, что сохранились до наших дней. Символом византийской столицы позднее стал Софийский собор (ср.-греч. Naôç ifjç Ayiaç roí) ©sofi Eocpiaç), выстроенный уже при императоре Юстиниане I (лат. Flavius Petrus Sabbatius Iuslinianus. 527-565) в 532-537 гг., который в течение тысячелетия оставался крупнейшим в мире христианским храмом (Mango С. Constantinople // Oxford Dictionary of Byzantium. Vol. 1. P. 508-512). Заметим, что ист. название Константинополя закрепилось за Вост. Римской империей сначала у римских писателей, которые применяли его до падения Рима в 476 г., затем у зап.-европ. византинистов, которые возродили его спустя столетие после взятия в 1453 г. турками-османами Константинополя. Осм. название Константинополя JjjjU^il [Istanbul] и совр. тур. Istanbul этимологически восходят к греч. фразе eiç tfjv IIóái(v) (букв.: «в город, к городу»). Подобное название наряду с араб, формой ал-КустантйнГша впервые встречается в араб, источниках XIII в. ['Истанбул]. Отсюда искаженные формы названия города в зап.-европ. и рус. документах, которые встречаются со времен зарождения в международной дипломатии «Восточного вопроса» в конце XVIII в. Византийское наименование Константинополя продолжало фигурировать в офиц. осм. документах в форме
[Kostantïnïye] до офиц. переименования города республиканскими властями Турции
в 1930 г.
ко двору кесаря (ал-малик) Михаила {III}3 (842-867)32 в своем черном платье, с мечом, кинжалом и со своим колпаком. И тогда произошел между мною и дядей по матери кесаря (ал-малик), Вардой (oAijt? [Батарнас]ь)33, который ведал делами царскими, спор: отказывались {его слуги} впускать меня {во дворец} с мечом и в черном платье. Тогда заявил я {ему}: "Ухожу!" Но когда стал я уходить, вернули меня с (сер. III, стр. 1450) дороги. Кстати, при мне были дары: примерно тысяча мускусных мешков, шелковые платья, множество диковинок. Тем временем было дозволено послам от болгар (Бурджан) и прочих {народов} зайти к нему, {кесарю, на аудиенцию}.
<...>.
Тогда же подоспели к этому {кесарю} жители Лулона (»33 [Лу'лу'а] c)34, выразив свое желание принять христианство, так как {готовы} были они отныне сопровождать его. Вдобавок направили они двух мужей в качестве заложников из числа тех мусульман, которые находились в тамошней {крепости}».
Продолжал рассказывать {Наср ибн ал-'Азхар}: «Старался {кесарь} не замечать меня в течение примерно четырех месяцев, до тех пор, пока не поступило до него послание о нарушении жителями Лулона {порядка}, задержании ими его гонцов и об арабском захвате данной {крепости}. <...>. (сер. III, стр. 1451) <...>».
<...>.
(сер. III, стр. 1841) <...>
Далее наступил двести пятьдесят седьмой год {хиджры}
(= 29 ноября 870 г. — 17 ноября 871 г.)
a Араб. JjSjj lj ЦР^Цы [Мйха'йл бин Тауфйл].
b ЬВозможно, опечатка: вместо и. собств. ^-ij^j [Батарнас] должно быть [Бардас], ср.-греч. Bap5a^. c Ср.-греч. AouXov.
32 Михаил III — император Византийский, последний представитель Аморейской династии (820-867). Воцарился после смерти отца Феофила (ср.-греч. ©еофгХо^) в 842 г., когда ему было всего два года от роду. Поэтому до 856 г. регентом Михаила III была его мать, этн. армянка Феодора (ср.-греч. ©eoSrapa, др.-арм. Й-Ьпцпрш [T'eodora]), родом из Пафлагонии (ср.-греч. ПaфXayovía) (Hollingsworth P. A., Cutler A. Michael III // Oxford Dictionary of Byzantium. Vol. 2. P. 1364).
33 Варда (др.-арм. Чшрцши [Vardas]) — старший брат императрицы Феодоры (831-856), этн. армянин родом из Пафлагонии, факт. правитель Византийской империи в период ее регентства (с 856-866 гг.) в эпоху царствования своего племянника, несовершеннолетнего Михаила III (о нем см. сноску 30). Убит 21 апреля 866 г. основателем Македонской династии (ср.-греч. Auvaoxeia xrav MaKeSovrav), армянином Василием I (о нем см. сноску 33) (Hollingsworth P. A., Cutler A. Bardas (Bap5a^) // Oxford Dictionary of Byzantium. Vol. 1. P. 255-256).
34 Лулон — византийская крепость в Горной Киликии, у сев. подножья Центр. (Кили-кийского) Тавра и сев. выхода из «врат Киликийских», в пределах выделенной в 832 г. из состава Анатолика (о нем см. сноску 21) фемы Каппадокия (ср.-греч. 0e^a KannaSoKrav). Это — первое упоминание Лулона, который фигурирует в письменных памятниках вплоть до османского завоевания в 1475 г. (Акопян Т.Х., Мелик-Бахшян Ст. Т., Барсегян О. Х. Лулуа // Словарь топонимов Армении и прилегающих областей. Т. 2. Ереван, 1988. С. 605). Руины Лулона лежат в турецком с. Хасанказы (Hasangazi), что в иле Нигде (Nigde).
(сер. III, стр. 1858) <...>.
В сем {году} восстал {в стране Ромейской} Василий (Цм? [Басйл]3)35, известный как «Славянин» (ас-Саклабй). Был он выходцем из (сер. III, стр. 1859) {армянского} царского дома {Аршакуниь}36, но прозвали его «Славянином», так как мать его была славянкой (43.^ [саклабййа])37. {Итак, выступил} этот {Василий} против Михаила, сына Феофила (Мйха'йл бин Тауфйл), царя ромеев (ар-рум), и убил его. В результате оставался Михаил единоличным {правителем} в империи (мамлака) двадцать четыре года, а после него стал царствовать над ромеями как раз этот «Славянин».
(сер. III, стр. 1912) <...>.
Далее наступил двести шестьдесят третий год {хиджры}
(= 24 сентября 876 г. — 12 сентября 877 г.)
< >
a Ср.-греч. BaciXeioç А'. b См.: Продолжатель Феофана. С.91.
35 Василий (др.-арм. U [Vasil A]) — император Византийский, правивший с 867886 гг. Основатель Македонской династии (867-1056) с арм. корнями. В «Хронографии» сер. Х в. продолжателя византийского летописца Феофана (ср.-греч. стотехютш ©еофауоик;) на этот счет читаем: «.самодержец Василий, происходил из Македонии, а родом был из племени армянских (царей. — А. Ш.) Аршакидов (52-428)» (Продолжатель Феофана. С. 91). В результате авторитетные византинисты и арменоведы армянское происхождение основателя Македонской династии Василия I сомнению не подвергают, но его царские (Аршакидские) корни они считают легендой, которая получила широкое распространение в Византии в ходе активизации ее восточной политики (см.: Васильев А. А. Происхождение императора Василия Македонянина // Византийский Временник. 1906. Т. 12. С. 148-165; Adontz N. L'Age et l'origine de l'empereur Basil I // Byzantion. Vol. 8. 1933. P. 475-550; Ачарян Р. Словарь армянских личных имен. Т. 5. Ереван, 1962. С. 54; Kazhdan A., Cutler A. Basil I // Oxford Dictionary of Byzantium. Vol. 1. P. 260).
36 Аршакуни (др.-греч. Auvacxeia xœv ApcaKiSœv) — династия, правящая изначально в элинизированной державе Парфия (пехл. Par0aw) или Государстве ариев (пехл. Aryansahr/ AryansaBr, от авест. Airyanam XsaBram) с 247 г. до н. э. по 224 г. н. э. с титулом «шахиншах». С 52 г. младшая ветвь парфянских Аршакидов (др.-арм. ир2ш^П!Ь^ [Arsakowni]) утверждается в Великой Армении, где она правит до 428 г. С 189 по 284 гг. еще одна боковая ветвь Аршакидов (др.-груз. ¿АЗ^з/^Б/оббо [Arsak/un/iani]) утверждается на престоле в Кавказской Иберии (др.-груз., асомтаврули "fCJ-G^l [K'art'li]), а где-то с сер. III в. представителей этого парфянского дома можно было встретить и на царском престоле в Кавказской Албании (др.-арм. ИцгишЬр [Alowank']). В результате сформировалась «пан-Аршакидская семейная федерация» (Шагинян А. К. Армения, Азербайджан и Южный Кавказ. С. 57-58, 71-80 и 98-102).
37 О слав. корнях матери императора Василия I (о нем см. сноску 33) утверждает только ат-Табари. Подобных данных нет у синхронных авторов арабо-мусульманской историографии и географии. Еще Дж. Б. Бьюри объяснял это тем, что всем жителям Македонии арабы приписывали слав. происхождение (Bury J. B. A History of the Eastern Roman Empire, from the Fall of Irene to the Accession of Basil I, A. D. 802-867. London: MacMillan, 1912. P. 165).
(сер. III, стр. 1915) <..>
В сем {году} передали (вернули) славяне (ас-сакалиба) {крепость} Лулон «Тирану» (4je.UaJl [ат-Тагийа]) {Ромейскому}38. <...>.
(сер. III, стр. 2009) <...>.
Далее наступил двести шестьдесят восьмой год {хиджры} (= 1 августа 881 г. — 20 июля 882 г.)
<...>.
(сер. III, стр. 2025)
<...>.
(сер. III, стр. 2026) <...>. В сем {году} выступил «Сын славянки» (fofr^l о?! ['Ибн ас-саклабййа]) — «Тиран» Ромейский (Тагийа-т ар-Рум), расположившись лагерем против Малатии. Однако пришли к тем {малатийцам} на помощь горожане Мараша (^cj^ [Мар'аш])39 и Хадатса [ал-Хадас])40, которые обратили «Тирана» в бегство, преследуя его до {местности} ас-Сари' (¿цмИ [ас-Сарй'])41. <...>.
38 «Тиран» (ат-Тагийа) — данный термин арабо-мусульманские писатели IX-X вв. используют в качестве синонима, обозначающего верховного правителя двух враждебных держав — императора Византийского и кагана Хазарского.
39 Мараш — впервые упоминается в качестве столицы сиро-хеттского (или неохеттского) царства Гургум (лув. Kurkuma?, с конца XI в. — 711 г. до н. э.) под названием «город Куркума» (иероглиф. лув. ku+ra/i-ku-ma-wa/i-ni-i-sà(URBS)), а после ассирийского завоевания 711 г. до н. э. он был переименован в Маркас. В составе малоармянского эллинизированного царства Коммагены (др.-греч. Ko^^ayqvq, лат. Commagene, др.-арм. кпМшдЬЬЬ [Kommagene]) в честь римского полководца Германика (Germanicus, 15 до н. э.-19 н. э.) Мараш получил новое наименование Германикея (др.-греч. rep^avÎKeia, лат. Germanikeia), которое сохранилось до араб. завоевания. С 1071 по 1086 гг. Мараш являлся столицей Армянского царства Филарета Варажнуни, а на рубеже XII-XIII вв. входил в состав Армянского королевства в Киликии (ср. -арм. ^mjng ^шдшшртр^Ь [Kilikioy Hayoc' T'agaworowt'iwn], ср.-греч. Ap^éviKO Ваойею xqç kixikîoç, фр. Royaume arménien de Cilicie, 1198-1375 гг.). До Геноцида армян в Османской империи (ajîi^jc йъ cjjj [devlet-i 'Äliyye-i 'Osmanlyye]) в годы ПМВ этн. большинство в Мараше составляли армяне (57 %). Мараш — это совр. гор. Кахраман-Мараш (тур. Kahramanmaraç) и столица одноименного ила Турецкой Республики (Акопян Т.Х., Мелик-Бахшян Ст. Т., Барсегян О.Х. Мараш // Словарь топонимов Армении и прилегающих областей. Т. 3. С. 721-722).
40 Хадатс — город-крепость в Горной Киликии, в окрестностях одноименного перевала, в сев. части Аманского хребта (др.-греч. A^avoç, лат. Amanus). Руины Хадатса известны сегодня под названием Аксарай (тур. Aksaray), что в турецком иле Кахраман-Мараш (Kahramanmaraç) (Акопян Т.Х., Мелик-Бахшян Ст. Т., Барсегян О.Х. Хадат' // Словарь топонимов Армении и прилегающих областей. Т. 3. С. 300).
41 Ас-Сари' — местность, которая идентификации не подлежит.
(сер. III, стр. 2085)
Далее наступил двести семидесятый год {хиджры} (= 11 июля 883 г. — 28 июня 884 г.)
(сер. III, стр. 2105) <...>. <...>.
Был убит в том же году {хиджры} царь ромеев, известный как «Сын славянки 3». <...>.
(сер. III, стр. 2149) <...>.
Далее наступил двести восемьдесят третий год {хиджры} (= 19 февраля 896 г. — 7 февраля 897 г.)
<...>.
(сер. III, стр. 2152) <...>.
{Повествование об осаде Константинополя славянами}ь
В том же {году хиджры}, как гласило предание, поступило {в Багдад} письмо из Тарса [Тарсус]0)42 о том, что славяне (болгары)1 совершили набег на
ромеев с большим числом людей. Перебив среди них {много народу} и разрушив у них множество деревень, достигли они до {стен} самого Константинополя, где нашли ромеи убежище для себя, а врата собственного города заперли. После послал «Тиран» Ромейский (Тагийа-т ар-Рум) {Лев VI (886-912)43} к царю славян (бол-
a В тексте в муж. р.: ¿н! ['Ибн саклабй].
b Подобный подзаголовок: «ЗшЬ'^ДЯДа^Л j^. jj¿.» (Сообщение об осаде Константинополя славянами) наличествует в каирском издании (ат-Табарй / Изд. M. 'Абу ал-Фадл 'Ибрахим. Т. 10. С. 45).
c Лат. Tarsus, ср.-греч. Tapcó^.
d Здесь и ниже, судя по контексту, под «ас-сакалиба» подразумеваются болгары.
42 Тарс — античный гор. на юго-западе Киликии, в равнинной ее части, в нижнем течении судоходной р. Кидн (др.-греч. Kú5vo^, лат. Cydnus), ставший центром Сирийской пограничной области Арабского халифата на византийской границе. В армянскую эпоху Киликии (1080-1375 гг.) Тарс станет одним из крупнейших ее городов-портов. До Геноцида армян в Османской империи в годы ПМВ этн. большинство в Тарсе продолжали составлять армяне. На том же месте сегодня находится турецкий город с идентичным названием (Tarsus), что в иле Мерсин (Mersin) (Акопян Т.Х., Мелик-Бахшян Ст. Т., Барсегян О. Х. Тарсон // Словарь топонимов Армении и прилегающих областей. Т. 5. Ереван, 2001. С. 59-60).
43 Лев VI (ср.-греч. Aérav о Еоф0^, др.-арм. Lbinü МшишшиЬр [Lewon Imastaser]) — второй император Византийский из Македонской династии (867-1056) с арм. корнями. Возможно, приходился сыном не основателю династии Василию I (о нем см. сноску 33), а последнему представителю свергнутой Аморейской династии (820-867) Михаилу III (о нем см. сноску 30) — любовнику матери Льву VI. В византийской историографии известен с эпитетом Мудрый или Философ (Ачарян Р. Словарь армянских личных имен. Т. 2. Ереван, 1944. С. 411; Kazhdan A., Cutler A. Leo VI // Oxford Dictionary of Byzantium. Vol. 2. P. 1210-1211).
гар)44 {гонца со словами} о том, что «вера наша и вера ваша — одна и та же, почему в таком случае истребляем мы мужей друг друга?» Тогда ответил ему царь славян (болгар), что «данное царство принадлежит моим предкам, а отступлю я только в том случае, если один из нас одержит верх над своим соперником!» И когда обнаружил царь ромеев, что нет {у него} спасения от повелителя славян (болгар), созвал он находящихся при нем (сер. III, стр. 2153) из мусульман, раздал им оружие, попросив их помочь ему справиться со славянами (болгарами). Так {мусульмане} и поступили, освободив {его от} славян (болгар). Но теперь, увидев такую {победу}, царь ромеев стал опасаться за самого себя. Поэтому послал он против этих {мусульман отряд}, который вернул их обратно. Разоружив, разбросал {кесарь} этих {воинов ислама} по разным областям, остерегаясь от {возможного} нанесения вреда себе с их стороны.
<...>.
Список библиографических сокращений
Ал-Балазурй — jW ú Ы^! ú f^' и'Д1^ CJ^ — Líber expugnationis regionum
auctore Imamo Ahmed ibn Jahja ibn Djabir al-Beladsori / Ed. by M. de Goeje. Lugduni Batavorum: Brill, 1866. 539 р.
Ашхар!ицойц — U2^mphmgnjg // Umrnhümq^pp ^Щ|пд. иЬр{фши-Е_{ршйшй: 17 hmrnnpn^ / ЦЬр{фши^{ршйшй: Sшüü ^шрпфУпиш_р{ий, 2003. P : b цшр — Asxarhac'oyc'
// Armenian Classical Authors: In 17 vols. / Dir. Dr. Zaven Yegavian. Antelias (Lebanon): Armenian Catholicosate of Cilicia, 2003. Vol. II: 5th Century. Р. 2123-2196.
'Ибнал-'Асир—¿jjsl^ Jüll .já&ll úmj— Ibn al-Athir. Al-Kamil fi-l-Tarikh: In 9 vols. Al-Qahira: [S. l.], 129. A. H. / 1AW/£ a.d.; 13.3 А.Н./ 1ЛЛ°/6 a.d.; 13°3 A. H. / 193£/o A.D.
'Ибн Хурдазбих — Biblioteca Geographorum Arabicorum: In Л pars / Ed. by M. de Goeje. Pars VI: Liber viarum et regnorum, auctore Ibn Khordadhbeh. Lugduni Batavorum: E. J. Brill, 1889. Р. 1-183.
Иез. — Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в рус. пер. с параллельными местами и приложениями. Москва: Данилов ставропигиальный мужской монастырь, 2008. 1408 с.
Ал-Йа'кубй —'djVl »j?Jl ^jj^Jl ¿JjJl M^ll ú! m^j ú J^- ú Mj» ú ¡ju^
— Ibn Wadhih qui dicitur al-Ja'qubi. Hi^oriae: In 2 pars / Ed. by M. Houtsma. Lugduni Batavorum: E. J. Brill, 1883. Pars 1. 318 р.; Pars 2. 629 р.
Ал-Масудй — Macoudi. Les Prairies d'or: En 9 tomes / Ed. by C. Barbier de Meynard et Pavet de Courteille. Paris: Collection d'ouvrages orientaux publiée par la Société asiatique, 1861-1877.
Никифор — Никифора, патриарха Константинопольского, Краткая история со времени после царствования Маврикия [Бревиарий] / Пер. Е.Э.Липшиц // Византийский Временник. 1950. Т. 3. С. 349-387.
Продолжатель Феофана — Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей / Пер. Я. Любарского. Санкт-Петербург: Наука, 1992. 354 с.
Ат-Табарй — jjj^ úil ^^ J^ láijLJlj J^_Jll ¿jjU — Annales quos scripsit Abu Djafar
Mohammed ibn Djarir at-Tabari / Cum aliis ed. M. de Goeje. Series I-III. Lugduni Batavorum, 1879-1901.
44 Под царем славян у ат-Табари, очевидно, кроется болгарский князь, после 918 г. — царь Симеон I Великий (ст.-болгар. цЬсарь Сvмеwнь, 893-927). Его эпоха именуется в болгарской историографии «Золотым веком», так как государство по итогам византийских войн, а также походов против венгров (лат. Ungari, Ungri, ср.-греч. OuyypiKOQ Ouyypoi, ст.-слав. жгринъ) и соседних слав. племен достигло предельного могущества, став крупнейшей державой на Балканах. Эпоха Симеона Великого ознаменовалась культурным подъемом — на базе одного из вост. диалектов юж.-слав. ветви сформировался первый слав. книжно-литературный язык (ст.-слав. словЪньскъ шшкъ), базирующийся на глаголице и кириллице. Болгарская церковь в 927 г. стала автокефальной во главе с собственным патриархом — впервые после «первой пентархии» в христианстве — и первой церковью в славянском православном мире (Kazhdan A. Symeon of Bulgaria // Oxford Dictionary of Byzantium. Vol. 3. P. 1984).
Ат-Табари / Изд. M. Абу ал-Фадл 'Ибрахим — At-Tabari, Abu Ja'farMuhammad ibn Jarir. Ta'rikh ar-Rusul wa-al-Muluk / Ed. by Muhammad Abu al-Fadl Ibrahim: In 10 vols. Cairo: Dar al-Ma'arif, 19601969.
Феофан — Летопись византийца Феофана от Диоклитиана до царей Михаила и сына его Феофилакта / Пер. В. Оболенского и Ф. Терновского. Москва: Университетская типография (М. Катков), 1884. 370 с.
Халифа бин Хаййат —.^76 91 / »7831-6831 iUi^jII »L^ ^jSI A ^jâj as!^ \ ilji jj Âijk ¿jjU
— -6 6The Hiâory of Khalifah ibn Khayyat / Ed. by Akram Diya' al-'Umari. Nagav: [S. l.], 13861387 A. H. / 1967 A.D. 660 р.
Хоренаци — Un^utu fonphtagh ^шт^пгр^гЬ ^Щ)пд // иштЬЬшфрр ^Щ|пд. ЦЬр^фши-LhpшЬшЬ: 17 hшmnpn4 / ЦЬр^фши^ЬршЬшЬ: Uhôh SшЬЬ ^hlMfrnj ^шрпф^пипгрЬгЬ, 2003. Р : b цшр — MovsësXorenac'i. Patmut'iwn Hayoc' // Armenian Classical Authors: In 17 vols. / Dir. Dr. Zaven Yegavian. Antelias (Lebanon): Armenian Catholicosate of Cilicia, 2003. Vol.II: 5th Century. Р. 1739-2121.
Encyclopedia Iranica — Encyclopedia Iranica: In 45 vols. Bibliotheca Persica Press, 1985 -present days.
Encyclopaedia of Islam — Encyclopaedia of Islam. 2nd ed.: In 12 vols. with indexes, etc. / Ed. by P. J. Bearman, Th. Bianquis, C. E. Bosworth, E. van Donzel, W. P. Heinrichs et al. Leiden: E. J. Brill, 19602005.
Oxford Dictionary of Byzantium — The Oxford Dictionary of Byzantium: In 3 vols. / Ed. by A. Kazhdan. Oxford: Oxford University Press, 1991. 2338 p.
Информация о статье
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-09-00010.
Автор: Шагинян, Арсен Карапети — доктор исторических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, Orc ID 0000-0001-8992-6464; e-mail: [email protected]
Заголовок: Упоминания о древних славянах (ас-сакалиба) у «отца мусульманской историографии» ат-Табари (839-923)
Резюме: Автор статьи извлек все историко-географические и этнографические материалы, в том числе легендарные, касающиеся древних славян Восточных Балкан и Малой Азии из многотомной «Истории пророков и царей» (Та'рйх ар-русул ва-л-мулук), созданной «отцом мусульманской историографии», арабоязычным иранцем Мухаммадом б. Джариром ат-Табари (839-923). Издание вышло в трех сериях и 15 томах, было подготовлено голландским арабистом Михаэлом Яном де Гуэ (1836-1909) в Лейдене (Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari / Cum aliis ed. M. de Goeje. Series I-III. Lugduni Batavorum, 1879-1901). В источнике изложена всеобщая история со времен сотворения мира до 302 г. х. (914/5 г.). Избранные отрывки впервые переведены с классического арабского языка на русский, снабжены подробными текстологическими примечаниями и научными комментариями, которые базируются на литературных памятниках античности, доисламского Ближнего Востока, христианского и мусульманского Востока, ведущих научных, справочных и учебных изданиях мира.
Ключевые слова: Ат-Табари, Древние славяне, Иноязычные авторы о древних славянах, Арабо-византийские войны
Литература, использованная в статье
Артамонов, Михаил Илларионович. История хазар / Под ред. и с примеч. Гумилева, Льва Николаевича. Ленинград: Изд-во Государственного Эрмитажа, 1962. 523 с.
Мишин, Дмитрий Евгеньевич. Сакалиба (славяне) в исламском мире в раннее средневековье. Москва: «Крафт+», 2002. 368 с.
Новосельцев, Анатолий Петрович. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. Москва: «Наука», 1990. 264 с.
Шагинян, Арсен Карапети. Армения и страны Южного Кавказа в условиях византийско-иранской и арабской власти. Санкт-Петербург: Алетейя, 2011. (Серия «Византийская библиотека. Исследования»). 512 с. Canard, Marius. Histoire de la dynastie des H'amdanides de Jazira et de Syrie. T. 1. Algiers: Faculté des Lettres d'Alger, 1951. 863 p.
Information about the article
Acknowledgements: The The reported study was funded by the Russian Foundation for Basic Research, project number 20-09-00010.
Author: Shahinyan, Arsen Karapeti — Doctor in History, Professor, St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia, Orc ID 0000-0001-8992-6464, e-mail: [email protected] Title: The mentions about ancient Slavs (as-Saqalibah) by «the father of the Muslim historiography» atTabarT (839-923)
Summary: The author of this article extracted all historical, geographical and ethnographical materials (including legendary) concerning the ancient Slavs of the Eastern Balkans and Asia Minor mentioned in the multivolume «History of the Prophets and Kings» (Ta'rTh ar-Rusul wa-l-Muluk) by «the father of the Muslim historiography», an Arabic spoken Iranian Muhammad b. GarTr (Djarir) at-TabarT (839-923), which outlines the general history from the Creation to 302 AH (914/5). The extracted passages are from a classic edition carried out in three series and 15 volumes by the eminent Dutch Arabist Michael Jan de Goeje (1836-1909) in Leiden (Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari / Cum aliis ed. M. de Goeje. Series I—III. Lugduni Batavorum, 1879-1901). The selected passages are translated from Classical Arabic into Russian for the first time. The detailed text notes and scholarly comments based on the historical and geographical narratives of the Antiquity, Pre-Islamic Middle East, Christian and Muslim Orient are attached to the translated materials as well. They are also based on the world's leading scientific, reference (encyclopedic) and educational publications.
Keywords: At-Tabari, Ancient Slavs, Foreign language authors about the ancient Slavs, Arab-Byzantine Wars.
References
Artamonov, Mikhail Illarionovich. Istoriya khazar [History of the Khazars]. Ed. by Gumilev, Lev Nikolaevich. Leningrad: State Hermitage Museum Publ., 1962. 523 p. (in Russian).
Canard, Marius. Histoire de la dynastie des H'amdanides de Jazira et de Syrie [History of the Hamdanid dynasty of Jazira and Syria]. Vol. 1. Algiers: Faculté des Lettres d'Alger Publ., 1951. 863 p. (in French). Mishin, Dmitriy Evgenyevich. Sakaliba (slavyane) v islamskom mire v rannee srednevekovye [The Sakaliba (Slavs) in the Islamic world in the early Middle Ages]. Moscow: «Kraft+» Publ., 2002. 368 p. (in Russian). Novoseltsev, Anatoliy Petrovich. Khazarskoe gosudarstvo i ego rol ' v istorii Vostochnoy Evropy i Kavkaza [Khazar state and its role in the history of Eastern Europe and Caucasus]. Moscow: Nauka Publ., 1990. 264 p. (in Russian).
Shahinyan, Arsen Karapeti. Armeniya i strany Yuzhnogo Kavkaza v usloviyakh vizantiysko-iranskoy i arabskoy vlasti. [Armenia and the Southern Caucasus Countries under the Byzantine-Iranian and the Arab Domination.]. St. Petersburg: Aletheia Publ., 2011. (Series «Byzantine Library. Studies»). 512 p. (in Russian).