Научная статья на тему 'Уполномоченный по правам человека как субъект государственного контроля и надзора'

Уполномоченный по правам человека как субъект государственного контроля и надзора Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1076
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / ОМБУДСМЕН / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / HUMAN RIGHTS / COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS / OMBUDSMAN / LEGISLATIVE REGULATION / PUBLIC AUTHORITIES AND LOCAL GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богославский Евгений Александрович

Статья посвящена значению института Уполномоченного по правам человека в России как субъекта государственного контроля и надзора. Автор предлагает закрепить полномочия Уполномоченного по правам человека принимать решения, обязательные для исполнения всеми государственными и муниципальными органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Commissioner for Human Rights as subject of the state control and supervision

The paper shows the importance of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation as the subject of the state control and supervision. The author offers to fix powers of the Commissioner for Human Rights to make decisions obligatory for execution by all government and municipal bodies.

Текст научной работы на тему «Уполномоченный по правам человека как субъект государственного контроля и надзора»

УДК 342.5(470+571) ББК 67.400.63(2 Рос) Б 74

Е.А. Богославский,

аспирант кафедры «Теории и истории государства и права» Санкт-Петербургского юридического института, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса: e-mail: 231222039@rambler.ru

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

И НАДЗОРА

( Рецензирована )

Аннотация. Статья посвящена значению института Уполномоченного по правам человека в России как субъекта государственного контроля и надзора. Автор предлагает закрепить полномочия Уполномоченного по правам человека принимать решения, обязательные для исполнения всеми государственными и муниципальными органами.

Ключевые слова: права человека, Уполномоченный по правам человека, омбудсмен, законодательная регламентация, органы государственной власти и местного самоуправления.

Е.А. Bogoslavsky,

Post-graduate student of Department of the Theory and History of State and Law, St. Petersburg Institute of Law, Chief Specialist Expert of Purchase Control Department at Office of the Federal Antimonopoly Service in Krasnodar Region, Class 2 Assistant of the Public Civil Service of the Russian Federation: e-mail: 231222039@rambler.ru

THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS AS SUBJECT OF THE STATE CONTROL AND SUPERVISION

Abstract. The paper shows the importance of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation as the subject of the state control and supervision. The author offers to fix powers of the Commissioner for Human Rights to make decisions obligatory for execution by all government and municipal bodies.

Keywords: human rights, Commissioner for Human Rights, ombudsman, legislative regulation, public authorities and local government.

Как полагает K.P. Хахалев, необходимо учитывать, что реализация прав человека является частью общей проблемы правового регулирования и, в частности, реализации права [1; 197-200]. Поэтому с каждым годом усиливается научный интерес к исследованию института

Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Среди авторов, в той или иной степени внесших вклад в разработку научно-обоснованной концепции и законодательного закрепления данного института, как формы реализации правовой политики в России,

следует назвать: A.A. Бегаеву, С.А. Борсученко, JI.H. Захарову, С.А. Князькина, Н.В. Корнееву, А.Г. Майорова, Е.Г. Маркелову, Ю.Г. Спичак, В.В. Чуксину, З.М. Шабанову.

Институт Уполномоченного по правам человека в России впервые был закреплен Декларацией прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации от 22 ноября 1991 года [2]. В данном документе на законодательном уровне были закреплены принципы его формирования и функционирования, а также определено его положение как должностного лица, которое назначалось Верховным Советом РСФСР и было подотчетно ему - Парламентскому уполномоченному по правам человека (ст. 40). Впервые образованный институт российского уполномоченного входил в систему органов законодательной власти.

Конституция России 1993 года впервые учредила институт Уполномоченного по правам человека как самостоятельного органа, не входящего ни в одну из ветвей власти, в качестве одного из элементов механизма контроля за деятельностью органов законодательной (представительной) власти Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных органов субъектов РФ, государственных и муниципальных служащих в области обеспечения ими реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Особенностью правового статуса Уполномоченного по правам человека в РФ является и то, что российский омбудсмен представляет собой существенное связующее звено в отношениях между институтами гражданского общества и государственной властью Российской Федерации, выступая в качестве специфического «арбитра» между ними.

Законодательное закрепление правового статуса российского

омбудсмена и конкретизация его компетенции произошли после принятия Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 года [3].

В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», основное предназначение российского омбудсмена состоит в контроле за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, однако контрольная деятельность Уполномоченного по правам человека не умаляет компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления, а также не влечет обязательного пересмотра решений государственных и муниципальных органов по обеспечению, защите и восстановлению нарушенных прав и свобод личности.

В очередном Докладе Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации за 2012 год [4] отмечено, что в отчетном году к Уполномоченному поступило 52037 индивидуальных и коллективных обращений граждан, писем из государственных органов и общественных организаций. Чуть меньше половины поступивших документов (24930) соответствовали критериям, предъявляемым к жалобам. В приемной Уполномоченного по результатам приема побывало 2739 человек, зарегистрировано 1528 жалоб и обращений.

Подавляющее большинство (98,7%) составили жалобы, поданные с территории Российской Федерации. Остальные - поступили из-за рубежа. Из Центрального федерального округа поступило 32,8% от общего объема поступивших жалоб; из Приволжского федерального округа - 20,2%; из Южного федерального округа - 10,5%; из Сибирского федерального округа - 10,4%; из Северо-Западного федерального округа - 9,4%; из

Уральского федерального округа - 8,7%; из Северо-Кавказского федерального округа - 4,3%; из Дальневосточного федерального округа - 3,7%.

В 2012 году Уполномоченным было отклонено 12,2% поступивших жалоб по причине их несоответствия установленным в законе критериям. Обратившимся в этих случаях был направлен мотивированный отказ в их рассмотрении.

В 51,8% случаев заявителям, не исчерпавшим правовых средств защиты своих прав, Уполномоченным были направлены разъяснения по их использованию и возможности самостоятельного восстановления прав.

Уполномоченным самостоятельно и совместно с компетентными органами государственной власти приняты меры для восстановления прав по 26,9% поступивших жалоб.

Однако проведенный анализ действующего законодательства об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации дает основание сделать вывод о чрезмерности его компетенции - институт российского омбудсмена становится, по существу, «универсальным средством правовой защиты», что связанно с несовершенством законодательного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Давно назрела необходимость решения вопроса о закреплении полномочия Уполномоченного по

правам человека принимать решения, обязательные для исполнения всеми государственными и муниципальными органами. Кроме того, в целях обеспечения контрольной компетенции Уполномоченного по правам человека требуются законодательная регламентация его процессуальной правосубъектности, расширения форм его участия в правотворческом процессе и форм обращения в конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, а также обязательности публикации решений, принимаемых государственными и муниципальными органами по обращениям Уполномоченного по правам человека, в средствах массовой информации.

Следует отметить, что в Российской Федерации не уделено достаточного научного внимания исследованию проблематики института Уполномоченного по правам человека в субъектах России, практически не осмыслен опыт его организации и функционирования, взаимодействия омбудсмена с органами государственной власти и местного самоуправления в процессе деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина.

Реализация данных положений позволит говорить об эффективности контрольной деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как формы реализации правовой политики.

Примечания:

1. Хахалев K.P. Понятие и содержание способа правоприменения // Современная научная мысль. 2015. № 1. С. 197-200.

2. О Декларации прав и свобод человека и гражданина: постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 № 1920-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.

3. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: федер. конст. закон от 26 февраля 1997 № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 9. Ст. 1011.

4. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за год // Российская газета. Федеральный выпуск. 2013. 29 марта.

References:

1. Khakhalev K.R. The concept and content of the method pravoprimineniya // Modern scientific thought. 2015. No. 1. P. 197-200.

2. Resolution of the RSFSR Supreme Soviet of November 22, 1991. No. 1920-1 «On the Declaration of the rights and freedoms of a person and citizen" // Bulletin of the Congress of People's Deputies and the Supreme Soviet of the RSFSR. 1991. No. 52. Art. 1865.

3. The Federal Constitutional Law of February 26, 1997. No. 1-FKZ "On the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation" // Collection of laws of the Russian Federation. 1997. No. 9. Art. 1011.

4. Report of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation for a year // Rossiiskaya gazeta. Federal Issue No. 6044. 2013. March 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.