Научная статья на тему 'Уотерс М. Глобализация'

Уотерс М. Глобализация Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1212
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уотерс М. Глобализация»

разработки инновационных технологий. Человеческий капитал Русского мира может стать "пространством" мобилизации культурного капитала и воспроизводства социального капитала. Если Россия неспособна в нынешнем состоянии гарантировать инвестиции в эти капиталы, то Русский мир может выступить в качестве гаранта инвестиций. Задача Российского государства - обеспечить инфраструктуру под эти инвестиции (в т. ч. самих жителей страны в собственный человеческий капитал). Новый образ России: она - территория, где создается ядро новых воспроизводственных циклов, чьи технологии

направлены на решение вышеупомянутых глобальных проблем.

*

* *

Предлагаемые вниманию читателей три тома реферативных материалов позволят отечественным исследователям и аналитикам получить более широкую картину поисков контуров нового, глобального мира на исходе ХХ в. хотелось бы надеяться, что это издание, подготовленное по инициативе Фонда Горбачева, внесет определенный вклад в интеграционные процессы, обусловливающие становление глобальной цивилизации.

I. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ПОНЯТИЯ, КОНЦЕПЦИИ, ПОДХОДЫ

УОТЕРС М. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

WATERS M.

СМтИ/;^»)!!. - К; Routledge, 1996. - XIV, 185 p.

Малькольм Уотерс - профессор социологии Тасманийского университета (Австралия). Эпиграфом к книге автор избрал строки из поэмы Льюиса Кэрролла "Охота на снарка" о морской карте, на которой нет ничего, кроме безбрежного моря - "a perfect and absolute blank".

Гл. 1. Мир стал иным

Еще десять лет назад, пишет Уотерс, социологическая книга о глобализации была бы встречена с непониманием, но мир быстро меняется. Если доминирующей концепцией 1980-х годов был постмодернизм, то в 1990-х годах ею вполне может стать глобализация -ключевая идея, призванная обозначить вступление человечества в третье тысячелетие и курьезным образом гораздо менее спорная, чем постмодернизм. Глобализация воспринимается как фактически протекающий процесс, и дебаты идут лишь о том, можно ли его объяснить с помощью существующих социологических теорий (хотя и возникла-то эта идея не в рамках социологии как науки).

Слово "глобальный" употребляется уже более четырех веков; термин же "глобализация" был введен в широкий оборот на рубеже 1960-х годов. Издание вебстеровского словаря в 1961 г. стало первым, в котором были даны толкования "глобализма" и "глобализации". "Глобализация -воистину ошеломляющий концепт", - отмечал журнал "Спектейтор" 5 октября 1962 г. (с. 2). Правда, по мнению Роланда Робертсона (одного из инициаторов разработки теории глобализации - Прим. реф.), в академических исследованиях этот концепт приобрел значимость лишь в середине 1980-х гг.37 И даже в каталоге Библиотеки конгресса США 1994 г. указывались лишь 34 названия книг, содержащих термин "глобализация" и различные производные от него, причем самая ранняя из них была датирована 1987 годом.

Как, однако, можно охарактеризовать сущность глобализации с учетом разворачивающихся споров? "Возможно, наилучшим подходом стала бы попытка определить, где может завершиться процесс глобализации и как будет выглядеть полностью глобализированный мир. В глобализированном мире вся планета будет представлять единое общество и единую культуру. Вероятно, ни это общество, ни эта культура не окажутся гармонично интегрированными, хотя такое исключить нельзя. Скорее, они будут тяготеть к высокому уровню

37 Robertson R. Globalization. - L., 1992. - P.8.

дифференциации, многополюсности и хаосу. Не будет ни централизиро-ванного управления, ни жесткого набора культурных преференций и предписаний. В той мере, в какой культура станет унифицированной, она не будет крайне абстрактной и всеядной в отношении различий и индивидуальных вкусов. Важно то, что территориальный принцип перестанет играть главенствующую роль в социальной и культурной жизни; это будет общество без границ и разделительных линий. Следовательно, мы можем определить глобализацию как социальный процесс, в ходе которого уменьшается зависимость социального и культурного развития от географического фактора" (с. 3).

Конечно, можно заподозрить подобный ход мысли (подобно более ранней и схожей теории модернизма) в стремлении оправдать распространение западной культуры и ценностей капитализма по всему миру. Действительно, существует единство мнений по поводу того, что глобализация является следствием экспансии европейской культуры. "Однако это не означает, что вестернизация и капитализм проникнут в каждый уголок планеты; скорее, речь идет о том, что все общественные традиции и устои должны определить свое отношение к капиталистическому Западу или, по выражению Р.Робертсона, соотнести себя с ним. Вероятно, что большей части света глобализация воспринимается из-за перспектив, олицетворяемых Западом и капитализмом позитивно. Но глобализация является крайне европеизированным процессом еще и в другом смысле. В западной части европейского континента наиболее быстро протекает детерриториализация (de-temtorialization) социальных и в особенности политических норм - границы теряют свое значение, распространяется супранационализм и инфранационализм" (с. 4).

Катализаторы глобализации (классические теории)

Еще Сен-Симон подметил, что индустриализация внедряет общие практические нормы в различающиеся между собой европейские культуры. Его собственные утопические идеи, включающие пан-европейское правительство и изложенные в публикации с характерным названием "Земной шар" ("The Globe"), нашли отражение в работах Конта и Дюркгейма. Дюркгеймовские теории социальной дифференциации и культуры с их допущением уменьшения роли государства стали тем теоретическим наследием, которое было использовано в дальнейшем для разработки концепций глобализации. То

же можно сказать о веберовской теории рационализации, хотя М.Вебер не верил, что европейский рационализм может возобладать в традиционных обществах Индии и Китая.

Но, конечно, изо всех классических теорий наиболее прямое отношение к глобализационной парадигме имел и имеет марксизм с его видением общемировой борьбы международной буржуазии и международного пролетариата. Маркс, исходивший из примата экономических отношений, недооценивал роль политики и культуры в мировом развитии. Т.Парсонс позднее аналогичным образом недооценил материальную сферу, поставив культуру выше экономики и политики. На самом деле все эти три фактора - экономический, политический и культурный - взаимопереплетены и действуют сообща, хотя в разном историческом и географическом контексте любой из них может возобладать над другим (например, в СССР доминировал политический фактор, подчинивший себе и экономику и культуру).

Если же попытаться различить некие общие тенденции, то правильно будет сказать, что материальный обмен (торговля, найм рабочей силы, накопление капитала и т.д.), как правило, определяет общественные отношения в относительно конкретных местах, локальностях; политические институты определяют общественные отношения в пределах более широких территорий, совпадающих с границами государств-наций; культурное, или символическое взаимодействие распространяется вне территориальных границ. "Следовательно, в сжатом виде теорема, которая лежит в основе аргументации данной книги, такова: материальные взаимосвязи локализуются; политические взаимосвязи национализируются; символические глобализируются" (с. 9).

Гл.2. Что же это творится? Теории-предшественницы

Поиск доминантных принципов, или стержней социетального развития, начатый создателями классических теорий, был продолжен в XX в. - прежде всего функционалистами и неомарксистами. Сформулированные ими понятия так или иначе исходят из того, что весь мир, хотя и в разной степени, затронут глобальным процессом модернизации.

Модернизация и конвергенция

Парсонс задал тон интерпретации социальных изменений как эволюции институтов, в ходе которой последние адаптируется к меняющимся условиям. По Парсонсу, четыре базовые социальные сферы существуют даже в слабо дифференцированных обществах; это -технология, родственные узы, язык и религия. В "промежуточных обществах" (рабовладельческие империи, феодальные государства) возникают еще два всеобщих фактора - стратификация и культурная легитимация. Наконец, на последующих стадиях вместе с формированием современных обществ появляются еще четыре универсальных феномена: бюрократическая организация, деньги и рынки, единообразная система права, демократические ассоциации (как общественные, так и частные). "С точки зрения глобализации простой вывод из анализа Парсонса таков: если общества движутся по общему эволюционному пути, то они станут все более похожими друг на друга и более интегрированными с точки зрения механической солидарности" (с. 15).

Институционально-функциональный анализ был продолжен последователями Парсонса. Его ученик М. Леви пошел дальше, отнеся к пружинам модернизации не только императив адаптации общественных институтов отстающих стран, но и заинтересованность в модернизации социальных групп и членов общества. К предтечам теории глобализации следует отнести и тезис о конвергенции обществ разного типа - в однотипное индустриальное общество (здесь наибольшее влияние на научное сообщество оказали исследования "калифорнийской команды" теоретиков рынка труда38). В данной связи можно было бы упомянуть также концепцию постиндустриального общества Д. Белла и в особенности его статью "Мир и Соединенные Штаты в 2013 году"39, в которой он пишет об отмирании национальных государств и географических границ, хотя и не касается глобальных социальных и культурологических проблем.

Неомарксисткий анализ современного мира как ядра капиталистической мир-системы (КМС), периферии и полу-периферии, данный в работах И. Валлерстайна и его единомышленников (А. Франка, Т. Хопкинса и др.), также служит прелюдией к анализу глобализации. Однако чтобы мир-системное видение органично вошло в русло глобализации, необходимо, по мнению М.Уотерса, обосновать

38 cm. Kerr C.J., Dunlop J., Harbison F., Myers C. Industrialism and industrial man. - L.,

1973.

39 Bell D. The world and the United States in 2013 // Daedalus. - N. Y., 1987. - Vol. 116,

№ 3.

возможность вхождения всех государств в КМС, а также интеграции разных политик и культур. Что касается первого требования, то оно учтено в выводе Валлерстайна о цикличном характере капитализма, изложенном в ряде последних работ (на самом деле Валлерстайн не слишком оптимистичен относительно вхождения отсталых обществ в систему развитых стран - Прим. реф.). Культурный же синтез, по Валлерстайну, возможен лишь в парадигме мир-социализма, который является утопией.

Транснациональные отношения

Если глобализация действительно имеет место, она ставит непростую проблему перед политической наукой, поскольку политология, в еще большей мере, чем социология, фокусируется на анализе национального государства, а национальное государство, считает М.Уотерс, будет первой жертвой процесса глобализации. Главным инструментом политологического анализа глобальных тенденций служит дисциплина МО (IR - International Relations - международные отношения), которая всегда уделяла большое внимание проблемам дипломатии, империализма и войны в глобальном разрезе. Однако традиционно каждое государство в рамках МО рассматривалось как маленький мир, который вступает в политическое взаимодействие с аналогичными мирами. Последнее время в МО происходят методологические сдвиги, в результате которых данная дисциплина начинает изучать также связи между экономикой и культурой.

В 1970-х гг. политологи увидели угрозу международной системе, возникающую вследствие сужения сферы государственного суверенитета, которое они назвали "новым средневековьем". Угроза проявилась в четырех тенденциях: 1) объединение государств на региональной основе (наглядный пример - ЕС); 2) дезинтеграция государств по национальному признаку; 3) распространение международного терроризма; 4) глобальная технологическая унификация. Наиболее четко эти тенденции были проанализированы Г. Буллом40, который однако заявил, что не видит свидетельств возникновения всемирного общества, способного заменить существующую систему межгосударственных отношений.

40 Bull H. The anarchical society. - N.Y.,1977.

Дуализм, противоречивость выводов свойственны и работам Дж. Розенау. В 1980 г. он допускал возможность "трансформации и даже краха системы государств-наций в том виде, в котором она существовала в течение последних четырех столетий"41, и одновременно утверждал, что национальные государства остаются главными акторами международной жизни. Со временем двойственность выводов Розенау не исчезла, а усугубилась. В 1990 г. он выделил пять основных причин эрозии старой мировой системы: 1) появление новых технологий постиндустриальной эры, прежде всего микроэлектронных; 2) возникновение глобальных проблем, решение которых силами одного государства невозможно; 3) ослабление способности государств решать свои внутренние проблемы; 4) формирование новых, более мощных "субобщностей" внутри национальных обществ; 5) рост знаний, квалификации и ментальной самостоятельности граждан, делающих их менее зависимыми от государственной власти. В результате действия этих факторов произошла бифуркация глобальных макроструктур на "государство-центричный мир" (отношения между США, Россией, ЕС, Японией, третьим миром и т.д.) и "полицентричный мир" (отношения между субгруппами, международными организациями,

государственными бюрократиями, ТНК и т.д.)42.

В целом, картина в современной социологии и политологии наводит на мысль, что исследователи готовы допустить возникновение общемировой экономической системы, но не очень-то склонны допустить конечный распад национальных государств и культур, что и порождает перманентный теоретический дуализм. Их общие теоретические постулаты могут быть суммированы следующим образом:

"1. Возникновение капитализма представляет собой важнейший глобальный процесс. Капитализм - столь эффективная форма производства, что он дает огромную власть тем, кто контролирует производство. Эта власть может быть использована для овладения религиозными, политическими, военными и другими ресурсами.

2. Капитализм охватывает два ключевых процесса, которые способствуют росту уровня социальных взаимодействий. Во-первых, он развивается в сочетании с логикой накопления, которая зависит от прогрессивного увеличения масштабов производства. Во-вторых, им

41 Rosenau J. The study of global interdependence. -N.Y., 1980. - P. 2.

42 Rosenau J. Turbulence in world politics. - Princeton,1990.

движет логика коммерциализации или маркетизации, обусловливающая увеличение масштабов потребления.

3. Капитализм рядится в тогу модернизации. Он обещает не только общий и индивидуальный рост материального благосостояния, но также освобождение от оков традиции. Это придает ему привлекательность и делает модернизацию неизбежной.

4. Однако модернизация - больше, чем идеология. Ее разнонаправленные тенденции порождают социальную активность вне локального и традиционного контекста, позволяя ей проявиться в национальных и транснациональных рамках.

5. Ключевая структура, порожденная модерном, - национальное государство. Оно становится главным мотором определения и достижения коллективных социальных целей. Первоначально сфокусированные на безопасности, внутреннем порядке и разрешении конфликтов, эти цели со временем стали включать регулирование материальных условий коллективного и индивидуального бытия в рамках национальной экономики и системы обеспечения благосостояния.

6. Необходимость достижения национальных целей обязывала государство устанавливать отношения друг с другом, и таким образом возникала система международных отношений. Основными элементами международных отношений XIX века были война, союзы, дипломатия и колониализм. В ХХ веке к этим элементам добавились торговля, управление финансами, культурные связи.

7. Вместе с тем международные отношения - уже не просто звенья, связующие различные общества. Стабильная система МО способствовала развитию транснациональной практики, сфокусированной на экономическом обмене, но влияющей также на вкусы, привычки и идеи.

8. Жизненно важными для этой транснациональной практики техническими сферами являются электронная связь и скоростной транспорт. Благодаря "мгновенному эффекту" их действия появилась возможность общего разворота культуры в глобальном направлении" (с. 36-37).

Гл. 3. Блистающие новые миры: недавние теории Мир как "одно место"

"Социология не имеет иммунитета от глобоболтовни (globe-bubble). Точно так же как в политике, бизнесе и движении зеленых, в

социальных науках появилась масса ссылок на "мир", "планету", "земной шар". Наступая на пятки теории "постмодерна", понятие "глобализации", хоть оно и гораздо менее спорно, стало в 90-х годов заезженным термином в анализе социальных изменений" (с. 38).

Ключевой фигурой в разработке концепции глобализации является Роланд Робертсон из Питтсбургского университета. Робертсон начинал свою карьеру в Англии с изучения модернизации в функционалистском ракурсе, сосредоточился на роли национального государства, а к началу 70-х годов переехал в США, где занялся изучением истории религии. Через осмысление роли ислама в мировой политике и функций протестантского рационализма он пришел к глобальному охвату проблем социума и культуры, начав публиковаться по проблемам глобализации с середины 80-х годов.

Интересна эволюция познавательного подхода Робертсона. Изучая систему международных отношений, он использовал структурно-функциональный подход, разработанный Т.Парсонсом и Н.Смелсером. Робертсон в соавторстве с Дж. Неттлом дал описание мировой системы государств, подчеркнув наличие трех сфер, в которых расхождения между разными государствами и обществами препятствуют глобальной унификации: религия, понимание права и закона, уровень промышленного развития с сопутствующими изменениями массового сознания43. Но через два десятилетия взгляды Робертсона существенно изменились. В центре его внимания уже не международная система государств, а глобализация культур. Он дает следующее определение этого процесса: "Как понятие, глобализация относится к сжатию мира и интенсификации мирового сознания как единого целого... к конкретной глобальной взаимозависимости и осознанию глобального целого в XX веке"44.

Если о "сжатии мира" из-за взаимозависимости (интенсификация торговли, деятельность военно-политических союзов, культурный обмен) исследователи писали уже давно, а Валлерстайн, в частности, датирует истоки этого процесса началом XVI в. (правда, по Робертсону, они уходят корнями в еще более раннюю историю), то идея генезиса глобального сознания (индивидуальное восприятие происходящего как относящегося к миру в целом) относительно нова. Отсюда появление в обиходе таких концептов как "мировое качество", "мировой порядок",

43 Nettle J., Robertson R. International systems and the modernization of societies. - L.,

1968.

44 Robertson R. Globalization. - L., 1992. - P. 8.

"права человека", "охрана среды" и т.д. Следует, однако, иметь в виду: утверждая, что мир становится все более единым, Робертсон избегает заявлений, что он вместе с тем становится более интегрированным.

Связывая процесс распространения единых глобальных норм, ценностей и институтов с развитием европейской цивилизации, Робертсон выстроил следующую периодизацию этого процесса (с основными чертами и событиями):

I. Фаза зарождения (Европа, 1400-1750):

- раскол в христианстве;

- развитие обобщенных представлений о человечестве и индивидууме;

- первые карты планеты;

- восприятие Вселенной как Солнечной системы;

- принятие универсального календаря на Западе;

- заморские путешествия с целью изучения планеты;

- колониализм.

II. Начальная фаза (Европа, 1750-1875):

- национальное государство;

- постоянные дипломатические отношения между государствами;

- гражданство и паспортная система;

- международные выставки и соглашения о коммуникациях;

- официальные международные совещания;

- становление первых наций вне Европы;

- возникновение первых идей интернационализма и универсализма.

III. Фаза подъема (1875-1925):

- концептуализация мира в четырех категориях: национальных государств, индивидуумов, единого международного сообщества и единого человечества;

- международные связи, включая спортивные и культурные;

- общемировой календарь;

- Первая мировая война;

- массовые международные миграции и попытки ограничить их;

- увеличение числа неевропейских стран в мировом клубе государств-наций.

IV. Фаза борьбы за гегемонию (1925-1969):

- Лига наций и ООН;

- Вторая мировая и холодная войны;

- появление концепций военных преступлений и преступлений против человечества;

- угроза всеобщей ядерной войны;

- возникновение третьего мира.

V. Фаза неопределенности (1969-1992):

- исследование Космоса;

- постматериальные ценности и дискуссии о правах;

- всемирные сообщества, основанные на принципах гендерной, этнической и расовой принадлежности;

- более сложные и быстро изменчивые международные отношения;

- глобальные средства массовой информации, использующие космическую технологию (спутниковое телевидение и пр.)45.

Фаза подъема, по существу, отождествляется Робертсоном с началом "ускоренной глобализации".

Робертсон не выносит моральных оценок процессу глобализации. С его точки зрения, этот процесс как таковой не является ни хорошим, ни плохим, а мир в результате глобализации не обязательно станет более гармоничным, он просто будет более системным.

Рефлексивность и преодоление времени и пространства

В претензиях на право считаться творцом теории глобализации главным соперником Робертсона является Энтони Гидденс. Для Гидденса возникновение признаков глобализации и развитие этого процесса тесно связаны со складыванием современного общества и модели государств-наций, рефлексивно реагирующих на исторические события и перемены. Капиталистическое государство-нация воплощает в себе четыре основных, доведенных до логического завершения признака современного общества: капиталистические производственные отношения; административно-управленческий контроль; упорядочение организации и использование военной мощи, прежде всего посредством межгосударственных союзов; индустриализм. Возникает вопрос, чем в таком понимании глобализация отличается от модернизации. Но в том-то и дело, что Гидденс рассматривает глобализацию как прямое следствие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45 Robertson R. Globalization. - К, 1992. - Р. 58-60.

модернизации, сущность и проявление которой он исследовал в ряде трудов. Уже модернизация вырывает социальные отношения из контекста и помещает в более широкие пространственно-временные рамки. Глобализация неизмеримо усиливает эту тенденцию. В последних работах Гидденса она выступает как обусловленный многими причинами многопрофильный разветвленный процесс, полный условностей и неясностей, с непредсказуемыми последствиями. Глобализация - это "процесс неровного развития, который одновременно расчленяет и

" 46

координирует .

Для характеристики изменившегося восприятия времени и пространства в условиях глобализации Гидденс употребляет термин "дистанцированность" или "дистанциация" (distanciation). Этот термин не очень точен, так как подразумевает растяжение пространственно-временных категорий; предпочтительнее поэтому пользоваться термином "компрессия", "сжатие", введенным географом Дэвидом Харви: сжатие времени (т.е. ускорение всех инфраструктурных процессов - Прим. реф.)

47

ведет к аннигиляции пространства47.

Как понимать глобализацию

Итак, в последние 5-10 лет возникла "новая социология глобализации", основные постулаты которой можно суммировать следующим образом.

1. Глобализация, по крайней мере, совпадает с модернизацией по времени и, следовательно, длится с XVI в. Она включает процессы экономической систематизации, установления и развития межгосударственных отношений, возникновение глобальной культуры или глобального сознания. Со временем процесс ускорялся и сейчас проходит наиболее стремительную фазу своего развития.

2. Глобализация включает систематическое взаимопереплетение всех индивидуальных социальных связей, установившихся на планете. В контексте полной глобализации никакая отдельная связь или комплекс связей не могут остаться изолированными, так как каждая из них

46 Giddens A. The consequences of modernity. - Cambridge, 1990. - P. 175.

47 Harvey D. The condition of postmodernity. - Oxford, 1989. - P. 293-295.

систематически испытывает воздействие других. Это особенно верно в территориальном смысле (т.е. географические границы в эпоху глобализации теряют свое значение в наибольшей мере). Глобализация усиливает унификацию человеческого общества.

3. Глобализация включает феномен "сжатия". Хотя комментаторы часто говорят, что "планета сжимается", а "расстояние исчезает", это следует понимать именно феноменологически, а не буквально. Глобализация подразумевает феноменологическое элиминирование пространства и генерализацию времени.

4. Феноменология глобализации рефлексивна. Жители планеты осознанно ориентируют себя по отношению к миру в целом - фирмы исследуют глобальные рынки, контркультуры движутся от "альтернативной общности" к конфигурации деятельности "социальных движений", а правительства стремятся честно сообщать о том, как обстоят дела с обеспечением прав человека и готовы оказать военное содействие в поддержании мирового порядка.

5. Глобализация означает конец универсализма и партикуляризма. Более ранняя фаза (неускоренной глобализации) характеризовалась различиями между одними сферами, где использовались общие рациональные нормы, и другими, где главную роль играла специфика межличностных взаимоотношений и индивидуальные качества личности. Такого рода различия затрагивают жизненные перспективы и образы жизни, общественное и личное, работу и семью. Этому разделению сфер способствовало наличие пространственно-временных границ, но поскольку глобализация сжимает пространство и время, оно исчезает. Каждый человек в любых своих внешних связях представляет одновременно себя и весь человеческий род - он может сказать: "Я - это я" и "У меня есть права".

6. Глобализация предусматривает янусоподобное сплетение риска и доверия. В предшествующие эпохи человек доверял только сиюминутному, узнаваемому, наличествующему и материальному. В условиях глобализации индивидуумы рискуют распространить границы доверия на неизвестных лиц, обезличенные силы и нормы ("рынок", "права человека"), а также на формы символического общения, которые лежат вне контроля отдельного человека или группы людей. Поступая так, они отдают себя в руки всего сообщества своих собратьев -человеческих особей. Для обеспечения благосостояния каждого члена сообщества требуется попечительское участие всех его членов. Паника доверителей (как, например, в результате "черного понедельника" в

октябре 1987 г., когда рухнул рынок ценных бумаг) создает угрозу развала всей мировой системы (с. 62-64).

Гл. 4. Экономическая глобализация

Сферы, институты и инструменты экономической глобализации общеизвестны - это мировая торговля; международное разделение труда; транснациональные предприятия; общие управленческие принципы ("организационный экуменизм"), включающие стратегическое управление, контроль над качеством, децентрализацию менеджмента, подвижность рабочей силы, сокращение складируемой продукции, коллективность разработок и т.д.; финансовые потоки; миграция рабочей силы.

Если в период между 1600 и 1870 гг. доминировала "капиталистическая экономика" в границах нарождающихся национальных государств, а в 1870-1970 гг. "политическая экономика" в рамках системы международных экономических связей, то сейчас наступает третья фаза - фаза "культурной экономики", в которой при исчезновении физических границ производство все более ориентируется на индивидуальные вкусы и потребности.

Схема экономической глобализации (с. 94)

Сфера Идеально-типический образец глобализации Нынешняя ситуация

Торговля Полная свобода обмена, включая услуги и нематериальные продукты. Минимальные тарифные барьеры. Существенные нетарифные (культурные) барьеры. Региональный неомеркантилизм.

Производство Баланс производственной деятельности повсюду, определяемый только физико-географическими преимуществами. Мировое социальное разделение труда заменяется техническим разделением. Значительная децентрализация производства. Дематериализация товарной массы.

Инвестиции Минимальные прямые иност- ТНК замещаются договорен-

ранные инвестиции, заменяемые торгово-производственными альянсами. ностями между альянсами, но значительные прямые иностранные инвестиции сохраняются.

Организационная идеология Гибкое реагирование на конъюнктуру глобальных рынков. Гибкость стала общим требованием, но практика фордизма сохраняется во многих секторах.

Финансовые рынки Децентрализация, мгновенные операции, независимость от государств. Глобализация во многом достигнута.

Рынки труда Свободное передвижение рабочей силы. Все больше регулируются государствами. Наемные работники стремятся расширить возможности экономической миграции.

Гл. 5. Политическая глобализация

Параметры политической глобализации определяются кризисом потенциала отдельных государств, ростом проблем планетарного масштаба, возросшей ролью международных организаций, возникновением новой политической культуры.

Новая политическая культура - это широкое распространение и восприятие общих ценностей и интересов. Последние, с легкой руки Фукуямы и Хантингтона, мыслятся прежде всего как либерально-демократические ценности. Согласно Фукуяме, число либерально-демократических государств удвоилось за период с 1975 по 1991 гг., достигнув 60. В это число не входят сохранившиеся социалистические страны Восточной Азии, исламские теократии, монархии и военные диктатуры; под вопросом государства на территории бывшего СССР. Следует учесть, что и нелиберальные страны порой вводят в свою практику элементы демократии; так, хотя в Иране граждане бесправны, выборы там относительно свободны.

Вопрос в том, является ли этот ценностный сдвиг тенденцией действительно общемирового масштаба, знаменующей глобализацию. "Важной и разительной чертой политической глобализации служит то, что ни в одной своей области она не достигла того верхнего уровня, который наблюдается, например, в глобализации финансовых рынков. Политическая глобализация наиболее продвинута в сферах международных отношений и политической культуры. Однако

государство отчаянно сопротивляется, цепляется за свой суверенитет и до сих пор остается важным фактором в решении проблем... Государство может поэтому явиться последним бастионом сопротивления тенденциям глобализации и ключевым индикатором ее конечной эффективности. Если государства переживут глобализацию, ее трудно будет считать той силой, которой она кажется в настоящее время" (с. 122).

Схема политической глобализации (с. 123)

Сфера Идеально-типический образец глобализации Нынешняя ситуация

1 2 3

Государственный суверенитет Отсутствие суверенных государств. Множественные центры власти на глобальном, локальном и промежуточных уровнях. Кризис и ослабление государства. Свидетельства как усиления, так и децентрализации государственной власти.

Решение проблем Решение локальных проблем в контексте глобального сообщества. Акцент на локально-глобальные проблемы усиливается, но преобладает по прежнему социетальный ракурс.

Продолжение таблицы

1 2 3

Международные организации Мощные и доминирующие по отношению к национальным организациям. Быстро множатся, но остаются относительно слабыми.

Международные отношения Гибкие и многоцентричные. Ослабление системы с ведущей ролью супердержав.

Политическая культура Общепланетное преодоление доминирования государство-центричных ценностей. Продвижение либеральной демократии и постматериализма.

Гл. 6. Культурная глобализация

Культурная глобализация - многопрофильный процесс, затрагивающий отношения между религиями и этносами,

традиционными и современными ценностями, различными культурными ориентациями, стилями жизни и потребительскими предпочтениями. Во все большей степени этот процесс подвергается воздействию новейших технологий в сфере информации и коммуникации.

Общая исходная "теорема" здесь та же, что и в анализе других аспектов глобализации. Эта теорема гласит: "Материальные взаимоотношения локализуются, политические - интернационализируются, символические - глобализируются". "Нынешняя ускоренная фаза глобализации прямо связана с тем взрывом знаков и символов, который для многих ассоциируется с исходом эпохи модерна. Человеческое общество глобализируется в той степени, в какой человеческие отношения и институты могут строиться на основе не только практического опыта, но и информации; в какой оно само организуется в пространственном измерении на основе не столько производства материальных ценностей, сколько потребления нематериальных ценностей; в какой ценности и ориентации становятся главными опознавательными знаками; в какой целью политики становится формирование образа жизни; в какой организационные ограничения и политический контроль уступают место рефлексивному самоанализу. Эти и другие течения в культуре стали настолько мощными, что они пробивают бреши в дамбах, воздвигнутых не только национальными ценностными системами, но также промышленными и политико-териториальными структурами" (с. 156).

Схема культурной глобализации (с. 157)

Сфера Идеально-типический образец глобализации Нынешняя ситуация

Духовная Религиозная мозаичность, вне территориальной принадлежности. Одновременно релятивизм и фундаментализм.

Этническая Космополитизм и разнообразие вне территориальной принадлежности. Возникновение инфрана-ционализма и сверхнационализма.

Экономическая Потребление трафаретной и репродуцированной продукции. Растущая дематериализация товаров.

Информационно- Глобальное распространение Распространение представлений

коммуникативная представлений и информации. и информации без привязки к тем или иным регионам.

Досуг Глобальные туристические возможности и конец традиционного туризма. Стирание граней между разными категориями курортов и пользователей.

Гл. 7. Конец того мира, который нам знаком

Постглобализация

"В конце мы должны выяснить, есть ли иные возможности общественного развития, кроме глобализации или рецессии, ведущей к дезинтеграции. Для этого необходимо рассмотреть заключительную фазу процесса...

Возникает вопрос, можно ли считать то пространство, в котором мы живем, бесконечным и могут ли общественные отношения быть независимы от местонахождения их субъектов. Если исключить мистический опыт "внетелесного" пребывания и религиозные воззрения о рае, у нас останется одна новая и интригующая возможность, а именно -виртуальная реальность. Компьютеры уже могут фабриковать виртуальное пространство из поступающей информации. Это "киберпространство" не имеет отношения к физическому пространству и ограничено только мощностью самих компьютеров...

Становится все более осуществимым прямой чувственный выход в киберпространство с помощью устройств, незримо подсоединяющих экраны к нашим глазам, наушники к ушам, датчики контроля к рукам и ногам. Посредством таких устройств возможно симулировать существование киберпространства, т.е. конструировать как тело, так и пространство, варьируемые в соответствии с выбранным дизайном. Более того, поскольку к сети подключается не один индивидуум, возможно соединить индивидуальный опыт и создать социальную жизнь в киберпространстве. Реальное пространство теряет всякую способность сдерживать социальную организацию.

Даже в фантастических романах Уильяма Гибсона "киберманы" не проживают все свои жизни в "сети". Маловероятно, что виртуальная реальность предложит когда-либо что-нибудь кроме бездонного погружения в реальность. Как бы то ни было, пища в виртуальном мире вряд ли будет очень вкусной, а секс привлекательным. Однако возможно представить некоторые формы общественных отношений, которые будут

полностью свободны от пространственной привязки. Такое мыслимо в сфере развлечений, но также в бизнесе и политике. Кто знает, возможно, один из будущих конгрессов социологических наук состоится не в Монреале или Мадриде, а в киберпространстве" (с. 163-164).

Ю.И.Игрицкий

ЛАЗАРУС Н. СПОРЫ О ГЛОБАЛИЗАЦИИ

LASARUS N. Charting globalisation // Race & class. - L., 1998/1999. Vol. 40, № 2/3 - P. 91-109

В статье профессора Браунского университета (Великобритания) Нейла Лазаруса систематизируются и анализируются попытки современных исследователей, как неолиберального, так и левого толка, уточнить понятие глобализации в контексте общетеоретических подходов к оценке современного этапа развития капитализма.

Отмечая, что только за последние пять лет появилось не менее пятидесяти новых книг и по крайней мере 500 новых статей, в заглавиях которых термин "глобализация" занимает ведущее место, Н. Лазарус подчеркивает, что сама концепция глобализации "вне всякого сомнения исходит из мира неолиберальной идеологии и социальной практики" (с. 91). В пределах этого мира, как указывают, в частности, в своем исследовании Пол Херст и Грэм Томпсон48, широко распространено утверждение, что мы живем в эпоху, когда все большая часть общественной жизни определяется глобальными процессами, размыва-

48 Hirst P. Thompson G. Globslisation in question: the international economy and the possibilities of governance. - Oxford, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.