Научная статья на тему 'УНО (ХОЛЬМБЕРГ) ХАРВА – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ РЕЛИГИИ И МИФОЛОГИИ ФИННО-УГОРСКИХ И АЛТАЙСКИХ НАРОДОВ'

УНО (ХОЛЬМБЕРГ) ХАРВА – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ РЕЛИГИИ И МИФОЛОГИИ ФИННО-УГОРСКИХ И АЛТАЙСКИХ НАРОДОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
253
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Уно (Хольмберг) Харва / финский религиовед / финно-угорские и алтайские народы / религиозные верования / мифология / история изучения / Uno (Holmberg) Harva / Finnish religious scientist / Finno-Ugric and Altai peoples / religious beliefs / mythology / history of study

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Р.Р. Садиков

Статья посвящена рассмотрению роли выдающегося финского религиоведа Уно (Хольмберга) Харвы в изучении традиционных религиозных верований и мифологии финноугорских (уральских) и алтайских народов. Показано становление научных взглядов ученого, определивших его интерес к изучению религий народов Урало-Поволжья и Сибири. Уно Хольмберг получил высшее образование и научную степень в Гельсингфорсском (Хельсинкском) университете. Его дальнейшая научная и преподавательская деятельность также были связаны с этим учебным заведением, а также с Туркуским университетом. С целью изучения религиозных традиций родственных финнам народов ученый совершил несколько крупных экспедиций, где сумел собрать уникальный этнографический материал. Полевые записи исследователя стали основной источниковой базой его многочисленных научных сочинений. В результате планомерных научных изысканий им были опубликованы монографии, посвященные религиозным верованиям пермских народов, марийцев, саамов, мордвы и финнов. На основе опубликованных фольклорных источников ученый занялся также изучением мифологии сибирских народов, в большей степени алтайских, данной теме посвящен ряд его публикаций, в том числе отдельная монография. Наиболее известной в мировой науке остается работа У. (Хольмберга) Харвы, освещающая мифологии финно-угорских и сибирских (алтайских) народов, опубликованная в серии «Мифология всех рас» в 1927 г. в Бостоне (США). Данное сочинение финского религиоведа по обширности эмпирического материала и стройности предлагаемой систематики остается непревзойденным образцом исследований по религиозно-мифологическим представлениям данных народов. Огромную научную ценность представляют также архивные материалы ученого, в частности его полевые записи, газетные корреспонденции, описывающие его экспедиционную работу, а также многочисленные фотографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNO (HOLMBERG) HARVA, THE RESEARCHER OF RELIGION AND MYTHOLOGY OF FINNO-UGRIC AND ALTAI PEOPLES

This article considers the role of outstanding Finnish religious scientist Uno (Holmberg) Harva in studying traditional religious beliefs and mythology of Finno-Ugric (Ural) and Altai peoples. It shows the formation of the scholar's scientific views, which determined his inclination towards research on religions of the peoples of the Volga-Ural region and Siberia. Uno Holmberg received his higher education and scientific degree at the University of Helsingfors (Helsinki). His further scientific and teaching activities were also connected with this institution, as well as with the University of Turku. For the purpose of studying religious traditions of kindred Finno-Ugric peoples, the scientist made several large expeditions, where he managed to collect unique ethnographic material. The researcher's field notes became the main source base for his multiple scientific works. As a result of systematic scientific research, he published monographs devoted to the religious beliefs of the Perm peoples, Mari, Sami, Mordva, and Finns. Based on the published folklore sources, the scientist also studied the mythology of the Siberian peoples, mostly of the Altai peoples. A number of his publications, including a separate monograph, deal with this topic. His research on mythologies of Finno-Ugric and Siberian (Altai) peoples published in the series «Mythology of All Races» in 1927 in Boston (USA) is the best-known work in the world science. This work of the Finnish religious scientist remains an unsurpassed example of research on the religious and mythological views of these peoples due its vastness of empirical material and consistency of the proposed systematization. His archival materials, in particular his field notes, newspaper contributions describing his expeditionary work as well as numerous photographs are also of great scientific value.

Текст научной работы на тему «УНО (ХОЛЬМБЕРГ) ХАРВА – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ РЕЛИГИИ И МИФОЛОГИИ ФИННО-УГОРСКИХ И АЛТАЙСКИХ НАРОДОВ»

УДК 930:[(=511)+(=512)]

DOI: 10.24412/1728-5283-2021-4-80-88

УНО (ХОЛЬМБЕРГ) ХАРВА - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ РЕЛИГИИ И МИФОЛОГИИ ФИННО-УГОРСКИХ И АЛТАЙСКИХ НАРОДОВ*

© Р.Р. Садиков,

доктор исторических наук, главный научный сотрудник, Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева, Уфимский федеральный исследовательский центр РАН, ул. Карла Маркса, 6, 450077, г Уфа, Российская Федерация эл. почта: kissapi@mail.ru

Статья посвящена рассмотрению роли выдающегося финского религиоведа Уно (Хольмберга) Харвы в изучении традиционных религиозных верований и мифологии финно-угорских (уральских) и алтайских народов. Показано становление научных взглядов ученого, определивших его интерес к изучению религий народов Урало-Поволжья и Сибири. Уно Хольмберг получил высшее образование и научную степень в Гельсингфорсском (Хельсинкском) университете. Его дальнейшая научная и преподавательская деятельность также были связаны с этим учебным заведением, а также с Тур-куским университетом. С целью изучения религиозных традиций родственных финнам народов ученый совершил несколько крупных экспедиций, где сумел собрать уникальный этнографический материал. Полевые записи исследователя стали основной источниковой базой его многочисленных научных сочинений. В результате планомерных научных изысканий им были опубликованы монографии, посвященные религиозным верованиям пермских народов, марийцев, саамов, мордвы и финнов. На основе опубликованных фольклорных источников ученый занялся также изучением мифологии сибирских народов, в большей степени алтайских, данной теме посвящен ряд его публикаций, в том числе отдельная монография. Наиболее известной в мировой науке остается работа У. (Хольмберга) Харвы, освещающая мифологии финно-угорских и сибирских (алтайских) народов, опубликованная в серии «Мифология всех рас» в 1927 г. в Бостоне (США). Данное сочинение финского религиоведа по обширности эмпирического материала и стройности предлагаемой систематики остается непревзойденным образцом исследований по религиозно-мифологическим представлениям данных народов. Огромную научную ценность представляют также архивные материалы ученого, в частности его полевые записи, газетные корреспонденции, описывающие его экспедиционную работу, а также многочисленные фотографии.

Ключевые слова: Уно (Хольмберг) Харва, финский религиовед, финно-угорские и алтайские народы, религиозные верования, мифология, история изучения

Исследование выполнено в рамках государственного задания № АААА-А21-121012290086-0 ИЭИ УФИЦ РАН на 2021-2023 гг.

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

/

2021, том 41, № 4(104)

© R.R. Sadikov

UNO (HOLMBERG) HARVA, THE RESEARCHER OF RELIGION AND MYTHOLOGY OF FINNO-UGRIC AND ALTAI PEOPLES

R.G. Kuzeev Institute of Ethnological Research,

Ufa Federal Research Centre, Russian Academy of Sciences, 6, ulitsa Karla Marksa, 450077, Ufa, Russian Federation e-mail: kissapi@mail.ru

This article considers the role of outstanding Finnish religious scientist Uno (Holmberg) Harva in studying traditional religious beliefs and mythology of Finno-Ugric (Ural) and Altai peoples. It shows the formation of the scholar's scientific views, which determined his inclination towards research on religions of the peoples of the Volga-Ural region and Siberia. Uno Holmberg received his higher education and scientific degree at the University of Hels-ingfors (Helsinki). His further scientific and teaching activities were also connected with this institution, as well as with the University of Turku. For the purpose of studying religious traditions of kindred Finno-Ugric peoples, the scientist made several large expeditions, where he managed to collect unique ethnographic material. The researcher's field notes became the main source base for his multiple scientific works. As a result of systematic scientific research, he published monographs devoted to the religious beliefs of the Perm peoples, Mari, Sami, Mordva, and Finns. Based on the published folklore sources, the scientist also studied the mythology of the Siberian peoples, mostly of the Altai peoples. A number of his publications, including a separate monograph, deal with this topic. His research on mythologies of Finno-Ugric and Siberian (Altai) peoples published in the series «Mythology of All Races» in 1927 in Boston (USA) is the best-known work in the world science. This work of the Finnish religious scientist remains an unsurpassed example of research on the religious and mythological views of these peoples due its vastness of empirical material and consistency of the proposed systematization. His archival materials, in particular his field notes, newspaper contributions describing his expeditionary work as well as numerous photographs are also of great scientific value.

Key words: Uno (Holmberg) Harva, Finnish religious scientist, Finno-Ugric and Altai peoples, religious beliefs, mythology, history of study

Уно (Хольмберг) Харва1 - выдающийся финский этнолог и религиовед, исследователь традиционных религий и мифологических систем финно-угорских и алтайских народов. Результатом многолетней творческой деятельности ученого явились многочисленные научные и научно-популярные публика-

1 В 1927 г. У. Хольмберг поменял свою фамилию на Харва, т. е. феннизировал ее [1, p. 47]

ции, посвященные религиозным традициям финнов, саамов, удмуртов, коми, марийцев, мордвы, сибирских народов и т. д. Наибольшую ценность его работам придает то, что они написаны на основе материалов, полученных в ходе крупномасштабных экспедиционных исследований у изучаемых им народов. В связи с этим неоценимое значение имеют также его архивное наследие (лекции,

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

I 2021, том 41, № 4(104) lllllllllllllllllllllllllllllllllEU

выписки, полевые записи), экспедиционные фотографии и музейные коллекции. Фотоснимки и собранные им артефакты наглядно демонстрируют его научные штудии и характеризуют самого исследователя как разностороннюю личность. Несмотря на то, что методологические принципы ученого, которые были приняты в науке того времени, уже устарели, его сочинения, основанные на прочной эмпирической базе, по сей день не утрачивают своей актуальности и востребованы научной общественностью. Уже вскоре после опубликования этих работ российские ученые стремились включить их в орбиту своих исследований. Так, в 1921 г. профессор Казанского университета А.И. Емельянов выпустил книгу, озаглавленную как «Курс по этнографии вотяков. Остатки старинных верований и обрядов у вотяков» [2]. В предисловии к этой публикации автор отмечает: «содержание настоящего выпуска мною взято не из первоисточников, а из готового уже труда на финском языке Гольмбер-га мPermalaisten шкоПо". Труд финского ученого мною только сокращен, переработан и приспособлен к условиям преподавания» [2, с. 1]. Таким образом, работа А.И. Емельянова является переложением труда финского исследователя на русский язык. К сожалению, исследователи не всегда обращают внимание на этот факт и не упоминают, что книга написана на основе материалов У. Хольмберга. В последующем, когда в советской России изучение религий долгие годы было практически под запретом, а финно-угроведение как научное направление находилось в опале, работы финского ученого практически не использовались российскими исследователями. Научное наследие У. Хольмберга начинает учитываться лишь в 1960-е - 1970-е гг., когда в финно-угорских регионах РСФСР складываются свои этнографические направления исследований. В последнее время появляются специальные работы, посвященные вкладу зарубежных, в частности финских, ученых в разработку этнографии российских финно-угорских народов [3-6]. Наиболее обстоятельно эти вопросы рассмотрены на примере

удмуртов [7]. В работах А.Е. Загребина показана роль зарубежных (финских, венгерских) ученых в формировании этнографического финно-угроведения, их вклад в исследование традиционной культуры удмуртского и других финно-угорских народов [8; 9].

Роль У (Хольмберга) Харвы в этих сочинениях также рассмотрена достаточно подробно. В данном русле особняком стоят работы, посвященные его научному наследию. В них опубликованы в переводе на русский язык полевые записи 1911 г., касающиеся удмуртов, и путевые газетные заметки, освещающие экспедиции ученого 1911 и 1913 гг. [10; 11].

Уно Нильс Оскар Хольмберг родился 31 августа 1882 г. в с. Юпяйя ^ра]а) в юго-западной части Финляндии. Его отец Густав Хольмберг служил пастором местного прихода. Мать Матильда являлась домохозяйкой. Она происходила с Аландских островов, и родным языком ее был шведский. Таким образом, в семье говорили и по-фински, и по-шведски. У Уно было два брата и четыре сестры [1, с. 47].

Будущий ученый учился в финском лицее г. Турку, который окончил в 1902 г. По настоянию отца он поступил на теологический факультет Гельсингфорсского университета. По завершении курса обучения в 1906 г. он был рукоположен в священники. Год он находился на церковной службе: был помощником пастора в приходе Куоревеси (Kuorevesi) в центральной Финляндии [1, с. 48].

Уно Хольмберг тяготился церковными делами и поэтому, оставив свою должность, продолжил обучение в университете. С 1908 г. он начал изучать религиоведение на историко-филологическом отделении философского факультета. Вероятно, как считает С. Лаллукка, на решение хотя и отказавшегося от священничества, но сохранявшего свои христианские убеждения У. Хольмберга продолжить образование и заняться наукой повлиял зародившийся в нем еще в студенческие годы интерес к научному изучению разных форм религиозной жизни. В те годы, как он сам позже вспоминал, интерес к науке у него пробудился во многом благодаря тому, что он познакомился с социоло-

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

' 2021, том 41, № 4(104) |||||||||||||||||||||||||||||||||

гом Эдвардом Вестермарком и его трудами [11, с. 15]. Ученый, как известно, в основном занимался общетеоретическими проблемами ранних этапов развития человеческого общества, вопросами происхождения религии и морали, брака и семьи, был теоретиком эволюционистского направления, сторонником британской социальной антропологии. Он, являясь представителем шведскоязычной интеллигенции, отрицательно относился к националистическим устремлениям фенноманов и ориентировал своих учеников на изучение глобальных проблем этнологии и приобщал к полевым исследованиям реликтовых обществ, проводя свои экспедиционные исследования в Северной Африке [7, с. 72; 5, с. 429]. Другим преподавателем, оказавшим сильное влияние на формирование У Холь-мберга как исследователя, являлся Каарле Крон - этнограф и фольклорист, стоявший во главе национально ориентированных финских ученых. Именно под влиянием его идей У. Хольмберг придавал огромное значение исследованию глубинных основ религиозного мировоззрения посредством изучения фольклора [7, с. 72, 76; 11, с. 29].

В 1910 г. Уно написал свою магистерскую работу, посвященную религиозной истории Лапландии [1, с. 50, 52]. После окончания философского факультета Хольмберг продолжил университетскую учебу в качестве докторанта по фольклористике [11, с. 16]. Как отмечает С. Лаллукка, его академическая и общественная идентичности сформировались в обстановке Великого княжества Финляндского рубежа XIX и XX вв., когда в обществе происходило мощное протестное брожение, подъем финского национализма, вызванный русификаторскими стремлениями царской администрации. Молодой Хольм-берг тяготел к младофиннам, к партии либерального буржуазного толка, требующей прекращения русификаторской политики и восстановления конституционного порядка [11, с. 14]. Подобные политические взгляды молодого ученого вкупе с наставлениями научного руководителя К. Крона, ориентировавшего его на изучение родственных

финнам народов, определили «восточный» вектор его научных изысканий. Как отмечает А.Е. Загребин, для финских исследователей «экспедиции к "восточным родственникам" стали рефлексией на внутренние запросы "кто мы, откуда мы, куда мы, с кем мы?" и реакцией на универсалистские модели, предлагаемые континентальными империями», и что в родственных народах и культурах им «как в зеркале, хотелось увидеть себя, только более юным» [9, с. 9].

Свою первую экспедицию к финно-угорским народам Уно Хольмберг совершил в 1911 г. на средства гранта Канцлера Александровского Гельсингфорсского университета в рамках специальной программы полевых исследований по изучению религиозно-мифологических представлений и практик родственных народов, разработанной К. Кроном. В своем отчете он отмечал, что целью его экспедиции был «сбор информации о представлениях, связанных с душой, культе умерших и, по возможности, выявление основ, формирующих религиозную жизнь вотяков» [7, с. 73]. Экспедиция началась в марте 1911 г., ученый, выехав из Гельсингфорса, следовал железнодорожным транспортом до Казани с пересадками в Санкт-Петербурге и Москве. Пробыв в Казани примерно месяц, где изучал удмуртский язык и научную литературу, 2 мая Хольмберг сел на пароход, следовавший в Пермь. Доплыв по Волге и Каме до Николо-Березовки, он высадился и добрался до первого пункта своей экспедиционной работы [11, с. 16-18]. В ходе полевых исследований в течение пяти месяцев Уно Хольмберг изучал религиозные традиции удмуртов деревень Старая Кирга Пермской, Можга и Каймашабаш Уфимской, Ошторма-Юмья, Старый Канисар, Средний Кумор, Старая Юмья, Верхняя Юмья, Старая Уча Казанской губерний2 [11, с. 73-76]. В полевых записях ученого, хранящихся в Архиве рукописей Финского литературного общества в г. Хельсинки, упоминаются так-

2 Ныне данные поселения относятся к Куединскому району

Пермского края, Янаульскому району Республики Башкортостан и Кукморскому району Республики Татарстан

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

' 2021, том 41, № 4(104) ||||||||||||||||||||||||| ИИИИШ

же деревни Конигово, Рабак, Сусады-Эбалак и Музяково Бирского уезда3. Из них первая являлась удмуртской деревней, а все остальные - марийскими. В своем путевом отчете Хольмберг упоминает, что посещал также марийские деревни и имел в них возможность участвовать в трех обрядах жертвоприношений.

В ходе экспедиции У. Хольмберг отправил в редакцию газеты «Тигип Sanomat» («Туркуские вести») несколько путевых заметок. Корреспонденции ученого, опубликованные в данной газете и адресованные широкой аудитории, также являются очень ценными в источниковедческом плане. Всего за период экспедиции 1911 г. вышеуказанная газета опубликовала 9 «путевых писем» («matkakirjeitа») У Хольмберга. Четыре из них посвящены непосредственно закамским удмуртам и содержат описание экспедиционной работы и некоторых этнографических реалий («Старая Кирга» [12], «На жертвенной горе» [13], «Свадебные обряды вотяков» [14], «Почитание умерших у вотяков» [15]). Результатом экспедиции стала 338-странич-ная рукопись с полевыми записями и около 150 фотографий [10, с. 9]. Богатый экспедиционный материал ученый многократно использовал в дальнейшем в ходе написания научных работ и в преподавательской деятельности.

Наряду с опубликованными источниками они также стали основой написания диссертационной работы. В мае 1913 г. У. Хольм-берг защитил свою докторскую диссертацию, посвященную анализу представлений о духах воды у финно-угорских народов [16].

После успешной защиты летом 1913 г. молодой ученый совершил свою вторую экспедицию, в которую отправился в начале июня. Из Финляндии он следовал поездом через Санкт-Петербург, Вологду и Вятку до Перми, оттуда проплыл на пароходе до Уфы. В почтовой открытке, отправленной из Уфы 11 июня профессору Крону, путешествен-

3 Ныне это поселения Янаульского и Краснокамского районов Республики Башкортостан

ник сообщает, что уфимский губернатор был весьма любезным и выдал ему нужные бумаги. В тот же день Хольмберг намеревался выехать в Бирский уезд для проведения исследований [11, с. 24]. На этот раз У Хольмберг изучал религиозные представления и традиции марийцев Уфимской и Вятской губерний (дд. Чаки, Черлак, Курманаево, Киргизо-во, Сернур4) [1, с. 68-69; 11, с. 24-27]. Как и в первой экспедиции, помимо бесед с местными жителями, ученый посетил несколько жертвоприношений, красочное описание которых можно обнаружить в его трудах. Интересным фактом является то, что в Финно-угорское общество в Хельсинки в течение 1913 и 1914 гг. поступило несколько тетрадей с фольклорными текстами и этнографическими описаниями от жителя д. Чаки Трофима Мендиярова-Ярмитова, который, видимо, являлся информатором исследователя [18, с. 161]. Таким образом, скорее всего, У. Хольмберг старался также наладить корреспондентскую сеть для получения дополнительного полевого материала. К сожалению, записи экспедиции 1913 г. не обнаружены, но сохранилось множество фотографий, дающих возможность наглядно представить религиозную жизнь марийцев того времени. Ценными являются также музейные предметы, привезенные ученым с экспедиции, в частности, полоски лыка, которыми обвязывали священные деревья во время марийских молений. Ныне они хранятся в Национальном музее Финляндии.

Ход и обстоятельства своей экспедиционной работы, как и в первый раз, У. Хольм-берг освещал в своих газетных корреспон-денциях. В этот раз их напечатали в газете «Uusi Aura» («Новая Аура»), издававшейся в г. Турку («К черемисам» [19], «В селениях разноплеменных народов» [20], «Выходной день в черемисской деревне» [21], «О способах добывания средств к существованию

4 Ныне они являются поселениями в составе Дюртюлин-ского, Мишкинского, Краснокамского районов Республики Башкортостан, Сернурского района Республики Марий Эл. Деревня Чаки в середине XX столетия была объединена в одно поселение с д. Аначево Илишевского района Республики Башкортостан [17]

у черемисов» [22], «На черемисской свадьбе» [23], «Сороковая ночь)» [24].

Как Финно-угорское общество, так и Хельсинкский университет не нашли возможностей выделить средства для осуществления данной экспедиции. Выходом из положения стал аванс авторского гонорара, который издатель серии книг по традиционным религиям финно-угорских народов выплачивал Хольмбергу [11, с. 24]. Данный проект осуществлялся по замыслу профессора К. Крона и должен был состоять из шести книг, объединенных в серию «Верования финского племени» (<^иотемиуип шкоппоЪ»). У. Хольмберг должен был написать работы, посвященные дохристианским верованиям саамов, пермских финнов (удмуртов и коми), марийцев и мордвы. В 1914 г. вышли работы У. Хольмберга, посвященные религиям пермских народов [25] и марийцев [26] (последняя переиздана на немецком языке в 1926 г. [27]), в которых органично нашли отражение его предыдущие экспедиционные материалы. В 1915 г. была опубликована его книга, посвященная религии саамов [28], которая в значительной степени базировалась на его магистерской диссертации. Книга ученого из этой серии, посвященная древней мордовской вере, вышла в свет в 1942 г. [29] (переиздана на немецком языке в 1952 г. [30]).

В 1915 г. Уно Хольмберг избирается на должность доцента сравнительного религиоведения на историко-филологическом отделении Гельсингфорсского университета [1, с. 79]. Новый доцент вынашивал планы об обширной и продолжительной сибирской экспедиции. Однако он не сумел найти достаточной финансовой поддержки для осуществления этого замысла. К тому же российская политическая ситуация стала к тому времени очень нестабильной. Но, несмотря на риски и препятствия, Хольмберг не отказался от своей задумки - в июне-августе 1917 г. он совершил исследовательскую поездку, хотя и сильно урезанную, к Енисею [11, с. 30]. Можно сказать, что эта поездка была осуществлена в последний момент, вскоре границы закрылись, для зарубежных исследова-

телей дорога к народам России стала недоступной. Особенности экспедиционной работы ученого среди хантов и эвенков отражены в небольшой заметке 1926 г. в газете «Тигип Sanomat» [31].

В 1926 г. ученый переехал в г. Турку, где ему предложили должность профессора кафедры социологии местного университета [1, с. 101]. Летом 1926 и 1927 гг. он проводил полевые исследования среди саамов-сколтов, живших близ г. Петсамо5 [1, с. 72].

Перу Уно (Хольмберга) Харвы принадлежит множество научных публикаций (монографий и статей), посвященных религиозным верованиям и обрядам финно-угорских и других народов. Некоторые из них уже были перечислены. В 1916 г. им была опубликована книга о происхождении веры в Бога [32]. В 1920 г. он закончил книгу о древе жизни как важном мифологическом символе древних народов [33]. В 1927 г. в Бостоне (США) на английском языке в серии «Мифология всех рас» в одном томе были опубликованы его труды «Финно-угорская мифология» и «Сибирская мифология», которые являются наиболее известными его произведениями в мировой науке [34] (репринтное издание в 1964 г. [35]). Публикация получила положительный отклик известного этнолога Бронислава Малиновского, который дал ей высокую оценку. В частности, он отмечал, что «яркая, убедительная и хорошо документированная картина материальной и духовной вселенной аборигенов приковывает внимание случайных читателей от начала и до конца и станет бесценным материалом из первых рук для специалистов» [36, с. 292], особенно западных, т. к. первоисточники, написанные в основном на славянских, финно-угорских и скандинавском языках, практически недоступны для них [36, с. 294]. В целом сочинение, основанное на широкой эмпирической базе, представляет собой сравнительно-историческое исследование эволюции религиозно-мифологических воззрений данных народов. Основываясь на

5 Ныне Печенга - поселок городского типа в Печенгском районе Мурманской области

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

' 2021, том 41, № 4(104) |||||||||||||||||||||||||ИИИмШ

фольклорных текстах и сведениях о культовой практике, ученый выявляет глубинные основы возникновения и прослеживает дальнейшее развитие многих основополагающих мифологических представлений. Если в части, касающейся финно-угорских народов, автор основное внимание уделяет системе культов разных божеств и духов, в том числе предков, героев и умерших родичей, через призму обрядности, то мифология сибирских народов рассмотрена в большей степени на основе мифологических текстов, представляющих антропогонические, теогониче-ские, космогонические, космологические, эсхатологические, танатологические и прочие подобные их представления. В ткань повествования второго раздела органично вплетены также материалы по финно-угорским народам.

Источником написания книги послужили как собственные полевые материалы автора, так и опубликованные к тому времени в сочинениях в основном финских и русских исследователей традиционных религиозных систем этнографические и фольклорные материалы. Ученый показал великолепное знание русскоязычных источников, с которыми он имел возможность ознакомиться во время своих поездок в библиотеках Санкт-Петербурга и Казани. К тому же библиотека Императорского Александровского Гельсингфорсского университета, в котором он получил образование и работал, исправно снабжалась обязательными экземплярами российских изданий. Обширность привлекаемого эмпирического материала и глубина

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. АпИопеп V. ипо Нэгуэ ]а БиотаЫпеп иБкоп1:о-Иес1е. .^уаБкуШ: БиотаЫБеп К^аШБиис^п Беига, 1987. 205 р.

2. Емельянов А.И. Курс по этнографии вотяков. Остатки старинных верований и обрядов у вотяков. Казань: Казанский вотский издательский подотдел, 1921. 156 с.

3. Финские ученые о языке и культуре марийского народа: материалы науч. конф. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2006. 106 с.

4. Садиков Р.Р. Экспедиционные материалы фин-

его историко-этнографического анализа дает нам основание назвать Уно (Хольмберга) Харву «финно-угорским и сибирским Фрэзером». Как и «Золотая ветвь» Дж. Фрэзера, данное сочинение финского религиоведа по своей широте и глубине, стройности предлагаемой систематики остается непревзойденным образцом исследований по религиозно-мифологическим представлениям уральских и алтайских народов.

В 1933 г. Уно Харвой была издана книга, посвященная религии алтайских народов [37]. В 1948 г. им опубликована книга о древней религии финнов [38].

Касаясь его семейной жизни, нужно отметить, что в 1914 г. он женился на Элин Мунстерхйелм (Elin Munsterhjelm). В то время она изучала зоологию в университете и работала преподавателем в школе. У них родились две дочери (Анна-Маргарита и Кирсти-Инкери) и сын (Мартти). Скончался Уно Харва 13 августа 1949 г. в г. Турку. Похоронен на церковном кладбище в г. Наанта-ли (недалеко от Турку). Жизнь и творчество выдающегося финского религиоведа обстоятельно проанализированы в биографической работе Вейкко Анттонена [1].

Финский исследователь Уно (Хольмберг) Харва внес огромный вклад в изучение религиозных верований и мифологических представлений финно-угорских и алтайских народов, его опубликованные работы и архивное наследие, содержащие богатый эмпирический материал, сохраняют свое неоценимое значение для современных исследователей традиционных религий.

ских ученых конца XIX - начала XX в. по этнографии закамских удмуртов в финляндских архивах // Отечественные архивы. 2009. № 3. С. 56-63.

5. Терюков А.И. История этнографического изучения народов коми. СПб: МАЭ РАН, 2011. 514 с.

6. Мокшин Н.Ф., Мокшина Е.Н. О вкладе финских исследователей в изучение этнографии мордовского народа // История и современное мировоззрение. 2019. № 4. С. 72-76.

7. Загребин А.Е. Финны об удмуртах. Финские исследователи этнографии удмуртов XIX - пер-

вой половины XX в. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1999. 185 с.

8. Загребин А.Е. Финно-угорские этнографические исследования в России (XVIII - первая половина XIX в.). Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2006. 324 с.

9. Загребин А.Е. Очерки истории финно-угорских этнографических исследований в России (вторая половина XIX - начало XX в.). Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2019. 144 с.

10. Садиков Р.Р., Хафиз К.Х. Религиозные верования и обряды удмуртов Пермской и Уфимской губерний в начале XX века (экспедиционные материалы Уно Хольмберга). Уфа: ИЭИ УНЦ РАН, 2010. 100 с.

11. Путешествия к удмуртам и марийцам. Письма Уно Хольмберга 1911 и 1913 гг. Под редакцией С. Лаллукки, Т.Г. Миннияхметовой, Р.Р. Сади-кова. СПб.: Европейский дом, 2014. 224 с.

12. Holmberg U. Matkakirjeitä. Staraja Kirga // Turun Sanomat. 1911. 15/6. № 1938 (135).

13. Holmberg U. Matkakirjeitä. Uhrivuorella // Turun Sanomat. 1911. 29/7. № 1975 (172).

14. Holmberg U. Matkakirjeitä. Votjakkien häätapoja // Turun Sanomat. 1911. 6/8. № 1982 (179).

15. Holmberg U. Matkakirjeitä. Votjakkien vainajain-palveluksesta // Turun Sanomat. 1911. 26/8. № 1999 (196).

16. Holmberg U. Die Wassergottheiten der Finnisch-Ugrischen Völker. Helsingfors: Suomalais-ugrilaisen Seuran toimituksia, 1913. 288 p.

17. Асфандияров А.З. Аначево // Башкирская энциклопедия. Т. 1. Уфа, 2005. С. 152.

18. Садиков Р.Р. Археография финноугроведения: материалы о закамских удмуртах и восточных марийцах в архивах Финляндии // Археография Южного Урала. Материалы VIII Межрегион. науч.-практич. конф. Уфа, 2008. С. 155-169.

19. Holmberg U. Tsheremissien luo. Matkakirjeitä 1 // Uusi Aura. 1913. 17/8.

20. Holmberg U. Erisukuisten kansain kylissä. Matkakirjeitä 2 // Uusi Aura. 1913. 24/8.

21. Holmberg U. Pyhäpäivä tsheremissikylässä. Matkakirjeitä 3 // Uusi Aura. 1913. 7/9.

22. Holmberg U. Tsheremissien elinkeinoista. Matkakirjeitä 4 // Uusi Aura. 1913. 14/9.

23. Holmberg U. Tsheremissihäissä. Matkakirjeitä 5 // Uusi Aura. 1913. 21/9.

24. Holmberg U. "Neljäskymmenes yö". Matkakirjeitä 6 // Uusi Aura. 1913. 19/10.

25. Holmberg U. Permalaisten uskonto. Porvoo: Werner Söderström, 1914. 208 p.

26. Holmberg U. Tsheremissien uskonto. Porvoo:

WSOY, 1914. 128 p.

27. Holmberg U. Die Religion der Tscheremissen. Porvoo: Suomalainen Tiedeakatemia, 1926. 208 p.

28. Holmberg U. Lappalaisten uskonto. Porvoo: Werner Söderström, 1915. 112 p.

29. Harva U. Mordvalainen muinaisusko. Porvoo: WSOY, 1942. 292 p.

30. Harva U. Die religiözen Vorstellungen der Mordwinen. Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia, 1952. 546 p.

31. Holmberg U. Jenisei-ostjakit - häviävä kansa // Turun Sanomat. 1926. 12/12.

32. Holmberg U. Jumalauskon alkuperä. Helsinki: Otava, 1916. 94 p.

33. Holmberg U. Elämänpuu: uskontotieellisiä tutkielmia. Helsinki: Otava, 1920. 146 p.

34. Holmberg U. Finno-Ugric, Siberian (Mythology). Boston: Marshall Jones Company, 1927. 587 p.

35. Holmberg U. Finno-Ugric, Siberian (Mythology). New York: Cooper Square Publ., 1964. 587 p.

36. Malinowski B. Sex, culture and myth. New York: Harcourt, Brace & World, 1962. 346 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37. Harva U. Altain suvun uskonto. Porvoo: W. Söderström oy, 1933. 420 p.

38. Harva U. Suomalaisten muinaisusko. Porvoo: Werner Söderström Osakeyhtiö, 1948. 519 p.

R E F E R E N C E S

1. Anttonen V. Uno Harva ja suomalainen uskonto-tiede. Juväskylä: Suomalaisen Kirjallisuuden Seura, 1987. 205 p. (In Finnish).

2. Emelyanov A.I. Kurs po etnografii votyakov. Os-tatki starinnykh verovaniy i obryadov u votyakov [A course on the ethnography of the Votyaks. Remnants of ancient beliefs and rituals among the Votyaks]. Kazan, Kazanskiy votskiy izdatelskiy podotdel, 1921. 156 p. (In Russian).

3. Finskie uchenye o yazyke i kulture mariyskogo naroda [Finnish scientists about the language and culture of the Mari people]. Proceedings of the Scientific Conference. Yoshkar-Ola, MarNIIYaLI, 2006. 106 p. (In Russian).

4. Sadikov R.R. Ekspeditsionnye materialy finskikh uchenykh kontsa XIX - nachala XX v. po etnografii zakamskikh udmurtov v finlyandskikh arhi-vakh [Expedition materials of Finnish scientists of the late 19th-early 20th centuries on the ethnography of the Trans-Kama Udmurts in the Finnish archives]. Otechestvennye arkhivy - Domestic Archives, 2009, no. 3, pp. 56-63. (In Russian).

5. Teryukov A.I. Istoriya etnograficheskogo izucheni-ya narodov komi [History of ethnographic study of the Komi peoples]. St. Petersburg, MAE RAN, 2011. 514 p. (In Russian).

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

' 2021, том 41, № 4(104) lllllllllllllllllllllllllШИШЕЙ

6. Mokshin N.F., Mokshina E.N. O vklade finskikh issledovateley v izuchenie etnografii mordovskogo naroda [On the contribution of Finnish researchers to the study of the ethnography of the Mordovian people]. Istoriya i sovremennoe mirovozzre-nie - History and Modern Worldview, 2019, no. 4, pp. 72-76. (In Russian).

7. Zagrebin A.E. Finny ob udmurtakh. Finskie issledo-vateli etnografii udmurtov XIX - pervoy poloviny XX v. [Finns about Udmurts. Finnish researchers of Udmurt ethnography of the 19th - first half of the 20th centuries]. Izhevsk, UIIYaL UrO RAN, 1999. 185 p. (In Russian).

8. Zagrebin A.E. Finno-ugorskie etnograficheskie issledovaniya v Rossii (XVIII - pervaya polovina XIX v.) [Finno-Ugric ethnographic studies in Russia (18th - first half of the 19th century)]. Izhevsk, UIIYaL UrO RAN, 2006. 324 p. (In Russian).

9. Zagrebin A.E. Ocherki istorii finno-ugorskikh et-nograficheskikh issledovaniy v Rossii (vtoraya polovina XIX - nachalo XX v.) [Essays on the history of Finno-Ugric ethnographic research in Russia (second half of the 19th - early 20th centuries)]. Izhevsk, Institut kompyuternykh issledovaniy, 2019. 144 p. (In Russian).

10. Sadikov R.R., Khafiz K.Kh. Religioznye verovaniya i obryady udmurtov Permskoy i Ufimskoy guber-niy v nachale XX veka (ekspeditsionnye materialy Uno Holmberga) [Religious beliefs and rituals of the Udmurts of the Perm and Ufa provinces in the early 20th century (expedition materials of Uno Holmberg)]. Ufa, IEI UNTs RAN, 2010. 100 p. (In Russian).

11. Puteshestviya k udmurtam i mariytsam. Pisma Uno Holmberga 1911 i 1913 gg. [Travels to the Udmurt and Mari people. Letters by Uno Holmberg in 1911 and 1913]. S. Lallukka, T.G. Minniakhmetova, R.R. Sadikov (eds.). St. Petersburg, Evropeyskiy dom, 2014. 224 p. (In Russian).

12. Holmberg U. Matkakirjeitä. Staraja Kirga. Turun Sanomat. 1911. 15/6. No. 1938 (135). (In Finnish).

13. Holmberg U. Matkakirjeitä. Uhrivuorella. Turun Sanomat. 1911. 29/7. No. 1975 (172). (In Finnish).

14. Holmberg U. Matkakirjeitä. Votjakkien häätapoja. Turun Sanomat. 1911. 6/8. No. 1982 (179). (In Finnish).

15. Holmberg U. Matkakirjeitä. Votjakkien vainaja-inpalveluksesta. Turun Sanomat. 1911. 26/8. No. 1999 (196). (In Finnish).

16. Holmberg U. Die Wassergottheiten der Finnisch-Ugrischen Völker. Helsingfors, Suomalais-ugrilaisen Seuran toimituksia, 1913. 288 p. (In German).

17. Asfandiyarov A.Z. Anachevo [Anachevo]. Bashkir-skaya entsiklopediya [Bashkir Encyclopaedia]. Vol.

1. Ufa, 2005. 152 p. (In Russian).

18. Sadikov R.R. Arkheografiya finnougrovedeniya: materialy o zakamskikh udmurtakh i vostochnykh mariytsakh v arhivakh Finlyandii [Archeography of Finno-Ugric studies: Materials about the Trans-Kama Udmurts and the Eastern Mari people in the archives of Finland]. Arheografiyja Yuzhnogo Urala [Archeography of the South Urals] Proceedings of the 8th Interregional Science & Research Conference. Ufa, 2008, pp. 155-169. (In Russian).

19. Holmberg U. Tsheremissien luo. Matkakirjeitä 1. Uusi Aura. 1913. 17/8. (In Finnish).

20. Holmberg U. Erisukuisten kansain kylissä. Matkakirjeitä 2. Uusi Aura. 1913. 24/8. (In Finnish).

21. Holmberg U. Pyhäpäivä tsheremissikylässä. Matkakirjeitä 3 // Uusi Aura. 1913. 7/9. (In Finnish).

22. Holmberg U. Tsheremissien elinkeinoista. Matkakirjeitä 4. Uusi Aura. 1913. 14/9. (In Finnish).

23. Holmberg U. Tsheremissihäissä. Matkakirjeitä 5 // Uusi Aura. 1913. 21/9. (In Finnish).

24. Holmberg U. "Neljäskymmenes yö". Matkakirjeitä 6 // Uusi Aura. 1913. 19/10. (In Finnish).

25. Holmberg U. Permalaisten uskonto. Porvoo, Werner Söderström, 1914. 208 p. (In Finnish).

26. Holmberg U. Tsheremissien uskonto. Porvoo, WSOY, 1914. 128 p. (In Finnish).

27. Holmberg U. Die Religion der Tscheremissen. Porvoo, Suomalainen Tiedeakatemia, 1926. 208 p. (In German).

28. Holmberg U. Lappalaisten uskonto. Porvoo, Werner Söderström, 1915. 112 p. (In Finnish).

29. Harva U. Mordvalainen muinaisusko. Porvoo, WSOY, 1942. 292 p. (In Finnish).

30. Harva U. Die religiözen Vorstellungen der Mordwinen. Helsinki, Suomalainen Tiedeakatemia, 1952. 546 p. (In German).

31. Holmberg U. Jenisei-ostjakit - häviävä kansa. Tu-run Sanomat. 1926. 12/12. (In Finnish).

32. Holmberg U. Jumalauskon alkuperä. Helsinki, Ota-va, 1916. 94 p. (In Finnish).

33. Holmberg U. Elämänpuu, Uskontotieellisiä tutkiel-mia. Helsinki, Otava, 1920. 146 p. (In Finnish).

34. Holmberg U. Finno-Ugric, Siberian (Mythology). Boston, Marshall Jones Company, 1927. 587 p.

35. Holmberg U. Finno-Ugric, Siberian (Mythology). New York, Cooper Square Publ., 1964. 587 p.

36. Malinowski B. Sex, culture and myth. New York, Harcourt, Brace & World, 1962. 346 p.

37. Harva U. Altain suvun uskonto. Porvoo, W. Söderström oy, 1933. 420 p. (In Finnish).

38. Harva U. Suomalaisten muinaisusko. Porvoo, Werner Söderström Osakeyhtiö, 1948. 519 p. (In Finnish).

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

' 2021, том 41, № 4(104) lllllllllllllllllllllllllllllllll

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.