Н.Ф. Мокшин, Е.Н. Мокшина
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», 430000, Саранск, Российская Федерация
О ВКЛАДЕ ФИНСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТНОГРАФИИ МОРДОВСКОГО НАРОДА
Аннотация. В статье проанализирован вклад финских исследователей в изучение этнографии мордовского народа. Интерес к изучению финно-угорских народов у ученых Финляндии, вошедшей в состав России в 1809 г. в качестве великого княжества после русско-шведской войны, начал зарождаться еще в первой половине XIX в. Наиболее крупными финно-угроведами того времени были Матиас Кастрен (1813-1852) и Август Алквист (1826-1889), занимавшиеся в основном проблемами языкознания. Во второй половине XIX в. в кругах финской творческой интеллигенции возникает идея создания специального общества, которое бы вело систематическое изучение финно-угорских народов. Из членов ФУО, внесших большой вклад в изучение мордовского народа, следует в первую очередь назвать Акселя Гейкеля и Хейкки Паасонена. До первой мировой войны еще два финских исследователя совершили экспедиционные поездки к мордве. В 1908-1909 и 1911 гг. среди мордвы работал А. Хямяляйнен (1881-1949), изучая, главным образом, ее свадебные обычаи, а в 1914 г. - А. Вяйсенен (1890-1969), собиравший народные напевы и этнографические экспонаты. Среди финских исследователей второй половины XX - начала XXI вв., интересующихся изучением финно-угорских народов, включая и мордву, можно назвать У. Харва, С. Лаллукку, Анну-Леену Сийкала, И. Лехтинен, Ю. Кукконена, П. Хакамиеса и др.
Ключевые слова: этнография, финно-угроведение, мордва, язык, материальная и духовная культура, быт, фольклор, традиции, обряды, религиозные верования
N. Mokshin, E. Mokshina
Mordovian State University, Saransk, 430000, Russian Federation
ON THE CONTRIBUTION OF FINNISH RESEARCHERS TO THE STUDY OF ETHNOGRAPHY OF THE MORDOVIAN PEOPLE
Abstract. The article analyzes the contribution of Finnish researchers to the study of the ethnography of the Mordovian people. Interest in the study of Finno-Ugric peoples among scholars of Finland, which became part of Russia in 1809 as a great principality after the Russo-Swedish war, originated in the first half of the 19th century. The largest Finno-Ugric scholars of that time were Matias Kastren (1813-1852) and Augustus Alkvist (1826-1889), who dealt mainly with the problems of linguistics. In the second half of the XIX century. in the circles of the Finnish creative intelligentsia, the idea of creating a special society that would conduct a systematic study of the Finno-Ugric peoples arises. Of the members of the FUO who have made a great contribution to the study of the Mordovian people, Axel Heikel and Heikki Paasonen should be mentioned first of all. Before the First World War, two more Finnish researchers made expeditionary trips to Mordovians. In 1908-1909 and 1911 A. Hamalainen (1881-1949) worked among the Mordovians, studying mainly her wedding customs, and in 1914, A. Vaysenen (1890-1969), collecting folk tunes and ethnographic exhibits. Among Finnish scholars of the second half of the 20th and beginning of the 21st centuries who are interested in studying the Finno-Ugric peoples, including Mordvinians, one can name U. Harva, S. Lallukka, Anna-Leena Siykala, I. Lehtinen, Yu. Kukkonen, P. Hakamies and other.
Key words: ethnography, Finno-Ugric studies, Mordvinians, language, material and spiritual culture, life, folklore, traditions, rites, religious beliefs
Интерес к изучению финно-угорских народов среди ученых Финляндии, вошедшей в состав России в 1809 г. в качестве великого княжества после русско-шведской войны, начал зарождаться еще в первой половине XIX в., сначала преимущественно в области языкознания. Рост национального самосознания финского на-
рода стимулировал обращение к этническим корням, поискам прародины, проблемам становления своего народа, его языка и культуры. Наиболее крупными финно-угроведами того времени были Матиас Кастрен (1813-1852) и Август Алквист (1826-1889), занимавшиеся в основном проблемами языкознания. Особенно
крупные путешествия совершил Кастрен. На протяжении ряда лет он странствовал по районам европейского Севера, а потом и Сибири, заслуженно снискав славу знаменитого путешественника-лингвиста. Можно сказать, что научным изысканиям он практически посвятил всю свою жизнь. Он путешествовал и работал в чрезвычайно трудных материальных условиях, которые подорвали его здоровье, что и привело к преждевременной смерти. Во втором периоде путешествий его поддерживала Российская Академия наук, регулярно платившая ему субсидию и финансировавшая поездки. Научные путешествия Кастрена продолжались одиннадцать лет (1838-1849) [2: 126].
Главной их целью было выяснение языковой связи финнов с другими народами. Кастрен не раз заявлял, что хочет выяснить, с какими народами финны находятся в родстве. Одним из важнейших результатов его трудов было накопление огромного материала по финно-угорским, самодийским, тюркским, монгольским, тунгусским языкам. Кастрен выдвинул гипотезу о родстве всех этих языков, объединив их понятием «алтайские» языки (ныне они иногда называются урало-алтайскими), родиной которых он считал Алтае-Саянское нагорье. Кастрен в общей сложности дал научное описание (составил грамматики) двадцати языков и диалектов, а для некоторых из них - особенно самодийских - обширные словари. При жизни ученого в свет вышли лишь немногие из его многочисленных трудов, ибо ранняя смерть (в 39 лет) помешала неутомимому исследователю завершить обработку собранных материалов. Они были обработаны Антоном Шифнером и изданы им в Петербурге на немецком языке в двенадцати томах под общим названием «Nordische Reisen und Forschungen» (СПб., 1853-1858, 1862). Путевые наблюдения напечатаны на русском языке в шестом томе (2-я часть) «Магазина землеведения и путешествий» Н. Фролова («Путешествие Александра Кастрена по Лапландии, Северной России и Сибири, 1838-1844, 1845-1849». М., 1860).
Перу Алквиста принадлежит одна из первых грамматик мокша-мордовского языка, опубликованная им в Петербурге же на немецком языке в 1861 г. «Versuch einer Моksha - Mordwinische grammatik nebst texten worterzeichniss» (St. Petersburg, 1861). Для сбора материалов по лингвистике он совершил поездку к мордве Казанской губернии. Как и Кастрен, Алквист проявлял интерес к этнографии народа, язык которого он подвергал изучению, в частности к этноструктуре мордвы. Он, например, полагал, что так называемые «каратаи» -не мордва, а крещеные татары. «Из-за ошибки некоторых ученых, - писал он, - в этнографических сочинениях последнего времени стало довольно общепринято говорить еще о третьем наречии их языка, о каратаях или каратаевском наречии, которые будто бы существуют в некоторых деревнях Казанской губернии. Я же посещением на месте убедился, что предполагаемые мордвины просто крещеные татары...» [Ahlgvist: VIII].
Во второй половине XIX в. среди финской творческой интеллигенции возникла идея создания специального общества, которое должно было систематическим заниматься изучением финно-угорских народов. По инициативе ученых О. Доннера, И. Аспелина, А. Ал-квиста, известного собирателя карело-финского эпоса
«Калевала» Э. Леннрота, поэта З. Топелиуса и некоторых других представителей финской интеллигенции в 1883 г. в Гельсингфорсе (Хельсинки) было основано Финно-угорское общество (ФУО). Согласно уставу, утвержденному Сенатом, целью Общества было развитие знаний о финно-угорских народах (исследование их языков, древностей, истории и этнографии). Средства Общества включали, кроме правительственных дотаций, взносы его основателей и членов.
С 1886 г. начал издаваться «Журнал» Общества, с 1890 г. - «Труды», с 1901 г. - сборники «Финно-угорские исследования», в которых на финском, немецком и французском языках печатались исследования по финно-угроведению. Кроме того, сочинения членов Общества издавались отдельными книгами. Уже в первом номере «Журнала» ФУО была напечатана песня мордвы-мокши о царе Тюштяне, записанная и переведенная на французский язык В.Н. Майновым, статья А. Гейкеля о мордовской избе (на финском языке), размещены материалы о расселении мордвы и ее численности как в целом, так и отдельно по субэтническим мордовским группам (эрзе и мокше), приложенные к карте расселения финно-угорских народов, которая была составлена в 1885 г. О. Доннером. Из членов ФУО, внесших большой вклад в изучение мордовского народа, следует в первую очередь назвать Гейкеля и Па-асонена.
Аксель Гейкель (1851-1924) - доцент, затем профессор финской этнографии Гельсингфорсского университета, один из первых финских ученых, начавших исследование этнографии не только своего, но и других финно-угорских народов. В этих целях он совершил несколько продолжительных экспедиций. Он автор двух капитальных работ, посвященных этнографии мордовского народа. Первая из них лишь отчасти затрагивала мордву, т.к. посвящалась истории развития жилища ряда финских народов (черемис, мордвы, эстонцев и финнов) в историко-сравнительном плане. Вторая же книга «Одежда и орнамент мордвы», изданная в Гельсингфорсе в 1899 г., полностью посвящена мордовской проблематике. В 1883-1885 гг. Гейкель совершил этнографические поездки к мордве, посетив Самарскую, Симбирскую, Казанскую, Тамбовскую, Нижегородскую, Пензенскую и Саратовскую губернии. К тому же, он тщательно изучил все этнографические мордовские коллекции, хранившиеся в музее Российской Академии наук, Академии художеств, Русском географическом обществе, Этнографическом музее Казанского университета и Казанском городском музее. Ему удалось приобрести множество мордовских и марийских экспонатов (около 700) для музея Гельсингфорсского университета. Они были переданы в Финский национальный исторический музей, имевший до этого всего около двух десятков мордовских экспонатов.
Рецензируя работу Гейкеля о жилище марийцев, мордвы, эстонцев и финнов, Н.Н. Харузин писал: «Книга Акселя Гейкеля представляет единственный в своем роде труд: в ней собран обширный, в большинстве случаев добытый личными наблюдениями автора материал по современным жилищам разных народностей финского племени; текст дополнен большим количеством рисунков (с лишком 300)». Кстати, именно книга Гейкеля побудила самого Харузина к созданию
работы о жилище финно-угорских народов («Очерк истории развития жилища у финнов». М., 1895) [6: 35]. Другой рецензент, И.Н. Смирнов, обратил особое внимание на то, что труд Гейкеля раскрыл «новую страницу из истории взаимодействия славянского и финского миров, отмечая следы славяно-русского влияния там, где их, может быть, никто не предполагает в народной архитектуре» [5: 94].
В монографии, посвященной мордовской одежде и орнаменту, финский ученый дал не только обстоятельное их описание, но и показал эволюцию мордовского народного костюма, выяснить его терминологию (в проверке этой терминологии большую помощь оказал ему Паасонен), наметил на материале одежды и вышивок некоторые этногенетические и этнокультурные связи мордвы с другими народами. Важны наблюдения Гейкеля по сходству и различиями локальных вариантов мордовского костюма. По методу своего исследования Гейкель, как и многие другие этнографы того времени, примыкал к эволюционному направлению
Хейкки Паасонен (1865-1919) - доцент, затем профессор финно-угорского языкознания Гельсингфорс-ского университета. Как и Гейкель, он совершил продолжительные поездки в Поволжье, преимущественно к мордве, в 1889-1890, 1898-1901 гг., проработав здесь суммарно около двух лет. Маршруты его мордовских экспедиций показаны на карте, опубликованной в трудах ФУО. Эти путешествия Паасонена также финансировались ФУО и Гельсингфорсским университетом, как и экспедиции Гейкеля. Исследования в области мордовского языкознании, фольклористики и этнографии составляют существенную часть научного наследия Паасонена. Однако ранняя смерть не дала ему обработать и издать полностью собранные им богатейшие полевые материалы. Они вышли в свет позднее, в обработке других исследователей. Паасонен собрал образцы мордовской народной поэзии, описал свадебные, погребальные и поминальные церемонии. На основе сравнительного анализа речи и других данных он пришел к убедительному выводу о «каратаях» как тюрки-зированной локальной группе мордовского населения [1: 36-37].
Заслугой Паасонена ялялось и то, что если ранее при сборе образцов фольклора мордвы песни и обрядовую лирику исследователи записывали под диктовку, то он - непосредственно при исполнении. Паасонен сделал заключение, что мордовская поэзия испытала влияние русского стиха [7: 278]. К собирательской работе Паасонен привлек грамотных мордвинов, которых он обучил методике сбора полевого материала (С. Си-рикин, И. Зорин, А. Шувалов, И. Школьников, А. Леонтьев, М. Тарайкин, С. Чигин, Р. Учаев, В. Савкин). Эти «сельские стипендиаты» (они получали финансовую поддержку от ФУО) предоставляли Паасонену множество фольклорных записей, которые тот проверял и транскрибировал. И после отъезда ученого в Хельсинки они продолжали на протяжении ряда лет посылать ему материалы по мордовскому фольклору, как и этнографические экспонаты. В отчете руководству Гельсингфорсского университета, подводя итоги своим экспедиционным поездкам к мордве, Паасонен писал: «Можно с некоторой уверенностью заключить, что все важнейшие различия в диалектах мордовского языка
стали известны и что фольклорный материал из областей, где мордовский элемент сохранился лучше всего, собран довольно полно, частью с помощью специально подобранных мной для этой работы грамотных, сведущих в письме мордвинов».
В собирании этнографических коллекций для ФУО принимали участие, кроме М.Е. Евсевьева, А.А. Шахматов, Н. Барсов и др. Священник мокшанской деревни Н. Барсов в 1891 г. отправил Обществу собрание мордовских песен, а в 1892 г. - карту расселения мордвы в Пензенской губернии и сборник мордовских топонимов. А.А. Шахматов отдал в дар ФУО словарный сборник, содержащий 1300 мордовских слов, а несколько позднее в журнале ФУО была напечатана записанная им легенда о происхождении мокши и эрзи.
До первой мировой войны еще два финских исследователя совершили экспедиционные поездки к мордве. В 1908-1909 и 1911 гг. среди мордвы работал А. Хямяляйнен (1881-1949), изучая, главным образом, ее свадебные обычаи, а в 1914 г. - А. Вяйсенен (1890-1969), собиравший народные напевы и этнографические экспонаты. В 1930-х гг. в Хельсинки на немецком языке вышли в свет сочинения Хямяляйнена «Вклад восточных финнов в этнографию», «Вклад финно-угорских народов в историю древнего пчеловодства», «Культ огня у мордвы и черемисов», а в 1948 г. опубликован обширный сборник «Мордовские мелодии», подготовленный к изданию А. Вяйсененом. В нем представлен богатейший материал, включающий баллады, исторические, рекрутские и лирические песни. Хотя некоторые теоретические высказывания А. Вяйсенена относительно характера мордовской народной музыки и спорны, ценность опубликованных там данных не подлежит сомнению.
Из других наиболее крупных работ членов ФУО, посвященных мордве, назовем книгу У. Харва (1882-1949) «Религиозные верования мордвы», изданную в Хельсинки в 1952 г. на немецком языке [8]. В ней Харва широко использовал полевые материалы Паасонена. Сам он среди мордвы не был. В 1908, 1911 гг. он приезжал в Волго-Камье для сбора полевых материалов среди удмуртов. Книга Уно Харва - одно из наиболее обстоятельных исследований, посвященных дохристианским верованиям мордвы. Автору удалось не только привести в определенную систему те или иные верования, культы мордовского «язычества», но и раскрыть происхождение и социальные корни некоторых из них. Правда, в теоретико-методологическом отношении он отдал определенную дань прамонотеистической теории В. Шмидта.
Национальный музей Финляндии в 1980 г. выпустил сборник «lso Karhu» («По следам медведя»), в котором опубликовал 23 ценнейшие фотографии, отражающие различные аспекты крестьянского быта мордвы конца Х1Х - начала ХХ вв., сделанные в свое время Гейкелем, Хямяляйненом и Вяйсененом. В этом же издании воспроизведены фотографии по другим вол-го-финским, пермско-финским и обско-угорским народам, подобранные к печати из архивов указанных исследователей финскими этнографами И. Лехтинен и Ю. Кукконен. Им же принадлежит авторство весьма содержательного предисловия к этому этнографическому фотоальбому.
Публикуя свои исследования в Хельсинки на немецком, французском, английском, финском языках, члены ФУО способствовали более глубокому и серьезному ознакомлению с мордовским народом зарубежных специалистов и читателей, введению мордовского этнографического и лингвистического материала в мировую науку.
Как известно, Финляндия находилась в составе России с 1809 г. Вскоре после Октябрьской революции, а именно 31 декабря 1917 г., Советское правительство признало ее государственную независимость. Однако обстоятельства стали развиваться так, что советско-финские отношения стали напряженными, научно-культурные контакты прерывались, немногочисленные кадры финно-угроведов, имевшиеся в СССР, подвергались репрессиям. Было время, когда политической ошибкой считалось даже упоминание о родстве с финским мордовских языков, общности их истоков. Все это весьма негативно отразилось на изучении проблем этногенеза и этнической истории как мордовского, так и всех других финно-угорских народов, проживавших на территории бывшего СССР. Не способствовало научным поездкам зарубежных ученых в Мордовию и то, что с некоторых пор она была объявлена закрытой зоной, которую иностранцы посещать не имели права. Этот статус закрытости был снят лишь в 1990 г. Если каким-то зарубежным исследователям-путешественникам удавалось работать с мордовскими респондентами по сбору этнографической, фольклористической или лингвистической информации, то это происходило не на территории Мордовии, а тех республик и областей, где проживало мордовское население, но которые не входили в категорию «закрытых».
Более благоприятные возможности для фин-ско-мордовского сотрудничества в области научных изысканий, касающихся всего комплекса знаний, получившего название финно-угристики или уралисти-ки, стали складываться лишь в последние годы. Ученые Мордовии стали бывать в Финляндии по приглашению университетов, других научных учреждений, а финские исследователи - в Мордовии. Так, к примеру, учеными из Республик Мордовия, Марий Эл, Удмуртия под руководством финской исследовательницы Ильдико Лехтинен была подготовлена книга «Marit, mordval-aiset ja udmurtit. Perinteisen kulttuurin tietosanakirja» (Toimittanut Ildiko Lehtinen. Helsinki. 2005), напечатанная в Финляндии на финском языке. Эта работа представляет собой энциклопедию материальной культура народов мордвы, марийцев и удмуртов. Она богата проиллюстрирована, прекрасно издана. Инициатором проекта выступил музей Культур Финляндии (Хельсинки), являющийся филиалом Национального музея.
В ходе работы над книгой российские исследователи, являющиеся модераторами проекта Т. Минниахметова (Тарту), Е. Мокшина (Саранск), Т. Молотова (Йошкар-Ола), П. Орлов (Ижевск), не раз приезжали в Финляндию для совместных консультаций [9].
Думается, что интенсивность подобного рода контактов будет возрастать, а значит, впереди - новые путешествия. Значительный вклад в налаживание этих контактов вносят международные конгрессы финно-у-гроведов, проводимые через каждое пятилетие с 1960 г. в странах, где проживают финно-угорские народы. На пленарных и секционных заседаниях этих конгрессов обсуждаются важнейшие проблемы, касающиеся как прошлого, так и современного бытия народов, объединяемых в единую финно-угорскую или уральскую языковую семью [3; 4].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / LIST OF REFERENCES
1. Дербенева А.М. Вклад Финно-угорского общества в исследование этнографии мордовского народа // Вопросы географии и этнографии Мордовской АССР. М., 1977. С. 36-37. [Derbeneva A.M. The contribution of the Finno-Ugric society to the study of the ethnography of the Mordovian people. Questions of geography and ethnography of the Mordovian ASSR. Moscow, 1977. Р. 36-37.]
2. Мокшин Н.Ф. Мордва глазами зарубежных и российских путешественников. Саранск, 1993. С. 126-133. [Mok-shin N.F. Mordva through the eyes of foreign and Russian travelers. Saransk, 1993. Р. 126-133.]
3. Мокшин Н.Ф., Мокшина Е.Н., Сушкова Ю.Н. Финно-угорские народы. Саранск, 2009. С. 22-23. [Mokshin N.F., Mok-shina E.N., Sushkova Y.N. Finno-Ugric peoples. Saransk, 2009. Р. 22-23.]
4. Мокшин Н.Ф., Мокшина Е.Н., Сушкова Ю.Н., Гришаков В.В. Этнография финно-угорских народов. Саранск, 2017. 176 с. [Mokshin N.F., Mokshina E.N., Sushkova Y.N., Grishakov V.V. Ethnography of Finno-Ugric peoples. Saransk, 2017. 176 р.]
5. Смирнов И.Н. (рец.). Journal de la Societe Finno-ougrienne. I-X. 1888-1892 // Известия ОАИЭ. 1893. Т. XI. Вып. 1. С. 94. [Smirnov I.N. (Rec.). Journal de la Societe Finno-ougrienne. I-X. 1888-1892. Bulletin of the United Arab Emirates. 1893. Vol. XI. Issue 1. Р. 94.]
6. Харузин Н. Очерк истории развития жилища у финнов // Этнографическое обозрение. 1895. № 1. С. 35. [Kharuzin N. Essay on the history of the development of housing among Finns. Ethnographic Review. 1895. No. 1. P. 35.]
7. Феоктистов А.П. О трудах Х. Паасонена по мордовским языкам // Вопросы финно-угорского языкознания. М., Л., 1962. С. 278. [Feoktistov A.P. On the works of H. Paasonen on Mordovian languages // Questions of Finno-Ugric linguistics. Moscow, Leningrad, 1962. Р. 278.]
8. Xarva U. Die religiozen Vorstellungen der Mordvinen. Xelsinki, 1952.
9. Marit, mordvalaiset ja udmurtit. Perinteisen kulttuurin tietosanakirja. Toimittanut Ildiko Lehtinen. Helsinki. 2005. 234 p.
Сушкова Юлия Николаевна, доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой международного и европейского права, декан юридического факультета Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева (специальность 07.00.07)
Статья поступила в редакцию 29.11.2019, принята к публикации 12.12.2019 The article was received on 29.11.2019, accepted for publication 12.12.2019
РЕЦЕНЗИЯ
на статью докторов исторических наук, профессоров Н.Ф. Мокшина и Е.Н. Мокшиной «О вкладе финских исследователей в изучение этнографии мордовского народа»
Статья посвящена важной и актуальной проблеме, которая весьма фрагментарно освещена в историко-эт-нографической литературе. Ее авторы рассмотрели на базе обширного круга источников и научной литературы процесс накопления и изучения финскими учеными этнографии мордовского народа.
Они справедливо отметили, что финские исследователи внесли существенный вклад в дело изучения этнографии финно-угорских народов в целом, в том числе и мордовского. Финские ученые собрали в ходе этнографических экспедиций богатый полевой материал по разным сферам жизнедеятельности мордвы. Особенно много удалось сделать в этом направлении таким исследователям, как М. Кастрен, А. Алквист,
А. Гейкель, Х. Паасонен, У. Харва. Научное наследие этих ученых до сих пор привлекает интерес многих современных финно-угроведов. Да и позднее, во второй половине XX - начале XXI в., финские этнографы занимались изучением мордвы. Они делали доклады на международных конгрессах и конференциях, публиковали книги и научные статьи. Безусловно, взгляд и оценка событий, данные извне, со стороны заслуживают нашего внимания. Думается в будущем необходимо налаживать более плодотворное сотрудничество с финскими коллегами.
На мой взгляд, статья соответствует требованиям, предъявляемым к публикациям подобного рода, и может быть рекомендована к печати.
Доктор исторических наук; профессор кафедры истории России Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева Г.А. Корнишина (специальность 07.00.07)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Мокшин Николай Федорович, доктор исторических наук, профессор; заведующий кафедрой истории России ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» Саранск, Российская Федерация
Nikolay Fedorovich Mokshin, Doctor of Historical Sciences, professor; Head of the Department of Russian History; The Mordovian State University. Saransk, Russian Federation
Е-mail: [email protected]
Мокшина Елена Николаевна, доктор исторических наук, доцент; профессор кафедры истории России ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева». Саранск, Российская Федерация
Elena Nikolaevna Mokshina, Doctor of Historical Sciences, associate professor; the Mordovian State University. Saransk, Russian Federation
Е-mail: [email protected]