Научная статья на тему 'Университетский комплекс как центр развития региональной системы непрерывного образования'

Университетский комплекс как центр развития региональной системы непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университетский комплекс как центр развития региональной системы непрерывного образования»

В. Н. Васильев , А. В. Воронин

Университетский комплекс как центр развития региональной системы непрерывного образования

В настоящее время наблюдается повышение ответственности регионов за социально-экономическое развитие, повышение заинтересованности в укреплении интеллектуального потенциала на местах, развитии региональной системы непрерывного образования с целью подъема экономики, активизации инвестиционной и инновационной политики, подготовки высококвалифицированных кадров. Кроме того, отмена в России "силового" распределения выпускников и целевого приема студентов по заказу регионов приводит к невозвращению студентов в регионы после окончания центральных вузов, что еще более повышает заинтересованность регионов в развитии собственной системы подготовки и переподготовки специалистов.

Заметим, что развитие региональных систем образования не ведет к разрушению единого образовательного пространства в России, т.к. последнее формируется через государственные образовательные стандарты, единые требования к процессу обучения, объективные процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации, совместную работу Российского Союза ректоров и региональных советов ректоров вузов, центральные советы по защите диссертаций, совместные межвузовские научные программы и исследования, конференции и семинары и т.д.

Центральная роль в развитии системы непрерывного образования, кадровом и научном обеспечении социально-экономического развития региона принадлежит классическим университетам. Современные классические университеты во многих регионах представляют собой крупные университетские комплексы (УК), реализующие образовательные программы различных уровней и проводящие исследования по приоритетным направлениям науки, техники и социальной сферы. Одной из важных задач развития высшего профессионального образования в России в настоящее время является задача разработки принципов создания и нормативно-правового обеспечения функционирования университетских комплексов как центров образования, науки, культуры и здравоохранения в субъектах Российской Федерации. Другой важной задачей высшего образования России является задача интеграции в мировое образовательное пространство, укрепления международного партнерства и использования передового опыта зарубежных университетов с сохранением лучших российских традиций в области высшего образования.

Цели и структура университетских комплексов

Основными целями создания УК, указанными в проекте Типового положения, являются следующие:

• Повышение качества образования.

• Обеспечение адаптации образовательных учреждений и выпускников к социальным, экономическим и культурным запросам общества и изменениям рынка труда.

• Вовлечение в инновационный процесс профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов, аспирантов, студентов и специалистов.

• Повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов образовательных, научных, конструкторских, производственных, инновационных, социальных и других

структурных подразделений, а также учреждений, организаций и предприятий, входящих в УК.

• Создание условий и возможностей для реализации крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, имеющих федеральный, региональный, межрегиональный и отраслевой уровень, активизация научных исследований и инновационной деятельности.

• Повышение роли университетов в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии общества.

Развитие УК в различных регионах имеет свои особенности в зависимости от выбранной стратегии, имеющегося опыта, практики взаимодействия с региональными и муниципальными органами власти, образовательными и научными учреждениями и т.п. В докладе министра образования Российской Федерации В.М.Филиппова "О ходе реализации федеральной программы развития образования в 2000 году" рассматриваются следующие базовые варианты создания университетских комплексов:

• единый территориальный образовательный комплекс субъекта Российской Федерации;

• вертикальная интеграция образовательных учреждений по профессиональной принадлежности (технические, педагогические, медицинские, сельскохозяйственные);

• некоммерческое партнерство образовательных и научных структур различных форм собственности с сохранением статуса юридического лица;

• консорциум учебных заведений с академическими и отраслевыми НИИ и базовыми (для технических вузов) предприятиями и организациями;

• учебный округ однопрофильных учебных заведений, в котором профильный университет выполняет роль организационно-методического центра.

Организационно-правовой статус УК может быть оформлен в виде единого юридического лица, создания ассоциации (союза, округа) учреждений и организаций с правами юридического лица или без прав юридического лица.

На практике существующие УК, как правило, представляют собой некоторые смешанные комбинации вышеуказанных базовых вариантов.

Рассматривая структуру и деятельность университетских комплексов, взаимодействие подразделений, организаций и учреждений, входящих в УК или сотрудничающих с УК, можно выделить следующие группы внутренних и внешних структурных единиц:

1. Подразделения, входящие в состав университета (университетского комплекса) как единого юридического лица.

2. Организации, учредителем (соучредителем) которых является университет (университетский комплекс).

3. Организации (учреждения, предприятия), с которыми университет (университетский комплекс) взаимодействует на основе долгосрочных двусторонних и многосторонних договоров.

Многообразие видов университетских комплексов связано с возможностью организации новых УК на базе существующих путем создания ассоциаций, союзов, консорциумов, округов и т.п.

Ниже на примере Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ) рассматриваются вопросы создания и функционирования регионального университетского комплекса.

Концепция распределенного университетского

комплекса

Республика Карелия (РК) входит в Северо-Европейский экономический регион России и имеет самую протяженную границу с Финляндией - единственной страной ЕС, граничащей с Россией. Республика Карелия является активным участником нескольких европейских региональных организаций, две из которых - Баренцево сотрудничество и Совет стран Балтийского моря. РК как часть Европейского Севера России является приоритетной территорией по развитию программы ТАСК в Российской Федерации, через свою территорию обеспечивая перемещение знаний, технологий, товаров и услуг, капитала и рабочей силы с Запада на Восток и с Востока на Запад. Очевидно, что создание образовательно-инновационной и информационной инфраструктуры на Европейском Севере требует учета интересов, особенностей и специфики региона.

В 1996 г. ученый совет университета и Министерство общего и профессионального образования РФ утвердили Программу развития ПетрГУ на период до 2001 года, в которой были определены основные направления деятельности университета, в т. ч.:

• Повышение качества подготовки специалистов за счет:

о подготовки и отбора лучших абитуриентов;

о активизации научно-исследовательской работы школьников, студентов и преподавателей;

о использования инновационных методов и информационных технологий в

обучении и научных исследованиях; о укрепления международного сотрудничества.

• Создание региональной системы непрерывного образования, интеграция уровней образования.

• Повышение доступности высшего образования в районах республики.

• Участие в социально-экономическом развитии районов республики.

В качестве механизма достижения поставленных целей была разработана концепция "Распределенного университетского комплекса", включающего в себя:

• Головной центр (ПетрГУ) в г.Петрозаводске.

• Сеть образовательных центров ПетрГУ в городах и районных центрах РК и соседних областей (филиалы, учебные центры).

• Сеть университетских лицеев, "базовых" школ, техникумов и колледжей в г.Петрозаводске, районах РК и Мурманской области.

• Сеть регионального научного сотрудничества на Европейском Севере России (совместно с Карельским НЦ и Кольским НЦ РАН, Кольским филиалом ПетрГУ, Карельским государственным педагогическим университетом и другими вузами и научными организациями региона).

• Сеть международного сотрудничества, реализуемая через консорциум российских и зарубежных вузов "Северо-Европейский открытый университет".

• Информационно-телекоммуникационную сеть образования, науки, культуры и здравоохранения на Европейском Севере, обеспечивающую информационную поддержку функционирования Распределенного университета.

Реализация данной концепции потребовала внесения серьезных изменений в структуру управления, организацию деятельности коллектива и подразделений ПетрГУ, региональную политику университета, объединения усилий правительства Республики Карелия, Законодательного собрания РК, муниципальных органов власти, образовательных учреждений и всего педагогического сообщества в сфере профобразования.

В работе с органами власти ПетрГУ избрал стратегию взаимовыгодного партнерства и сотрудничества. За последние три года ПетрГУ провел цикл совместных научно-методических семинаров с правительством РК, Законодательным собранием РК,

администрацией г.Петрозаводска, посвященных вопросам развития профессионального образования, разработки программ развития базовых отраслей экономики и социальной сферы, анализу макроэкономических проблем. Ученые ПетрГУ приняли участие в разработке Концепции социально-экономического развития РК, отраслевых программ, программ социально-экономического развития районов республики. Активное участие ПетрГУ в решении актуальных проблем РК и целенаправленная работа Совета ректоров вузов республики позволили выработать единые подходы в республике по вопросам развития высшего профессионального образования и роли правительства и Законодательного собрания РК в поддержке ПетрГУ как головного вуза республики.

Итоги работы ПетрГУ и других образовательных учреждений республики по созданию региональной системы непрерывного образования были подведены в 1999 г. на Международной конференции "Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции и инновации". В конце 1999 г. правительство РК утвердило новую "Программу развития ПетрГУ на период до 2005 г.", в которой определены стратегические направления развития университетского комплекса ПетрГУ.

Структура университетского комплекса ПетрГУ

Рассмотрим структуру университетского комплекса ПетрГУ и основных партнеров университета. 1. Образовательные, научные и организационно-методические подразделения ПетрГУ:

• 16 факультетов, 73 кафедры (740 преподавателей, 1200 сотрудников).

• 3 филиала в Республике Карелия и 1 филиал в Мурманской области.

• Структурные подразделения:

о Карельский региональный институт управления, экономики и права ПетрГУ

при правительстве Республики Карелия; о Северный НИИ рыбного хозяйства; о НИИ историко-теоретических проблем зодчества; о Региональный центр новых информационных технологий; о издательство; о фундаментальная библиотека.

• Региональные и общеуниверситетские центры:

о Региональный центр Минобразования РФ по международному

сотрудничеству на Европейском Севере России; о Региональный Центр дистанционного образования на Европейском Севере; о Карельский информационный центр Европейского союза; о Карельский информационный Баренц-Центр; о Образовательно-инновационный центр; о Центр Интернет;

о Инновационно-технологический центр "Полярная звезда"; о технопарк;

о Отраслевой базовый региональный центр Минобразования РФ по обучению и проверке знаний по охране труда.

• Учебно-научно-производственные подразделения факультетов:

о Центр подготовки и переподготовки кадров лесного комплекса; о Центр математического моделирования и автоматизации производства; о Учебно-методический центр по подготовке и аттестации профессиональных бухгалтеров;

о Центр политических и социальный исследований;

о Учебно-методический комплекс САПР

о Центр строительных технологий;

о Эколого-правовой центр;

о юридическая клиника;

о биостанция;

о ботанический сад;

о научно-исследовательские лаборатории кафедр и факультетов.

2. Организации, в которых ПетрГУ является соучредителем:

• университетский лицей в г. Петрозаводске (совместно с Министерством образования и по делам молодежи РК, Администрацией г.Петрозаводска).

• университетские лицеи в районах Республики Карелия (совместно с администрациями местного самоуправления).

• Координационный республиканский центр Всероссийской программы "Шаг в будущее" (совместно с Министерством образования РК, администрацией г. Петрозаводска, Университетским лицеем).

• Карельский научный медицинский центр (совместно с правительством РК, СевероЗападным отделением Российской Академии медицинских наук, АО "Кондопога").

• Северо-Европейский открытый университет (24 российских и зарубежных организации).

• Ассоциация классических университетов России.

• Баренцев виртуальный университет.

• Совет ректоров вузов РК.

3. Органы власти, организации и предприятия, с которыми университет сотрудничает на основе долгосрочных договоров:

• Правительство Республики Карелия.

• Администрации местного самоуправления Республики Карелия.

• Лицеи, гимназии и школы.

• Профессиональные лицеи, техникумы и колледжи.

• Российские университеты и научные организации.

• Зарубежные университеты и организации.

• Российские предприятия.

• Петрозаводская Епархия.

Основные направления деятельности университетского

комплекса ПетрГУ

Рассмотрим более подробно принципы создания и функционирования подразделений и структур университетского комплекса ПетрГУ.

ПетрГУ является крупнейшим вузом на Европейском Севере России, в котором на 13 факультетах обучается более 15 000 студентов и аспирантов. В ПетрГУ также действуют подготовительный факультет, факультет повышения квалификации и факультет постдипломного образования в области медицины, общее число слушателей в 2000 г. составило 4 800 человек, в т.ч. 2300 - из районов РК.

Одной из серьезнейших проблем социально-экономического развития районов в РК и Мурманской области является недостаток квалифицированных кадров. Во многих районах средний возраст

специалистов с высшим профессиональным образованием приближается к пенсионному возрасту. Выпускники школ из районов, поступая в центральные, областные или республиканские вузы, как правило, не возвращаются в родные места, ослабляя и без того невысокий интеллектуальный потенциал своей территории. Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием в филиалах - единственный способ решения в настоящее время данной проблемы.

В четырех филиалах ПетрГУ (Республика Карелия - Приладожский, Костомукшский, Беломорский филиалы; Мурманская область - Кольский филиал, г. Апатиты) обучаются более 4000 студентов и аспирантов.

Кольский филиал ПетрГУ, созданный в 1994 г. при поддержке Кольского научного центра РАН, является одним из крупнейших филиалов в России, в котором обучается более 3000 студентов, в т.ч. более 1500 студентов - на бюджетной основе.

Продуманное территориальное размещение филиалов дает возможность обучаться в каждом из них студентам из нескольких соседних районов, что позволяет обеспечить подготовку специалистов из отдаленных от республиканского центра районов. Большое внимание в работе филиалов уделяется качеству обучения, участию в проведении учебного процесса ведущих преподавателей ПетрГУ, формированию собственных штатов ППС, развитию материально-технической базы (библиотечные фонды, компьютерные классы, лаборатории, подключение к Интернет и т.п.).

В 1994 г. ПетрГУ совместно с Минобразованием РК, администрацией местного самоуправления учредил университетский лицей на базе одной из школ г.Петрозаводска. В настоящее время университетский лицей является ведущим инновационным учреждением в РК, имеет статус федеральной экспериментальной площадки Минобразования РФ. Среди выпускников лицея -победители международных и всероссийских конкурсов и олимпиад. В 2000 г. выпускница Университетского лицея Н.Ефименко стала абсолютным победителем Всероссийской конференции Программы "Шаг в будущее", победила на международной олимпиаде и признана "лучшим молодым ученым Европы". Результаты работы университетского лицея регулярно заслушивается на заседаниях ученого совета ПетрГУ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За последние годы в г. Петрозаводске при поддержке ПетрГУ созданы медико-биологическая и гуманитарная гимназии, ведется создание инженерно-технологического лицея.

На базе ПетрГУ действует Координационный центр по РК Программы научно-технического творчества школьников и молодежи "Шаг в будущее", который организует районные, городские и республиканские конференции и олимпиады.

Большое внимание уделяется в ПетрГУ повышению доступности высшего образования для школьников из районов республики. Каждый район закреплен за одним из факультетов университета, в Учебно-методическом управлении создан отдел по работе с филиалами и районами РК. Ежегодно проводится целевой прием 200 студентов из районов республики и сельской местности по направлению правительства Республики Карелия и местных органов власти на все специальности и направления, лицензированные в ПетрГУ. При поддержке Минобразования России в 1999 г. открыто подготовительное отделение для сельских школьников.

Сеть базовых школ, техникумов и колледжей на территории республики и Мурманской области насчитывает более 40 учреждений. Среди них - Коткозерский сельский социокультурный комплекс - федеральная экспериментальная площадка, университетская гимназия в г.Костомукше, сельскохозяйственный техникум в г.Сортавала. Большая работа проведена с техникумами, колледжами и профлицеями по созданию согласованных программ обучения. Выпускники автотранспортного, железнодорожного, лесотехнического, строительного, машиностроительного техникумов, техникума городского хозяйства, речного колледжа, профлицеев 12 и 16 могут продолжить обучение в ПетрГУ по программам с сокращенным сроком обучения.

В районах республики на базе одной из школ райцентра действуют университетские лицеи, в которых по программам выходного дня, заочной и дистанционной формам обучения ведется подготовка наиболее одаренных школьников из всех населенных пунктов района, в т.ч. из сельских школ. Занятия в районных университетских лицеях ведут преподаватели ПетрГУ и ведущие учителя районных школ.

ПетрГУ совестно с правительством республики, местными администрациями участвует в разработке программ социально-экономического развития сельских районов республики, с правительством РК заключен долгосрочный договор о целевом приеме в университет студентов из районов республики и сельской местности. В университете разработана и реализуется Программа сотрудничества с районами республики, заключены долгосрочные договоры о сотрудничестве с администрациями местного самоуправления, в которых стороны принимают на себя следующие обязанности:

Университет:

• разрабатывает программу подготовки старшеклассников к поступлению в вузы и обеспечивает выполнение учебного плана;

• организует целевой прием выпускников района в ПетрГУ и на подготовительное отделение;

• совместно с администрацией разрабатывает программу создания Университетского лицея и обеспечивает его работу;

• способствует развитию научно-исследовательской работы школьников;

• предоставляет возможность ознакомления школьников района с работой факультетов, Интернет-центра, библиотеки и других подразделений ПетрГУ;

• проводит по заявкам администрации повышение квалификации и переподготовку руководителей и учителей школ района в области информационных технологий, менеджмента и основ законодательства в образовании, инновационной и проектной деятельности;

• организует по заявкам администрации проведение повышения квалификации и переподготовки для специалистов предприятий, учреждений и организаций района;

• оказывает помощь в проведении тематических семинаров, круглых столов, конференций для руководителей и специалистов организаций и предприятий;

• оказывает содействие в подготовке проектов в российские и международные фонды и программы;

• обеспечивает доступ учреждений социальной сферы к Интернет-ресурсам ПетрГУ, курсам дистанционного обучения;

• организует проведение телетестинга для выпускников школ;

• направляет по заявкам администрации студентов для прохождения педагогических и производственных практик в учреждениях, организациях и предприятиях района;

• организует по заявкам администрации, организаций и предприятий выполнение научно-исследовательских, проектных, хоздоговорных, краеведческих и консультационных работ, в т.ч. с участием аспирантов и студентов ПетрГУ из района;

• организует шефство научной библиотеки ПетрГУ над библиотеками района, проводит семинары для библиотечных работников, организует по заявкам ЦРБ выездные выставки-просмотры литературы, предоставляет информацию о новых изданиях ПетрГУ;

• обеспечивает администрацию, школы, библиотеки и другие учреждения социальной сферы газетой "Петрозаводский университет", информацией о мероприятиях, проводимых в ПетрГУ;

• организует регулярное проведение Дней ПетрГУ в районе и Дней района в ПетрГУ;

• организует по заявкам администрации обучение специалистов в Учебном центре по охране труда и технике безопасности;

• оказывает консультативную помощь учителям по преподаванию курсов мировой художественной культуры и культуры Карелии, хоровым и фольклорным коллективам, руководителям кружков прикладного искусства и творчества, руководителям спортивных коллективов;

• организует по заявкам администрации выезды творческих и спортивных коллективов ПетрГУ.

Администрация местного самоуправления:

• отбирает и направляет выпускников школ для участия в конкурсе на целевые места в ПетрГУ и на подготовительное отделение;

• содействует организации подготовки старшеклассников к поступлению в вузы и развитию научно-исследовательской работы школьников района.

• оказывает необходимую помощь в организации педагогических и производственных практик студентов из района на предприятиях и в организациях района, в трудоустройстве выпускников;

• информирует ПетрГУ о проведении ярмарок профессий для выпускников школ, наличии вакансий в организациях и на предприятиях;

• ежегодно устанавливает 5 премий главы местного самоуправления в размере 2000 рублей каждая для награждения лучших студентов из района;

• направляет в ПетрГУ заявки на проведение:

о педагогических и производственных практик,

о учебы по повышению квалификации и переподготовке специалистов,

о конференций, семинаров и других мероприятий,

о научно-исследовательских, проектных, хоздоговорных и консультационных работ,

о концертов творческих коллективов, спортивных соревнований;

• по запросам ПетрГУ предоставляет необходимую информацию и статистические данные о социально-экономическом развитии района;

• назначает ответственного исполнителя, координирующего работу по выполнению настоящего договора.

Отметим, что широкое обсуждение и заключение договоров с администрациями местного самоуправления позволили перейти от заключения локальных договоров о сотрудничестве с отдельными учреждениями образования, культуры и здравоохранения в районе к комплексным договорам о взаимовыгодном сотрудничестве по поддержке социально-экономического развития каждой территории республики. Данное обстоятельство позволяет лучше координировать работу в рамках целой территории, повысить эффективность сотрудничества и сократить объем необходимых для этого ресурсов.

С целью улучшения воспитательно-просветительской работы со студентами в 1999 г. заключено соглашение о сотрудничестве между ПетрГУ, Министерством образования и по делам молодежи РК и епархией.

Создание распределенного университетского комплекса ПетрГУ потребовало дальнейшего развития региональной информационной сети образования, науки, культуры и здравоохранения на Европейском Севере.

В настоящее время к узлу телекоммуникаций ПетрГУ подключены филиалы университета, Карельский научный центр РАН, Педагогический университет, Национальная библиотека РК, медицинский компьютерный центр, более 40 школ г. Петрозаводска и районов республики, в т.ч. и сельские школы, Министерство образования РК, колледжи и техникумы и другие учреждения

образования, науки и культуры. Информационное наполнение сети обеспечивает интеграцию научно-образовательных ресурсов республики и их эффективное использование на всех уровнях образования. Использование дистанционных курсов обучения, проведение видеоконференций, использование электронной почты и других Интернет-ресурсов стали обычной практикой организации учебного процесса в структурах университетского комплекса ПетрГУ и образовательных учреждениях РК. В рамках президентской программы компьютеризации сельских школ ПетрГУ проводит обучение учителей информатики из районов республики.

Одной из важнейших задач УК является задача повышения эффективности научных исследований, развития фундаментальной и прикладной науки, активизации инновационной деятельности и использования результатов научной деятельности в отраслях экономики и социальной сферы региона.

В рамках федеральной программы "Интеграция вузовской и академической науки" ведутся совместные исследования с Карельским научным центром (КНЦ) РАН, созданы филиалы кафедр ПетрГУ в КНЦ РАН, проводятся совместные конференции, олимпиады и научные школы. В рамках заключенных договоров ПетрГУ выполняет совместные исследования с ведущими университетами и институтами РАН.

С целью развития прикладных исследований в области рыбоводства в 1994 г. в состав ПетрГУ был включен Северный НИИ рыбного хозяйства (СевНИИРХ). В настоящее время СевНИИРХ является одним из ведущих отраслевых институтов, который одновременно с фундаментальными и прикладными исследованиями участвует в подготовке студентов и аспирантов эколого-биологического факультета ПетрГУ. В настоящее время ведется работа по включению в состав ПетрГУ еще одного отраслевого института - Карельского НИИ лесной промышленности.

В 2000 г. ПетрГУ совместно с правительством РК, Северо-западным отделением Российской академии медицинских наук и АО "Кондопога" создали Карельский научный медицинский центр (КНМЦ), основной задачей которого является задача разработки и внедрения в практическую деятельность учреждений здравоохранения передовых методов и технологий в области медицины. В составе КНМЦ под патронажем Северо-Западного отделения РАМН работают ведущие преподаватели медицинского факультета и практические специалисты.

Развивается инновационный комплекс ПетрГУ, в рамках которого созданы Инновационно-технологический центр "Полярная звезда" и технопарк. В настоящее время инновационными подразделениями выполняются работы на крупнейших предприятиях Северо-Запада России, выполняются международные проекты, ведется подготовка менеджеров по инновационной деятельности.

В области международного сотрудничества в качестве основных направлений были выбраны следующие:

1. Информационная поддержка деятельности научно-образовательных, общественных, коммерческих и других организаций по поиску зарубежных партнеров, подготовке совместных образовательных программ и научных проектов.

2. Организация инновационной деятельности по внедрению в регионе лучших мировых образцов технологий и техники и дальнейшего распространения опыта на другие российские территории.

3. Создание инфраструктуры международного сотрудничества как составного элемента реализации идеи создания на территории РК "форума" или "места встреч" для сторон, заинтересованных в развитии сотрудничества на Европейском Севере.

С этой целью в ПетрГУ были созданы Региональный центр Минобразования РФ по международному сотрудничеству на Европейском Севере России, Карельский информационный центр Европейского союза, Карельский информационный Баренц-Центр, Карельское отделение

информационного бюро Совета министров северных стран. Деятельность вышеуказанных подразделений позволила резко увеличить обменные программы (более 400 студентов и преподавателей в год) с зарубежными университетами, активизировать участие ученых ПетрГУ в различных международных проектах и программах. В настоящее время ПетрГУ имеет договоры о сотрудничестве более чем с 40 зарубежными университетами.

К числу наиболее значимых международных проектов, реализованных в ПетрГУ за последние годы следует отнести:

• Проект ТАСИС в области бизнес-образования;

• Проект "Тайга-модельный лес" (Программа охраны окружающей среды ООН, Правительство Финляндии);

• Темпус-проект "Совершенствование преподавания политологии";

• Темпус-Тасис проект "Экология и экономика в лесном образование";

• Проекты "Общественное управление", "Создание юридической клиники" (совместно с университетами штата Вермонт, США);

• Проект в области дистанционного образования (совместно с Калифорнийским университетом);

• Проект по развитию образования в области филологии (совместно с Лондонским университетом);

• Проект "Создание Центра Интернет" (Институт "Открытое Общество");

• Программы Мегапроекта "Образование" Института "Открытое общество" (ресурсные кафедры);

• Проект "Адаптация норвежского опыта выращивания радужной форели в садках на Белом море" (МИД Норвегии, ряд норвежских фирм);

• Проект "Модернизация животноводства на Европейском Севере России на основе скандинавских технологий" (Министерство сельского хозяйства Норвегии);

• Проект "Телемедицина в кардиологии" (в рамках программы Баренцева сотрудничества);

• Проект "Развитие экологического образования РК" по Программе BEENET;

• Проект "Молодежь в меняющейся Карелии";

• Проект "Создание Северо-Европейского открытого университета".

Отдельно остановимся на последнем проекте. Проект создания Северо-Европейского открытого университета (далее СЕОУ) разработан ПетрГУ с целью кадрового и научно-инновационного обеспечения интеграции российских северных территорий в единое экономическое и социальное пространство на севере Европы. Проект создания СЕОУ прошел конкурсный отбор по программе "Инновации в высшей школе" и получил финансирование от Мирового банка реконструкции и развития в размере 300 тысяч долларов США.

Создание СЕОУ в качестве открытого университета призвано содействовать решению ряда актуальных задач развития образовательной системы на Европейском Севере России, среди которых необходимо выделить следующие:

• Совместная подготовка специалистов и проведение научных исследований.

• Содействие открытому доступу к знаниям (в первую очередь жителям отдаленных малочисленных районов региона) с использованием дистанционных технологий.

• Организация открытого обмена знаниями в области гуманитарных, социальных, экономических, политологических дисциплин между российскими и зарубежными образовательными учреждениями.

• Содействие открытому обмену опытом по внедрению современных технологий в образовательную и научную сферы.

• Создание и организация доступа к открытым информационным ресурсам по международному и трансграничному региональному сотрудничеству.

• Стимулирование открытого партнерства для граждан и организаций, заинтересованных в развитии сотрудничества на Европейском Севере.

Декларацию о создании СЕОУ подписали 24 российских и зарубежных организации, в т.ч. правительство РК, Государственный университет управления, СПбГИТМО, Санкт-Петербургский университет водных коммуникаций, Новгородский, Тверской и Удмуртский государственные университеты, Институт всеобщей истории РАН, Карельский научный центр РАН, Институт "Открытое общество", Баренцев секретариат, университеты Йоэнсуу, Лапландии, Тампере и Турку, Александровский институт, АО "Метсо-Автоматизация" (Финляндия), Умео (Швеция), Институт судебной медицины университета Осло, Норвежская группа энергоэффективности Акваплан-нива (Норвегия), Нильс-Брокский международный колледж бизнеса (Дания), консорциум университетов Парижа, Страссбурга и Гамбурга, Вермонтская школа права, Калифорнийский государственный политехнический университет (Помона, США).

В рамках Северо-Европейского университета совместно с зарубежными партнерами создаются международные научно-образовательные центры - МНОЦ:

• по истории и культуре Европейского Севера;

• по проблемам леса;

• математического моделирования и компьютерных технологий;

• общей практической (семейной) медицины;

• "Чистая вода. Передовые технологии";

• прибалтийско-финской филологии и культуры;

• по проблемам северного сельского хозяйства;

• подготовки и переподготовки кадров по управлению качеством;

• изучения мировой цивилизации;

• экологии;

• дистанционного обучения в области экономических дисциплин;

• юридический инновационный центр;

• кафедра виртуального изобретательства и другие.

Завершая данный раздел и рассматривая сложившуюся структуру, итоги деятельности УК ПетрГУ, можно с уверенностью сказать, что в Республике Карелия на базе Петрозаводского государственного университета создан распределенный региональный университетский комплекс.

Проблемы создания и функционирования университетских комплексов

К числу наиболее серьезных проблем, с которыми приходится сталкиваться в ходе создания и деятельности регионального университетского комплекса, относятся следующие.

Недостаточное нормативно-правовое обеспечение функционирования УК. Нормативно-правовое обеспечение деятельности УК пока существует в основном в виде проектов различных Положений, которые требуют серьезного обсуждения педагогической общественностью. Очень своевременным является Постановление Правительства РФ N 676 от 17.09.2001г. о внесении в Типовое положение об образовательном учреждении ВПО раздела о порядке создания и финансирования университетских комплексов.

Требуют уточнения варианты создания УК, понятийный аппарат и терминология, следует разработать критерии отнесения различных университетов к тому или иному типу УК.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организационные и кадровые проблемы. В России со времен СССР сохранилась отраслевая принадлежность ряда образовательных учреждений среднего и высшего профессионального

образования. Например, в Республике Карелия из 16 образовательных учреждений среднего профессионального образования только 3 (2 педколледжа и совхоз-техникум) относятся к ведению Минобразования РФ.

Следует отметить, что из-за массового открытия новых непрофильных образовательных программ в большинстве из этих учреждений они фактически потеряли или значительно снизили отраслевую специфику, т.к. большинство студентов обучаются по непрофильным специальностям.

Указанное обстоятельство приводит к неконтролируемому дублированию в подготовке специалистов, отсутствию скоординированной политики из-за ведомственной разобщенности, затрудняет решение вопросов об объединении в университетский комплекс.

Одной из потенциальных проблем при объединении нескольких образовательных учреждений одного уровня может стать ухудшение показателей, влияющих на выполнение лицензионных и аккредитационных требований ("остепененность" профессорско-преподавательского состава и т.п.).

Одной из серьезных проблем в ходе развития УК является проблема роста числа подразделений комплекса, повышение сложности управления структурными единицами и комплексом в целом. Как правило, решение данной проблемы лежит на пути децентрализации управления подразделениями и структурами, входящими в УК. К числу положительных моментов при децентрализации управления относятся повышение ответственности сотрудников за результаты своего труда, улучшение материальной и моральной заинтересованности работников, лучшее раскрытие творческого потенциала работников, преодоление инерции в работе и т.п. Однако в условиях децентрализации существует опасность проявления "центробежных" тенденций, приводящих к игнорированию общих интересов, "замкнутости" системы на саму себя, потери критичности и перспектив развития, управляемости, "размазывания" финансовых и иных ресурсов, неконтролируемого увеличения управленческого персонала. Поэтому очень важным аспектом деятельности руководства УК является работа по согласованию интересов, прав и ответственности структур и подразделений, четкая регламентация деятельности и контроля за ней ("управляемая децентрализация"), включая:

• разработку и согласование нормативных документов, регулирующих права и обязанности центральной администрации и подразделений УК;

• управление через внешний и внутренний самоанализ и самооценку, развитие и управление мотивациями;

• прозрачность системы управления и результатов деятельности подразделений и всего комплекса в целом.

В ходе развития университетского комплекса, создания новых подразделений структур часто приходится сталкиваться с проблемой поиска квалифицированных руководителей подразделений, менеджеров. До 90-х гг. ХХ столетия у университетов не было большой потребности в таких специалистах, система подготовки кадров ориентировалась в основном на выявление талантливых ученых и педагогов, которые затем становились руководителями кафедр, лабораторий и факультетов, университета в целом. Сложившаяся ситуация заставляет университеты создавать собственные системы подготовки и переподготовки руководителей, менеджеров, специалистов по инновационной деятельности, разрабатывать и использовать современные методики управления персоналом и мотивации их деятельности.

Финансово-экономические проблемы. Создание в рамках УК самостоятельно хозяйствующих субъектов обычно не вызывает серьезных проблем. Проблемы появляются на этапе обсуждения вопросов о вхождении в состав УК как юридического лица образовательных и иных учреждений, финансируемых из других источников (отраслевое федеральное министерство, республиканский или местный бюджеты). Опасение потерять или уменьшить имеющиеся до объединения объемы финансирования оказывает существенное влияние на темпы интеграции в рамках УК учреждений профессионального образования.

Не способствует расширению университетских комплексов и "определенная неопределенность порядка" формирования государственного заказа на подготовку специалистов, готовящееся введение ГИФО и нормативов финансирования образовательных учреждений.

Психологические проблемы. Одним из важных факторов, препятствующим интеграции образовательных учреждений в единый УК, являются психологические барьеры, связанные с опасением коллективов и их лидеров утратить самостоятельность в принятии решений, целостность и имущество коллектива, неравноправность положения в рамках УК. Поэтому очень важно сохранять доверие объединяющихся сторон на всех этапах интеграции, и, по-видимому, одним из наиболее эффективных путей объединения является постепенный переход от ассоциативных форм сотрудничества до вхождения в состав единого юридического лица с сохранением правомочий юридического лица вошедшей организации.

Еще одна проблема, актуальная для многих образовательных учреждений, - это проблема преодоления иждивенческих настроений, инерции в коллективе, адаптация преподавателей и сотрудников к новым условиям работы в рамках университетского комплекса. Во многом темпы развития университетского образования зависят от успешности решения данной проблемы в каждом коллективе, в каждом подразделении университетского комплекса.

Перспективы развития университетских комплексов

На наш взгляд, дальнейшее развитие университетских комплексов будет связано с укрупнением, включением в их состав образовательных, научных и научно-производственных учреждений различных уровней, созданием новых структурных подразделений, повышением уровня инновационной и прикладной деятельности с одновременным развитием фундаментальных исследований. По-видимому, в ближайшее время сформируются три основных "базовых" типа УК:

• региональные университетские комплексы;

• федеральные исследовательские университетские комплексы;

• отраслевые университетские комплексы.

Полагаем, что уже сейчас 40-50 университетов в России могут претендовать на достаточно очевидную принадлежность к одному из вышеуказанных типов. Считаем, что необходим серьезный анализ деятельности ведущих центральных и региональных университетов по созданию интегрированных университетских комплексов.

В заключение отметим, что создание университетского комплекса - не самоцель, не модное поветрие, и любой университет (университеты) должны настраиваться на долгие годы серьезной и кропотливой работы. На наш взгляд, в настоящее время имеется серьезная опасность конъюнктурного создания формальных университетских комплексов, имитирующих деятельность УК. Министерству образования России, региональным органам власти, университетам, всему педагогическому сообществу потребуются совместные скоординированные усилия по созданию и развитию университетских комплексов как системы региональных центров непрерывного образования и науки.

© В. Н. Васильев, А. В. Воронин, 2001

Васильев В. Н. Университетский комплекс как центр развития региональной системы непрерывного образования / В. Н. Васильев, А. В. Воронин // Университетское управление: практика и анализ. - 2001. - № 3(18).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.