Научная статья на тему 'Стратегическое планирование развития регионального распределенного университетского комплекса'

Стратегическое планирование развития регионального распределенного университетского комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование развития регионального распределенного университетского комплекса»

Стратегическое планирование развития регионального распределенного университетского комплекса

За последние годы в России произошли серьезные изменения в стратегиях управления университетами, которые в значительной мере повлияли на темпы и качество развития центральных и региональных вузов.

Происходящие изменения, с одной стороны, были связаны с ухудшением экономической ситуации в России, сокращением бюджетного финансирования, появлением негосударственных вузов и обострением конкуренции на рынке образовательных услуг. Это привело к необходимости создания эффективных процедур планирования деятельности университета и контроля за их исполнением, повышения качества предоставляемых образовательных услуг, механизмов рационального использования имеющихся ресурсов, стимулирования инновационной и международной деятельности, ведения активной маркетинговой политики, укрепления личной заинтересованности сотрудников и т. п.

С другой стороны, автономия университетов в определения главных направлений и организации деятельности, изменение структуры управления, опыт российских и зарубежных университетов позволили создать хорошие возможности для разработки процедур гибкого адаптивного планирования и управления и привели к появлению новых стратегий и моделей управления вузами (см., например, [1-3]). Многие университеты превратились в крупные научно-образовательно-просветительские, культурно-воспитательные и инновационно-производственные комплексы, которые стали одними из главных факторов социально-экономического развития регионов.

Разумеется, переход от директивных принципов управления к принципам, основанным на выработке стратегических планов развития, происходил очень непросто и в каждом университете по-своему, в зависимости от специфики вуза. Но главные трудности заключались в ломке стереотипов, преодолении "иждивенческих" настроений и инерции в коллективе, в адаптации преподавателей и сотрудников к новым условиям работы (см. очень интересное и детальное описание в [2]). И сегодня успешно функционируют именно те университеты, где удалось от стратегии "выживания" быстро перейти к стратегии "развития".

Современная система планирования деятельности и управления университетским комплексом включает в себя большое количество различных подсистем и процедур анализа, управления, контроля за исполнением и внесением изменений, и ее описание - удел объемных монографий. В настоящей статье будет представлен опыт стратегического планирования в Петрозаводском государственном университете (ПетрГУ) на основе программно-целевого подхода к стратегическому планированию развития распределенного регионального университетского комплекса.

Первая Программа развития ПетрГУ (1996 год)

По-видимому, одним из главных методов стратегического планирования развития российских университетов в 80-е годы прошлого века была подготовка к аттестации и самоаттестация, в рамках которой проводился детальный анализ деятельности кафедр, факультетов и университета в целом, отмечались недостатки и намечались планы по их устранению, определялись перспективы

развития вуза. В первой половине 90-х годов, в связи с государственно-политическими преобразованиями и резким изменением ситуации, вузам пришлось "на ходу" осваивать новые виды деятельности, приспосабливаться к новым складывающимся реалиям и учиться жить по-новому. Это было время зарождающегося предпринимательства, появления в вузах малых предприятий и научно-исследовательских творческих коллективов, активизации международного сотрудничества, возникновения платных образовательных услуг. Думать о стратегическом планировании в этот период вузам было непросто в силу комплексности, высокой скорости, противоречивости и непредсказуемости проводимых реформ.

Важной вехой в истории вузов стала осень 1995 года, начиная с которой в течение 4 лет вузы получали федеральное бюджетное финансирование на образование только по статьям "зарплата" и "стипендия". В 1996 году стало ясно, что это не временное явление и нужно готовиться к тяжелым временам. В ПетрГУ это время совпало с переизбранием на второй срок ректора В. Н. Васильева и в ходе подготовки к отчету о работе за 5 лет, учитывая перспективы ухудшения бюджетного финансирования, было предложено создать Программу развития ПетрГУ на период до 2001 года (далее - Программа). Программа была разработана осенью 1996 года, утверждена ученым советом ПетрГУ и в декабре этого же года - рассмотрена на Коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ. Главным результатом обсуждения на Коллегии министерства стало признание ПетрГУ "одним из наиболее динамично развивающихся вузов", "головным вузом на европейском Севере России" и утверждение Программы. Важным моментом было и определение объемов федерального финансирования на реализацию Программы, которые в связи с финансовыми трудностями того времени мы так и не смогли получить.

Но период разработки, утверждения и реализации первой Программы развития ПетрГУ оказался чрезвычайно важным, т. к. удалось привлечь к ее подготовке многих членов коллектива университета, провести широкое обсуждение Программы в ПетрГУ, на коллегии Минобразования и внести серьезные изменения в первоначальный вариант, сформулировать стратегические цели и задачи университета. Однако в 1999 году потребовалось принятие новой Программы, о которой подробно расскажем в следующем разделе.

Вторая Программа развития ПетрГУ (1999 год)

За годы реализации первой Программы развития ПетрГУ произошли серьезные качественные изменения в динамике развития университета. Была создана сеть филиалов, институтов и учебных центров, открыты новые факультеты и кафедры, новые специальности в области высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, докторантура, ряд кандидатских и докторских советов. Получила дальнейшее развитие работа со школами республики по подготовке абитуриентов, исследовательской деятельности старшеклассников. Активизировалась инновационная и международная деятельность, при поддержке Минобразования РФ, российских и международных организаций, фондов и программ были созданы несколько международных центров и выиграны крупные международные гранты.

Это время также совпало с приходом нового губернатора республики, выпускника ПетрГУ С. Л. Катанандова, который с первых дней определил в качестве одного из приоритетов своей деятельности - развитие ведущего вуза региона. С учетом достигнутых результатов была уточнена стратегия развития, основные направления деятельности, сроки выполнения и ответственные, промежуточные и итоговые результаты. Программа получила широкое обсуждение в коллективе, была рассмотрена на заседании Правительства Республики Карелия (РК) и после незначительной доработки в декабре 1999 года утверждена Председателем Правительства РК С. Л. Катанандовым.

Структура Программы состоит из 3 основных разделов:

I. Основные итоги деятельности Петрозаводского государственного университета в 19911999 годах.

II. Краткий анализ тенденций в университетском образовании в России и Карелии в 19911999 годах.

III. Программа развития Петрозаводского государственного университета как регионального центра образования, науки и культуры на европейском Севере России.

Опишем кратко содержание основных разделов.

В первом разделе подводятся итоги деятельности коллектива университета, результаты выполнения предыдущей Программы развития. Рассматриваются основные показатели работы университета, включая:

• общую информацию о ПетрГУ как крупнейшем научно-образовательном и культурном центре на европейском Севере России;

• изменения в структуре факультетов и кафедр, учебных, научных и административных подразделениях;

• итоги учебной и научно-исследовательской работы;

• использование современных методов и новых информационных технологий в учебном процессе, научных исследованиях и управлении вузом;

• подготовку научно-педагогических кадров;

• результаты международного сотрудничества университета;

• организацию внеучебной работы со студентами;

• развитие материально-технической базы университета;

• основные финансовые показатели и источники финансирования деятельности ПетрГУ;

• результаты работы ПетрГУ по развитию системы образования и науки в РК, взаимодействию со школами и техникумами, работе с одаренными детьми.

Во втором разделе дается анализ тенденций в университетском образовании в Карелии в 19911999 годах. Выделяются факторы, влияющие на изменение потребностей экономики и социальной сферы республики в специалистах с высшим образованием, к числу которых отнесены следующие.

1. Развитие экономических процессов в стране и регионе:

2.

о структурная перестройка экономики, рыночные отношения,

децентрализация управления экономикой, появление малых и средних предприятий и организаций различных форм собственности, развитие сферы обслуживания, возрастание потребности в

высококвалифицированном управленческом персонале;

3. сложная экономическая ситуация в России и Карелии, тяжелое положение крупных производственных предприятий базовых для Карелии отраслей экономики (лесной комплекс, целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроение, металлургия и др.);

4. появление безработицы и необходимость переподготовки кадров в зависимости от потребностей рынка труда;

5. отсутствие достаточного финансирования для развития образования.

6. Политическая ситуация:

7.

о сложная и противоречивая политическая обстановка в России, отсутствие согласия в обществе по вопросам путей развития страны и общества; о относительно стабильная политическая ситуация в Карелии; о открытость общества, международные обмены и сотрудничество.

8. Геополитическое положение РК:

9.

о общая граница с Финляндией, членом Европейского Сообщества; о членство в двух наиболее динамично развивающихся Европейских региональных сообществах - Баренцевом Евро-Арктическом регионе и регионе Балтийского моря; о наличие тесных экономико-политических, исторических, этнических и культурных связей с северными странами; о эффективное международное сотрудничество;

10. территориальная близость и эффективное сотрудничество с крупнейшими образовательными и научными центрами России, городами Москвой и Санкт-Петербургом, и субъектами Российской Федерации - Мурманской и Архангельской областями, Коми Республикой, богатыми сырьевыми ресурсами;

11. рост потребности в квалифицированном менеджменте на внешних рынках.

12. Национальные особенности РК:

13.

о наличие коренных народов (карелы, вепсы);

о необходимость сохранения и развития национальных языков, традиций и культуры.

14. Ухудшение экологической обстановки, необходимость рационального и эффективного природопользования.

15. Изменения демографической ситуации.

16. Структурная перестройка образования в республике будет существенно отягощена демографическим фактором. За последние годы уровень рождаемости в Карелии снизился примерно в 2 раза, при этом с 2004 по 2010 годы приток абитуриентов - выпускников школ в систему профобразования сократится почти в 2 раза.

17. Внедрение новых информационных технологий во все сферы жизнедеятельности:

18.

о возрастание потребности в специалистах, владеющих новыми информационными технологиями; о "революционное" развитие телекоммуникаций, доступ к глобальным компьютерным сетям, позволяющее преодолеть фактор удаленности от образовательных и научных центров и сделать информацию более доступной;

о необходимость субъективного использования информационных технологий в управлении организациями и предприятиями, а также в современном учебном процессе.

19. Реализация концепции инновационного развития Карелии.

20. В условиях приближенности Карелии к центральным регионам России и странам Европейского экономического сообщества, а также наличия мощного научнообразовательного потенциала и больших сырьевых ресурсов Карелия способна стать инновационным регионом для европейского Севера Российской Федерации, через который будут не только внедряться высокоэффективные западные технологии, но и найдут практическое применение отечественные разработки ученых и инженеров.

21. Изменения в системе образования Карелии:

22.

о повышение уровня самостоятельности образовательных учреждений (ОУ); о многовариантность школьной подготовки, появление лицеев, гимназий, колледжей, профлицеев; о переход на новые учебные программы, специализация в старших классах школ, в учреждениях профобразования; о привлечение преподавателей вузов к преподаванию в школах, ПТУ и ССУЗах;

о повышение уровня гуманитаризации образования; о введение предметов по национальной культуре, истории и языкам; о повышение внимания к экологическому обучению и воспитанию; о активизация научно-исследовательской работы в школах; о открытие новых специальностей, кафедр и факультетов; о введение многоуровневой подготовки (бакалавр, магистр) в вузах; о предоставление студентам возможности выбора изучаемых дисциплин; о активное использование новых информационных технологий в учебном процессе и научных исследованиях; о повышение интереса к изучению иностранных языков;

о появление совместных программ подготовки ПТУ, техникумов и вузов по согласованным учебным планам; о повышение престижности высшего образования;

о повышение интереса выпускников системы профобразования к продолжению обучения на следующем уровне, включая обучение в аспирантуре и ординатуре; о возможность изучения и практического применения передового российского и зарубежного опыта, укрепление международного сотрудничества;

о повышение интереса к получению второго высшего образования, переподготовке и повышению квалификации;

23. появление филиалов центральных вузов в образовательном пространстве республики.

Далее в этом разделе дается прогноз развития тенденций в социально-экономической и образовательной сферах в России и Республике Карелия. При этом отмечается, что для следующего пятилетия, по-видимому, будут характерны следующие тенденции в сфере экономики:

• охранится сложная социально-экономическая ситуация в России и Карелии;

• обострится демографическая ситуация;

• возрастет конкуренция со стороны соседних областей и других регионов России с более развитой промышленностью и большими запасами природных ресурсов (Мурманская, Архангельская области и др.);

• возможно ослабление геополитического положения Карелии как "моста" в ЕС из-за вступления в Европейское Сообщество бывших стран "социалистической ориентации";

• возрастет конкуренция предприятий за внутренние и внешние рынки сбыта;

• возрастет необходимость снижения себестоимости продукции, улучшения

управления предприятиями, повышения уровня автоматизации управленческих и технологических процессов и, как следствие, увеличится потребность в высококвалифицированных менеджерах, юристах, специалистах по

информационным технологиям и др.;

• оживление в экономике РК приведет к улучшению рынка труда по рабочим специальностям, а также - для специалистов со средним специальным и высшим образованием - по инженерным специальностям;

• возрастет необходимость рационального и эффективного природопользования;

• продолжится рост безработицы, в особенности среди молодежи, обострятся сложности в поиске работы для выпускников системы профобразования.

Среди наиболее важных тенденций в сфере образования на ближайшие годы были названы следующие:

• до 2005 года продолжится увеличение численности студентов системы профобразования, в том числе за счет увеличения приема "взрослого" населения, а с 2005 года начнется резкое снижение числа абитуриентов, выпускников школ;

• продолжится рост подготовки специалистов системы профобразования: по ряду гуманитарных специальностей (право, экономические специальности, лингвистика, психология, социальная работа); в области компьютерных и современных инженерных технологий; в сфере сервисного обслуживания, ремесел и промыслов;

• останется на прежнем уровне или несколько сократится подготовка педагогических и медицинских работников;

• увеличится объем работы в области повышения квалификации и переподготовки специалистов, получения второго высшего образования;

• продолжится сокращение "реального" бюджетного финансирования учреждений профессионального образования (ПО), финансируемых из федерального бюджета;

• продолжится укрепление интеграционных связей и сотрудничества между ОУ различных уровней (школы, ПТУ и профлицеи, ССУЗы, вузы);

• продолжится тенденция к повышению уровня доступности образования за счет развития системы филиалов и учебных центров ОУ ПО в районах республики, применения более гибких форм в образовании, возможности выбора различных способов и образовательных методик, использования современных технических и технологических возможностей и, прежде всего, развития дистанционного обучения;

• улучшится координация действий в системе профобразования РК;

• повысится конкуренция на рынке образовательных услуг;

• активизируется международное сотрудничество, а также проектная и инновационная деятельность ОУ ПО.

Следует отметить, что единственным прогнозом, который (к счастью!) не подтвердился, был тезис

о продолжающемся сокращении бюджетного финансирования из федерального бюджета.

Ниже перечислены концептуальные положения Программы.

1. Приоритетность развития системы профобразования для социальноэкономического развития региона.

2. Определение РК как инновационного региона по изучению, адаптации и внедрению передового российского и зарубежного опыта во всех сферах экономики, политики, образования и культуры.

3. Интеграция региональных образовательных и научных учреждений;

4. Создание единого научно-образовательного информационного пространства на европейском Севере РФ и в РК.

В третьем разделе первоначально формулируются основные цели развития ПетрГУ, в том числе:

• повышение качества подготовки специалистов за счет:

о подготовки и отбора лучших абитуриентов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о активизации научно-исследовательской работы школьников, студентов и преподавателей;

о использования инновационных методов и информационных технологий в обучении и научных исследованиях; укрепления международного сотрудничества.

• создание региональной системы непрерывного образования, интеграция уровней образования;

• повышение доступности высшего образования в районах республики;

поддержка социально-экономического развития районов республики.

Далее определяются основные задачи университета, включающие:

• повышение качества образования и его соответствия современным требованиям;

• повышение гибкости и адаптации университетского образования к изменяющимся потребностям рынка специалистов;

• повышение уровня компетентности выпускников вузов путем использования лучшего отечественного и зарубежного опыта в подготовке специалистов;

• создание образовательной и воспитательной среды, способствующей формированию всесторонне развитой личности с выраженной гражданской позицией;

• сохранение и развитие национальных языков, традиций и культуры;

• создание условий для реализации творческого потенциала педагогических коллективов и работников профобразования РК и удовлетворения образовательных потребностей населения;

• повышение роли специалистов высшей школы в подготовке и принятии решений на всех уровнях управления в регионе;

• создание системы непрерывного образования в регионе с учетом особенностей РК;

• сохранение и приумножение интеллектуального потенциала Карелии на основе объединения усилий ПетрГУ, Карельского государственного педагогического университета, Петрозаводской государственной консерватории и Карельского научного центра РАН для решения задачи кадрового и научного обеспечения социально-экономического развития республики;

• превращение ПетрГУ в головную структуру по инновационному развитию Республики Карелия и европейского Севера Российской Федерации;

• повышение конкурентоспособности выпускников вузов и молодых специалистов на рынке труда на основе объединения усилий в цепочке "школа-техникум/вуз-организация/предприятие";

• повышение эффективности системы управления образованием, улучшение координации действий субъектов сферы профобразования;

• преодоление демографической "ямы" (к 2005 году) за счет увеличения подготовки "взрослого" населения.

По нашему мнению, при решении этих задач необходимо соблюдать ряд "базовых" принципов:

• сохранение и развитие фундаментальности профобразования;

• развитие гуманитарной составляющей образования (изучение российской и мировой культуры, повышение уровня владения русским и национальными языками, углубленное изучение иностранных языков, изучение региональных аспектов истории Карелии и стран Северной Европы, изучение экономических и правовых основ, экологическое воспитание и образование студентов и др.);

• ранняя профессионализация студентов, нацеленность на прикладные исследования, выполнение в ОУ проектов, практической работы, повышение конкурентоспособности выпускников ОУ ПО и молодых специалистов на рынке труда;

• повышение качества обучения через использование инновационных методик в образовании, информатизацию учебного процесса и научных исследований;

• обеспечение равной доступности профобразования (в городах и районах региона, сельской местности);

• создание системы многоуровневого непрерывного образования через сотрудничество, координацию деятельности и интеграцию образовательных и научных учреждений республики различных уровней;

• учет региональных особенностей в обучении и научных исследованиях, разработка регионально-национального компонента в профобразовании, нацеленность на решение прикладных региональных проблем;

• повышение внимания к патриотическому воспитанию учащихся;

• опережающая подготовка специалистов на основе прогнозирования тенденций в экономической, политической и образовательной сферах;

• укрепление сотрудничества с ведущими ОУ страны, активизация международного сотрудничества в системе профобразования.

В качестве механизма достижения поставленных целей в Программе впервые была представлена концепция распределенного университетского комплекса, включающего в себя:

1. Головной центр (ПетрГУ) в Петрозаводске.

2. Сеть образовательных центров ПетрГУ в городах и районных центрах РК и соседних областей (филиалы, учебные центры).

3. Сеть университетских лицеев, "базовых" школ, техникумов и колледжей в Петрозаводске, районах РК и Мурманской области.

4. Сеть регионального научного сотрудничества на европейском Севере России (совместно с Карельским НЦ и Кольским НЦ РАН, Кольским филиалом ПетрГУ, Карельским государственным педагогическим университетом и другими вузами и научными организациями региона).

5. Сеть международного сотрудничества, реализуемую через консорциум российских и зарубежных вузов "Северо-Европейский открытый университет".

6. Информационно-телекоммуникационную сеть образования, науки, культуры и здравоохранения на европейском Севере, обеспечивающую информационную поддержку функционирования распределенного университетского комплекса.

Далее в Программе определяются стратегические направления (подпрограммы) деятельности университета на ближайшие 5 лет, в том числе:

• создание Северо-Европейского открытого университета;

• расширение доступности высшего профессионального образования для жителей районов республики, сельской местности;

• качество образования, развитие новых форм и методов обучения;

• открытие новых специальностей, с указанием перечня и сроков открытия новых специальностей и специализаций, дополнительных квалификаций;

• целевая подготовка специалистов;

• воспитательная и внеучебная работа со студентами;

• подготовка кадров для системы высшего образования;

• переподготовка и повышение квалификации специалистов;

• развитие национальных языков, истории и культуры;

• научные исследования;

• развитие инновационно-производственного комплекса ПетрГУ;

• развитие телекоммуникаций и информационных технологий;

• международное сотрудничество;

• совершенствование системы управления университета;

• развитие финансовой и материально-технической базы ПетрГУ и другие.

Завершается этот раздел двумя приложениями, в которых определяются основные направления, объемы и источники финансирования Программы на 2000-2004 годы, включая финансирование за

счет средств республиканского бюджета. Следует отметить, что финансирование мероприятий Программы из республиканского бюджета находится под личным контролем Главы Республики Карелия С. Л. Катанандова, и Правительство РК в 2000-2002 годах четко выполнило свои обязательства по финансированию Программы, что позволило серьезно улучшить условия труда, быта и отдыха многотысячного коллектива университета.

Управление реализацией Программы

Основные итоги реализации Программы развития ПетрГУ в 2000-2001 годах подробно изложены в нашей статье [7], поэтому остановимся лишь на некоторых аспектах связанных с выполнением Программы.

С целью реализации Программы развития ПетрГУ факультеты, структурные пдразделения ПетрГУ разработали и утвердили собственные Программы развития, выполнение которых контролирует ученый совет факультета, филиала, НИИ, института и т.д. Общий контроль за выполнением Программы возложен на первого проректора. Ежегодно ректор проводит отчеты о выполнении Программы на заседаниях ученого и попечительского советов ПетрГУ, заседании Правительства РК. На заседаниях рассматриваются результаты деятельности ПетрГУ по каждой из утвержденных подпрограмм, по итогам обсуждения вносятся необходимые изменения в Программу. Кроме того, каждое подразделение в установленном порядке утверждает план работы и ежегодно отчитывается о его выполнении.

В ходе реализации Программы развития ПетрГУ значительно увеличилось число подразделений университета. В 1997-2002 годах были созданы 4 филиала университета в городах региона, 4 новых факультета и 13 кафедр, 5 образовательных и научно-исследовательских институтов, 18 региональных и университетских международных и инновационных центров, 12 отделений Открытого университетского лицея в районах Республики Карелия, Северо-Европейский открытый университет и др. В связи с резким увеличением контингента студентов и аспирантов, расширением спектра направлений деятельности, созданием университетского комплекса и усложнением структуры университета потребовалась серьезная реорганизация административноорганизационной структуры управления университетом с целью повышения эффективности университетского менеджмента на всех уровнях управления. В настоящее время завершается модернизация системы управления университетом, запланированная в рамках выполнения Программы, ведется работа по совершенствованию системы управления развитием университета, модернизации системы управления качеством обучения.

Другим важным моментом в ходе выполнения Программы стала необходимость проведения регулярного и детального анализа различных аспектов деятельности, слабых и сильных сторон, выявления новых тенденций, потенциальных угроз и перспектив развития. Решение в комплексе всех этих сложных вопросов невозможно без использования средств математического моделирования, создания и поддержания системы баз данных, системы планирования и прогнозирования, систем поддержки принятия решений. Следовательно, необходима интегрированная информационно-аналитическая система управления вузом (ИИАС) [3,8]. В ПетрГУ работы по созданию и модификации ИИАС ведутся с 70-х годов, в настоящее время завершается очередной этап модернизации системы, связанный с переходом на современные программно-аппаратные средства, разработкой модулей управления финансово-экономической и хозяйственной деятельностью, модулей поддержки принятия решений для руководства университета. При этом применяются оригинальные математические модели [3-6], разработанные в ПетрГУ, проводятся регулярные опросы студентов, преподавателей и сотрудников используются рейтинговые показатели оценки деятельности кафедр, факультетов и подразделений рейтинговых показателей и т. п.

Одна из самых острых проблем, которая возникает в процессе реформирования деятельности вуза, создания университетского комплекса, появления новых подразделений и структур, - это проблема подготовки квалифицированных руководителей подразделений, менеджеров, разработчиков системы управления, специалистов в области проектной и инновационной

деятельности. Сложившаяся ситуация заставляет университеты создавать собственные системы подготовки и переподготовки руководителей, менеджеров, специалистов по инновационной деятельности, использовать современные методики управления персоналом и мотивации их деятельности. В ПетрГУ разработана и реализуется Программа подготовки управленческого персонала и кадров в области инновационной деятельности. Для этих целей обучаются менеджеры в области инновационной деятельности и международного сотрудничества, создана межфакультетская группа (МФГ) студентов под руководством Главы Республики Карелия С. Л. Катанандова и ректора ПетрГУ В. Н. Васильева, члены которой отбираются на конкурсной основе и учатся по двухлетней дополнительной программе опережающей подготовки управленческих кадров.

Заключение

Завершается третий год реализации второй Программы развития ПетрГУ, и сегодня мы уже отчетливо видим контуры следующей Программы, подготовка которой фактически начата. Перед университетами открываются новые горизонты, и нужно быть готовыми к жизни в непростых условиях проводящейся структурной модернизации российского образования, обострения конкуренции на рынке образовательных и научных услуг, ухудшения демографической ситуации, изменений рынка труда и занятости, предстоящего вступления в ВТО, изменений в российской и региональной экономике и социальной сфере, для чего потребуется:

• развитие системы стратегического планирования деятельности университета;

• совершенствование системы управления качеством обучения;

• развитие интегрированной информационно-аналитической системы управления университетом, проведение регулярного анализа результатов деятельности университета и его подразделений;

• реорганизация административно-организационной структуры управления университетом с целью повышения эффективности университетского менеджмента на всех уровнях управления;

• разработка "прозрачных" процедур проектирования и утверждения консолидированного бюджета университета, контроля за его исполнением и проведение "внешнего" аудита;

• привлечение дополнительных финансовых средств в университет за счет платных образовательных услуг, научных проектов и грантов, контрактов с предприятиями и организациями, инновационной деятельности, поддержки выпускников и друзей университета;

• повышение мотивации управленческого персонала, укрепление корпоративного "духа" преподавателей, сотрудников и студентов;

• повышение квалификации преподавательского состава университета, подготовка менеджеров для университетского управления;

• укрепление сотрудничества с региональными и местными органами власти, работодателями, школами и лицеями, учреждениями начального и среднего профессионального образования, общественными организациями, выпускниками университета.

Литература

1. Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах / Под ред. Е. А. Князева. Казань :Унипресс, 2001. 528 с.

2. Становление духа университета: Опыт самопознания / Под ред. В. И. Бакштановского и Н. Н. Карнаухова; НИИ прикладной этики ТюмГНГУ. Тюмень, 2001. 755 с.

3. Васильев В. Н. Модели управления вузом на основе информационных технологий. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2000. 164 с.

4. Васильев В. Н., Воронин А. В., Чернецкий В. И. О математических моделях управления системой подготовки специалистов // Тр. Петрозавод. гос. ун-та. Петрозаводск, 1998. С. 2-10. (Сер.: Прикладная математика и информатика; Вып. 6).

5. Васильев В. Н., Воронин А. В., Чернецкий В. И. Концептуальные модели управления процессами самовоспитания, образования и самообразования студентов и преподавателей университета // Там же. 1998. С. 11-39. (Сер.: Прикладная математика и информатика; Вып. 7).

6. Васильев В. Н. Задача рационального распределения ресурсов между подразделениями университета при учете их рейтинговых потенциалов // Там же. 1999. (Сер.: Прикладная математика и информатика; Вып. 8).

7. Васильев В. Н., Воронин А. В. Университетский комплекс как центр развития региональной системы непрерывного образования // Университетское управление: практика и анализ (Екатеринбург). 2001. № 3. С. 14-24.

8Васильев В. Н., Рузанова Н. С. и др. Основные бизнес-процессы в типовой интегрированной информационно-аналитической системе управления вузом // Индустрия образования. М.: МГИУ, 2001.С. 76-85.

© В. Н. Васильев, А. В. Воронин, 2002

Васильев В. Н. Стратегическое планирование развития регионального распределенного университетского комплекса / В. Н. Васильев, А. В. Воронин // Университетское управление: практика и анализ. - 2002. - № 2(21). С. 44-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.