Научная статья на тему 'Университетский бизнес-инкубатор: новые модели управления'

Университетский бизнес-инкубатор: новые модели управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / УПРАВЛЕНИЕ / УЧЕБНЫЕ ФИРМЫ / БИЗНЕС-КОМАНДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Угольникова О.Д., Шарафутдинова Л.Р.

Автор рассмотрел возможную структуру, порядок создания, управления и пути развития университетского бизнес-инкубатора в сфере услуг, а также деятельность по повышению эффективности деятельности бизнес-инкубатора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author examined the possible structure, the order of creation, management and development of university business incubator in the service sector, activities aimed at improving the efficiency of the business incubator.

Текст научной работы на тему «Университетский бизнес-инкубатор: новые модели управления»

ББК 65.5 УДК 334: 378

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ БИЗНЕС-ИНКУБАТОР: НОВЫЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ

ОД. УГОЛЬНИКОВА к.ф.м.н., доцент кафедры «Менеджмент таможенного и страхового сервиса»

Л.Р. ШАРАФУТДИНОВА студент 3 курса кафедры "Менеджмент таможенного и страхового сервиса" , СПбГЭУ,

Санкт-Петербург, Россия

Аннотация

Автор рассмотрел возможную структуру, порядок создания, управления и пути развития университетского бизнес-инкубатора в сфере услуг, а также деятельность по повышению эффективности деятельности бизнес-инкубатора.

Ключевые слова: бизнес-инкубатор, управление, учебные фирмы, бизнес-команды.

Abstract

The author examined the possible structure, the order of creation, management and development of university business incubator in the service sector, activities aimed at improving the efficiency of the business incubator.

Keywords: business incubator, management, training firms, business teams.

ВВЕДЕНИЕ

В Санкт-Петербургском государственном университете сервиса и экономики создана специальная структура с целью содействия развития предпринимательской молодежной среды на территории Российской Федерации (регионы Санкт-Петербург и Ленинградская область) -университетский Молодежный распределенный бизнес-инкубатор (МРБИ). В нем осуществляется деятельность по выявлению, развитию и использованию инновационного и предпринимательского потенциала университетской молодежи, оказывается содействие выводу входящих в МРБИ молодежных фирм на уровень самоокупаемости.

В соответствии с целями инкубатор решает следующие задачи:

- создание и поддержка системы взаимодействия структурных подразделений Университета по выявлению, развитию и использованию инновационного и предпринимательского потенциала молодежи Университета;

- создание инфраструктуры и технологии, обеспечивающей выявление, развитие и использование инновационного и предпринимательского потенциала молодежи Университета;

- оказание содействия в повышении эффективности образовательного процесса путем вовлечения студентов, аспирантов и молодых ученых в конкурсы курсовых, дипломных,

диссертационных, научно-исследовательских работ, выполняемых под конкретные задачи инкубируемых предприятий, а также организации практик на этих предприятиях [1];

- содействие в заключении договоров НИР и НИОКР с участием победителей и участников конкурсов, проводимых МРБИ;

- содействие в привлечении финансовых средств и материальных активов, способствующих расширению материально-технической базы Университета и МРБИ;

- создание благоприятного имиджа Университета и его представление на различных инновационных форумах.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Рассмотрим порядок создания инкубационных условий.

Для вывода инкубируемых предприятий на уровень самоокупаемости МРБИ СПБГУСЭ предоставляет следующие инкубационные условия:

- проведение обучения основам предпринимательской деятельности;

- поддержка в проведении регистрационных процедур;

- выделение офисной площади на территории Университета;

- предоставление возможности использования организационной техники Университета;

- помощь в организации и ведении бухгалтерского учета;

- содействие в привлечении потенциальных инвесторов и спонсоров;

- консультирование по юридическим вопросам и ведению бизнеса.

- помощь в проведении маркетинговых исследований;

- содействие в подготовке заявок на участие в конкурсах, грантах по направлениям, соответствующим деятельности малых предприятий;

- организация представительской поддержки в органах государственной власти;

- проведение психологических тренингов и консультаций по деловой психологии;

- проведение конкурсов, выставок, семинаров, конференций, иных представительских мероприятий по инновационной и предпринимательской деятельности молодежи Университета;

- информационно-аналитическое сопровождение инновационной и предпринимательской деятельности молодежи Университета;

- содействие в подборе персонала молодежной фирмы и его обучении [2].

Конкретные характеристики инкубационных условий, их конечный перечень и технология реализации определяются договорами МРБИ с учредителями инкубируемых предприятий. Важнейшим направлением деятельности МРБИ является привлечение инвестиционных, спонсорских, благотворительных, иных средств внешних источников.

Университетский бизнес-инкубатор проводит деятельность по привлечению участников. Участие в МРБИ является добровольным, его участниками могут стать обучающиеся, сотрудники университета, представившие бизнес-идею или бизнес-проект в установленном порядке и прошедщие конкурсный отбор. Конкурсный отбор проектов осуществляется Экспертным советом.

К деятельности МРБИ могут привлекаться ученые, бизнесмены, компании, фирмы, организации, органы государственной власти, другие участники, чья деятельность будет содействовать развитию МРБИ. Сам университетский бизнес-инкубатор может входить в международные интеграционные структуры университетских и региональных бизнес-инкубаторов.

Остановимся на принципах организации деятельности бизнес-инкубатора. Привлечение участников представляет систему конкурсных процедур и мероприятий по выявленнию бизнес-идей и бизнес-проектов с целью дальнейшего выведения их на уровень рентабельных малых предприятий. Деятельность МРБИ реализуется на трех взаимосвязанных уровнях: выявление, развитие и использование.

Выявление предусматривает: проведение конкурсов инновационных идей и предложений; проведение конкурсов по выявлению потенциально способных к инновационной и предпринимательской деятельности студентов; проведение конкурсов по выявлению перспективных менеджеров для их использования в управлении инкубируемыми предприятиями; проведение конкурсов на инкубирование лучшего бизнес-проекта.

Развитие предусматривает: оказание помощи в подготовке проектов для участия в конкурсах на инкубирование; оказание консультативной помощи по всем аспектам развития и вывода перспективных идей и участников на уровень «использования»; дополнительное обучение предпринимательской деятельности студентов, выявивших инновационный потенциал; предоставление научного и организационно-технического оборудования, информационных ресурсов в исследовательских целях; оказание содействия в поисках инвесторов, спонсоров; оказание помощи в оформлении и защите авторских прав;

Использование предусматривает: проведение конкурсов курсовых, дипломных, иных работ по обеспечению обязательств перед инкубируемыми предприятиями в объеме инкубационных условий; вывод инновационных проектов, прошедших конкурсный отбор, на уровень самоокупаемости, с предоставлением предусмотренного объема инкубационных условий [3].

Одним из важнейших направлений деятельности университетского бизнес-инкубатора является образование и организация деятельности органов управления. Оперативное управление осуществляет Директор. К его компетенции относится: разработка, согласование и выполнение планов деятельности бизнес-инкубатора; разработка нормативной документации по мероприятиям, издание распоряжений, инструкций, других нормативных актов, касающихся деятельности инкубатора; выполнение обязательств перед сторонами, участвующими в процессе деятельности бизнес-инкубатора; составление штатного расписания сотрудников, ответственность за качественный их подбор; материальная ответственность за имущество, переданное Университетом (благотворительными и спонсорскими организациями) в распоряжение бизнес-инкубатора; организация деятельности по привлечению благотворительных и иных средств для развития в Университете системы бизнес-инкубирования.

Для управления университетским бизнес-инкубаторм создается коллегиальный орган управления. К его компетенции относятся вопросы стратегического развития, установление и

развитие межрегиональных и международных связей с бизнес-инкубаторами российских регионов, стран ближнего и дальнего зарубежья, высшими учебными заведениями, средним и крупным бизнесом, торгово-промышленными палатами Санкт-Петербурга, регионов, а также -зарубежными торгово-промышленными палатами, государственными и бизнес-структурами, разработка проектов и программ развития, ежегодных планов работы, способствующих достижению целей Университетского бизнес-инкубатора.

В состав коллегиального органа управления входит научный руководитель бизнес-инкубатора. К его компетенциям относятся вопросы развития процессов бизнес-инкубирования в структурных подразделениях университета, научные мероприятия, популяризация деятельности, подготовка и проведение выставок, пропагандирующих деятельность бизнес-инкубатора, участие в выставочных форумах, иных мероприятиях регионов, российских и зарубежных университетов для позиционирования университетского бизнес-инкубатора как инновационного объединения молодежных фирм сферы сервиса. С целью координации деятельности участников, повышения ее эффективности, углубления интеграции университетского бизнес-инкубатора в региональное и международное образовательное и бизнес-пространство научный руководитель организует и проводит общие мероприятия всех участников бизнес-инкубатора.

Остановимся непосредственно на его модели.

Структура Молодежного бизнес-инкубатора: в него входят кафедральные учебные фирмы, институтские бизнес-команды, фирмы (предприятия), направление деятельности которых соответствует профилю кафедры и участниками которых являются обучающиеся и сотрудники университета. Представление команд в бизнес-инкубатор осуществляется через систему кафедральных, институтских, университетских конкурсов путем направления бизнес-идеи, бизнес-проекта в форме презентации с описанием Директору или ответственному исполнителю структурного подразделения Университета. Отбор проектов осуществляется один раз в полугодие экспертами кафедры, института для участия в специализированных форумах «Парад бизнес-идей» (осенний семестр) и «Парад бизнес-проектов» (весенний семестр). Отбор победителей специализированных форумов осуществляется Экспертным советом. Непосредственно Экспертный совет формируется из сотрудников университета, кандидатуры которых могут быть предложены кафедрами, институтами. Количественный и персональный состав Экспертного совета утверждается коллегиальным органом управления бизнес-инкубатора.

Деятельность учебных фирм, созданных при кафедре, осуществляется при поддержке кураторов учебных фирм кафедры. К деятельности бизнес-команды могут привлекаться тренеры и консультанты - представители успешных компаний соответствующего направления сферы услуг. Компания-куратор в дальнейшем рассматривается как работодатель участников бизнес-команд и фирм бизнес-инкубатора.

В заключение остановимся на вопросах финансирования и материально-технического обеспечения деятельности университетского бизнес-инкубатора. Источником формирования материальной базы и финансирования его деятельности являются: администрация Университета;

гранты и средства от участия в деятельности международных и отечественных организаций, координирующих деятельность бизнес-инкубаторов; добровольные пожертвования, целевые взносы и инвестиции юридических и физических лиц, общественных организаций; передача техники и комплектующих элементов от физических и юридических лиц в качестве дара, гуманитарной помощи, совместной деятельности; другие источники, предусмотренные действующим российским законодательством. Финансирование ведется на основании согласованных смет под реализацию утвержденного плана деятельности.

Наконец, важно укреплять взаимосвязь деятельности университетского бизнес-инкубатора и процессов внедрения новых образовательных инструментов, включая коучинг как эффективную современную технологию. Все мероприятия Молодежного распределенного бизнес-инкубатора Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики 2013-2014 гг., а именно: I Международная сессия университетских и региональных бизнес-инкубаторов «Интеграция межкультурного, информацинно-коммуникационного, образовательного и бизнес-пространства», Круглые столы с международным участием «Проблемы развития коучинга в России», «Научно-образовательные и практико-ориентированные аспекты ассистанских услуг», «Развитие молодежной бизнес-среды. Университетский опыт», «Парад бизнес-идей» были направлены, в том числе, на формирование нового представления о качестве подготовки к ведению бизнес-деятельности самих участников бизнес-инкубатора, наставников - коучей, прошедших обучение по специализированным программам, например, таким как «Модернизационный коучинг», разработанной в бизнес-инкубаторе коллективом ученых университета.

ВЫВОД

Данная структура - Молодежный распределенный бизнес-инкубатор привлекла внимание не только студентов, активно участвующих в его деятельности, но и международной общественности. Инкубатор привлекается к организации и проведению многочисленных международных мероприятий нидерландских, бельгийских, финских университетов и бизнес-инкубаторов, а также - образовательных учреждений, проводящих программы дополнительного образования по направлению коммерциализации результатов научных исследований университетов.

Таким образом, именно бизнес-инкубатор является важнейшей формой привлечения обучающихся к практической деятельности в реальном секторе экономики, обеспечивает связь образования и практики, позволяет развить предпринимательские и организационные способности студентов, что в итоге способствует формированию необходимых компетенций и личного социального капитала для успешной работы и продвижения в карьере молодежи в дальнейшем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пастухов А.Л. Управление образованием в условиях модернизации экономики: монография / А.Л.Пастухов - СПб.: изд-во СПбГУСЭ, 2012.- С. 120-135

2. Пастухов А.Л. Показатели управления знаниями в системе высшего профессионального образования / Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии № 3 (13), СПб.: изд-во СПбГУСЭ, 2012. С. 17-21

3. Пастухов, А.Л. Тенденции управления знаниями в университетских комплексах / Экономика и управление № 10 (60)., СПб.: СПбАУиЭ. - 2010. - С. 86-89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.