Научная статья на тему 'К вопросу о сущности бизнес-инкубатора вуза'

К вопросу о сущности бизнес-инкубатора вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
742
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / БИЗНЕС / ПРЕДПРИЯТИЕ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОПАРК / ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / НАУКОЁМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / BUSINESS INCUBATOR / BUSINESS / ENTERPRISE / SMALL BUSINESS / INNOVATIVE ACTIVITY / EDUCATION / SCIENCE AND TECHNOLOGY PARK / ECONOMIC GROWTH FACTOR / INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP / KNOWLEDGE-INTENSIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ярославцева Юлия Олеговна

В статье рассматриваются основные вопросы деятельности бизнес-инкубаторов вузов: их понятие, сущность, признаки, функции, значение для развития экономики страны. В статье обоснована актуальность темы. Рассмотренный вопрос является актуальным в силу необходимости повышения уровня конкурентоспособности российской экономики за счет обеспечения эффективного взаимодействия науки и бизнеса. Развитая система бизнес-инкубаторов вузов рассматривается как важное условие создания в России основ инновационной экономики. Отдельное внимание уделяется роли бизнес-инкубаторов вузов для развития субъектов малого бизнеса. Автор проанализировал определения различных исследователей и высказал свою точку зрения относительно приведенных понятий. В заключительной части статьи содержится соответствующий вывод о сущности бизнес-инкубаторов вузов и авторское определение рассмотренного термина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of the substance of business incubators in higher education institutions

The basic issues of business incubators activity in higher education institutions, such as their concept, substance, features, functions, and meaning for the development of the country’s economy, are considered in the paper. The topicality of the subject is demonstrated in the paper. The issue under consideration is topical due to the need to raise the competitiveness of the Russian economy by means of ensuring an efficient cooperation between research and business. A well-developed system of business incubators in higher education institutions is viewed as an important condition for creating the foundation for an innovation economy in Russia. Special attention is paid to the role of business incubators in higher education institutions for the development of small businesses. The author analysed the definitions given by different researchers and expressed his point of view on these concepts. In the final part of the paper, a conclusion on the substance of business incubators in higher education institutions as well as the author’s definition of the considered term are presented. In this definition, business incubators in higher education institutions are viewed as an element of an innovation infrastructure.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности бизнес-инкубатора вуза»

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРА ВУЗА

ЯрославцеваЮ. О.*

On the question of the substance of business incubators in

higher education institutions

Iuliia Iaroslavtseva *

Аннотация. В статье рассматриваются основные вопросы деятельности бизнес-инкубаторов вузов: их понятие, сущность, признаки, функции, значение для развития экономики страны. В статье обоснована актуальность темы. Рассмотренный вопрос является актуальным в силу необходимости повышения уровня конкурентоспособности российской экономики за счет обеспечения эффективного взаимодействия науки и бизнеса. Развитая система бизнес-инкубаторов вузов рассматривается как важное условие создания в России основ инновационной экономики. Отдельное внимание уделяется роли бизнес-инкубаторов вузов для развития субъектов малого бизнеса. Автор проанализировал определения различных исследователей и высказал свою точку зрения относительно приведенных понятий. В заключительной части статьи содержится соответствующий вывод о сущности бизнес-инкубаторов вузов и авторское определение рассмотренного термина. В данном определении бизнес-инкубатор вузов рассматривается в качестве элемента инновационной инфраструктуры.

Abstract. The basic issues of business incubators activity in higher education institutions, such as their concept, substance, features, functions, and meaning for the development of the country's economy, are considered in the paper. The topicality of the subject is demonstrated in the paper. The issue under consideration is topical due to the need to raise the competitiveness of the Russian economy by means of ensuring an efficient cooperation between research and business. A well-developed system of business incubators in higher education institutions is viewed as an important condition for creating the foundation for an innovation economy in Russia. Special attention is paid to the role of business incubators in higher education institutions for the development of small businesses. The author analysed the definitions given by different researchers and expressed his point of view on these concepts. In the final part of the paper, a conclusion on the substance of business incubators in higher education institutions as well as the author's definition of the considered term are presented. In this definition, business incubators in higher education institutions are viewed as an element of an innovation infrastructure.

Ключевые слова: вуз, бизнес-инкубатор, бизнес, предприятие, малый бизнес, инновационная деятельность, образование, технопарк, фактор экономического роста, инновационное предпринимательство, наукоёмкие технологии.

Keywords: higher education institution, business incubator, business, enterprise, small business, innovative activity, education, science and technology park, economic growth factor, innovative entrepreneurship, knowledge-intensive technologies.

* Ярославцева Юлия Олеговна, аспирант Уральского государственного горного университета, Российская Федерация, г. Екатеринбург.

Iaroslavtseva Iuliia Olegovna, Ph.D. student at the Ural State Mining University, Russian Federation, Yekaterinburg. E-mail: vvvjulia1988@rambler.ru

Внедрение новейших достижений науки и техники в различных сферах (в промышленности, образовательной деятельности и бизнесе), которые являются ключевыми факторами устойчивого экономического роста для большинства индустриально развитых стран предопределило необходимость разработки теоретических, организационно-методических положений по реализации системы управления бизнес-инкубаторами в вузах и практических рекомендаций по повышению оценки эффективности их деятельности.

На современном этапе актуальной задачей Российской Федерации является создание инновационной системы развития экономики, повышение эффективности взаимодействия науки с бизнесом, в связи, с чем уровень научных исследований и инновационных разработок, выполняющихся в российских вузах с целью удовлетворения требований заказчиков, постоянно растет. Как и в большинстве развитых стран, в России идет активный поиск эффективного подхода, который бы опирался на всесторонний анализ и понимание глобальных инновационных процессов, особенностей развития высокотехнологичных мировых рынков, характера конкуренции на них. К инновациям, нововведениям можно отнести как научное знание, обладающее новыми или существенно отличающимися от существующих решениями, так и новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок. Инновацией также может являться конечный результат деятельности, основанной на использовании достижений науки и передового опыта по реализации нового или усовершенствования реализуемого на рынке продукта, технологического процесса и организационно-технических мероприятий, используемых в практической деятельности [1, с. 431-434].

В условиях интенсивных изменений в социально-экономической сфере в стране вузы постепенно переходят к коммерциализации научной деятельности и, как следствие, продают результаты научно-технического творчества. То есть, на сегодняшний день создание «бизнес-инкубаторов» способствует реализации на внутреннем и международном рынках научно-инновационной продукции, которую производит высшее учебное заведение и является одним из

путей повышения эффективности функционирования вузов в условиях рыночной экономики. По сути, бизнес-инкубаторы, оказывающие предприятиям и учреждениям широкий спектр услуг, необходимых на стадии становления собственного предприятия, обеспечивают более «уверенный старт» для молодых предпринимателей во время трудных первых лет работы.

Основная проблема в рассматриваемой сфере заключается в отсутствии законодательно установленного понятия «бизнес - инкубатор вуза», с помощью данных методов выработано научно обоснованное предположение по введение данного понятия.

Методы категории, законы и принципы диалектики и формальной логики позволили проследить процесс развития понятия «бизнес-инкубаторы вуза» как особого субъекта инновационной экономики.

Общенаучные методы и приемы системного анализа данных и информации; метод сравнительного анализа, а такжеметод научного моделирования,применяемые в данной статье способствовали построению и изучению ранее представленных определений «бизнес-инкубаторов», с целью получения объяснений в различии понятий «бизнес-инкубаторов», а также для формирования авторского определения «бизнес-инкубатор вуза».

Результаты исследования

В настоящее время в российских вузах прослеживается тенденция увеличения с каждым годом численности бизнес-инкубаторов, техно-центров, научно-образовательных центров, центров коллективного пользования и иных научных структурных подразделений, что позволяет им не только сохранить, но и повысить уровень своей конкурентоспособности на отечественном и мировом рынке научно-образовательных услуг. Наряду с научными подразделениями вузы создают малые инновационные предприятия в соответствии с положениями Федерального закона от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (далее -ФЗ-217) [2].

Отсутствие общепринятой методологической основы нередко приводит к разногласиям и недопониманию (смешение понятий бизнес-ин-

кубатора с другими формами интеграции малых предприятий с государственными структурами и организациями крупного бизнеса, такими, как технопарки, бизнес-центры, инновационные центры и др.) Рассмотрим несколько определений бизнес-инкубаторов. М. Вуллакотт дает следующее определение бизнес-инкубатора: «Бизнес-инкубатор - это катализатор процесса создания и развития предприятий. Он обеспечивает предпринимателей поддержкой специалистов, связями и инструментами, необходимыми для успешного развития их бизнеса» [3].

В нашем понимании бизнес-инкубатор следует рассматривать не только как объект инфраструктурной поддержки малого предпринимательства, осуществляющий поддержку предпринимателей на начальном этапе их деятельности путем оказания широкого спектра услуг, но и как инструмент продвижения бизнеса, особенно в ранний период деятельности хозяйствующего субъекта. Несмотря на различие подходов, принципиальным при определении понятия бизнес-инкубатор является тот факт, что основной целью его деятельности является оказание в фиксированные сроки поддержки зарождающимся предприятиям малого бизнеса при организации их первоначальной деятельности и выходе на рынок.

Следует подчеркнуть, что существует ряд определений сущности технопарковых структур, однако имеются расхождения мнений ученых и практиков в самой терминологии. В развитых странах реализуются различные концепции создания бизнес-инкубаторов, объединяющих в себе широкий спектр различных объектов. Различия в определениях обусловлены специфическими особенностями научно-технической политики страны, региона, выбранной специализации (технология, изделия, услуги), вида предпринимательской деятельности и т.д. В качестве общего признака для всех концепций технопарков и бизнес-инкубаторов выступает то, что их сердцевиной считается инкубатор (инновационный, технологический, бизнесный), выполняющий основную роль в реализации политики стимулирования процесса учредительства и всесторонней поддержки развития новых фирм.

Инкубатор представляет собой наиболее эффективную форму организационной поддержки малых предприятий на «стартовом этапе» их развития. Фундаментальной концепцией, положенной в основу определения инкубатора, является создание инструментария для реализации предпринимательства. Стартовый капи-

тал - не единственный дефицитный ресурс для вновь возникающих компаний. В последние годы мелкому бизнесу предоставляется практически весь ассортимент услуг, необходимый для его становления. Идея полного обеспечения мелких фирм всем необходимым нашла выражение в организации инкубаторных программ. Основная функция бизнес-инкубаторов - предна-чальная и первоначальная поддержка мелкого, преимущественно инновационного, предпринимательства, содействие скрытым предпринимателям, которые хотят, но не имеют возможности начать собственный бизнес. Вследствие чего, бизнес-инкубатор - это одна из форм такой поддержки значительно облегчающая развитие инновационного бизнеса.

Зарубежные источники именуют бизнес-инкубаторы по-разному, например «инновационный центр», «предпринимательский центр», «технологический бизнес-центр» и др. Тем не менее, отличительной особенностью данной формы организации является то, что в первую очередь такая структура занимается развитием не конкретного товара, а независимого хозяйствующего субъекта. Последние годы характеризуются бурным ростом бизнес-инкубаторных структур [4, с. 43-44].

В соответствии с определением Ассоциации бизнес-инкубаторов Великобритании (иКВ1, 2003), инкубация - это уникальное и в высокой степени гибкое сочетание процессов развития бизнеса, инфраструктуры и персонала, предназначенное для создания благоприятных условий для развития и выращивания новых предприятий через предоставление им поддержки на ранних этапах развития и становления» [5].

С. Г. Карабашев под инкубированием подразумевает совместную деятельность разработчиков и управляющих, направленную на создание компании (юридического лица) владеющей необходимыми активами (объектами инфраструктуры и сопутствующей документацией, производственными, технологическими и кадровыми возможностями) и ресурсами (финансовыми и материальными), необходимыми для производства и продажи продукции (услуг) на базе имеющейся разработки [6]. Следует согласиться с мнением С.Г. Карабышева в том, что бизнес-инкубация способствует развитию совместной инновационной деятельности субъектов малого бизнеса, как производителей товаров, работ и услуг, так и их потенциальных потребителей.

Г.В. Сысоев в качестве бизнес-инкубатора рассматривает организацию, создающую наиболее благоприятные условия (среду) для стартового развития малых предприятий [7, с. 11-13]. На наш взгляд, следует согласиться с данной позицией, так как, бизнес-инкубаторы рассматриваются автором, прежде всего, как часть инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, но одновременно они являются и инструментом экономической, социальной, структурной и инновационной политики.

В.Л. Горбунов и Е.А. Сошников в своей работе «Концепция развития сети бизнес-инкубаторов в Российской Федерации» под бизнес-инкубатором понимают общее название для организаций, развивающих предпринимательство путем создания условий, оказания комплекса услуг и предоставления, ресурсов для ускорения роста предприятий на ранней инкубационной стадии их развития [8, с. 51]. По нашему мнению, данное понятие можно конкретизировать, указав на то, что это один из инструментов политики для формирования адаптивной, динамичной, конкурентоспособной национальной инновационной системы.

Официальное определение бизнес-инкубатора закреплено в Постановлении Росстата от 20.12.2007 № 104 «Об утверждении статистического инструментария для организации Миноб-рнауки России статистического наблюдения за организациями научно-технического комплекса»: бизнес-инкубатор - организация, решающая задачи, ограниченные проблемами поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать свое дело, связанные с оказанием им помощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей [9].

Кроме того, определение бизнес-инкубаторов можно встретить в законодательстве субъектов Российской Федерации. Например, под бизнес-инкубатором на территории Республики Башкортостан понимается организация, созданная для поддержки субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических услуг. Цель бизнес-инкубатора -создание максимально благоприятных условий для успешного начального развития малых предприятий [10, с. 43-45].

Бизнес-инкубаторы осуществляют поддержку предпринимателей на ранней стадии их

деятельности (до 3 лет) путем предоставления в аренду помещений и оказания, необходимых для ведения предпринимательской деятельности услуг. Согласно Рекомендациям по обеспечению координации программ, реализуемых по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, по содействию самозанятости безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и по поддержке малых форм инновационного предпринимательства от 02.11.2011, утвержденным Минэкономразвития России, Минздравсоцраз-вития России, Минсельхозом России, Минреги-оном России, Минобрнауки России, бизнес-инкубатор может быть в зависимости от характера оказываемых услуг: производственным (помещение и услуги предоставляются субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производственную деятельность), офисным, смешанным [11]. В зависимости от специализации субъектов малого предпринимательства, размещаемых в бизнес-инкубаторе, такие структуры могут быть инновационными, агропромышленными, образовательными и пр.

Т.А. Едкова и Н.Б. Калмыкова полагают, что «научные инкубаторы», или «парки инкубаторного типа», в большей степени ориентированы на активизацию инновационной и предпринимательской деятельности. Это многофункциональные комплексы, предоставляющие обширный перечень инновационных и учебных услуг фирмам-клиентам, которые в зависимости от своего технологического профиля получают эти услуги, арендуя одновременно помещения инкубатора. По истечении срока аренды фирма-клиент покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность [10, с. 49].

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что инкубация бизнеса - это содействие непосредственно тем, кто имеет желание, но не может, ввиду различных причин начать свое дело. Все желающие организовать собственный бизнес - как ученые, изобретатели, так и просто активные и инициативные личности, могут получить в бизнес-инкубаторах льготный доступ ко всему необходимому для реализации своих идей. Бизнес-инкубаторы предоставляет возможность пользования не только производственными помещениями, но и оборудованием, фондами венчурного капитала, а также различными услугами. Более того, команда бизнес-инкубатора (эксперты, консультанты) также помогает в приобретении статуса, создания положительного имиджа.

Бизнес-инкубаторы для своего создания и функционирования, как правило, не требуют бюджетных средств. Их самоокупаемость обеспечивается за счет участия в будущих прибылях фирм-клиентов, в связи, с чем развитие бизнес-инкубатирования высших учебных заведений обладает экономической привлекательностью и актуальностью. Именно бизнес-инкубаторы вузов способны стать инструментом преобразования больших и неконкурентных производственных мощностей в сектор инновационной экономики [11].

Бизнес-инкубаторы вузов представляют форму интеграции науки, образования и производства и составляют значимый инфраструктурный элемент национальных инновационных систем, способствующий формированию инновационной экономики путем: развития наукоемких технологий и наукоемких фирм; селекции и поддержки перспективных научных проектов; коммерциализации результатов научных исследований и научно-технических разработок; оказания различных услуг субъектам малого предпринимательства, прежде всего, по развитию новых фирм в стартовом периоде и др.

Создание университетских инкубаторов - это широко распространенная практика, нацеленная на поощрение создания венчурных предприятий среди студентов и работников. Это обеспечивает предпринимателей экспертными оценками эффективности производственного процесса и инструментами, которые нужны им для того, чтобы сделать их предприятия успешными с. Создание инкубаторов определяется как процесс поддержки бизнеса, который ускоряет успешное развитие старт-апов и молодых компаний с помощью обеспечения предпринимателей набором целевых ресурсов и консалтингом. Эта помощь обычно спланирована руководством инкубатора и предлагается как в инкубаторе, так и через сеть контактов, с ним связанных. Главная цель инкубатирования вузовской системы заключается в создании успешных фирм, у которых есть потенциал в создании рабочих мест, развитии экономики региона, извлечении прибыли из новых технологий и усилении региональной и национальной экономики [12, с.48].

Главная же цель создания бизнес-инкубаторов вузов - это обучение студентов реальным технологиям бизнеса в конкретных сферах (рекламы, связей с общественностью, туризма и пр.).

Задача бизнес-инкубаторов вузов, как центров развития молодежного предпринимательства - сформировать у начинающих предпри-

нимателей из числа студентов, аспирантов, молодых специалистов навыки по развитию своей бизнес-концепции, превращению ее в полноценный бизнес-проект.

Инкубаторы малого бизнеса, являющиеся частью инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, могут выступать как самостоятельно, так и как часть единой системы развития малых предприятий наряду с техническими и научными парками, инновационными и бизнес-центрами и пр., в которой бизнес-инкубатор задействуется на одном из ранних этапов развития малого предпринимательства.

В мире не существует одинаковых бизнес-инкубаторов, но в целом набор услуг, оказываемых ими малым предприятиям, довольно стандартен. Ниже приведен наиболее полный перечень, причем все услуги бизнес-инкубаторов разбиты на 4 категории:

> сдача в аренду помещений и офисное обслуживание;

> обучение предпринимателей;

> консультационные услуги;

> продвижение проектов к инвестициям.

Таким образом, концепция бизнес-инкубирования вузов тесно связана со стратегией развития малого предпринимательства в конкретном регионе. При этом преследуются следующие цели создания бизнес-инкубатора:

> стимулирование экономического роста в регионе, предполагающего, в том числе, обеспечение продуктивных рабочих мест для студентов, аспирантов и младших научных сотрудников, в целях формирования нового имиджа региона;

> формирование развитой инновационной инфраструктуры экономики, в первую очередь для образовательных организаций высшего образования, базовых бизнес-инкубаторов, способных функционировать на социально-партнерских началах с различными крупными промышленными и научно-техническими компаниями региона;

> обеспечение высокими технологиями и инновационными разработками сферы образовательной деятельности вуза необходимыми для развития данного направления экономики;

> установление, развитие и укрепление связей между университетом (вузом или исследовательским центром) и местным малым и средним бизнесом конкретного региона;

> стимулирование формирования и развития новых предприятий, продвигающих новые технологии;

У создание среды, способствующей взаимообмену ресурсами, людьми, идеями, оборудованием между наукой и промышленностью региона [13].

Бизнес-инкубаторы вузов как составные элементы соответствующей системы и сами по себе оказывают заметное положительное влияние на развитие инновационной экономики, они достаточно быстро коммерциализируют новые идеи и результаты исследований, проводимых в стенах университета, способствуют обмену новыми технологиями, что повышает эффективность производства. Необходимо подчеркнуть, что в условиях глобализации и информатизации, развития информационных технологий наиболее важной задачей бизнес-инкубатора становится подготовка и выращивание бизнес-проектов [17].

Совершенствование системы бизнес-инкубаторов вузов может быть эффективным при использовании системного подхода к их управлению. При созданной эффективной многофункциональной системы управления бизнес-инкубаторы вузов могут быть не только самоокупаемыми, но и коммерчески выгодными за счет коммерциализации ресурсов образовательной организации, в которых заложены возможности новой генерации малых предприятий.

Таким образом, под бизнес-инкубированием в университете сегодня следует понимать

создание условий, способствующих созданию и развитию малых инновационных предприятий, готовых к эффективному функционированию на рынке, как в университетском инкубаторе, так и после выхода из него.

Подводя итоги, следует отметить, что необходимость решения теоретических, методических и практических вопросов по разработке системы управления бизнес-инкубаторами вузов является одной из приоритетных задач в исследовании управленческих процессов и оценке результатов функционирования их деятельности.

К сожалению, современное российское законодательство не содержит определение понятия «бизнес-инкубатор вуза». Позволим себе, на основании изложенного выше материала, затрагивающего общее понятие, цели и задачи бизнес-инкубации, сформулировать указанное определение.

В современных условиях инновационного развития российской экономики «бизнес-инкубатор вуза» представляет собой составную часть инновационной инфраструктуры, способствующий содействию становления предпринимательства в системе высшего образования и использующий бизнес-инкубацию, как инструмент развития производственных и интеллектуальных ресурсов.

Литература

1. Собко Ю.А. Правовые механизмы охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности российских вузов и инновационных предприятий: международный аспект. - Право и бизнес: сборник статей I ежегодной международной научно-практической конференции, приуроченной к 80-летию со дня рождения профессора В.С. Мартемьянова / М.Ю. Абрамкина, М.Г. Абрамова, А.А. Алпатов и др.; под ред. И.В. Ершовой. - М.: Юрист, 2012. - 770 с.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ (ред. от 29.12.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 31. - Ст. 3923.

3. Вуллакотт Майкл. Руководство по бизнес-инкубации // Программа партнерства DFID, Нижегородская область, проект «Экономическое оздоровление и создание рабочих мест», май 2005 г.

4. Мошкова Д.М. Правовые основы инновационной деятельности в РФ // Юрист. - 2014. - № 1. - С. 43-46.

5. Вуллакотт М. Система обеспечения качества бизнес инкубации. Нижний Новгород, 2005. URL: http://www.

References

1. Sobko Iu.A. Pravovye mekhanizmy okhrany prav na rezul'taty intellektual'noi deiatel'nosti rossiiskikh vuzov i innovatsionnykh predpriiatii: mezhdunarodnyi aspekt, Pravo i biznes: sbornik statei I ezhegodnoi mezhdunarod-noi nauchno-prakticheskoi konferentsii, priurochennoi k 80-letiiu so dnia rozhdeniia professora V.S. Martem'ianova; M.Iu. Abramkina, M.G. Abramova, A.A. Alpatov i dr.; pod red. I.V. Ershovoi, M.: Iurist, 2012, 770 pp.

2. O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii po voprosam sozdaniia biudzhet-nymi nauchnymi i obrazovatel'nymi uchrezhdeniiami khoziaistvennykh obshchestv v tseliakh prakticheskogo primeneniia (vnedreniia) rezul'tatov intellektual'noi deiatel'nosti: Federal'nyi zakon ot 02.08.2009 No. 217-FZ (red. ot 29.12.2012), Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2009, No. 31, st. 3923.

3. Vullakott Maikl. Rukovodstvo po biznes-inkubatsii, Programma partnerstva DFID, Nizhegorodskaia oblast', pro-ekt "Ekonomicheskoe ozdorovlenie i sozdanie rabochikh mest", mai 2005 g.

4. Moshkova D.M. Pravovye osnovy innovatsionnoi deiatel'nosti v RF, Iurist, 2014, No. 1, pp. 43-46.

5. Vullakott M. Sistema obespecheniia kachestva biznes inkubatsii. Nizhnii Novgorod, 2005. URL: http://www.

nisse.ru/business/article/ article_208.html?effort. (дата обращения 28.05.2015).

6. Карабашев С. Г. Инкубирование малых инновационных предприятий - ключевая проблема венчурного инвестирования в области высоких технологий. [Электронный ресурс]. URL: http://www.irmsb.ru/pages/articles/ incubir. (дата обращения 28.05.2015).

7. Сысоев Г.В. Комплекс мероприятий по развитию российских бизнес-инкубаторов // Безопасность бизнеса. - 2008. - № 1. - С. 11-13.

8. Горбунов В.Л., Сошников Е.А. Концепция развития сети бизнес-инкубаторов в Российской Федерации // Национальное содружество бизнес-инкубаторов. - М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2001.176 с.

9. Об утверждении статистического инструментария для организации Минобрнауки России статистического наблюдения за организациями научно-технического комплекса (вместе с «Указаниями по заполнению формы единовременного федерального статистического наблюдения № 2-наука (НТК) «Сведения об организации научно-технического комплекса»):Постановление Рос-стата от 20.12.2007 № 104 // Вопросы статистики. - № 3. - 2008.

10. Технопарки в инфраструктуре инновационного развития: монография / Т.А. Едкова, А.В. Калмыкова, Н.Б. Крысенкова и др.; под ред. Л.К. Терещенко. - М.: ИЗ-иСП, ИНФРА-М, 2014. - 245 с.

11. Рекомендации по обеспечению координации программ, реализуемых по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, по содействию самозанятости безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и по поддержке малых форм инновационного предпринимательства (утв. Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России, Минсельхозом России, Минрегионом России, Минобрнауки России) // СПС «КонсультантПлюс». -2012.

12. Гамидуллаева Л.А. Становление и развитие концепции бизнес-инкубирования // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://be5.biz/ekonomika1/r2012/2912. htm (дата обращения 28.05.2015).

13. M. John Wojciechowski, "Russian business incubator program. Prospect development and strategic plan", 2002, pp.33-40. URL: http://www.aucc.ca/_pdf/english/ programs/cepra/Incubators_text.pdf (дата обращения 28.05.2015).

14. Гурунян Т.В. Малые инновационные предприятия и бизнес-инкубаторы в вузах: опыт регионов РФ // Философия образования. - 2011. - Т. 39. - № 6. - С. 39-46.

15. Анализ состояния и проблем развития предпринимательства в научно-технической сфере России / Под ред. О. П. Молчановой. - М.: КДУ, 2010. - 204 с.

16. Развитие инновационного технологического предпринимательства в университетах. Итоги конференции «Бизнес-школа Сколково», Москва, 21-22 февраля 2012 г. // Инновации. - 2012. - № 4. - С. 43-44.

17. Гребенкин А. В., Иванова А. В. Бизнес-инкубирование в университете как ключевое условиеформирования малого инновационного предпринимательства в регионе // Экономика региона. - 2012. - № 3. - С. 48.

18. Стратегия инновационного развития в Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства от 08.12.2011 N 2227-р // URL: http://www.youngscience.ru (в РА 17.02.2011 Пра-

nisse.ru/business/article/ article_208.html?effort (data obrashcheniia 28.05.2015).

6. Karabashev S. G. Inkubirovanie malykh innovatsionnykh predpriiatii - kliuchevaia problema venchurnogo investira vaniia v oblasti vysokikh tekhnologii. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.irmsb.ru/pages/articles/incu-bir (data obrashcheniia 28.05.2015).

7. Sysoev G.V. Kompleks meropriiatii po razvitiiu rossi-iskikh biznes-inkubatorov, Bezopasnost' biznesa, 2008, No. 1, pp. 11-13.

8. Gorbunov V.L., Soshnikov E.A. Kontseptsiia raz-vitiia seti biznes-inkubatorov v Rossiiskoi Federatsii, Natsional'noe sodruzhestvo biznes-inkubatorov, M.: Institut predprinimatel'stva i investitsii, 2001, 176 pp.

9. Ob utverzhdenii statisticheskogo instrumentariia dlia organizatsii Minobrnauki Rossii statisticheskogo nabli-udeniia za organizatsiiami nauchno-tekhnicheskogo kom-pleksa (vmeste s "Ukazaniiami po zapolneniiu formy edi-novremennogo federal'nogo statisticheskogo nabliudeniia No. 2-nauka (NTK) "Svedeniia ob organizatsii nauchno-tekhnicheskogo kompleksa"):Postanovlenie Rosstata ot 20.12.2007 No. 104, Voprosy statistiki, No. 3, 2008.

10. Tekhnoparki v infrastrukture innovatsionnogo razvitiia: monografiia, T.A. Edkova, A.V. Kalmykova, N.B. Krysen-kova i dr., pod red. L.K. Tereshchenko, M.: IZiSP, INFRA-M, 2014, 245 pp.

11. Rekomendatsii po obespecheniiu koordinatsii programm, realizuemykh po gosudarstvennoi podderzhke sub»ektov malogo i srednego predprinimatel'stva, po sodeistviiu samozaniatosti bezrabotnykh grazhdan, po podderzhke malykh form khoziaistvovaniia na sele i po podderzhke malykh form innovatsionnogo predprinimatel'stva (utv. Minekonomrazvitiia Rossii, Minzdravsotsrazvitiia Rossii, Minsel'khozom Rossii, Minregionom Rossii, Minobrnauki Rossii), SPS "Konsul'tantPlius", 2012.

12. Gamidullaeva L.A. Stanovlenie i razvitie kontseptsii bi-znes-inkubirovaniia, [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostu-pa: http://be5.biz/ekonomika1/r2012/2912.htm (data obrashcheniia 28.05.2015).

13. M. John Wojciechowski, "Russian business incubator program. Prospect development and strategic plan", 2002, pp.33-40. URL: http://www.aucc.ca/_pdf/english/pro-grams/cepra/Incubators_text.pdf (data obrashcheniia 28.05.2015).

14. Gurunian T.V. Malye innovatsionnye predpriiatiia i bi-znes-inkubatory v vuzakh: opyt regionov RF, Filosofiia obrazovaniia, 2011, t. 39, No. 6, pp. 39-46.

15. Analiz sostoianiia i problem razvitiia predprinimatel'stva v nauchno-tekhnicheskoi sfere Rossii, Pod red. O. P. Mol-chanovoi, M.: KDU, 2010, 204 pp.

16. Razvitie innovatsionnogo tekhnologicheskogo predprinimatel'stva v universitetakh. Itogi konferentsii "Biznes-shkola Skolkovo", Moskva, 21-22 fevralia 2012 g., Innovatsii, 2012, No. 4, pp. 43-44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Grebenkin A. V., Ivanova A. V. Biznes-inkubirovanie v universitete kak kliuchevoe uslovieformirovaniia malogo innovatsionnogo predprinimatel'stva v regione, Ekonomi-ka regiona, 2012, No. 3, p. 48.

18. Strategiia innovatsionnogo razvitiia v Rossiiskoi Federat-sii na period do 2020 g., utverzhdennaia rasporiazheniem Pravitel'stva ot 08.12.2011 N 2227-r, URL: http://www. youngscience.ru (v RA 17.02.2011 Pravitel'stvom byla odobrena Kontseptsiia ob otpravnoi strategii formirova-niia innovatsionnoi ekonomiki).

вительством была одобрена Концепция об отправной стратегии формирования инновационной экономики).

19. Городов О.А. Правовое обеспечение инновационной деятельности как условие модернизации экономики России // Предпринимательское право. - 2012. - № 2. - С. 10-14.

20. Трофимов В.В. Публичное право современной России: позитивные и негативные факторы формирования и развития // Российская юстиция. - 2010. - № 10. - С. 14-16.

19. Gorodov O.A. Pravovoe obespechenie innovatsionnoi deiatel'nosti kak uslovie modernizatsii ekonomiki Rossii, Predprinimatel'skoe pravo, 20i2, No. 2, pp. i0-i4.

20. Trofimov V.V. Publichnoe pravo sovremennoi Rossii: pozitivnye i negativnye faktory formirovaniia i razvitiia, Rossiiskaia iustitsiia, 20i0, No. i0, pp. 14-16.

Рецензент: кандидат юридических наук, доцент Танимов Олег Владимирович

НАД НОМЕРОМ РАБОТАЛИ:

Шеф-редактор Начальник РИО Перевод Дизайн

Компьютерная верстка

Г.И. Макаренко Ю.В. Матвиенко Т.В. Галатонов И.Г. Калмыкова А.С. Алексанян

Тиражирование (печать) Н.Г. Шабанова

Отпечатано в РИО НЦПИ при Минюсте России Формат 60х90/8 Печать цветная цифровая Общий тираж 600 экз. Цена свободная Подписано в печать 02.09.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.