УДК 91:378.4 Погорелов А.Р.
Университетская география на Дальнем Востоке России (Дальневосточный университет)
Последние годы ознаменовались важнейшими событиями для развития отечественного географического образования и науки. Осенью 2016 г. при непосредственном участии Русского географического общества принята к реализации Концепция развития географического образования в РФ, в которой постулируется, что "качественная система географического образования и просвещения необходима любому государству, стремящемуся к интенсивному развитию национальной науки, культуры, экономики и к достойной роли в мировой политике и экономике". Принятие концепции связано с обеспокоенностью политического и экспертного сообщества проблемой снижения качества географических и экологических знаний среди населения. Кроме этого, в августе 2016 г. на 33-м Международном географическом конгрессе в г. Пекине одобрена Международная Хартия географического образования, которая призвана способствовать получению всеми людьми качественного и содержательного географического образования, помогая преподавателям географии бороться с географической безграмотностью.
Современное географическое образование тесно связано с проблемами экологического развития, что обусловлено междисциплинарностью экологии, вобравшей в себя знания географии и ряда других естественных наук. В целях привлечения внимания общества к проблемам экологического развития РФ, сохранения биоразнообразия и обеспечения экологической безопасности 2017 г. был объявлен Годом экологии. Также в честь столетия создания первого в нашей стране Баргузинского государственного природного заповедника 2017 г. был объявлен Годом особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Проведение большинства мероприятий в рамках тематического года возлагалось на общественные, научные, образовательные и административно-управленческие организации географического профиля. Происходит постоянное усиление внимания к географии — одной из древнейших наук, интегрирующей знания о природе, хозяйстве и населении нашей планеты. На современном этапе развития общества географическое высшее образование не теряет своей актуальности. Географы вносят неоценимый вклад в решение практических проблем пространственной организации, территориального развития, охраны окружающей среды, улучшения социально-экономической ситуации в различных странах мира и их отдельных регионах. Таким образом, задачи университетской географии в мире и России связаны с подготовкой квалифицированных кадров, географическим просвещением, проведением различных научных проектов.
Российская университетская география, ведущая свою историю с XIX в. (когда были созданы первые географические кафедры), значительно отличается от зарубежных моделей [22]. В нашей стране насчитывается 33 географических факультета, при этом в 2018 г. подготовка бакалавров по направлению "География" ведётся в 64 вузах, а магистров — в 30 [11]. Более подробно современное состояние университетской географии в России проанализировано в соответствующих работах [1, 2, 20, 22]. В то же время до сих пор слабо освещена тема исторического развития и современного состояния университетской географии на Дальнем Востоке России, основной и крупнейший центр которой сосредоточен во Владивостоке в Дальневосточном университе-
© Погорелов А.Р., 2018
ПОГОРЕЛОВ Артур Русланович, аспирант Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток). E-mail: [email protected]
те. Отдельные материалы по истории географического высшего образования и географических исследований Дальневосточного университета встречаются в ряде тематических публикаций [3, 5-7, 12, 14-16, 19]. Настоящая статья призвана обобщить результаты многолетнего существования университетской географии в Дальневосточном университете и представить актуальные сведения о её современном состоянии и перспективах дальнейшего развития. Это определило цель статьи: показать особенности становления и развития университетской географии на российском Дальнем Востоке. Новизна представленной информации заключается в выделении этапов развития дальневосточной университетской географии. Актуальность статьи заключается в анализе сложностей, недостатков становления, реформирования и реорганизаций высшего образования, что позволит в дальнейшем менее болезненно проходить кризисные периоды.
Полноценное высшее географическое образование на Дальнем Востоке России ведёт свою историю с начала второй половины XX в. В 1964 г. во Владивостоке в Дальневосточном государственном университете (ДВГУ) организован геофизический факультет (с географическим отделением) путём объединения кафедр физической географии, гидрологии суши, метеорологии и физики моря, ранее входивших в состав физико-математического факультета. Ранее до 1963 г. в ДВГУ существовало заочное отделение по подготовке учителей географии. Таким образом, в Дальневосточном регионе России "отцом" классического географического образования является Дальневосточный университет. Важно то, что географическая высшая школа на протяжении всей своей жизни обладает региональной спецификой, которая выражается в прямой ориентации географических исследований на Дальний Восток России и Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), а также в подготовке высококвалифицированных кадров — исследователей этого уникального региона России и мира.
Российский Дальний Восток, Приморский край — интереснейшие объекты для географических исследований. Здесь представлены уникальные природные ландшафты и экосистемы, крупные реки, моря, а также замечательная история хозяйственного освоения территории российскими переселенцами. С Приморским краем неразрывно связаны имена многих путешественников и краеведов, среди них В.К. Арсеньев, П.Ф. Пржевальский, В.Л. Комаров и другие деятели. Они внесли значительный вклад в географическую науку, и, в частности, в географическое изучение юга Дальнего Востока. Уникальное географическое положение Владивостока и Приморья предопределило интерес российских учёных к контактам с исследователями из зарубежных стран (Китая, Японии, Кореи и некоторых других). Изучение географии стран АТР является стратегически важной задачей, что частично реализовывалось в Восточном институте, организованном в 1899 г. Сегодня, помимо Дальневосточного университета, целенаправленными географическими исследованиями во Владивостоке занимаются Тихоокеанский институт географии ДВО РАН (ТИГ ДВО РАН), Общество изучения Амурского края (Приморское региональное отделение РГО). Университет, институт и общество активно взаимодействуют между собой. Тихоокеанский институт географии основан в октябре 1971 г. и с начала основания сотрудничает с университетом.
Значимо то, что в период 1959—1962 гг. ректором ДВГУ был географ, к.г.н. Онуфрий Несторович Андрющенко. Он являлся учеником академика АН СССР Б.Б. Полынова. Именно О.Н. Андрющенко стал инициатором организации в 1959 г. заочного отделения географии, которое позже стало основой для подготовки специалистов-географов.
В 1963 г. в ДВГУ приглашены новые преподаватели, среди них был к.г.н. (вскоре д.г.н.) Василий Иосифович Лымарев, ставший инициатором выделения из физико-математического факультета кафедр физико-географического цикла. Так в сентябре 1964 г. создан геофизический факультет, организатором и деканом которого стал профессор В.И. Лымарев. Согласно Приказу Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР от 21 сентября 1964 г. в ДВГУ утверждена специальность "География" с присвоением квалификации "Физико-географ" [5]. Подготовка новых специалистов велась на географическом отделении геофизического факультета. На факуль-
тете готовили не только географов, но и других специалистов географического профиля — метеорологов, гидрологов, океанологов. Профессор В.И. Лымарев проработал в ДВГУ до 1967 г. и за это время внёс значительный вклад в развитие университетской географии. В.И. Лымарев является одним из основоположников географии океана, а также создателем Дальневосточной научной школы комплексного береговедения [9]. Его исследовательская деятельность во многом предопределила будущий потенциал подготовки географов в Дальневосточном университете.
В 1973 г. под руководством члена-корреспондента АН СССР, д.г.н., профессора Андрей Петровича Капицы в ДВГУ создана кафедра геоморфологии и палеогеографии [4], на которой совместными усилиями сотрудников Тихоокеанского института географии ДВНЦ АН СССР и геофизического факультета готовили специалистов для дальневосточной географической науки.
В 1992 г. создана кафедра географии стран Азиатско-Тихоокеанского Региона. Инициатор создания кафедры — д.г.н., профессор Пётр Фёдорович Бровко, который и стал заведующим кафедрой. Профессор П. Ф. Бров-ко в 2005—2015 гг. являлся председателем Общества изучения Амурского края. Также он научный руководитель Берегового исследовательского центра ДВФУ (ныне лаборатория прибрежно-морского природопользования ШЕН ДВФУ) и член рабочей группы "Морские берега" при комиссии по проблемам Мирового океана РАН. Кафедра географии стран АТР готовила географов с углублённой страноведческой подготовкой (интерес направлен на такие страны, как Китай, Япония, Корея, США, Канада и др.).
В мае 1999 г. на базе геофизического факультета организован Институт окружающей среды ДВГУ (ИОС ДВГУ) с двумя факультетами - географическим и геофизическим. Географический факультет включал в себя четыре кафедры: физической географии; рекреационной географии; географии стран АТР; регионального анализа и устойчивого развития. Геофизический факультет также представлен четырьмя кафедрами: метеорологии, климатологии и охраны атмосферы; гидрологии суши и охраны водных ресурсов; океанологии; геодезии и астрономии. Директором института и деканом географического факультета стал к.г.н., профессор Юрий Борисович Зонов.
В 2000 г., при непосредственном участии как инициатора, академиком РАН, директором ТИГ ДВО РАН, д.г.н., профессором Петром Яковлевичем Баклановым организована кафедра регионального анализа и устойчивого развития. Уникальностью кафедры была подготовка специалистов с двойной специализацией — экономико-географ, экономист. Помимо этого, на кафедре реализовывалась классическая специализация "Экономическая и социальная география". Стоит отметить, что ещё до образования данной кафедры, первым экономико-географическим и социально-географическим научным исследованиям на Дальнем Востоке России положила начало к.г.н., доцент Ида Ильинична Барткова [10].
В 2010 г. ДВГУ реорганизован в Дальневосточный федеральный университет. Позже в 2011 г. к ДВФУ были присоединены Дальневосточный государственный технический университет, Тихоокеанский государственный экономический университет и Уссурийский государственный педагогический институт. Тем самым произошло объединение крупнейших дальневосточных вузов. В ДВФУ утверждена Программа развития до 2019 г., в которой предусмотрена реализация шести приоритетных направлений в рамках университета, среди которых "Ресурсы Мирового океана" и "Взаимодействие России со странами АТР". Логически географическая специальность попадает под эти направления. Новому университету потребовалась новая структура. Так было решено отказаться от традиционных факультетов и институтов, вместо них созданы крупные образовательно-научные подразделения — школы. Всего в ДВФУ существует 9 школ. Институт окружающей среды ДВГУ был реорганизован и вошёл в Школу естественных наук ДВФУ, разделённую на кластеры. В Школе естественных наук создано 5 кластеров, среди которых кластер наук о Земле. Данный кластер включает в себя 3 кафедры: 1) географии и устойчивого развития геосистем; 2) океанологии и гидрометеорологии; 3) геологии и геоинформационных систем. Кафедра географии и устойчивого развития геосистем ДВФУ создана путём объединения всех кафедр географического факультета ИОС ДВГУ. Аналогичным путём создана кафедра океанологии
и гидрометеорологии ДВФУ (в результате объединения трёх кафедр геофизического факультета ИОС ДВГУ). Четвёртая кафедра геодезии и астрономии геофизического факультета ИОС ДВГУ вошла в состав Инженерной школы ДВФУ.
Таким образом, в развитии географического высшего профессионального образования на Дальнем Востоке России, представленного Дальневосточным университетом, можно выделить несколько периодов и этапов. В целом можно выделить три периода с шестью этапами в третьем: I) Общенаучный период (1899—1939); II) Подготовительный период (1940—1963); III) Общегеографический период (1964 — до настоящего времени): 1) первый этап (1964— 1971); 2) второй этап (1971-1992); 3) третий этап (1992-1999); 4) четвёртый этап (1999-2010); 5) пятый этап (2011-2014); 6) шестой или современный этап (с 2014).
Выделение соответствующих периодов и этапов осуществлено на основе следующих критериев: 1) формирование полноценных учебных (географических) программ; 2) преподавание всего комплекса географических дисциплин; 3) появление новых учебных дисциплин и разработка учебных программ (например, ГИС-технологии в географии); 4) развитие в области географии университетских научных исследований.
Общенаучный период характеризуется накоплением знаний, опыта, потенциала и предпосылок к созданию полноценного географического образования. Период начинается в 1899 г. - создано первое высшее учебное заведение на Дальнем Востоке России (Восточный институт), где было уделено внимание преподаванию географии дальневосточных стран (профессора Н.В. Кюнер, А.В. Рудаков, А.В. Гребенщиков [13]). Позже в 1920 г. произошло объединение Восточного института с частными учебными заведениями в Государственный Дальневосточный университет (ГДУ), который по политическим причинам был закрыт сначала в 1930 (возобновил свою работу в октябре 1931 [17]), а позже в 1939 г. В 1920-х годах в ГДУ читали лекции - географ
A. А. Половинкин, этнограф и путешественник В.К. Арсеньев, также К.А. Го-моюнов преподавал курс "Океанография и лимнология" [12]. В эти годы в университете наметился интерес к организации различных экспедиционных исследований. В 1934 г. университетом был подготовлен проект по открытию новых факультетов, среди них числился географический факультет. Он был открыт 1 сентября 1936 г., но, к сожалению, просуществовал лишь один учебный год (до июля 1937) и был закрыт [12]. Ведущей причиной закрытия стал кадровый дефицит, так деканом и единственным преподавателем факультета был В.А. Лопато.
Подготовительный период характеризуется накоплением опыта и потенциала географических исследований и подготовки педагогических кадров для школ Дальнего Востока страны. В 1940 г. на базе ГДУ организован Владивостокский учительский институт (кафедра ботаники которого выпускала учителей географии и биологии неполных школ вплоть до 1959 г.), в 1943 на его базе создан педагогический институт [17]. Директором института стал
B.С. Горелик, который в ДВГУ в конце 1930-х годов читал курс экономики и географии стран Дальнего Востока. В 1945-1946 учебном году открыта кафедра географии и естествознания, которую возглавила Т.Н. Бугримова [12]. В 1956 г. на базе института создан Дальневосточный государственный университет с пятью факультетами. На физико-математическом факультете в 1959 г. были созданы заочное отделение географии (для подготовки учителей географии) и кабинет географии. В 1963 г. был организован первый набор студентов на очное отделение географии.
Общегеографический (основной) период характеризуется формированием в ДВГУ учебных кафедр, где осуществляется полноценный учебный процесс по подготовке географов-исследователей и преподавателей географии. Здесь можно выделить несколько этапов, различающихся между собой особенностью формирования учебных курсов и научно-педагогического коллектива.
Первый этап начинается с 1964 г., когда был создан геофизический факультет, являющийся первоосновной географических и геофизических исследований Приморского края и других дальневосточных регионов. В сентябре этого года кафедрой физической географии начата подготовка специалистов физико-географов. В 1960-е годы в университете появилось новое перспектив-
ное научно-исследовательское географическое направление — морфология и динамика берегов побережий морей Дальнего Востока. Проводилось множество уникальных экспедиционных исследований — на побережье залива Петра Великого профессором В.И. Лымаревым в 1963 г., на Шантарских островах доцентом Е.И. Арчиковым в 1967 г., на восточном побережье полуострова Камчатки Э.А. Кудусовым в 1967 г. [12]. Стоит отметить, что развивались и другие направления, такие как проблемы географии населения и поселений Приморского края, комплексные физико-географические (ландшафтные) исследования. С 1963 г. под руководством доцента И.И. Бартковой проводились исследования по географии населения, экономико-географическому районированию и созданию экономико-географических карт, разрабатывались экономико-географические комплексные характеристики для различных административных районов. Была разработана типология городских и сельских поселений, проведено сравнительное изучение географических закономерностей и особенностей расселения в притихоокеанских азиатских и североамериканских районах.
Второй этап начинается в 1971 г., когда был создан Тихоокеанский институт географии ДВНЦ АН СССР как новый центр комплексных географических исследований на Дальнем Востоке. Научные сотрудники Тихоокеанского института географии начали активно включаться в преподавательскую деятельность на геофизическом факультете ДВГУ. Тем самым для геофизического факультета положен новый приоритет — подготовка квалифицированных специалистов не только для педагогической или производственной, но и для научной-исследовательской деятельности. Особый толчок в развитии географического образования был положен в 1973 г., когда по инициативе члена-корреспондента АН СССР А. П. Капицы с помощью учёных Тихоокеанского института географии была создана кафедра геоморфологии и палеогеографии. В этом же году заведующим кафедрой физической географии Георгием Михайловичем Томиловым была организована проблемная лаборатория шельфа дальневосточных морей, которая координировала исследования по программе "Океан". Одной из предпосылок к созданию лаборатории стало активное развитие со стороны университета комплексного исследовательского направления "Научные основы изучения и использования природных ресурсов Тихого океана в Дальневосточном регионе". В лаборатории были осуществлены различные исследования — комплексное геолого-географическое районирование верхней части шельфа острова Сахалин, биолого-географическое изучение верхней части шельфа южного Приморья (в палеозое и кайнозое), детальное картографирование грунтов залива Петра Великого с целью оценки территории и выбора участков для разведения марикультуры, составление схематических геоморфологических и морфодинамических карт сахалинского побережья [12]. В 1975 г. лабораторию и кафедру физической географии возглавил д.г.-м.н., профессор Будимир Владимирович Поярков. В 1970-е здесь же работали известные учёные и преподаватели д.г.н. Евгений Васильевич Краснов и к.г.н. Емельян Иванович Арчиков.
Третий этап связан с кризисными явлениями в географическом образовании, главной причиной которых были коренные социально-экономические реформы, проводимые в стране после распада СССР в 1991 г. Для образовательных и научных учреждений начались "трудные" времена, которые связаны, прежде всего, со сменой приоритетов в государственном управлении в стране. Появился большой спрос на юристов, экономистов, менеджеров, бухгалтеров. Научная и педагогическая деятельность перестала быть привлекательной для молодёжи. Несмотря на это, многие научные и образовательные учреждения не остановились в своём развитии. В то же время, появилась возможность для проявления инициативы в установлении экономических и научных отношений между жителями соседних стран. Для этого понадобились специалисты, знакомые с географией, экономикой, демографией, культурой стран Юго-Восточной Азии и АТР. В 1992 г. в ДВГУ создана новая кафедра географии стран АТР. Важно отметить, что не останавливается работа учебно-научного процесса в традиционно сформированном береговедческом направлении. В 1990-е годы Береговой исследовательский центр (д.г.н. П.Ф. Бровко, к.г.н. В.С. Петренко, к.г.н. Ю.А. Микишин, к.г.н. Ю.К. Ивашинников и др.) совместно с кафедрой разрабатывали научное направление "Комплексные ге-
ографические исследования приморских регионов", которое подразделялось на отдельные темы: "Комплексное исследование береговой зоны океана для целей управления (береговой менеджмент)", "Исследование природно-ресурс-ного потенциала Дальнего Востока и стран Восточной Азии", "Исследование систем прибрежного расселения", "Экологическая безопасность берегов дальневосточных морей", "Эволюция морских берегов Дальнего Востока в условиях повышения уровня океана", "Региональный компонент в географическом образовании" [8]. К 1996 г. кафедра физической географии приняла участие в межвузовской программе "Дальний Восток", а также выполняла тему "Изучение ландшафтов как научной основы рационального природопользования" (к.г.н. Ю.Б. Зонов, Н.Н. Кононова, Г.А. Какорина, Т.Ф. Воробьёва). В это время кафедрами географического отделения опубликованы учебные пособия "География стран АТР" (1994), "Физическая география Приморского края" (1997), "Основы береговедения" (1997) и другие работы.
Четвёртый этап характеризуется дальнейшим расширением возможностей развития высшего географического образования, что связано с созданием в мае 1999 г. Института окружающей среды ДВГУ (в который вошёл географический факультет, с Береговым исследовательским центром и учебно-научным центром эколого-географических проблем регионального развития). В 2000 г. совместно с ТИГ ДВО РАН создана новая кафедра регионального анализа и устойчивого развития, которая позиционировала себя как научно-производственное отделение [15]. В 2001 г. группа преподавателей ДВГУ и научных сотрудников ТИГ ДВО РАН стала лауреатом премии Правительства РФ в области образования за серию учебных пособий по географии Приморского края. Также в 2001 г. профессор П.Ф. Бровко стал инициатором подготовки географов в филиале ДВФУ в г. Арсеньеве, которая осуществлялась вплоть до 2012 г.
Также важно отметить, что начиная с 1990-х гг., в рамках географического образования стал проявляться интерес к туризму [18], так была организована новая специализация "Рекреационная география". В 1999 г. создана кафедра рекреационной географии, которую возглавил опытный географ, к.г.н., доцент А.М. Сазыкин. На кафедре в разное время работали к.г.н., доцент Е.Н. Рябинин, доцент Н.Н. Кононова и другие.
Пятый этап характеризуется, прежде всего, масштабной реорганизацией, что связано с созданием в 2011 г. кафедры географии и устойчивого развития геосистем ДВФУ путём объединения всех кафедр географического факультета ИОС ДВГУ. Возглавил кафедру академик РАН П.Я. Бакланов. Кафедра выпускает бакалавров и магистров географии, ведёт подготовку аспирантов. Общее количество обучающихся на программах бакалавриата, магистратуры и аспирантуры составляет порядка 150 человек. Бакалавриат до 2017 г. был представлен тремя профилями - "Физическая география и ландшафтоведение", "Экономическая и социальная география" и "Рекреационная география и туризм", по которым до сих пор сохраняется специализация научно-исследовательской работы студентов. С 2017 г. реализуется единый профиль "Общая география". Магистратура представлена одной магистерской программой - "Природопользование и охрана природы". Аспирантура функционирует по специальностям "Физическая география, биогеография, география почв и геохимия ландшафтов", "Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география" и "Геоморфология и эволюционная география", на которые ежегодно успешно поступают новые аспиранты. Этап во многом реформаторский, поскольку, некоторые перемены в образовательном процессе протекают "болезненно", прежде всего, из-за трансформации устоявшейся и традиционной структуры учебного процесса.
Последний шестой (или современный) этап связан с переездом в июне-августе 2014 г. кафедры географии и устойчивого развития геосистем ДВФУ в кампус университета на остров Русский. В общем развитии данный этап продолжает предыдущий. При переезде университета научно-педагогический состав различных подразделений выражал обеспокоенность по поводу будущего развития вуза. Возможно, кафедре географии и устойчивого развития геосистем не придётся столкнуться с проблемой "оставшейся (или потерянной) истории", а наоборот будет продолжено развитие традиционных направлений, но уже в новых условиях.
Современное состояние университетской географии в Дальневосточном университете имеет некоторые отличительные особенности. Профессорско-преподавательский состав кафедры полностью представлен выпускниками Дальневосточного государственного (федерального) университета (за исключением академика РАН П.Я. Бакланова, который закончил МГУ имени М.В. Ломоносова и профессора В.Т. Старожилова, окончившего ДВПИ), большинство которых являются "выходцами" географической высшей школы. Путём обзора основных научных работ сотрудников можно выделить научно-исследовательские направления кафедры. В основном они представлены точечными (во многом индивидуальными) исследованиями. Изучение ландшафтов Дальнего Востока (д.г.н. В.Т. Старожилов, к.г.н. Ю.Б. Зонов, к.г.н. А.Г. Дряхлов, Т.Ф. Воробьёва), геодемографические и региональные социально-экономические исследования (к.г.н. Л.И. Рябинина), рекреационная география и география туризма (к.г.н. А.М. Сазыкин, к.г.н. А.А. Глушко, к.г.н. А.В. Широкова), экология и медицинская география (к.б.н. Г.И. Поно-марчук), пейзажное ландшафтоведение (О.В. Левченко), устойчивое развитие городских систем (О.А. Андронова). Существует традиционное объединённое направление, связанное с береговедением и прибрежно-морским природопользованием (д.г.н. П.Ф. Бровко, к.г.н. В.С. Петренко, А.В. Малюгин). Все они продолжают ранее положенные и постепенно сформировавшиеся (за прошедшие этапы) образовательные и научные традиции, при этом существует развитие новых научных направлений. Несмотря на точечное развитие научных идей на кафедре, между ними существует изначально положенная и развитая региональная (приуроченная к географическому положению) специфика исследований, направленная на общий объект исследования. Также при кафедре работают научно-исследовательские подразделения: лаборатория прибрежно-морского природопользования и лаборатория ГИС-технологий и картографии. Сотрудники участвуют в проектах по грантам РНФ, РФФИ, РГО, Президиума ДВО РАН.
В декабре 2016 г. при кафедре географии и устойчивого развития геосистем Школы естественных наук ДВФУ создан Тихоокеанский международный ландшафтный центр с целью внедрения ландшафтного подхода в обеспечение экологической безопасности и устойчивого развития Тихоокеанской России [21]. Руководителем нового научно-образовательного центра утверждён д.г.н., профессор В.Т. Старожилов. В рамках центра разрабатываются ландшафтные основы природопользования и землепользования, проводится векторно-слоевое картографирование природных геосистем и ландшафтная индикация территорий.
Организованная на базе Берегового исследовательского центра ДВФУ лаборатория прибрежно-морского природопользования под руководством П.Ф. Бровко активно включена в научную жизнь университета и обеспечивает функционирование магистерской программы "Природопользование и охрана природы". Сотрудниками лаборатории выполняются научно-практические обоснования развития береговой зоны (проекты по берегоукреплению, берего-защите, комплексному управлению прибрежными зонами и пр.), разрабатываются специализированные рекреационные карты и схемы для использования в туристской деятельности. В 2017 г. совместно с коллегами из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда и Геленджика опубликована коллективная монография "The Diversity of Russian Estuaries and Lagoons Exposed to Human Influence" в известном зарубежном издательстве "Springer". Составленный географами ДВФУ раздел по лагунам и эстуариям морей Дальневосточного региона основывается на многолетних экспедиционных материалах.
Кафедра активно продолжает сотрудничество с ТИГ ДВО РАН. Его некоторые сотрудники преподают на кафедре географии и устойчивого развития геосистем, среди них академик РАН Пётр Яковлевич Бакланов, д.г.н. Анатолий Владимирович Мошков, д.г.н. Сергей Михайлович Говорушко, к.г.н. Анатолий Николаевич Качур, к.г.н. Василий Валерьевич Жариков и др. Также в различные периоды на кафедре преподавали ранее работавшие в Институте учёные, например, член-корреспондент АН СССР, д.г.-м.н. Глеб Иванович Худяков, д.г-м.н., профессор Будимир Владимирович Поярков, д.г.н., профессор Алексей Михайлович Короткий, д.г.н., профессор Борис Иванович Втюрин, д.г.н., профессор Вера Васильевна Никольская, д.г-м.н, профессор Борис Вла-
димирович Преображенский, д.г.н. Алексей Петрович Кулаков, к.г.н. Иван Иванович Крылов и др., а также сотрудники иных институтов ДВО РАН, например, Дальневосточного геологического института (к.г.-м.н. Борис Леонидович Залищак).
Региональная специфика присутствует не только в научно-исследовательских работах сотрудников, студентов и аспирантов, но и в образовательном процессе. Ярким примером служит множество дисциплин, направленных на изучение Дальнего Востока России ("География Дальнего Востока", "Охрана природы и экологические проблемы Дальнего Востока", "Рекреационные ресурсы Приморского края" и пр.) и стран АТР ("Туризм в АТР", "География и экономика туризма Китая", "Свободные экономические зоны АТР", "Территориальная организация населения стран АТР" и пр.). Дисциплины "География океана" и "Океаническое природопользование", вполне можно приурочить к региональной специфике исследований кафедры, так как Владивосток расположен на побережье Тихого океана. Географическое положение образовательно-исследовательского центра является одной из причин, определивших становление в Дальневосточном университете научных исследований, направленных на изучение формирования, развития и использования берегов. Они также отражаются в учебном процессе через следующие дисциплины - "Береговедение", "Комплексное управление прибрежными зонами", "Прибрежно-морское природопользование" и другие. Традиционным для кафедры осталась усиленная подготовка студентов по математике, физике и химии для успешного освоения последующих профильных дисциплин ("Топография", "Картография", "Геофизика ландшафта", "Геохимия ландшафта" и пр.). Также уделено внимание эколого-географическому циклу в структуре учебного процесса (дисциплины "Экология", "Геоэкология", "Экологическое проектирование и экспертиза", "Эколого-географическое образование" и др.).
Кафедра географии и устойчивого развития геосистем ДВФУ активно сотрудничает не только с научными, но и общественными организациями. Наиболее плодотворное сотрудничество осуществляется с Русским географическим обществом и его Приморским региональным отделением - Обществом изучения Амурского края (ОИАК). Многие преподаватели и даже отдельные студенты - действительные члены РГО. Заведующий кафедрой, академик РАН П.Я. Бакланов является вице-президентом РГО, членом учёного совета и сопредседателем комиссии по пространственной организации и территориальному планированию Общества. Доцент А.М. Сазыкин активно участвует в работе Комиссии по развитию туризма РГО. Профессор П.Ф. Бровко как председатель секции береговедения ОИАК регулярно проводит научно-популярные лекции, знакомит студентов с географией Приморья и других дальневосточных регионов. В 2015 г. на базе кафедры организована масштабная образовательная акция - Первый Всероссийский географический диктант (координатор - доцент Л.И. Рябинина). В 2016-2017 гг., несмотря на расширение площадок Географического диктанта, кафедра остаётся главной площадкой акции в Приморском крае. В последние годы наиболее успешные студенты и аспиранты принимают участие в Международной научно-практической летней школе РГО, участвуют в различных стипендиальных и гран-товых программах. В 2018 г. в рамках гранта РГО планируется издать монографию "География России. Ч. 1. Дальний Восток", в составлении которой участвовали академик П. Я. Бакланов (руководитель проекта) и профессор П.Ф. Бровко. Отдельные преподаватели (П.Я. Бакланов, Л.И. Рябинина, А.М. Сазыкин, А.А. Глушко) участвуют в работе Дальневосточного отделения Ассоциации российских географов-обществоведов.
Намечены перспективные задачи развития университетской географии в ДВФУ. Так в перспективе на базе кафедры географии и устойчивого развития геосистем Школы естественных наук ДВФУ планируется открытие новых лабораторий рекреационного природопользования, геоботанических и геофизических исследований. При реализации научных проектов будут сформированы "творческие коллективы" (совместно с ТИГ ДВО РАН): профессор - доцент - научный сотрудник - постдок - аспирант - студент. Планируется увеличение контрольных цифр приёма на бюджетные места по программам бакалавриата и магистратуры по направлению "География". Например, в 2018 г. в магистратуру уже увеличено количество бюджетных мест
до 20 (2016 г. — 10, 2017 г. — 18). Планируется открытие новых магистерских программ в области территориального и ландшафтного планирования, которые отвечают современным требованиям стратегического и регионального развития Дальнего Востока. Ежегодный набор бакалавров по направлению "География" составляет 30 человек, вовлечённых в том числе на ступенях довузовского образования — в рамках Школы юного географа ДВФУ, неизменным руководителем которой является доцент Л.И. Рябинина. Кроме этого, сотрудниками кафедры подготовлен новый учебник по географии Приморского края.
Важно отметить, что не только ДВФУ на Дальнем Востоке России развивает высшее географическое образование. До недавнего времени в Сахалинском государственном университете (Южно-Сахалинск) существовала отдельная кафедра географии (в 2017 г. вошла в состав новой кафедры экологии, географии и природных ресурсов), где осуществлялась подготовка географов по профилю "Рекреационная география и туризм" с ориентацией учебного процесса на географию Сахалинской области (в 2018 г. приём на направление подготовки "География" прекращён). До 2015 г. по такому же профилю велась подготовка географов в Амурском гуманитарно-педагогическом государственном университете (Комсомольск-на-Амуре). В 2016 г. в Приамурском государственном университете имени Шолом-Алейхема (Биробиджан) остановлена подготовка магистров по программе "Экономическая, социальная и политическая география" (на базе бывшей кафедры географии). В Камчатском государственном университете имени Витуса Беринга (Петропавловск-Камчатский) функционирует кафедра географии, геологии и геофизики, которая готовит геологов и геофизиков, подготовка географов никогда не осуществлялась. Амурский государственный университет (Благовещенск) представлен кафедрой географии, где аналогично предыдущему вузу, подготовка географов не ведётся. Примечателен факт, что в Хабаровске — одном из крупнейших городов российского Дальнего Востока, подготовка географов никогда не велась.
Говоря о Дальневосточном федеральном округе, важно учитывать ещё один крупный университет — Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (Якутск). В его составе функционирует кафедра географии, которая реализует программы бакалавриата и магистратуры по направлению "География" с собственной региональной спецификой (изучение географии Якутии и многолетней мерзлоты). Развитие научно-образовательного комплекса в Якутске (федеральный университет, республиканская Академия наук) направлено на развитие научно-технического потенциала Республики Якутии (Саха).
Все сказанное позволяет сделать следующие выводы:
1) Географическая высшая школа Дальневосточного университета, представленная кафедрой географии и устойчивого развития геосистем, является старейшим и остаётся до сих пор крупным научно-образовательным центром в области классического географического образования (с выраженной региональной спецификой) на российском Дальнем Востоке.
2) Это школа стала фундаментальной базой в изучении природных и экономико-географических особенностей Дальневосточного региона и его сопредельных территорий.
3) Современная дальневосточная университетская география нуждается не только в поддержке, но и в расширении сферы исследований, исходя из того, что развитию восточных регионов и районов России со стороны федеральных органов власти предаётся всё большее значение.
4) Региональная специфика, направленная на Дальний Восток России и страны АТР, оказала влияние на формирование отличительной и уникальной структуры образовательного и научно-исследовательского процесса. Накопленный опыт высшего географического образования (в Дальневосточном университете) будет определять его развитие и в дальнейшем.
Литература
1. Алексеева Н.Н., Климанова О.А., Наумов А.С. Географическое образование в университетах стран Европы и в России // География в школе. 2015. № 10. С. 39-46.
2. Алексеева Н.Н., Климанова О.А., Наумов А.С. Сравнительный анализ высшего географического и эколого-географического образования в России и странах Зарубежной Европы // Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2015. № 1. С. 3-11.
3. Бакланов П.Я., Рябинина Л.И. Кафедра регионального анализа и устойчивого развития // Гидрометеорологические и географические исследования на Дальнем Востоке: Материалы V юбилейной научной конференции. К Всемирным дням Воды и Земли. Владивосток: ДВГУ, 2004. С. 153-154.
4. Бакланов П.Я., Качур А.Н., Ермошин В.В., Степанько А.А. К 40-летию ТИГ ДВО РАН // Вестник ДВО РАН. 2011. № 2. С. 3-17.
5. Барткова И.И. Географическое образование в Приморье. Владивосток: ДВГУ, 1988. 68 с.
6. Бровко П.Ф. Географическое образование во Владивостоке // Записки ОИАК. Т. XXXIV. Владивосток: ОИАК, 2000. С. 56-60.
7. Бровко П.Ф. Кафедра географии стран АТР: географические исследования приморских регионов // Гидрометеорологические и географические исследования на Дальнем Востоке: Материалы V юбилейной научной конференции. К Всемирным дням Воды и Земли. Владивосток: ДВГУ, 2004. С. 154-156.
8. Бровко П.Ф., Микишин Ю.А., Петренко В.С. Исследования берегов дальневосточных морей // Гидрометеорологические и географические исследования на Дальнем Востоке: Материалы V научной конференции. Владивосток: ДВГУ, 2004. С. 150-152.
9. Бровко П.Ф., Петренко В.С., Микишин Ю.А. Научная школа комплексного береговедения ДВГУ (становление и развитие) // Вопросы гидрометеорологии и географии Дальнего Востока: Материалы IV региональной научно-практическая конференции. Владивосток: ДВГУ, 2003. С. 80-82.
10. Географические исследования на Дальнем Востоке. Итоги и перспективы. К 30-летию Тихоокеанского института географии ДВО РАН / Отв. ред. Бакланов П.Я. Владивосток: Дальнаука, 2001. 184 с.
11. Группа направлений подготовки и специальностей (ФГОС): Естественные науки // Федеральный портал "Российское образование" [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/vuz/speciality/fgos-02/estestvennye-nauki (дата обращения: 19.04.2017).
12. Дальневосточный государственный университет. История и современность. 1899-1999 / Гл. ред. Курилов В.И. Владивосток: ДВГУ, 1999. 704 с.
13. Дударенок С.М., Ермакова Э.В., Поправко Е.А., Капран И.К., Ковалева З.А., Плохих С.В. Профессора Дальневосточного государственного университета. История и современность. 1899-2008. Владивосток: ДВГУ, 2009. 584 с.
14. Зонов, Ю.Б. Географическое образование и научные исследования географов ДВГУ // Гидрометеорологические и географические исследования на Дальнем Востоке: Материалы V научной конференции. Владивосток: ДВГУ, 2004. С. 148-150.
15. Институт окружающей среды ДВГУ // Дальневосточный университет. 2007. № 6. С. 8-9.
16. История Дальневосточного государственного университета в документах и материалах 1899-1939 / отв. ред. В.И. Курилов. - Владивосток: изд-во ДВГУ, 1999. 626 с.
17. Макаренко, В.Г. Новые возможности высшего образования на Дальнем Востоке России: от Восточного института к Дальневосточному федеральному университету / Макаренко В.Г. // Известия Восточного института. 2014. № 1 (23). С. 9-15.
18. Опыт подготовки специалистов для природного туризма на географическом факультете ДВГУ // Официальный сайт Администрации города Владивостока [Электронный ресурс]. URL: http://old.vlc.ru/inter/ru/events/tourism/doclady/Ryabinin. htm (дата обращения: 27.11.2016).
19. Сазыкин А.М. Кафедра рекреационной географии // Гидрометеорологические и географические исследования на Дальнем Востоке: Материалы V юбилейной научной конференции. К Всемирным дням Воды и Земли. Владивосток: ДВГУ, 2004. С. 156-159.
20. Социально-экономическая география в России / Колл. авторов; Отв. ред. П.Я. Бакланов, В.Е. Шувалов. - Владивосток: Дальнаука, 2016. - 326 с.
21. Старожилов В.Т. Ландшафтный прорыв в освоении Тихоокеанской России -первый международный Тихоокеанский ландшафтный центр в ДВФУ // Власть книги: библиотека, издательство, вуз. Вып. 17. Владивосток: ДВФУ, 2017. С. 1-4.
22. Университетская география в современном мире / Колл. авторов; под ред. А.С. Наумова. М.: изд-во "Буки Веди", 2016. 282 с.
Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б
1. Älekseeva N.N., Klimanova О.А., Naumov А^. Geograficheskoe obrazovanie v universitetakh stran Evropy i v Rossii // Geografiya v shkole. 2015. № 10. S. 39-46.
2. Älekseeva N.N., Klimanova О.А., Naumov А^. Sravnitel'nyj analiz vysshego
feograficheskogo i ehkologo-geograficheskogo obrazovaniya v Rossii i stranakh Zarubezhnoj Ivropy // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 5: Geografiya. 2015. № 1. S. 3-11.
3. Baklanov P.YA., Ryabinina L.I. Kafedra regional'nogo analiza i ustojchivogo razvitiya // Gidrometeorologicheskie i geograficheskie issledovaniya na Dal'nem Vostoke: Materialy V yubilejnoj nauchnoj konferentsii. K Vsemirnym dnyam Vody i Zemli. Vladivostok: DVGU, 2004. S. 153-154.
4. Baklanov P.YA., Kachur AN., Ermoshin V.V., Stepan'ko А.А. K 40-letiyu TIG DVO RАN // Vestnik DVO RАN. 2011. № 2. S. 3-17.
5. Bartkova I.I. Geograficheskoe obrazovanie v Primor'e. Vladivostok: DVGU, 1988.
68 s.
6. Brovko P.F. Geograficheskoe obrazovanie vo Vladivostoke // Zapiski OAK. T. XXXIV. Vladivostok: OAK, 2000. S. 56-60.
7. Brovko P.F. Kafedra geografii stran АTR: geograficheskie issledovaniya primorskikh regionov // Gidrometeorologicheskie i geograficheskie issledovaniya na Dal'nem Vostoke: Materialy V yubilejnoj nauchnoj konferentsii. K Vsemirnym dnyam Vody i Zemli. Vladivostok: DVGU, 2004. S. 154-156.
8. Brovko P.F., Mikishin YUA., Petrenko V.S. Issledovaniya beregov dal'nevostochnykh morej // Gidrometeorologicheskie i geograficheskie issledovaniya na Dal'nem Vostoke: Materialy V nauchnoj konferentsii. Vladivostok: DVGU, 2004. S. 150152.
9. Brovko P.F., Petrenko V.S., Mikishin YUA. Nauchnaya shkola kompleksnogo beregovedeniya DVGU (stanovlenie i razvitie) // Voprosy gidrometeorologii i geografii Dal'nego Vostoka: Materialy IV regional'noj nauchno-prakticheskaya konferentsii. Vladivostok: DVGU, 2003. S. 80-82.
10. Geograficheskie issledovaniya na Dal'nem Vostoke. Itogi i perspektivy. K 30-letiyu Tikhookeanskogo instituta geografii DVO RАN / Otv. red. Baklanov P.YA. Vladivostok: Dal'nauka, 2001. 184 s.
11. Gruppa napravlenij podgotovki i spetsial'nostej (FGOS): Estestvennye nauki // Federal'nyj portal "Rossijskoe obrazovanie" [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.edu. ru/vuz/speciality/fgos-02/estestvennye-nauki (data obrashheniya: 19.04.2017).
12. Dal'nevostochnyj gosudarstvennyj universitet. Istoriya i sovremennost'. 18991999 / Gl. red. Kurilov V.l. Vladivostok: DVGU, 1999. 704 s.
13. Dudarenok S.M., Ermakova EH.V., Popravko EA., Kapran I.K., Kovaleva ZA., Plokhikh S.V. Professora Dal'nevostochnogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya i sovremennost'. 1899-2008. Vladivostok: DVGU; 2009. 584 s.
14. Zonov, YU.B. Geograficheskoe obrazovanie i nauchnye issledovaniya geografov DVGU // Gidrometeorologicheskie i geograficheskie issledovaniya na Dal'nem Vostoke: Materialy V nauchnoj konferentsii. Vladivostok: DVGU, 2004. S. 148-150.
15. Institut okruzhayushhej sredy DVGU // Dal'nevostochnyj universitet. 2007. № 6. S. 8-9.
16. Istoriya Dal'nevostochnogo gosudarstvennogo universiteta v dokumentakh i materialakh 1899-1939 / otv. red. V.I. Kurilov. - Vladivostok: izd-vo DVGU, 1999. 626 s.
17. Makarenko, V.G. Novye vozmozhnosti vysshego obrazovaniya na Dal'nem Vostoke Rossii: ot Vostochnogo instituta k Dal'nevostochnomu federal'nomu universitetu / Makarenko V.G. // Izvestiya Vostochnogo instituta. 2014. № 1 (23). S. 9-15.
18. Opyt podgotovki spetsialistov dlya prirodnogo turizma na geograficheskom fakul'tete DVGU // Ofitsial'nyj sajt Аdministratsii goroda Vladivostoka [EHlektronnyj resurs]. URL: http://old.vlc.ru/inter/ru/events/tourism/doclady/Ryabinin.htm (data obrashheniya: 27.11.2016).
19. Sazykin АЖ. Kafedra rekreatsionnoj geografii // Gidrometeorologicheskie i
feograficheskie issledovaniya na Dal'nem Vostoke: Materialy V yubilejnoj nauchnoj onferentsii. K Vsemirnym dnyam Vody i Zemli. Vladivostok: DVGU, 2004. S. 156-159.
20. Sotsial'no-ehkonomicheskaya geografiya v Rossii / Koll. avtorov; Otv. red. P.YA. Baklanov, V.E. SHuvalov. - Vladivostok: Dal'nauka, 2016. - 326 s.
21. Starozhilov V.T. Landshaftnyj proryv v osvoenii Tikhookeanskoj Rossii - pervyj mezhdunarodnyj Tikhookeanskij landshaftnyj tsentr v DVFU // Vlast' knigi: biblioteka, izdatel'stvo, vuz. ^ Vyp. 17. Vladivostok: DVFU, 2017. S. 1-4.
22. Universitetskaya geografiya v sovremennom mire / Koll. avtorov; pod red. AS. Naumova. M.: izd-vo "Buki Vedi", 2016. 282 s.
Погорелов А.Р. Университетская география на Дальнем Востоке России (Дальневосточный университет).
Географическое образование в последнее время приобретает всё большее значение не только в комплексном изучении природных и территориальных социально-экономических систем, но и во всестороннем решении различных задач регионального развития. Полноценное развитие университетской географии на Дальнем Востоке России началось в 1964 году при организации во Владивостоке в Дальневосточном университете нового геофизического факультета. В то же время исторические предпосылки создания нового в России дальневосточного центра университетской географии были сформированы в период 1899—1964 годов. В статье подробно представлены периоды и этапы развития университетской географии в Дальневосточном университете. Особое внимание уделено современному состоянию.
Ключевые слова: география, географическое образование, университетская география, Дальний Восток России, Дальневосточный университет
Pogorelov A.R. Geographical university education in the Far East of Russia (Far Eastern University).
Geographical education has recently become increasingly important not only in the comprehensive study of natural and socio-economic systems, but also in the comprehensive solution of the problems of regional development. The full development of university geography in the Russian Far East began in 1964 with the organization of a new geophysical faculty in Vladivostok at the Far Eastern University. At the same time, the historical prerequisites for the creation of a new Far Eastern center for university geography in Russia were formed in the period 1899—1964. The article presents in detail the periods and stages of the development of university geography at the Far Eastern University. Particular attention is paid to the current state.
Key words: geography, geographical education, university geography, Far East of Russia, Far Eastern Federal University
Для цитирования: Погорелов А.Р. Университетская география на Дальнем Востоке России (Дальневосточный университет) // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2018. № 3. С. 131-142. DOI: 10.24866/1998-6785/2018-3/131-142
For citation: Pogorelov A.R. Geographical university education in the Far East of Russia (Far Eastern University) // Ojkumena. Regional researches. 2018. № 3. P. 131-142. DOI: 10.24866/19986785/2018-3/131-142
♦