Научная статья на тему 'Университет в Ялте на заре XXI века'

Университет в Ялте на заре XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / УЧИЛИЩЕ / ИНСТИТУТ / УНИВЕРСИТЕТ / HISTORICAL STAGES OF DEVELOPMENT / COLLEGE / INSTITUTE / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатенко Марина Николаевна

В статье предпринята попытка проанализировать основные этапы становления учебного заведения и определить тенденции развития университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

University in Yalta dawn of the XXI century

This article attempts to analyze the main stages of the educational institution and identify trends in the development of the university.

Текст научной работы на тему «Университет в Ялте на заре XXI века»

20/.///-

М. Н. Игнатенко

УДК 378.4(477.75-13) "311/313"

УНИВЕРСИТЕТ В ЯЛТЕ НА ЗАРЕ XXI ВЕКА

О

О 2014 году отмечает 70-летний юбилей одно из самых самобытных высших учебных заведений Крыма - Крымский гуманитарный университет, расположенное в центре региона, который традиционно имеет славу «рекреационного», - на Южном берегу Крыма, в городе Ялта.

К середине 10-х годов XXI века этот университет знают далеко за пределами Крыма. Такая репутация приобретена, прежде всего, в результате стабильного роста учебного заведения, совершенствования его научно-педагогической, исследовательской, социокультурной базы.

На настоящий момент Крымский гуманитарный университет является сложной системой. В ее составе функционируют 5 институтов (три - Институт экономики и управления, Институт филологии, истории и искусств, Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования - собственно в Ялте, один - Институт педагогического образования и менеджмента - в Армянске, один -Институт социальных наук - в Евпатории). Необходимой составной частью эффективной деятельности университета стали девять научно-исследовательских центров, среди которых - региональный центр образования инвалидов, центр этно-социо-лингвистиче-ских исследований, центр экономических исследований. Работа этих и других центров, отделов (дистанционного образования, международного сотрудничества, научная библиотека и ресурсный центр по подготовке преподавателей английского языка, аспирантуры и докторантуры) обеспечивает функционирование университета в основных сферах современного образовательного процесса.

Залогом успешности позиционирования этого высшего учебного заведения в современном научно-образовательном пространстве является формирование слаженной команды профессионалов (около 380-ти преподавателей, среди них - более 40 профессоров, докторов наук, около 150-ти кандидатов наук). Сегодня в университете известные ученые - доктор педагогических наук, профессор, академик А. В. Глузман, доктор математических наук, профессор М. Я. Игна-тенко, доктор философских наук, профессор О. А. Мирошников, доктор педагогических наук, профессор, академик Л. И. Редькина, доктор педагогических наук, профессор Н. В. Горбунова, доктор экономических наук, профессор Р. Р. Ларина, другие.

В стенах Крымского гуманитарного университета получают высшее образование более 3400 студентов. Они обучаются по таким направлениям, как менеджмент и администрирование, туризм, финансы и кредит, спорт и здоровье человека, информатика, история, славянская и романо-герман-ская филология, философия, дизайн, изобразительное искусство, музыкальное искусство, практическая психология, социальная педагогика, дошкольное воспитание, управление учебными заведениями, педагогика высшего образования.

Многие выпускники университета возвращаются в родные «пенаты» уже в качестве преподавателей (после завершения обучения в аспирантуре и успешной защиты диссертаций). Яркая плеяда молодых ученых учит молодежь сегодня. Среди них стоит отметить Д. В. Новохатского, Г. А. Горбунову, В. А. Вишневского и других. В учебном заведении уже сформировались «династии преподавателей», когда представители нескольких поколений одной семьи работали и работают в его стенах, а именно - семьи Глузман, Бересневых, Бекировых, Вишневских.

История становления Крымского гуманитарного университета, анализ основных этапов его развития представлены в персо-

Фото 1. Выпуск Ялтинского педагогического училища, 1950 г.

нальных и коллективных исследованиях А. В. Глузмана, Л. И. Редькиной, Н. В. Горбуновой, где рассмотрены достижения и просчеты, перспективы развития вуза [1—4].

Значительный вклад в изучение истории университета внесли специалисты, собиравшие воспоминания преподавателей и учащихся тех учебных заведений (Ялтинского педагогического училища, Крымского государственного гуманитарного института), правопреемником которых он является (Г. М. Хомякова, В. В. Кемпа, С. М. Бернац-кая, Е. С. Полянская). Вместе с тем создание детальной истории этого высшего учебного заведения еще впереди.

Поэтому целью нашей статьи является краткий анализ этапов становления вуза во второй половине XX века на основе характеристики тенденций его развития на каждом из этапов.

Начиналась же история Крымского гуманитарного университета в Ялте еще в далеком 1944 году, когда по решению СНК Крымской АССР № 608 от 8 сентября 1944 года в Ялте было создано одно из первых средних специальных учебных заведений в Крыму по подготовке педагогических кадров - Ялтинское педагогическое училище. Оно начало работу в здании школы № 4 (ныне корпус № 1 КГУ). Для учебных корпуса и общежитие Ялтинского педагогического училища были отданы здания бывших средних школ № 4 и № 6 (ныне также это учебные корпуса КГУ). Через год для общежития было передано здание на ул. Бассейная, 16. Мебель для учебных аудиторий и общежития собирали в различных учреждениях города. В августе 1944 года был объявлен первый набор учащихся на 1944/1945 учебный год на 1-11

Фото 2. Выпуск музыкально-педагогического отделения Ялтинского педагогического училища,

1959 г.

курсы школьного отделения. Коллектив под руководством О. В. Петрова своими силами создавал оборудование, наполнял учебные кабинеты дидактическим материалом. Небольшой педагогический коллектив самостоятельно занимался ремонтом учебного корпуса, заготовкой дров, сбором мебели и ее ремонтом.

Листая страницы истории университета, хочется вспомнить основные события, определившие его исторический путь. В 1956 году была открыта очная форма обучения на отделении подготовки учительских кадров для младшей школы. Следует отметить, что именно в 1950-е годы в Крыму было три педагогических училища: Симферопольское, Феодосийское, и Ялтинское. В середине 1950-х годов решался вопрос о закрытии 2-х училищ, но Министерство народного образования УССР оставило Ялтинское педагоги-

ческое училище в связи с высоким качеством профессиональной подготовки педагогических кадров для начальной школы.

В связи с увеличением количества школ и дошкольных учреждений встал вопрос о подготовке профессиональных музыкальных работников и учителей пения, а также воспитателей дошкольных учреждений.

Таким образом, к началу 1960-х годов назрела необходимость в увеличении количества специалистов и специальностей, что стало основной причиной открытия в 1957 г. дошкольного и музыкально-педагогического отделения в Ялтинском педагогическом училище.

В Советском Союзе, в Украине в частности, тогда были созданы региональные объединения преподавателей по профилям профессиональной подготовки специалистов. На базе училища проводились региональные

семинары. Это обуславливалось не только привлекательностью солнечной Ялты, но и признанием высокого уровня подготовки специалистов, авторитетности предметных комиссий.

В последующие годы под руководством О. В. Слепченко Ялтинское педагогическое училище вошло в десятку лучших училищ Украины, стало признанным лидером в СССР по качеству подготовки педагогических кадров. В училище работали 160 преподавателей, в том числе 142 штатных и 18 совместителей. 39 преподавателей были награждены значком «Отличник народного образования УССР», 45 - медалью «Ветеран труда».

В учебном заведении всегда уделялось много внимания патриотическому и эстетическому воспитанию. Важное место в эстетическом воспитании молодых специалистов заняла капелла бандуристок имени С. В. Руданского, основанная 26 сентября 1964 по инициативе преподавателя А. Ф. Нырко, впоследствии - отличника народного образования (1973), заслуженного работника культуры Украины (1993). Материальную базу капеллы составили 48 бандур, два комплекта украинских народных костюмов, класс-музей для индивидуальных и ансамблевых занятий, класс для репетиционной работы, сцена и зал для концертных выступлений, транспорт для гастрольных поездок. За период своего существования капеллой выпущено около 1000 бандуристок. Многие из них после окончания учебы продолжают исполнительскую и педагогическую деятельность. С их помощью и при непосредственном участии созданы новые капеллы, открыты классы бандуры в детских музыкальных школах.

В 1988 году на базе педагогического коллектива музыкально-педагогического отделения по инициативе преподавателя Т. С. Кудрявцевой был создан хор «Возрождение», который вскоре стал дипломантом международного хорового конкурса в Таллине. Этот хор стал для учащихся

убедительным, наглядным образцом хорового мастерства.

90-е годы XX века - период романтической демократизации общества, ломки командно-административной системы - совпали с началом нового этапа истории учебного заведения. В 1994 году, когда Ялтинскому педагогическому училищу исполнилось 50 лет, оно было реорганизовано в педагогический колледж под руководством О. К. Рысенко.

Пять десятилетий училище выпускало учителей начальных классов, воспитателей дошкольных учреждений и учителей музыки и пения. Качество подготовки специалистов высоко оценивалось школами, дошкольными учебными заведениями, а также высшими учебными заведениями, в которых продолжали учебу много выпускников. Колледж в те годы был новым типом учебного заведения. Он принадлежал к системе высшего профессионального образования, реализуя задачи непрерывного обучения на разных уровнях.

С 1994 по 1998 годы на базе вновь образованного колледжа был проведен широкомасштабный эксперимент подготовки специалистов новой генерации. Результаты эксперимента были одобрены на высшем уровне; авторские учебные планы и программы, созданные и апробированные в процессе эксперимента, рекомендованы к использованию в практической работе учебных заведений II уровня аккредитации. А в 1995 г. был осуществлен первый выпуск студентов колледжа по специальностям «Музыкальное воспитание», «Дошкольное воспитание» «Начальное воспитание». Колледж готовил специалистов по специальностям: «Музыкальное воспитание», «Музыкальное искусство», «Преподавание в начальных классах» с дополнительной квалификацией «педагог-организатор» (организатор спортивных секций, клубов), «организатор спортивных мероприятий», «учитель художественного труда в начальных классах», «Дошкольное воспитание».

Большое внимание уделялось организации научно-исследовательской работы преподавателей: были определены направления работы, осуществлялась подготовка к сдаче вступительных экзаменов в аспирантуру при Южноукраинском педагогическом университете в Одессе, под особым контролем руководителей колледжа находился вопрос научного роста преподавателей. Среди первых преподавателей колледжа были: кандидат педагогических наук Г. А. Рыжова, кандидат исторических наук Н. Г. Новичен-кова, кандидат философских наук А. Н. Лобанок, кандидат педагогических наук Л. И. Редькина. В 1995 г. была введена новая должность - заместитель директора по научной работе, которую до 1998 года (времени реорганизации колледжа в институт) занимала кандидат филологических наук С. А. Стряпчая.

Коллектив Ялтинского педагогического колледжа изначально работал над перспективой перехода в статус института. С 1998 года была начата разработка и реализация юридического, экономического, учебно-методического и научного обоснования реорганизации колледжа в вузах III уровня аккредитации. Работа эта возглавили тогда доктор педагогических наук, профессор А. В. Глузман, доктор педагогических наук, профессор М. Я. Игнатенко, кандидат филологических наук С. А. Стряпчая, кандидат педагогических наук Л. И. Редькина, преподаватели с большим опытом работы Л. Ф. Черах, Л. В. Двойнос, Г. М. Хомякова и другие.

В 1998 началось создание учебно-научно-методического комплекса «Национальный педагогический университет им. М. П. Драгоманова - Ялтинский педагогический колледж». В этом же году в колледже был создан редакционно-издательский совет и полиграфический центр по изданию методической и учебной литературы. Тогда же начал работу научно-методический центр по проблемам развития системы гуманитарного образования в многонациональном регионе,

его возглавлял кандидат педагогических наук В. Н. Володько.

В колледже было создано студенческое самоуправление, которое охватывало все формы и виды студенческой деятельности. Проводилось дифференцированное планирование работы групп. Расширялись и укреплялись связи колледжа с молодежными организациями Ялты, Крыма, Украины, России, стран Центральной и Западной Европы. Студенты с преподавателями участвовали в культурно-просветительской деятельности города. Формировались традиции студенческих праздников: КВН, походы выходного дня, вечера, посвященные Всемирному дню молодежи, конкурс «Джентльмен-шоу». Творческие коллективы колледжа участвовали в зональном заключительном концерте «Театральная весна».

Таким образом, основной целью деятельности педагогического коллектива Ялтинского педагогического колледжа в 1990-х годах стало обновление содержания, средств и методов обучения, внедрение новых педагогических технологий для достижения качественно нового уровня профессиональной педагогической подготовки специалистов с учетом потребностей региона, улучшение материальной базы.

В сентябре 1998 г. Постановлением Кабинета Министров Украины № 1411 от 10 сентября Ялтинский педагогический колледж был реорганизован в Крымский государственный гуманитарный институт. Это стало возможным благодаря накопленному опыту 1970-1980-х годов и достигнутым за время существования колледжа результатам работы. Так была перевернута новая страница в истории этого высшего учебного заведения.

Созданный на базе ликвидированных Ялтинского педагогического колледжа и Евпаторийского филиала Симферопольского педагогического училища гуманитарный институт имел в своем составе 8 факультетов (педагогики и психологии, историко-филологический, экономики и менеджмента, эстетического воспитания, Евпаторийский

педагогический факультет, довузовской подготовки, факультет для студентов-инвалидов, факультет в городе Армянск). Также институт располагал библиотекой с фондом учебной и научной литературы более 100 тыс. экземпляров. Коллектив библиотеки под руководством Л. А. Ковалерист успешно работает и сегодня.

В Крымском государственном гуманитарном институте обучалось более 2300 студентов. На стационаре обучались около 2000 человек, на заочной форме - 300. В учебном заведении сформировался высококвалифицированный научно-педагогический коллектив, который обеспечивал качественную подготовку специалистов для сферы образования, реализовывал научные исследования по ряду приоритетных направлений гуманитарных наук. Из 98 преподавателей института 12 имели научную степень доктора наук, профессора, 42 - кандидата наук, 11 -звание доцента и старшего научного сотрудника. Среди них было немало опытных педагогов высшей школы и ученых, широко известных научно-педагогической общественности.

С 1999 года в институте открылась аспирантура заочной и очной форм обучения по нескольким специальностям. Осенью этого года был объявлен первый набор в аспирантуру КГГИ. Изначально в аспирантуре обучалось более 70 аспирантов и соискателей. Возглавила работу аспирантуры кандидат педагогических наук, доцент Э. Ш. Бекирова.

В мае 2000 года в КГГИ был создан Совет молодых ученых института. Целью его деятельности стало совершенствование системы научной, научно-методической и исследовательской работы, повышение качества подготовки молодых ученых, аспирантов и соискателей.

Уже с начала 2000-х годов активизировались действия по созданию научно-исследовательских центром при институте.

В 2000 году был создан научно-методический центр физического и психического здоровья. Его директором стал извест-

ный в Крыму иммунолог, кандидат медицинских наук В. Ф. Щеколодкин. Главной целью центра стало отслеживание состояния здоровья, психофизического статуса и профессиональной пригодности будущих специалистов, коррекция выявленных отклонений в статусе и разработка научно обоснованных рекомендаций по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в университете. В системе высших учебных заведений Крыма такой центр был создан впервые. В 2001 году в КГУ открылся Центр экономических исследований, которым руководил кандидат экономических наук, доцент Е. А. Желудковский. Работа центра осуществлялась по направлению «Формирование системы подготовки и распределения кадров для Южного берега Крыма».

Отдельной страницей в истории учебного заведения в начале 2000-х годов стала издательская деятельность. В декабре 2000 года в КГГИ, в связи с производственной необходимостью и в целях повышения качества выдаваемой учебной и учебно-методической литературы, был организован редакционно-издательский отдел. В феврале 2001 года отдел возглавил профессиональный полиграфист и дизайнер Г. О. Рогачев, который является его руководителем до сих пор. Университет совместно с государственным издательством «Педагогическая пресса» организовал выпуск уникального журнала «Гуманитарные науки», издающегося до сих пор. В это же время стал издаваться сборник «Проблемы современного педагогического образования», серия «Педагогика и психология». Выходила газета «Гуманитарий», которая освещала все события, происходящие в институте.

В январе 1999 года был утвержден первый состав ученого совета института под руководством ректора, доктора педагогических наук, профессора А. В. Глузмана, в состав которого вошли проректор по учебно-воспитательной работе, доктор педагогических наук М. Я. Игнатенко, проректор по учебно-методической работе, кандидат педагогических наук В. Н. Володько; деканы

факультетов, заведующие кафедрами. На первом заседании ученого совета 4 января 1999 была принята и утверждена Концепция образовательной деятельности КГГИ.

По решению Ученого совета от 18 февраля 1999 года и в соответствии с планом научно-исследовательской работы в КГГИ в апреле 1999 г. состоялась первая университетская научно-практическая конференция, объединившая преподавателей и студентов, -«Неделя науки», посвященная 55-летию ЯПУ-ЯПК-КГГИ. Тем самым был определен еще один перспективный вектор развития вуза - активизация конференциальной деятельности. 25 июня 2001 года были обговорены меры по подготовке и проведению в феврале-марте 2002 года международной конференции «Профессионализм будущего специалиста: проблемы теории и практики». Эту конференцию готовил В. М. Володько, но реализовывали его уже другие люди в связи с преждевременной смертью замечательного педагога. Впоследствии проведение конференций разного уровня (республиканских, всеукраинских, международных) стало одной из самых заметных сторон деятельности учебного заведения.

Развивая идею непрерывного ступенчатого образования, руководство КГГИ, прежде всего, ректор А. В. Глузман, приняло в июне 199 года решение о создании гуманитарного лицея при институте (в августе того же года состоялся первый прием в десятый класс). Лицей успешно функционировал до 2008 года, когда было принято решение об открытии экономико-гуманитарного колледжа, действующего и сейчас.

Особое внимание уделялось воспитательной работе со студентами, в сентябре 1999 года был создан координационный совет по проблемам координации ее содержания, организационных форм и методов. Председателем совета назначен доктор педагогических наук, профессор М. Я. Игнатенко.

Заметное место в реализации действий по организации воспитательной работы в высшем учебном заведении заняли музеи,

организованные в его структуре. Это, в первую очередь, «Музей кобзарства Крыма и Кубани», основателем которого стал

A. Ф. Нырко, содержащий в фондах до 500 уникальных экспонатов. Сейчас деятельность музея находится в ведении кандидатов педагогических наук И. В. Шинтяпиной и И. Р. Куровской. В 2004 году в связи с 60-летием вуза был основан музей КГГУ. Первую экспозицию музея разработал

B. В. Кемпа. С 2011 года обязанности директора музея выполняет Е. С. Полянская (выпускница вуза). Сейчас музей насчитывает более 800 экспонатов.

Необходимым условием успешного становления современного вуза является завязывание и совершенствование международных контактов, поэтому уже с начала 2000-х годок Крымский государственный гуманитарный институт успешно развивал именно это направление своей работы. Крупным проектом, реализуемым в течение более чем 10 лет, стал проект ТЕМРиБ-ТАБ1Б «Менеджмент организаций и управление человеческими ресурсами в Крыму», в котором партнерами КГГИ стали крупнейшие вузы Европы: Университет Ниццы Садия-Антиполис (Франция); Высшая като-лическая школа г. Намюб (Бельгия); Бред-фордский колледж (Великобритания); Уни-верситет Каимбра (Португалия).

Закономерным итогом развития Республиканского высшего учебного заведения «Крымский государственный гуманитарный институт» (г. Ялта) стала реорганизация вуза в 2005 году, когда учебному заведению был присвоен статус университета и обновлено название.

Путь, пройденный за 70 лет, позволяет надеяться, что Крымский гуманитарный университет в Ялте своей деятельностью успешно реализует концепцию высшего учебного заведения как научно-образовательного и методологического центр, в котором формируется личность с присущими ей индивидуальными качествами; студенты получают универсальное образование, для само-

реализации; создается атмосфера духовности, свободы творчества.

Мы видим, что дух демократизма, гуманистические приоритеты, верность прогрессивным традициям остались неизменными в течение всего исторического пути этого учебного заведения.

Сегодня Крымский гуманитарный университет уверенно смотрит в будущее, так как имеет большой опыт в освоении передовых образовательных технологий, а качество и надежность полученного в его стенах образования доказывает его право на собственное место в образовательном процессе Крыма, России, Украины, стран Европы.

АННОТАЦИЯ

В статье предпринята попытка проанализировать основные этапы становления учебного заведения и определить тенденции развития университета.

Ключевые слова: исторические этапы развития, училище, институт, университет.

SUMMARY

This article attempts to analyze the main stages of the educational institution and identify trends in the development of the university.

Key words: historical stages of development, college, Institute, University.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глузман А. В. Профессионально-педагогическая подготовка студентов университета: теория и опыт исследования / А. В. Глузман. - К. : Поисково-издательское агентство, 1998. - 251 с.

2. Образование и педагогическая мысль Крыма (ХХ - начало ХХ1)/[ под общ. ред. А.В. Глузмана, Л.И. Редькиной.] - К. : Наукова думка, 2008. - Т.2. - 360 с.

3. Проблемы совершенствования преподавания / [под ред. В. Н. Узунова]. -Симферополь : Бизнес-Информ, 2004. - 111 с.

4. Якубов Ф. Я. Образование - основа интеграционных процессов / Ф. Я. Якубов / Диалог культур: проблемы интеграции в крымском сообществе. - Симферополь : Бизнес-Информ, 2002. - С. 33-32.

С. А. Стряпчая

УДК 378.1

ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Современное гуманитарное образование закладывает фундамент мировоззренческого, культурного, личностного развития студента, осуществляя связь процесса приобретения знаний с философской мыслью, достижениями мировой и национальной культур.

В парадигму личностно ориентированного образования, на гуманистические ценности которого изначально ориентирован образовательный процесс в Крымском гуманитарном университете, органично вписывается воспитательная внеаудиторная работа.

Гуманитарному университету просто предопределено иметь то, что классик назвал «лица необщим выраженьем». Вуз является средоточием духовной культуры, приобщая студентов к ценностям мирового и национального искусства, философской мысли, способствуя их устремлению к развитию собственных художественных способностей, эффективной социологизации. В этом смысле интересен опыт работы клубов и музеев в стенах университета.

Именно поэтому целью статьи является презентация нескольких творческих инициатив, реализованных студентами и преподавателями Крымского гуманитарного университета в форме клубной, музейной, концертно-конкурсной деятельности, развернувшейся в стенах вуза.

Клубная и музейная работа сама по себе не является инновационной, однако современные технологии организации деятельности музеев и клубов, профессионализм и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.