Научная статья на тему 'Развитие образования в Крыму в XIX-XX вв. : Ялтинское педагогическое училище'

Развитие образования в Крыму в XIX-XX вв. : Ялтинское педагогическое училище Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЯЛТА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗЫ КРЫМА / YALTA / TEACHER EDUCATION / UNIVERSITIES OF CRIMEA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полянская Екатерина Сергеевна

В статье описаны основные вехи становления Ялтинского педагогического училища. Раскрыта его роль в развитии профессионального образования на полуострове Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of education in the Crimea in XIX-XX centuries: Yalta teacher training college

The article describes the main milestones of the formation of the Yalta Pedagogical school. Disclosure of his role in the development of vocational education on the Crimean peninsula.

Текст научной работы на тему «Развитие образования в Крыму в XIX-XX вв. : Ялтинское педагогическое училище»

ценностей, связанную с человеческим, личностным фактором. Так, убеждения, стандарты мышления и действия, нормы и традиции, академические, моральные и социальные ценности, составляющие основу корпоративной культуры современного университета, создаются, декларируются и поддерживаются его наиболее авторитетнейшими представителями. Именно они являются тем звеном, от которого зависит сплоченность сотрудников, формирование единства взглядов и действий, достижение поставленных целей коллективом всего университета. В этом смысле, значимость знаний, опыта и бесспорного авторитета лидеров, определяет командный дух коллектива, обеспечивает уникальность и неповторимость корпоративной культуры университета.

В современных условиях успех конкурентной борьбы в высшей школе можно считать возможным только в случае активного развития университетским академическим сообществом новых ценностей, которые на разных уровнях помогут сформировать сильную корпоративную культуру университета, призванную стать внутренним ресурсом в конкурентной борьбе на международном рынке научных и образовательных услуг, а также базисом для формирования корпоративной идентичности и построения бренда современного университета.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается процесс формирования новых академических ценностей как основы корпоративной культуры современного университета.

Ключевые слова: новые академические ценности, корпоративная культура университета.

SUMMARY

The article deals with the process of formation of new academic prices as the basis of the corporate culture of a modern university.

Key words: new academic values, corporate culture of the university.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова С. В. О понятии «корпоративная культура». - М.: Приор, 2006. - 317 с.

2. Никольский В. И. Глобальное образование: пределы либерализации // Высшее образование в России. - 2004. - № 8. -С. 17-25.

3. Прохоров А. В. Новые академические ценности высшего образования // Гаудеамус. - 2012. - № 1. - С. 22-27.

4. Яблонскене Н. Л. Корпоративная культура современного университета // Университетское управление. - 2006. -№ 2 (42). - С. 7-25.

5. Bartell M. Internationalization of universities: a university culture-based framework // Higher Education. - 2003. -No. 45. - pp. 43-70.

6. Mendoza P., Berger J.B. Academic Capitalism and Academic Culture: a Case Study // Education Policy Analysis Archives. - 2008. -Vol. 16. - No. 23. - pp. 1-24.

Ш)

Е. С. Полянская

УДК 37.014.5(470-13) "8/9"

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КРЫМУ В Х1Х-ХХ вв.: ЯЛТИНСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ

еобходимость становления системы образования в Крыму диктовалась самой жизнью. Это было связано с крупномасштабными мерами по налаживанию всех сфер жизни на вновь присоединённых к Империи землях. Первым шагом на пути организации высших учебных заведений Крыма стало правительственное распоряжение об основании в Симферополе медико-хирургической

20/.Т//-

уш

академии в 1794 г. [1, с. 175]. Однако в связи с транспортной, хозяйственной и экономической отсталостью полуострова этому проекту не суждено было осуществиться. Так, на протяжении всего XIX в. образование Крыма ограничивалось существованием различных этноконфессиональных учебных заведений: мектебе и медресе, гимназий, школ для греко-католиков и караимов. Несмотря на значительное разнообразие учебных заведений, обучение в них не было общедоступным в связи с высокой стоимостью образовательных услуг. Во второй половине XIX в. в Крыму появились русско-татарские министерские училища, а для подготовки педагогических кадров была открыта Симферопольская татарская педагогическая школа.

В становлении системы образования на полуострове большое значение имело создание в начале 1918 г. Ялтинского филиала Киевского университета Святого Владимира. Для перевода университета в Симферополь в конце мая в Ялту приехали профессора Киевского университета Р. Гельвиг, С. Богданов, Л. Кордыш [1, с. 202]. Официальной датой открытия в Симферополе Таврического университета считается 14 октября. В этот день произошло торжественное собрание в здании Симферопольского театра [2, с. 4]. К осени 1918 г. Таврический университет был полностью укомплектован педагогическими кадрами. В октябре 1920 г. его возглавил академик В. И. Вернадский. А в январе 1921 г. он был переименован в Крымский университет имени М. В. Фрунзе [3].

Через некоторое времени последовало открытие ещё нескольких учреждений высшего образования на полуострове. В 1921 г. был открыт Босфорский университет в Керчи. В последующие годы на базе этих университетов в Симферополе были созданы педагогический, медицинский и сельскохозяйственный институты [4, с. 35]. На базе педагогического факультета Крымского университета в сентябре-октябре 1925 г. в Симферополе был создан Педагогический институт [1, с. 264]. С 1 мая 1922 г. создаётся

«самостоятельный высший институт сельскохозяйственных отраслей», а в 1923 г. он был переименован в Крымский институт специальных культур [1, с. 281].

Стоит отметить, что с установлением Советской власти в России правительство обратило серьёзное внимание на вопрос подготовки педагогических кадров. Этому вопросу было посвящено несколько Пленумов Центрального комитета (1929, 1933, 1936 гг.) где принято постановление «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школы» [4, с. 35]. В 30-х гг. ХХ в. в Симферополе и Феодосии открываются двухгодичные учительские институты [2, с. 142]. Вплоть до Великой Отечественной войны в Ялте функционировало татарское педагогическое училище (в здании НИИ «Магарач»).

За годы советской власти в Крыму были созданы 5 вузов: медицинский, педагогический, сельскохозяйственный и учительские институты в Симферополе и Феодосии. В общей сложности здесь обучалось свыше 3000 студентов [1, с. 50]. Благодаря предпринятым правительством мерам, к началу ВОВ Крым имел почти на 100% грамотное население. В 1941 г. на полуострове работало 40 техникумов [1, с. 53].

Война существенно нарушила процесс подготовки педагогических кадров на полуострове. Высшие учебные заведения Крыма были эвакуированы в тыл, однако, несмотря на все тяготы военного времени, занятия в них не прекращались. В период оккупации Крыма фашисты проводили политику онемечивания крымчан. С этой целью они поддерживали работу средней школы № 6, где под бдительным контролем оккупационных властей проводились занятия с детьми в 1-7 классах [5, с. 21]. За годы оккупации в Крыму были полностью разрушены и разграблены медицинский, сельскохозяйственный, педагогический и феодосийский учительские институты [5, с. 22]. Система образования Ялты была полностью разрушена. После освобождения города 16 апреля 1944 г. жи-

г

Очлижпишш^ Н/Ц

тели сразу взялись за восстановление школ. Задача восстановления образования в городе стала приоритетной. Была проведена большая работа, связанная с капитальным ремонтом учебных зданий, их оборудованием, созданием учебно-методической базы. Школы должны были оказать помощь детям в адаптации к жизни в мирное время, так как 2,5 года фашистской оккупации отрицательно сказались на психологическом, физическом, моральном и интеллектуальном развитии детей. Необходимо было создавать условия для обучения подростков, а также юношей и девушек, которым война помешала получить образование [5, с. 22]. На восстановительные работы правительством выделялись крупные денежные суммы [6, с. 405]. Стоит отметить, что этих средств катастрофически не хватало, учитывая значительные разрушения в стране после войны.

Благодаря совместным усилиям правительства и жителей Крыма, всего по Крымской области к началу 1945 учебного года, было подготовлено к занятиям 1005 школ и 1 сентября в них начали обучение более 89 тыс. чел. Так, например, в Ялте, в 22 школах занималось около 2 тыс. детей [5, с. 23]. Постепенно разрушенные здания восстанавливали для занятий. В последующие годы количество школ и обучающихся в них детей постоянно увеличивалось. В 1947 учебном году по Крымской области уже работало 1117 школ и обучалось 114 914 чел. В то же время в Ялте эти цифры составляли 7 тыс. учащихся [5, с. 24]. Как сообщается в газете «Сталинское знамя», начало занятий для Ялтинских школьников было значительным событием: «Светлым, радостным был день 1 октября для учащихся старших классов города Ялты. Весёлой и шумной гурьбой заполнили они городской театр им. А. П. Чехова. Более 300 учеников 5-10 классов пришло на вечер, посвящённый началу нового учебного года...» [7].

Одной из серьёзнейших проблем послевоенного периода было обеспечение школ учителями. Многие из учителей не вернулись

с фронта. Те, кто остались в тылу, нуждались в переподготовке. Именно по этой причине одновременно с восстановлением инфраструктуры разрушенных городов началась работа по подготовке и переподготовке учителей для школ полуострова. Повсеместно отмечалась нехватка учителей и пригодных для обучения помещений. Вместе с тем, правительство придавало большое значение комплектованию школ педагогическими кадрами.

В связи с тем, что за годы войны снизился уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки педагогов большую методическую помощь учителям оказывали курсы повышения квалификации и семинары [6, с. 408]. Одним из направлений подготовки педагогических кадров стали месячные курсы для молодёжи, имеющей образование 9-10 классов и желающих работать учителями начальных школ. Сразу же после войны такие курсы окончили 324 чел. Помимо этого проводились двухмесячные курсы переподготовки учителей начальных и семилетних школ, где обучалось около 800 чел. В городах без отрыва от производства были организованы десятимесячные курсы переподготовки учителей начальных и семилетних школ [5, с. 24]. Благодаря комплексному подходу к проведению этих мероприятий уже к концу 1944 учебного года школы Крыма получили 3519 учителей [5, с. 24].

Привлечение к преподавательской работе людей, не имеющих достаточного образования и педагогической практики, было временной мерой. В столь сложный для страны период, когда остро ощущалась нехватка продовольствия, строительных материалов, предметов первой необходимости, данная мера была оправданной.

Благодаря активной политике правительства в вопросе налаживания сферы образования уже к 1950 г. положение с педагогическими кадрами значительно улучшилось. Количество преподавателей возросло до 5625 чел. Из общего числа преподавательских кадров высшее и неполное высшее

образование имели 2300 учителей. Более 3 тыс. имели среднее специальное образование [5, с. 24]. К 1953 г. Симферопольские вузы подготовили более 4 тыс. специалистов, в том числе и сферы образования. В докладе горкома КП Украины на XIV городской партийной конференции о подготовке кадров вузами города сообщалось: «институты располагают достаточными материально-техническими средствами, высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами. В них работает 30 профессоров, 67 доцентов, из 300 преподавателей 28 имеют учёную степень докторов наук и 111 - кандидатов наук...» [8, с. 196]. Стоит отметить, что к 1960 г. количество учителей в Крыму возросло вдвое и составило 10 тыс. чел., из которых 7 тыс. имели высшее и неполное высшее образование [5, с. 24].

Бесспорно, для Южного берега Крыма большое значение имело образование в Ялте педагогического училища, активно влившегося в восстановление системы образования в послевоенном Крыму. После освобождения города от захватчиков восстановление образовательной системы стало приоритетной задачей. Ялте жизненно были необходимы квалифицированные специалисты. В срочном порядке налаживалась образовательная система. В этой связи в соответствии с решением СНК Крымской АССР от 8 сентября 1944 г. № 608 Крымское педагогическое училище возобновило работу в Ялте на базе школы № 4 (до 1936 г. здесь располагалась греческая школа, а с 1936 по 1941 гг. - школа № 4). Первым директором Ялтинского педагогического училища был назначен А. В. Петров (с 17. 09. 1944 до 1957 г.). Коллеги вспоминали о Петрове А.В.: «Масштабный человек, сумевший организовать в послевоенное время прекрасный коллектив. Он был душой коллектива».

С учётом послевоенных разрушений создание материальной базы для проведения занятий в ЯПУ было очень сложной задачей. Первые учащиеся вместе с преподавателями разбирали послевоенные завалы и из ящиков из-под снарядов сбивали парты.

В августе 1944 г. был объявлен первый набор учащихся на 1944-1945 учебный год на 1-11 курсы школьного отделения. Первый набор был осуществлён сразу на 3 курса. На первый курс принимались лица в возрасте от 15 лет, имеющие образование в объёме 7-летней школы и сдавшие вступительные экзамены по русскому языку и литературе, математике, физике и Конституции СССР. Окончившие неполную среднюю школу или семь классов средней школы с оценкой «5» по вышеуказанным предметам принимались без экзаменов.

На II курс принимались лица, имеющие образование не менее 8 классов средней школы. На III курс были приняты 9 человек. Это были учащиеся разного возраста, окончившие среднюю школу за один - два года до поступления в училище; некоторым было уже по 19, 20 лет. В октябре 1944 г. начались учебные занятия в трёх группах. Занимались они по ускоренной программе, изучали только методику преподавания учебных дисциплин. Через полгода, летом 1945 г., все они окончили училище, сдав 6 государственных экзаменов и начав работу в школах города.

Уже с первых лет своего существования Ялтинское педагогическое училище стало одним из первых средних специальных заведений в Крыму по подготовке педагогических кадров [9, с. 168]. Благодаря помощи правительства и активному участию преподавателей и учащихся в восстановительных работах полноценный учебный процесс начался уже в 1945 г. Одной из первоочередных проблем было снабжение Ялтинского педагогического училища различными хозяйственными материалами, обеспечение бумагой, письменными принадлежностями, наглядными пособиями, учебниками. Мебель для учебных аудиторий собирали с разных организаций города. В январе 1945 г. педучилище получило оборудование, учебники и литературу из Московского педагогического училища № 2, с которым поддерживалась тёплая, дружеская связь в течение многих лет.

Училище стало центром развития культуры послевоенной Ялты. Справляясь с рядом трудностей, среди которых были бытовая неустроенность и идеологическая разболтанность, Ялтинское педучилище стало стержнем комсомольской культурно-просветительской работы.

Уже с 1945 г. в Ялтинском педагогическом училище проводились месячные курсы учителей начальных школ Крыма. После сдачи экзаменов, курсантам присваивалось звание «Учитель начальной школы». На курсах занималось 75 чел. [10]. Таким образом, в 40-е гг. Ялтинское педагогическое училище становилось центром педагогической культуры в городе. Ежегодно проводились конференции учителей, в которых принимали участие преподаватели ЯПУ [11, с. 3].

Училище выполняло задачу подготовки учителей начальных классов для сельской школы. В целях ознакомления учащихся с сельскохозяйственным производством и сельхоз трудом весной 1945 г. педучилище получило сельскохозяйственный участок, где под руководством преподавателя-агронома Н. Т. Царькова проводилась большая практическая работа, и были достигнуты высокие показатели. Ежегодно проводились праздники урожая.

Одним из направлений работы педагогического коллектива была пропаганда педагогических знаний среди населения города. На базе педучилища постоянно работал семинар для учителей начальных классов.

К 1950-х гг. в Крыму осуществляли педагогическую деятельность три училища: Симферопольское, Феодосийское и Ялтинское. В связи с достаточной укомплектованностью большинства школ педагогическими кадрами необходимость в работе 3-х педагогических училищ нивелировалась. Уже в середине 50-х гг. решался вопрос о закрытии 2-х из них. В связи с высоким уровнем профессионально подготовки педагогических кадров для начальной школы Министерство народного образования УРСР приняло решение продолжить работу только Ялтинского педучилища.

В 1956 г. из г. Симферополя в Ялту перевели первую группу дошкольного отделения педучилища. Приём учащихся в 1957-1958 учебном году составил 30 человек. Именно с этого учебного года в Ялтинское училище стало набирать по одной группе дошкольного и музыкального отделения.

В 1960-е гг. в связи с увеличением количества школ и дошкольных учреждений в Ялте, возник вопрос подготовки профессиональных музыкальных работников и учителей пения, а также воспитателей дошкольных организаций. Таким образом, возросла необходимость в увеличении количества специалистов и специальностей. В училище работали коллективы художественной самодеятельности: танцевальный, хоровые коллективы, ансамбли народных инструментов. Вот что писала газета тех лет: «Хор Ялтинского педагогического училища - лучший в Крыму. Вот уже много лет с честью выходит победителем городских и областных смотров. Дружный коллектив непрерывно растёт, всё выше становится его мастерство». В дни школьных каникул для учащихся ялтинских школ в актовом зале училища проводились театрализованные представления и концерты. Благодаря дружному и высококвалифицированному педагогическому составу к 1960-м гг. сформировалась система работы, создавались традиции, определялись направления деятельности, расставлялись приоритеты, рос авторитет Ялтинского педагогического училища. Оно становилось центром педагогической культуры в городе и области.

В целом, с начала XIX в. образовательная система Крыма претерпела значительные изменения. Процесс эволюции в этом воп-р осе начался с платного этноконфессиональ-ного образования. К середине ХХ в., благодаря активной работе органов местного самоуправления, практически все дети на полуострове получали начальное образование. Активно открывались техникумы. Появились учреждения высшего образования. Однако столь бурное развитие образовательной сферы Крыма остановила Великая Отечественная

2О/о//-

уш

война. Непростая политическая ситуация привела к развязыванию Второй мировой войны, которая стала катастрофой для всех сфер жизнедеятельности страны. Вследствие больших человеческих потерь, многие сферы остались без квалифицированных кадров. Это коснулось и педагогической сферы. Так, одновременно с восстановлением инфраструктуры страны в послевоенное время значительное внимание уделялось подготовке квалифицированных педагогических кадров. На Южном берегу Крыма с этой задачей успешно справлялось Ялтинское педагогическое училище, которое стало центром развития культуры молодежи и местом сосредоточения прогрессивных идей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Образование и педагогическая мысль Крыма (XX-XXI ст.) / А. В. Глузман, Л. И. Редькина, С. А. Вишневский, А. С. Абля-типов; под общ. ред. А. В. Глузмана, Л. И. Редь-киной. - К.: Знания Украины, 2008. - 359 с.

2. Культура Крыма на рубеже веков (XIX-XX вв.): Материалы республиканской научной конференции 27-29 апреля. -Симферополь, 1993. - 117 с.

3. Багров М. В. Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского / под. ред. С. В. Головко. - К.: Либда, 2001. -163 с.

4. Максименко М. М. Развитие социалистической культуры в Крыму / М. М. Макси-менко. - Симферополь: Крымиздат, 1963. -87 с.

5. Максименко М. М. Местные советы Крыма в послевоенный период 1945-1958 / М. М. Максименко. - К.: Наукова думка, 1972. - 267 с.

6. Субботина Е. И. Восстановление и деятельность учебных учреждений г. Керчи в 1944 - середине 1960-х гг. / Е. И. Субботина // Сборник материалов. УШ Таврические научные чтения г. Симферополь, 1 июня 2007 г. - Симферополь: Изд-во Центрального музея Тавриды, - 2007. - 191 с.

7. Викторов Г. Вечер учащихся / Г. Викторов // Сталинское знамя. - 1945. - № 7 (24 октября). - С. 3

8. Симферополю 200 лет (1784-1984): Сборник документов и материалов / сост. Л. И. Васильева. - К.: Наукова думка. -1984. - 317 с.

9. Вища педагопчна освгга i наука Украши: iсторiя, сьогодення та перспективи розвитку. АР Крим / ред. рада вид. В. Г. Кремень. - К.: Знання Украши, 2009. - 295 с.

10. Петров А.В. // Сталинское знамя. -1945 - № 72 (4 октября). - С. 2.

11. Смирнов П. // Сталинское знамя -1959. -№ 17 (31 ноября). - С. 3.

/шЩ)

Ш. М. Мурадасылова

УДК 262.3(477.75)«18/19»

СОЗДАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ЦЕРКОВНОЙ ВЛАСТИ В ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ

овременная религиозная ситуация и развитие межконфессиональных отношений в Крыму требуют осмысления традиций сосуществования и взаимоотношений представителей различных конфессий. Большой интерес для исследователей представляет эволюция государственно-религиозных отношений, а также характер и специфика взаимодействия центральных, местных светских и церковных органов власти во второй половине XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.