Научная статья на тему 'Научная школа - средство усовершенствования подготовки научно-педагогических кадров'

Научная школа - средство усовершенствования подготовки научно-педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ШКОЛ SCIENTIFIC SCHOOL / EDUCATION AND INNOVATIONА / УНИВЕРСИТЕТ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / ИННОВАЦИИ / UNIVERSITY / RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Редькина Людмила Ивановна

В статье проблема становления и развития научных школ, их междисциплинарности, философских, психолого-педагогических и научно-организационных основ их деятельности рассматривается как одно из приоритетных направлений науковедческих исследований. Научная школа концентрирует огромную творческую энергию ученых, координирует их деятельность в процессе научного поиска, способствует раскрытию творческих способностей молодых ученых, инициирует новые направления научных разработок. Актуализация проблемы развития научных школ свидетельствует о высоком научном потенциале Крыма. Наибольший интерес вызывают научные школы РВНЗ «Крымский гуманитарный университет» города Ялты, которые имеют мощный научный ресурс и в значительной степени влияют на модернизацию образовательно-воспитательных процессов и совершенствования подготовки научно-педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific school - means of improving the training of scientific and pedagogical staff

The problem of foundation and development of scientific schools, their interdisciplinary, philosophic, psychological and pedagogical, scientific and organizational conditions of their creative activity is described in the article as one of the main directions of scientific researches. The scientific school concentrates the huge creative energy of scientists, coordinates their creative activity in the process of scientific research, promotes to develop creative abilities of young scientists, and initiates the new directions of scientific developments. The actualization of the problem of scientific schools states about high scientific potential of Crimea. The greatest interest is represented by the scientific schools of National institute of higher education „Crimean University of Humanities” (Yalta), that has strong scientific resources and in a significant way influence the modernization of educational processes and improvement of the scientific and pedagogical personnel training.

Текст научной работы на тему «Научная школа - средство усовершенствования подготовки научно-педагогических кадров»

Л. И. Редькина

УДК 001.894:378.2

НАУЧНАЯ ШКОЛА -СРЕДСТВО

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

О современных условиях реформирования образования встает вопрос о поиске путей усовершенствования подготовки научно-педагогических работников. От них требуется активность в социальном и познавательном планах, способность занять собственную исследовательскую позицию.

Решению проблем усовершенствования профессионального мастерства научно-педагогических работников, повышению эффективности использования диссертационных работ, ускорению внедрения их результатов в практику, улучшению подготовки ученых-исследователей, способных к самостоятельному поиску деятельности, способствует привлечение талантливой студенческой молодежи к научным школам высших педагогических учебных заведений. Ведь научные школы вузов, как ядро научного соавторства, выполянют особенную роль в формировании специалиста исследовательского-инновационного типа, носителя фундаментальных знаний, высокой культуры и духовности, который гибко реагирует на изменения и является конкурентоспособным на рынке образовательных услуг. В этих условиях чрезмерно возрастает значение научных школ.

Образование научных школ - традиция, явившаяся следствием особенностей культурно-исторического развития интеллектуальной мысли, некоторые из которых В. И. Вернадский характеризовал следующим образом: «В России начало научной

работе было положено правительством Петра, исходившего из глубокого понимания государственной пользы. Но эта работа быстро нашла себе почву в общественном сознании и не прерывалась в те долгие десятилетия, когда иссякла государственная поддержка научного творчества... Она создавалась при этом интеллигенцией страны, .создавалась их личным усилием, по личной инициативе или путем образуемых ими организаций.» [1, с. 135].

Именно в плане консолидации труда ученых научная школа представляет особый интерес. Она является социальным феноменом, позволяющим решать комплекс задач научной деятельности по какому-то направлению в их единстве и взаимообусловленности.

Научные школы по своей сути представляют эффективную модель образования трансляции, помимо собственного предметного содержания, культурных норм и ценностей от старшего поколения к младшему.

Понятие «научная школа» является историческим. Элементы коллективной формы творчества и научной новизны типа отношений «учитель - ученики или последователи» возникли еще в античную эпоху. Примерами древних философских школ могут быть милетская, пифагорейская, школа Платона и др. В этом же контексте можно говорить о школе Галилея (XVII в.).

Научные школы в современном понимании возникли в XIX веке, когда получили распространение лаборатории, начали создаваться научно-исследовательские институты и научные общества, вошли в практику коллоквиумы, появились специальные научные журналы. С XIX века они стали инструментом «воспитания исследовательского стиля мышления определенного способа подхода к проблемам» [5, с. 54].

Термин «научная школа» употребляется в литературе и в широком, и в сугубо конкретном смысле. В первом случае речь идет об уникальном явлении, когда возникающая между крупными учеными общность взглядов,

идей и интересов приводит их к тесному и близкому сотрудничеству, порождает неформальные взаимоотношения, привлекает новые молодые таланты и на многие годы определяет пути и темпы развития принципиально новых областей науки. Явления такого масштаба, разумеется, единичны, а их возникновение связано со счастливым стечением многих обстоятельств. Во втором случае понятие «научная школа» употребляется в «локальном» смысле - применительно к относительно небольшому научному коллективу, объединенному не столько организационными рамками, не только конкретной тематикой, но и общей системой взглядов, идей, интересов, традиций, сохраняющейся, передающейся и развивающейся при смене научных поколений.

В идеале научная школа - это коллективный иерархический организованный ум, концентрирующий опыт нескольких поколений. На практике она олицетворяет яркое проявление коллективной формы творчества под непосредственным интеллектуальным и практическим руководством признанного ученого и учителя, который питает этот коллектив научными идеями и определяет содержание и методы научных исследований.

Научная школа концентрирует огромную творческую энергию ученых, координирует их деятельность в процессе научного поиска, максимально способствует раскрытию творческих способностей молодых ученых, их воспитанию и превращению в зрелых исследователей, инициирует новые направления научных изысканий.

О. Грезнева предлагает такую классификацию научных школ:

- по виду связей между членами научной школы - научное течение, «невидимый колледж», научная группировка;

- по статусу научной идеи - экспериментальные, теоретические;

- по широте исследуемой предметной области - узкопрофильные, широкопрофильные;

- по функциональному назначению продуцируемых знаний - фундаментальные, прикладные;

- по форме организации деятельности учеников - с индивидуальными формами организации научно-исследовательской работы, с коллективными формами организации научно-исследовательской работы;

- по характеру связей между поколениями - одноуровневые, многоуровневые;

- по степени институализации - неформальные, кружки, институальные;

- по уровню локации - национальные, локальные, личностные [4].

Несколько проблематичным является определение понятия «научно-педагогическая школа», так как оно зависит от того, что мы понимаем под педагогической деятельностью. Если речь идет о системе высшего образования, можно говорить лишь о сообществах, которые функционируют в рамках образовательных учреждений, распространив это понятие на процесс подготовки специалистов высшей квалификации в рамках аспирантуры и докторантуры или научно-исследовательских организаций, ведущих соответствующую работу.

Если же педагогика понимается как процесс передачи знаний вообще, тогда можно говорить о научно-педагогических школах во всех высших учебных заведениях и научных учреждениях. Думается, что наиболее целесообразно было бы использование понятия «научно-педагогической школы» только применительно к научным сообществам высших учебных заведений, поскольку именно педагогическая деятельность является неотъемлемой частью выполняемой ими социальной функции. В целом же научно-педагогические школы могут характеризоваться тем же критериям, что и научные.

С. Гончаренко подчеркивает, что система базовых критериев определения научно-педагогической школы должна, как минимум, включать следующее:

«- создание учебных материалов различного характера, которые получили признание

на национальном и региональном уровнях и полностью обеспечивают учебный процесс, которые составляют содержание образовательной него процесса по определенной специальности (специальностям);

- использование оригинальной или творчески адаптированной методики преподавания (как общепедагогической, так и специальной) с непременными элементами развивающего обучения и применением современных средств коммуникации в научном сообществе;

- ведение преподавательской деятельности по учебным дисциплинам, которые составляют образовательное и содержательное ядро программы определенной специальности (специальностей) в течение срока подготовки специалиста;

- привлечение новых членов сообщества, в том числе и из числа студентов вуза до окончания подготовки первой волны специалистов высшей квалификации;

- проведение наряду с научно-практическими и научно-теоретическими конференциями различных мероприятий (регионального, межуниверситетского и высшего ранга), в том числе постоянно действующих внутри университета или института семинаров, преимущественно научно-методического характера, в ходе которых реализуется функция тиражирование педагогических новаций...» [2, с. 39].

Изменения в организации научных исследований, ставшие закономерным следствием действия социально-экономических факторов сближения науки с производством, привели к тому, что форма коллективного творчества оказалась доминирующей и необходимой для дальнейшего прогресса науки. Только при этих условиях возникает возможность существования четырехзвен-ного цепи: «научный лидер - учебное заведение (кафедра) - научный институт (лаборатория) - коллоквиум (семинар), в котором продуктивно функционирует коллектив исследователей во главе с научным лидером.

Однако, несмотря на то, что развитие научного знания прямо пропорционально

зависит от коллективных исследовании, роль личности руководителя в них неоценима. Рождение научной школы невозможно без появления выдающегося ученого с новой научной программой и методологией реалии-зации, человека, который сочетает в себе талант исследователя и учителя. Программы исследований, предложенные в процессе эволюции научной школы, могут развиваться, расширяться, объединяться, накапливаться. Это, в свою очередь, приводит к появлению новых выдающихся ученых со своими личными, специализированными научными программами и методологией научного поиска, к созданию новых научных коллективов.

Такой подход к функциональной нагрузки деятельности научной школы дает основания говорить о ее бифункциональности: с одной стороны - это осуществление исследований под руководством лидера, научный поиск; с другой - подбор, подготовка и воспитание нового поколения ученых.

Становление и развитие научной школы носит экспоненциальный смысл, реализация которого прекращается с распадом школы. Поэтому значение научной школы, как в плане научных результатов, так и обучения молодежи, обновления и развития учебных и научных подразделений, экспоненциально находится в зависимости от полноценного срока ее существования.

Научная школа - неформальный творческий коллектив исследователей разных поколений, объединенных общей программой и стилем исследовательской работы, которые действуют под руководством признанного лидера. Это объединение единомышленников, разрабатывает жизненно важные для общества проблемы под руководством известного в определенной области исследователя, имеет значительные теоретические и практические результаты своей деятельности, признаны в научных кругах и сфере производства. Главенствующей фигурой научной школы, ее стержнем является ее лидер.

С. Гессен писал: «Метод научного мышления передается путем устного предания,

носителем которого является не мертвое слово, а всегда живой человек. На этом именно зиждется незаменимое значение учителя и школы. Никакие книги никогда не могут дать того, что может дать хорошая школа» [3, с. 35].

На формирование научных школ оказывает влияние наличие у лидера школы не только качеств, необходимых для научной деятельности, но и качеств, позволяющих способного сплотить вокруг себя творческий коллектив.

Лидер занимает несколько функциональных позиций. Во-первых, он является «проектировщиком-организатором» школы, что обеспечивает рефлексивные позиции членов коллектива по отношению к своей деятельности. Во-вторых, лидер одновременно проявляет себя в двух ипостасях -наставник и коллега.

Иными словами, основными характеристиками научной школы могут быть: известность в научном сообществе; высокий уровень исследований, их оригинальность; научная репутация; научные традиции; преемственность поколений.

Научные школы в РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта), инициатором которых был ректор - академик А. В. Глузман, можно рассматривать как неформальное творческое содружество ученых разных поколений, сплоченных общим стилем исследовательской деятельности и добившихся значительных научных результатов. Такие школы концентрируют творческую энергию ученых, координируют их деятельность в процессе научного поиска, способствуют раскрытию креативных способностей молодых ученых, инициируют новые направления научных разработок; выполняют все функции научной деятельности: производство знаний (исследование), их распространение (коммуникацию), воспроизводство самого научного сообщества.

На сегодняшний день в РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта) действуют научные школы доктора педагогических наук, профессора, академика

НАПН Украины А. В. Глузмана; доктора психологических наук, профессора, академика НАПН Украины Т. С. Яценко; докторов педагогических наук, профессоров: Н. В. Горбуновой, Н. А. Глузман, Г. Е. Гребенюка, Н. Я. Игнатенко, Л. И. Редькиной; доктора экономических наук, профессора Р. Р. Тимир-галиевой (Лариной). Деятельность этих школ определяется такими показателями:

- многолетняя научная продуктивность, что обуславливается как количественными (количество публикаций, ссылок), так и качественными показателями (лидер и члены научной школы являются авторами фундаментальных научных трудов, членами редколлегий ведущих профессиональных журналов и сборников);

- широта проблемно-тематического, географического, хронологического диапазонов функционирования научной школы (членами научных школ являются преподаватели Ялты, Симферополя, Севастополя, Евпатории, Армянска, Керчи, Джанкоя, Херсона. Николаева, Одессы, Чернигова, Черкасс, Днепропетровска, Киева, Донецка, Краматорска, Ивано-Франковска, Мелитополя, Львова и др.);

- сохранение традиций и ценностей научной школы на всех этапах ее становления и развития, обеспечения преемственности в направлениях научных исследований, стиля научной работы;

- развитие атмосферы творчества, новаторства, открытости для научных дискуссий, как в профессиональной прессе, так и в общении;

- объединение в научной школе определенного круга талантливых ученых, постоянное обновление одаренными воспитанниками, способными к самостоятельному поиску;

- устойчивые коммуникационные связи (горизонтальные и вертикальные) между учителем и учениками, рядовыми членами школы;

- активная педагогическая деятельность (количество соискателей, аспирантов, док-

торантов, учебников, написание учебных пособий, монографий, разработка новых курсов);

- официальное признание важности исследований научных школ.

Самым распространенным методом идентификации научных школ является изучение потока кандидатских и докторских диссертаций ученых, входящих в этот неформальный коллектив (см. таблица 1).

Такой подход правомерен, поскольку обнаруживает взаимоотношения «учитель-ученик», что особенно существенно для научных школ. Он является эффективным, поскольку позволяет получить конкретные результаты, основанные на количественных данных о защищенных под руководством того или иного ученого диссертации, свидетельствует о соответствии тематики диссертаций учеников проблематике диссертации лидера.

Каждой научной школе РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» свойственна высокая мотивация творчества, так как коллектив исследователей способен обеспечить комплексное обоснование и разработку функционирования инновационных образовательных процессов на методологическом, теоретическом и технологически-практическом уровнях.

Цель методологического уровня исследования инновационных образовательных процессов заключается в интеграции их закономерностей и принципов, раскрытии возможностей различных подходов и методов научного познания в понимании сущности и истоков зарождения, становления и утверждения нового в науке. Значимость теоретических исследований образовательных инноваций заключается в уточнении, сбалансированности и систематизации понятийно-категориального поля научной практики, разработке типологии инноваций, определении эффективных условий и путей создания, диффузии и реализации нововведений, разработке критериев оценки новых идей, теорий, технологий.

Научные школы РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г.Ялта)

Таблица 1

Руководитель научной школы

Глузман А. В. - доктор пед. наук, профессор, академик НАПН Украины, ректор РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта)

Глузман Н. А. - доктор пед. наук, профессор, директор Евпаторийского института социальных наук

Горбунова Н. В. - доктор пед. наук, профессор, директор института педагогики, психологии и инклюзивного образования

Гребенюк Г. Е. - доктор пед. наук, профессор, завкафедрой изобразительного искусства и дизайна

Игнатенко Н. Я. - доктор пед. наук, профессор кафедры математики

Тимиргалеева (Ларина) Р. Р. -доктор экономических наук, завкафедрой менеджмента

Редькина Л. И. - доктор пед. наук, профессор, завкафедрой педагогики и управления учебными заведениями

Яценко Т. С. доктор пед. наук, профессор, академик НАПН Украины, завкафедрой психологии

Научная школа

Профессионального образования.

Формирования профессиональной компетентности учителей начальных классов и дошкольных учреждений

Педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений

Изобразительного искусства и дизайна

Методики математики

Экономико-математические модели и методы исследования и управления сложными системами

Этнопедагогики и истории педагогики

Глубинной психологии

о в т с е ч и л о оК

т р

е с с

35

25

12

15 15

23 39

о в т с е ч и л о оК

и

ыа нр

нг но да он

40

10

38

17 21

19 32

7

9

Теоретический уровень интеграции представляет собой синтез концепций, теорий, систем как непосредственно в сфере педагогической инноватики, так и на междисциплинарном уровне

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

От качества и целенаправленности деятельности в рамках научных школ в значительной степени зависит научный имидж учебного заведения и качество подготовки студентов и научных работников.

Научные школы РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта) создают ту динамическую единицу науки, которая:

- обеспечивает научность знания и создает оптимальные условия для его развития;

- подготавливает научно-педагогические кадры для высших учебных заведений региона и страны в целом;

- разрабатывает новые направления в науке.

- издает и редактирует научные сборники и научные издания университета;

- оппонирует кандидатские и докторские диссертации;

- готовит отзывы на авторефераты диссертационных исследований, рецензии на учебники и учебные пособия, монографии;

- способствует изучению, обобщению и пропаганде современных научных знаний и достижений;

- организовывает и проводит вузовские, всеукраинские и международные научно-практические конференции, практикумы, тренинги, школы для преподавателей и аспирантов;

- осуществляет сотрудничество с международными и отечественными научными и педагогическими сообществами;

- создает научно-экспериментальные группы;

- руководит научно-исследовательской работой студентов.

Становление национальной системы высшего образования, ориентированной на вхождение в европейское образовательное пространство, выдвигает новые требования к подготовке образованной творческой личности будущего специалиста. В этом контексте усиливается внимание к формированию специалистов высшей квалификации, а именно педагогов-ученых.

Научные школы высших учебных заведений имеют давние корни и традиции, выступают центрами формирования личности будущего ученого, формой кооперации ученых, научного сотрудничества, интеграции научно-исследовательской и учебной

работы, условием эффективности развития научных проблем, в частности и педагогических.

Таким образом, научная школа, будучи действенной формой организации научной деятельности, в значительной степени способствует приобретению исследователем научного опыта, формированию ценностного отношения к осуществлению изысканий. Включение молодого ученого в научный поиск, предоставления ему реальных полномочий и прав, возможности выбора и занятия личностно значимой проблемой, педагогическая поддержка и доверие положительно отражаются на общем развития личности исследователя, на получении весомых результатов.

АННОТАЦИЯ

В статье проблема становления и развития научных школ, их междисциплинар-ности, философских, психолого-педагогических и научно-организационных основ их деятельности рассматривается как одно из приоритетных направлений науковедческих исследований. Научная школа концентрирует огромную творческую энергию ученых, координирует их деятельность в процессе научного поиска, способствует раскрытию творческих способностей молодых ученых, инициирует новые направления научных разработок. Актуализация проблемы развития научных школ свидетельствует о высоком научном потенциале Крыма. Наибольший интерес вызывают научные школы РВНЗ «Крымский гуманитарный университет» города Ялты, которые имеют мощный научный ресурс и в значительной степени влияют на модернизацию образовательно-воспитательных процессов и совершенствования подготовки научно-педагогических кадров.

Ключевые слова: научная школа, университет, исследование, педагогика, инновации.

SUMMARY

The problem of foundation and development of scientific schools, their interdisciplinary,

philosophic, psychological and pedagogical, scientific and organizational conditions of their creative activity is described in the article as one of the main directions of scientific researches. The scientific school concentrates the huge creative energy of scientists, coordinates their creative activity in the process of scientific research, promotes to develop creative abilities of young scientists, and initiates the new directions of scientific developments.

The actualization of the problem of scientific schools states about high scientific potential of Crimea. The greatest interest is represented by the scientific schools of National institute of higher education „Crimean University of Humanities" (Yalta), that has strong scientific resources and in a significant way influence the modernization of educational processes and improvement of the scientific and pedagogical personnel training.

Key words: scientific school, university, research, education and innovation.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вернадский В. И. Научная мысль как планетарное явление / В. И. Вернадский // Философские мысли натуралиста. - М. : Наука, 1988. - С. 20-204.

2. Гончаренко С. У. HyraDBi школи в педагопщ / С. У. Гончаренко // Становления i розвиток науково-педагопчних шил: проб-леми, досвщ, перспективи [за редакщею

B. Кременя i Т. Левовицького]. - Житомир : Вид-во ЖДУ iменi 1вана Франка, 2012. -

C. 39-46.

3. Гессен С. И. Основы педагогики: введение в прикладную философию [отв. ред. и сост. П.В. Алексеев] / С. И. Гессен. - М. : «Школа-Пресс», 1995. - 448 с.

4. Грезнева О. Научные школы: принципы классификации / О. Грезнева // Высшее образование в России. - 2004. - №5. -С. 42-43.

5. Ярошевский М. Г. Логика развития науки и научная школа / М. Г. Ярошевский // Школы в науке. - М. : Наука, 1977. - С. 7-97.

Р. Р. Тимиргалеева

УДК 347.211:001.894:378

НАУЧНАЯ ШКОЛА

КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА

КАПИТАЛИЗАЦИИ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО

ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА

овременная наука развивается стремительными темпами, открываются новые перспективные направления и специальности, и, соответственно, в процессе такого ускоренного развития всех видов наук одна из важнейших ролей отводится научным школам. Многолетнее существование научных школ в мировой практике доказало их эффективность и как формы организации коллективного научного творчества, и как формы, в рамках которой происходит трансляция научного знания, передача навыков и методов исследовательской работы, а также подготовка научных кадров.

Однако сегодня в теории и практике науки еще много открытых вопросов, среди которых важное место занимает необходимость развития концепции «открытых инноваций», формирования системы высшего образования инновационного типа, направленная на капитализацию интеллектуального потенциала вуза, эффективной моделью которой вполне может выступитьтакая неформальная структура университета, как научная школа.

В научной литературе создан определенный фундамент для изучения научных школ. Отдельную группу составляют работы, раскрывающие разные аспекты науки (как деятельности, системы знания, социального института). Это труды российских ученых Н. С. Автономовой, В. В. Ильина, М. К. Ма-мардашвили, Л. А. Микешиной, Э. М. Мирского, А. И. Уемова, Э. Г. Юдина и других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.