Научная статья на тему 'Формирование и развитие научных школ историкофилологического направления среди вузовской интеллигенции Худжанда в 1991-2011-м гг'

Формирование и развитие научных школ историкофилологического направления среди вузовской интеллигенции Худжанда в 1991-2011-м гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИССЛЕДОВАНИЯ / ВУЗОВСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА / ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / SCIENTIFIC SCHOOLS / SCIENTIFIC POTENTIAL / RESEARCHES / HIGHER SCHOOL INTELLECTUALS / SCIENTIFIC PROBLEMATIZES / PREPARATION OF SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL CADRES / МАКТАБҳОИ ИЛМИ / НЕРӯИ ИЛМИ / ТАҳқИқОТИ ИЛМИ / ЗИЁИЁНИ МАКТАБИ ОЛї / МУАММОҳОИ ИЛМї / ТАЙЁР НАМУДАНИ КАДРҳОИ ИЛМИВУ ПЕДАГОГИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ульмасова Мавзуна Абдуахадовна

Рассматривается процесс подготовки научно-педагогических кадров научными школами под руководством видных представителей вузовской интеллигенции, работающих в сфере исторической и филологической науки города Худжанда в условиях государственной независимости Таджикистана. Анализируется научный аспект профессиональной деятельности преподавателей вузов, раскрывается роль ученых-представителей гуманитарных наук, прежде всего историко-филологического направления, в развитии вузовской науки, приводятся данные о вкладе видных ученых активной части вузовской интеллигенции, работающих на кафедрах и создавших научные школы по подготовке научно-педагогических кадров. Охарактеризована деятельность видных ученых-историков и филологов Худжанда Г.Х. Хайдарова, Н,О. Турсунова, Н. Негматова, А. Мирбобоева, А. Насриддинова, Ф.К. Зикриёева, А. Сайфуллоева, М. Ходжаевой и др. по созданию научных школ и подготовке научно-педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC SCHOOLS OF HISTORIC-PHILOLOGICAL SLANT AMONG HIGHER SCHOOL INTELLECTUALS OF KHUJAND IN 1991-2011

The article dwells on the process of preparation of scientific-pedagogical cadres by scientific schools under a guidance of prominent representatives of higher school intellectuals working in the domain of historical and philological sciences in Khujand under the conditions of state independence of Tajikistan. The author analyzes a scientific aspect of higher school professors’ professional activities, she discloses the role of scientists representing the humanities, first of all, of those ones who work in the field of historico-philological slant and move higher school science further; the data on a contribution of prominent scholars pertaining to the active part of their colleagues into a creation of scientific schools focussing on preparation of scientific-pedagogical cadres have been adduced. The activities of such out-of-the rut scholars working in the fields of history and philology as G. Kh.Khaydarov, N. O. Tursunov, N. N. Negmatov, A. Mirboboyev, A. Nasriddinov, F. K. Zikriioyev, A. Saifulloyev, M. Khodjayeva et alia have been characterized.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие научных школ историкофилологического направления среди вузовской интеллигенции Худжанда в 1991-2011-м гг»

УДК 930 ББК 63.1

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ШКОЛ ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ СРЕДИ ВУЗОВСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ХУДЖАНДА в 1991-2011-м гг.

ТАШАККУЛ ВА РУШДИ МАКТАБУОИ ИЛМИИРАВИЯИ ТАЪРИХУ ФИЛОЛОГИЯ ДАР БАЙНИ ЗИЁИЁНИ МАКОТИБИ ОЛИИ ХУШАНД ДАР СОЛ^ОИ 1991-2011

FORMATION AND DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC SCHOOLS OF HISTORIC-PHILOLOGICAL SLANT AMONG HIGHER SCHOOL INTELLECTUALS OF KHUJAND IN

1991-2011

Ульмасова Мавзуна Абдуахадовна,

старший преподаватель кафедры политологии ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)

Улмасова Мавзуна Абдуахадовна,

сармуаллимаи кафедраи сиёсатшиносии ДДХ,БСТ (Тоцикистон, Хуцанд)

Ulmаsova Mavzuna Abduakhadovna, senior lecturer of the department of politology under TSULBP (Tajikistan, Khujand)

Ключевые слова: научные школы, научный потенциал, исследования, вузовская интеллигенция, научная проблематика, подготовка научно-педагогических кадров Рассматривается процесс подготовки научно-педагогических кадров научными школами под руководством видных представителей вузовской интеллигенции, работающих в сфере исторической и филологической науки города Худжанда в условиях государственной независимости Таджикистана. Анализируется научный аспект профессиональной деятельности преподавателей вузов, раскрывается роль ученых-представителей гуманитарных наук, прежде всего историко-филологического направления, в развитии вузовской науки, приводятся данные о вкладе видных ученых - активной части вузовской интеллигенции, работающих на кафедрах и создавших научные школы по подготовке научно-педагогических кадров. Охарактеризована деятельность видных ученых-историков и филологов Худжанда - Г.Х. Хайдарова, Н,О. Турсунова, Н. Негматова, А. Мирбобоева, А. Насриддинова, Ф.К. Зикриёева, А. Сайфуллоева, М. Ходжаевой и др. по созданию научных школ и подготовке научно-педагогических кадров.

Калидвожа^о: мактабуои илмй, неруи илмй, тауцицоти илмй, зиёиёни мактаби олй, муаммоуои илмй, тайёр намудани кадруои илмиву педагогй

Дар мацола цараёни тайёр намудани кадруои илмиву педагогй тавассути мактабуои илмй таути роубарии намояндагони барцастаи зиёиёи донишгоуу донишкадауо, ки дар соуауои илми таърих ва филологияи шаури Хуцанди даврони соуибистицлолии Тоцикистон фаъолият бурдаанд, мавриди тауциц царор ёфтааст.

Цанбауои илмии фаъолияти касбии омузгорони мактабуои олй, нацши олимони соуои илмуои гуманитарй, пеш аз уама равияи таъриху филология дар рушди илми до-нишгоуй таулил шудааст. Дар мацола сауми олимони варзида- цишри фаъоли зиёиёни макотиби олй, ки дар кафедрауо фаъолият мебаранд ва оид ба тайёр кардани кадруои илмиву педагогй мактабуои илмии хешро созмон додаанд, маълумот дода шудааст.

Фаъолияти густурдаи олимон-таърихшиносон, забоншиносон ва адабиётшиносони маъруфи Хуцанд - Г.%. Гайдаров, Н,О. Турсунов, Н.Неъматов, А. Мирбобоев, Ф.К. Зикриёев, А. Сайфуллоев, А. Насриддинов, М. Хоцаева ва дигарон дар цодаи созмон до-дани мактабуои илмй ва тайёр намудани кадруои илмиву педагоги тавсиф шудааст.

Key words: scientific schools, scientific potential, researches, higher school intellectuals, scientific problematizes, preparation of scientific-pedagogical cadres The article dwells on the process of preparation of scientific-pedagogical cadres by scientific schools under a guidance of prominent representatives of higher school intellectuals working in the domain of historical and philological sciences in Khujand under the conditions of state independence of Tajikistan. The author analyzes a scientific aspect of higher school professors' professional activities, she discloses the role of scientists representing the humanities, first of all, of those ones who work in the field of historico-philological slant and move higher school science further; the data on a contribution of prominent scholars pertaining to the active part of their colleagues into a creation of scientific schools focussing on preparation of scientific-pedagogical cadres have been adduced. The activities of such out-of-the rut scholars working in the fields of history and philology as G. Kh.Khaydarov, N. O. Tursunov, N. N. Negmatov, A. Mirboboyev, A. Nasriddinov, F. K. Zikriioyev, A. Saifulloyev, M. Khodjayeva et alia have been characterized.

В вузах в определенной степени уделяется внимание ведению научно-исследовательской работы. Роль и место вузовской науки определяются результатами научной деятельности профессорско-преподавательского состава, степенью преемственности научных традиций. Вузовская интеллигенция занимается накоплением и обновлением знаний, а также подготовкой специалистов для ведения научной деятельности. Многие ученые, работая в вузах, совмещают научную и преподавательскую деятельность.

Традиционно в системе высшего образования ведение научно- исследовательской работы поставлено таким образом, что видные ученые, совмещая научную и образовательную деятельность, создают в вузах научные школы. Они занимаются передачей накопленного ими богатого опыта молодым преподавателям, соискателям, аспирантам и новым поколениям студентов. Но работа в вузах в этом направлении поставлена таким образом, что директивное совмещение обучения и научного творчества приводит к существенной потере качества обоих видов деятельности. Анализ научно-исследовательской работы вузовской интеллигенции показывает, что вузы, оставаясь помощниками таджикской науки (т.е. помощниками институтов Академии наук Республики Таджикистан), на протяжении многих десятилетий осуществляли научные исследования в качестве соисполнителей и подрядчиков.

Пополнение научного потенциала вузов осуществляется прежде всего за счёт активной части вузовской интеллигенции, работающей на кафедрах. В Таджикистане до сегодняшнего дня не налажена работа по учету научных работ преподавателей вузов в официальных статистических сведениях, налажен только ведомственный учет на уровне кафедр и факультетов.

Анализируя реальную профессиональную деятельность преподавателей вузов, следует констатировать два аспекта профессиональной характеристики преподавателей вузов:1) научную (содержательную) и 2) педагогическую (методическую). Эти два аспекта существуют в неразрывном единстве и составляют идеальную модель профессиональной

деятельности преподавателя вуза. Ведение научной работы преподавателями вузов способствует: а) передаче накопленных ими научных знаний; б) овладению студентами передовыми знаниями путем вовлечения в учебный процесс новых знаний (в том числе добытых самим преподавателем); в) развитию у студентов необходимых навыков и умений, интеллектуальных способностей.

В исследуемый период в вузах Худжанда, центра Согдийской области, уделялось особое внимание одной из острейших проблем современной науки и высшей школы -сохранению научных традиций и широкого спектра направлений научных исследований, потому что научная деятельность преподавателей и студентов является неотъемлемой частью качественного образования.

Наряду с достижениями вузовской интеллигенции на научном поприще следует констатировать и тот факт, что, к сожалению, научными исследованиями и разработками занимается лишь часть профессорско-преподавательского состава вузов, в то время как, согласно законодательству, ведение научной деятельности является обязательным для всех видов высших учебных заведений.

Следует констатировать, что в годы независимости Таджикистана наибольший вклад в развитие науки в вузах Худжанда внесли представители гуманитарных наук, и прежде всего историко-филологического направления.

Наиболее плодотворно научно-исследовательская работа в вузах осуществляется в рамках научных школ. По мнению Д. Аронова, под «научной школой» понимается: «наличие иерархически структурированного ученого сообщества, самовоспроизводящегося во времени и пространстве и реализующего себя в традиционных для мировой науки формах» [1, с. 8]. Формирование исследовательского коллектива в научно-образовательном учреждении (прежде всего в вузе), где работает не одно поколение ученых и разрабатывается определенная научная проблематика, собственно, и считается научной школой. В научных школах зарождаются научные идеи, осуществляется их распространение и готовятся молодые ученые (в т. ч. научно-педагогические кадры), реализуется самостоятельная творческая активность членов школы. Именно в научных школах создается неповторимая атмосфера научного творчества.

Каждый вуз имеет собственные научные традиции, на кафедрах налажена работа по исследованию определенных научных проблем в рамках её специфики и научной отрасли. В соответствии с этим в вузах формируются локальные научные школы [3, с. 42]. В рамках этих локальных научных школ действуют личностные научные школы, где проводятся исследования по конкретному научному направлению. Сформировавшиеся в вузах Худжанда научные школы осуществляют деятельность по разработке новых оригинальных направлений в науке, стараются осуществлять исследование единой научной проблематики всеми представителями школы, налаживают непосредственный длительный научный контакт главы школы с учениками с целью приобщения молодых ученых к научному творчеству.

В вузах Худжанда, и прежде всего в ХГУ имени академика Б. Гафурова, успешно работают научно-педагогические школы по широкому спектру направлений фундаментальных и прикладных наук. Достижения научных школ вуза признаны учеными Таджикистана и зарубежных стран.

Прочные традиции сложились в сфере гуманитарных и общественных наук. Достаточно упомянуть деятельность доктора исторических наук, профессора Гафура Хайдаро-

вича Хайдарова [10, с.481-482], посвятившего жизнь отечественной исторической науке. Г.Х. Хайдаров исследовал большой круг проблем, связанных с установлением и укреплением Советской власти на Севере Таджикистана, реализацией национальной политики на основе решений Компартии и Советского правительства, культурной революцией и развитием народного образования, национально-освободительной борьбой в России в XIX -начале ХХ вв. Профессор Хайдаров известен как автор учебников по истории таджикского народа для средних и высших учебных заведений. Он подготовил ряд докторов и кандидатов наук. Его ученики разрабатывали проблемы, касающиеся истории народного образования и высшей школы Таджикистана (С.А. Абдуллоев, А.Бобокалонов и С. Эркаев), культуры села Таджикистана в 60-80-х гг. ХХ века (Х. Тоатов), исторического краеведения Таджикистана (Дж. Хомидов), аграрных преобразований в ГБАО (Дж. Гульбеков), роли и места женщин в общественно-политической и культурной жизни Таджикистана (М. С. Рахматова), вклада академика З.Ш. Раджабова в развитие исторической науки (Н. Хоми-дов) и др.

Личность руководителя каждой научной школы определяет характерные особенности локального научного сообщества. Активная автономная и целостная деятельность лидера научной школы позволяет реально осуществить поставленные цели. Значительное место в деятельности научной общественности занимает научная школа профессора Назирджона Очиловича Турсунова - известного историка-этнографа и востоковеда [9, с. 38-42]. Он, являясь организатором большой научной школы и стадиально двигаясь по ступеням исследования истории, достиг высот научного познания. Его исследования отличаются новизной взгляда, оригинальным подходом, умелой постановкой и искусным решением сложных и мало изученных вопросов, связанных с историей и этнографией таджиков. Главным объектом научных изысканий профессора Н.О. Турсунова явилась городская и сельская жизнь позднефеодальной Средней Азии, история образования городов и селений, вопросы формирования населения, его состава, занятий, культуры, связанные с урбанистической, экономической, социальной и этнической историей. Его фундаментальные монографии: «Из истории городского ремесла Северного Таджикистана (ткацкие промыслы Ходжента и его пригородов в конце XIX - начале ХХ вв.)» (1974), «Сложение и пути развития городского и сельского населения Северного Таджикистана в XIX-начале ХХ вв.» (1976), «Шахри офтобй» (1989), «Развитие городских и сельских поселений Северного Таджикистана в XVIII - начале ХХ вв.» (1991), «Истаравшан» (1992), «Таърихи точикон» (2001), «Хдфтхони Темурмалик» (2003), «История таджиков: структурно-логические схемы» (2010, в соавторстве) и др. стали интересными и полезными не только для историков (научных сотрудников, преподавателей вузов, соискателей, аспирантов и студентов), но и для всех любителей истории Отечества.

Профессор Н.О. Турсунов внес весомый вклад в подготовку научно-педагогических кадров. Последователи его научной школы разработали ряд проблем отечественной истории. Так, М. Давлатов изучал вопросы истории политической, социально-экономической жизни Хорасана и Мавераннахра периода монгольского нашествия, Дж. Джурабаев исследовал жилищную культуру таджиков на материалах города Худжанда, Ж.Исамитдинов изучал деревообделочные ремесла и промыслы Худжанда и его пригородов, Б. Турсунов разработал проблемы семьи и семейной жизни Канибадамского оазиса, М. Файзуллаева исследовала историю малого позднефеодального города Чуста и др.

Результаты научно-исследовательской работы представителей научной школы профессора Н.О. Турсунова широко применяются на лекционных, практических и самостоятельных занятиях студентов вузов, при написании ими курсовых и дипломных работ. Научные достижения нашли отражение в учебниках и учебно-методических пособиях для студентов вузов «История таджикского народа», «Этнография таджикского народа», «Культурология», «Историография», «Источниковедение» и др.

Особая страница в развитии исторической науки в Худжандском государственном университете связана с именем профессора А. Мирбабаева. Он, будучи археологом, был участником совместной советско - афганской экспедиции по изучению бронзового поселения Дашли-3, памятника эпохи неолита и бронзового века Алтын-Депе-10, античных поселений Дилбарджин, Фаррухабад. А. Мирбабаев в составе различных археологических отрядов Таджикистана изучал памятники Кахкахха-1 в Шахристане, замок Чилхуджра, храм огня Октеппа, городище Мугтеппа в Истаравшане, участвовал в раскопках Нуртеппа (вблизи селения Ниджони в Истаравшане), крепость-диз Худжанда. Учёный исследовал ряд археологических памятников Исфары, святыни Худжанда и его пригородов - мавзолей Шейха Маслихатдина Худжанди, мавзолеи (мазары) Ходжа Мохру, Ходжа Бакирган, Ка-юмарс, Шейха Бурхониддина Килича, Бурха Сармасти Вали и др.

А.К. Мирбабаев создал научную школу, представители которой исследовали различные проблемы истории таджикского народа: вклад Абурайхана Беруни в развитие науки (Ю. Бобоев), дипломатические отношения эпохи Тимуридов (М. Каримов), музыкальная культура Худжанда в конце Х1Х-начале ХХ вв. (Б. Саидкаримов), историческая топонимика средневековой Уструшаны (А. Аюбов), история русскоязычного населения Худжанда в конце Х1Х-начале ХХ вв. (О. Махмудов) и др.

Приход в ХГУ имени академика Б. Гафурова известного историка, археолога с мировым именем, крупнейшего специалиста по изучению истории и археологии Северного Таджикистана, академика Н. Негматова положил начало деятельности в Худжанде новой научной школы. Н. Негматов с 1954 по 1973 гг. был руководителем археологической группы Северного Таджикистана, а с 1973 по 2007 г. являлся бессменным руководителем Северо-Таджикистанской комплексной археологической экспедиции. В результате Гражданской войны 1992-1997 гг. и экономического кризиса в стране он в 1996 году перебрался в Худжанд и возглавил научный Центр гуманитарных исследований ЮНЕСКО при ХГУ имени академика Б. Гафурова [6, с.4-14]. Он и его ученики начал разрабатывать три научные проблемы: 1) контакты Востока и Запада и феномены ЮНЕСКО; 2) теория культуры ХХ века в Центральной Азии в источниках и письменном наследии; 3) теория и практика урбанизации в Центральной Азии. В течение 1996-2011 гг. научными сотрудниками Центра гуманитарных исследований ЮНЕСКО было издано около 40 монографий, учебников и брошюр [2, с. 552]. Самим Н. Негматовым были опубликованы следующие книги: «История цивилизации Центральной Азии» (в 6 томах, 1994-1996, в соавторстве), «Таджикский феномен: история и теория» (1997), «Давлати точикбунёди Сомониён» (1999), «История таджикского народа. Том II. Эпоха формирования таджикского народа» (1999), «Ис-моили Сомонй. Тавсифи таърихию маънавии шахсият» (2001), «Концепция истории дипломатии таджикского народа» (2004), «Прародина ариев» (2005) и др.

Представители научной школы Н. Негматова исследовали проблемы урбанизации населения среднего течения Сырдарьи в эпоху древности и раннего средневековья (Н. Рахимов), истории материальной культуры Мавераннахра в XI - начале XIII вв. (А. Холики),

вклад Согда и согдийцев в Великий шелковый путь (Т. Мирбобоева), вклад академика Б.Гафурова в развитие востоковедения (Ш. Шарипов), опорные сигналы и обобщенные схемы по истории таджикского народа (В. Воднев), исторические этапы формирования музыкальной культуры таджиков эпохи древности и раннего средневековья (Н. Хакимов).

Важная роль в развитии исторической науки принадлежит также научным школам, возглавляемым профессорами С.А. Абдуллаевым, Х. Холджураевым и Н.Т. Рахимовым.

Ведущие научно-педагогические школы сложились и в области филологии. Наиболее известную научную школу в сфере литературоведения возглавлял доктор филологических наук, профессор Абдуманнон Насриддинов. По мнению его ученика С. Саидова, он отличался широкой эрудицией, интеллигентностью, простотой в обращении, отсутствием высокомерия, добротой и постоянной готовностью протянуть руку помощи ученикам, особенно в трудные минуты жизни (из беседы с канд. филол. наук С.Саидовым, Худжанд, 10 июня 2018 г.) Но, в то же время, профессор А. Насриддинов был строг и требователен к ученикам, последовательным и настойчивым преподавателем, дальновидным в деле организации процесса обучения и подготовки кадров в сфере языкознания и литературоведения [4, с. 346].

Профессор А. Насриддинов вел научные исследования по широкому кругу проблем литературоведения и языкознания. Научные разработки посвятил раскрытию проблем исторической и современной лексикологии, морфологии и синтаксиса, изучению вопросов лексикографии, герменевтики, текстологии и других проблем литературоведения [10, с. 63-68]. Он является автором более 400 научных трудов.

А Насриддинов внес большой вклад в написание учебников и учебно-методических пособий для студентов вузов. Он является автором учебников «Таърихи адабиети форсу точик дар асрдои ХЬХП» («История таджикско-персидской литературы ХЬХП вв.»), «Таърихи адабиети форсу точик дар асрдои ХГУ-ХУ» («История персидско-таджикской литературы Х^-ХУ вв.»), «Назмшиносй» («Поэтика») и ряда учебных пособий [10, с. 67].

Он является основателем научного кружка «Ганчи сухан» (функционирует с 15 апреля 2004 г.), на заседаниях которого ежемесячно обсуждаются важнейшие проблемы филологической науки и новинки в области литературы и искусства.

А. Насриддинов считается основателем ведущей научной школы в области литературоведения. С 1991 по 2010 г. им были подготовлены около 30 кандидатов наук в области филологии. Представители этой научной школы в частности исследовали словари персидского языка ХЬХ^ вв. в контексте литературной критики (С. Саидов), особенности лексикографии «Бахори борон» - комментария к «Гулистану» Мухаммада Гиясуддина Ромпу-ри (М. Урунова), характеристики систематизации словарей в таджикско-персидской поэзии (Ш. Таджибаев), особенности лексикографии словарей С. Айни (М. Ахмедов), литературно-текстологические свойства словаря «Шарафномаи Маняри» (Ш. Рустамов), особенности таджикско-персидской лексикологии второй половины ХК-нач. ХХ вв. на примере «Фархднги Низом» (М. Сатторова), метод изложения формы и содержания слов в словарях ХУП века (Ф. Гиясова), «Шарх,и касоиди Х,ок,онй» Алави Шодиободи и вопросы художественного просвещения (Т. Келдиеров), анализ поэзии Хафиза в толковании Суди (М. Бо-боева) и др. [4, с. 347-348].

Доктор филологических наук, профессор Матлюба Ходжаева является основателем научной школы по литературоведению и совместно с учениками осуществляет исследования по следующим направлениям: 1) изучение деятельности и творчества женщин-

литераторов; 2) исследование таджикской литературы XIX века (по материалам сохранившихся тезкире- антологий).

Ученики М. Ходжаевой с успехом развили следующие проблемы литературоведения: состояние таджикской литературы 20-30-х гг. ХХ в. на примере творчества Лутфулло Бу-зургзода (С. Аъзамзод), художественные достоинства поэзии Фарзоны (Т. Бобоева), особенности творчества поэтессы Нодирабегим (Д. Ваххоб-заде), образ женщины в «Шахна-ме» Абулькасима Фирдоуси (Д. Хасанова), эволюция жанра мемуаров на примере творчества Садри Зиё (У. Коситова), возникновение и эволюция таджикско-персидской литературы в Кашгаре (Н. Муроди), формирование общественно-политической поэзии в период независимости Таджикистана (С. Хакимова), значение «Тазкират уш-шуаро» Хашмата (И. Эшонзода), Фазли Намангони и его «Тазкира» (Э. Раджабов) и др.

К числу наиболее известных локальных научных школ в области лингвистики относится школа, руководимая лауреатом Государственной премии имени Абуали ибн Сино в области науки и техники, доктором филологических наук, профессором Фарходом Коби-ловичем Зикриеевым [8, с. 110]. Он исследовал актуальные научные проблемы языкознания: структурно-семантические особенности сложносочиненных предложений в современном таджикском литературном языке, структурно-семантические особенности таджикского паратаксиса, вопросы фразеологии и синтаксиса простых предложений, особенности сложных предложений в грамматике современного таджикского литературного языка, особенности синтаксиса и морфологии языка письменного наследия средневековых таджикских авторов, особенности употребления послелога -га в таджикско-персидских таф-сира XV-XVII вв., вопросы лексикологии, билингвизма, фразеологии, синтаксиса, диалектологии, методики преподавания таджикского языка в средних и высших учебных заведениях и др. [5, с. 6-16; 9, с. 98-107; 12, с. 21-24].

Профессор Ф.К. Зикриёев является автором более 150 научных трудов, куда вошли монографии, учебники, учебно-методические пособия, произведения в виде научно-популярных статей, в т.ч. академический трехтомник «Грамматикаи забони адабии точик» («Грамматика таджикского литературного языка»), за который он был удостоен Государственной премии имени Абуали ибн Сино в области науки и техники (2007). В монографии «Структурно-семантические особенности таджикского паратаксиса» учёный всесторонне исследовал сложноподчиненные предложения, выявил в них около 20 видов грамматической, фонетической и логической связи, показал выражение различных семантических оттенков структурными частями предложений. Впервые в таджикском языкознании он привел множество примеров из прозаических и поэтических произведений [12, с. 2122].

Профессор Ф.К. Зикриёев подготовил около 20 кандидатов наук, которые успешно ведут научные исследования различных проблем лингвистики и плодотворно работают в учебных и научных учреждениях республики.

Представители научной школы Ф.К. Зикриёева исследовали следующие проблемы языкознания: конструктивно-семантические особенности и функциональная перспектива простого повествовательного предложения современного таджикского литературного языка (М.А. Каримова), полипредикативные сложносочиненные предложения в современном таджикском литературном языке (С. Кенджаев), лексика ювелирного и медного мастерства в таджикском языке (по материалам лексики худжандских и уратюбинских мастеров) (Б. Розиков), лингвистическое исследование таджикских и русских антропонимов в сравни-

тельно-сопоставительном плане (Д.Д. Мирзоева), сопоставительный анализ категории модальности в таджикском и английском языках (Ф.Х. Насырова), сложное синтаксическое целое в таджикском языке (М.Р. Набиджанова), структурные и языковые особенности текстов СМИ (С.О. Каримова), эллипсис в таджикском литературном языке (Х.М. Олимова), лексика и фразеология говора таджиков Андарака (С.В. Узбеков), язык и стиль научных текстов на таджикском литературном языке (М.А. Атомуллоева) и др.

Таким образом, следует констатировать, что научные школы являются хранителями лучших научных традиций вузов, но их создание и развитие - очень трудное дело. Для этого приходится преодолеть очень сложный и долгий процесс. Именно научные школы передают другим научным коллективам через своих представителей лучшие традиции подготовки кадров с учеными степенями.

Необходимо бережно относиться к научным школам вузов, ибо от них зависит дальнейшее развитие фундаментальной науки, разработка и внедрение новых оригинальных методик преподавания учебных дисциплин, подготовка научно-педагогических кадров и в целом научно-технический прогресс страны. В вузах Худжанда научные школы функционируют в виде неформальных научных объединений, которые разрабатывают определенную научную идею.

Список использованной литературы:

1. Аронов, Д. К проблеме определения понятия «научная (научно-педагогическая) школа» /Д. Аронов, В. Садков// А1тата1вт (Вестник высшей школы). - 2003. - № 6. - С. 8-13.

2. Бобокалонов А., Холцураев X,., Шарипов Ш. Хаштод зинаи камолот. -Хуцанд: Нури маърифат. 2012. - 660 с.

3. Грезнева, О. Научные школы: принципы классификации / О. Грезнева // Высшее образование в России. - 2004. - № 5. -С. 42-48.

4. Гиесов Н. Нацши профессор Абдуманнони Насриддин дар рушди уавзаи илмии Хуцанд//Офтоби маърифат. -Хуцанд: Ношир, 2015. - С. 345-351.

5. Косимова М.Н., Xасанов А. Олими омил ва нсони комил//Гулчини накуии дуне. -Хуцанд: Ношир, 2017. -С.6-16.

6. Набиев В. Академик Нуъмон Неъматов - муаррих ва бостоншиноси барцастаи тоцик//Дастпарварони номдори донишгоу: академик Нуъмон Неъматов. -Хуцанд, 2012. - С.4-14

7. Нури хирад (Мацмуаи мацолауо роцеъ ба зиндагинома дар китобномаи Зикриеев Фаруод Кобилович).-Душанбе, 2010.-110 с.

8. Олимцонов М. Табъи салим фазл аст, ирси падар набошад (е худ руцуъ ба сауми профессор Фаруод Зикриеев дар тауцици синтаксис). //Гулчини накуии дунё. -Хуцанд: Ношир, 2017. -С.98-107.

9. Турсунов Назирджон (Библиографический очерк). - Худжанд, 2012. -296 с.

10. Гайдаров Гафур Х,айдарович //Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б. Гафуров. Комуси мухтасар. - Хуцанд: Нури маърифат, 2007. -С.481-482.

11. X'асанов А. ...Сар бурун оварду бар вазъи цауон хандиду рафт//Офтоби маърифат. -Хуцанд: Ношир, 2015. -С.63-68.

12. Юлдошев У. Р. Творческий путь профессора // Нури хирад (Мацмуаи мацолауо роцеъ ба зиндагинома в китобномаи Зикриеев Фаруод Кобилович). - Душанбе, 2010. -С.21-24.

Reference Literature:

1. Aronov D. To the Problem of Definition in Regard to the Concept "scientific (scientific-pedagogical) school" //D. Aronov, V. Sadkov Almamater (Higher School Bulletin). 2003, N:6 -pp. 8-13

2. Bobokalonov A., Kholdjurayev Kh., Sharipov Sh. Eighty Grades of Perfection. - Khujand: Light of Enlightenment. 2012. - 660 pp.

3. Grezneva O. Scientific Schools: Principles of Classification // O. Grezneva // Higher Education in Russia. - 2004, N5. - pp. 42-48

4. Ghiyasov N. I. The Role of Professor Abdumanon Nasriddinov in the Evolution of Khujand Scientific School // Sun of Enlughtenment. - Khujand: Editor, 2017. - pp. 345-351.

5. Kosimova M. N., Hasanov A. The Outstanding Scientist and Out-of-the Rut Man // The Good Will Remain forever. - Khujand: Editor, 2017. - pp. 6-16.

6. Nabiyev V. Academician Numon Negmatov as an Outstanding Tajik Historan and Archeologist // Renowned Alumnai of Higher Schools: Academician Numon Negmatov. -Khujand, 2012. - pp.4-14

7. Light of Wisdom. Collection of Articles Devoted to the Life and Activities of Zikriyoyev Farhod Kobilovich. - Dushanbe. 2010. - 110 pp.

8. Olimjohnov M. The Gift of Working out Sound Self-Sufficient Modus Vivendi non-Inherited from Forefathers (Professor Farhod Zikriyoyev's Contribution into Exploration of Syntax). // The Good will Remain forever. - Khujand: Editor, 2017. -pp. 98-107

9. Tursunov Nazirjohn (Bibliographic Essay) - Khujand, 2012. - 296pp.

10.Khaydarov Ghafur Khaydarovich // Khujand State University named after academician B. Gafurov. Brief Encyclopedia. - Khujand: Light of Enlightenment, 2007. - pp. 481-482

11.Hasanov A. The Life Donated to Science // The Sun of Enlightenment. - Khujand: Editor, 2015. - pp. 63-68.

12. Yuldoshev U. R. Creative Life Road of the Professor // Light of Wisdom. Collection of Articles Devoted to the Life and Activities of Zikriyoyev Farhod Kobilovich. - Dushanbe, 2010. - pp. 21-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.