Научная статья на тему 'Университет в контекстерегиональных задач'

Университет в контекстерегиональных задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА / НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС / АРКТИЧЕСКИЙ ШЕЛЬФ / МОНОПРОФИЛЬНЫЙ ГОРОД / REGIONAL ECONOMY / EDUCATION DIVERSIFICATION / INNOVATIVE PARADIGM / OIL AND GAS COMPLEX / ARCTIC SHELF / MONOCITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цхадая Николай Денисович

В статье рассматривается роль Ухтинского государственного технического университета в экономическом развитии и социокультурной жизни Республики Коми. Представлены основные этапы деятельности университета в последнее десятилетие и ключевые задачи вуза в контексте экономического и социального развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF REGIONAL TASKS

The article reveals the role of Ukhta State Technical University in economic development and sociocultural life of Komi Republic. The article presents the main stages of the university’s activities during the last ten years and its key tasks for promoting social and economic development of the region. The first task is formation of the university complex, and diversification of the range of educational services. The second concerns therealization of the idea of continuing education in accordance with a formula “Ukhta is a university city”. The third taskis closely connected withthe problem of monocities and therole ofthe university in its solving. The fourth is the accomplishment of auniversity project “Ukhta is the fatherland of the first Russian petroleum”.

Текст научной работы на тему «Университет в контекстерегиональных задач»

Из жизни вуза

57

Н.Д. ЦХАДАЯ, профессор, ректор Университет Ухтинский государственный В КОНТеКСТе

техническийуниверси^те^т реГИОНЭЛЬН^!Х 3а|^да.'Ч

В статье рассматривается роль Ухтинского государственного технического университета в экономическом развитии и социокультурной жизни Республики Коми. Представлены основные этапы деятельности университета в последнее десятилетие и ключевые задачи вуза в контексте экономического и социального развития региона.

Ключевые слова: региональная экономика, диверсификация образования, инновационная парадигма, нефтегазовый комплекс, арктический шельф, монопрофильный город

Республику Коми часто называют природной кладовой благодаря уникальным по запасам, разнообразию и качеству минерально-сырьевым ресурсам. Ресурсодобывающая отрасль составляет основу экономики региона. Главная роль в потенциале отрасли (до 97%) принадлежит топливноэнергетическому сырью, она останется доминирующей и в ближайшей перспективе. Природные ресурсы республики представлены промышленными запасами нефти, битумов, природного газа и газового конденсата, коксующихся и энергетических углей Печорского угольного бассейна, горючих сланцев, торфа и древесины. Они имеют решающее значение в обеспечении топливноэнергетического баланса Европейской части России [1].

Традиция промышленной добычи нефти в республике насчитывает 85 лет, добычи газа - более 50. Усиление в экономике региона роли наукоемкого нефтегазового производства требует постоянного повышения качества подготовки соответствующих кадров. Именно потребность нефтегазового комплекса Республики Коми в высококвалифи-

цированных работниках стала в свое время причиной открытия Ухтинского индустриального института. Для Ухтинского государственного технического университета эта задача остается главной.

Значение университета для региона обусловлено спектром трудоустройства его выпускников. Они составляют значительную часть кадрового состава расположенных в Республике Коми дочерних компаний таких гигантов отечественной экономики, как «Газпром», «Транснефть», «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Зарубежнефть». Свыше 65 тысяч наших выпускников всех уровней образования, включая колледж, трудятся в нефтегазовой отрасли Республики Коми, а также на различных предпри-

58

Высшее образование в России • № 10, 2014

ятиях горнорудной, лесной, строительной промышленности. Сотрудничество УГТУ с производством включает в себя также совместные научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы и внедрение разрабатываемых в университете инновационных технологий.

Сегодня Ухта - признанный центр нефтяной и газовой промышленности, плацдарм индустриального освоения печорского Севера, а Ухтинский университет называют северным форпостом российского нефтегазового образования. В состав университета входят три института, три факультета, два филиала, два колледжа, техникум, институт повышения квалификации, работают три диссертационных совета. Контингент студентов очной и заочной форм обучения составляет около 12 тыс. чел., реализуется около трехсот образовательных программ. В университете сложилось 14 научно-педагогических школ, функционирует сеть инновационных учеб-но-методическихи научно-производственных центров, научных институтов. На базе УГТУ формируется инновационный территориальный кластер Республики Коми «Нефтегазовые технологии ».

Если проследить содержание публикаций об университете в различных научных изданиях, в том числе в журнале «Высшее образование в России», можно кратко обозначить основные этапы деятельности УГТУ в последнее десятилетие и ключевые задачи вуза в контексте экономического и социального развития Республики Коми.

Во-первых, это формирование первого в регионе крупного университетского комплекса - в соответствии с мировым трендом в развитии образования, целями и механизмами модернизации отечественного образования, а также политикой Правительства Республики Коми в сфере профессионального образования. Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до 2020 года демонстрирует стремление к диверсификации как в экономике

региона в целом, так и в ресурсодобывающих отраслях. Помимо традиционной для республики индустрии по добыче нефти, газа, угля и леса, идет развитие таких отраслей, как добыча бокситов, добыча и обогащение глинозема, развитие энергетической и транспортной инфраструктуры. Усложнение структуры университетского комплекса, диверсификация спектра образовательных услуг позволяют более гибко реагировать на изменяющийся спрос на рынке труда.

Во-вторых, это реализация культурнопросветительской установки «Ухта - университетский город»,которая акцентировала внимание городской и республиканской общественности на возможности особого образа жизни, сопряженного с идеей непрерывного образования, постоянного духовного и интеллектуального роста.

В-третьих, это осознание проблемы монопрофильных городов, чрезвычайно острая для Республики Коми, и признание определяющей роли университета в ее решении. Университет обеспечивает населению города и республики максимально широкую палитру образовательных траекторий, тем самым закрепляя в Ухте талантливую молодежь и создавая условия для выполнения ею функций важнейшего «опорного» города региона.

Наконец, это инициированный университетом информационно-коммуникационный проект «Ухта - родина первой российской нефти», призванный не просто констатировать конкретный исторический факт, но и создать информационное пространство, в котором бы постоянно актуализировалась роль региона в экономическом развитии России.

«Арктический поворот», соответствующий стратегическим интересам России и открывающий новые перспективы перед региональной экономикой, находит свое воплощение и в ряде проектов УГТУ. Реализация многих из них становится возможной благодаря расширению университет-

Из жизни вуза

59

ского комплекса, в частности, включению в его состав Воркутинского филиала Национального минерально-сырьевого университета «Горный».

Своеобразной кульминацией развития взаимоотношений вуза и региона, свидетельствующей об ихвыходе на новый уровень, стал федеральный конкурс «Кадры для регионов», состоявшийся в 2013 г. Ухтинский государственный технический университет вошел в число его победителей с проектом «Кадры для Республики Коми ». Важнейшим условием самого участия в конкурсе была поддержка со стороны региональной власти. Другим ключевым условием было наличие у университета системы партнерских взаимоотношений с предприятиями-работодателями. Целью проекта «Кадры для Республики Коми» является содействие развитию системы профессионального образования республики в контексте основных модернизаци-онных процессов в современном российском образовании и, соответственно, рассчитанная на долгосрочную перспективу эксклюзивная подготовка высококвалифицированных кадров для обеспечения прорывных направлений деятельности ряда крупнейших предприятий ведущей отрасли экономики региона. Основными концептуальными ориентирами при постановке цели выступили такие приоритеты социальноэкономического развития Республики Коми, как эффективное освоение природных ресурсов, активизация инновационной деятельности, развитие системы кадрового обеспечения экономики[2].

Для достижения указанной цели университет разрабатывает или обновляет ряд уникальных образовательных

программ и программ дополнительного образования, таких как «Освоение ресурсов высоковязких нефтей и битумов», «Сооружение и ремонт газонефтепроводов и газонефтехранилищ», «Проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ», «Надежность газонефтепроводов и газонефтехранилищ », «Сооружение и эксплуатация объектов магистрального транспорта нефти и газа», «Геофизические информационные системы» и «Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых». Все образовательные программы, разрабатываемые и обновляемые в рамках проекта, полностью соответствуют приоритету эффективного освоения природных ресурсов Республики Коми. Их актуальность состоит в подготовке высококвалифицированных кадров, владеющих современными технологиями геологической разведки (в частности, геоинформационными системами), востребованных предприяти-ями-недропользователями Республики Коми, а также предприятиями, предоставляющими геологические и геофизические поисковые услуги для дальнейшей разведки недр Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции.

Будущие специалисты по разработке месторождений высоковязкой нефти суме-

60

Высшее образование в России • № 10, 2014

ют повысить нефтеотдачу на уже эксплуатируемых месторождениях, обеспечить эксплуатацию новых месторождений, а также ликвидируют дефицит высококвалифицированных кадров по данному направлению нефтедобычи в регионе. А специалисты по транспорту нефти и газа с новыми и обновленными наборами компетенций обогатят кадровый потенциал основных нефтетранспортных и газотранспортных предприятий региона: ООО «Газпром Трансгаз Ухта» и ОАО «Северные магистральные нефтепроводы», - от качества работы которых в очень высокой степени зависит эффективность использования природных ресурсов в Республике Коми.

Важное обстоятельство: одна из основных образовательных программ разрабатывается как программа прикладного бакалавриата, а еще одна - как программа технологической магистратуры. Это совершенно новые виды образовательных программ; для них еще фактически отсутствуют четко прописанные стандарты. Однако ключевая идея вполне понятна и не вызывает возражений: процесс диверсификации образования предполагает появление программ, узкосфокусированных на актуальных производственных потребностях. Вузы должны быть готовы к выпуску штучных специалистов, ориентированных на конкретные значимые задачи конкретных предприятий в конкретных регионах.

На повышение качества подготовки кадров для региона, на интенсивное развитие экономики республики направлено и усиление научно-инновационной составляющей деятельности университета. Все научно-педагогические школы УГТУ так или иначе концентрируются вокруг наукоемких проблем нефтегазового комплекса. Подготовка профессорско-преподавательского состава подкрепляется работой трех докторских диссертационных советов. Ежегодный объем научно-исследовательских работ университета в последние пять лет составлял в среднем более 50 млн. руб. Ра-

зумеется, основные из них выполнены по заказам предприятий, действующих в минерально-сырьевом секторе экономики Республики Коми.

Динамично развивается инновационное окружение вуза, которое включает в себя девять научно-инновационных центров («Диагностика и неразрушающий контроль нефтегазопромыслового оборудования»; «Разработка технологии комплексной утилизации углесодержащих и полимерных отходов в восточной части Баренц-регио-на»; «Физико-математическое моделирование в нефтегазовой отрасли»; «Новые технологии разведки и разработки месторождений нефти и газа и нефтегазотранспортных систем »; «Испытательная лаборатория строительных материалов и грунтов » и другие), множество учебно- и научно-производственных центров(учебно-методичес-кий центр охраны труда, региональный центр энергосбережения, научно-технический центр «Техника и технология бурения скважин», региональный центр экспертизы безопасности производств и объектов нефтяной и газовой промышленности, центр научно-технического и научно-производственного предпринимательства и др.), а также малых инновационных предприятий. Эти центры включены в структуру бизнес-инкубатора при УГТУ - первого в Ухте.

Нельзя обойти вниманием и социальнокультурную деятельность вуза, которая играет заметную роль в жизни региона. Университет ежегодно проводит целый ряд крупных мероприятий по всем направлениям деятельности, в том числе научные форумы всероссийского и международного уровней (Международная молодёжная научная конференция «Севергеоэкотех»; Межрегиональная гуманитарная молодёжная научная конференция «Коммуникация. Общество. Духовность »; международный научный семинар «Рассохинские чтения»; межрегиональная научно-техническая конференция «Проблемы разработки и эксп-

Из жизни вуза

61

луатации месторождений высоковязких нефтей и битумов »), многочисленные культурные и спортивные мероприятия, такие как республиканский слет студенческих трудовых отрядов, открытый Коми-респуб-ликанский фестиваль авторской песни, чемпионат по спортивным бальным танцам «Российский студенческий бал», фестиваль танцевальных искусств «Dance Integration», спартакиада нефтегазовых вузов России и стран СНГ, открытый чемпионат и первенство РК по лыжным гонкам на призы участника Олимпийских игр, выпускника УГТУ Ивана Пронина, мемориал памяти Г.В. Рассохина по дзюдо и многие другие.

Особое место в ряду университетских мероприятий занимают Республиканский молодежный инновационный конвент «Молодежь - будущему Республики Коми » и Межрегиональный молодежный образовательный форум «Инноватика: Крохаль». Оба мероприятия, уже четыре раза проведенные на базе УГТУ, стали для республики важнейшими событиями в сфере молодежной политики.

Инновационный конвент - место встречи уже состоявшихся и начинающих специалистов, площадка для обмена опытом и заключения контрактов. Он предоставляет молодым исследователям Республики Коми уникальную возможность для демонстрации инновационных проектов и разработок. В конвенте принимают участие студенты средних и высших образовательных учреждений, аспиранты и молодые ученые вузов и ведущих предприятий республики. В рамках Конвента ежегодно проходят выставка-презентация и конкурс инновационных проектов и научных разработок молодежи, отборочный тур проектов по программе «УМНИК» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, организуются различные дискуссионные площадки, онлайн-лекции с привлечением представителей науки, бизнеса и органов исполнительной власти Республики

Коми, круглые столы с участием экспертов из регионов РФ.

Межрегиональный образовательный форум «Инноватика: Крохаль» проводится по образцу Всероссийского молодежного форума «Селигер ». Он проходит в местечке Крохаль под Ухтой, на учебно-геодезической базе УГТУ. Это главное мероприятие года в республиканском календаре молодежных мероприятий. «Инноватика» объединяет на своей площадке энергичную молодежь: студентов, молодых специалистов и ученых, лидеров и активистов молодежных общественных организаций, движений. Участники едут в Ухту, чтобы получить ценные знания и обменяться опытом. Программа форума направлена на профессиональный рост молодых специалистов и ученых, а также на формирование кадрового потенциала республики. В перспективе организаторы планируют вывести форум на уровень международного.

В 2014 г. в форуме приняли участие более 200 человек из различных городов и муниципалитетов Республики Коми, а также из Москвы, Северодвинска и Калининграда. В его работе участвовали 33 эксперта, в их числе известные спикеры, такие как Леонид Ивашов - генерал-полковник, президент Академии геополитических проблем, доктор исторических наук; Анатолий Вассерман - журналист, многократный победитель интеллектуальных телеигр; Нура-ли Латыпов - журналист, политический и научный консультант; Андрей Борисов -тележурналист первого канала РТ; Александр Селютин - руководитель комитета информатизации и связи РК; Глеб Тюрин -директор Института общественных и гуманитарных инициатив (Архангельск), социальный технолог; Сергей Крекнин - бизнес-тренер; Сергей Мешкело - директор филиала ОАО «МТС» в Сыктывкаре. В рамках форума прошла встреча «без галстуков» с министром образования Республики Коми В.В. Шарковым.

Работа образовательного форума была

62

Высшее образование в России • № 10, 2014

разбита на пять основных площадок: «Кадровый клуб», «Ты предприниматель »,

«Технопарк», «Здоровьесберегающие технологии »(организована в рамках Г ода здоровья в Республике Коми), «Цивилизация Россия». Кроме того, работали две сквозные площадки: «УМНИК»

(Участник молодежного научного инновационного конкурса), в рамках которой инновационные идеи презентовались экспертам Представительства Фонда содействия развитию малых форм предприятий (Центр «Инновация») и «Медиапоток». Сюрпризом для зрителей стала историческая реконструкция «Высадка геологической группы на р. Чибью», которая образно представила гостям историю возникновения Ухты.

Уровень подготовки и проведения форума высоко оценил председатель Государственного Совета Республики Коми И.В. Ковзель. В приветственном слове к

участникам мероприятия он отметил, что Ухта стала родиной не только первой российской нефти, но и межрегионального образовательного форума «Инноватика: Крохаль».

Литература

1. Историко-культурный атлас Республики

Коми. М: Дрофа, 1997. 384 с.

2. Стратегия экономического и социального

развития Республики Коми на период до 2020 года. С. 10. URL: http//nbrkomi.ru >dabook/ 4318

Автор:

ЦХАДАЯ Николай Денисович - д-р техн. наук, профессор, ректор, Ухтинский государственный технический университет, [email protected]

TSHKADAYA N.D. UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF REGIONAL TASKS

Abstract. The article reveals the role of Ukhta State Technical University in economic development and sociocultural life of Komi Republic. The article presents the main stages of the university’s activities during the last ten years and its key tasks for promoting social and economic development of the region. The first task is formation of the university complex, and diversification of the range of educational services. The second concerns the realization of the idea of continuing education in accordance with a formula “Ukhta is a university city”. The third task is closely connected with the problem of monocities and the role of the university in its solving. The fourth is the accomplishment of a university project “Ukhta is the fatherland of the first Russian petroleum”.

Keywords: regional economy, education diversification, innovative paradigm, oil and gas complex, Arctic shelf, monocity

Из жизни вуза

63

References

1. Istoriko-kulturnyj atlas Respubliki Komi [Historical and cultural atlas of Komi Republic]. Moscow:

Drofa Publ., 1997. 384 p.

2. [Strategy of economic and social development of Komi Republic till 2020]. Available at: http//

nbrkomi.ru >dabook/4318 (in Russ.)

Author:

TSKHADAYA Nikolay Denisovich - Dr. Sci. (Technical), Prof., Rector, Ukhta State Technical University, Ukhta, Russia, [email protected]

В.Е. КУЛЕШОВ, доцент, проректор по научной работе и инновационной деятельности

В.А. ЗЫКОВ, доцент, советник директора по научной работе проектного института нефти и газа

О.А. ВОЛКОВА, преподаватель

«Планета Университет»:

инновационная

доминанта

университетской науки

В статье раскрывается стратегия инновационного развития УГТУ. Посредством концептуальной метафоры «Планета Университет» вуз представлен как модель инновационной экономики. Описан процесс становления инновационного территориального кластера «Нефтегазовые технологии», а также бизнес-инкубатора «Родина первой российской нефти - Ухта ».

Ключевые слова: инновации, кластер, бизнес-инкубатор, технопарк, нефтегазовые технологии

Задачи интеграции науки и высшего профессионального образования являются приоритетными для процесса инновационного развития России. В свою очередь, модернизация системы высшего профессионального образования ориентирована на то, чтобы наука стала одной из основных составляющих деятельности вуза. Меняются и требования к научному продукту, который должен не только отвечать запросам современного рынка, но и быть способным занять свое место в инновационном процессе. Наиболее адекватной образовательной структурой для создания инновационного научного продукта является университетский комплекс, поскольку его инфраструктура буквально изоморфна инновационной экономике; по существу, она может рассматриваться как модель инновационной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.