Научная статья на тему 'Университет как сложная саморазвивающаяся система'

Университет как сложная саморазвивающаяся система Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
433
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / ИННОВАЦИИ / СЛОЖНАЯ СИСТЕМА / КРИЗИС В ОБРАЗОВАНИИ / EDUCATION / UNIVERSITY / INNOVATION / COMPLEX SYSTEM / CRISIS IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карташова Анна Александровна

Изучена современная ситуация в российском университетском образовании. Выявлены причины кризисной ситуации в структуре университетов. Кризисное состояние образования рассматривается с философской точки зрения. Проанализированы основные направления для устранения трудностей в образовании. Сделан вывод о том, что университет является сложной саморазвивающейся системой, но это всего лишь промежуточное звено в системе пожизненного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern situation in the Russian university education is studied. The reasons of a crisis situation in structure of universities are established. The crisis state of education is considered from the philosophical point of view. The main directions for elimination of difficulties in education are analysed. The author has made a conclusion that the university is a complex spontaneous system, but it is only an intermediate link in the system of lifelong education.

Текст научной работы на тему «Университет как сложная саморазвивающаяся система»

УДК 007.101.316.502.519.612

УНИВЕРСИТЕТ КАК СЛОЖНАЯ САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

А.А. Карташова

Томский политехнический университет E-mail: anianaumova@mail.ru

Изучена современная ситуация в российском университетском образовании. Выявлены причины кризисной ситуации в структуре университетов. Кризисное состояние образования рассматривается с философской точки зрения. Проанализированы основные направления для устранения трудностей в образовании. Сделан вывод о том, что университет является сложной саморазвивающейся системой, но это всего лишь промежуточное звено в системе пожизненного образования.

Ключевые слова:

Образование, университет, инновации, сложная система, кризис в образовании.

В современном обществе происходит процесс глобализации. Это, с одной стороны, огромные преимущества, а, с другой, - опасность подавления национальных традиций. Особое место в этом процессе принадлежит образованию, которое и позволяет сохранить уникальность своих традиций и гармонично вписаться в процесс всеобщей интеграции, сохранив конкурентоспособность.

В самом образовании происходит процесс экономизации. Теперь образование рассматривается как средство для инновационного развития и обеспечения устойчивости социальной системы государств.

Сегодня уровень образования населения является важнейшим фактором устойчивого развития любой страны. «Сравнительные преимущества стран все меньше и меньше определяются богатством природных ресурсов или дешевой рабочей силой и все больше - техническими инновациями и конкурентным применением знаний... Экономический рост сегодня является в такой же мере процессом накопления знаний, как и процессом накопления капитала» [1. С. 7, 8].

Современное образование представляет собой сложную систему, в которую включены различные подсистемы: каждая из подсистем решает свои задачи и имеет определенную структуру. Университет, на наш взгляд, занимает в этой системе особое положение, так как традиционно именно университет как образовательная система включает в себя такие подсистемы, как организации по дистанционному и непрерывному образованию.

Свою историю университет берет со второй половины V в. до н.э. как один из Европейских центров развития культуры. Говоря об университете, обратимся к Эдгару Морену, французскому философу, социологу и продолжателю традиции европейского рационализма [2].

В одном из своих трудов Э. Морен пишет: «Чтобы уметь соединять и организовывать накопленные знания и тем самым осознать и познать проблемы мира во всей их глубине, необходима реформа мышления. А такая реформа является парадигмальной, но не программной. Это фундаментальный вопрос для науки и образования, поскольку он касается нашей способности организовывать знания» [3. С. 26-96].

Проблема организации знаний особенно актуальна в современном обществе, так как с ростом информации знания дробятся по различным дисциплинам и не дают целостного представления. «Из-за этого становятся невидимыми: Контекст, Глобальное, Многомерное, Сложное» [4. С. 8].

В российском обществе известны благоприятные предпосылки использования этих идей в университетском образовании [5]. Целостное представление формируется за счет инте-

Карташова Анна Александровна, ассистент кафедры социологии, психологии и права Института социально-гуманитарных технологий ТПУ.

E-mail: anianaumova@mail.ru Область научных интересов: философия образования, управление знаниями, образовательная политика России.

грации естественнонаучного и гуманитарного образования в высшей школе [6. С. 31-36]. Укреплению тенденции о создании целостного знания служит формирование философии образования. Она выступает в качестве отдельного ответвления гуманитарной мысли. Также философия образования способствует осознанию и разработке новых методик и подходов между педагогами и философами [7. С. 4]. Развитие этой области приводит к интеграции, сплочению исследователей разных специальностей. А это, в свою очередь, заставляет пересмотреть, переосмыслить содержание и цели образования [8. С. 10].

В настоящее время высшее образование в России характеризуется резким увеличением численности выпускников высших учебных заведений, а финансирование увеличивается несущественно. Наблюдаются диспропорции в специальностях, в частности, резкий рост по специальностям «экономика и управление», «юриспруденция». Постоянно увеличивается платный сектор образования, количество студентов в котором уже равно количеству бюджетных студентов. Оплата за обучение постоянно увеличивается, особенно в крупных городах. Также растет количество вузов как государственных, так и частных. Причем в различных регионах страны до 20 % высших образовательных учреждений работает без лицензии.

Негосударственные вузы практически не занимаются развитием и финансированием науки. В результате, в стране, «которая когда-то была мировым лидером в таких передовых областях науки и техники как теоретическая физика, атомная техника и космические технологии, произошел крах сектора научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок... финансовый кризис, ветшающее оборудование, безработица и высокая заработная плата в других секторах экономики приводят к утечке большого количества научно-исследовательских кадров. из сферы науки и техники» [9. С. 59].

Без постоянных инвестиций образование не сможет должным образом реагировать на запросы рыночной экономики. Таким образом, важная роль в развитии современного образования отводится государству. Поддержка государства необходима особенно в области фундаментальных наук, так как именно они обеспечивают будущие инновационные технологии, которые, в свою очередь, способны значительно повысить производительность труда в масштабах всего общества, а значит качество жизни и, как следствие, снизить имеющуюся социальную напряженность.

В связи с переходом от традиционного к инновационному образованию возникло другое понимание образования, поэтому необходимы и другие критерии оценки его результатов. Оценивая ситуацию в современном образовании, можно сделать вывод о том, что положение в образовании является кризисным. Более ярко картина застоя, кризиса в образовании описана в письме Б.С. Гершунского к Президенту России Б.Н. Ельцину «Образование и будущее: Россия во мгле.» [10. С. 68, 69]. Попытаемся выделить основные причины образовательных проблем.

Первая связана с тем, что переход от индустриальной эпохи к информационной не стал всеобщим. Основная часть профессоров, составляющих костяк преподавательского корпуса наших дней, оказались не готовы к восприятию новых идей и методов в образовании. Поэтому вместо преобразований и модернизации это приводит к усилению консерватизма. Максимум, на что соглашаются «консерваторы поневоле», - это пересмотр содержания программ и курсов [11. С. 60].

Вторая причина связана со снижением общекультурного уровня значительной части преподавателей. Это связано с нехваткой свободного времени и отсутствием возможностей саморазвития и самообразования [12].

Третья причина, отчасти скрывающая суть кризисных явлений в университетском образовании - это внедрение новых методов и форм обучения с использованием современных информационных технологий. Применение этих технологий создает иллюзию модернизации образования, хотя его цели и способы их достижения по существу остаются неизменными [13].

Четвертая причина кризиса в высшем образовании, связана с его массовизацией. Еще, казалось бы, совсем недавно человек, получивший высшее образование, имел на рынке труда неоспоримые конкурентные преимущества просто в силу того, что высшее образование имела относительно небольшая часть трудоспособного населения. Теперь ситуация резко изменилась. В развитых странах высшее образование получает значительная часть населения. Следствием этого процесса стала частичная передача функций среднего образования высшему. Обостряется

проблема выравнивания знаний и умений студентов, пришедших в вуз с существенно разным уровнем подготовки. Затягивается выход молодежи на рынок труда. Стираются различия между элитными и рядовыми университетами.

Общепризнанным является феномен все убыстряющегося обновления знаний практически во всех областях человеческой деятельности. Однако тот факт, что шестилетний цикл получения высшего образования превышает по продолжительности период «полураспада знаний» в большинстве областей, пока не привел к широкому обсуждению коренного вопроса о смысле высшего образования в новых условиях.

Из сказанного выше следует, что, прежде всего, требует пересмотра цель высшего образования. Задача трансляции знаний уже не является актуальной и первостепенной, так как информация постоянно обновляется. Целью университетского образования должно стать формирование у выпускников навыков генерации нового знания в областях, к которым это образование относится. Только в этих условиях университеты смогут справиться с важнейшей социальной задачей: подготовкой интеллектуальной элиты общества, - которую не может решить массовое образование.

Такое переосмысление цели университетского образования заставляет посмотреть на него не как вершину образовательной пирамиды, а как на пусть и очень важное, но, все же, промежуточное звено в системе пожизненного образования (life long learning). В этой системе именно университет занимает центральное место.

Именно образование сейчас находится в центре происходящих изменений в обществе. Образование - это не просто сфера услуг, но и часть культуры, показатель ценностей общества. Также стоит отметить, что в образовательной сфере задействовано большинство населения.

Российские университеты связаны с зарубежными вузами, школами, многими торговыми и промышленными предприятиями, фирмами. Позитивные и негативные последствия вступление России в Болонскую систему еще активно обсуждаются в обществе. Тем более что сам Запад начинает частично отказываться от Болонских идей и принципов.

В связи с массовой глобализацией современного общества по всем сферам жизни: экономической, политической, социальной и духовной, университет обязан сохранить традиции отечественной, западной и восточной культур. Последствия влияния новых ценностей международной интеграции только начинается [14. C. 14-16].

Вариантов для преодоления рассмотренных недостатков современного университета можно предложить много, но мы остановимся на двух основных. Первое - это возможность смены организационной структуры университета. Традиционная факультетско-кафедральная структура вуза давно устарела. Чтобы не тратить силы на разработку новых программ и методических материалов, кафедры как можно дольше пытаются сохранить существующую специальность, даже когда специалисты этого профиля совсем не востребованы в обществе. Выход можно предложить следующий.

Кафедры, конечно, сохранить необходимо. Однако из центров реализации учебных программ они должны превратиться в центры компетенций. Заведующие кафедрами должны объединить преподавателей в создании широкого спектра программ высшего и дополнительного образования. Эти программы должны превратиться в проекты, реализуемые группами преподавателей под руководством директора программ, который приглашает преподавателей с разных кафедр, ориентируясь, прежде всего, на потребности программы. Таким образом, современный университет должен перейти к классической матричной структуре, где заведующие кафедрами и руководители программ находятся на одном уровне управления.

Представления о новой структуре университета весьма понятны. Но как только дело доходит до обсуждения, появляется резкое недовольство со стороны вузовского общества. И это понятно: при такой схеме руководители факультетов и кафедр теряют значительную часть своих властных полномочий. И еще, теперь они должны постоянно искать и привлекать новых преподавателей к разработке проектов. В интеллектуальной сфере одним из ключевых факторов мотивации является работа в продуктивной инновационной среде под руководством сильного лидера. Соответственно лидеры центров компетенций должны быть инициативны, ответственны и трудолюбивы.

Для преодоления накопившихся вузовских проблем одного изменения организационной структуры мало. Сами преподаватели нового времени должны измениться.

Преподаватель должен быть способен к постоянному углублению своих знаний, трансляции этих знаний. Такой человек мобилен, легок на подъем, готов к переменам, ориентирован на разработку новых программ и их активное внедрение в целевые аудитории. Преподаватели должны видеть преимущества такого партнерства. Пока преподаватель, стремящийся к самосовершенствованию, будет уравниваться с коллегой, ориентированным на стабильное извлечение дохода из уже имеющегося у него знания, надеяться на трансформацию вузовской системы бесполезно.

В последнее время становится актуальным употребление термина «инновационное образование». Инновации можно рассматривать как еще один вариант для решения многих образовательных проблем.

Инновации в образовании связаны с изменениями в содержании, структуре, методах и средствах обучения и воспитания. Инновационная деятельность является важнейшим инструментом повышения качества и конкурентоспособности образования.

Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний, в результате активного взаимодействия образования с наукой. Переход российского образования на инновационный путь развития может быть достигнут за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства [14].

Инновационность выступает важнейшей парадигмой современного образования. Происходит пересмотр и обновление программ обучения в сторону стимулирования творческой деятельности студентов, привлечение их к активному участию в научной деятельности.

Новая формирующаяся парадигма образования основана уже не на воспроизводстве готового знания, а на готовности индивида к действию в разнообразных ситуациях.

Одним из новых механизмов государственной инновационной политики является выдвижение важнейших инновационных проектов государственного значения, в реализацию которых активно включаются университеты.

Превращение университетов России в учебно-научно-инновационные комплексы -главная цель инновационного развития России. Взаимосвязь науки, образования и инноваций реализуется на базе крупных университетов, технологических и научных парков, инкубаторов технологий и т. д. Поэтому у преподавателей и студентов появляется возможность участвовать в технологическом развитии наукоемких отраслей. Образования в инновационном вузе должно быть доступно современным научным исследованиям. Должны активно использоваться такие формы обучения, как проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве, в научно -исследовательских организациях. Технологическое оснащение учебного процесса должно соответствовать уровню передовой науки.

Заметим, что описанные проблемы университетов характерны не только для России. И это, в определенном смысле, наш шанс. Если мы не будем соревноваться с ведущими вузами мира, а, осмыслив современную ситуацию, начнем отрабатывать инновационные решения в этой сфере, у нас есть шанс войти в университетскую элиту мира.

Таким образом, университетское образование представляет собой сложную систему, в которой переплетаются интересы различных социальных групп, возникают и решаются проблемы, происходит непрерывное движение и изменения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы / пер. с англ. - М: Изд-во «Весь Мир», 2003. - 232 с.

2. Князева Е. Н. Эдгар Морен в поисках метода познания сложного. Предисловие переводчика // Морен Э. Метод. Природа природы. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 464 с.

3. Морен Э. Образование в будущем: семь неотложных задач // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. - М.: Прогресс-Традиция, 2007. - С. 26-96.

4. Морен Э. Принципы познания сложного в науке XXI века // Вызов познанию: стратегии развития науки в современном мире / отв. ред. Н.К. Удумян. - М.: Наука, 2004. - С. 7-26.

5. Солодова Е.А. Новые модели в системе образования: Синергетический подход / Предисл. Г Г. Малинецкого. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 344 с.

6. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования // Высшее образование в России. - 1994. - № 4. - С. 31-36.

7. Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. ХХ век. - СПб.: РХГИ, 2004. - 520 с.

8. Российское образование в переходный период: программа стабилизации и развития. - М.: Министерство РФ, 1991. - 334 с.

9. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы // Доклад всемирного банка. - М.: Изд-во «Весь Мир», 2003. - 232 с.

10. Образование и будущее: Россия во мгле...: открытое письмо Президенту России Б.Н. Ельцину / Б.С. Гершунский // Школа. - 1995. - № 1. - С. 68-69.

11. Захарова Э.А., Пойзнер Б.Н. Проблема образования и ницшевский идеал самосозидающей личности // Вестн. высшей школы. - 1992. - № 4-6. - С. 32-35.

12. Хабаева И.М., Богомолова О.И. Высшее образование и форма собственности // Социология и социальная антропология / под ред. В.Д. Виноградова, В.В. Козловского. - СПб.: Алетейя, 1997. - С. 271-275.

13. Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Университет как социальное изобретение: рождение, эволюция, неустойчивость. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. - 184 с.

14. Мотрошилова Н.В. Идеи единой Европы: философские традиции и современность. Ч. 1 // Вопр. философии. - 2004. - № 11. - С. 3-18.

15. Асаул А.Н., Карпов Б.М. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики. - СПб.: Гуманистика, 2007. - 280 с.

Поступила 08.04.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.