Научная статья на тему 'Россия и Китай: развитие системы образования'

Россия и Китай: развитие системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1803
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕБНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / МЕНЕДЖМЕНТ / HIGHER EDUCATION / DEVELOPMENT OF EDUCATION SYSTEM / EDUCATIONAL PROGRAMS / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пастухов Александр Львович

В статье предлагается анализ тенденций развития системы образования в России и Китае со сравнительным анализом образовательных программ по подготовке бакалавров Санкт-Петербургского государственного университета по направлению «Менеджмент» и Сюйчжойского университета (КНР). Автором рассматривается возможность использования опыта Сюйчжойского университета по разработке учебных образовательных программ для образовательных учреждений высшего профессионального образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пастухов Александр Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article represents an analysis of the education system evolution in Russia and China combined with the comparative analysis of educational programs of "Management" bachelor preparation at the St.-Petersburg State University of Service and Economy and Xuzhou normal University (People's Republic of China). Author considers possibility of using Taishan University experience in development of training programs for vocational academy institutions in Russia.

Текст научной работы на тему «Россия и Китай: развитие системы образования»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 21 (236). Политические науки. Востоковедение. Вып. 11. С. 89-93.

ВОСТОЧНАЯ ТРАДИЦИЯ И МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

О

А. Л. Пастухов

РОССИЯ И КИТАЙ: РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье предлагается анализ тенденций развития системы образования в России и Китае со сравнительным анализом образовательных программ по подготовке бакалавров Санкт-Петербургского государственного университета по направлению «Менеджмент» и Сюйчжой-ского университета (КНР). Автором рассматривается возможность использования опыта Сюйчжойского университета по разработке учебных образовательных программ для образовательных учреждений высшего профессионального образования в России.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, развитие системы образования, учебные образовательные программы, менеджмент.

Динамичные изменения социально-экономических отношений, задача развития конкурентных преимуществ России в современной мировой экономике требуют серьезной модернизации образования, превращения образования в гибкую саморазвивающуюся систему, адекватно отвечающую на вызовы времени и меняющиеся запросы общества. Образование может стать важной движущей силой, которая способна существенно повысить качество жизни граждан в стратегической перспективе.

Для достижения этого необходимо формирование правовой базы, образование институциональных условий модернизации образования. Также важно отражение конкретных стратегических приоритетов, связанных с тенденциями и возможностями экономического развития России не только в компьютеризации образования, но и прежде всего в модернизации системы управления образованием, в изменении изучаемых дисциплин и их содержания.

В настоящее время, основными документами, задающими целевые ориентиры государ-

ственной образовательной политики в сфере высшего профессионального образования являются «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года» (Постановление от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации») и «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации», одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г. (протокол № 47, раздел I).

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. рассматриваются следующие цели и задачи образования, актуальные для развития системы высшего профессионального образования в настоящее время:

• обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

• организация учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования,

отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

• непрерывность образования в течение всей жизни человека;

• многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание;

• подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий1.

В приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации отмечается, что «в условиях развития экономики знаний предстоит обеспечить условия для формирования национальной инновационной системы, в рамках которой должна быть осуществлена интеграция образования, науки и экономики.

Необходимо создавать механизмы преодоления постоянного отставания системы образования от тех знаний и технологий, на которых строится современное общество.

С целью повышения качества образования необходима реализация образовательной политики, предполагающей дифференциацию системы высшего образования. Это позволит сконцентрировать ресурсы в вузах, обеспечивающих объективно более высокий уровень подготовки кадров.

Общей для всей системы профессионального образования задачей в рамках комплекса мероприятий по повышению качества должны стать разработка с участием работодателей и общественности и внедрение современных методов рейтингования образовательных учреждений профессионального образования.

Таким образом, для повышения качества профессионального образования необходимо:

• установить уровни высшего образования;

• создать условия для инновационного развития системы профессионального образования, интеграции образовательной, научной и практической деятельности;

• разделить вузы на категории, обеспечив уровень финансирования образовательных программ адекватно потребностям современной экономики»2.

Однако фактически современная система образования в России несмотря на прогрессив-

ный характер принимаемых правительством Российской Федерации законов и решений не соответствует реальным потребностям экономики страны, что подтверждают многочисленные опросы работодателей. И по нашему мнению, значительно отстает в этом отношении от системы образования в Китае.

Так, у нас несмотря на разделение вузов по категориям на национальные исследовательские университеты, университеты, академии, институты недавно принятые стандарты третьего поколения остаются едиными для всех учебных заведений высшего профессионального образования. При этом требования стандартов о наличии в образовательных программах обязательных дисциплин, особенно в стандартах подготовки бакалавров, соотношения аудиторных и практических занятий, обязательных часов обучения в неделю, соотношение часов, отведенных на преподавание дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, математического и естественно-научного цикла, профессионального цикла и другие ограничивающие требования стандарта создают значительные сложности при разработке учебного плана и не только лишают маневренности вузовские педагогические коллективы в формировании образовательных программ в соответствии с требованиями работодателей, но и с большим трудом позволяют соблюдать последовательность изучения дисциплин, связанных между собой дисциплинарными связями. Более того, опрос представителей реального сектора экономики об их отношении к содержанию перечня обязательных дисциплин стандарта третьего поколения по направлению «Менеджмент» показал, что многие работодатели не понимают практической целесообразности изучения более половины дисциплин, предлагаемых образовательным стандартом, прежде всего ввиду их общеобразовательной направленности и отсутствия четкой связи с будущими функциональными обязанностями выпускников.

Кстати, Университетский Устав 1863 г., принятый в России, не допускал преподавания одинаковых дисциплин на разных факультетах. И более того, согласно параграфу 23 Главы 3 и параграфу 83 Главы 7 Университетского устава распределение предметов и порядок их преподавания, количество часов, необходимых на изучение определенных дисциплин определялось самими преподавателями и кафедрами с последующим утверждением Совета учебного заведения3.

3500

3000

2500

2000

1500

1000

500

0

Гуманитарный, социальноэкономический цикл

Математический и Профессиональный цикл естественно-научный и спец.дисциплины цикл

□ российский стандарт, часов

□ китайский вариант, часов

Рис. 1. График распределения учебной нагрузки в соответствии с российским образовательным стандартом и учебной программой китайского университета по направлению «Менеджмент» без учета часов самостоятельной работы, иностранного языка и физкультуры

80

70

60

50

40

30

20

10

0

Ей:

□ российский стандарт, дисц.

□ китайский вариант, дисц.

Гуманитарный, Математический и Профессиональный социально- естественно- цикл и

экономический научный цикл спец.дисциплины цикл

Рис. 2. График распределения учебной нагрузки по количеству дисциплин в соответствии с российским образовательным стандартом и учебной программой китайского университета по направлению «Менеджмент»

В Китае учебные программы разрабатываются также каждым учебным заведением высшего образования самостоятельно, исходя из экономической целесообразности и потребностей реального сектора экономики, хотя при этом в учебных программах многих вузов Китая имеются дисциплины, не связанные с будущей профессией студента, но отражаю-

щие национальные традиции и политическую культуру страны. Такая самостоятельность в разработке учебных программ позволяет вузам более гибко менять содержание обучения в зависимости от реальных требований рынка и потребителей.

Сравнивая дисциплины подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент» в Рос-

сии и Китае можно выявить следующие закономерности на примере Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики и Сюйчжойского университета.

1. В образовательной программе СПбГУСЭ по сравнению с китайским университетом отводится примерно в два раза больше часов на дисциплины гуманитарного, социально-экономического цикла, но значительно меньше учебного времени уделяется общепрофессиональным и специальным профессиональным дисциплинам (см. рис. 1). По количеству дисциплин общепрофессиональных и специальных профессиональных дисциплин вариант образовательной программы вуза Китая более чем в два раза превосходит отечественный аналог (см. рис. 2).

При этом следует отметить, что перечень дисциплин гуманитарного, социально-экономического цикла, математического и естественно-научного цикла отечественного образовательного стандарта с дополнениями дисциплин по выбору вуза в основном состоит из дисциплин общеобразовательных, таких, как история, философия, правоведение, русский язык и культура речи, экология, математика.

В то же время следует отметить, что и для образовательной программы Тайшаньского университета характерны такие общеобразовательные дисциплины, как идейно-нвавствен-ное воспитание и основы законодательства, основы марксизма, военная подготовка, военная теория, политология.

2. Дисциплины образовательной программы Сюйчжойского университета имеют четкую направленность, коррелирующую с тенденцией развития экономики Китая, характеризующейся экспортной направленностью. При этом значительную часть профессиональных дисциплин можно разделить на три блока: экономический, торговый и финансовый.

Так в этой программе содержится много экономических дисциплин, таких, как экономическая теория, политическая экономика, экономическая теория социализма, микроэкономика, макроэкономика, экономика общественного сектора, деньги и банковское дело, международная экономика, введение в мировую экономику, экономика труда, новая институциональная экономика, инвестиционная экономика, реальная экономика недвижимости, управленческая экономика, экономическая методология, введение в «Капитал», национальная экономическая статистика, экономическое

прогнозирование.

Значительную часть профессиональных дисциплин занимают дисциплины, связанные с торговлей, такие как: международная торговля, международное коммерческое право, международный расчет, моделирование международной торговли, введение во внешнюю торговлю Китая, технологии международной торговли, таможенная практика, маркетинг, брендинг, товароведение, поведение потребителей, управление взаимоотношениями с клиентами, исследование рыночных цен, исследование рынка и прогноз.

Важным блоком дисциплин является финансово-экономический блок, к которому можно отнести такие дисциплины, как статистика, бухгалтерский учет, международные финансы, центральный банк, финансовый анализ, управление финансовыми рисками, фьючерсы и опционы, ценные бумаги с фиксированным доходом, теория и практика инвестиционнобанковских услуг.

Следует отметить, что хотя значительная часть содержательной информации дисциплин программы китайского образовательного учреждения в том или ином объеме содержится в дисциплинах отечественного образовательного стандарта, но количество часов, отводимых на их изучение суммарно больше.

Таким образом, содержание учебной программы Сюйчжойского университета более четко отражает основные области компетенций, знаний, умений и навыков, востребованных на национальном рынке. И эти три базовых блока знаний: экономика, торговля, финансы коррелирует с тенденциями развития Китая. Соответственно, для повышения эффективности отечественного образования, опираясь на опыт Китая целесообразно:

1) создать институциональные условия для повышения самостоятельности вузов при разработке учебных образовательных программ для обучения бакалавров и специалистов;

2) формировать образовательные стандарты с учетом национальных тенденций и региональной специфики развития экономики России;

3) обеспечить более активное участие потенциальных работодателей в подготовке учебного процесса, в том числе с участием профессиональных сообществ, общества промышленников и предпринимателей, торговопромышленной палаты России в разработке образовательных стандартов и учебных образовательных программ;

4) увеличить количество часов и дисциплин профессионального цикла за счет уменьшения числа общеобразовательных дисциплин.

Примечания

1 См.: Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года : Постановление от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской

Федерации»). иКЬ : http://www.dvgu.ru/umu/ 2акКРМокхт1.Ыт.

2 См.: Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации : одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г. (протокол № 47, раздел I). ИКЬ : http://www.websib. ru/develop/page.php?article=14.

3 См.: Университетский Устав. СПб. : Тип. Го-сафата Огрызко, 1868 С. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.