Научная статья на тему 'Сопоставительный анализ содержания образовательных программ по специальности «Экономика» Кембриджского университета (г. Кембридж, Великобритания) и КамчатГТУ'

Сопоставительный анализ содержания образовательных программ по специальности «Экономика» Кембриджского университета (г. Кембридж, Великобритания) и КамчатГТУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Репринцева Н. И.

Содержание экономического образования в России претерпевает существенные изменения. Настоящее исследование посвящено сопоставительному анализу образовательных программ по специальности «Экономика» Кембриджского университета и КамчатГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Репринцева Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economical education in Russia experiences great changes. The present research is devoted to the comparative analysis of educational programs in Economics of the University of Cambridge and Kamchatka State Technical University.

Текст научной работы на тему «Сопоставительный анализ содержания образовательных программ по специальности «Экономика» Кембриджского университета (г. Кембридж, Великобритания) и КамчатГТУ»

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИКА» КЕМБРИДЖСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (г. КЕМБРИДЖ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ) И КАМЧАТГТУ

Н.И. Репринцева (КамчатГТУ)

Содержание экономического образования в России претерпевает существенные изменения. Настоящее исследование посвящено сопоставительному анализу образовательных программ по специальности «Экономика» Кембриджского университета и КамчатГТУ.

Economical education in Russia experiences great changes. The present research is devoted to the comparative analysis of educational programs in Economics of the University of Cambridge and Kamchatka State Technical University.

Введение

Глобализация современных экономических и социальных процессов обусловливает необходимость вхождения российских вузов в мировое образовательное пространство. Особую актуальность эта проблема приобретает в последние годы по отношению к экономическому образованию. В настоящее время содержание экономического образования в России претерпевает существенные изменения. Они обусловлены, прежде всего, изменением внешней экономической среды предпринимательства, становлением рыночных отношений. Неоценимый опыт в области совершенствования преподавания экономических дисциплин может быть получен в результате изучения и адаптации многолетних (а порой - и многовековых) традиций и современных направлений западноевропейского экономического образования.

Высокие требования, предъявляемые к новому поколению экономистов и менеджеров, вызывают необходимость проведения в университетах всесторонней работы по совершенствованию программ и методов экономической подготовки.

Неоценимая помощь в области формирования новой модели специалиста-экономиста XXI в. может быть получена в результате изучения и адаптации многолетних (а порой - и многовековых) традиций западноевропейского экономического образования.

Среди западноевропейских школ экономического образования одно из ведущих мест принадлежит вузам Великобритании.

Содержание образовательных программ по специальности «Экономика» Кембриджского университета

Итак, настоящее исследование посвящено анализу образовательной программы по специальности «Экономика» (факультет экономики).

Факультет экономики предлагает комплексную учебную программу, включающую в себя три взаимосвязанных курса, по окончании которых присваивается:

- диплом экономиста;

- степень магистра экономики;

- докторская степень.

Каждый курс необходимо проходить отдельно. Однако студенты используют каждый отдельный курс как ступень для следующего этапа обучения. Какой бы курс они ни выбрали, факультет прежде всего оценит знания претендентов по экономике, а затем предложит курс обучения.

Диплом экономиста. Диплом экономиста - это девятимесячный курс (длится с начала октября до конца июня) для студентов со степенью бакалавра, изучавших и не изучавших экономику. По окончании обучения студент получает вторую степень бакалавра в области экономики.

Данный курс преследует две цели.

Во-первых, он дает возможность студентам продолжить обучение в области экономики и впоследствии получить степень магистра экономики.

Во-вторых, диплом экономиста представляет собой дополнительное образование для тех, кто не хочет продолжать обучение, а просто желает расширить свои знания в области экономики.

Необходимым условием для желающих пройти курс обучения является хорошее знание математики.

Учебная программа включает в себя следующие предметы:

- Микроэкономику. Студенты подробно изучают основные принципы микроэкономики, такие как потребительский спрос, теория предприятий, конкурирующие рынки, основы экономической теории благосостояния.

- Макроэкономику. Студенты изучают экономику в целом, получают системные знания в области инфляции, изменения производительности, безработицы, финансовых дефицитов и экономического роста. При прохождении курса особое внимание уделяется связи между макроэкономикой и микроэкономикой.

- Эконометрику. Студенты сопоставляют изученную теорию с данными наблюдения. Они получают общее представление о модели регрессии, временном ряде, постоянных и переменных величинах. Неотъемлемой частью обучения является практическое применение методов эконометрики [2, 5].

Степень магистра экономики. Факультет предлагает два варианта получения степени магистра:

- вариант А (для тех, кто не желает в дальнейшем получить докторскую степень) - обучение начинается с середины сентября и длится до конца июля;

- вариант В (для тех, кто желает в дальнейшем продолжить обучение и получить докторскую степень) - обучение проходит с середины сентября до конца августа.

В процессе обучения особый акцент делается на технический анализ и способность анализировать формальные экономические модели. Студенты должны обладать хорошими знаниями

в области математики и статистики.

Вариант А получения степени магистра (для студентов, которые не намерены впоследствии получить докторскую степень) предполагает:

1. Обязательные предметы:

Трехнедельные подготовительные курсы по математике и статистике с середины сентября до начала октября. Они включают линейную алгебру, статистику, дифференциальные уравнения и уравнения в конечных разностях.

S100 Микроэкономика I (40 часов лекций + аудиторные занятия + экзамен) включает теорию производства и потребления, общую теорию равновесия, теорию игры, контракт, промышленные организации.

S200 Макроэкономика I (40 часов лекций + аудиторные занятия + экзамен). Курс предполагает изучение принципов современной макроэкономики и включает методы динамической организации, совокупность моделей спроса-предложения, поведения потребителей, безработицу и зарплату, финансовую политику и т. п.

S300 Эконометрика I (40 часов лекций + аудиторные занятия + экзамен). Цель курса -изучение теории эконометрики на высшем уровне и ее практическое применение. Эконометрика включает в себя линейную модель регрессии, введение в теорию вероятностей, модели одномерного временного ряда, компьютерные программы и их применение и т. д.

2. Специализированные предметы (на них отводится 40 часов лекций или семинарских занятий + экзамен либо экзамен и эссе):

S110 Микроэкономика II основана на микроэкономике I и предполагает более продвинутое изучение основных концепций теории микроэкономики.

S130 Раздел экономической теории нацелен на изучение пограничных областей экономической теории и предназначен для использования теоретических знаний при решении конкретных проблем.

S140 Промышленное предприятие. Данный курс предполагает приобретение теоретических и эмпирических навыков для анализа стратегического поведения компаний, а также получение знаний о структуре промышленных предприятий, их благосостоянии. Курс обучения основан на трех модулях:

1) стратегическое поведение и рыночная структура;

2) новейшие технологии эмпирического анализа структуры промышленных предприятий;

3) система предприятий и регулирование.

S210 Макроэкономика II предполагает более тщательное изучение основных положений и методов анализа макроэкономики I.

S220 Разделы макроэкономики. Этот курс нацелен на более глубокое понимание последних достижений макроэкономики и готовит студентов к исследовательской деятельности. Курс построен на макроэкономике I и эконометрике I и не требует изучения макроэкономики II и эконометрики II. Он включает:

1) изучение политики макроэкономики;

2) изучение влияния международных финансов;

3) эмпирическое изучение экономического роста.

S310 Эконометрика II построена на эконометрике I и включает финансовую эконометрику, микроэконометрику.

S403 Ценообразование на рынке ценных бумаг включает риск, нерасположенность к риску и увеличение риска; цены, установленные государством и метод нейтрального отношения к рынку.

S500 Развитие экономики - курс, предполагающий изучение целей развития, мировой экономики, теории роста, технического прогресса и распределения прибыли, развития сельского хозяйства и т. п.

S504 Экономика бедных стран.

S610 Британская индустриализация.

S620 Вопросы истории макроэкономики.

S650 Философские проблемы экономики. Данный курс предполагает рассуждения о моральном и общественном, рациональном и теоретическом выборе, о счастье и благосостоянии, ответственности, правах и справедливости, свободе и равенстве.

S660 Методология экономики состоит из двух частей:

1) философские основания науки;

2) изучение новейших достижений, направлений и разногласий в экономической методологии.

S750 Вопросы эмпирической микроэкономики: программная оценка, экспериментирование

в экономике, эмпирические модели обеспечения рабочей силой, структурная оценка моделей эмпирического цикла и т. п.

S760 Экономика систем. Данный курс определяется тем, что выбор человека формируется благодаря его взаимоотношению с другими людьми.

S770 Поведенческая экономика включает теорию рационального принятия решений и предлагает альтернативу современной теории поведения.

3. Диссертацию. В течение второго семестра студент, выбравший вариант А получения степени магистра, должен начать написание диссертации (максимальный объем - 10 000 слов). Тема диссертации определяется основным или специализированным предметом и должна быть одобрена факультетом. Во втором и третьем семестрах студент встречается с научным руководителем и обсуждает название темы, библиографию, использование необходимой информации

и методов анализа, план диссертации. После письменных экзаменов в третьем семестре студент должен полностью сконцентрироваться на диссертации, причем научный руководитель может внести поправки до конца июня. Дальнейшие три недели в июле студент дописывает свою диссертацию и представляет ее к защите [3, 5].

Вариант В получения степени магистра экономики предназначен для тех студентов, которые намерены получить в дальнейшем докторскую степень, и включает:

1. Обязательные предметы:

Трехнедельные подготовительные курсы по математике и статистике с середины сентября до начала октября. Они включают линейную алгебру, статистику, дифференциальные уравнения и уравнения в конечных разностях.

S100 Микроэкономика I (40 часов лекций + аудиторные занятия + экзамен) включает теорию производства и потребления, общую теорию равновесия, теорию игры, контракт, промышленные организации.

S200 Макроэкономика I (40 часов лекций + аудиторные занятия + экзамен). Курс предполагает изучение принципов современной макроэкономики и включает методы динамической организации, совокупность моделей спроса-предложения, поведения потребителей, безработицу и зарплату, финансовую политику и т.п.

S300 Эконометрика I (40 часов лекций + аудиторные занятия + экзамен). Цель курса -изучение теории эконометрики на высшем уровне и ее практическое применение. Эконометрика включает в себя линейную модель регрессии, введение в теорию вероятностей, модели одномерного временного ряда, компьютерные программы и их применение и т. д.

2. Дополнительные предметы:

1) два или три продвинутых курса (микроэкономика II, макроэкономика II и эконометрика II):

S110 Микроэкономика II (20 часов лекций + аудиторные занятия + экзамен) основана на

микроэкономике I и предлагает более продвинутое изучение основных концепций теории экономики.

S210 Макроэкономика II (20 часов лекций + аудиторные занятия + экзамен) предполагает более тщательное изучение основных положений и методов анализа макроэкономики I.

S310 Эконометрика II (20 часов лекций + аудиторные занятия + экзамен) построена на эконометрике I и предполагает продвинутое изучение финансовой эконометрики, микроэконометрики.

2) любой специализированный предмет из представленных ниже

Специализированные предметы (на них отводится 40 часов лекций или семинарских занятий + экзамен либо экзамен и эссе).

S110 Микроэкономика II основана на микроэкономике I и предполагает более продвинутое изучение основных концепций теории микроэкономики.

S130 Раздел экономической теории нацелен на изучение пограничных областей экономической теории и предназначен для использования теоретических знаний при решении конкретных проблем.

S140 Промышленное предприятие. Данный курс предполагает приобретение теоретических и эмпирических навыков для анализа стратегического поведения компаний, а также получение знаний о структуре промышленных предприятий, их благосостоянии. Курс обучения основан на трех модулях:

1) стратегическое поведение и рыночная структура;

2) новейшие технологии эмпирического анализа структуры промышленных предприятий;

3) система предприятий и регулирование.

S210 Макроэкономика II предполагает более тщательное изучение основных положений и методов анализа макроэкономики I.

S220 Разделы макроэкономики. Этот курс нацелен на более глубокое понимание последних достижений макроэкономики и готовит студентов к исследовательской деятельности. Курс построен на макроэкономике I и эконометрике I и не требует изучения макроэкономики II и эконометрики II. Он включает:

1) изучение политики макроэкономики;

2) изучение влияния международных финансов;

3) эмпирическое изучение экономического роста.

S310 Эконометрика II построена на эконометрике I и включает финансовую эконометрику, микроэконометрику.

S403 Ценообразование на рынке ценных бумаг включает риск, нерасположенность к риску и увеличение риска; цены, установленные государством и метод нейтрального отношения к рынку.

S500 Развитие экономики - курс, предполагающий изучение целей развития, мировой экономики, теории роста, технического прогресса и распределения прибыли, развития сельского хозяйства и т. п.

S504 Экономика бедных стран.

S610 Британская индустриализация.

S620 Вопросы истории макроэкономики.

S650 Философские проблемы экономики. Данный курс предполагает рассуждения о моральном и общественном, рациональном и теоретическом выборе, о счастье и благосостоянии, ответственности, правах и справедливости, свободе и равенстве.

S660 Методология экономики состоит из двух частей:

1) философские основания науки;

2) изучение новейших достижений, направлений и разногласий в экономической методологии.

S750 Вопросы эмпирической микроэкономики: программная оценка, экспериментирование

в экономике, эмпирические модели обеспечения рабочей силой, структурная оценка моделей эмпирического цикла и т. п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S760 Экономика систем. Данный курс определяется тем, что выбор человека формируется благодаря его взаимоотношению с другими людьми.

S770 Поведенческая экономика включает теорию рационального принятия решений и предлагает альтернативу современной теории поведения [3, 5].

3. Диссертацию. Во втором семестре каждый студент, выбравший вариант В получения степени магистра экономики, прикрепляется к научному руководителю и должен начать написание диссертации (ее максимальный объем составляет 10 000 слов). Тема диссертации должна быть тесно связана с предметом исследования на соискание докторской степени и одобрена факультетом. Во втором и третьем семестрах студент встречается с научным руководителем и обсуждает с ним название темы, библиографию, использование необходимых данных и методов исследования, план диссертации.

После сдачи письменных экзаменов в третьем семестре студент должен полностью сконцентрироваться на диссертации. Диссертацию необходимо представить к защите к концу августа.

Докторская степень - программа обучения. Факультет ежегодно присуждает 15 докторских степеней аспирантам, которые провели оригинальное научное исследование на высшем уровне за период в три года. Основным требованием для получения докторской степени является наличие степени магистра.

Прием аспирантов осуществляется в начале октября.

Первый год исследовательской деятельности. После зачисления аспирантов обычно регистрируют на получение сертификата о послевузовском образовании по экономике. В первый год исследовательской деятельности аспирант должен выполнить основную часть работы и написать 1/3 часть диссертации.

Сертификат о послевузовском образовании по экономике включает четыре составляющие:

1. Изучение основных методов исследования (включает прохождение курса «Как изучать экономику»).

2. Продвинутую курсовую работу (минимум 80 часов). Она может включать в себя изучение специализированных предметов, необходимых для получения степени магистра, докторской степени, а также предметов, одобренных Комитетом высшего образования (продвинутый курс экономической теории, эконометрики II, макроэкономики, экономические методы вычисления).

3. Написание диссертации (максимальный объем 20 000 слов).

4. Посещение семинаров по исследовательской деятельности, на которых аспиранты представляют свою собственную работу и информацию из исследуемых литературных источников, а также семинаров, которые проводятся преподавателями факультета и приходящими преподавателями.

Второй и третий годы исследовательской деятельности. Аспирант концентрируется на написании своей диссертации. Он имеет возможность представить свою работу на семинарах, посвященных исследовательской деятельности [4, 5].

Сопоставление содержания дисциплин по специальности «Экономика»

в Кембридже и КамчатГТУ

Факультет «Экономика и управление» Камчатского государственного технического университета предлагает студентам широкий спектр специальностей. В рамках настоящего исследования рассмотрим содержание образовательных программ специальностей: «Экономика и управление на предприятии (рыбной отрасли)» и «Экономика» и сопоставим их с содержанием дисциплин университета Кембриджа.

Курс обучения по направлению «Экономика» длится четыре года, и по его окончании студенты получают степень бакалавра. Студенты, обучающиеся в Кембридже, также могут получить степень бакалавра, и в этом проявляется сходство с КамчатГТУ. Курс обучения по направлению «Экономика и управление на предприятии (рыбной отрасли)» длится пять лет, и по его окончании студентам присваивается квалификация «специалист». Подобная квалификация не присваивается студентам Кембриджа, выбравшим направление «Экономика», однако они могут получить степень магистра экономики, проучившись в течение одного года после получения степени бакалавра. В настоящее время в КамчатГТУ не действует магистратура, но, возможно, через некоторое время студентам представится возможность получать степень магистра.

Итак, учебная программа специальности «Экономика» (курс обучения - четыре года) в КамчатГТУ предусматривает изучение следующих дисциплин:

1. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины:

- Иностранный язык (340 часов: 190 часов аудиторных занятий + 139 часов самостоятельной работы + 24 часа на экзамены + 13 часов на зачеты + текущие консультации и консультации перед экзаменом);

- Физическая культура (408 часов: аудиторные занятия + зачеты);

- Отечественная история (102 часа: 54 часа аудиторных занятий + 44 часа самостоятельной работы + 4 часа текущих консультаций + 2 часа на экзамен);

- Культурология (34 часа: 17 часов аудиторных занятий + 16 часов самостоятельной работы + 1 час текущих консультаций + 4 часа на зачет);

- Политология (67 часов: 34 часа аудиторных занятий + 30 часов самостоятельной работы + 3 часа текущих консультаций + 5 часов на зачеты);

- Правоведение (68 часов: 34 часа аудиторных занятий + 31 час самостоятельной работы + 3 часа текущих консультаций + 4 часа на зачеты);

- Психология и педагогика (50 часов: 34 часа аудиторных занятий + 15 часов

самостоятельной работы + зачеты);

- Русский язык и культура речи (35 часов: 18 часов аудиторных занятий + 16 часов самостоятельной работы + 1 час на зачеты);

- Социология (64 часа: 34 часа аудиторных занятий + 28 часов самостоятельной работы + 2 часа текущих консультаций + 4 часа на зачеты);

- Философия (92 часа: 51 час аудиторных занятий + 38 часов самостоятельной работы + 3 часа текущих консультаций + 3 часа на экзамен);

- Деловой английский язык (160 часов: 68 часов аудиторных занятий + 84 часа самостоятельной работы + 8 часов текущих консультаций + 7 часов на зачеты);

- История экономических учений (110 часов: 51 час аудиторных занятий + 54 часа самостоятельной работы + 5 часов текущих консультаций + 3 часа на экзамен).

2. Дисциплины по выбору:

- Административное право (90 часов: 34 часа аудиторных занятий + 51 час самостоятельной работы + 5 часов текущих консультаций + 5 часов на зачеты);

- Трудовое право (90 часов: 34 часа аудиторных занятий + 51 час самостоятельной работы + 5 часов текущих консультаций + 5 часов на зачеты);

- Социальная психология (90 часов: 36 часов аудиторных занятий + 50 часов

самостоятельной работы + 4 часа текущих консультаций + 2 часа на зачеты);

- Психология труда (90 часов: 36 часов аудиторных занятий + 50 часов самостоятельной работы + 4 часа текущих консультаций + 2 часа на зачеты);

- Экономическая география и природопользование (90 часов: 34 часа аудиторных занятий + 51 час самостоятельной работы + 5 часов текущих консультаций + 1 час на экзамены);

- История экономики (90 часов: 34 часа аудиторных занятий + 51 час самостоятельной работы + 5 часов текущих консультаций + 1 час на экзамены);

- Безопасность жизнедеятельности (75 часов: 34 часа аудиторных занятий + 38 часов самостоятельной работы + 3 часа текущих консультаций + 4 часа на зачеты);

- Математическая статистика (75 часов: 34 часа аудиторных занятий + 38 часов

самостоятельной работы + 3 часа текущих консультаций + 4 часа на зачеты).

3. Цикл общематематических и естественнонаучных дисциплин:

- Математика (850 часов: 408 часов аудиторных занятий + 402 часа самостоятельной работы + 40 часов текущих консультаций + 13 часов на зачеты и 24 часа на экзамены);

- Информатика (300 часов: 140 часов аудиторных занятий + 146 часов самостоятельной работы + 14 часов текущих консультаций + 2 часа на зачеты и 3 часа на экзамены);

- Концепции современного естествознания (100 часов: 51 час аудиторных занятий + 45 часов самостоятельной работы + 4 часа текущих консультаций + 4 часа на зачеты);

- Экология (75 часов: 34 часа аудиторных занятий + 38 часов самостоятельной работы + 3 часа текущих консультаций + 1 час на зачеты).

4. Цикл дисциплин направления:

- Микроэкономика (225 часов: 102 часа аудиторных занятий + 112 часов самостоятельной работы + 11 часов текущих консультаций + 1 час на экзамены);

- Макроэкономика (225 часов: 108 часов аудиторных занятий + 107 часов самостоятельной работы + 10 часов текущих консультаций + 2 часа на экзамены);

- Эконометрика (170 часов: 85 часов аудиторных занятий + 78 часов самостоятельной работы + 7 часов текущих консультаций + 5 часов на зачеты);

- Статистика (200 часов: 102 часа аудиторных занятий + 90 часов самостоятельной работы + 8 часов текущих консультаций + 45 часов на экзамены);

- Бухгалтерский учет (220 часов: 102 часа аудиторных занятий + 108 часов самостоятельной работы + 10 часов текущих консультаций + 6 часов на экзамены, 5 часов на зачеты);

- Финансы и кредит (140 часов: 68 часов аудиторных занятий + 66 часов самостоятельной работы + 6 часов текущих консультаций + 6 часов на экзамены);

- Менеджмент (140 часов: 68 часов аудиторных занятий + 66 часов самостоятельной работы + 6 часов текущих консультаций + 6 часов на экзамены);

- Маркетинг (100 часов: 51 час аудиторных занятий + 45 часов самостоятельной работы + 4 часа текущих консультаций + 7 часов на экзамены);

- Экономическая оценка инвестиций (160 часов: 68 часов аудиторных занятий + 78 часов самостоятельной работы + 14 часов текущих консультаций + 6 часов на экзамены);

- Мировая экономика (100 часов: 51 час аудиторных занятий + 45 часов самостоятельной работы + 4 часа текущих консультаций + 5 часов на экзамены);

- Планирование на предприятии (140 часов: 68 часов аудиторных занятий + 66 часов самостоятельной работы + 6 часов текущих консультаций + 5 часов на экзамены);

- Экономика предприятия (180 часов: 85 часов аудиторных занятий + 81 час

самостоятельной работы + 14 часов текущих консультаций + 3 часа на экзамены).

Учебная программа специальности «Экономика и управление на предприятии» (курс обучения - пять лет) в КамчатГТУ предусматривает изучение следующих дисциплин:

1. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины:

- Иностранный язык (340 часов: 190 часов аудиторных занятий + 139 часов самостоятельной работы + 24 часа на экзамены + 13 часов на зачеты + текущие консультации и консультации перед экзаменом);

- Физическая культура (408 часов: аудиторные занятия + зачеты);

- Отечественная история (102 часа: 54 часа аудиторных занятий + 44 часа самостоятельной работы + 4 часа текущих консультаций + 2 часа на экзамен);

- Культурология (34 часа: 17 часов аудиторных занятий + 16 часов самостоятельной работы + 1 час текущих консультаций + 4 часа на зачет);

- Политология (67 часов: 34 часа аудиторных занятий + 30 часов самостоятельной работы + 3 часа текущих консультаций + 5 часов на зачеты);

- Правоведение (68 часов: 34 часа аудиторных занятий + 31 час самостоятельной работы + 3 часа текущих консультаций + 4 часа на зачеты);

- Психология и педагогика (50 часов: 34 часа аудиторных занятий + 13 часов

самостоятельной работы + зачеты);

- Русский язык и культура речи (35 часов: 18 часов аудиторных занятий + 16 часов самостоятельной работы + 1 час на зачеты);

- Социология (64 часа: 34 часа аудиторных занятий + 27 часов самостоятельной работы + 3 часа текущих консультаций + 4 часа на зачеты);

- Философия (92 часа: 51 час аудиторных занятий + 36 часов самостоятельной работы + 5 часов текущих консультаций + 4 часа на экзамен);

- Деловой английский язык (160 часов: 68 часов аудиторных занятий + 85 часов самостоятельной работы + 7 часов текущих консультаций + 8 часов на зачеты);

- Экономическая география и природопользование (110 часов: 36 часов аудиторных занятий + 70 часов самостоятельной работы + 4 часа текущих консультаций + 2 часа на зачеты).

2. Дисциплины по выбору:

- Административное право (90 часов: 34 часа аудиторных занятий + 53 часа

самостоятельной работы + 3 часа текущих консультаций + 6 часов на зачеты);

- Трудовое право (90 часов: 34 часа аудиторных занятий + 53 часа самостоятельной работы + 3 часа текущих консультаций + 6 часов на зачеты);

- Социальная психология (90 часов: 34 часа аудиторных занятий + 53 часа самостоятельной работы + 3 часа текущих консультаций + 6 часов на зачеты);

- Психология труда (90 часов: 34 часа аудиторных занятий + 53 часа самостоятельной работы + 3 часа текущих консультаций + 6 часов на зачеты);

- История Камчатки (90 часов: 34 часа аудиторных занятий + 53 часа самостоятельной работы + 3 часа текущих консультаций + 1 час на экзамены);

- История экономики (90 часов: 34 часа аудиторных занятий + 53 часа самостоятельной работы + 3 часа текущих консультаций + 1 час на экзамены);

- Эконометрика (75 часов: 34 часа аудиторных занятий + 38 часов самостоятельной работы + 3 часа текущих консультаций + 6 часов на зачеты);

- Математическая статистика (75 часов: 34 часа аудиторных занятий + 38 часов самостоятельной работы + 3 часа текущих консультаций + 6 часов на зачеты).

3. Цикл общематематических и естественнонаучных дисциплин:

- Математика (600 часов: 276 часов аудиторных занятий + 298 часов самостоятельной работы + 26 часов текущих консультаций + 13 часов на зачеты и 24 часа на экзамены);

- Информатика (200 часов: 105 часов аудиторных занятий + 85 часов самостоятельной работы + 10 часов текущих консультаций + 2 часа на зачеты и 3 часа на экзамены);

- Физика (200 часов: 85 часов аудиторных занятий + 107 часов самостоятельной работы + 8 часов текущих консультаций + 3 часа на экзамены);

- Химия (150 часов: 51 час аудиторных занятий + 94 часа самостоятельной работы + 5 часов текущих консультаций + 4 часа на экзамены);

- Экология (80 часов: 36 часов аудиторных занятий + 41 час самостоятельной работы + 3 часа текущих консультаций + 2 часа на зачеты).

- Информационные технологии в экономике (120 часов: 51 час аудиторных занятий + 64 часа самостоятельной работы + 5 часов текущих консультаций + 7 часов на экзамены);

- Математическое моделирование экономических систем (75 часов: 34 часа аудиторных занятий + 38 часов самостоятельной работы + 3 часа консультаций + 8 часов на зачеты).

4. Цикл общепрофессиональных дисциплин:

- Экономическая теория (411 часов: 191 час аудиторных занятий + 202 часа самостоятельной работы + 18 часов текущих консультаций + 123 часа на экзамены);

- Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности (224 часа: 108 часов аудиторных занятий + 106 часов самостоятельной работы + 10 часов текущих консультаций + 9 часов на экзамены);

- Документирование управленческой деятельности (78 часов: 34 часа аудиторных занятий + 41 час самостоятельной работы + 3 часа текущих консультаций + 9 часов на зачеты);

- Статистика (250 часов: 102 часа аудиторных занятий + 90 часов самостоятельной работы + 8 часов текущих консультаций + 45 часов на экзамены);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Бухгалтерский учет (224 часа: 102 часа аудиторных занятий + 112 часов самостоятельной работы + 10 часов текущих консультаций + 40 часов на экзамены);

- Финансы и кредит (156 часов: 68 часов аудиторных занятий + 82 часа самостоятельной работы + 6 часов текущих консультаций + 6 часов на экзамены);

- Менеджмент (180 часов: 85 часов аудиторных занятий + 87 часов самостоятельной работы + 8 часов текущих консультаций + 5 часов на экзамены);

- Маркетинг (142 часа: 68 часов аудиторных занятий + 68 часов самостоятельной работы + 6 часов текущих консультаций + 8 часов на экзамены);

- Экономическая оценка инвестиций (156 часов: 68 часов аудиторных занятий + 82 часа самостоятельной работы + 6 часов текущих консультаций + 8 часов на экзамены);

- Мировая экономика (102 часа: 51 час аудиторных занятий + 46 часов самостоятельной работы + 6 часов текущих консультаций + 5 часов на экзамены);

- Планирование на предприятии (156 часов: 68 часов аудиторных занятий + 82 часа самостоятельной работы + 6 часов текущих консультаций + 5 часов на экзамены);

- Экономика предприятия (189 часов: 85 часов аудиторных занятий + 96 часов

самостоятельной работы + 8 часов текущих консультаций + 2 часа на экзамены).

При сопоставлении учебных программ по направлению «Экономика» в университете Кембриджа и в КамчатГТУ мы делаем вывод о том, что КамчатГТУ представляет студентам большее количество общеобразовательных дисциплин. Общеобразовательными дисциплинами в университете Кембриджа являются курсы по математике и статистике, а также микроэкономика, макроэкономика и эконометрика. В КамчатГТУ цикл общих гуманитарных и социальноэкономических дисциплин значительно шире и предполагает изучение иностранного языка, физической культуры, отечественной истории, культурологии, политологии, правоведения, психологии и педагогики, русского языка и культуры речи, социологии, философии, делового английского языка, истории экономических учений. На изучение вышеперечисленных дисциплин отводится 1530 часов.

На изучение специализированных предметов в университете Кембриджа, таких как: S110 Микроэкономика II, S130 Раздел экономической теории, S140 Промышленное предприятие, S210 Макроэкономика II, S310 Эконометрика II, S403 Ценообразование на рынке ценных бумаг, S500 Развитие экономики, S504 Экономика бедных стран, S610 Британская индустриализация, S620 Вопросы истории макроэкономики, S650 Философские проблемы экономики,

S660 Методология экономики, S750 Вопросы эмпирической микроэкономики, S760 Экономика систем, S770 Поведенческая экономика - отводится 40 часов лекций или семинарских занятий (по окончании изучения дисциплины студенты сдают экзамен либо сдают экзамен и пишут эссе).

Студенты университета Кембриджа изучают не все специализированные предметы, они выбирают дисциплины из вышеперечисленных. Цикл общепрофессиональных дисциплин для студентов КамчатГТУ, обучающихся по направлению «Экономика», включает макроэкономику, микроэкономику, эконометрику, статистику, бухгалтерский учет, финансы и кредит, менеджмент, маркетинг, экономическую оценку инвестиций, теорию экономики, планирование на предприятии и экономику предприятия. Отличие от университета Кембриджа заключается в том, что общепрофессиональные дисциплины являются обязательными для всех студентов КамчатГТУ и изучаются в полном объеме.

Для дополнительного изучение факультет экономики университета Кембриджа представляет своим студентам два или три продвинутых курса (микроэкономика II, макроэкономика II и эконометрика II). Круг дисциплин по выбору для студентов КамчатГТУ, обучающихся по направлению «Экономика» и «Экономика и управление на предприятии (рыбной отрасли)», значительно шире и включает административное право или трудовое право, социальную психологию или психологию труда, историю Камчатки или историю экономики, экономическую географию и природопользование или историю экономики.

Необходимым условием для желающих пройти курс обучения по направлению «Экономика» в университете Кембриджа и в КамчатГТУ является хорошее знание математики.

Одним из существенных отличий университета Кембриджа и КамчатГТУ является техническое оснащение занятий. На факультете экономики в университете Кембриджа работает библиотека Маршала, одна из лучших специализированных библиотек в стране. В библиотеке собрана литература по экономическим дисциплинам и включает 70 000 монографий и научных трудов,

а также свыше 30 000 периодических изданий. Библиотека предоставляет обширные библиографические базы данных, а также обеспечивает on-line доступ к изданиям по экономическому направлению. Факультет оснащен компьютерами, и в компьютерном зале работают три программиста, которые помогают студентам в случае затруднения при работе с компьютерами. Библиотека КамчатГТУ значительно уступает библиотеке Маршала в количестве литературы по экономическим специальностям. В этой связи хотелось бы порекомендовать расширить библиотеку университета и пополнить ее специализированной литературой по экономическому направлению. Что касается компьютеризации КамчатГТУ, в университете открыты компьютерные классы, в которых проводятся занятия для студентов.

Как в России, так и за рубежом, степени бакалавра не достаточно для того, чтобы реализовать себя как профессионала в области экономики. Тщательное изучение основных предметов -микроэкономики, макроэкономики и эконометрики - вместе с изучением специализированной области знания в настоящее время является необходимым условием для получения квалификации профессионального экономиста и получения достойной работы. Поэтому в университете Кембриджа помимо степени бакалавра экономики студентам представлена возможность получить степень магистра экономики. В КамчатГТУ помимо степени бакалавра по направлению «Экономика» студенты могут получить квалификацию «специалист» по направлению «Экономика и управление на предприятии (рыбной отрасли)». К сожалению, в настоящее время не во всех вузах России действует магистратура, к таким вузам относится и КамчатГТУ.

Выводы

В данной статье рассматривалось содержание образовательных программ по специальности «Экономика» Кембриджского университета, в ходе исследования мы определили, что технологии и формы обучения в Великобритании имеют ряд особенностей, реализация которых в российской практике может способствовать повышению качества образования. Качество британского образования базируется на трех составляющих: великолепная оснащенность вузов, поспевающие за прогрессом инновационные образовательные технологии и отказ от пассивной системы обучения в пользу самостоятельной работы.

В ходе сопоставительного анализа содержания дисциплин по специальности «Экономика» в Кембриджском университете и КамчатГТУ мы пришли к заключению, что содержание экономического образования в России претерпевает существенные изменения. Одна из наиболее существенных особенностей - модульный принцип обучения, на который постепенно переходит Камчатский государственный технический университет. Характерной чертой содержания экономических модулей является рациональное сочетание фундаментальных теоретических и прикладных аспектов. Экономическое образование направлено на удовлетворение потребностей

фирм в конкретных знаниях и умениях специалистов. В то же время высшее образование не превращается в тренинг, а обеспечивает формирование такого интеллектуального и профессионального уровня выпускников, который позволяет им адаптироваться к различным внешним условиям.

Литература

1. http://www.econ.cam.ac.uk/.

2. http://www.econ.cam.ac.uk/prospect/fees.pdf.

3. http://www.admin.cam.ac.uk/univ/gsprospectus/request form/.

4. URL http://www.gre.org

5. Новый англо-русский словарь. - 7-е издание, стереотип. - М.: Русский язык, 2000. - 880 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.