Научная статья на тему 'Университет: к проблеме образовательной микросреды'

Университет: к проблеме образовательной микросреды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНИЙ МИР / ВНУТРЕННИЙ МИР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (ОС) / СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИКРОСРЕДА / ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНЫЙ КОМПОНЕНТ ОС / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ ОС / “SPACE AND OBJECT” COMPONENT OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / OUTSIDE WORLD / INNER WORLD / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SUBJECT OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL MICRO-ENVIRONMENT / ACTIVITY COMPONENT OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кумышева Римма Мухамедовна

Статья посвящена структурно-функциональному анализу образовательной микросреды в университете. На примере микросреды медицинского факультета рассматривается ее роль в трансформации учебного опыта студентов в их жизненное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational microenvironment at the classical university

The article contains the structural and functional analysis of the educational microenvironment at the university. By the example of the medical faculty there is shown its role in the transformation of students’ educational activities into their living space and real practice.

Текст научной работы на тему «Университет: к проблеме образовательной микросреды»

Литература

1. Сноу Ч. Портреты и размышления. М.: Про-

гресс, 1985. С. 358.

2. Ридингс Б. Университет в руинах. М.: ГУ-

ВШЭ, 2010. 300 с.

3. Тхагапсоев Х.Г. На путях в миражи? (К современным стратегиям развития образования в России)// Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 21-29.

4. Библер В.С. От наукоучения к логике куль-

тур. М.: Мысль, 1991. 630 с.

5. Тхагапсоев Х.Г. Культурная форма как те-

оретический конструкт и мера культуры // Вопросы культурологии. 2012. № 5. С. 10-16.

6. Тхагапсоев Х.Г. Диалог культур: пробле-

мы соотнесения архетипов // Научная мысль Кавказа. 2001. № 1. С. 62-68; Тхагапсоев Х.Г. Коммуникативные особенности бесписьменных культур // Научная мысль Кавказа. 2000. № 2. С. 48-56.

7. Интервью А. Сокурова // Кабардино-Бал-

карская правда. 2013, 2 апреля.

8. Культура Юга России. СПб.: Петрополис,

2012. 275 с.

9. Тхагапсоев Х.Г. Пушкинский фактор в ди-

алоге русской и кавказских культур // Вестник Российской академии наук. 2009. Т. 79. № 7. С. 617-623.

10. Тхагапсоев Х.Г. Университет в современной России: технология как стратегический горизонт? // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 58-61.

P.M. КУМЫШЕВА, доцент

Университет: к проблеме образовательной микросреды

Статья посвящена структурно-функциональному анализу образовательной микросреды в университете. На примере микросреды медицинского факультета рассматривается ее роль в трансформации учебного опыта студентов в их жизненное пространство.

Ключевые слова: внешний мир, внутренний мир, образовательная среда (ОС), субъект образовательной среды, образовательная микросреда, пространственно-предметный компонент ОС, деятельностный компонент ОС

Реформы отечественной высшей школы справедливо упрекают в «концептуальной узости » и зацикленности на экономическом факторе и рыночных отношениях, на продуцировании и сбыте технологий[1]. Ведь процесс образования гуманитарен по своей сути и может быть успешен лишь в той мере, в какой он отвечает природе и экзистенциальным потребностям человека. Вполне естественно, что образовательный процесс в современном информационном обществе все более явственно обретает характер управления развитием личности в специально организованном пространстве

- образовательной среде. По В.А. Ясвину, образовательная среда - это прежде всего

система влияний и условий формирования и развития личности [2, с. 14]. В этом плане средовой подход представляет собой теорию и технологию опосредованного управления процессами формирования и развития личности студента.

Понятно, что образовательная среда сообщается с внешним миром. А мир человека включает предметы, на которые направлена деятельность человека, и события, которые предполагают участие человека и объединяют людей [3, с. 278]. Образовательный процесс только тогда эффективен, когда он осуществляется в жизненном пространстве, гармонирующем с миром человека. Таковым и является образова-

Из жизни вуза

91

тельная среда. А значит, она представляет собой форму единства людей, складывающегося в результате их совместной деятельности в сфере образования [4]. В основе этой деятельности - согласованные потребности участвующих в ней субъектов. Цели и средства их достижения формируются и изобретаются самими субъектами благодаря осваиваемым механизмам культуры; чем большее число фрагментов культуры будет преобразовано в образовательный ресурс, тем более богатой в плане влияний будет образовательная среда.

Образовательная среда имеет сложную структуру. Так, В.И. Слободчиков выделяет в ней следующие компоненты: психодидактический (содержание, формы и методы деятельности); социальный (отношения, возникающие между субъектами), пространственно-предметный (возможности для организации деятельности и развития учащихся, обеспечиваемые предметной средой), субъекты среды [5, с. 107-122.]. Иную структуру предлагает В.А. Ясвин: 1) пространственно-предметный компонент (архитектура здания, степень открытости/ закрытости конструкций внутреннего дизайна, размер и пространственная структура помещений, легкость их пространственной трансформации); 2) социальный компонент (пространственная и социальная плотность субъектов образовательного процесса, степень скученности и ее влияние на социальное поведение, личностные особенности и успеваемость обучаемых, изменение персонального и межличностного пространства, распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности субъектов образовательной среды); 3) психодидактический компонент - стиль преподавания и характер социально-психологического контроля, кооперативные или же конкурентные формы обучения, содержание программ обучения, их традиционность, консерватизм или гибкость [2, с. 274].

Мы выделяем в структуре образова-

тельной среды три компонента: 1) предметно-пространственный; 2) субъектно-социальный; 3) деятельностный.

Пространственно-предметный компонент - это реальный мир, в котором человек осуществляет предметную деятельность. Субъектно-социальный компонент

- это социальная среда; при этом среда педагогов и среда обучаемых взаимодействуют друг с другом как два компонента одной системы, обладая индивидуальными свойствами и выполняя различные функции. В соответствии с этим обучаемый включен в отношения двух подсистем: «педагог - учащийся», «учащийся - учащийся».

Образовательная среда (ОС) функционирует в постоянном взаимодействии с внешним миром: получает от него стимулирующие сигналы и передает ему свою продукцию - выпускников, компетенции которых должны соответствовать требованиям внешнего мира. Иначе говоря, с одной стороны, ОС должна соответствовать условиям и требованиям внешнего мира, с другой - она не выполнит своих функций, если будет копировать внешний мир. Таким образом, образовательная среда должна учитывать особенности внешнего мира, прогнозировать их динамику и ориентиро-

вать студентов на облик и темпоральность «мирагрядущего». Именно на этой прогнозной «картине мира» должен основываться деятельностный компонент образовательной среды, включающий необходимые учебные действия с идеальными и реальными предметами, общение и взаимодействие с социальным миром и в имитированных ситуациях, создание студентами и реализацию ими собственных моделей взаимодействия с миром посредством профессиональной деятельности. Соответственно, в функции деятельностного компонента ОС входят: трансформация информации из внешнего мира в дидактический материал, преобразование реальных проблем внешнего мира в учебные задачи, переход от учебных действий с идеальными объектами к учебным действиям с реальными проблемами и задачами.

Влияние предметного пространства на психику человека исследовали многие психологи. Его можно наблюдать и в стенах нашего университета. Так, в корпусах, построенных в 30-40-х годах XX в. в стиле брутального классицизма, всегда больше порядка и сохранности, чем в корпусах индустриального стиля 60-70-х годов того же века. А в новом корпусе социально-гуманитарного института КБГУ, построенном в стиле модерн с использованием дорогостоящих материалов, с эстетичной цветовой гаммой отделочных материалов и мебели, уже шесть лет нет ни одной поломки мебели или стен, хотя контингент студентов во всех корпусах схож по социальному статусу и личностному развитию. Наблюдения фиксируют положительную динамику в активности студентов, когда они занимаются в аудиториях, оснащенных современной техникой и новой мебелью.

Х.Э. Штейнбах и В.И. Еленский выделяют следующие переживания, связанные со средой: контроль над средой, возможность самореализации, спокойствие, свобода поведения или подавление свободы, на-

личие угрозы, прогресс или регресс и другие [6, с. 82]. В. Мейер предлагает иной список психологических феноменов: чувство места - ощущение причастности к какому-то месту, чувство связи - ощущение непрерывности связи со средой, чувство идентификации, чувство ориентации, чувство порядка, чувство естественной природы, чувство масштаба - ощущение комфорта, уюта, возникающее в соразмерной человеку среде, чувство тайны - желание исследовать, чувство покоя - защищенности, чувство участия - возможность совместных коллективных переживаний [6, с. 83-84]. В образовательной среде из всех перечисленных переживаний наиболее значимыми являются чувства причастности, ориентации, порядка, масштаба, защищенности, тайны и участия.

КБГУ являет собой образовательную мезосреду, состоящую из множества микросред, отличающихся друг от друга качественным состоянием пространственнопредметного и деятельностного компонентов. Одна из таких микросред - отделение режиссуры факультета искусств и СМИ (творческая мастерская режиссера А.Н. Сокурова). Лекционный зал оформлен в форме амфитеатра, что улучшило акустику, облегчило работу лектора, сократило дистанцию между лектором и слушателями, обеспечило визуальный контакт лектора. Цветовая гамма и фактура мебели близки к дизайну классических учебных зданий, что обеспечивает чувство причастности и чувство тайны. Все это дополнено высоким уровнем оснащения современными техническими средствами.

Следует отметить и своеобразие субъектно-социального компонента среды. Субъекты образовательной микросреды творческой мастерской - педагоги, отобранные из ведущих театральных вузов страны, привнесли в нее объемность видения, многообразие интерпретаций объектов и событий мира, разнообразие форм и методов воплощения «интепретированного

Из жизни вуза

93

мира» в образы, философию и модели художественных произведений.

В деятельностном компоненте образовательной микросреды творческой мастерской подготовки кинорежиссера на первом месте стоит раскрытие индивидуальности каждого студента. Приемы, используемые с этой целью, ориентируются на учебную ситуацию, личность обучаемого, контакты с внешним миром. Типичный пример такого приема - постановка студентами учебных этюдов по заданному литературному произведению. После показа каждого этюда идет общее обсуждение, в процессе которого постановщику становится ясно, насколько выразительны выбранные им средства воплощения идеи, насколько его авторская концепция систематизирована и сформирована и достаточно ли точно организованы им пространство и исполнители. Педагог почти не вмешивается в этот процесс. Таким образом, воплощается базовая система отношений: «от индивидуальности - к миру» и «от мира - к индивидуальности» (по концепции Л.Я. Дорфмана) [7, с. 21].

Если в образовательной микросреде подготовки режиссеров переход действий от идеального к реальному миру происходит последовательно, то в образовательной микросреде медицинского факультета миры идеального и реального присутствуют в жизненном пространстве студентов од-новременно.Здесь изучение концептуальных моделей профессиональной деятельности и ее осуществление в реальном мире не разделяются. Большая часть учебных занятий проводится в условиях больничного стационара, то есть в условиях реального мира, реальной профессиональной деятельности. Это усиливает чувства причастности и ориентации. Учебные задачи решаются в условиях реальных проблем. Если в других микросредах опредмечивание результатов учебного опыта студентов предполагается лишь в будущем, то в микросреде медицинского факультета учебная дея-

тельность уже осуществляется во внешнем мире.

Существенно также, что учебный корпус медицинского факультета отдален от главного комплекса зданий университета -приближен к лечебным учреждениям города. Это является фактором одновременно и автономизации медицинского факультета, и интеграции его с внешним миром. Проведение учебных циклов в лечебных учреждениях повышает у студентов чувства масштаба и причастности. Да и само здание факультета, которое представляет архитектурную и историческую ценность, создает ощущение тайны и причастности. Все это приносит свои плоды.

Студенты медицинского и других факультетов в режиме наблюдения тестировались по нескольким методикам. Результаты тестов будущих врачей значимо отличались от результатов других факультетов. К примеру, опрос по методике предельных смыслов Д.А. Леонтьева обнаружил, что смысловые диспозиции студен-тов-медиков сосредоточены на познании, самопознании, самосовершенствовании. Ведущий смысл своей учебной деятельности они связывают с обретением способности оказывать реальную помощь людям. Для сравнения: большинство студентов других факультетов видят назначение своей учебной деятельности в том, чтобы найти высокооплачиваемую работу, стать уважаемыми в обществе людьми, завести семью. То есть подавляющее большинство студентов немедицинских факультетов видят смысл учебы в улучшении своих ма-териальныхи статусных позиций, в то время как студенты-медики сосредоточены на своем внутреннем преобразовании, чтобы в перспективе реально влиять на здоровье людей и тем самым улучшать состояние внешнего мира; они считают, что профессиональное и личностное развитие позволит им лучше ориентироваться в мире и чувствовать себя уверенно. Если студенты других факультетов являются скорее по-

требителями образовательных услуг, то в образовательной микросреде медицинского факультета формируются активные деятели и преобразователи: в процессе получения образования они сами формируют модель своего взаимодействия с миром посредством профессиональной деятельности.

Все это, как нам представляется, подтверждает необходимость взаимодействия образовательной микросреды с внешним миром в целях трансформации учебного опыта студентов в их жизненное пространство.

Литература

1. Тхагапсоев Х.Г. Университет в современной России: технология как стратегический горизонт? // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 58-61; Тхагапсоев Х.Г. На путях в миражи? К современным стратегиям развития образования в Рос-

сии // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 21-29.

2. Ясвин В.А.Образовательная среда: От мо-

делирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет позна-

ния. СПб.: Питер, 2001. 288 с.

4. Мерзон Е.Е. Образовательная среда как

фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза // Молодой ученый. 2011. №10. Т.2. С. 170-172.

5. Слободчиков В.И. Образовательная среда:

реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор-Bennet college. М., 1997. С. 177-184.

6. Штейнбах Х.Э., Еленский В.И. Психоло-

гия жизненного пространства. СПб.: Речь, 2004. 239 с.

7. Дорфман Л.Я. Концепция метаиндивиду-

ального мира: современное состояние // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т. 3. № 3. С. 3-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.