Научная статья на тему 'Универсальный тестирующий комплекс «Этика'

Универсальный тестирующий комплекс «Этика Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
154
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Бургвиц Светлана Владимировна, Надточий Ирина Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Универсальный тестирующий комплекс «Этика»

С.В. Бургвиц, И.Л. Надточий УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ТЕСТИРУЮЩИЙ КОМПЛЕКС «ЭТИКА»

Внедрение информационных технологий в сферу образования означает доступ к большему объему учебной информации, является образной и наглядной формой представления изучаемого материала, служит поддержкой активных методов обучения. Модульный принцип построения средств автоматизированного обучения позволяет тиражировать отдельные составные части информационных технологий [1].

Программный метод обучения, реализующий такую информационную среду (технологию), должен быть прежде всего инструментом.

Последние достижения в программном обеспечении позволяют перейти к использованию элементов объектно-ориентированного и визуального программирования (например, с использованием языков, входящих в программный продукт Microsoft Visual Studio, Visul Basic, Visual C++).

Поскольку конечной целью обучения, контроля и тестирования является определение и научное измерение степени усвоения учебного материала и овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками, специализированные инструментальные системы должны поддерживать следующие функциональные возможности:

• широкий набор способов предъявления заданий (случайный выбор, генерация заданий по шаблонам и т.д.);

• полный набор способов анализа и ввода ответов;

• гибкость в способах выставления оценки уровня учебных достижений обучающегося;

• сбор и обработку индивидуальной и групповой статистической информации о результатах контроля;

• возможность работы в локальной вычислительной сети с целью автоматического сбора информации о ходе контроля и его результатах со всех компьютеров одновременно.

Для социально-экономических специальностей создание тестов, которые представляют собой совокупность взаимосвязанных заданий возрастающей сложности, позволяет надежно и валидно оценить знания и характеристики личности обучаемых.

Использование глобальных сетей (Internet) для дистанционного обучения стало возможным благодаря бурному развитию техники и появлению удобных и доступных технологий для работы с распределенными базами данных, таких, как WWW-технологии [2].

Авторами предлагается программный комплекс «Этика», предназначенный для проведения тестирования и контроля по комплексу дисциплин.

Методические возможности, интеллектуальность и эффективность компьютерного обучения во многом определяются возможными видами ответов обучаемых. Эти возможности особенно привлекательны для создания удаленных обучающих сред, построенных по технологии гипермедиа.

Существо реализованной в программном комплексе технологии состоит в создании организационной и инструментальной основы, обеспечивающей реализацию по «жизненному» циклу технической, методической, программной и кадровой политики проектирования, тиражирования и сопровождения обучающих систем.

Инструментальную основу технологии составляет программный комплекс («оболочка»), обеспечивающий разработчикам-непрограммистам полный сервис для создания тестирующего или контролирующего материала.

Основу архитектуры генерируемой обучающей среды адаптивного обучающего комплекса для дистанционного обучения составляет следующий посыл: комплекс существует в виде двух модулей-сред - преподавателя и студента. На рис. 1 показаны основные моменты, определяющие архитектуру комплекса «Этика».

Разработка обучающих экранных форм

Редактор текстового материала < Вопрос ы и Редактор вопросов и ответов

Компоновка обучающего материала

Редактор Генератор обучающего

проектов материала

<модуль студента>

Рис. 1. Архитектура программного комплекса

Интерфейс инструментальной среды определяет протокол взаимодействия пользователя с приложением. Удобство интерфейса увеличено за счет использования в приложении стандартного интерфейса Windows-приложения, оформления элементов интерфейса так, чтобы они были интуитивно понятны, максимально сокращали количество диалогов. Основные компоненты такого интерфейса: окно дизайна обучающего экрана, окно редактора вопросов и ответов, окно редактора проектов.

Функциональный состав обучающей среды <модуль преподавателям:

1. Воспроизведение обучающего материала. Последовательность представления обучающего материала и сам обучающий материал берется из файла, сгенерированного в инструментальной среде. Из этого же файла также считывается значение флага разрешения перехода на предыдущий экран.

2. Задание вопросов, прием ответов, анализ ответов, принятие решения о продолжении обучения. Если к текущему обучающему экрану имеются вопросы, то они задаются в порядке, определяемом случайным образом.

3. Быстрый запуск на выполнение исполняемого файла (например, изучаемая программная система или программа-браузер).

4. Возможность настройки размеров экрана, определение имени и пути исполняемого файла.

Обучающая среда < модуль студента> существует в двух вариантах: традиционная обучающая среда, которая может функционировать в любых вычислительных средах, ИТМЬ-обу-чающая среда для организации дистанционного обучения через Ш:ете1:.

Интерфейс обучающей среды содержит следующие компоненты: окно представления обучающих экранов, окно тестирования, окно настройки параметров, окно протокола. Окно демонстрации обучающего материала должно содержать рабочее поле, в котором размещаются обучающие экраны, кнопки смены экрана, которые позволяют перемещаться по обучающему материалу вперед и назад, кнопку быстрого запуска приложения.

Вид интерфейса в режиме дистанционного обучения показан на рис. 2.

Рис. 2. Интерфейс ИТМЬ-обучающей среды

Отличительной особенностью программного комплекса является то, что он позволяет создавать такие обучающие среды, последовательность информационных экранов в которых может изменяться в зависимости от того, как проходит процесс обучения, в частности как обучаемый отвечает на тестовые вопросы.

Задача же разработчиков была в создании удобного, легко изучаемого интерфейса для создания обучающей среды и ее программная реализация.

Тестирующая часть предназначена для проведения тестов с целью закрепления пройденного материала. Она представлена тестированием в ходе обучения и контрольной работой. С помощью тестирования в ходе обучения производится контроль усвояемости материала и в случае необходимости повторение обучения. С помощью контрольной работы производится итоговый контроль всего пройденного материала.

Интерфейс пользователя рассчитан на непрограммирующего преподавателя и легок в освоении.

На рис.3 показан стартовый фрагмент интерфейса программного комплекса «Этика».

^ Тестер - О 12)

Файл Редактирование Тестирование Справка

[ Старт ] Результат

Тест готов. Вопросов: 22

Рис. 3. Стартовый фрагмент программного комплекса

Рис. 4. Интерфейс тестера

Рис. 5. Модуль студента

Список использованной литературы

1. Надточий И. Л., Бургвиц С.В. Инструментальные программные комплексы создания обучающих систем для социально-экономических специальностей // Вестн. Челяб. ун-та. Сер. 7. Гос. и муницип. упр. 2003. № 1. С. 112 - 123.

2. Надточий И. Л. Информационные и Internet-технологии в образовании: Учеб. пособие. Челябинск: ЮУрГУ, 1999. 77 с.

Е.Г. Усольцев, Ю.А. Ильиных К ОБОСНОВАНИЮ КОНЦЕПЦИИ МОДЕЛИ «БАЗОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА »

Высшее руководство организаций и управленцы-практики сегодня видят, что их профессиональную работу обступили многочисленные теории и что эти теории порождены не только диктатом реализма, когда постулаты учений основываются на произвольно интерпретируемых прецедентах хозяйственной жизни [1, 2000, №4, с. 103 - 107], но и неоднозначностью определения самого феномена «менеджмент». Авторы рассмотрели управленческую деятельность в пространстве понятий, редко встречающихся в современных учениях, что позволило обнаружить некоторые скупо освещенные стороны менеджмента и в новой форме представить аргументы в пользу утверждения, что во всех известных функциональных менеджментах больше общего, нежели специфичного. Это тем более важно, что появляются мнения [1, 2003, №4, с. 101 - 104] о якобы существующем антагонизме между технократической и гуманитарной культурами, который проявляется в деятельности, именуемой «менеджмент». Несогласие с этим явилось причиной того, что авторы вернулись к обоснованию концепции «базового менеджмента», которую высказали в связи с перспективой ее использования в процессе профессионального образования [2].

Внимание авторов сосредоточено на имманентной составляющей менеджмента, отвечающей следующему определению: искусная деятельность, направленная на управление наемным трудом свободных людей, входящих в консолидированную группу решателей прикладной задачи, результат решения которой отвечает ожиданиям общества и запросам потребителя, а способ решения задачи, основанный на использовании целесообразно подобранной системы ресурсов, приемлем по юридическим и морально-этическим нормам. Именно этот вид деятельности назван «базовым менеджментом». Он отчужден от сути и масштаба самой прикладной задачи, появляющейся в результате декомпозиции какого-либо общественно значимого дела (иначе - материнской задачи, бизнес-проекта) на обособленные прикладные задачи. Последние находят свое разрешение в деятельности хозяйствующего субъекта (бизнес-объекта).

Предполагается, что результат (продукт) решения любой прикладной задачи имеет потенциального потребителя, находящегося во внешней и/или внутренней среде бизнес-объекта. Потенциальный потребитель становится реальным только тогда, когда продукт будет иметь требуемое качество, определяемое как степень, с которой совокупность собственных отличительных свойств продукта соответствует потребности или ожиданиям, обычно предполагаемым или являющимися обязательными [3].

За продукт задачи понимается совокупность преднамеренной и непреднамеренной продукции. Содержательную модель продукта можно представить (вообразить) в виде некоторого перечня требований к обеим разновидностям продукции, а также к технологии производства продукта. Эти так называемые прикладные требования делятся на две части: одна касается потребительских и технологических свойств преднамеренной продукции, а другая относится, чаще всего, к экологическим характеристикам непреднамеренной продукции и/или технологии производства продукта. Стоит заметить, что прикладные требования сами являются продуктом какой-то заблаговременно решенной метазадачи, надстроенной над прикладной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.