Научная статья на тему 'Практика применения средств дистанционного обучения для проведения самостоятельной работы студентов гуманитарных специальностей'

Практика применения средств дистанционного обучения для проведения самостоятельной работы студентов гуманитарных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика применения средств дистанционного обучения для проведения самостоятельной работы студентов гуманитарных специальностей»

И.Л. Надточий, С.В. Бургвиц

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Широкое внедрение информационных технологий в сферу образования имеет смысл, если это позволяет создать дополнительные возможности и организационно-технические ресурсы, что означает доступ к большому объему учебной информации, возможность организации дистанционного обучения, образную наглядную форму представления изучаемого материала, поддержку активных методов обучения и.т.д.

Выбор методов обучения

В настоящее время, как правило, выделяют следующие методы обучения: проблемный, исследовательский, информационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический.

При обучении по дистанционной технологии построить курс только на методах обучения, наиболее активизирующих обучающихся (проблемный, эвристический, исследовательский), невозможно и нецелесообразно.

После усвоения определенного объема учебного материала и вовлечения обучаемых в самостоятельную познавательную деятельность оправдано использование активных методов обучения - информационно-рецептивного и репродуктивного. Методы обучения должны быть соотнесены с использованием различных средств обучения: твердые копии (учебные пособия, монографии и т.п.), электронные учебно-методические пособия, электронные библиотеки, обучающие системы, аудио- и видеоматериалы, виртуальные тренажеры и стенды.

Разнообразие методов и средств их инструментальной поддержки настолько велико, что можно реально говорить о существовании информационно-образовательной среды (термин введен в [1]). Однако разделение специальностей на естественно-научные, гуманитарные, технические и т.д. позволяет говорить о необходимости создания информационно-образовательной среды группы специальностей. В нашем случае это информационно-образовательной среда гуманитарных специальностей - ИнОСГС.

Для реализации учебного процесса в данном направлении создана программнотелекоммуникационная среда, обеспечивающая едиными технологическими средствами ведение учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в среде Интернет любому числу учебных заведений.

Основными элементами ИнОСГС, как и у любой сложной системы, считают: технологические средства, информационные ресурсы, организационно-методическое обеспечение. Для организации дистанционного обеспечения наиболее важны информационные ресурсы.

Важнейшими характеристиками ИнОСГС являются многоаспектность, обобщенность, распределенность, асинхронность.

Чтобы ИнОСГС обладала вышеназванными характеристиками, необходимо соблюдение определенных педагогических принципов:

- открытости - студенту должна быть предоставлена возможность выбора информационных ресурсов, а также их носителей (пособие, СБ-КОМ, видеокассета и т.п.);

- многоаспектности - явления и процессы должны быть представлены с разных точек зрения;

- избыточности - студент должен уметь выбрать из предложенной информации необходимое, критически оценив ее;

- динамичности - информация должна постоянно обновляться;

- сохранения и накопления информации - целесообразно вести архив лучших студенческих работ, который станет электронной библиотекой для следующих групп.

При организации дистанционного обучения природа модели обучения меняется. Она становится локальной и стратегической, то есть позволяет достичь перехода информации в знание и наоборот (внутри учебного заведения, с ним, вне него), а также использовать доступ к информации, чтобы учиться. Она становится глобальной, так как учебное заведение занимает место в системе информационных ресурсов. Всякое освоенное (локализованное) знание отсылает к общему пониманию информационного контекста. Внутри этой модели это значит действовать самостоятельно [3] или с большой степенью самостоятельности.

Новый статус, придаваемый информации внутри учебного заведения и вне него, делает необходимым создание настоящей дидактики информации и понимания посредничества. Это можно назвать моделью приобретения знаний.

Реализация модели приобретения знаний

Модель приобретения знаний включает два процесса - нисходящий и восходящий (рис. 1).

Восходящий процесс Нисходящий процесс

Рис. 1. Модель приобретения знаний

При восходящем сценарии осуществляется переход от частного к общему или, другими словами, от локального к глобальному. В данном случае основой выступают знания, которые, пройдя через процесс обучения, становятся информацией. Пример такого процесса - это умение пользоваться справочными материалами, критически мыслить, управлять отношением «информация - знание».

При нисходящем сценарии осуществляется переход от общего к частному, или от глобального к локальному. В данном случае информация в ходе процесса обучения становится знанием. Примеры - это все ситуации, где инициатива приобретения знаний не зависит от инструкции или сценария обучения, принятого в учебном заведении, а принадлежит обучаемому. В качестве специфических средств для развития данного вида переходов выступают различные ресурсы: ресурсы сети Internet, базы данных, учебное телевидение и много другое.

Рассматриваемая модель показывает стратегическую роль связующих блоков (рис. 1), внешнюю и внутреннюю связь процесса приобретения знаний, цикличность информации, которую учащийся получает вне учебного заведения, и той информации, которая используется в учебном процессе.

Однако не всякая информация может быть использована в информационнообразовательной среде. Чтобы добиться развивающего эффекта информация должна быть:

- структурирована и логически связана;

- семантична, что означает отсутствие промежуточного толкования используемых понятий, что облегчает восприятие материала и его усвоение;

- компактна - использование иерархической классификации и родового соотношения понятий;

- аутентична - использование неадаптированной информации; использование реальных, а не учебных, текстов и документов.

При создании полноценной среды разработки и поддержки ДО-систем чаще всего используется базовая технология (WWW) как самая популярная на сегодняшний день технология доставки информации пользователю сети Internet. Основывается ДО-система на парадигме гипертекста/гипермедиа. Базовый протокол - HTTP (HyperText Transfer Protocol), основной язык разметки гипертекстовых документов - HTML. В [3] технологию дистанционного обучения позиционирует как наиболее современное средство для разработки переносимых приложений, в том числе распределенных, Internet-готовых приложений.

Основные требования данной технологии заключаются в следующем:

- использование языка программирования Java без привлечения модулей, написанных на других языках программирования, потому что только таким образом можно гарантировать полную переносимость программ в двоичном виде;

- независимость порядка исполнения Java-приложений и Java-апплетов от платформы исполнения; программа может получить информацию о среде, но использование этой информации не должно менять логику функционирования;

- клиент-сервер (client-server) - давно опробованная и хорошо себя зарекомендовавшая парадигма организации распределенных вычислительных систем (альтернатива - одноранговые вычислительные системы) Технология WWW, как и большинство других информационных служб Internet (Telnet, X Window, FTP, Archie, WAIS, gopher), основана на парадигме клиент-сервер, поэтому наиболее удобна для организации распределенных систем на базе WWW;

- СУБД, основанные на SQL (Structured Query Language). Системы этого типа широко применяются при организации серверов-приложений. Они обеспечивают платформенно-независимый, легко масштабируемый интерфейс между приложениями и базами данных.

На рис. 2. показана архитектура предлагаемой авторами системы дистанциионного обучения (ДО-системы), являющейся инструментальной поддержкой ИнОСГС [2; 3].

Основу сервера ДО-системы составляют две постоянно функционирующие программы, не имеющие пользовательского интерфейса:

- сервер HTTP;

- сервер SQL.

Основные достоинства этих продуктов для разработки системы:

- доступность. MS IIS входит в поставку ОС MS Windows NT 4.0 Server. MiniSQL доступен свободно в Интернет;

- достаточная степень надежности. Обе системы широко используются в Internet для построения различных информационных серверов;

- минимальное, но функционально достаточное реализованное подмножество языка

SQL.

Редактор учебных курсов — это единственный модуль системы, запускаемый на сервере и обладающий графическим пользовательским интерфейсом. Основная задача Редактора учебных курсов - редактирование базы данных учебного курса. Собственно учебный курс представляется в виде ориентированного графа, в котором вершинами служат документы, а ребрами - переходы между ними. Из каждой вершины обучаемый может попасть в одну из нескольких, непосредственно связанных с ней ребрами. На основе информации об обучаемом и ходе процесса обучения, имеющихся в базе данных, ДО-система решает, какой переход будет выбран. В первую очередь при решении используются протокол работы и модель обучаемого. Выбор делается на основе правил, связанных с каждым из ребер перехода.

Таким образом, в пределе ДО-система, использующая описанную технологию организации учебного процесса, представляет собой обучающую систему с накоплением информации, управляемой правилами, т.е. с повышенной степенью интеллектуальности [3].

Вершины, как и ребра, могут создаваться, модифицироваться и уничтожаться. При генерации вершины администратор имеет возможность непосредственно указывать файлы, находящиеся на локальном диске. Именно для обеспечения этой возможности редактор учебных курсов должен функционировать непосредственно на сервере ДО-системы, поскольку все остальные функции программы могут выполняться и удаляться через Іпіегпеї

Некоторые вершины курса могут быть помечены как обязательные для посещения. Одна из вершин должна быть назначена как стартовая. В системе осуществляется автоматическое преобразование локальных адресов файловой системы в иИЬ, при этом используется специальная таблица соответствия локальных и сетевых адресов, вся работа с которой также происходит в рамках данной программы.

Рабочее место обучаемого - это часть ДО-системы, которую видит перед собой обучаемый в процессе обучения. В качестве основы может быть использован любой браузер. С точки зрения браузера рабочее место (так называемая «Шегпе^парта») представляет собой два фрейма, расположенных по вертикали (рис. 3). В нижнем, меньшем, фрейме расположен управляющий Іауа-апплет, который высылает запросы на БОЬ-сервер и управляет входом обучаемого в ДО-систему, продвижением его по учебному курсу и выходом из ДО-системы. Именно этот апплет принимает решение о том, какое из возможных перемещений будет сделано после изучения некоторой вершины (на основе протокола и модели обучаемого). Здесь же производится запись всех действий обучаемого в протокол.

В верхнем фрейме отображаются материалы учебного курса, загруженные управляющим апплетом с сервера ДО-системы по протоколу НТТР («информационный фрейм»). Это могут быть документы НТМЬ, 1ауа-апплеты, виртуальные миры УИМЬ, графика, видео и т.д.

Кроме того, в этот фрейм загружаются все тесты и контрольные работы, которые студент должен выполнять в процессе обучения. При входе в ДО-систему обучаемый проходит идентификацию, после чего происходит загрузка последнего изученного им документа (или первого документа курса, если студент ни разу не входил в систему). Далее с помощью кнопок «следующий» и «предыдущий» происходит перемещение по учебному курсу с занесением всех действий в протокол. Возможен выход из ДО-системы в любой момент. Сложностей при работе с ДО-системой ни у студентов гуманитариев, ни у преподавателей не возникает, практически это стандартная технология работы в Шегпе!.

Основная деятельность администратора ДО-системы состоит в учете всех, кто имеет доступ к ДО-системе - обучаемых и обучающих. Пользователи ДО-системы подразделяются на три группы: администраторы, преподаватели и обучаемые.

Модуль рабочего места администратора отвечает за распределение обучаемых по преподавателям. Из общего списка обучаемых для каждого преподавателя выбираются те, контроль над которыми он должен осуществлять. Преподавателю доступны протоколы только тех обучаемых, которые ему подотчетны.

Основная задача преподавателя в ДО-системе заключается в проверке прохождения студентами учебного курса. Для выполнения этой задачи преподавателю предоставляются средства, позволяющие анализировать протокол, вносить изменения в модель обучаемого (косвенно влияя на маршрут студента по учебному курсу) и делать выводы об успешности

процесса обучения. Вся работа с обучаемым выполняется удаленно (с проверкой прав доступа). Программа реализована в виде Іауа-апплета и выполняется в рамках браузера. Протокол верхнего уровня, используемый для связи с сервером ДО-системы, - БОЬ.

Рис. 3. Архитектура рабочего места обучаемого

Таким образом, архитектура среды разработки и поддержки ДО-системы позволяет сделать дистанционное обучение более наглядным, быстрым, доступным, качественным. Наглядность обучения обусловливается возможностью применения технологий мультимедиа, быстрота и доступность - применением всемирной глобальной сети 1П:ете1 как основного и единственного носителя информации в системе.

Методика и структура формирования учебных курсов для дистанционного обучения

Важнейшим продуктом обучающей системы, в том числе и ДО-системы, является учебный курс. В процессе обучения важна не информационная технология сама по себе, а то, насколько ее использование реализует достижение поставленных образовательных целей. Реализация компьютерной поддержки процесса обучения является процедурой, органически взаимосвязанной как с разработкой системы обучения в целом, так и для каждого учебного курса. При этом последовательно решаются следующие задачи:

- определение необходимости применения компьютера;

- определение степени компьютеризации учебного процесса;

- определение перечня функций, возлагаемых на компьютер;

- разработка компьютерного пособия в соответствии с информационнометодическими рекомендациями преподавателей-предметников и методистов.

При дистанционном обучении реализуется опосредованное обучение, при котором основной объем учебной информации исходит не от преподавателя, а от компьютера. Конкретный преподаватель, ведущий учебный процесс (если это не преподаватель-специалист в области информационных технологий), как правило, не принимает участие в разработке компьютерного пособия, предоставляя дидактический материал. Поэтому при разработке учебно-информационных материалов для компьютерной поддержки процесса обучения основным принципом становится принцип «отчуждения» этих материалов от их создателя.

Составными частями учебно-информационного и методического обеспечения системы обучения как таковой являются:

- собственно учебный материал;

- контролирующие и тесты различных видов и режимов обучения;

- задачи, ситуации, упражнения;

- методики проведения самостоятельных занятий;

- стратегия и тактика использования каждого средства обучения, их совокупности, функциональных особенностей компьютера и специфики его применения в учебном процессе, а также возможная замена и дублирование каждого из них;

- привязка всех учебно-информационных материалов к реально существующим средствам обучения и методикам проведения занятий.

Учебный курс разрабатывается в соответствии с требованиями к системе обучения в целом, а его информационно-методической основой являются перечисленные выше материалы. Дистанционное обучение призвано решать те задачи и поддерживать те функции обучения и/или администрирования учебного процесса, которые были определены на стадии общей проработки проекта по оказанию образовательных услуг на основе компьютерной технологии обучения.

При разработке учебного курса необходима:

- интерпретация учебно-информационных, контролирующих и тестирующих материалов для их использования на компьютере;

- корректировка традиционной или разработка новой методики обучения, корректировка дидактических приемов с учетом

- разработка общего «сценария» учебного пособия и частных «сценариев» по каждой теме курса, урока и учебного шага в рамках урока;

- определенная степень «открытости» создаваемого программного обеспечения в смысле предоставления возможностей преподавателям изменять какую-либо функциональную часть пособия в соответствии с потребностями конкретной системы обучения.

Кроме того, необходимо учитывать информационную нагрузку - она должна быть адекватна возможностям обучающихся, не вызвать их перегрузки, переутомления; учебные материалы для самостоятельного обучения должны быть предложены в таком режиме, чтобы активизировать обучающихся, поддержать их мотивацию к обучению.

Изложенная технология проходит апробацию для организации самостоятельной работы студентов при работке учебно-методических комплексов дисциплин «Управление персоналом», «Психология деловых отношений», «Этика и культура управления» специальности «Государственное муниципальное управление».

Список литературы

1. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России // ЦКЬ: http://openlib.ru/web/pages/laws_004.html.

2. Надточий И.Л., Бургвиц С.В. Инструментальные программные комплексы для разработки обучающих систем для социально-экономических специальностей // Вестн. Че-ляб. ун-та. Сер. 7. Гос. и муницип. управление. 2003. № 1. С. 112-123.

3. Надточий И. Л. Информационные и Шегпе^технологии в образовании: Учеб. пособие. Челябинск: Юж.-Урал. гос. ун-т, 1999. 77 с.

С.А. Ярушева

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ КАК ОСОБЕННОСТЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Процесс обучения призван наделить слушателей специальными знаниями, которые помогут им в дальнейшем реализовать задуманные планы. Поэтому активизация передачи учебной информации дает возможность повысить эффективность усвоения материала. Применение интерактивных технологий в обучении позволяет максимально приблизить слушателя к производственным проблемам, так как в результате решения проигрываемой задачи слушатели идентифицируют себя с условиями учебного материала, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение.

Выбор методов обучения обусловлен, прежде всего, содержанием учебного материала и целями обучения, которые предполагают не только приобретение знаний, но и формирование умений и навыков, необходимых в практической работе. Поэтому в процессе обучения пригодны, в первую очередь, те методы, при которых имеется возможность приблизить учебную аудиторию к производственной ситуации наиболее реалистично. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают деловые игры.

В отечественной практике обучения первая попытка использовать игровой метод для решения организационно-производственных задач была предпринята в 1932 г. в городе Ленинграде М.М. Бирштейн. В последующие годы большой вклад в становление и развитие этого метода внесли разработки Я.М. Бельчикова и М.М. Бирштейн, В.Н. Буркова, А.А. Вербицкого, В.М. Ефимова, Р.Ф. Жукова, В.Ф. Комарова, В.И. Маршева, В.Я. Платова, А.П. Панфиловой (Хачатурян), В.И. Рыбальского и многих других. В настоящее время игровой метод занимает достойное положение в процессе профессиональной подготовки работников и повышения их кадрового потенциала. Интерактивные технологии позволяют в учебно-игровом поле слушателям проиграть разнообразные должностные и личностные роли и освоить их, создавая будущую модель взаимодействия людей в производственной ситуации.

Деловая игра - это форма деятельности людей, имитирующая те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процессе в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.